Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)
4 № 207/25835/25 ОКТЯБРЯ 2018 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Проекты От Молдавии до Саудовской Аравии Липецкая область — один из лидеров в реализации программы по переселению из-за рубежа соотечественников АЛЕКСАНДР ГРИШАЕВ Вместе с темв последние годынаметилась тенденция оттока граждан, некогда прибывших на постоянное местожительства к нам, в другие регионы страны. Причин тому можно назвать немало. С одной из них попытались разобраться участники «круглого стола», состоявшегося в коворкинг-центре «Точка кипения» Липецк». На обсуждение были вы- несены проблемы, связанные с социальной и культурной адаптацией и интеграцией мигрантов в нашей области. Для участия в дискуссии при- гласили представителей орга- нов государственной власти и муниципальных образований, общественных национальных организаций, действующих в области, социально ориенти- рованных НКО. —Этот вопрос сегодняакту- ален как в целом в стране, так и в нашей области,—отметила начальник отдела обществен- ных связей и гражданско-пра- вового воспитания областного управления внутренней поли- тики Лариса Боева. —Нужны интересные идеи и проекты, способные существенно изме- нить ситуацию по улучшению демографической обстановки, а также пополнениютрудовых ресурсов в регионе. Актуальность затронутой проблемы цифрами стати- стики проиллюстрировала начальник отдела по работе с соотечественниками, бе- женцами и вынужденными переселенцами УВМ УМВД России по Липецкой области Елена Руднева. По ее словам, по государственнойпрограмме переселения соотечествен- ников наш регион только в прошлом году принял около трех с половиной тысяч ее участников. За девять месяцев нынешнего года поступило более двух тысяч заявлений от желающих переехать в наш регион. Более 40 процентов из них — граждане Молдавии, 19 процентов — Армении, 12 — Узбекистана, 11 — Казах- стана, 7 процентов — Укра- ины. Поступили заявления и от граждан стран дальнего зарубежья — Германии, Лат- вии, США и даже Саудовской Аравии. В основном — люди трудоспособного возраста. Вообще в последние годы наша область входит в пятерку регионов-лидеровпопринятию соотечественников из 60 субъ- ектов РФ, участвующих в реа- лизации программы. Мигран- тыпользуютсяопределенными льготами при регистрации, постановке на учет, получении гражданства и т.п. Для них открыты двери трех центров временного размещения в Ли- пецке, Грязях и Тербунах, где они могут находиться до по- лугода, а при необходимости — и более длительный срок. Помощь и поддержку они по- лучают и в решении проблемы трудоустройства. Гораздо сложнее с так на- зываемыми «трудовыми ми- грантами», которые в поис- ках заработка приезжают в Липецкую область и зачастую оказываются на нелегальном положении. По мнениюучаст- ников «круглого стола», стоит подумать о создании центров временного пребывания и для этой категории мигрантов. Помощь в этом как раз могут оказать и муниципалитеты, и социально ориентированные НКО, и общественные нацио- нальные организации.Причем помещения для таких центров могут быть предоставлены муниципалитетами на безвоз- мездной основе. Также многое в решении проблемы адаптации и инте- грации мигрантов зависит от ответственности работодате- лей. Подобные положитель- ные примеры уже есть на ряде предприятийТербунскогорай- она. Кроме того, те, кто хочет работать в нашей области, за- ранее должныиметь представ- ление о том, в каких специали- стах нуждается регион. Для этого необходимо размещать информационные материалы в представительствах России в зарубежных странах. Это поможет участникам мигра- ционныхпроцессов приезжать не «в никуда», а четко знать правовые и социальные нюан- сы, связанные с пересечением российской границы. «КРУГЛЫЙ СТОЛ» С помощью работодателей Ельца в городе открываются специализированные центры по профориента- ции школьников. МИЛАДА ФЕДЮКИНА Кем быть, когда растут года и скоро тебе семнадцать? Елецким старшеклассникам ответ на этот вопрос помогают найти с помощью городской программы«Профориентир». Инвестиции в кадры Начальник управления образования администрации Ельца Галина Воронова убеж- дена: городу требуется со- временная система ранней профориентации. Действовать при этом надо, как говорится, всем миром: педагоги, пси- хологи и родители — с одной стороны, с другой — не долж- ны отставать и работодатели, кровно заинтересованные в подготовке своих потенциаль- ных работников. И ельчане создали такой непрерывный процесс, который начина- ется с детского сада, плавно переходит в школу, где сопро- вождает ребенка на пути об- учения вплоть до выпускного класса, помогая и направляя его. Знакомство с рабочими профессиями происходит в седьмомклассе: азы слесарно- го, токарного, швейного дела юные ельчане узнают в специ- ально оборудованных кабине- тах технологии, мастерских. В девятом классе школьники посещают курс «Профориен- тации». Следующий шаг — десять профилей подготовки социального, естественного и гуманитарного направлений. Этой работы в динамично раз- вивающемся обществе оказа- лось недостаточно, и три года назад появилась комплексная программа «Профориентир», инициатором создания кото- ройвыступилаадминистрация города. —Программапредполагает создание системы профориен- тационной работы в с учетом новых информационно-ком- муникационных технологий при полном взаимодействии Главный «Профориентир» В Ельце думают о тех, кто придет на смену организаций общеобразова- тельных, среднего и высшего профессионального образо- вания, а также городского центра занятости населения и объединения работодателей, руководителей предприятий, — поясняет Воронова. В общую профориентаци- онную копилку с 2016 года вносит свой вклад и инноваци- онный проект «Мастерград». Участвуя в нем, ребята не только выступают в качестве потребителей, но становятся производителями товаров и услуг. Следуя за наставника- ми, ученики сами начинают делать первые профессиональ- ные шаги. Кстати, если раньше до 90 процентов выпускниковшкол планировалиполучать высшее образование, то сейчас кар- тина изменилась: более поло- вины выпускников основной школы продолжают обучение в учреждениях среднего про- фессионального образования. Помогите стать рабочим Дефицит рабочих рук ис- пытывают мегаполисы и пе- риферия. Остро актуален этот вопрос и в Ельце. Но его пы- таются решить с помощью универсальной модели произ- водственного обученияшколь- ников. Партнерами управле- нию образования выступили руководители АО «Энергия» и ПАО «Елецгидроагрегат». К примеру, по предложению председателя Совета директо- ров ПАО Виктора Ситникова на базе гимназии № 11 ве- дется углубленное изучение физики, а с АО «Энергия» прорабатывается организа- ция класса по углубленному изучению химии. Набирает оборотыи работа объединения технической направленности «Юный машиностроитель»: практику школьники про- ходят в мастерских колледжа экономики, промышленности и отраслевых технологий, а на экскурсиях по предприятиям города ученики знакомятся с современным производством, перспективами его развития, условиями труда. Кстати, колледж явля- ется полноправным членом Инновационного территори- ального кластера машино- строения и металлообработки Липецкой области «Долина машиностроения». В связи с чем подписаны совместные программыпо сотрудничеству с ведущими промышленными предприятиями города—ОАО «Энергия», ПАО«Елецгидроа- грегат», ОАО «Гидропривод», ОАО «Прожекторные угли», ООО«Строймашсервис-Елец», Елецкий электромеханиче- ский завод — филиал ОАО «ЭЛТЕЗА». Но приоритетнымявляется взаимодействие колледжа с ПАО «Елецгидроагрегат», в рамках которого был иниции- рованпроект созданияиннова- ционного Центра подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов для ма- шиностроительного комплек- са. Целью проекта является создание многоуровневого образовательного комплекса. Срок его реализации — до 2020 года. В одной связке Последние три года у елец- ких школьников начинает проявляться интерес к есте- ственно-научным, техниче- ским и рабочим профессиям. Директор центра занятости населения Ельца Виктор Ще- петильников на этой волне предлагает растить профессио налов из выпускников своего города. Важная роль здесь отводится работодателям. Успешно работает цепочка: «школа — учебное заведение — работодатель», как это и было в советское время. Спе- циалисты центра занятости продолжают традиции через ярмарки рабочих и учебных мест с привлечением пред- ставителей ведущих предпри- ятий города, области, даже ближних регионов. Главное — развить социальное пар- тнерство школы, учреждений профессионального образо- вания, службы занятости, органов власти и работодате- лей. Участвуя в дискуссиях объединения работодателей, специалисты службывсе чаще видят неподдельную тревогу производственников о моло- дыхкадрах, которых ониждут на предприятиях, а потому готовы непосредственно уча- ствовать в их подготовке. Важно На елецкую программу «Профориентир» уже обратили внимание на федеральном уровне. В прошлом году один из ее участников —школа № 15 — заняла второе место во Всероссийском конкурсе в номинации «Лучшая практика профориентационной работы в инклюзивной школе». ФОТО ГЕННАДИЯ ЛОГУНОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz