Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)

6 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 216/25844/9 НОЯБРЯ 2018 3. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ НАСЕЛЕНИЕ. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ На 01.01.2017 г. численность населения области составила 1156,221 тыс. человек, из них городское население — 742,211 тыс. человек. (64,19%) В общей численности населения Центрального Федерального округа (ЦФО) Липец- кая область занимает 3-е место и 45-е в России. Плотность населения области относительно высокая и составляет 48,15 человек на кв. км, что значительно выше, чем в среднем по РФ (8,4), выше, чем в среднем по ЦФО (42,0). В 2001 – 2004 гг. в области сложились самые высокие за анализируемые годы уровни естественной убыли населения, обусловленные высокой смертностью на фоне низкого уровня рождаемости. Однако с 2010 г наблюдается уменьшение уровня естественной убыли населения, т.е. увеличивается количество рождающихся и уменьшается количество умерших. Не оказывают существенного влияния на улучшение демографической ситуации и миграционные процессы. Для области характерен регрессивный тип возрастной структуры населения, с от- носительно низкой долей населения молодых возрастов при относительно высокой доле населения пенсионных возрастов. По состоянию здоровья населения Липецкую область можно отнести к проблемным регионам, несмотря на снижение темпов прироста уровня заболеваемости взрослого и детского населения. Резервы улучшения демографической ситуации в Липецкой области, как и в стране в целом, заключаются в улучшении репродуктивного здоровья населения, повышении уровня рождаемости, сокращении потерь населения в результате преждевременной смертности (особенно, в трудоспособном возрасте). Главной стратегической целью в развитии демографических процессов и в демогра- фической политике на ближайшую и долгосрочную перспективу является смягчение не- гативных тенденций и улучшение демографической ситуации в целом. К основным направлениям демографической политики относятся: – повышение рождаемости и укрепление семьи; – снижение смертности и увеличение продолжительности жизни; – реабилитация инвалидов; – оптимизация миграционных процессов. Эта стратегическая цель формируется и реализуется в соответствующих социальных и экономических программах. Первоочередными направлениями решения демографи- ческих проблем являются: кардинальное улучшение уровня медицинского обслуживания населения, повышение экологического контроля продуктов питания, повышение мате- риального уровня жизни и решение жилищной проблемы. В данной Схеме выполнен прогноз численности населения Липецкой области с уче- том сложившихся демографических тенденций и также стратегии социально-экономиче- ского и градостроительного развития по следующим проектным этапам: – Расчетный срок – 2025 г.; – Долгосрочная перспектива (прогнозный срок) – 2040 г. Прогноз сделан по общей численности населения области, в том числе по городско- му и сельскому населению, а также в разрезе отдельных городов, поселков городского типа и сельской местности административных районов. Прогноз выполнен из вариантов: 1. Демографический: – наиболее вероятный; – оптимистичный. 2. Статистический. 3. Комплексный (целевой). В основе предложенных вариантов Прогноза заложены различные модели (страте- гии) социально-экономического и градостроительного развития территории. Демографический прогноз базируется на материалах Центра по изучению проблем народонаселения МГУ им. М.В. Ломоносова («Прогноз численности и состава населения Липецкой области до 2050 года»). Данный прогноз определен на основе двух различных гипотез перспектив изменения рождаемости, смертности и миграции: 1. Наиболее вероятный прогноз, основанный на принятии типичной модели развития демографических тенденций. 2. Оптимистичный прогноз, основанный на улучшении демографических тенденций при проведении стимулирующей демографической политики. Статистический прогноз осуществлен на основе предположительной численности населения Российской Федерации до 2025 г., выполненный Федеральной службой госу- дарственной статистики (ФСГС). Комплексный (целевой) прогноз является многофакторным и выполнен с учетом всех вышеназванных вариантов Прогноза и ориентирован на долгосрочную стратегию соци- ально-экономического и градостроительного развития Липецкой области. Комплексный прогноз основан на следующих концептуальных подходах в развитии экономики, социальной сферы и градостроительства области: – сохранение демографического потенциала территории, и, в первую очередь, на- селения сельской местности; – повышение и закрепление трудовой иммиграции на территорию области в целях увеличения трудовых ресурсов; – преломление тенденции центростремительного вектора развития территории об- ласти, активизация социально-экономического развития периферийных районов; – совершенствование сложившейся системы расселения, «усиление» полицентриче- ской организации территории и межрайонных центров. В соответствии с выполненными прогнозными расчетами, общая численность на- селения Липецкой области по всем проектным периодам имеет устойчивую тенденцию снижения. Однако, комплексный прогноз, ориентированный на проведение активной стимулирующей демографической и миграционной политики, дает больший демографи- ческий ресурс и оказывается более предпочтительным. Так, численность населения области по комплексному варианту прогноза составит: на расчетный срок (2025 г.) – 1135 тыс. человек и уменьшится в сравнении с 2015 г. на 10 тыс. человек или в среднем на 1,0 тыс. человек в год; на долгосрочную перспективу (2040 г.) – 1100 тыс. человек и уменьшится в сравне- нии с 2015 г. на 35 тыс. человек или в среднем на 2,6 тыс. человек в год. Согласно Прогнозу, при абсолютном и относительном снижении общей численности населения, тенденции в динамике городского и сельского населения различны. Город- ское население области устойчиво растет, а сельское население – падает, несмотря на принятый в расчете концептуальный подход к максимальному сохранению сельского населения. Рост городского населения происходит, прежде всего, за счет внешней и внутренней иммиграции, обеспечивающей возрастающие потребности городских поселений в тру- довых ресурсах. Наибольший рост численности населения получают: – «полюс» роста – города Липецк и Грязи, в результате формирования и развития ОЭЗ и строительства нового жилого района «Романово» в юго-западном направлении от г. Липецк; – «точка» роста – город Лебедянь, как развивающийся промышленный, районный и межрайонный центр области; – «точка» роста – город Задонск, как развивающийся рекреационный центр области и формирующийся духовно-религиозный центр России. – «точка» роста – город Елец, как развивающийся промышленный, районный и межрайонный центр области с создаваемой туристско-рекреационной зоной и вторым участком ОЭЗ «Липецк». В результате различных тенденций изменения численности городского и сельского населения прогнозируется повышение уровня урбанизации области: доля городского населения в структуре населения области возрастает с 65% в 2004 г. до 68% – в 2015 г., до 70% – в 2025 г., и до 71% – в 2040 г. При этом, меняется состав городских поселений – один малый город переходит в категорию средних городов (г. Грязи), получают статус го- родских поселений несколько сельских населенных пунктов (прежде всего, с. Тербуны). Численность сельского населения в перспективе с одной стороны жестко ограничена уровнем естественной убыли и уровнем объективно обусловленного оттока населения из сельской местности. Но с другой стороны в то же время на численность сельского населения действует противоположно направленный фактор – миграционный приток на- селения (в первую очередь, из других регионов России и других стран). Совокупное снижение численности сельского населения за весь проектный период 2004 – 2040 гг. может составить 125 тыс. человек, или 30% к уровню 2004 г. Согласно выполненному прогнозу численность населения Липецкой области остает- ся ограничивающим фактором развития территории на все проектные периоды. Для реализации намеченной стратегии развития области, ориентированной на раз- витие трудоемких отраслей экономики и увеличение потребности в трудовых ресурсах, необходимо сохранение и увеличение демографического потенциала за счет естествен- ного и механического роста населения, что предопределяет проведение действенных мер по улучшению демографической и миграционной ситуации в РФ и Липецкой обла- сти. В комплексном варианте прогноза предусматривается ориентировочный приток на- селения в городские поселения области за период 2004 – 2040 гг. порядка 75 – 180 тыс. человек (в зависимости от варианта развития демографических процессов). При этом для города Липецка этот диапазон может составить 50 – 115 тыс. человек. Все будет за- висеть от эффективности проведения стимулирующих мер по улучшению демографиче- ских и миграционных процессов в РФ в целом и области в частности. В комплексном (целевом) варианте прогноза также предусматривается приток на- селения в сельскую местность области. За период 2004 – 2040 гг. он составит порядка 30 тыс. человек (в сравнении с наиболее вероятным демографическим вариантом про- гноза). Однако при условии восстановления и интенсивного развития АПК Липецкой области потребуется значительно большее привлечение трудоспособного населения в сельскую местность. Общий масштаб привлечения населения на село к 2040 г. в Липецкой области по на- шим расчетам может составить порядка 190 – 200 тыс. человек. В соответствии с комплексным вариантом прогноза суммарный миграционный при- ток населения на территорию Липецкой области к 2040 г. может составить порядка 100 – 220 тыс. человек (в среднем – 3 – 6 тыс. человек в год). Однако при условии восстанов- ления и интенсивного развития АПК Липецкой области масштаб миграционного приро- ста за весь прогнозируемый период может возрасти до 380 тыс. человек (в среднем – до 10 – 11 тыс. человек в год). Масштаб и направления миграционного притока населения будут определяться по- требностями хозяйственного комплекса области, уровнем социально-экономического развития отдельных городов и районов, а также проводимой технической политикой, на- правленной на повышение производительности труда во всех отраслях экономики. Среднегодовая численность населения Липецкой области за 2013 год составила 1161,05 тыс. человек, из которых 743,9 тыс. человек (64%) – горожане и 417,2 тыс. чело- век (36%) – сельские жители. В 2014 г. – численность населения 1158,2 тыс. человек, из которых 743,56 тыс. человек – горожане и 414,64 тыс. человек – сельские жители. В 2015 г. – численность населения 1157,9 тыс. человек, из них городское население — 64,22%. На 01.01.2017 г. численность населения области составила 1156,221 тыс. человек, из них городское население — 64,19 % ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ Липецкая область отличается относительно высоким трудовым потенциалом с по- ложительной динамикой трудоспособного населения и определенными резервами для его роста. Численность трудовых ресурсов по области в целом за 2013 – 2016 гг. (в расчете баланса трудовых ресурсов) составила в среднем исчислении 600,0 тыс. человек, или 67,4% от общей численности населения области. С 2009 года наблюдается снижение этого демографического показателя, который характеризует наиболее экономически активный сегмент населения. За период с 2009 г. по 2016 г. численность трудоспособного населения сократилась на 12,3 тыс.чел. Тенденция снижения количества трудоспособного населения в долгосрочной пер- спективе сохранится. В этой связи основной стратегической задачей в трудовой сфере на перспективный период является сохранение и развитие трудового потенциала области. Основной тенденцией периода 2015-2017 годы является сокращение численности населения в трудоспособном возрасте. Это окажет влияние как на численность экономи- чески активного населения, так и на численность занятых в экономике. В 2017 году происходит снижение численности экономически активного населения до 596,9 и 597,5 тыс. человек по 1 и 2 варианту, соответственно, численности занятых в экономике – до 541,2 и 541,4 тыс. человек, соответственно. На фоне общего сокращения занятых в экономике численность работающих в част- ном секторе незначительно увеличивается и в структуре занятых по формам собствен- ности в 2017 году составлет 60% (59% в 2013г.). В результате реализации мероприятий по содействию занятости населения ситуа- ция на рынке труда прогназируется стабильной. Развитие новых производств, активная политика занятости населения позволят поддерживать уровень регистрируемой без- работицы с 2014 по 2018 годы на уровне 0,6% от численности экономически активного населения. Среднегодовая численность занятых в экономике области (по данным баланса тру- довых ресурсов) в 2016 г. составила 573,9 тыс. человек. Уровень занятости населения составил 65,9% всех трудовых ресурсов области. Из занятого населения примерно 70% работало в городской местности, 30% – в сельской местности. В динамике в долгосрочной ретроспективе преобладает тенденция снижения заня- тости населения. За период 2000-2013 гг. численность занятых в экономике снизилась на 29,4 тыс. че- ловек, или на 5,1%. Формирование рынка труда в данный период происходило в условиях увеличения числа лиц, занятых в частном секторе экономики, на 67,9 тыс.чел. или на 21%. Отмеча- ется рост количества лиц, занятых индивидуальным трудом и по найму у отдельных граж- дан и работающих на частных предприятиях, на 28% и 34% соответственно. В организациях смешанной формы собственности произошло снижение занятых на 38,5 тыс.чел., или на 62%. В отраслевой структуре занятых снижается доля основных отраслей производствен- ной сферы (2000 и 2013 гг., в %%, соответственно): обрабатывающие производства 24,3 – 18,6, или снижение на 5,7 пунктов; сельское хозяйство 22,8 – 12,2, или снижение на 10,6 пунктов; транспорт и связь 7,0 – 6,0, или снижение на 1,0 пункт. В то же время доля сферы услуг за этот период возросла с 14 до 26%, или на 12 пун- ктов, в том числе торговли с 11,5 до 19%, или на 7,5 пункта. В целом, снижение занятых в производственной сфере, это – общероссийская тен- денция, тенденция рыночной экономики. Численность экономически активного населения в 2016 г. в Липецкой области соста- вила 597,5 тыс. человек. В ретроспективном периоде этот показатель имел устойчивую тенденцию снижения. Причем, это снижение происходило за счет сокращения как чис- ленности занятых, так и численности безработных. Только в 2006-2009 гг. – был незначи- тельный рост численности экономически активного населения. Численность безработных по отчету за 2016 год составила 23,6 тыс. человек, в том числе официально зарегистрированных – 3,5 тыс. человек. Уровень общей безработицы составил 4,0 % (РФ – 5,2 %, ЦФО – 3,1%), официально зарегистрированной – 0,6% (РФ – 1,2 %, ЦФО – 0,7%). Таким образом, Липецкая область отличается относительно высоким трудовым по- тенциалом и определенными резервами для его роста. Экономическая активность населения области относительно высока, но в последние годы имела тенденцию к снижению. В области сложилась благоприятная ситуация на рынке труда (при снижении абсо- лютного числа безработных и уровня общей и регистрируемой безработицы), но при снижении численности занятых в экономике за счет оттока трудовых ресурсов в нена- блюдаемый сектор экономики, а также при значительном отраслевом перераспределе- нии занятых из реальных секторов экономики в отрасли сферы услуг. В области имеются определенные резервы трудовых ресурсов для повышения уров- ня занятости населения. Основным резервом является категория безработных и эконо- мически неактивного населения в трудоспособном возрасте. Потенциальным резервом рынка труда и покрытия перспективной потребности хо- зяйства территории в кадрах можно считать численность занятых в личном подсобном хозяйстве в сельской местности. Главные стратегические цели и задачи в развитии рынка труда на ближайшую и дол- госрочную перспективу: – сохранение и поддержание относительно высокого трудового потенциала области; – обеспечение стабильно благоприятной ситуации на рынке труда; – обеспечение относительно высокого и стабильного уровня занятости населения, относительно низкой безработицы; – преодоление структурной безработицы, достижение сбалансированности в струк- туре предлагаемых на рынке труда рабочих мест и в профессиональной структуре без- работного населения; – недопущение на территории застойной, “молодежной”, “женской” безработицы и других видов тяжелой ситуации на рынке труда. – повышение качества рабочей силы, улучшение профессиональной подготовки ка- дров, повышение престижности рабочих профессий; – преодоление и смягчение территориальных диспропорций на рынке труда области, в первую очередь, в сельской местности. Основные направления региональной политики на рынке труда и в сфере занятости населения, а также конкретный комплекс программных мероприятий по развитию трудо- вого потенциала и обеспечению стабильной ситуации на рынке труда Липецкой области разработаны и реализуются в различных программах регионального и отраслевого уров- ней. В данной Схеме выполнена прогнозная оценка трудовых ресурсов области по трем вариантам и на период до 2040 г. В основу прогнозной оценки трудовых ресурсов положены расчеты прогнозной чис- ленности населения области в трудоспособном возрасте, составляющих преобладаю- щую часть трудовых ресурсов. Прогноз сделан в целом по области, а также в разрезе двух городских округов – Ли- пецка и Ельца и 18 административных районов. Предлагается несколько вариантов прогнозной оценки трудовых ресурсов, рассчи- танных в соответствии со следующими прогнозами численности населения, выполнен- ными в данной работе: – Демографическим (оптимистичным). – Статистическим. – Комплексным (целевым). В прогнозных расчетах численности населения в трудоспособном возрасте в терри- ториальном разрезе по демографическому (оптимистичному) и статистическому про- гнозам использованы прогнозные данные возрастной структуры населения Липецкой области, приведенные в материалах Территориального органа Росстата. Расчеты показывают, что в течение всего прогнозируемого периода действует устой- чивая тенденция снижения численности населения в трудоспособном возрасте, а, сле- довательно, и трудовых ресурсов. Однако темпы снижения по трем вариантам различны. При этом, наименьший темп снижения заложен в комплексном (целевом) прогнозе: с 2013 г. по 2040 г. – 89,0% (83,0% – по оптимистичному демографическому прогнозу). Расчеты показали, что даже предусматриваемая в целевом варианте прогноза сти- мулирующая демографическая политика не будет компенсировать в перспективе абсо- лютное снижение численности трудоспособного населения. В связи с этим для реали- зации намеченной социально-экономической и градостроительной стратегии развития Липецкой области необходимо проведение эффективной миграционной политики по привлечению трудовых мигрантов. Кроме того, решающим фактором, компенсирующим снижение численности трудовых ресурсов, должна стать техническая политика, направ- ленная на внедрение высоко производительной техники и новейших технологий, суще- ственно повышающих производительность труда и снижающих потребность в трудовых ресурсах. При оптимальном сочетании демографической, миграционной и технической поли- тики трудовые ресурсы не будут являться ограничивающим фактором развития террито- рии Липецкой области. 4. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ. ПРОГНОЗНАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Липецкая область имеет высокий экономический потенциал, благоприятный пред- принимательский и инвестиционный климат, высокие амбиции руководства области и ее территория представляет значительный интерес для стратегических инвесторов. В основу прогнозной Модели экономического развития территории Липецкой об- ласти положена идея противодействия и преломления вектора центростремительного развития территории – стягивания населения, труда и капитала в г. Липецк на основе расширения территорий активной хозяйственной деятельности и формирования новых точек роста в северной и юго-западной зонах области (главным образом за счет созда- ния обрабатывающих производств, крупных животноводческих комплексов, развития внутриобластной кооперации), а также реализации нового направления развития тер- ритории – формирования туристско-рекреационного комплекса и сопряженных с ним отраслей, и, как результат, – развитие периферийных территорий, уменьшение числа проблемных и депрессивных районов. Диверсификация экономики, создание новых производств, с высокой долей добав- ленной стоимости, развитие особых экономических зон, повышение продуктивности ис- пользования ресурсов во всех секторах региональной экономики способствовали росту валового регионального продукта. В прогнозном периоде промышленность остается базовой, главной бюджетообразу- ющей и организующей территорию отраслью. Ставится и решается задача по устране- нию моноотраслевой специализации промышленности. Черная металлургия остается ведущей отраслью специализации промышленного комплекса области, но теряет лидерство в его отраслевой структуре, полученное в поре- форменный период. Администрацией области взят курс на развитие машиностроения и металлообработки, производств “белой техники” (АО “Индезит Интернеэшнл”), комплек- тующих изделий для этих производств, электроники, что сможет диверсифицировать и в определенной степени децентрализовать промышленное производство, активизировать развитие периферийных районов (на основе развития внутриобластной кооперации). В перспективе возможно и развитие металлоемких отраслей машиностроения на базе Но- волипецкого металлургического комбината. К перспективным отраслям относится промышленность строительных материалов, которая призвана удовлетворить потребности строительства в собственных строи- тельных материалах. С этой целью предусматривается ввод новых производственных мощностей – строительство новых заводов (цементного, по производству стеновых материалов, стекольного и др.) и связанных с ними разработка карьеров и рост добычи цементного и черепично-кирпичного сырья, производство и обогащение стекольных пе- сков. Развиваются производства новых современных строительных материалов. В числе ведущих и организующих территорию отраслей остается пищевая промыш- ленность. Лидер отрасли – Лебедянский экспериментально-консервный комбинат. Ве- лика роль сахарной промышленности и сахарных заводов в рациональном размещении и организации территории (6 действующих и строительство нового седьмого сахарного завода). Развивается пивоваренная и кондитерская промышленность. Перспективным направлением будет глубокая переработка сельскохозяйственного сырья . Машиностроение, промышленность строительных материалов и пищевая промыш- ленность должны в перспективе устранить моноотраслевую специализацию промыш- ленности области и занять лидирующее положение в отрасли. Должны быть реанимиро- ваны и повысят свою значимость легкая промышленность, художественные промысла и ремесла. Особое место в промышленной стратегии области уже занимает “Особая экономиче- ская зона промышленно-производственного типа «Липецк”, формирующаяся на основе отраслей и производств обрабатывающей промышленности, резиденты которой пред- ставлены успешными отечественными и иностранными кампаниями. Важным инструментом промышленного развития территории области становятся особые экономические зоны промышленно-производственного, агропромышленного, туристско-рекреационного и технико-внедренческого типа регионального значения и другие зоны, которые созданы и создаются Администрацией области. В прогнозном периоде усиливают свои стратегические позиции сельское хозяйство. Решается проблема оптимизации отраслевой структуры за счет восстановления потен- циала животноводческой отрасли, строительства животноводческих (в т. ч. свиноводче- ских) комплексов и ферм, по лучшим мировым технологиям. В растениеводстве большое внимание уделяется вопросам рационального исполь- зования земель сельскохозяйственного назначения, прежде всего пахотных земель. Намечается восстановление пахотных земель, выведенных из оборота, рост посевных площадей, повышение продуктивности пахотных земель, формирование отраслевой структуры сельскохозяйственного производства в соответствии с требованиями рацио- нальной системы севооборотов. Усиливается ориентация растениеводства на укрепле- ние кормовой базы животноводства. Будет развиваться система сельской кооперации и заготовок. Ставятся и решаются социальные проблемы села с целью сохранения демографического и трудового потен- циала, особенно молодежи. В области строительства прогнозируется усиление строительного комплекса, его производственной базы и кадрового потенциала, ликвидация и смягчение существую- щих внутриотраслевых и территориальных диспропорций, планируется модернизация и техническое перевооружение производственной базы строительной индустрии, ликви- дация за счет местной сырьевой базы дефицита отдельных видов строительных матери- алов, не производимых в регионе. Предусматривается увеличение объемов нового жилищного строительства на осно- ве современных эффективных энергосберегающих архитектурно-строительных систем, а также интенсивное восстановление существующего жилищного фонда и инженерных систем. Развивается малоэтажное строительство. Планируется начало строительства нового жилого района «Романово» в юго-запад- ном направлении от г. Липецка. В целях увеличения обеспеченности населения объектами социальной инфраструк- туры предусматривается развитие материальной базы социальной сферы, рост благо- устроенных образовательных, медицинских учреждений, учреждений культуры и спорта. Проектом предлагается формирование нового направления хозяйственной деятель- ности области – туристско-рекреационного, на основе экономического использования ценного и масштабного историко-культурного наследия и рекреационных ресурсов тер- ритории. С этой целью предусматривается создание на всей территории области туристско- рекреационного комплекса по оказанию туристских, рекреационных и лечебно-оздоро- вительных услуг населению (не только региона, но и других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья), с одновременным развитием сопряженных инфраструктурных объектов (гостиничного хозяйства, производства экологически чистых продуктов пита- ния, сувенирной продукции, народных промыслов и ремесел и др.) Первым шагом формирования этого направления является создание Елецкой и За- донской – особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Проектом предлагается также возрождение г. Задонска как центра православной культуры и духовно-религиозного центра. Получают исторический статус города Данков и Грязи, село Доброе. На территории области формируются полюс роста и точки роста, «поднимающие» экономику и организующие территорию области. Полюс роста формируется на территории Липецко-Грязинской агломерации и вклю- чает Липецкий муниципальный городской округ, городское поселение Грязи, территории логистического центра и ОЭЗ «Липецк», пос. Казинка, проектируемый новый жилой рай- он «Романово». К точкам роста территории области относятся: – город Лебедянь – на основе экспериментально-консервного завода «Лебедян- ский», развития машиностроения, в том числе сопряженных производств с производ- ством «белой техники», а также на основе реализации межрайонных функций по обслу- живанию окружающей территории, в том числе туристско-рекреационному обслужива- нию; – город Елец – на основе развития транспортного узла области, развития маши- ностроения, в том числе сопряженных производств с производством «белой техники», возрождения легкой промышленности, формирования крупного туристско-рекреацион- ного центра и создания «Особой экономической зоны туристско-рекреационного типа регионального значения» (Елецко-Задонской) и второго участка ОЭЗ «Липецк», а также на основе реализации межрайонных функций по обслуживанию окружающей территории – село Тербуны – на основе комплекса производств пищевой промышленности и промышленности строительных материалов, реализации межрайонных функций по обслуживанию окружающей территории, а также на основе создания «Особой экономи- ческой зоны промышленно-производственного типа регионального значения (Тербун- ской)»; – город Чаплыгин – на основе развития транспортного узла, развития промышлен- ности строительных материалов, оптического производства, машиностроения (сопря- женных производств с производством «белой техники»), а также развития туристско- рекреационных функций и ОЭЗ промышленно-производственного типа регионального значения; – город Задонск – на основе формирования туристско-рекреационного центра об- ласти и духовно-религиозного центра России, а также на основе создания «Особой экономической зоны туристско-рекреационного типа регионального значения» (Елецко- Задонской). Кроме полюса и точек роста на территории области предлагаются к формированию отдельные производственные и непроизводственные объекты, дающие импульс разви- тия отдельным территориям. Это объекты АПК, крупные торговые комплексы, социаль- но-культурные объекты, девелоперские объекты и др. Формирование экономически активных территорий обеспечивает рост экономи- ческого потенциала и центральных, и периферийных районов, преломляя тенденцию центростремительного развития территории области, при этом улучшая (оптимизируя) градостроительную ситуацию. Процесс формирования экономически активных территорий направлен на реализа- цию основных задач перспективного развития территории области, а именно: – сохранение демографических и трудовых ресурсов, обеспечение потенциальных возможностей для их перспективного роста; – восстановление утраченного производственного потенциала районов и городов области на основе развития экономической базы, обеспечение устойчивости террито- рии области; – комплексное развитие территории, обеспечение связанности и целостности тер- ритории области; – упорядочение градообразующей базы городских поселений (в соответствии с тре- бованиями новых экономических условий и конкурентоспособности территорий); – развитие системы центров и усиление полицентрической организации территории; – совершенствование системы расселения и укрепление опорного каркаса расселе- ния; – усиление урбанизации территории; – упорядочение функционального зонирования территории. Ограничения, риски. Ограничениями и рисками для перспективного развития об- ласти выступают демографические и трудовые ресурсы, конъюнктура мировых цен на экспортно-ориентированную продукцию, а также территориальные и экологические ограничения, имеющиеся на территории опасные геологические процессы. На расчетный срок и прогнозный период (2040г) сохраняется тенденция сокращения численности населения, особенно сельского. При сохранении существующих тенденций численность населения области в целом сокращается более чем на четверть, в сельского – почти на треть. Проведение активной стимулирующей демографической и миграционной политики может значительно сокра- тить спад населения и сохранить демографический потенциал территории области. Для реализации прогнозной модели экономического развития области, в зависи- мости от варианта развития демографических процессов и проводимой социально- экономической политики, суммарный миграционный прирост населения на территорию Липецкой области должен составить к 2040 г порядка 100 – 220 тыс. человек (в среднем до 3-6 тыс. человек в год). А в случае активного подъема сельского хозяйства –380 тыс. человек (в среднем до 10-11 тыс. человек в год). Стратегические направления в развитии внутриобластных экономических зон: – Северная зона, объединяющая Данковский, Лев – Толстовский, Лебедянский и Чаплыгинский районы, усиливает в перспективе свои позиции в территориальной орга- низации и системе расселения области за счет: – усиления промышленных функций территории, преимущественно в городах (в т.ч. за счет развития кооперированных связей с производствами ОЭЗ); – усиления агропромышленных функций территории, прежде всего путем восстанов- ления и развития сельского хозяйства, строительства животноводческих (в т.ч. свино- водческих) комплексов (Лев-Толстовский, Лебедянский, Чаплыгинский районы), крупных молочных ферм (Данковский, Лебедянский, Чаплыгинский районы); – усиления транспортных функций территории путем усиления транспортного узла пгт Лев-Толстой, реконструкции железной дороги Чаплыгин-Данков (в западном и вос- точном направлениях), укрепления автомобильной транспортной сети зоны, реконструк- ции автомобильных дорог и организации транспортных маршрутов, способствующих прямому выходу на федеральные магистрали М4 Дон и М6 Каспий (в сообщении с мо- сковским транспортным узлом); строительства автомобильных обходов г. Чаплыгина и пгт Лев Толстой. – усиления туристско-рекреационных функций территории путем формирования Лебедянского туристско-рекреационного района (Северного) с центром обслуживания в г. Лебедянь, создания историко-культурного заповедника «Куликово Поле», получения г. Данков статуса исторического города; – формирования города Лебедяни как межрайонного центра в межрайонной системе расселения; – усиления роли центров муниципальных районов в районной системе расселения; – усиления роли города Лебедяни как промышленного центра; городов Данкова и Чаплыгина как промышленно-транспортных центров; поселка Лев-Толстой как транс- портного центра; – формирования зоны урбанизации на основе городов Лебедянь, Данков, Чаплыгин, поселка Лев-Толстой. – Юго-Восточная зона, объединяющая Липецкий, Грязинский, Добровский, Усман- ский, Хлевенский, Добринский районы, сохраняет в перспективе свои ведущие позиции в территориальной организации и системе расселения области за счет: – функционирования на ее территории «Особой экономической зоны промышленно- производственного типа «Липецк», усиления промышленных функций; – создания на территории Хлевенского района особой экономической зоны агропро- мышленного типа регионального уровня «Хлевное»; – диверсификации отраслевой структуры промышленности, восстановления и раз- вития машиностроения и металлообработки как главного инновационного сектора про- мышленности; – усиления агропромышленных функций территории, прежде всего путем восстанов- ления и развития сельского хозяйства, строительства животноводческих (в т.ч. свино- водческих) комплексов (Добровский, Усманский, Хлевенский районы), крупных молоч- ных ферм (Добринский район); – усиления транспортных функций территории путем усиления транспортного узла г Грязи, создания логистического центра; строительства нового южного железнодорожно- го обхода и северо-западного автомобильного обхода г. Липецка, а также автомобильно- го обхода, связанного с развитием ОЭЗ «Липецк»; строительства автомобильной дороги «Добринка-Усмань»; усиления транспортных потоков на железнодорожном направлении Грязи – Усмань; реконструкции Липецкого аэропорта и изменения его категории на «международный», развития новых авиационных направлений, в т.ч. в страны Европы; усиления роли речного транспорта за счет организации круглогодичной навигации на от- дельных участках реки Воронеж. Продолжение на 7-й стр. Продолжение. Начало на 5-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz