Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)
№ 214/25842/7 НОЯБРЯ 2018 9 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА уровне региона будет реализован ряд проектов, нацеленных на удовлетворение именно общероссийских и межрегиональных интересов. Это такие проекты, как строительство в регионе складов и соответствующей организации международной логистики (центр логистики для складирования и дистрибуции бытовой техники, поступающей с заводов АО «Индезит Интернэшнл» и компании «Мерлони», склад для хранения продукции группы предприятий фармакологического профиля по производству антибиотиков и раститель- ных лекарств в Тербунском районе), производство отдельных видов сельскохозяйствен- ной продукции (строительство 16 новых свиноводческих комплексов в 12 районах обла- сти, 4 современных тепличных комплекса на площади 200 га в 4 районах области), раз- витие туризма, развитие особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Липецк» с комплексом экспортно ориентированных предприятий инновационного территориального кластера машиностроения и металлообработки «Долина машино- строения», включенного Минэкономразвития в перечень участников приоритетного про- екта «Развитие инновационных кластеров – лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня.»; в абзаце десятом цифры «2020» заменить цифрами «2024»; з) дополнить разделом 6.1 следующего содержания: «6.1. ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 6.1.1. Характеристика пространственной организации Липецкой области Пространственная организация Липецкой области характеризуется двумя основны- ми факторами. 1. Достаточно высокая степень освоенности территории и равномерное распреде- ление населенных пунктов. Исторически сложившееся развитие сельского хозяйства на всей территории области определило систему сельского расселения, а промышленные производства сформировали экономическую базу для развития городских поселений. В результате в Липецкой области сформирована равномерно расположенная сеть го- родских округов (2 ед.) и городских поселений (6 ед.) и плотная сеть сельских поселений (287 ед.). В настоящее время вся территория области, хотя и с различной степенью ин- тенсивности, заселена и вовлечена в экономический оборот. С учетом экономической специализации сформированы три группы муниципальных образований Липецкой области. К первой группе отнесены городские округа и муниципальные образования, в кото- рых сосредоточена основная часть промышленного потенциала области, – городские округа Липецк и Елец, Лебедянский и Грязинский муниципальные районы. На долю дан- ных муниципальных образований приходится 94 % отгруженной промышленными пред- приятиями продукции. Ко второй группе со смешанной экономикой относятся Данковский, Добринский, Липецкий, Усманский, Тербунский и Чаплыгинский районы, где, наряду с развитым сель- ским хозяйством, функционируют промышленные предприятия, оказывающие суще- ственное влияние на развитие территории. К третьей группе отнесены муниципальные образования, которые специализируются на производстве сельскохозяйственной продукции, – Воловский, Добровский, Долго- руковский, Елецкий, Измалковский, Задонский, Краснинский, Лев-Толстовский, Станов- лянский, Хлевенский районы. 2. Моноцентрическая пространственная организация области. Высокая концентрация промышленного потенциала и иных ресурсов в городском округе Липецк обусловила моноцентрическую пространственную организацию региона. В настоящее время в областном центре сосредоточено: 44 % населения области; 54 % численности работающих в крупных и средних организациях области; 56 % субъектов малого и среднего предпринимательства; 50 % объемов вводимого жилья; 74 % отгруженных товаров, выполненных работ (услуг) крупными и средними пред- приятиями. Экономическая специализация муниципальных районов и городских округов 6.1.2. Система расселения Основными центрами расселения, где концентрируется большинство населения об- ласти, являются преимущественно городские округа г. Липецк и г. Елец, а также 6 город- ских поселений: г. Данков, г. Чаплыгин, г. Грязи, г. Усмань, г. Задонск, г. Лебедянь. Вслед- ствие концентрации производственного потенциала эти территории являются самыми освоенными. Высокая плотность населения отмечается также в Липецком и Грязинском районах, как прилегающих к областному центру. Наименее заселенными являются северная и западная части области, что в значи- тельной степени связано с удаленностью от областного центра и других крупных городов и преобладанием сельского хозяйства, характеризующегося сезонностью работ. Одним из ключевых направлений пространственного развития Липецкой области является дальнейшее совершенствование региональной системы расселения, решение которой: – позволит смягчить существующие диспропорции в каркасе расселения; – даст возможность улучшить условия для комфортного проживания и всестороннего развития человека; – создаст условия, которые позволят активно способствовать наиболее эффективно- му развитию и размещению производительных сил. Дальнейшее развитие системы расселения связано с совершенствованием сети взаимосвязанных городских и сельских населенных пунктов различной величины и хо- зяйственного профиля, объединенных экономическими связями, общей транспортной и инженерной инфраструктурой, единой сетью центров расселения и культурно-бытового обслуживания, местами и учреждениями отдыха. 6.1.3. Цели и задачи пространственного развития Липецкой области Основной целью пространственного развития Липецкой области является обеспече- ние сбалансированного развития территории области путем снижения уровня внутрире- гиональной дифференциации в развитии муниципальных образований. Основным инструментом достижения цели является схема территориального пла- нирования Липецкой области, утвержденная постановлением администрации Липецкой области от 5 июня 2008 года № 130. Для городского округа г. Липецк приоритетными задачами, направленными на дости- жение данной цели, являются: – развитие отраслей эффективной экономической специализации, содействие их модернизации и инновационному развитию, формирование цепочек добавленной стои- мости продукции и развития сферы услуг; – совершенствование системы профессионального и высшего образования за счет развития целевой формы обучения; – улучшение качества городской среды через обеспечение жилого фонда комму- нальной инфраструктурой, решение проблем ветхого и аварийного жилья, приведение в нормативное состояние региональных и местных дорог, развитие общественного транс- порта, в том числе обновление парка общественного транспорта, снижение уровня за- грязнения атмосферного воздуха; – содействие улучшению состояния окружающей среды за счет стимулирования вне- дрения малоотходных технологий и современных систем очистки выбросов и стоков, ре- ализации мер по защите от шумового загрязнения, утилизации и переработке отходов. Для муниципальных образований Липецкой области приоритетными задачами, на- правленными на достижение данной цели, являются: 1. Формирование рациональной структуры размещения производительных сил для обеспечения оптимальных условий устойчивого развития области. 1.1. Определение уникальных отраслей эффективных экономических специализаций муниципальных образований, содействие встраиванию предприятий указанных отрас- лей в региональные цепочки добавленной стоимости продукции. 1.2. Развитие действующих и формирование новых функциональных зон развития (особых экономических зон федерального и регионального уровней, индустриальных парков, кластеров и др.) с целью содействия повышению конкурентоспособности эконо- мики области. 2. Максимальное раскрытие социально-экономического потенциала всех террито- рий области. 2.1. Привлечение «якорных» инвесторов на периферийные территории. 2.2. Наращивание налогового потенциала муниципальных образований путем при- влечения инвестиций. 2.3. Налаживание устойчивых межмуниципальных связей между отстающими и эко- номически развитыми территориями через развитие отраслевых кластеров, создание сопутствующих и смежных производств, организацию взаимодействия в сфере туризма. 2.4. Содействие развитию на сельских территориях производственной, потребитель- ской и кредитной кооперации, фермерства, повышение доступности для малых и сред- них товаропроизводителей рынков сбыта сельскохозяйственной продукции. 2.5. Поддержка развития специализированной инфраструктуры хранения и перера- ботки продовольствия, инфраструктуры глубокой переработки сельскохозяйственного сырья. 2.6. Поддержка мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодоро- дия сельскохозяйственных земель, лесовосстановление, восстановление водных био- ресурсов. 2.7. Расширение поддержки инициатив местного населения в сфере предпринима- тельства, усиление адресной работы по вовлечению в кооперацию, развитие и продви- жение уникальных локальных брендов. 2.8. Глубокая инвентаризация потенциала территорий (свободных земельных участ- ков, неиспользуемых помещений, ресурсной базы, трудового потенциала и т.д.), прора- ботка возможностей его использования в деловом обороте и доведение соответствую- щих инвестиционных предложений до потенциальных инвесторов. 3. Обеспечение устойчивого развития малых городов и сельских территорий. 3.1. Повышение уровня благоустройства городских и сельских населенных пунктов с обязательным учетом мнения местного населения. Повышение качества питьевой воды для населения, в том числе для жителей населенных пунктов, не оборудованных совре- менными системами централизованного водоснабжения. 3.2. Повышение транспортной доступности малых и средних городов, сельских тер- риторий до областного центра и до ближайших центров экономического роста. 3.3. Содействие повышению качества и расширению возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового обра- зовательного пространства, популяризации дистанционных программ обучения и пере- квалификации населения. 3.4. Формирование и развитие сети учреждений социальной инфраструктуры му- ниципальных образований (офисов врачей общей практики, фельдшерско-акушерских пунктов, домов культуры, бассейнов и др.). 4. Совершенствование муниципального управления. 4.1. Согласование документов стратегического планирования и градостроительных документов муниципальных образований и аналогичных документов областного уровня. 4.2. Развитие системы управления стратегическими проектами на основе технологии проектного межведомственного управления, синхронизированной с системой стратеги- ческого планирования. 4.3. Методологическое сопровождение внедрения лучших управленческих муници- пальных практик и поддержка инициатив территорий, направленных на улучшение каче- ства и условий жизни в муниципальных образованиях. 4.4. Налаживание межмуниципальных связей и формирование эффективной систе- мы межмуниципальных взаимоотношений. 4.5. Вовлечение населения в процесс принятия управленческих решений в отноше- нии социально-экономического развития муниципальных образований. 6.1.4. Перспективы пространственного развития Липецкой области. Продолжится развитие региональных «точек роста» – особых экономических зон федерального и регионального уровня. Откроются новые производства в федеральной ОЭЗ «Липецк» в Грязинском районе, начнется реализация инвестиционных проектов на второй площадке ОЭЗ «Липецк», расположенной в Елецком районе. Данные проекты будут способствовать формированию «полюса роста» – Липецкой агломерации с подцентрами в г. Елец и г. Грязи. Дополнительное развитие получат региональные экономические зоны промышлен- но-производственного типа в г.Елец, Данковском, Тербунском, Чаплыгинском районах (ОЭЗ «Данков», ОЭЗ «Тербуны», ОЭЗ «Чаплыгинская», ОЭЗ «Елецпром», приоритетными видами деятельности которых являются производство пищевых продуктов, лекарствен- ных средств, готовых металлических изделий, неметаллических минеральных продуктов, химическое производство, производство машин и оборудования, электрооборудова- ния). Вхождение предприятий г. Липецк и г. Елец, Грязинского, Лебедянского и Усманского районов в состав участников кластеров станкостроения и станкоинструментальной про- мышленности «ЛИПЕЦКМАШ», «белой техники», машиностроения и металлообработки «Долина машиностроения» будет способствовать дальнейшей диверсификации эконо- мики не только этих муниципальных образований, но и Липецкой области в целом. Расширение производственной деятельности в индустриальном парке «Рождество» позволит Краснинскому району сбалансировать структуру экономики и уйти от узкой сельскохозяйственной направленности. В результате повышения промышленного потенциала к 2024 году изменится эконо- мическая специализация Елецкого и Чаплыгинского районов, которые перейдут в группу промышленных территорий. Это позволит сформировать на территории области равно- мерный каркас «территорий-локомотивов», эффективная деятельность которых (за счет мультипликативного эффекта и кооперационных связей) повлечет развитие сопредель- ных территорий с низким экономическим потенциалом (Становлянский, Долгоруков- ский, Воловский районы). Развитие региональных экономических зон агропромышленного типа в Хлевенском, Лев-Толстовском, Измалковском районах («Астапово», «Измалково», «Хлевное», предус- матривающие создание и развитие комплексов по производству, хранению и переработ- ке сельскохозяйственной продукции, центров логистики, селекционно-семеноводческих центров) и реализация крупных инвестиционных проектов в животноводстве (Данков- ский, Добринский, Добровский, Долгоруковский, Задонский, Липецкий, Хлевенский, Тербунский районы), в производстве овощей закрытого грунта (Данковский, Елецкий, Усманский, Хлевенский районы), садоводстве (Лебедянский, Краснинский, Воловский, Измалковский районы) также повысит экономический потенциал данных территорий. Развитие зон туристско-рекреационного типа «Елец» и «Задонщина» способствует реализации значительного историко-культурного, духовно-православного и археологи- ческого наследия, уникальных народных промыслов, многообразных природных досто- примечательностей, что представляет особый интерес для российских и иностранных туристов. Развитие особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Липецк-Техно- полюс», которая позволит сформировать среду для научных исследований и развития инновационного предпринимательства. Размещение особых экономических зон федерального и регионального уровней на территории Липецкой области На всей территории области получат развитие малые перерабатывающие произ- водства, в том числе – кооперативные. Переход от производства сельскохозяйственного сырья к производству пищевой продукции с более высокой долей добавленной стоимо- сти повысит эффективность муниципальной экономики, в т.ч. за счет привлечения инве- стиций и создания новых высокопроизводительных рабочих мест. Изменение экономической специализации территорий к 2024 году 6.1.5. Развитие туристического потенциала Липецкая область располагает достаточным туристическим потенциалом: – благоприятными природно-климатическими условиями; – значительным количеством объектов культурно-исторического наследия; – развитой инфраструктурой; – наличием бальнеологических ресурсов (минеральных вод, лечебных грязей); – сетью учреждений досугово-культурного типа. Сформирована система маршрутов и экскурсий, охватывающая практически всю территорию области. Проводятся крупные туристско-событийные фестивали: «Русборг», «Ладейное поле», «Антоновские яблоки», «Казачья застава» и др. Наибольшие возможности для развития туризма имеются в г. Елец и Задонском рай- оне, где созданы региональные особые экономические зоны туристско-рекреационного типа (ОЭЗ). Реализуются проекты в туристских кластерах: – г. Елец – ТРК «Елец»; – Задонском районе – АТК «Задонщина»; – Чаплыгинском районе – АТК «Ораниенбург»; – Данковском районе – ТРК «Шуховский»; – Добровском районе – ТРК «Добрый». Дальнейшее развитие туристских ОЭЗ и кластеров в указанных муниципальных обра- зованиях позволит внедрить международные стандарты сертификации туристских услуг в Липецкой области, осуществить продвижение туристских продуктов на внутреннем и зарубежных рынках, что позволит обеспечить стабильный туристический поток в Липец- кую область и привлечь новых инвесторов. и) раздел 7 «Механизмы реализации стратегии» изложить в следующей редакции: «7. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ 7.1. Схема территориального планирования Липецкой области Важнейшим инструментом стратегического управления социально-экономическим развитием региона является схема территориального планирования Липецкой области, утвержденная постановлением администрации Липецкой области от 5 июня 2008 года № 130 (далее – Схема). В качестве основного направления территориального развития предусматривается увеличение количества территорий с активной хозяйственной деятельностью, форми- рование новых «точек роста» по всей территории области (главным образом за счет развития особых экономических зон федерального и регионального уровней, создания обрабатывающих производств, развития внутриобластной кооперации) и на этой основе уменьшение числа проблемных и депрессивных территорий. В Схеме проведена комплексная оценка территорий (приложение 3, схема № 1). Определены территории для активной градостроительной и хозяйственной деятельно- сти, рекреационного использования. В соответствии с общей территориальной структурой производства и расселения, природно-экологического каркаса области, характером размещения и режимом особо охраняемых природных территорий проведено функциональное зонирование террито- рии (приложение 3, схема № 2). Выделены центры социально-культурного обслуживания регионального, межрайон- ного, районного и местного уровня с обозначением их зон влияния (приложение 3, схема № 3). На схеме отражены существующие и проектируемые учреждения социально-куль- турного обслуживания, а также уровень транспортной доступности. В схеме размещения производительных сил (приложение 3, схема № 4) представ- лено размещение по территории области действующих и проектируемых объектов капитального строительства, сельскохозяйственного и производственного назначения. На схеме отображено размещение объектов инженерной инфраструктуры, в том числе предполагаемые к строительству объекты. Отмечена потребность определенных муни- ципальных образований в миграционном приросте. Разработаны проектные предложения по развитию всех видов транспортной ин- фраструктуры: железнодорожного, воздушного, речного, трубопроводного и дорожного транспорта с объектами дорожного сервиса (приложение 3, схема № 5). Для поддержания экологического равновесия в регионе и улучшения санитарных и экологических параметров окружающей среды на отдельных ее территориях разработан комплекс мер планировочного и организационного характера (приложение 3, схема № 6). 7.2. Правовая поддержка социально-экономического развития области В целях обеспечения социально-экономического развития, отвечающего современ- ным условиям, в области принят ряд законов области: Устав Липецкой области Российской Федерации от 9 апреля 2003 года № 46-ОЗ; Закон Липецкой области от 26 февраля 2016 года № 501-ОЗ «О некоторых вопросах стратегического планирования, мониторинга и контроля реализации документов страте- гического планирования Липецкой области»; Закон Липецкой области от 6 апреля 2007 года № 34-ОЗ «О схеме территориального планирования Липецкой области»; Закон Липецкой области от 9 октября 2007 года № 94-ОЗ «О бюджетном процессе Липецкой области»; Закон Липецкой области от 1 апреля 2016 года № 507-ОЗ «О правовом регулирова- нии некоторых вопросов промышленной политики на территории Липецкой области»; Закон Липецкой области от 27 октября 2010 года № 425-ОЗ «Об инновационной дея- тельности в Липецкой области»; Закон Липецкой области от 25 февраля 1997 года № 59-ОЗ «О поддержке инвести- ций в экономику Липецкой области»; Закон Липецкой области от 18 августа 2006 года № 316-ОЗ «Об особых экономиче- ских зонах регионального уровня»; Закон Липецкой области от 18 марта 2009 года № 252-ОЗ «О порядке предоставле- ния активов, находящихся в распоряжении залогового фонда Липецкой области, в обе- спечение исполнения обязательств по кредитам, привлекаемым организациями регио- нального значения, в условиях кризиса»; Закон Липецкой области от 18 марта 2009 года № 253-ОЗ «О порядке предоставле- ния государственных гарантий Липецкой области по кредитам, привлекаемым организа- циями регионального значения в условиях кризиса»; Закон Липецкой области от 27 декабря 2007 года № 120-ОЗ «О социальных выплатах жителям Липецкой области на приобретение или строительство жилья»; Закон Липецкой области от 15 октября 2009 года № 311-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предостав- лению социальной выплаты на приобретение или строительство жилья по подпрограмме «Ипотечное жилищное кредитование» государственной программы Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфра- структурой и услугами ЖКХ»; Закон Липецкой области от 24 декабря 2008 года № 233-ОЗ «Об установлении на- логовой ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения»; Закон Липецкой области от 8 ноября 2012 года № 80-ОЗ «О патентной системе нало- гообложения в Липецкой области»; Закон Липецкой области от 30 декабря 2005 года № 259-ОЗ «О государственной гражданской службе Липецкой области». 7.3. Информационные механизмы В целях осуществления контроля за реализацией Стратегии идет процесс совершен- ствования системы мониторинга социально-экономического развития области, задача- ми которого являются: – оценка уровня социально-экономического развития области, муниципальных обра- зований в зависимости от их функции в пространственной организации; Окончание на 10-й стр. Продолжение. Начало на 5–8-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz