Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)

3 № 206/25834/24 ОКТЯБРЯ 2018 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Круг интересов Слово обозревателю Дорога к себе В липецкой Галерее Назарова открылась выставка московского живописца Валерия Бабина И. Неверов Так хотел назвать свою выставку в Липецке московский художник. Потом было решено иначе. Возникло негромкое, простое и естественное, как ностальгический вздох, название «Там, на моей родине». Ведь почти все работы в экспозиции возникли из воспоминаний о детстве и отрочестве художника в маленьком провинциальном городке Березовский на Урале. Но и про дорогу к себе, по-моему, зрителю узнать небесполезно. Она у Баби- на своеобразная. Онидетпо ней все дальше и дальше, открываяновые возможно- сти и перспективы. Однако постоянно возвращается к истокам, к началу—к дет- скимвпечатлениям, всегда живущим в памяти. Вале- рий Иосифович говорит: город Березовский создал, отлил саму форму моей души. Жизнь менялась, менялся художник. Но то, какой душа его стала тог- да, определило и до сих пор определяет судьбумастера. Он не пишет с натуры. На холстах Бабина появ- ляются улочкии одноэтаж- ные домишки, речной бе- рег, лодки, люди с сетями, снежное марево, тихое опа- ловое или перламутровое небо, то ли существующие в реальности, то ли пере- созданные воображением творца. Иногда оно бывает своевольным. И тогда на картине пролегает вдоль берега широкая красная полоса дороги. Почему красная — для меня за- гадка. Но она делает это произведение по-особому притягательным, а загадку тянет разгадать. Может, это более напряженный, тревожный— рядом с дру- гими вещами живописца — знак, символ того же пути к себе? Один из друзей Бабина, побывав в Березовском, удивился: увиденное там было не так уж похоже на то, что изображал автор. «Вероятно, в чем-то не по- хоже, — с улыбкой согла- шается Валерий Иосифо- вич. — А в чем-то похоже, только это почувствуешь не сразу. Мои картины—мой миф о родной уральской глубинке». Отталкиваясь от каких- нибудь непритязательных жанровых мотивов, Бабин ими мало интересуется. Он легко пре- одолевает грань, за которой прозаическое, повседневное, бытовое обретает черты метафи- зического. Достоинство нашего дела, замечает наш гость, зависит не от темы, не от сюжета, а от музыки, что в тебе звучит. И если кому-то дано, мотив зазвучит в красках, а картина будет светиться изнутри. Когда-то критики разделилипоэзию«шести- десятников» на громкую и тихую. Первая, проповед- ническая, сродни оратор- ству, собирала стадионы. Но одновременно с Евту- шенко и Рождественским мычитали стихиСоколова, Жигулина, Рубцова. Им стадионные пространства и голос, усиленныймикрофо- нами, были противопока- заны. «Тихая поэзия» под- разумевала несуетность, сосредоточенность, само- углубленность. По аналогии с той лири- кой я бы осмелился сказать о тихой живописи Валерия Бабина. В ней редки цве- товые вскрики, вспышки, всплески. Колорит преиму- щественноумиротворяюще спокойный, гармоничный и очень цельный. Все слов- но проступает сквозь пеле- ну лет, из ушедшего, но не исчезнувшего времени. Художник принадле- жит к большому семей- ству (он шутливо гово- рит — прайду), в котором минимум три поколения, множество близких и даль- них его родственников за- нимались и занимаются живописью и графикой. Их работами, улыбается Бабин, можно было бы заполнить весь Манеж. И все-таки мальчишкой он, дитя послевоенной эпохи, мечтал стать военным лет- чиком. Не сложилось. По состояниюздоровьяВалеру даже в армию не взяли. То есть его «путь к себе» был предопределен разными, иногда непобедимыми об- стоятельствами. И, захва- тив с собою мольберт, ки- сти, краски, он радостно, доверчиво сделал по нему первые шаги... Войдя в Галерею На- зарова часа за полтора до презентации выставки, Бабин быстро осмотрел собственные работы и ми- моходом прокомментировал: «А эта вещь еще ни разу не выставлялась. И эта тоже. И эта со- всем свежая». И я почувствовал: ему, москви- чу, чьи картины приобретены и Третьяковкой, и Русским музеем, важно, как встретят новые холсты зрители в Липецке. Не потому ли, что, несмотря на московскую прописку, он и сейчас чувствует себя провинциалом, по-прежнему верен духу уральского городка, где отлилась форма его души? «Вернись на родину, душа…» Бюст Ивана Бунина установлен в Измалковском районе Александр Дементьев, demenlg@rambler.ru Он появился рядом с памятным камнем, который ранее был положен на месте усадебного дома двоюродной сестры писателя Софьи Пушешниковой, у которой Бунин часто гостил и где напи- сал лучшие свои произведения — «Антоновские яблоки», «Древ- ний человек», «Сны Чанга», «Господин из Сан-Франциско», «Митина любовь»… Здесь рождались строки поэмы «Листопад» и многих других стихотворений. А само Васильевское с его окрест- ностями узнаваемо в «Жизни Арсеньева». И именно отсюда поздней осенью 1917-го начались для писателя окаянные дни — путь на чужбину. «Ранним утром, белым и росистым…» Все эти подробности еще раз вспомнили во время областного фестиваля «Бунинская дерев- ня», проводимого накануне дня рождения Ивана Алексеевича. Литературный праздник собрал множество гостей из Москвы, Тулы, Орла, Липецка, районного центра. Апофеозом фестиваля, участ- ников которого приветствовали глава Измалковского района Владимир Иванников и руково- дитель Васильевского сельского поселения Владимир Шульгин, стало открытие бюста Ивана Бунина, о чем давно мечтали здешние почитатели таланта писателя. От сквера, где установлен памятник, открывается живо- писный вид на речку Семенек и окрестные дали. По бокам поста- мента бунинские строки: «Аран- ним утром, белым и росистым, взмахни крылом, среди листвы шурша, и растворись, исчезни в небе чистом, — вернись на роди- ну, душа!» А на другой стороне знакомое со школьной скамьи: «И цветы, и шмели, и трава, и колосья, и лазурь, и полуденный зной…» На празд- нике побы- вала поэтес- са, буниновед и организатор эко-просветитель- ского фестиваля «Бу- нинские Озерки» Елена Полтавская, в свое время горячо поддержавшая по- чин сельской власти и из- малковских буниноведов об установлении в селе памятника Ивану Бунину. Почетными гостями фести- валя стали директор Ефремов- ского музея Бунина Светлана Иванова, представившая со- бравшимся внучатуюплемянни- цу писателя Татьяну Арсеньев- ну Бунину. А местный краевед и буниновед, знаток жизни писателя в Васильевском, пе- дагог-ветеран Анна Немытова пригласила к бюсту местную жительницу Веру Николаевну Демкину — прапраправнучку Таганка, того самого, из расска- за «Древний человек». «Рифмы сердца» Программа фестиваля была обширной. Рядом с памятником детская театральная студия «Ар- лекино» из Измалково предста- вила литературную композицию по произведениямИванаБунина, работала широкая ярмарка, фотостудия с интерьеромпод ста- рину, а Анна Немытова провела для гостей экскурсию по Васи- льевскому. Показала, где стояла лавка Лозинского, описанная в «Митиной любви», каменный верстовой столб, что поразил Ивана Бунина своей старостью (есть поверье, что к нему надо прикоснуться на счастье), и храм Казанской БожиейМатери, куда писатель с женой Верой Муром- цевойходил на службы. Несколь- ко лет назад произошло чудо — с краю левой стороны церкви чуть выше фундамента прорисовался лик девушки, хорошо видный издалека, в чем могли убедиться участники экскурсии. Кстати, на центральной пло- щади Васильевского с недавнего времени по инициативе сель- ской власти появились столб- указатель бунинских мест и таблички с описанием достопри- мечательностей. Не скучала в тот день и моло- дежь. Работники измалковской библиотеки подготовили для них викторину: предложили по раз- ным выставленным предметам отгадать, из какого они произ- ведения. А в местном Доме куль- туры прошли презентация музея Бунина в Ефремове, районный поэтический конкурс «Рифмы сердца», а ученики школы села Малиново Орловской области показали литературную компо- зицию «Листопад». ТЕМ ВРЕМЕНЕМ Открытие в селе Васильевское памятника писателю стало про- логом большой подготовки к празднованию 150-летия лауреата Нобелевской премии по литературе. Юбилей будет широко отме- чаться в стране в 2020 году, о чем издан указ Президента РФ. При этом в документе подчеркивается, что Иван Алексеевич Бунин внес выдающийся вклад в отечественную и мировую культуру. Шедевры из школьной жизни Юные литераторы из Красного покорили Крым Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru — Когда сочинение ушло из школьной программы, дети разучились размышлять, правильно говорить и грамотно излагать свои мысли, как письменно, так и устно. Ребята перестали читать. Этот пробел тяжело будет восполнить, — убеждена учитель русского языка и литературы краснинской средней школы Марина Верещак, препо- дающая филологию почти четверть века. — Сочинение по литерату- ре вернули, но это только допуск к экзамену. Сегодня единицы мыслят хорошо и пишут работы самостоятельно. Они и принимают участие в литературных конкурсах. Несколько лет назад, озабо- тившись ситуацией все с тем же сочинением по литературе, Ма- рина Владимировна предложила ребятам, имеющим склонность к филологии, объединиться в кружок «Пробыпера». Начали со стихов, добрались допрозы, потом стали осуществлять большие ис- следовательские проекты. В этом году девятиклассники Елизавета Коврижкина и Александр Пан- ков стали призерами одного из всероссийских конкурсов. Лиза обратилась к творчеству местного композитора Анатолия Фадеева. Саша в одной работе представил поэтов Краснинского района, другую посвятил писателю Вла- димиру Короленко. Отличились и воспитанники Марины Владимировны, при- нявшие участие воВсероссийском конкурсе литературно-художе- ственного творчества «Шедевры из чернильницы». Этим летом он проходил в Алуште. Из Крыма краснинские школьники при- везли не только яркие впечат- ления от морских пейзажей. На конкурсе они заняли двенадцать призовых мест, а восьмикласс- ницы Катя Коврижкина и Катя Бороздина стали победи- телями. Надо сказать, что талантливы девушки не только в поэзии. Катя Коврижкина, например, велико- лепно по е т . А Катя Борозди- на — коман - дир кадетского класса и призер областного фе- стиваля «Вести за собой!». И о профессии уже всерьез заду- мывается. При- влекает ее жур- налистика. Есть у активной школь- ницывозможность попробовать себя и в этом направ- лении. Катя часто фотографирует вне- классные мероприятия и снимает видеоролики о школьной жизни. Средипризеров конкурса «Ше- девры из чернильницы» один- надцатиклассник Иван Верещак, ставший победителем Всероссий- ского конкурса сочинений «Рос- сия, устремленная в будущее», инициированного президентом страны Владимиром Путиным. Его сочинение на тему «Идеаль- ный человек будущего моей стра- ны» вошло в сотню лучших. На конкурсИванпредставилипрозу, и стихи. Рассказы он посвятил Ивану Шмелеву. По оценкежюри, присудивше- гоИвану второе место, творческие откровения молодого человека слишком взрослые, а местами даже тяжелые. — Ребята вправе высказы- вать свое мнение и делают это откровенно по совершенно раз- ным поводам, — продолжает разговор Марина Владимировна. — Так формируется их активная гражданская позиция. Этому во многом способствуют занятия в кружке «Пробы пера». Школь- ники поначалу не очень охотно идут в кружки по предметам—боятся, что мы и после уроков будем продолжать учиться, а потом пишут очень охотно, и не толь- ко сочинения. Убеждена, Ин- тернет и гадже- ты никогда не заменят книги. Надо понимать — всему свое время, и вшко- ле надо куль- тивировать чте- ние и сочинение, чтобы дети могли развивать орфогра- фическую грамот- ность, устную и письменную речь. А когда запас их духовной культу- ры будет прочным, можно и к освоению цифровых техноло- гий приступать. А «кавалеры» все не унимаются Роман Ромашин Николай Гоголь сжег второй том «Мертвых душ». На эмоци- ях, дотла. Слуга Семен увеще- вал барина оставить рукопись, но услышал резкое: «Не твое дело!» Гений слова уверовал в никчемность продолжения романа. Жаль, что отдельные современные «литераторы» не столь требовательны к себе. У них, как говорится, всякое лыко в строку. Н едавно ко мне обратился одержимый сочини- тельством земляк и предложил свою первую книжку с автографом. Но в обмен, не моргнув глазом, запросил опубликовать о нем статью в нашей газете. И чем больше объем, тем лучше. Пришлось вежливо объяснить автору, что для начала надо бы изучить содержание его труда и лишь затем зама- хиваться на отзыв о нем и его творчестве в главном общественно-политическом издании региона. Этот сценарий, очевидно, крепко огорчил «самородка». Он ушел, и его книга мне не досталась. Сегодня любой, имеющий не такуюужи большую сумму денег, может издать свои опусы. Минимум хлопот, и тираж в 250-300 экземпляров обеспечен. Пусть с ошибками, отсутствием логики, явным искажением фактов истории, зато непременно с собственным именем-отчеством на обложке. И ста- вят себя нынешние графоманы чуть ли не вровень с Александром Сергеевичем Пушкиным или Львом Николаевичем Толстым. Хотя последние-то от цензуры страдали. На сове- сти хранителей устоев императорскойРоссии немало загубленных шедевров. Но рисовать исключительно черными тонами службу государственных людей было бы ошибочно. Ведь именно такие въедливые, в хорошем смысле, чиновники еще со времен царицы Екатерины II являлись своеобразным фильтром, от- сеивающим как крамолу на устройство государства, так и откровенный литературный ширпотреб. С егодня цензорыканули вЛету. Теперь все реша- ют деньги, что часто сказывается на творчестве и цене его признания крайне пагубно. В эпоху перестройки жаждущие славы нувориши чуть ли не поголовно становились лучшими людьми России. Они бесстыдно скупали так называемые «обще- ственные» награды, напоминающие роскошью от- делки жалованные государями ордена. Церемонии их вручения устраивались в арендованных на часок- другой исторических особняках Москвы, таких как Колонный зал Дома Союзов. Для солидности туда приглашали знаменитыхактеров, политиков, худож- ников.На устраиваемыхпоповодуфуршетах гремели здравицы, шампанское лилось рекой, и очутившиеся средь шумного бала виновники торжества ощущали себя наверху блаженства. Но утихли фанфары. В шкафах мнимых «ка- валеров» орденов и под- весок пылятся регалии, которые даже соседям стыдно показать. Не миновал наградной бум и писательское сообще- ство. «Большой Есенин- ской медали», говорят, можно былоудостоиться за полторы-две тысячи целковых. Отчего так дешево? Не знаю. Либо тираж их чересчур был велик, либо гораздые на выдумку аферисты из- начально рассчитывали на продолжительный «бизнес». Они умело сыграли на вечной тяге человека к славе, подтверждае- мой не только извест- ными каждому еще со школьной скамьи рома- нами или повестями, но и живописью. Вспом- ним, например, полотно Павла Федотова «Све- жий кавалер». «Новый кавалер не вытерпел, чем свет нацепил на ха- лат обнову и горделиво напоминает свою значительность кухарке, — так сатирически описывал картину сам живописец. — Но она насмешливо показывает ему единственные, но и то стоптанные и продырявленные сапоги, ко- торые несла чистить. На полу — объедки и осколки вчерашнего пира, а под столом виден пробуждаю- щийся, вероятно, оставшийся на поле битвы такой же кавалер». Т ридцать лет назад в кабинет главного редактора данковской газеты «Заветы Ильича», интел- лигента до мозга костей Виктора Алексеевича Никитскогоробкопостучался самодеятельныйстихо- творец с виршами типа «ноги я пальцем шевельнул, упал, вспотел да и уснул». Он принес их для «Лите- ратурной страницы». Знавший цену слову редактор пробежался по строчкам и отшил гостя. Тактично, но настолько аргументированно, что визитер чуть ли не клятвенно пообещал впредь не писать стихов. Впрочем, подобное происходит не всегда. Авторы- самоучки чаще всего обвиняют рецензентов в пред- взятости. Имнаконец-то стоит уяснить, чтошедевры не рождаются мимоходом: после сытного ужина, гуляний с корзиной подберезовиков по рощам или посещения с сослуживцами бани. Пример Гоголя не единичен. Вспомним истощен- ного завистникамиМихаилаБулгакова, написавшего в Лебедяни вчерне пьесу «ДонКихот». Уединивший- ся в доме на улице Покровской (ныне Ситникова), прозаик закрывал двери комнатына замки, задерги- вал наглухошторыи начинал творить при свечах. Да и дневник уроженца данковскойПерехвалиВасилия Ряховского, имени которого, если кто не знает, удо- стоена главная литературная премия Рязанщины, изобилует сомнениями насчет своих способностей. «Писать надо по-толстовски просто, споря с самим собой, и доказывать себе неизбежность истины. До сих пор я не делаю этого — по лености и неумению, а больше вследствие того ложного убеждения: что картина сама за себя скажет», — терзался Василий Дмитриевич. Н о, увы, муки творчества не всем знакомы. Вот и не оставляют в покое клавиатуру ноутбука неутомимые графоманы, хотя в жизни всегда есть чем заняться. Стройте здания, учите детей, за- катывайте банки солений-варений, но смилуйтесь над своимии без тогомалочисленными читателями... ” Сегодня любой, имеющий не такую уж и большую сумму денег, может издать свои опусы. Минимум хлопот, и тираж в 250-300 экземпляров обеспечен. Пусть с ошибками, отсутствием логики, явным искажением фактов истории, зато непременно с собственным именем-отчеством на обложке. И ставят себя нынешние графоманы чуть ли не вровень с Александром Сергеевичем Пушкиным или Львом Николаевичем Толстым Фото Александра Дементьева Фото Николая Черкасова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz