Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)
№ 214/25842/7 НОЯБРЯ 2018 5 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Статья 1 Внести в Закон Липецкой области от 25 декабря 2006 года № 10-ОЗ «Стратегия со- циально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года» («Липец- кая газета», 2007, 24 января; 2009, 30 мая; 2011, 23 декабря) следующие изменения: 1) в наименовании слова «до 2020 года» заменить словами «до 2024 года»; 2) в статье 1 слова «до 2020 года» заменить словами «до 2024 года»; 3) в приложении: а) в разделе «Введение»: в абзаце первом цифры «2020» заменить цифрами «2024»; абзац пятый, шестой изложить в следующей редакции: «Стратегия основывается на положениях разработанных Правительством Россий- ской Федерации программных документов: Основных направлений социально-экономи- ческого развития России на долгосрочную перспективу, Концепции долгосрочного со- циально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Про- граммы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005 – 2008 годы), Концепции Стратегии социально-экономического раз- вития регионов Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации. В Стратегии учтено решение задач, поставленных Президентом Российской Феде- рации в ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, выпол- нение поручений, содержащихся в Указах Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 596-606, от 07 мая 2018 года № 204, реализация приоритетных проектов (программ), региональных проектов (программ).»; абзацы девятый, десятый изложить в следующей редакции: «На схеме показаны документы стратегического планирования региона, определяю- щие устойчивое социально-экономическое развитие Липецкой области. б) в разделе 1 «Социально-экономическое положение Липецкой области»: в подразделе 1.1 «Общее географическое описание»: в абзаце втором цифры «250» заменить цифрами «150»; в абзаце третьем цифры «1,18» заменить цифрами «1,15», цифры «65» заменить цифрами «64»; абзац четвертый изложить в следующей редакции: «Область делится на 313 муниципальных образований: 2 городских округа и 18 муни- ципальных районов, 6 городских и 287 сельских поселений. Наиболее крупные города: Липецк (с населением 510,1 тыс. человек), Елец (104,7 тыс. человек), Грязи (46,5 тыс. человек), Данков (19,1 тыс. человек), Лебедянь (19,4 тыс. человек), Усмань (19,9 тыс. человек).»; подраздел 1.2 «Оценка социально-экономической ситуации» изложить в следующей редакции: «1.2. Оценка социально-экономической ситуации Экономика Липецкой области, несмотря на сложность и противоречивость процес- сов, происходящих в российском обществе, характеризуется динамичным поступатель- ным развитием. К моменту образования области (1954 год) территория располагала благоприятными возможностями для развития промышленного и сельскохозяйственного производства, других отраслей экономики. В 1954 году население области составляло 1 млн 85 тыс. человек, в сельской местно- сти его проживало в 3 раза больше, чем в городской. Промышленное производство было в основном сосредоточено в г. Липецке. Здесь работали Новолипецкий металлургиче- ский завод, «Свободный сокол», тракторный завод. Посевные площади сельскохозяйственных культур составляли 1 млн 300 тыс. гек- таров и около 100 тыс. гектаров – пастбища. Валовой сбор основных культур был очень низок: зерновых – 512 тыс. тонн, сахарной свеклы – 232 тыс. тонн, овощей – 65 тыс. тонн. В хозяйствах всех категорий имелось около 152 тыс. коров, 225 тыс. голов свиней и про- изводилось 63 тыс. тонн мяса, 242 тыс. тонн молока, 112 млн штук яиц. Урожайность зерновых составляла 5,4 центнеров с гектара, низкой была и продуктивность животно- водства. В этот период были определены первоочередные задачи социально-экономическо- го развития области. Росло и развивалось транспортное хозяйство, строились жилые дома, дороги, трамвайные линии, вводились новые автобусные маршруты. В результате повышения эффективности производства и роста производительности труда экономика области, уверенно набирая темпы, успешно продвигалась вперед. К началу 60-х годов численность работающих в отраслях экономики увеличилась на 47 % и составила 328 тыс. человек. Объем промышленного производства возрос в 1,8 раза, инвестиций в основной капитал – в 4,8 раза, объем перевозок всеми видами транспорта – в 2,4 раза. Производство сельскохозяйственной продукции возросло в 1,5 – 2 раза. В 80-е годы Липецкая область превратилась в крупный индустриально-аграрный ре- гион. Одной из ведущих и динамично развивающихся отраслей была и остается черная металлургия, основное предприятие – ПАО «Новолипецкий металлургический ком- бинат». С пуском в 1969 году стана «2000» комбинат стал ежегодно выпускать 6 млн т стального листа. В 1980 году на НЛМК началось производство автолиста для автомо- бильной промышленности. В 1981 году была выплавлена 100-миллионная тонна чугуна, а в 1983 – 100-миллионная тонна стали. Рост производства продукции сельского хозяйства был достигнут за счет техни- ческого перевооружения и внедрения современных технологий. Были построены 60 крупных животноводческих комплексов и свиноферм, 10 птицефабрик, 11 специализи- рованных хозяйств занимались садоводством. Были возведены 4 сахарных завода, в т.ч. в Добринском районе – крупнейший в Европе. Интенсивно велось строительство объектов социальной сферы. Наряду с крупно- масштабными производственными объектами ежегодно сдавалось более 500 тыс. кв. м жилья, около 6 тыс. ученических мест в школах, 2 тыс. мест в детских дошкольных учреж- дениях, до 300 больничных коек, возводились поликлиники, кинотеатры, клубы и дома культуры. В начале 90-х годов в России, как известно, начался глубокий системный кризис, который негативно сказался и на социально-экономическом развитии области. Одна- ко спад производства в отраслях экономики региона оказался менее глубоким, чем в среднем по стране. В 1995 году промышленное производство в области составило 66 % от уровня 1990 года (в РФ – 49 %), сельскохозяйственное – 67 % (в РФ – 66 %), капиталь- ные вложения – 39 % (в РФ – 30 %). В конце 90-х годов удалось переломить ситуацию и добиться устойчивых темпов роста. При этом в отраслях экономики региона сложились значительно более высокие темпы роста, чем в Российской Федерации в целом. За 2006-2017 годы валовой региональный продукт увеличился в 3,4 раза. Среднего- довые темпы роста составили в промышленности – 102,2 %, сельском хозяйстве – 109%, розничном товарообороте – 107 %, инвестиций в основной капитал – 107,5 % . Средне- душевые денежные доходы населения увеличиваются ежегодно в среднем на 15%. Доля бедного населения сократилась на 6,3 п.п. и составила 9,1 %. Область имеет мощный природно-ресурсный, трудовой, инвестиционный, инфра- структурный и экономический потенциал, который определяет перспективы ее развития. Создание новых производств с высокой добавленной стоимостью, развитие эконо- мических зон, индустриальных парков, успешная кластерная политика, политика, на- правленная на поддержку агропромышленного комплекса, позволили преодолеть моно- зависимость экономики и снизить экономическую зависимость консолидированного бюджета области от одного предприятия. По итогам 2017 года доля черной металлургии в ВРП составляет 26 %. Приоритетным направлением развития для области является малый и средний биз- нес. Количество малых предприятий (включая микропредприятия) в 2017 году по срав- нению с 2006 годом возросло в 3 раза, их оборот и налоговые поступления – в 5 раз. По итогам 2017 года доля малого и среднего бизнеса в ВРП составила 24 %. Индекс промышленного производства в 2017 году к 2006 году составил 140 %. За 2006-2017 годы в области создано 126 новых промышленных предприятий. В области созданы кластеры: белой техники с ядром АО «ИНДЕЗИТ ИНТЕРНЭШНЛ», станкостроения и станкоинструментальной промышленности «ЛИПЕЦКМАШ», инноваци- онный территориальный кластер машиностроения и металлообработки «Долина маши- ностроения». Липецкая область является инвестиционно-привлекательной, создана трехуров- невая система привлечения инвестиций (особые экономические зоны федерального и регионального уровней, индустриальные парки). На территории области осуществляют деятельность предприятия мировых произво- дителей: «ЙОКОХАМА», «Бекарт», «Виссманн», «СЭСТ-ЛЮВЕ», «ППГ Индастриз», «Кемин Индастриз», «Фенци», «АЛУ-ПРО», «Хавле Индустриверке», «ХОРШ Русь», «РОПА Русь», «Лэм Уэстон Белая Дача» и др. По состоянию на 01.01.2018г. в области создано 136,7 тыс. высокопроизводительных рабочих мест. В ОЭЗ ППТ «Липецк» зарегистрировано 57 компаний-резидентов с объемом заяв- ленных инвестиций 188 млрд руб. С 2016 года начал действовать второй участок ОЭЗ, расположенный на территории Елецкого района Липецкой области, что позволит привлечь около 45 компаний-резиден- тов и более 170 млрд инвестиций. На территориях 10 особых экономических зон регионального уровня зарегистриро- вано 47 участников с инвестиционным потенциалом 73 млрд руб. В области осуществляет деятельность 2 индустриальных парка: «Рождество» (Крас- нинский район) и «Созидатель» (г. Елец), на территориях которых зарегистрировано 7 ре- зидентов, объем промышленного производства за 2017 год составил более 800 млн руб. Агропромышленный комплекс области является одним из лучших в России. Объем валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах к 2006 году увеличился в 2,3 раза и в 2017 году достиг 109 млрд руб. По производству сельхозпродукции на душу населения (95 тыс. руб.) область занимает 4 место среди регионов России. За счет интенсификации производства, введения в оборот ранее неиспользуемой пашни в 2017 году получены рекордные урожаи зерна, сахарной свеклы, картофеля, овощей. Производство зерна превысило 3,1 млн тонн, что в 1,8 раза больше 2006 года, сахарной свеклы – 5,3 млн тонн (в 2,3 раза), подсолнечника – 337 тыс. тонн (в 10 раз), картофеля – 700 тыс. тонн (в 1,4 раза), овощей – 190 тыс. тонн (в 1,7 раза), в том числе тепличных овощей – 40 тыс. тонн (в 5 раз). По объемам производства тепличных овощей в сельхозорганизациях Липецкая об- ласть в 2017 году занимает 7 место среди регионов Российской Федерации. В животноводстве производство скота и птицы на убой (в живом весе) в 2017 году составило 342 тыс. тонн с ростом в 3 раза к 2006 году, яиц – 606 млн шт. (122 %). По про- изводству мяса на душу населения область занимает 5 место в ЦФО и 9 место в Россий- ской Федерации. Достигнута рекордная продуктивность дойного стада – надой на 1 корову увеличился до 6,6 тонн (рост в 1,6 раза к 2006 году). В агропромышленном комплексе области за 2006-2017 годы реализовано более 100 крупных инвестиционных проектов, привлечено 160 млрд рублей инвестиций. Область самодостаточна, практически не зависит от импортных продуктов, обе- спечивает внутреннее потребление за счет собственного производства. По итогам 2017 года производство сахара превышает внутриобластное потребление в 14 раз, расти- тельного масла – в 9 раз, мяса – в 3 раза, зерна – в 2 раза, картофеля и овощей – в 1,3 раза. Область является лидером жилищного строительства в Российской Федерации. С 2006 года ввод жилья увеличился в 3,4 раза, введено 12,5 млн кв.м. По вводу жилья на душу населения в 2017 году (0,94 кв. м) область занимает 3 место среди субъектов Рос- сийской Федерации и 2 место в ЦФО. На переселение граждан из аварийного жилья за 2008-2017 годы было направлено более 5,1 млрд руб., ликвидировано 160,7 тыс. кв. м аварийного жилья, переселено в благоустроенное жилье 10,5 тыс. человек. Обеспечение населения области качественной питьевой водой является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития региона. За 2008-2017 годы построено, реконструировано и капитально отремонтировано 666 км водопровод- ных сетей, введено в эксплуатацию 157 скважин. По состоянию на 01.01.2018 г. в области около 1,1 млн человек (96,8 % от общей численности населения) обеспечено качествен- ной питьевой водой при централизованной системе водоснабжения. Услугами пассажирского транспорта общего пользования охвачены 92,3 % населен- ных пунктов области. Для повышения безопасности дорожного движения и улучшения качества транспорт- ного обслуживания пассажиров весь автобусный парк общего пользования оборудован аппаратурой ГЛОНАСС. После завершения реконструкции Липецкого аэропорта и модернизации взлетно- посадочной полосы расширена география полетов: выполняются регулярные авиарейсы в Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Екатеринбург, Симферополь. Положительная динамика наблюдается по показателям, характеризующим уровень жизни населения области. Реальные располагаемые денежные доходы населения за период 2006-2017 годы выросли в 1,8 раза, реальная среднемесячная заработная плата – в 1,4 раза. Доля бедного населения области является одной из самых низких в Российской Фе- дерации – 9,1 % (2016 год – 4 место в ЦФО и 7 – в РФ). Уровень регистрируемой безработицы (0,5 %) один из самых низких в ЦФО (2 место) и Российской Федерации (6 место). Отсутствует напряженность на рынке труда – число вакансий (9,6 тыс.) более чем в 3 раза превышает количество незанятого населения (2 место в ЦФО и 9 – в РФ). За 2006-2017 годы рождаемость увеличилась в 1,1 раза, естественная убыль населе- ния сократилась в 1,8 раза, продолжительность жизни выросла на 6,3 года и в 2017 году достигла 72,46 года. Подводя итоги краткого анализа динамики уровня социально-экономического раз- вития, можно сделать вывод, что Липецкая область обладает значительными возмож- ностями и потенциалом экономического роста и социального развития, а по целому ряду направлений, реструктуризации экономики, социального реформирования в интересах населения является одним из лидеров в России. Вместе с тем по мере решения первоочередных задач выявились некоторые ограни- чения экономического роста и повышения конкурентоспособности экономики региона, что требует смещения акцентов в проводимой политике при сохранении общего направ- ления преобразований.»; в) раздел 2 «Проблемы социально-экономического развития области» изложить в следующей редакции: «2. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЛАСТИ В социально-экономическом развитии области на период 2018 – 2024 годов можно выделить следующие основные проблемы: экономические, социальные, экологические, инфраструктурные и проблемы, связанные с недостаточной эффективностью управле- ния региональным развитием. 2.1. Экономические проблемы Затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки со- ставляют 0,07 % в ВРП, что сдерживает наращивание объемов производства высокотех- нологичной и наукоемкой продукции. Недостаточные темпы роста производительности труда сложились в промышлен- ности в 2012-2017 годах, в том числе в приоритетных видах деятельности: машинострое- нии и производстве пищевых продуктов. Высокие темпы роста инвестиций, вложенных в экономику области в 2006-2016 го- дах, не соответствуют темпам роста ВРП, среднемесячной заработной платы, налоговых и неналоговых доходов бюджета. Конвертация инвестиций в прирост оборота продукции и ВРП не соответствует высо- ким объемам инвестиций в субъектах малого и среднего предпринимательства, соответ- ственно вклад МСП в ВРП составляет всего 24 %. В сельской местности население слабо вовлечено в экономическую деятельность. Не обеспечена продовольственная безопасность в растениеводстве и животновод- стве в связи с высокой зависимостью от импортных семян, племенного молодняка ско- та, инкубационного яйца, биоматериалов. Имеет место неравномерность в развитии экономического потенциала территорий Липецкой области и обеспечивающей инфраструктуры. 2.2. Социальные проблемы Несмотря на некоторое улучшение демографической ситуации (снижение смерт- ности, увеличение числа родившихся, рост средней продолжительности жизни до 72,46 лет), продолжается сокращение численности населения вследствие естественной убыли – 4,7 на 1000 человек населения. Миграционные процессы не оказывают существенного влияния на улучшение демо- графической ситуации и лишь частично компенсируют естественные потери населения. Прогнозируется снижение численности населения трудоспособного возраста. По прогнозу к 2024 году она снизится на 10 тыс. человек, или на 2 % относительно уровня 2017 года. Наблюдаемое снижение численности молодежи в возрасте от 20 до 30 лет приведет к сокращению притока в экономику области молодых кадров и, как следствие, к сниже- нию качества потенциала трудовых ресурсов области. По итогам 2017 года по уровню заработной платы область занимает 50 место среди регионов РФ. Снижение среднесписочной численности работников крупных и средних предприятий не сопровождается ростом численности занятых в малом бизнесе и повы- шением уровня оплаты труда. Область остается одним из регионов Российской Федерации с низким уровнем официально зарегистрированной безработицы – 0,5 % от экономически активного на- селения. Вместе с тем снижается трудовой потенциал, остро ощущается дефицит квали- фицированных кадров, особенно рабочих профессий. Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума состав- ляет около 105 тыс. человек. Имея высокую техногенную нагрузку, обеспеченность врачами в области составляет 33,9 на 10 тыс. жителей (59 место в РФ). По обеспеченности врачами первичного звена и врачами – диагностами область занимает в Российской Федерации 78 и 73 места соот- ветственно. Смертность населения в области одна из самых высоких в РФ. Имеется потребность в обеспеченности местами в дошкольных организациях детей до 3-х лет. В общеобразовательных школах 11 % обучаются во 2-ую смену, что не соот- ветствует санитарным нормам и уровню безопасности. Уровень и качество жизни сельских жителей отстают от уровня жизни городского на- селения. Сохраняются проблемы в развитии инженерной инфраструктуры, обеспечении доступа сельского населения к учреждениям здравоохранения и образования, улучше- нии транспортной доступности, а также обеспечении жильем работников агропромыш- ленного комплекса и социальной сферы села, включая молодых специалистов. 2.3. Экологические проблемы Липецкая область вследствие большой техногенной нагрузки относится к регионам с высокой экологической напряженностью. По загрязнению сточными водами поверхност- ных водных объектов занимает 8 место в ЦФО и 39 – в РФ; атмосферного воздуха – 1 место в ЦФО и 13 – в РФ. Это обусловлено высоким уровнем промышленного и сельско- хозяйственного производства. Антропогенное воздействие на окружающую среду год от года увеличивается. Наи- большую нагрузку испытывают города Липецк, Лебедянь, Данков, Елец. Наиболее острыми экологическими проблемами в области являются: – загрязнение атмосферного воздуха стационарными и передвижными источниками; – загрязнение водных ресурсов; – несовершенство системы обращения с отходами производства и потребления; – отсутствие системы по глубокой переработке отходов производства и потребле- ния, внедрению технологий вторичной переработки. На ухудшение экологической обстановки оказывает влияние санитарное состояние лесных насаждений, поврежденных вредителями и болезнями леса. 2.4. Инфраструктурные проблемы Текущее состояние дорожно-транспортной инфраструктуры области не в полном объеме удовлетворяет растущим потребностям развития экономики региона. Доля дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям к транс- портно-эксплуатационным показателям, составляет 27,7%. Сложившаяся структура финансирования дорожно-эксплуатационных работ, с учетом недостаточности вложения частных инвестиций через механизмы государственно-частного партнерства, приводит к сокращению срока службы дорог, увеличению потребности в затратах на их содержа- ние и ремонт. Отсутствует система перспективного развития водно-коммунального хозяйства об- ласти при сопутствующем высоком износе сетей водоснабжения и водоотведения. Благоустроенность территорий населенных пунктов не соответствует ожиданиям и потребностям населения. 2.5. Проблемы управления региональным развитием Реализация Федеральных законов («Об общих принципах организации законо- дательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного само- управления в Российской Федерации», «О минимальном размере оплаты труда») в 2005 году увеличила расходные обязательства бюджета на 2,5 млрд руб., из которых на повы- шение зарплаты работникам бюджетных учреждений в сроки и размерах, установленных для федеральных служащих, направлено 1,9 млрд руб. Наряду с потерями бюджета, обусловленными экономической ситуацией в черной металлургии, объем нагрузки на бюджет области в 2006 году увеличился на 7,8 млрд руб., или на 37 % к уровню 2005 года. Однако данные особенности не учитываются при распределении средств финансо- вой помощи из федерального бюджета и область не попала в число трансфертных тер- риторий в 2006 году. В 2005 году область была единственной из субъектов ЦФО, где в связи с ситуацией в металлургическом комплексе произошло снижение доходов бюджета. Доминирующая в области внутренняя производственно-территориальная организа- ция большинства муниципальных территорий не обеспечивает их самодостаточность. Из 313 муниципального образования не получают дотаций 2 городских округа, 5 муни- ципальных районов и 3 сельских поселения. Все остальные муниципальные образования являются дотационными, при этом доля средств, поступающих в порядке межбюджет- ного регулирования из областного бюджета, в отдельных местных бюджетах достигает 80 %. В условиях действия Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» это приводит к возникновению целого комплекса новых экономических, социальных и политико-правовых проблем, непосредственно отражающихся на устойчивости соци- ально-экономической ситуации, как в отдельных поселениях, так и на развитии региона в целом. Негативные рыночные факторы и инфляция издержек оказывают влияние на сниже- ние темпа роста доходов консолидированного бюджета Липецкой области. Начиная с 2009 года и по 2017 год темпы роста расходов консолидированного бюд- жета Липецкой области опережают темпы роста собственных доходов. Необходимость выполнения социальных обязательств, закрепленных в указах Пре- зидента от 7 мая 2012 года, приводит к росту дефицита бюджета. Волатильность бюджетных показателей ввиду высокой концентрации областной экономики предопределяет необходимость решения задач по обеспечению долгосроч- ной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Липецкой области за счет координации стратегического и бюджетного планирования и повышения эффективности бюджетных расходов. В целях снижения дефицита бюджета, сокращения рыночного государственного дол- га Липецкой области и удешевления стоимости обслуживания заимствований начиная с 2015 года Липецкая область заключает соглашения с Министерством финансов Рос- сийской Федерации о предоставлении бюджетных кредитов на частичное замещение рыночных заимствований. Соглашениями о предоставлении бюджету Липецкой области из федерального бюджета указанного кредита установлены требования по реализации взвешенной и консервативной бюджетной политики, проведению эффективного администрирования доходов, оптимизации структуры и объема расходных обязательств и ограничению на- ращивания заимствований. В числе основных проблем управления региональным развитием можно назвать и другие, связанные с вопросами проведения административной реформы и ряда инсти- туциональных преобразований.»; г) раздел 3 «Стратегический анализ развития Липецкой области» изложить в следую- щей редакции: «3. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ (SWOT) АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Для разработки Стратегии развития Липецкой области с целью выявления проблем был осуществлен стратегический анализ по методике SWOT. Результаты анализа приво- дятся ниже. 3.1. Стратегический (SWOT) анализ демографического развития Липецкой области Таблица 3.1 Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (О) и угрозы (Т) Сильные стороны (S) Слабые стороны (W) 1. Рост суммарного коэффициента рождаемости (2005 г. – 1,267, 2017 г. – 1,540 детей на одну женщину). 2. Рост численности многодетных семей (2005 г. – 6244 семей, 2017 г. – 12453 семей). 3. Снижение младенческой смертности (с 9,3 в 2005 г. до 3,4 случаев на 1000 родившихся в 2017 г.). 4. Рост средней ожидаемой продолжительности предстоящей жизни (с 66,2 лет в 2005 г. до 72,46 лет в 2017 г.). 5. Широкий спектр мер социальной поддержки семей с детьми. 1. Старение населения. 2. Высокий уровень смертности, особенно среди мужчин в трудоспо- собном возрасте. 3. Недостаточный уровень рождае- мости для обеспечения естественно- го роста численности населения. 4. Снижение численности женщин фертильного возраста. Возможности (О) Угрозы (Т) 1. Рост суммарного коэффициента рождаемости за счет рас- ширения и повышения эффективности мер социальной под- держки семей с детьми на федеральном и областном уровнях. 2. Привлечение на территорию Липецкой области востребо- ванных на рынке труда категорий мигрантов. 1. Снижение численности населения. 2. Отток трудоспособного населения в другие регионы. 3.2. Стратегический (SWOT) анализ развития социальной защиты Липецкой области Таблица 3.2 Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (О) и угрозы (Т) Сильные стороны (S) Слабые стороны (W) 1. Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума – одна из самых низких в Российской Федерации – 9,0 % (в РФ – 13,4 %). 2. Выделение значительных средств на социальную защиту населения из областного бюджета (4,8 млрд руб. – 2017 г.). 3. Функционирование различных видов стационарных учреждений по обслуживанию населения: престарелых, инвалидов и др. 4. Внедрение инновационных форм социального обслуживания граждан на дому. 5. Благоприятные условия для жизни и самореализации инвалидов. 6. Повышение заработной платы работников учреждений социального обслуживания. 1. Недостаточная конку- ренция на рынке социаль- ных услуг. 2. Низкая инвестицион- ная привлекательность отрасли. Возможности (О) Угрозы (Т) 1. Гарантированное обеспечение прав льготных категорий граждан на социальное обслуживание и социальную поддержку. 2. Внедрение новых технологий социального обслуживания. 3. Расширение участия некоммерческих организаций в сфере предо- ставления социальных услуг. 1. Отток кадров из сферы социального обслужива- ния в более привлекатель- ные отрасли. 2. Увеличение числа на- селения, нуждающегося в социальной поддержке. 3.3. Стратегический (SWOT) анализ развития физической культуры и спорта Липецкой области Таблица 3.3 Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (О) и угрозы (Т) Сильные стороны (S) Слабые стороны (W) 1. Строительство и реконструкция учреждений физической культуры и спорта в городах и районах области. В каждом муниципальном районе и городском округе построены пла- вательные бассейны. 2. Функционируют 6 специализированных детско-юноше- ских спортивных школ олимпийского резерва, 3 спортивные школы олимпийского резерва, 28 детско-юношеских спор- тивных школ, областная спортивно-адаптивная школа; 31 детский оздоровительно-образовательный центр и др. 3. Проведение спортивных мероприятий межрегионального и всероссийского масштабов. 4. Удельный вес населения, систематически занимающе- гося спортом (38 %), выше, чем в среднем по Российской Федерации (36,8 %). 1. Низкая загруженность спортивных объектов в отдельных муниципальных образованиях. 2. Отсутствие системы подготовки тренерско-преподавательского со- става. 3. Низкий охват населения старше 30 лет систематическими занятиями физической культурой и спортом. 4. Недостаточная обеспеченность населения объектами спортивной инфраструктуры в областном центре. Возможности (О) Угрозы (Т) 1. Создание условий для всех категорий и групп населения для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом за счет строительства спортивно-оздоровительных комплексов, спортивных залов, ледовых дворцов, бассей- нов, площадок с синтетическим покрытием; спортивных баз для подготовки сборных команд России по отдельным видам спорта. 2. Сохранение и укрепление здоровья населения на основе совершенствования спортивно-оздоровительных комплек- сов. 3. Увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 55%. 4. Поддержка некоммерческого сектора в сфере физической культуры и спорта в целях развития конкуренции и повыше- ния качества услуг. Потеря квалифицированных работни- ков учреждений физической культуры в связи с непривлекательностью рабо- ты в физкультурных учреждениях. 3.4. Стратегический (SWOT) анализ развития здравоохранения Липецкой области Таблица 3.4 Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (О) и угрозы (Т) Сильные стороны (S) Слабые стороны (W) 1. Сформирована трехуровневая система здравоохранения области, обеспечивающая необходимую этапность оказания медицинской помощи и маршрутизацию пациентов. 2. Рост профилактической составляющей в деятельности регионального здравоохранения. Осуществление диспансери- зации населения. 3. Территориальная доступность медицинской помощи любого уровня сложности, обусловленная малыми размерами об- ласти, компактным проживанием населения, расположением областного центра. 4. Развитая материально-техническая база здравоохране- ния. Высокая обеспеченность лечебно-профилактических учреждений современным высокотехнологичным медицинским оборудованием. 5. Создана единая региональная информационная система здравоохранения, телемедицина. 9. Повышение заработной платы врачей и иных медицинских работников. 1. Низкий рейтинг Липецкой об- ласти по смертности населения от всех причин, в том числе от бо- лезней системы кровообращения, органов дыхания, новообразований. 2. Дефицит врачей, в том числе первичного звена и диагностов. 3. Недостаток реабилитационной сети. Возможности (О) Угрозы (Т) 1. Развитие и внедрение перспективных высокотехнологичных видов медицинской помощи на базе имеющихся медицинских учреждений. 2. Гибкое реагирование лечебной сети на изменения конъюн- ктуры на рынке медицинских услуг. 3. Внедрение и совершенствование современных технологий (медицинских и информационных) в сфере профилактики, диагностики, лечения и реабилитации социально-значимых заболеваний. 4. Поддержка некоммерческого сектора в сфере здравоохра- нения в целях развития конкуренции и повышения качества услуг. 5. Снижение смертности населения трудоспособного возраста, от болезней системы кровообращения, новообразований. 1. Отток медицинских кадров в частный сектор и более привлека- тельные отрасли экономики. 2. Старение кадров. 3. Рост заболеваемости населения на фоне высокой экологической нагрузки. ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ О внесении изменений в Закон Липецкой области «Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года» Постановление девятнадцатой сессии Липецкого областного Совета депутатов шестого созыва № 648-пс от 18.10.2018, г. Липецк О проекте закона Липецкой области «О внесении изменений в Закон Липецкой области «Стратегия социально- экономического развития Липецкой области на период до 2020 года» Рассмотрев принятый в первом чтении проект закона Липецкой области «О вне- сении изменений в Закон Липецкой области «Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года», внесенный в порядке законода- тельной инициативы главой администрации Липецкой области, руководствуясь ста- тьей 30 Устава Липецкой области Российской Федерации, учитывая решение комитета Липецкого областного Совета депутатов по экономике, Липецкий областной Совет депутатов постановляет: 1. Принять Закон Липецкой области «О внесении изменений в Закон Липецкой об- ласти «Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года». 2. Направить настоящий Закон в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Устава Ли- пецкой области Российской Федерации временно исполняющему обязанности главы администрации области для подписания и официального опубликования. 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Липецкого областного Совета депутатов П. ПУТИЛИН Продолжение на 6-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz