Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)
ЕЛЕНА БРЕДИС ВЛГПУпрошлаВсероссийская научная конференция «Л.Н. Толстой и А.И. Солженицын: диалоги в непрошедшем време- ни», приуроченная к двум юбилеям — 190-летию Толстого и 100-летию Солженицына. На конференцию собрались ученые из самых разных регионов страны, что лишний раз говорит о значительности липецкого форума. Один из главных экспер- тов творчества Толстого — литературовед, педагог, директор Московского музеяЛ.Н. Толстого профессор Виталий Ремизов. Впрочем, педагогика занимает в жизни Виталия Борисовича ничуть не меньшее место, чем литературоведение. На про- тяжении не одного десятка лет он занимался разработанным им экспериментом «Школа Л.Н. Толстого» на самых разных площадках: от учебных учреждений в крупных городах до маленьких сельских школ. Об образовании беседа с Виталием Борисовичем. 26 № 207/25835/25 ОКТЯБРЯ 2018 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Элементарные мысли ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Школа Толстого Человечество спасет воспитание Установка исключительно на интеллект — это тупиковый путь. Бездушный интеллект — это робот. Не может быть образования без культуры ” Учить детей и взрослых — Помню, в девяностом году в Ясной Поляне шла конференция, посвященная педагогике, и там говорили о том, что есть много школ име- ни Толстого, но нет ни одной школы Толстого, которая бы жила и работала по его прин- ципам. Вот так и родилась идея создать такие школы. И я принял решение потратить сколько-то лет своей жизни на этот эксперимент. Конечно, мечталось, чтобы мне дали возможность подобрать кол- лектив единомышленников, дали возможность пообщаться с родителями будущих учени- ков. Но реально мне дали три готовые школы, где предстоя- ло, в первую очередь, помочь учителямпо-новому взглянуть на себя и свое предназначение. — Наверное, это и было самым сложным? — Да, потому что люди- то взрослые, сложившиеся. Надо было перебороть всю учительскую рутину, которая складывалась годами. Доходи- ло даже до слез, до истерик. А каково вдруг осознать, что ты выстраивал свои отношения с учениками совершенно не так, не так и не тому учил? Потому что в школе Толстого не может быть никакого дик- тата и авторитаризма, у нас учитель, прежде всего, друг, помощник, близкий и пони- мающий человек. Даже если ты считаешь точку зрения ре- бенка неправильной, ты ни на чем не настаиваешь, а просто предлагаешь подождать, пока жизнь все расставит по своим местам. И поверьте, она очень быстро расставляет. Потому что в классе существует особая аура, особые отношениямежду детьми. Нашим детям не надо было объяснять, что такое хо- рошо, а что такое плохо, пото- му что это тоже диктат, потому что это может стать манипуля- цией.Нашидетис первыхдней учебысамипостигали, что есть добро и зло с точки зрения общечеловеческих ценностей. — А каким образом им это удавалось? — Мы же занимались по «Азбуке» Толстого, в которой онпоместилмножестворасска- зов, былин, притч, библейских историй. Многим на первый взгляд они кажутся прими- тивными, но на самом деле это многопластовый материал для душевнойработыребенка. Раз- мышляянадтемойрассказа, за- частуюТолстой задает вопросы на морально-этические темы, ответы на которые предлага- ется дать самому ученику. Вот притча о льве и осле. Умер лев, все звери собрались на его по- хороны. И только осел пришел и сказал: «Я всю жизнь его бо- ялся, а теперь яна него плюю». Изверирастерзалиосла. Легко ли понять эту историю, тем бо- лее ребенку? А мы предлагали им сначала почувствовать себя царемзверей, потомзверями, а потом ощутить себя «в шкуре» осла. Представляете, какая это колоссальнаявнутренняярабо- та, какой процесс внутреннего взросления? — А дети готовы к этому? —Да, потому что в каждом ребенке все заложено. И глав- ная потребность — любить и быть любимым. Мы собирали в классах детей из самых раз- ных «срезов» общества, у нас был представлен весь социум. И дети становились единым коллективом, где каждый был ценен как личность, не- зависимо от его способностей или толщины кошелька его родителей. Потому что у кого- то — золотая голова, у кого-то — золотое сердце, а у кого- то — золотые руки. И ценны все. Я вам больше того скажу. Спустя какое-то время ко мне стали обращаться учительские коллективыиз разных городов с просьбой организовать у них такуюже школу. Ия выезжал в Брянск, Тольятти, Находку, в сельские школы разных ре- гионов. Взрослые люди были готовы трудиться, меняться, но выходить на новый уровень! Втомчислеинановыйуровень собственной духовной жизни. И это был лучший стимул для моего состояния души, для работы. Интеллект без души — В нашей школе не было никакого «начетничества», никаких «кодексов морали», которые взрослые навязы- вают детям. Все было очень естественно. Мы отдельный урок посвящали слову «небо», словам «лес», «поле». Мы с ребятами рассматривали все аспекты этих слов во всем их многообразии. У нас вместо предмета «природоведение» былпредмет «природа и труд». Каждый ребенок сажал свой цветок и ухаживал за ним, следил за ростом, боролся с его болезнями. А учитель тихонько каждому объяснял, называл термины, опреде- ления. Так, представьте, к четвертому классу они у нас все уже досконально знали ботанику! Потому что когда к усвоениюматериалаприсоеди- няются ручки, душа, сердце, то оказывается, что материал этот усваивается легко и есте- ственно. Не требуется никакой зубрежки, никакого натаски- вания, никаких специальных репетиторов. У нас запросто в первом классе дети отличали метонимию от метафоры. — Но сегодня у нас упор делается на объем информа- ции… —…да, и я категорически с этимне согласен! Установкаис- ключительно на интеллект — это тупиковый путь. Бездуш- ный интеллект — это робот. Не может быть образования без культуры. А культура — это наше отношение к другим людям, к окружающемумиру, к самим себе. Все эти тесты, уровень ай-кью в итоге ничего не дают.Унашихвыпускников без всяких репетиторов были великолепные успехи на экза- менахпо точнымнаукам.Иэто результат того, что мы не отде- ляли интеллект от душевной и духовной жизни. — Кстати, «Школа Тол- стого» распространяется и на точные науки? — А как же! Ведь педаго- гические принципы одни и те же, независимо, преподаешь ли ты литературу или алге- бру. Все учителя вовлечены в это пространство, все меняют свое отношение и к ученикам, и к своей профессии, все от- крывают новые смыслы. Вот отсюда и успехи детей. Хотя начинали мы со школ очень неудачных. За год до смерти Толстой писал: «Я знаю, что спасет человечество. Челове- чество спасет воспитание». Не объем знаний, не умение эти знания добывать. А глав- ная наша задача — воспитать человека, который способен противостоять окружающей действительности. И первая триада толстовской школы — это разум как целесообраз- ность, культура чувств как личная потребность и само- стоятельность как способность сделать выбор. Но как сделать выбор в пользу добра? Детям нередко кажется, что его в мире гораздо меньше, чем зла. Да, приходится показывать им, насколько путь к добру сложнее и тяжелее. Но и итог такого пути мы показываем. — Тем не менее выбор за ними? — Да, наша задача — на- учить ребенка плавать, а уж куда он поплывет и каким стилем — его личный выбор. Очень важно соблюдение в человеке баланса между ро- довым, социально-видовым и индивидуальным началами. Выпячивание любого из них ведет либо к эгоизму, либо к нацизму, либо к космополи- тизму, когда моя Родина там, где мне больше платят. И в «Школе Толстого» огромное внимание уделялось этому балансу. И все-таки еще раз подчеркну: главное — это сопротивляемость тому, что разрушает твоючеловеческую природу, твою духовную сущ- ность. Для этого ребенка надо вырастить сильным и свобод- ным. Чтобы он слышал чужое мнение, понимал его, но при этом имел свое отношение к этому мнению. Вертикаль добра —Аребенок, воспитанный так, выживет в этом мире? — Безусловно! Ведь если от вас исходит свет, то и мир вокруг вас начинает преоб- ражаться. Добро начинает расходиться от вас кругами, как по воде. Но для этого надо выстроить вертикаль от земли через сердце ребенка к небу. Да, это непросто, но не- обходимо. — Но где сейчас эти шко- лы?! — А сейчас все и везде должно быть одинаково. Да, остались ученики, остались учителя, которые стали звез- дами педагогики. Но площад- ку никто не даст. Не забывайте еще и имя Толстого, которое сразу ассоциируется с отлуче- нием от Церкви. При чем тут это?! Мы же говорим о Тол- стом-педагоге! Но этого никто не помнит. Поэтому я в своей новой монографии был вы- нужден найти другое название — «Моя школа». Наша цель — создать такую школу, про которую и ученик, и учитель, и родители могли бы от всего сердца сказать «моя школа». Не «наша школа», не «добрая школа», а «моя». Потому что школа должна раскрывать индивидуальность каждого ученика. А на основе этого уже развивается и социальное партнерство, и коллегиаль- ность. Ия уверен, что рано или поздно к этому придут. ВЫ ОБ ЭТОМ СПРАШИВАЛИ Без права на ошибку Одни родители не боятся оставлять дошколят без присмотра, а другие даже за старшеклассниками просят присмотреть кого-то из взрослых. А по закону с какого возраста ребенок может находиться дома один? Наталья Потолеева, г. Липецк. Отвечает начальник отдела областной про- куратуры по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Алексей Шестаков: —В России нет законов, которые бы четко ограничивали возраст, до которого ребенка запрещено оставлять дома одного. Хотя опас- ности могут подстерегать ребенка на каждом шагу. Ипока он не станет относительно созна- тельным, его нельзя оставлять без присмотра. К тому же родители несут материальную, административную и уголовную ответствен- ность за своего ребенка. Если он, к примеру, зальет соседей, то возмещать материальный ущерб придется родителям. Административ- ная ответственность по ст. 5.35 КоАП РФ на- ступает при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и инте- ресов несовершеннолетних. За оставление же ребенка в опасности наступает уголовная ответственность (ст. 125 УК РФ). Можно сказать, что возраст детей, с кото- рого их можно оставлять дома одних, опреде- ляется самими родителями, которые право на ошибку не имеют. Записала Елена Панкрушина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz