Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)
14 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 216/25844/9 НОЯБРЯ 2018 12. РАССЕЛЕНИЕ Предложения проекта по дальнейшему совершенствованию региональной системы расселения Липецкой области направлены на: – смягчение существующих диспропорций и деформаций в каркасе расселения; – улучшение условий для комфортного проживания и всестороннего развития чело- века; – создание условий, активно способствующих наиболее эффективному развитию и размещению производительных сил. Для решения названных проблем представлены предложения по: – иерархии систем расселения; – иерархии центров по роли в системе расселения; – дальнейшему развитию и совершенствованию сложившихся систем расселения разного уровня с акцентом на всемерное развитие групповых и местных систем рассе- ления; – выбору направления развития населенных мест. Сеть городских и сельских населенных мест формирует соответственно городское и сельское расселение области, которые тесно взаимосвязаны и взаимодействуют. Городскую поселенческую сеть формируют 8 различных по категории и статусу горо- дов: гг. Грязи, Данков, Елец, Задонск, Лебедянь, Липецк, Усмань, Чаплыгин. Специфика расселения Липецкой области: – местоположение регионального центра г. Липецка эксцентрично, смещено к вос- точной границе области. Эта топологическая особенность оказывает существенное вли- яние на формирование всей системы расселения области; – несбалансированность развития расселения: урбанизированная часть во главе с городами Липецк, Грязи и Елец и относительно слабо заселенные периферийные запад- ный и северный районы с недостаточно развитыми центрами расселения; – активизация и усиление развития Липецко-Грязинской агломерации со строитель- ством нового города-спутника Романово близ г. Липецк. Ключевая, достаточно сложная проблема Липецкой области – форсированное раз- витие Липецко-Грязинской агломерации при снижении потенциала других населенных мест области. Расселение области приурочено в основном к развитой речной сети. Основные оси расселения исторически сформировались вдоль основных водных артерий обла- сти – рек Дон и Воронеж и по главным транспортным направлениям области (через с. Становое – г. Елец – г. Липецк – г. Грязи – п. Добринка и через г. Данков – г. Лебедянь – с. Долгоруково – с. Тербуны). Вдоль этих направлений в перспективе предполагается дальнейшее развитие суще- ствующих и возникновение новых городских поселений. Исходя из этого, населенные пункты – с. Становое, п. Добринка, с. Тербуны, – находящиеся на основных осевых на- правлениях развития, имеют тенденцию к преобразованию в городские поселения. Проектными предложениями предусматривается совершенствование и развитие региональной системы расселения путем дальнейшего формирования опорной сети по- селений, повышения уровня урбанизации, улучшения среды обитания за счет формиро- вания областной, межрайонной, районной и локальной (местной) систем расселения, с соответствующей иерархией центров. Структура систем расселения выделяется в пределах административных границ и представляется следующим образом (см. схему «Расселение»). Иерархия систем Центр системы Районы I. Региональная (об- ластная) г. Липецк (в перспективе – Липецк – Грязи) Все муниципальные районы области II. Межрайонные г. Липецк Липецкий, Добровский, Хлевенский, Усман- ский, Добринский, Грязинский г. Елец Елецкий, Задонский, Воловский, Тербунский, Долгоруковский, Измалковский, Становлян- ский, Краснинский г. Лебедянь Данковский, Лев-Толстовский, Лебедянский, Чаплыгинский III. Районные Центры одноименных муни- ципальный районов Одноименные муниципальные районы IV. Локальные (меж- хозяйственные) Центры МО сельских по- селений Входящие в состав МО сельского поселения на- селенные пункты в границах МО (определяются на стадии схем территориального планирова- ния соответствующих МО) Региональная (областная) система расселения формируется в пределах админи- стративной границы области и образует иерархическую структуру, в состав которой вхо- дят три межрайонные системы: Липецкая, Елецкая, Лебедянская; районные системы и местные системы расселения. Особо следует отметить влияние Липецкой региональной системы на формирование систем расселения прилегающих регионов (в первую оче- редь – в восточном направлении). Межрайонные системы: Липецкая система охватывает территорию Юго-Восточной зоны, объединяющей районы: Липецкий, Добровский, Хлевенский, Усманский, Добринский, Грязинский, с центром – г. Липецк. Елецкая система охватывает территорию Юго-Западной зоны, объединяющей рай- оны: Елецкий, Задонский, Воловский, Тербунский, Долгоруковский, Измалковский, Ста- новлянский, Краснинский, с центром – г. Елец. Лебедянская система (формирующаяся) охватывает территорию Северной зоны, объединяющей районы Данковский, Лев-Толстовский, Лебедянский и Чаплыгинский, с формирующимся центром – г. Лебедянь. Районные системы: формируются в пределах административных границ одноимен- ных муниципальных районов: Липецкий, Добровский, Хлевенский, Усманский, Добрин- ский, Грязинский, Елецкий, Задонский, Воловский, Тербунский, Долгоруковский, Из- малковский, Становлянский, Краснинский, Данковский, Лев-Толстовский, Лебедянский, Чаплыгинский. Местные (локальные) системы: формируются в пределах административных границ одноименных муниципальных образований сельских поселений. Иерархия центров в системе расселения представлена следующим образом: 1. Региональный (областной) центр – г. Липецк – многофункциональный, про- мышленно развитый город, являющийся важным экономическим центром Российской Федерации, в котором размещены крупные торговые предприятия, высшие учебные заведения, уникальные учреждения здравоохранения, культуры и искусства, информа- ционно-аналитические центры и другие учреждения регионального и межрегионального уровней. 2. Межрайонные центры: г. Липецк – одновременно выступает и межрайонным центром, совмещая функции обслуживания территории в пределах Юго-Восточной зоны. г. Елец – многофункциональный, промышленно развитый город, транспортный узел – является сложившимся мощным межрайонным центром. г. Лебедянь – динамично развивающийся малый город с промышленными функци- ями, способный выступить в качестве межрайонного центра, необходимость которого очевидна и обоснована. Его наличие обеспечит необходимую устойчивость целостному каркасу расселения области. В межрайонных системах расселения выделен ряд подцентров, которые смогут взять на себя частично функции центров систем и частично приблизить межрайонный уровень обслуживания к удаленным территориям. Так, в Липецкой межрайонной системе выяв- ляется подцентр – г. Усмань. В Елецкой межрайонной системе подцентром может высту- пать г. Задонск и, или село Тербуны; в Лебедянской системе – г. Данков. 3. Районные центры – центры муниципальных районов: гг. Грязи, Данков, Елец, За- донск, Лебедянь, Липецк, Усмань, Чаплыгин и сельские поселения Волово, Доброе, До- бринка, Долгоруково, Измалково, Красное, Лев Толстой, Становое, Тербуны, Хлевное, на основе которых формируется система местных (локальных) центов. 4. Местные (локальные) центры – центры МО сельских поселений, дополняющие си- стему локальных центров. Совершенствование и развитие региональной системы расселения предусматрива- ется путем: – усиления ядра системы расселения – агломерации городов Липецк, Грязи, терри- тории ОЭЗ и территориально сближенных поселений, их взаимосвязанного развития; – дальнейшего формирования г. Липецка прежде всего как делового, научно-образо- вательного, социально-культурного центра, при высоко развитых промышленно-иннова- ционных функциях; – дальнейшего развития города Ельца как промышленного и транспортного центра; – формирования города Лебедяни как межрайонного центра с развитыми промыш- ленными функциями и широким спектром учреждений соцкультбыта; – развития города Грязи как логистического и промышленного центра; – дальнейшего развития экономической базы, объектов социальной сферы админи- стративных центров муниципальных районов; – совершенствования транспортной сети: реконструкции и модернизации железных и автомобильных дорог, строительства новых автомобильных дорог; – преобразования ряда сельских населенных пунктов в городские поселения для по- вышения уровня урбанизации территории. 13. ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД И СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД На 01.01.2017 г. существующий жилищный фонд Липецкой области составил 33815,6 тыс. кв. м общей площади. ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ (на конец года; общая площадь жилых помещений, тысяч квадратных метров) 2005 г. 2010 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. тыс. кв. м тыс. кв. м тыс. кв. м тыс. кв. м тыс. кв. м тыс. кв. м тыс. кв. м Жилищный фонд – всего 27052,1 30136,6 30967,7 31543,4 32200,1 32879,8 33815,6 в том числе: государственный 262,4 191,8 188,0 147,8 161,6 155,0 155,2 муниципальный 4160,9 2351,3 1913,7 1717,1 1667,9 1571,9 1519,1 частный 22628,8 27593,5 28866,0 29676,4 30365,8 31140,5 32124,3 из него в собственности: граждан 22192,8 27375,3 28617,2 29454,1 30139,6 30917,7 31870,1 другой - - - 2,1 4,8 12,4 17,0 Площадь ветхого и аварийного жилищного фонда Липецкой области на конец 2011 г. составляла 276,2 тыс. кв. м (0,9%), в том числе: 188,1 тыс. кв. м (0,6%) фонда находилось в ветхом, а 88,1 тыс. кв. м (0,3%) – в аварийном состоянии. Жилищный фонд Липецкой области, признанный по состоянию на 1 января 2012 года аварийным, составлял 74,2 тыс. кв. м. Ветхий и аварийный жилищный фонд подлежит убыли в первую очередь. ВЕТХИЙ И АВАРИЙНЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ (на конец года, площадь жилищ) 2000 г. 2004 г. 2011 г. Весь ветхий и аварийный жилищный фонд, тыс. кв. м 83,9 166,9 276,2 в том числе: ветхий 60,0 152,1 188,1 аварийный 23,9 14,8 88,1 Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда во всем жилищном фонде, % 0,3 0,6 0,9 Жилищный фонд Липецкой области характеризуется высоким уровнем благоустрой- ства. При этом показатели уровня благоустройства жилищного фонда по всем видам инженерного оборудования в городской местности значительно выше, чем в сельской, и везде имеют устойчивую тенденцию к повышению. БЛАГОУСТРОЙСТВО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА ОБЛАСТИ (на конец года; в процентах) Весь жилищ- ный фонд Удельный вес общей площади, оборудованной водопро- водом водоотведе- нием (канализа- цией) отоплением ваннами газом горячим водоснаб- жением напольными электри- ческими плитами 2005 76,6 74,9 85,6 65,4 87,5 67,7 3,2 2010 82,0 80,6 92,1 68,1 89,9 71,5 3,1 2011 82,4 81,0 92,9 68,4 90,5 71,7 3,1 2012 82,5 80,9 93,6 68,3 90,7 71,7 3,2 2013 85,1 82,5 95,5 73,1 92,1 75,9 3,5 2014 86,5 83,1 95,6 73,5 92,1 76,5 3,5 2015 86,2 83,7 94,3 73,8 91,8 77,8 3,9 2016 87,3 84,2 95,2 75,5 91,9 78,1 4,8 Удельный вес благоустроенного жилищного фонда (с комплексом основных видов инженерного оборудования – водопроводом, канализацией, центральным отоплением, га- зом и горячим водоснабжением) в целом по области составлял 74,2 %. При этом в город- ской местности этот показатель был значительно выше (83,2 %), чем в сельской (50,2 %). Жилищная обеспеченность в среднем по Липецкой области равна 27,2 кв. м общей площади на одного жителя. При этом количественные показатели обеспеченности жи- льем городского населения ниже, чем сельского, соответственно, 25,5 и 30,2 кв. м на одного человека. Несмотря на сравнительно высокие средние показатели жилищной обеспеченности населения, в регионе довольно остро стоит жилищная проблема. В 2016 г. на учете на получение жилья в области состояло 17,139 тыс. семей. В течение 2016 г. получили жи- лье и улучшили свои жилищные условия 891 семья, что составляло всего 4,9 % от числа семей, состоящих на учете на получение жилья. ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ НАСЕЛЕНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 2010 2014 2015 2016 Число семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, единиц 21348 20227 18305 17139 в процентах от числа всех семей 4,8 4,4 3,9 3,7 Число семей, получивших жилье и улучшивших жилищные условия за год, единиц 1259 636 705 891 в процентах от числа семей, состоящих на учете в качестве нуждаю- щихся в жилых помещениях 5,9 2,9 3,5 4,9 Городской жилищный фонд области расположен в 8 городах и 2 поселках городского типа, при этом более 53 % его общего объема сконцентрировано в 3 городах – Липецке, Ельце и Грязи, в том числе около 40 % – в г. Липецке. При средней жилищной обеспеченности городского населения области в 27,2 кв. м на одного жителя наибольшие значения этого показателя характерны для гг. Чаплыгин (33,1 кв. м/чел.), Грязи (31,9 кв. м/чел.), Задонск (30,2 кв. м/чел.). Хорошие показатели качества жилищного фонда имеют г. Данков и пгт Лев Толстой. При сравнительно низких показателях доли нового и капитального жилищного фонда гг. Грязи и Задонск имеют высокую степень его благоустройства. Город Лебедянь при самом высоком в области показателе удельного веса капиталь- ного жилищного фонда (90,9 %) имеет значительный объем старого и неблагоустроен- ного фонда. Самыми низкими показателями качества жилищного фонда характеризуются гг. Ча- плыгин, Елец, Усмань и пгт Добринка. Средняя жилищная обеспеченность сельского населения области на конец 2004 г. составляла 25,2 кв. м на одного жителя. Сельский жилищный фонд области характеризуется высоким удельным весом пло- щади жилищ, расположенных в капитальных зданиях (81,9 %). В целом по области техническое состояние сельского жилищного фонда удовлетво- рительное – 52,7 % общей площади жилья имеет небольшой износ (до 30 %) и находится в хорошем и удовлетворительном состоянии. Средняя жилищная обеспеченность сельского населения области на конец 2013 г. составляла 30,2 кв. м на одного жителя. При этом наибольшие значения этого показа- теля имели Добровский (37,2 кв. м/чел.), Хлевенский (35,9 кв. м/чел.), Липецкий (34,6 кв. м/чел.), Данковский (33,3 кв. м/чел.) и Краснинский (32,6 кв. м/чел.) и районы; а наи- меньшие – Лев-Толстовский (23,6 кв. м/чел.), Добринский (26,4 кв. м/чел.), Усманский (26,8 кв. м/чел.) и Грязинский (27,6 кв. м/чел.) районы. Наиболее высокие показатели качества сельского жилищного фонда имеют Волов- ский, Елецкий, Становлянский и Тербунский районы. Наименее качественный сельский жилищный фонд (по совокупности всех показате- лей) имеет Чаплыгинский район. Остальные районы имеют средний уровень состояния сельского жилищного фонда (по совокупности качественных показателей). Жилищное строительство является приоритетным направлением социально-эконо- мической стратегии развития области. Жилищное строительство в Липецкой области характеризуется достаточно высо- кими темпами роста. В 2014 г. введено 1009,1 тыс. кв. м жилья (рост – 117,6% к уровню 2013 г.), в том числе индивидуальными застройщиками построено 710,5 тыс. кв. м жилья. Ввод жилья на душу населения составляет 0,87 кв. м и превышает среднероссийский уровень (0,55 кв. м). По данному показателю область занимает 7-е место среди субъ- ектов Российской Федерации и 3-е место – в Центральном федеральном округе. За по- следние 10 лет объем ввода вырос почти в 2,5 раза (в 2005 г. ввод жилья – 508,0 тыс. кв. м). Территориальные различия в объемах жилищного строительства весьма существен- ны: 70 % ввода жилья сосредоточено на урбанизированной территории Липецк – Грязи и окружающей территории Липецкого и Грязинского районов. Как видим, территориальные различия в объемах жилищного строительства весьма существенны. С одной стороны, 67,5 % ввода жилья сосредоточено на урбанизирован- ной территории Липецк – Грязи и окружающей территории Липецкого и Грязинского районов. С другой стороны, на всю оставшуюся территорию 6 городов и 16 сельских районов приходятся остальные 32,5 % ввода общей площади жилых домов. При этом самый низкий уровень этого показателя среди городов имеет город Чаплыгин, а среди районов – Воловский район. В соответствии с территориальной дифференциацией и темпами роста объемов жилищного строительства к развивающимся территориям относится урбанизированная территория Липецк–Грязи, Липецкий и Грязинский районы, Елец и Елецкий район, а так- же город Лебедянь. Остальная территория характеризуется как слабо развивающаяся, а на ее фоне следует выделить стагнирующие территории – районы Краснинский, Волов- ский, Долгоруковский, Лев-Толстовский, Данковский. В настоящее время в области реализуются жилищные программы, направленные на увеличение объемов жилищного строительства и обеспечение населения доступным по стоимости жильем: – федеральная целевая программа «Жилище на 2011-2015 годы», утвержденная по- становлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1050; – государственная программа Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ», в соста- ве которой подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование», «Свой Дом», «О госу- дарственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей», «Стимулирование жи- лищного строительства в Липецкой области». Государственная программа утверждена постановлением администрации Липецкой области от 13.12.2013 г. № 588 и реализуется с 1 января 2014 года по 31 декабря 2020 года; – областная программа «Переселение граждан из ветхого аварийного жилого фонда на 2013 – 2017 годы», утвержденная постановлением администрации Липецкой области от 26.04.2013 г. № 210; – подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий в Липецкой области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» государственной программы Липецкой об- ласти «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области», утвержденная постановлением администрации области от 28.10.2013 г. № 485. Основными стратегическими направлениями в жилищной политике Липецкой обла- сти являются: интенсивное восстановление и модернизация существующего жилищного фонда и инженерных систем; увеличение объемов нового жилищного строительства на основе современных эффективных, энергосберегающих архитектурно-строительных систем. (В результате реализации Государственной программы Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ» ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования за период 2014 – 2020 гг. должен составить 10220 тыс. кв. м общей площади.); реализация инвестиционных проектов и предложений ГУ строительства и архитекту- ры администрации области: – строительство жилого района «Романово»; – завершение строительства жилого микрорайона «Университетский»; – строительство жилого микрорайона «Елецкий»; – строительство жилого микрорайона «Слобода Александровка»; – строительство жилого микрорайона «Звездный» в районе Лебедянского шоссе; – коттеджная застройка д. Ясная Поляна, с. Частая Дубрава, с. Ленино; – жилая застройка в с. Капитанщино Добровского района; – строительство микрорайона «Восточный» в г. Задонске; – строительство микрорайона «Заречье» в г. Чаплыгине. Для реализации намеченных направлений и показателей ввода жилья необходимо также: – совершенствование государственной законодательной политики, стимулирующей на всех уровнях финансирование строительства жилья; – обеспечение роста инвестиций, использование механизмов ипотечного кредито- вания; – внедрение новых более экономичных технологий строительства, производства строительных материалов; – развитие малоэтажного строительства; – передача незавершенных строительством объектов долгостроя эффективным за- стройщикам; – создание прозрачных условий для формирования рынка земельных участков под застройку, рынка подрядных работ; – привлечение средств федерального бюджета, выделяемых для строительства жи- лья для льготных категорий граждан в рамках целевых федеральных программ. В результате реализации Государственной программы Липецкой области «Обеспече- ние населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ» ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансиро- вания за период 2014 – 2020 гг. должен составить 10220 тыс. кв. м общей площади, или в среднем за год – 1460 тыс. кв. м. Если в 2016 году планировался объем ввода в эксплуатацию жилья 1311 тыс. кв. м., то в 2020 г. этот показатель должен составить 1936 тыс. кв. м. Средняя обеспеченность населения площадью жилых квартир в соответствии с Государственной программой должна увеличиться с 28,1 кв. м/чел. в 2013 г. до 37,2 кв. м/чел. в 2020 г. Показатели прогноза социально-экономического развития Липецкой области на период с 2014 г. до 2030 г. несколько отличаются, так, по вводу жилья в эксплуатацию в 2016 г. прогнозируется 1081,31 тыс. кв. м., в 2020 г. – 1272,88 тыс. кв. м., а в 2030 г. – 1687,23 тыс. кв. м. Фактически в 2016 году введено в действие 1077,874 тыс. кв. метров общей площади жилых домов. В январе-июле 2017 г. введено в действие 572,2 тыс. кв. метров общей площади жилых домов, или 111,1% к январю-июлю 2016 года. Проведенный прогнозный расчет по сельской местности Липецкой области выявил специфическую тенденцию в динамике ввода жилья, обусловленную соотношением тем- пов сокращения численности сельского населения, темпов выбытия жилищного фонда и потребностью нового жилищного строительства. В результате естественной убыли населения на селе появляется свободный жилищный фонд, который используется под разные цели (дачи, второе жилье для горожан, сдача в аренду и т.д.). В перспективе этот фонд может быть предложен на вторичном рынке жилья для рас- селения мигрантов. Несмотря на наличие свободного жилищного фонда, на селе возникает постоянная потребность в новом строительстве в связи как с физическим, так и моральным износом жилых домов (в обществе формируются новые социальные стандарты), а также желани- ем граждан (особенно городского населения) иметь второе жилище в сельской местно- сти, приближенное к городу. СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА В рамках системы здравоохранения Липецкой области функционируют: – 37 больничных учреждений (больницы, диспансеры, центры); – 45 поликлиник (9 самостоятельных и 36 входящих в состав больничных МО); – 5 стоматологических поликлиник; – 1 станция и 17 отделений скорой медицинской помощи; – областной центр медицинской профилактики; – бюро судмедэкспертизы; – медицинский информационно-аналитический центр; – медицинский центр мобилизации резервов «Резерв»; – дом ребенка; – станция переливания крови; – 3 санатория; – 389 фельдшерско-акушерских пунктов. Большой популярностью пользуется лечебное диагностическое отделение ЗАО «Ли- пецккурорт» с минеральными источниками и лечебными грязями. В системе социальной защиты населения Липецкой области функционируют 42 госу- дарственные организации социального обслуживания, в том числе: – 21 стационарная организация социального обслуживания, в которой получают не- обходимые социальные услуги пожилые люди, инвалиды, дети-инвалиды, дети, испыты- вающие трудности в социальной адаптации, из них: 7 учреждений психоневрологическо- го типа, 2 дома-интерната общего профиля для престарелых и инвалидов, геронтологи- ческий центр, центр реабилитации инвалидов и пожилых людей, детский дом-интернат для умственно отсталых детей, детский реабилитационно-оздоровительный центр «Лесная сказка», дом-интернат малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов, кризисный центр помощи женщинам и детям, 4 социально-реабилитацион- ных центра для несовершеннолетних, 2 центра социальной помощи семье и детям; – 1 полустационарная организация – дом ночного пребывания для лиц без опреде- ленного места жительства; – 20 областных бюджетных организаций «Центр социальной защиты населения», предоставляющих социальные услуги на дому. На территории Липецкой области (на 15.10.2015 г.) функционируют: 330 дошкольных образовательных организаций и 11 филиалов; 260 общеобразовательных организа- ций и 121 филиал; 3 специальных (коррекционных) образовательных учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (муници- пальные школы); 7 специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и 1 филиал; 4 вечерние (сменные) общеобразовательные организации; 1 оздоровительное образова- тельное учреждение санитарного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении (санаторная школа-интернат); 3 образовательные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 65 учреждений дополнительного образования; 30 профессиональных образовательных учреждений. Сеть учреждений культуры на конец 2017 года включает в себя 481 учреждение куль- турно-досугового типа, 492 общедоступные библиотеки, 27 музеев, 37 музыкальных и художественных школ и школ искусств, 2 колледжа искусств, 4 профессиональных театра, 3 концертных организации, областной выставочный зал, учебно-методический центр, муниципальная киносеть насчитывает 111 киноустановок, 4 парка культуры и от- дыха. В 2012 г. открыт центр Романовской игрушки в селе Троицкое Липецкого района. Сеть учреждений физической культуры и спорта в Липецкой области включает (по состоянию на 31.12.2014 г.) 2940 спортивных сооружений, в том числе 1658 в сельской местности, из них: – стадионы с трибунами на 1500 мест и более – 21, в том числе 4 в сельской мест- ности; – плоскостные спортивные сооружения – 1908 (в том числе 1184 в сельской местно- сти), из них футбольных полей – 329 (в том числе 277 в сельской местности); – спортивные залы – 596, в том числе 286 в сельской местности; – крытые спортивные объекты с искусственным льдом – 4; – манежи (легкоатлетические) – 1; – плавательные бассейны – 41, в том числе 11 в сельской местности; – лыжные базы – 5, в том числе 2 в сельской местности. В Липецкой области – 2110 штатных физкультурных работников, из них: 646 работ- ников дополнительного образования детей спортивной направленности, 624 учителя общеобразовательных школ, 30 преподавателей учреждений начального профессио- нального образования, 65 преподавателей средних специальных учебных заведений, 102 преподавателя высших учебных заведений. ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ОБЛАСТИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ № п/п Виды учреждений обслуживания Количество учреж- дений Мощность (в соот- ветствующих еди- ницах измерения) Фактическая обеспечен- ность на 1000 жителей (в соответствующих едини- цах измерения) 1 2 4 5 1 Детские дошкольные учреждения 330 и 11 филиалов (2015 г.) 50244 мест (50,9%) н/д 2 Общеобразовательные школы 260 школ и 121 филиал (2015 г.) н/д н/д 3 Больницы 48 (2012 г.) н/д н/д 4 Поликлиники 60 (2012 г.) н/д н/д 5 Дома культуры, клубы 481 (2017 г.) 73141 посадочное место 63 место 6 Библиотеки 492 (2017г.) 329 посадочных мест для пользо- вателей 0,28 7. Концертные организации 3 1188 мероприятий 368,8 тыс. зрителей 8. Театральные организации 4 787 мероприятий 178,8 тыс. зрителей 9. Киноустановки 111 24858 посадочных мест 292,107 тыс. посещений По расчетам, исходя из прогнозной численности населения и его возрастной струк- туры, нормативная потребность на прогнозный период по области в целом ориентиро- вочно составит 1 : – в детских дошкольных учреждениях к 2040 г. – 54,74 тыс. мест( 1 ); – в общеобразовательных учреждениях неполного среднего образования к 2040 г. – 90,3 тыс. мест; – в общеобразовательных учреждениях среднего образования к 2040 г. – 86,7 тыс. мест; – в стационарах к 2040 г. – 148,2 тыс. коек. В представленном проекте разработаны предложения по оптимизации территори- альной организации социальной инфраструктуры, взаимоувязанной с проектируемой системой расселения и транспортной инфраструктурой, обеспечивающей максимально возможное территориальное выравнивание уровня обслуживания населения по всей территории области (см. схему «Организация социально-культурного обслуживания»). Предложения по пространственно-территориальной организации социально-куль- турного обслуживания Липецкой области базируются на: – прогнозе перспективного развития систем расселения; – предлагаемом развитии дорожно-транспортной сети; – учете межселенных трудовых, культурно-бытовых связей; – особенностях сложившейся социальной инфраструктуры. В зависимости от нормативной частоты посещения населением объекты социально- культурного обслуживания дифференцируются на: – повседневное обслуживание – посещаются каждым посетителем не менее 3-х раз в неделю; – периодическое обслуживание – посещаются от 2-х раз в неделю до 3-х раз в месяц; – эпизодического обслуживания – посещаются от 1 раза в месяц. На территории Липецкой области выделены следующие иерархические уровни цен- тров социально-культурного обслуживания: – областной (региональный) – г. Липецк, центр с полным комплексом объектов пери- одического, эпизодического и уникального обслуживания; – межрайонные центры – г. Липецк, г. Елец, г. Лебедянь, с полным комплексом объ- ектов периодического, эпизодического обслуживания и отдельными объектами уникаль- ного обслуживания; – районные центры – городские и сельские поселения, наделенные статусом адми- нистративного центра муниципального района, с полным комплексом объектов перио- дического и частично эпизодического обслуживания; – местные (локальные) центры – совпадающие с центрами МО сельских поселений, с полным комплексом учреждений периодического обслуживания; – населенные пункты с элементарным набором учреждений повседневного обслужи- вания. Кроме того, по мере необходимости могут организовываться «кустовые» (межхозяй- ственные) центры с элементами как повседневного, так и периодического обслужива- ния. Местоположение этих центров возможно определить на следующей стадии проек- тирования – в схеме районной планировки муниципального района. Принятая ступенчатая система обслуживания предусматривает наряду с количе- ственным качественное нарастание сети учреждений социально-культурного обслу- живания в зависимости от численности населения в зонах влияния центров, характера работы учреждений и частоты пользования ими (от центров с элементарным набором учреждений до межрайонных и регионального) – с организацией высших форм эпизоди- ческого обслуживания. ПРЕДЛАГАЕМАЯ УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ Учреждения здраво- охранения Учреждения воспитания, просвещения и образования Учреждения культуры и ис- кусства Учреждения физической культуры и спорта РЕГИОНАЛЬНЫЙ (ОБЛАСТНОЙ) УРОВЕНЬ Специализиро- ванные больницы взрослые и детские Клинические боль- ницы Высшие учебные заведения Театры Музеи Выставочные залы Картинные галереи Драматические театры и ТЮЗы Универсальный развлека- тельный центр Цирк Зоопарк Дворцы спорта Крупные стадионы Крупные спортивные ком- плексы Комплексы специальных, технических и прикладных видов спорта Учебно-тренировочные базы Бассейны МЕЖРАЙОННЫЙ УРОВЕНЬ Межрайонные боль- ницы (в т.ч. со спе- циализированными отделениями для детей и взрослых) Многопрофильные поликлиники, дис- пансеры Филиалы вузов Учебные заведе- ния начального профессиональ- ного и среднего специального образования Дома культуры Развлекательный комплекс Выставочные залы Краеведческие и мемори- альные музеи Комплекс спортивных соору- жений (стадионы, спортзалы, бассейны) Специализированные дет- ско-юношеские спортшколы (в т.ч. олимпийского резерва) Физкультурно-рекреацион- ные центры 1 (1) – СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» Продолжение на 15-й стр. Продолжение. Начало на 5–13-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz