Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)

8 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 216/25844/9 НОЯБРЯ 2018 ОЦЕНКА ТЕРРИТОРИИ ПО КОМПЛЕКСУ ПРИРОДНЫХ ФАКТОРОВ Климатические условия области благоприятны для хозяйственного, градостроитель- ного освоения и рекреационной деятельности и не создают планировочных ограниче- ний. Качество почв в основном высокое – 80-90 баллов (из 100 возможных). На крайнем юго-востоке и крайнем юго-западе почвы характеризуются очень высоким качеством и лишь на отдельных участках в районе Задонска почвы по качеству средние. Инженерно-геологические условия, определяющие условия строительства, на территории Липецкой области довольно сложные. Отмечается значительная расчленен- ность рельефа. Глубина эрозионного вреза изменяется от 20 до 60 метров. Основанием сооружений практически повсеместно служат породы четвертичного возраста, часто просадочные. Глубина уровня подземных вод часто поднимается выше 3-х метров и иногда достигает поверхности. Особо осложняют условия строительства такие опасные геологические процессы и явления, как овражно-балочная эрозия, плоскостной смыв, карст, суффозия, оползни, подтопление и затопление паводковыми водами. На основании инженерно-строительного районирования выделено четыре типа тер- риторий: – Территории с инженерно-строительными условиями средней сложности. К этой категории отнесены территории, расположенные частично в Данковском, Чаплыгинском, Лев Толстовском (весь район), Лебедянском, Липецком, Елецком, Краснинском, Станов- лянском, Долгоруковском районах. Здесь вероятно проявление эрозии, оползней, кар- ста. При соответствующей инженерной подготовке возможна длительная безаварийная эксплуатация зданий и сооружений. – Территории со сложными инженерно-строительными условиями. Это территории, расположенные частично в Становлянском, Измалковском, Долгоруковском, Чаплы- гинском, Грязинском, Липецком районах, почти полностью в Воловском и Усманском районах. На территории широко развиты эрозионные процессы, оползни, карст. Здесь необходимы сложные мероприятия по инженерной подготовке и защите территории от опасных инженерно-геологических процессов. – Территории с инженерно-строительными условиями повышенной сложности. Это, прежде всего, склоны речных долин, подверженные эрозии, оползням, суффозии, за- болоченные и сильно закарстованные территории. К ним относятся территории, рас- положенные частично в Елецком, Становлянском, Добровском, Добринском, Липецком районах. Здесь необходимы сложные дорогостоящие мероприятия по инженерной под- готовке при использовании территории под строительство. – Территории, не рекомендуемые для застройки. Это территории пойменных террас рек Дона, Воронежа, участки, затапливаемые паводком 1-5 % обеспеченности, овраги, балки с уклонами склонов более 10 %. Минерально-сырьевые ресурсы области представлены 22 видами полезных ис- копаемых. На базе месторождений работают горнодобывающие и перерабатывающие предприятия. Область полностью обеспечивает свою потребность по таким видам мине- рального сырья, как: – карбонатные породы для производства строительного щебня и извести, для при- менения в металлургии; – карбонатные и глинистые породы для цементного производства; – тугоплавкие и легкоплавкие глины для производства керамзита, кирпича; – пески формовочные для строительных работ; – пески стекольные, – минеральные воды. Местоположение месторождений см. на схеме «Комплексная оценка территории». Водные ресурсы области представлены поверхностными и подземными водами. По- требности области в пресных поверхностных водах покрываются Доном, Воронежем и их притоками. Обеспеченность пресными подземными водами по области неравномерна. Наибо- лее обеспечены Усманский и Данковский районы, наименее – Воловской, Хлевенский, Долгоруковский, Измалковский, Елецкий, Краснинский, Лев Толстовский районы. Минеральные подземные воды разведаны в основном в Липецком и Грязинском районах. Эти месторождения служат основой для развития курортной и рекреационной деятельности. Земельные ресурсы. На территории Липецкой области преобладают земли сель- скохозяйственного назначения. Площадь сельскохозяйственных угодий и их качество уменьшается, что связано с такими процессами, как эрозия, окисление, засоление, под- топление, заболачивание и изъятие для других видов использования. В результате разработок полезных ископаемых, торфоразработок и строительства на территории области образовалось 2.2 тыс. га. нарушенных земель. Эти земли нужда- ются в рекультивации. Лесные ресурсы. Лесистость территории – 7,7 %. Все леса отнесены к защитным лесам и имеют большое водоохранное, водорегулирующее, почвозащитное, санитарно- гигиеническое климаторегулирующее значение. Сравнительно низкая лесистость территории является в определенной степени ли- митирующим фактором для развития рекреации. Природные условия и природные ресурсы, которыми обладает Липецкая область, благоприятны для всех основных видов хозяйственного использования. Инженерно-геологические процессы, которым подвержена территория области, часто являются препятствием для градостроительной деятельности. Требуются соответ- ствующие мероприятия по нейтрализации этих процессов. ОЦЕНКА ТЕРРИТОРИИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ Техногенная нагрузка на территорию Липецкой области достаточно велика. Свой значительный вклад в нее вносят черная металлургия, машиностроение, станкострое- ние, металлообработка, химическая и радиоэлектронная промышленность, производ- ство стройматериалов, кожевенное производство, легкая и пищевая промышленность, тепловые электростанции. Немалые нарушения природной среды связаны с горнодобывающим производством (карьеры, шахтные стволы и терриконы). Существенный вклад в загрязнение среды вносят животноводческие и птицеводче- ские комплексы, транспорт (железнодорожный, автомобильный, магистральные нефте– и газопроводы). Большую экологическую опасность представляют собой отдельные объ- екты: места складирования ядохимикатов, твердых бытовых и промышленных отходов, транспортные предприятия агросервиса, машинные парки, железнодорожные депо, базы агрохимпрома, очистные сооружения, поля фильтрации и, конечно же, радиоактив- ное загрязнение в результате Чернобыльской катастрофы. По условиям транспортной обслуженности наиболее благоприятной для размещения объектов жилищного и коммунально-складского строительства являются территории, примыкающие к магистральным железнодорожным путям и автомобильным дорогам. По транспортной обеспеченности область занимает 7 место в ЦФО. На перспективу плотность дорог возрастет. (см. схему «Транспортная инфраструкту- ра»). Территория области практически полностью попадает в зону 1,5 – 2-х часового транспортного обслуживания от регионального центра. Область также почти полностью попадает в зону обслуженности дорогами с усовершенствованным покрытием феде- рального и областного значения, за исключением отдаленных территорий Воловского, Долгоруковского, Измалковского, Становлянского, Краснинского, Данковского, Лев- Толстовского районов. Территорию пересекают 3 железнодорожные магистрали, в зону обслуженности которых входят практически все районы, за исключением Задонского, Добровского, Хле- венского, частично Воловского районов. Область хорошо обеспечена низовой сетью дорог. Основные транспортные маги- страли несут на себе и функции планировочных осей. Намечаемые на ближайшую перспективу транспортные обходы городов Липецка, Лебедяни, Ельца, Грязи, Чаплыгина, с. Волово значительно улучшат планировочную си- туацию области (см. схему «Транспортная инфраструктура»). Развитие существующих и намечаемых к формированию транспортных узлов (Ли- пецк, Грязи, Чаплыгин) в свою очередь также будет способствовать развитию и совер- шенствованию планировочной структуры области. ОЦЕНКА ТЕРРИТОРИИ ПО ПЛАНИРОВОЧНЫМ УСЛОВИЯМ Вдоль основных транспортных и речных магистралей области сформировались аре- алы наибольшей концентрации населенных пунктов, на основе которых в большей степе- ни сформировалась система расселения и территории активной хозяйственной деятель- ности (см. схему «Комплексная оценка территории»). Распределение поселенческой сети по территории области достаточно равномерно, но в южной и центральной части оно более уплотнено и укрупнено. В области сформировалась полицентрическая система расселения, с региональным и межрайонным центром – г. Липецком, межрайонными центрами – г. Елец, Лебедянь, с территориально-сближенными поселениями, на базе которых формируются урбанизи- рованные территории с развивающейся Липецко-Грязинской агломерацией. Производственный комплекс области, в основном, размещен в городских поселени- ях. В настоящий момент в связи с развитием Особой экономической зоны «Казинка» в территориальной организации области усиливается роль Липецка. Главная и наиболее важная проблема планировочной организации территории Ли- пецкой области – это проблема нерационального усиления центростремительного век- тора развития – стягивания населения, производства, капитала в город Липецк и Липец- кую агломерационную зону, особенно в связи с созданием ОЭЗ промышленного типа. И это происходит в условиях, когда другие территории области имеют свои конку- рентные преимущества, свои возможности для ускоренного развития. Этот фактор надо использовать, чтобы противодействовать центростремительному развитию территории области и способствовать более рациональной ее организации. Территория области по планировочным условиям делится на три планировочных района: Юго-Восточный, Юго-Западный, Северный. «Юго-Восточный» район включающий : Липецкий, Грязинский, Добровский, Усман- ский, Добринский, Хлевенский муниципальные районы, сохраняет свои ведущие пози- ции в территориальной организации промышленного производства и расселения. Полу- чит свое дальнейшее развитие урбанизированная территория с расположенной здесь Липецко-Грязинской агломерацией, в состав которой входят районные центры – Липецк, Грязи, проектируемый город Романово, Особая экономическая зона «Липецк». В восточ- ном направлении формируется новый планировочный узел на базе развития территории Особой Экономической Зоны «Липецк». В «Юго-Западном» районе, включающем Елецкий, Задонский, Воловской, Тербун- ский, Долгоруковский, Измалковский, Становлянский, Краснинский муниципальные рай- оны, усиливается территориальная организация промышленного производства и рассе- ления. Развивается Становлянско – Елецко – Задонская урбанизированная территория, куда входят районные центры – с. Становое, г. Елец, г. Задонск. В «Северном» районе, объединяющем Данковский, Лев-Толстовский, Лебедянский, Чаплыгинский муниципальные районы, возможно формирование урбанизированной территории на основе группы территориально-сближенных поселений, примыкающих к г. Лебедяни, г. Данкову, г. Чаплыгину и сельскому поселению – п. Лев Толстой. Рекреационные территории в основном привязаны к речным долинам рек Дон, Во- ронеж, их притоков и к основным массивам лесов, расположенных вдоль этих рек (см. схему «Рекреация, туризм, охрана памятников истории и культуры»). Планировочная структура области предопределяет градостроительную стратегию ее дальнейшего развития за счет формирования урбанизированных территорий, Липецко- Грязинской агломерационной зоны, нового промышленного узла (на основе ОЭЗ). Для развития основных видов хозяйственного использования территории рекомен- дуются: 1. Для активной градостроительной и хозяйственной деятельности наиболее благо- приятные территории выявлены в Липецком, Грязинском, Елецком, Становлянском, Ча- плыгинском, Лебедянском, Тербунском, Данковском районах. Наименее благоприятные территории для строительства – это пойменные террасы, затапливаемые паводковыми водами, территории с развитыми эрозионными, оползне- выми процессами – выявлены частично на территории Грязинского, Елецкого, Краснин- ского районов. Зоны активной хозяйственной деятельности – урбанизированные территории, при- мыкающие к основным транспортным магистралям: – Романово–Липецк–Грязи–Доброе. – Становое–Елец–Задонск. – Лебедянь–Данков–Лев Толстой–Чаплыгин. – Липецко–Грязинская агломерация. – Становлянская зона. – Тербунская зона. – Добринская зона. – Территория Особой Экономической Зоны «Липецк». Для сельскохозяйственного использования подразделяемые на зоны, благоприят- ные для сельского хозяйства, к которым отнесены практически все сельскохозяйствен- ные земли. Территории, благоприятные для сельскохозяйственного использования, подразделены на зоны: – благоприятные для развития животноводства – это, прежде всего, территории Ста- новлянского, Лебедянского, Усманского, Добринского, Липецкого районов; – благоприятные для развития растениеводства – это территории Воловского, Тер- бунского, Измалковского, Долгоруковского, Тербунского районов; – благоприятные для смешанного использования (животноводства и растениевод- ства) – это территории Задонского, Данковского, Чаплыгинского, Лев Толстовского рай- онов. – ограничено благоприятные для сельского хозяйства, к которым отнесены террито- рии, попадающие в зону возможного радиоактивного загрязнения от ЧАЭС, заболочен- ные луга, торфяные болота, водоохранные территории, территории с сильным процес- сом оврагообразования. 3. Для рекреационного использования, подразделяемые на зоны: – благоприятные для рекреационного использования – это, прежде всего, террито- рии речных долин, лесные массивы, примыкающие к рекам, лесам, наиболее посеща- емые в период сбора ягод и грибов, территории заказников и охотохозяйств. Большой массив территории под рекреационное использование выделен в среднем течении рек Дон и Воронеж, на территориях Усманского, Задонского, Липецкого, Добринского, Елецкого районов; – ограниченно благоприятные для рекреационного использования – это территории с неблагополучной экологической обстановкой, выбросами вредных химических эле- ментов, находящиеся в Липецком, Елецком, Данковском, Чаплыгинском районах; – неблагоприятные для рекреации – это территории загрязнения от ЧАЭС в Станов- лянском, Чаплыгинском, Данковском, Лев Толстовском районах. 6. ПЛАНИРОВОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ Организация территории строится на основе ее планировочной структуры и зони- рования территории. Оптимизация функционально-планировочной структуры является одной из главных задач архитектурно-планировочной организации территории Липецкой области. Современная планировочная структура и функциональное зонирование территории области находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии с планировочно-функцио- нальной структурой Центрально-Черноземного экономического района, основу которого формирует чередование урбанизированных и аграрных полосовых зон, которые, в свою очередь, являются составной частью системы расселения Европейской части России. Главным элементом планировочной структуры Липецкой области является сеть го- родских поселений, расположенных относительно равномерно по территории области, за исключением самых крайних юго-западных районов. Территория области хорошо освоена, имеет развитое сельское хозяйство и плотную сеть сельских поселений, достаточно равномерно размещенных на ее территории, но с более высокой плотностью в южной ее части. Планировочная структура области формировалась под влиянием природного и транспортного каркаса территории. Ее формирование происходило главным образом под воздействием транспортных магистралей, связывающих Москву с Ростовом-на- Дону, Воронежем, Волгоградом, Орлом, Тамбовом, а также развитой речной сети, пред- ставленной реками Дон, Воронеж и их притоками. Реки Дон, Воронеж являются осями, стержнем формирования исторической плани- ровочной структуры области со своими органично включенными в эту структуру прито- ками. В настоящее время они утратили свое главенствующую роль в связи с развитием других, более мощных транспортных коммуникаций, но могут получить развитие как рекреационные оси. Планировочные центры. Основными транспортно-планировочными системообра- зующими центрами являются города Липецк, Елец и Грязи второстепенными – города Лебедянь, Усмань, Задонск, Чаплыгин. Планировочные центры, возникшие в местах пересечения планировочных осей, рас- полагают наибольшим потенциалом и развиваются в настоящий момент наиболее ак- тивно. К ним относится региональный центр – г. Липецк и межрайонные центры – г. Елец и г. Лебедянь. Три города – Липецк, Елец, Лебедянь – по своему экономическому, демографическо- му, социально-культурному потенциалу в наибольшей степени подготовлены к выполне- нию функций по обслуживанию больших территорий и являются наиболее значительны- ми узловыми элементами опорного каркаса территории. г. Липецк является полифункциональным региональным центром, обладающим вы- соким промышленным и социальным потенциалом, играет роль центра региональной системы расселения. Сложившимся региональным подцентром («субрегиональным центром») межрайон- ной системы расселения западной части области является г. Елец. Вторым, формирующимся в настоящее время региональным подцентром северной группы районов области, является г. Лебедянь. Развитие городов: Усмань, Задонск, Елец, Чаплыгин, Данков, Грязи связано с про- мышленностью, транспортом, рекреационной деятельностью, а также с организацион- но-хозяйственным и социально-культурным обслуживанием населения. Планировочные оси области – речные долины рек Дона и Воронежа и территории, прилегающие к основным транспортным магистралям и являются наиболее ценными для градостроительного и хозяйственного освоения. Вдоль них формируются системы расселения и основные планировочные зоны области. Планировочная структура Липецкой области характеризуется наличием четырех ос- новных осей (двух транспортных и двух водных). Главными транспортно-планировочными осями являются: – в широтном направлении – ось Елец–Липецк с продолжением к западу – на Орел, а к востоку – на Тамбов; – в меридиональном направлении – ось Хлевное–Елец, с продолжением к северу на Москву, а к югу – на Воронеж. – Второстепенные транспортно-планировочные оси проходят по направлениям: – Елец–Лебедянь–Лев Толстой, с продолжением к югу – на Старый Оскол, а к северу – на Чаплыгин; – Липецк–Чаплыгин, с выходом на Москву. Кроме того, выделяются две основные водно-планировочные оси по рекам Дон и Во- ронеж. Таким образом, система планировочных осей области состоит из трех элементов: – водно-планировочной оси рек Дон и Воронеж; – транспортного направления Елец–Липецк; – второстепенных осей, связанных с малыми городами. – Планировочные зоны области – обширные территории с повышенным уровнем урбанизации формируются на базе крупных городских поселений: Липецка, Ельца, Ле- бедяни и прилегающих к ним сельских поселений. ПЕРСПЕКТИВНАЯ ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА Сложившаяся планировочная структура области не в полной мере отвечает требова- ниям обеспечения комплексного территориального развития области. В связи с этим проектные предложения направлены на решение главной проблемы: совершенствование территориальной организации территории за счет рационального размещения производительных сил и развития полицентрической системы расселения. Идея архитектурно-планировочного решения учитывает сложившуюся планировоч- ную ситуацию области, ее природно-климатические и экономико-географические осо- бенности. Проектная планировочная структура области базируется на следующих принципи- альных положениях: – формирование открытой планировочной структуры, позволяющей свободно разви- вать область по нескольким планировочным направлениям; – взаимоувязка со сложившимся и прогнозным размещением производительных сил; – усиление и совершенствование планировочных осей и оптимизация транспортной и инженерной инфраструктуры; – упорядочение и оптимизация систем расселения и межселенного обслуживания; – рекреационное формирование единой комплексной структуры районирование об- ласти; – охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов; – размещение новых видов строительства на оптимальных по градостроительным условиям территориях. Одной из важнейших задач при решении вопросов планировочной организации территории области является необходимость максимально возможного смягчения цен- тростремительных тенденций размещения производительных сил за счет развития пе- риферийных районов и создания дополнительных планировочных подцентров области. Эти нежелательные тенденции усиливаются в результате формирования особой эконо- мической зоны «Казинка». Для формирования планировочных районов и создания устойчивой планировочной системы, проектом предлагается следующая планировочная структура. Главные планировочные оси: – В широтном направлении – первая и основная ось в направлении – Елец–Липецк– Грязи с продолжением к северо-западу с выходом на Ефремов и далее на Москву, а к востоку – с выходом на Тамбов и далее на Волгоград; эту ось можно считать главной, так как на ней располагаются основные и самые крупные города, с прилегающей к ним значительной сетью поселений; и, кроме того, здесь проходят крупные транспортно-ин- женерные коммуникации; – Вторая основная ось – в направлении Елец–Задонск–Воронеж проходит вдоль единственной крупной водной артерии области – р. Дон. Планировочная значимость оси в том, что она дает возможность закрепления роли Дона и использования прибрежных территорий в качестве рекреационных. Планировочная ситуация северных территорий области требует усиления связей в широтном направлении, для чего проектом предлагается формирование новых планиро- вочных осей, объединяющих районные центры с группой территориально-сближенных с ними поселений. Второстепенные планировочные оси: – в широтном направлении проходит ось Данков–Лев Толстой–Чаплыгин, с выходом на востоке на федеральную автомагистраль М-6 «Каспий» и на западе на федеральную автомагистраль М-4 «Дон». Эта ось будет служить дополнительным транспортным выхо- дом из северной части области на Москву; – ось Тербуны–Хлевное–Усмань–Добринка с выходом на востоке на федеральную автомагистраль М-6 «Каспий» Эта планировочная ось улучшит транспортную и межсе- ленную обслуживаемость южной части области, соединит крупные городские и сель- ские поселения (районные центры) и будет иметь большое значение для развития этих поселений и прилегающих территорий. Вдоль этой планировочной оси расположены сельские поселения Тербуны и Добринка, рекомендуемые для преобразования в новые городские поселения; – в меридиальном направлении – ось Чаплыгин–Липецк–Хлевное, с выходом в юж- ной части области на г. Воронеж и в северной части на г. Рязань; – ось Елец–Тербуны, проходит вдоль железной дороги, с выходом на г. Старый Оскол. Формирование и развитие планировочных осей будет способствовать преодолению территориальных диспропорции и явится важным вкладом в создании базы для форми- рования перспективных систем расселения. Сохранится и усилится роль рек Дона и Воронежа как главных планировочных осей систем рекреационных зон. Формирование и развитие перспективных планировочных осей предполагает и фор- мирование главных элементов перспективной планировочной структуры – планировоч- ных центров и подцентров, занимающих определенный ранг в системе расселения. Для более равномерного развития территории области в основу проекта положено формирование полицентрической организации территории с полюсами урбанизации, «точками роста» и соответствующей инфраструктурой, организующий регион; Роль главного планировочного центра сохраняется за региональным центром – г. Ли- пецком (вместе с проектируемым г. Романово). Ядром всей системы и полюсом проектируемой зоны урбанизации является Липец- ко-Грязинской агломерация с проектируемым городом-спутником Романово. Подцентром первого порядка планировочной системы является субрегиональный центр – г. Елец. Формирующимся подцентром второго порядка является г. Лебедянь. Проектом выделены три внутриобластных планировочных района: – «Северный», включающий в себя Данковский, Лев Толстовский, Лебедянский, Ча- плыгинский районы; – «Юго-Восточный», включающий в себя Липецкий, Добровский, Усманский, Добрин- ский, Грязинский, Хлевенский районы; – «Юго-Западный», включающий в себя Елецкий, Задонский, Воловской, Тербунский, Долгоруковский, Измалковский, Краснинский, Становлянский районы. На базе этих планировочных элементов формируются три урбанизированные терри- тории: – Основная высокоурбанизированная территория – «Липецкая» с включением в нее районных центров – Доброе, Липецк, Грязи, проектируемого города-спутника – «Рома- ново», ОЭЗ «Казинка» и территориально сближенных с ними поселений; – «Елецкая» – урбанизированная территория с включением в нее районных центров – г. Елец, г. Задонск, с. Становое и территориально-сближенных с ними поселений; – «Лебедянская» – формирующаяся урбанизированная территория с включением в нее районных центров: городов Лебедянь, Данков, Чаплыгин, п. Лев Толстой и поселе- ний, тяготеющих к ним. Зоны урбанизации в будущем должны быть структурированы в полицентрическую си- стему с центрами урбанизации и инфраструктурой, распределенной по всей зоне. В зонах урбанизации целесообразно развитие многоотраслевой промышленности и пригородного сельского хозяйства. В пределах Липецкой высокоурбанизированной территории формируется Липецк- Грязинская агломерация. Дальнейшему развитию этой агломерационной зоны будет способствовать развитие Особой Экономической Зоны промышленно-производствен- ного типа «Казинка» и строительство г. Романово. С развитием проектируемой ОЭЗ будет увеличиваться и зона активного влияния г. Липецка на всю территорию области. Зона агломерации будет развиваться по мере расширения трудовых, организацион- но-хозяйственных и социально-культурных связей. В зонах влияния городов Усмань и Задонск развиваются группы территориально- сближенных сельских поселений. Для оптимального, сбалансированного развития и территориальной организации на- званных выше урбанизированных территорий разработана более детальная градостро- ительная документация, предусмотренная Градостроительным Кодексом РФ – схемы территориального планирования административных образований и генеральные планы поселений. 7. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ Зонирование территории является одним из главных результатов разработки Схемы территориального планирования. Это – инструмент регулирования территориального развития области, где определяется состав функциональных зон, их границы, режимы (регламенты) использования территории. Утвержденное в соответствующем порядке, зонирование территории является од- ним из регламентов правоотношений в градостроительстве, природопользовании, поль- зовании землей и иной недвижимостью. Функциональная зона – это территория в определенных границах, с однородным функциональным назначением и соответствующими ему регламентами использования. Функциональное назначение территории понимается как преимущественный вид дея- тельности, для которого предназначена территория. В Липецкой области предлагается два уровня функционально-градостроительного зонирования: I уровень. Монофункциональные ареалы, степень однородности функций которых определяется разрешающей способностью с учетом масштаба графических материалов (М 1:200000). Такими элементами зонирования являются: 1. Земли городской и сельской застройки; 2. Садово-дачные товарищества; 3. Транспортные сети и сооружения, крупные транспортные узлы, терминалы; 4. Лесные земли; 5. Территории режимного использования; 6. Памятники истории и культуры; 7. Заповедники, памятники природы; 8. Горные отводы, площади залегания полезных ископаемых. Каждый из указанных элементов может быть обременен теми или иными ограниче- ниями или их сочетаниями. II уровень. Многофункциональные ареалы – зоны с приоритетом одной или несколь- ких взаимосвязанных функций: 1. Природоохранные и прочие территории с установленными границами и режимами градостроительной деятельности: национальный парк, заповедники, заказники, водо- охранные зоны рек, территории городов в установленных границах, территории, нужда- ющиеся в охране; 2. Территории, нуждающиеся в охране и регламентации хозяйственной деятельно- сти, территории с рекреационным потенциалом, истоки малых рек; 3. Территории с наиболее сложными территориальными отношениями: зоны пре- имущественной урбанизации, системы расселения, ареалы территориально сближенных поселений разного масштаба; 4. Крупные зоны особого регулирования градостроительной деятельности (могут включать территории всех предшествующих групп) – территории, наиболее привлека- тельные для инвестирования. Предлагаемые регламенты функционального использования территории должны быть зарегистрированы в Государственном Градостроительном Кадастре и контролиро- ваться при помощи ведения градостроительного мониторинга: Эти регламенты должны учитываться при: – выдаче заданий на градостроительное проектирование и разработке градострои- тельной документации; – выдаче разрешений на строительство и заданий на проектирование застройки; – контроле со стороны органов государственной власти и местного самоуправления за соблюдением установленного регламента использования территорий; – оценке землепользований и связанной с ними недвижимости, в целях налогообло- жения, арендной платы и других платежей. Зонирование учитывает неоднородность территории и осуществляется с учетом сте- пени благоприятности по следующим факторам: – инженерно-геологическому; – природно-экологическому; – санитарно-гигиеническому; – проживанию населения и его хозяйственной деятельности. Макрозонирование Липецкой области включает следующие типы территорий: – кардинально преобразованные человеком \городские и сельские поселения, рай- оны открытой добычи полезных ископаемых, территории транспортно-инженерных ком- муникаций, территории, прилегающие к рекам Дон и Воронеж; – умеренно измененные хозяйственной деятельностью сельскохозяйственные уго- дья, небольшие участки эксплуатируемых лесных массивов; – практически не нарушенные деятельностью человека – открытые пространства, ох- раняемые природные территории: заповедники, заказники. Основными принципами предлагаемого зонирования территории являются: – территориальное ограничение развития Липецкой агломерации; – территориальное развитие складывающихся урбанизированных территорий Ельца и Лебедяни; – развитие рекреационных территорий и формирование новых; – сохранение и развитие особо охраняемых территорий: заповедников, заказников, памятников природы; – упорядочение функциональной структуры территории. По характеру преимущественной хозяйственной деятельности выделяются 3 основ- ных типа функциональных зон. 1. Зоны интенсивного хозяйственного и градостроительного освоения (использова- ния) и максимально допустимого искусственного преобразования природной среды, в том числе подзоны: – преимущественной урбанизации; – повышенной градостроительной ценности; – селитебные территории; – промышленные, коммунально-складские. Доминирующее, определяющее значение имеют урбанизированные территории, складывающиеся вокруг городов Липецк, Елец, Лебедянь. Эти зоны многофункционального градостроительного развития объединяют урбани- зированные территории с развитой многоотраслевой промышленностью и пригородным сельским хозяйством, прилегающие к магистральным железным дорогам (Москва–Во- ронеж–Ростов-на-Дону, Грязи–Волгоград); рекам (Дон и Воронеж), автомагистрали «Дон» – М-4. Зоны включают в себя и агломерационную территорию Липецк–Грязи с включением сюда проектируемого г. Романово и Особой экономической зоны промышленно-про- изводственного типа «Липецк», а также рекреационные территории, примыкающие к городским поселениям. Особенностью пространственного развития территорий урбанизации является при- мыкание к ним природоохранных и рекреационных территорий. 2. Зоны экстенсивного градостроительного освоения окружающей природной сре- ды, в том числе подзоны: – преимущественного развития сельского хозяйства, в том числе: – интенсивного развития садоводства (Лебедянский район); – возможные зоны размещения свиноводческих комплексов. – интенсивной сельскохозяйственной деятельности (все районы за исключением Во- ловского, Данковского и Чаплыгинского районов). Эта территория, на которой преобладают земли преимущественного сельскохозяй- ственного назначения для размещения товарной сельскохозяйственной продукции и размещения предприятий по ее переработке. Здесь предполагается восстановление объектов АПК. Зона, охватывающая территории аграрного производства, с разреженной сетью малых городских поселений, сельских районных центров, ориентированных в основном на переработку сельскохозяйственного сырья и сервисное обслуживание аграрных про- изводств. Особое место в зонировании территории принадлежит территориям с особыми ре- гламентами хозяйственной деятельности. В эту категорию включены: – зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры); – территории с возможным радиоактивным загрязнением в результате аварии на ЧАЭС (Становлянский, Данковский, Лев Толстовский, Усманский районы); – территории в тридцатикилометровой зоне от Нововоронежской АЭС, на которых необходим постоянный радиометрический контроль; – шумовая зона от аэропорта; – зоны санитарной вредности от крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятий; Продолжение на 9-й стр. Продолжение. Начало на 5–7-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz