Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)

передовую в семнадцать. В сущ- ности, подростком. И со взрослой, мужской отвагой и терпением спа- сал страну от нашествия варваров со свастикой. Он не мог себе пред- ставить, что через полвека ее все равно уничтожат, развалят уже без всяких иноземных захватчиков. А он, сбитый с толку, растерянный, будет убирать из своих сборников прославившие его стихи «Комму- нисты, вперед». Из-за трагического стечения обстоятельств он доживал и уми- рал на чужбине. Поэта добивали годы, усталость, чувство вины, ностальгия. «Незадолго до смер- ти он реабилитирует и вернет в свои книги то, зачисленное в «со- вковые» и, значит, крамольные, стихотворение, где «еле слышно сказал командир: «Коммунисты, вперед!». Даже Игорь Волгин, отнюдь не упертыйантисоветчик, отзывается об этихмежировских строчкахкак о спорных. СлаваБогу, не усомнив- шись вихискренности.Но с нимне согласитсяДмитрийСухарев, тоже замечательный поэт и ученый. С риском сделаться мишенью для либералов, он спросит: чего ради мы должны стесняться нашей истории? Пока союзники тянули со Вторым фронтом, разве не ком- мунисты сражались с фашизмом? И не только советские, русские. А сомнительное по волгинским мер- кам стихотворение Сухарев назвал великим. А дальше опять настал черед стихамМежирова, воспоминаниям о Межирове. Немолодые собесед- ники удивляли остротой памяти и свежестью мысли. Но я собирался порассуждать не об одном поэте, а обо всей программе. Наследники кастальских игроков в бисер от- дают себе отчет, что Гессе погля- дывал на своих персонажей не без иронии. Ине замыкаются на утон- ченныхтрактовках.По-моему, для Волгина и Ко главное — разжечь у нас аппетит к чтению, чтобы публике вдруг непреодолимо за- хотелось раскрыть впервые или перечитатьМаяковскогоиХармса, Толстого и Набокова, «Доктора Живаго» и «Золотую розу». Под силу ли им это в наше вре- мя? Получится ли? Получается ли? Дамы, лишенные из-за меня удовольствия пролить слезу над участью гламурной, но страдаю- щей мелодраматической героини с Рублевки, злорадно объявили: не получается и не получится. Какие там стихи, какая классика! Это вамне оттепельныешестидесятые, когда у памятника Маяковскому десятки тысяч с горящими гла- зами слушали Евтушенко, Ахма- дуллину и Вознесенского. И не семидесятые с их очередями меч- тающих подписаться на толстые журналы и сочинения Пушкина, Гончарова, Хемингуэя. А как сам профессор, поэт и телеведущий считает? Да так и считает. Он же не гражданин благословеннойКасталии, а граж- данин малочитающей России. И не закрывает глаза на скверные перемены. Даже написал о том в горьких, не без сарказма стихах: На просторах милой Родины, богоизбранной страны, нам ни Пушкины, ни Одены, ни Шекспиры не нужны. …И услышав эти доводы, я в пустыню подался, где меня кусали оводы, больно жалила оса. Где любое насекомое причинить старалось вред. …И младое, незнакомое хохотало мне вослед. Ну, насчет удаления в пустыню и издевательского хохота племени младого, незнакомого автор пре- увеличил, чтобы стихотворение сложилось. Он никуда не удалил- ся, а продолжает свои просвети- тельские труды. Следует извест- ному завету: делай, что должно, и пусть будет, что будет. И Волгин делает. Кстати, на разныхплощад- ках. Он, например, пятьдесят (!) лет руководит при МГУ знамени- тойстудией«Луч».Возглавилонее в двадцатьшесть лет аспирантоми начинающим поэтом. Сейчас Вол- гину семьдесят семь, он признан- ный ученый, авторитет. А «Луч» светит с прежней силой. То же и с «Игрой в бисер». Семь лет такой передачи, согласитесь, господа, стоят полвека «Поля чудес» или «Дома-2». Не припомню, была ли уже в программе Волгина передача об Александре Вампилове. У этого драматурга есть пьеса «Прошлым летом в Чулимске». Там героиня каждый день чинит штакетник у палисадника возле чайной. По- сетители, сокращая путь к забега- ловке, каждый день его ломают, а она каждый день чинит. С верой: когда-нибудь люди поймут и пере- станут разрушать ее заборчик. По-моему, «Игра в бисер», то, чему посвятил себяИгорь Волгин, тот же самый вампиловский шта- кетник. Если не приводить его в порядок,мирокончательнопридет к одичанию и разрухе. Волгину наверняка ведома простая истина: чемпроклинать кромешную тьму, не лучше ли затеплить хоть одну- единственную тоненькую свечку. «Девушка, которая застряла в паути- не» — британская криминальная драма с Клер Фой и Сильвией Хукс. Хакер Лисбет Саландер и журналист Микаэль Блумквист оказываются втянуты в историю с участием шпионов, киберпреступников и коррумпи- рованных чиновников. Прежде чем на роль Лисбет Саландер утвердили Клер Фой, пере- говоры велись с Натали Портман и Скарлетт Йоханссон. С этими же актрисами точно та- кие же переговоры велись и перед съемками предыдущего фильма. Ещеоднаостросюжетнаякартинанедели— «Оверлорд» . Ее продюссирует Джей Джей Абрамс. Накануне высадки союзников вНор- мандии два американских десантника про- никают в оккупированный немцами поселок, чтобыразрушить ихрадиомачту. Лазутчикам предстоит столкнуться не только с фашист- скими военными, но и с паранормальными последствиями нацистских экспериментов. Режиссер фильма «Оно» Дэвид Роберт Митчелл снял новую картину «Под Сильвер- Лэйк» . Сэм знакомится с девушкой, которая на следующий день исчезает при загадочных обстоятельствах. Теперь онодержимидеейне- пременно отыскать ее и пытается обнаружить хоть какие-то зацепки во всем, что он видит и слышит. Неожиданно он находит что-то вроде кода или цепочки тайных посланий. Открывая каждое последующее сообщение, для него все очевиднее становится, что он ока- зался внутри глобального заговора. В главной женской роли Райли Кио. Андрей Смоляков, Юрий Цурило, Григо- рий Сиятвинда, Максим Виторган в фанта- стической ленте «Пришелец» . В результате цепи трагических случайностей на далекой планетеводиночествеоказываетсякосмонавт. Егожизнь находится в постоянной опасности. Нечто необъяснимое, вступившее с нимв кон- такт, навсегда изменит его. С этой минуты он станет потерянным и для себя, и для людей. Исколькораз емупридетсяумереть, чтобы доказать, что он жив… «Посмотрел — как в отпуск съездил» — девиз комедии «Грецкий орешек», в которой снялись КириллКаганович, АнтонВасильев, Александр Робак. Кажется, что у Артура все хорошо. Он молод, остроумен, ведет свое шоу на модном радио, живет с красавицей, на которой соби- раетсяжениться.Но! Егоизбранница вынесла ему мозг. И внезапная страсть к поиску себя подталкивает молодого человека сбежать в Грецию. Там он быстро находит друзей. Вместе они вытворяют такое, что даже мест- ные мафиози не могут пройти мимо. Целая вереница событий и случайностей, опасные и неожиданные моментыповорачивают отпуск совсем в другое русло… Еще одна анимационная картина в прока- те—отечественная «Баба Яга. Начало» . Что заставило маленькую девочку-волшебницу Ядвигу превратиться в отшельницу Ягу и прятаться на болоте в избушке на курьих ножках? Что произойдет, когда к Яге на бо- лото случайно попадет царевна Синеглазка, которую злая мачеха-колдунья заставляет отправиться за молодильными яблоками на край света? И кто заставит Ягу помогать людям снова? «Баба Яга» — красочное и за- хватывающее приключение, в котором сила дружбы и вера в добро побеждают зло, пре- дательство и одиночество. С емейный уик - энд перед телеком. Ко- роткая перепалка: что смотреть? Сто пятьдесят седьмую серию мелодрама- тического «мыла»? Что-нибудь про политику, на- турально, в первую очередь, про Украину, кудаж без нее? Футбол? Попытки гуляющих «налево» мужей и жен перехитрить «де- тектор лжи» вток-шоуДмитрия Шепелева? Верх беру я. Нажимаю седь- мую кнопку. Канал «Культура», где сам Игорь Волгин с гостями играет в бисер. Кому-то странно, что я пишу «сам Игорь Волгин»? Вот «сам Андрей Малахов» или «самАндрейНоркин» звучит. Они фигуры. Амногие ли зрители хоть что-то слышали о Волгине? Да и о передаче «Игра в бисер», которую он ведет семь лет? Попробую объясниться. На- звание волгинской программы — вызывающее, прямо-таки прово- кационное. Оно позаимствовано из романа немецкого писателя Герма- на Гессе. Эта книга была когда-то интеллектуальнымбестселлероми рассказывала о несуществующем государстве Касталия. Рафиниро- ванные кастальские эстеты и му- дрецы были погружены в занятия «чистым искусством». И презира- ли, как выражался пушкинский Моцарт, «нужды низкой жизни», ее суетность, пошлость и тщету. И вот доктор филологии, бли- стательный исследователь Досто- евского, да к тому же еще и поэт, Игорь Волгин затеял собственную игру в бисер. Участники этих «телепосиделок» ему под стать. Нынешней осенью в эфир вышла уже двухсотая их встреча. Они обсуждают писателей и книги. Причем вширочайшем диапазоне. От «Илиады» до сказочной эпо- пеи Николая Носова о Незнайке. Сегодня говорят про безымянного автора «Слова о полку Игореве», завтра про Николая Островско- го, чей роман «Как закалялась сталь» по причине «советскости» и «большевистскости» выбросили из школьных стандартов. Но Вол- гин не сверяется с чиновничьими списками. У него свой взгляд на литературу. Она неделима, а лю- бые табели о рангах условны. В тот вечер, с которого я начал, люди на «голубом экране» упоенно читали стихи. Допустим, эти: Пули, посланные мной, не возвращаются из полета, Очереди пулемета режут под корень траву. Я сплю, положив голову на Синявинские болота, А ноги мои упираются в Ладогу и Неву. Повторяли беседу двухлетней давности. В ней еще успел поуча- ствовать Евгений Евтушенко. За- пись извлекли из архива, посколь- ку ее герою — поэту, защитнику ЛенинградаАлександруМежирову — в октябре 2018-го исполнилось бы девяносто пять. Он попал на Делай, что должно... СМОТРИМ В НОЯБРЕ По-моему, «Игра в бисер», то, чему посвятил себя Игорь Волгин, тот же самый вампиловский штакетник. Если не приводить его в порядок, мир окончательно придет к одичанию и разрухе “ ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА Красотка в паутине лжи СЕРГЕЙ ИВАНОВ Переключая телеканалы с Исааком Розенфельдом 24 № 215/25843/8 НОЯБРЯ 2018 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Прямая речь | кино

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz