Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)
На двух колесах с ветерком Велосипед в городе становится обычным средством передвижения Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru Новые велодорожки появились этим летом в центре Липецка. Насколько они удобны для любителей двухколесной езды, выясня- ли журналисты «Липецкой газеты». Нелегкий выбор Свой велопробег мы начали с улицы Плеханова, где легко найти велодорожку по синим до- рожным знакам. Пролегает она от памятника Георгию Плехано- ву до улицы Пролетарской. По сути этот вымощенный плиткой участок улицы в 300 метров никак не отличается от находящегося по соседству тро- туара. Здесь неспешно прогули- ваются пенсионерыи собаководы с четвероногими питомцами, не замечающие велосипедистов. —Поберегись! — приходится кричать пешеходами лавировать между ними. Народ расступает- ся, но очень неохотно. А на перекрестке улиц Пле- ханова и Пролетарской велодо- рожка внезапно прерывается и любитель двухколесной езды должен сделать нелегкий выбор — ехать дальше по тротуару или по проезжей части. Не уверенные в высокой культуре вождения ав- томобилистов, мыне стали риско- вать и выбрали первый вариант. «Тест на трезвость» За пару минут доехав до ули- цы Ленина, журналисты были приятно удивлены преображе- нию этой части Липецка — ве- лодорожка протяженностью один километр тянется от Епар- хиального управления до Дома Мастера. При ее обустройстве никаких синих дорожных знаков через каждые сто метров ставить не стали. Специальные обозна- чения просто нарисованы белой краской на асфальте и тротуар- ной плитке. Причем разметка нанесена с умом — велодорожка разделена пунктирной линией на две части, ширинакаждойполосыпозволяет ехать рядом двум велосипедам. Такую разметку липчане уже на- звали «тестом на трезвость». Но еслибезшуток, то этов самомделе оченьудобно—глядянабелыели- нии, пешеходы четко понимают, где их территория, а где — вело- сипедистов.Иуступаютимдорогу без лишних слов.Неудивительно, что на улице Ленина много люби- телей двухколесной езды. —МыживемрядомсВерхним парком и катаемся здесь с сы- ном по выходным, — рассказал липчанин Виктор Колыхалов. — Обратил внимание, что детям интересно ездить по прерывистой белой линии, для них это как испытание. Хотелось бы, чтобы следующим летом здесь появи- лась дополнительная разметка на асфальте в виде змейки или кольца для тех, кто хочет попро- бовать себя вфигурномвождении велосипеда. На разной высоте От Дома Мастера мы летим с горывниз поПетровскому спуску в Нижний парк. Тротуар здесь очень узкий, так что разъехать- ся со встречным пешеходом на большой скорости может только велопрофи. К счастью, в этот раз трафик был небольшой. Видимо, большинстволипчанпредпочита- ет ходить не вдоль загазованной проезжей части, а по живопис- ному лестничному маршу рядом с каскадами фонтанов. Обилие ступеней при входе в Нижнийпарк со сторонычасовни Петра иПавла нас огорчило—по- логих спусков и пандусов здесь нет, и чтобы не нести велосипед на себе, пришлось въезжать в Нижнийчерезцентральныйвход. Велодорожка длиною в три- ста метров начинается здесь от фонтана и заканчивается у колеса обозрения. Белых линий на асфальте нет, синих дорож- ных знаков тоже. Просто часть аллеи, условно отведенная для пешеходных прогулок, вымоще- на тротуарной плиткой и потому выше велодорожки на высоту бордюра. ГуляющихпоНижнему парку в выходные днимного, и толку от такой велодорожки совершенно нет никакого. На нашем пути встретились несколько мам с колясками, искренне не пони- мающих, почему мы просим их уступить дорогу. —Аразве здесь велодорожка? — откровенно удивлялись они. Остается надеяться, что в бли- жайшие годы в Липецке будет воплощен проект московских архитекторов по перепланиров- ке заброшенной части Нижнего парка, как раз предполагающий обустройство протяженных ве- лодорожек. Тогда любителям двухколесных прогулок можно будет без труда добраться как до центрального пляжа, так и до Древне-Успенской церкви. По каменному «ковру» В планах архитекторов также связатьНижнийпарксфестиваль- ной площадкой на Городище, где велосипедные дорожки обозначе- ны красным цветом. В отсутствие событийных мероприятий здесь немноголюдно. Поэтому кататься можно и по каменному «ковру». За комментариями по поводу увеличения веломаршрутов в Липецке мы обратились к пред- седателюмуниципального депар- тамента по физической культуре и спорту Олегу Токареву. —Сегодня в областном центре велоинфраструктура только на- чинает развиваться, это новое для нас направление, — рассказал он. — Недавно возобновились работы в Каменном логу, через него Городище предполагается связать велодорожками с улицей Терешковой и спальными микро- районами.Кроме того, покататься на велосипеде можно в Каменном логу и между 19-м микрорайоном и паркомПобеды. Там есть лыже- роллернаятрассапротяженностью 1,3 километра, где тренируются воспитанники спортшколы№7. Время смелых экспериментов «Липецкие театральные встречи» покажут новое прочтение классики Сергей Малюков, slaavo7@ yandex.ru Традиционный фести- валь «Липецкие теа- тральные встречи» меняет формат. Впер- вые за 34-летнюю историю старейшего российского театраль- ного форума он старту- ет с работы «Театраль- ной лаборатории». В понедельник во Льве Толстом на пло- щадке музейного ком- плекса «Станция Аста- пово», а вчера на малой сцене Липецкого госу- дарственного театра дра- мыимениЛьва Толстого показали эскизы спектаклей по пьесам, специально напи- санным для проекта четырьмя российскими и зарубежными драматургами. Это «Гений» НиныМазур (Германия), «Бег по струнам»АнджелиныРош- ка (Молдова), «Саша, дочь Льва» Каринэ Ходикян (Ар- мения) и «Детская пьеса для взрослых актеров» Александ- ра Вислова (Россия). Все постановки связаны с личностьюЛьва Толстого. Над эскизами работали режиссеры Александр Огарев (Москва), Денис Кожевников (Ярос- лавль), ТимурКулов (Москва), Сергей Денисов (Липецк). В постановках занятылипецкие актеры. — Это уникальная лабо- ратория, и я счастлив, что принимаюучастие в ее работе, — сказал куратор проекта, театральный критик и драма- тург, председатель экспертно- го совета фестиваля «Золотая маска» Александр Вислов. — Идея родилась спонтанно, когда мы были на станции Астапово. Лев Толстой—при- знанный гений, личность ин- тереснейшая и многогранная, о нем можно писать бесконеч- но. Поставить за несколько дней эскиз спектакля очень трудно, но если работать днем и ночью, то все получится. Потрясающий драйв, пять дней творческой встряски, и у актеров открывается второе дыхание. В нашей команде со- брались люди, которые не под- ведут.Получилосьинтереснои неожиданно. Тепло поприветствовав гостей фестиваля, началь- ник областного управления культуры и туризма Вадим Волков выразил уверенность, что в следующем году с учетом опытаработытворческойлабо- ратории поселок Лев Толстой станет ареной длямасштабной театральной постановки на от- крытом воздухе. — «Липецкие театраль- ные встречи», в этом году посвященные 190-летию со дня рождения Льва Толсто- го, всякий раз обогащаются новыми идеями, формами, событиями. Лаборатория по- зволила актерам, режиссерам, драматургам проявить свои способности и раскрыть новые таланты, — отметил он. Директор академическо- го театра Татьяна Горелова призналась, что поначалу опасалась, не окажутся ли по- хожими четыре постановки на одну и ту же тему, но после знакомства с материалами по- ближе все сомнения исчезли. — Я была поражена глу- биной погружения в тему авторов и постановщиков, у каждого из них свой ориги- нальный взгляд на Толстого, — подчеркнула она. В этом году фестиваль- ная программа называется «Перезагрузка по Толстому», в ней участвуют 13 театров, которые покажут спектакли по произведениям русской классики. Впервые в Липецк приедет труппа Чеченского государственного драмати- ческого театра имени Героя СССР Ханпаши Нурадилова со спектаклем по Гоголю«Же- нитьба» на чеченском языке. Также липецкие театралы увидят спектакль «На дне» по пьесе Горького пермского театра «Умоста», драму «Леди МакбетМценского уезда»Вла- димирского академического областного драматического те- атра, работы трех московских театров и другие интересные спектакли театров изНижнего Новгорода, Сергиева Посада, Лысьвы, Тамбова, музея-запо- ведника «Мелихово». Кроме того, вфестивальной программе будет мастер-класс для актеров от основателяиху- дожественного руководителя пермского театра «У моста», лауреата премии «Золотая ма- ска»СергеяФедотова по систе- ме Михаила Чехова и творче- ская встреча с писательницей Ольгой Гуниной. Завершится фестиваль 23 октября новым спектаклем липецкого акаде- мического театра «Ревизор». Бессмертную пьесу Гоголя поставил Сергей Бобровский. Работыучастников «Театраль- ных встреч» будет оценивать международное жюри. Сакральное пространство мифа Сергей Кибальниченко, sk48@list.ru Борьбу запорожских казаков с Речью Посполитой изобразили два выдающихся художника слова. Через полвека после того, как вышла в свет повесть Гоголя «Тарас Бульба», Генрик Сенке- вич опубликовал роман «Огнем и мечом». Написанные в XIX веке, оба эти произведения и сейчас оказывают огромное влияние на национальное самосознание. Со школьной скамьи мы вбираем в свой внутренний мир героев этих книг, учимся на их примере беззаветно любить Родину, жертвовать собой ради нее. Разница лишь в том, что Гоголя читают в России, а Сенкевича — в Польше, считаю- щей себя наследницей Речи Посполитой. П ринадлежность писателей к разным культур- ным традициям порождает бездну различий. Дело даже не в том, что Тарас Бульба явил собой собирательный образ запорожского казака, тогда как героями романа «Огнемимечом» стали гетманБогдан Хмельницкий,польскийкнязьИеремияВишневецкий и другие исторические персонажи. Удивительно непо- хожими оказались две этикнигии авторскимиинтона- циями, и оценкой событий, и фокусировкой взгляда. УСенкевича, например, в неожиданном свете пред- стал гетман Богдан Хмельницкий. Он оказался вовсе не государственным деятелем, благодаря которому Украина воссоединилась с Россией, а зачинщиком кровопролитной войны, посеявшей ненависть между братскими народами. Думая только о своих амбици- ях, Хмельницкий привел на родную землю войска крымского хана, отличавшиеся нечеловеческой же- стокостью. Чужеземцы захватывали целые селения, а стариков, которых нельзя было продать в рабство, попросту убивали. Не освободительную народную войну нарисовал Сенкевич, а «геенну человеческую, полную стонов, слез и адских криков». Понятно, что и Украину писатель воспринимал как неотъемлемую часть Речи Посполитой. Подобные оценки способны ошеломить человека, воспитанного на повести «Тарас Бульба». Но не стоит торопиться с выводами, упрекая польского писателя в умышленном искажении истории. Гоголь и Сенкевич лишь выразилинациональнуюмифологию, существу- ющую у двух разных народов. Сравнымуспе- хом можно упрекнуть и Льва Толстого в том, что он, изображая «ду- бину народной войны», «позабыл» об ужасах крепостничества. К ак здесь не вспом- нить про конфе- ренцию«Толстой иСолженицын: диалоги в непрошедшем време- ни», состоявшуюся на прошлойнеделевЛГПУ имени П.П. Семенова- Тян-Шанского. Высту- пая на ней с докладом, известный липецкий ученый проанализи- ровал «Войну и мир» с точки зрения исто- рической науки. Ока- залось, что великому писателю неинтересны были крестьянские вос- стания против поме- щиков. Бунт богучаровских мужиков он описал едва ли в иронических тонах. Но снижает ли это ценность романа? Вовсе нет! Наоборот, докладчик пришел к вы- воду, что «Войну и мир» можно рассматривать и как «исторический источник». О влиянии этого романа на национальное самосознание и говорить не приходится. Не будь у нас Толстого и Гоголя, кто знает, смогла бы Россия устоять в годы тяжелейших испытаний, вы- павших ей в XX веке. Удивительно, но еще древнегреческий философ Платон осознал огромную силу, заключенную в мифе. В своем знаменитом диалоге «Государство», написанном два с половиной тысячелетия назад, он утверждал, что основой основ является воспитание детей. Ведь именно в юном возрасте во внутреннем мире человека формируются ментальные структуры, определяющие его мировосприятие и образ мыслей. Воспитание детей, утверждал философ, начинается с того, что имрассказывают мифы, содержащие в себе и правду, и вымысел. Но ложь, какни странно, способна принести немалую пользу. Приведенные рассуждения легче понять, если при- менить их к художественному творчеству. Описывая восстание казаков, Гоголь опустил одни детали, дру- гие, наоборот, показал крупнымпланом, чтобына них фокусировался взгляд читателя. Изображая внутрен- ний мир героев, автор тем более не мог обойтись без полета творческой фантазии. Словом, повесть «Тарас Бульба» потому и стала произведением высокого ис- кусства, что в ней присутствует авторский вымысел. Причемэта«ложь»на деле оказалась высшейправдой. Нарисовав Тараса Бульбу, Гоголь чутко уловил пред- ставления, бытовавшие в народе. Но вернемся к диалогу «Государство», в котором рассуждения о воспитаниипродолжает вопрос: «Разве можеммы так легко допустить, чтобыдети слушали и воспринимали душой какие попало мифы, выдуман- ные кем попало и большей частью противоречащие теммнениям, которые, какмы считаем, должны быть у них, когда они повзрослеют?» Двухмнений здесь быть не может, а потомуПлатон и предлагает свой рецепт правильного воспитания: «Мы уговорим воспитательниц и матерей рассказы- вать детям лишь признанные мифы, чтобы с их по- мощью формировать души детей». Приведенные слова и сейчас звучат злободневно. Мы от души смеемся над украинскими историками, сочиняющими сказки про древних «укров», которые и судоходство основали, и Рим штурмом взяли, и колесо первыми изобрели. Это неуклюжая попытка создать национальную мифологию. Но всплеск фашистских настроений на Украине показывает, что даже такая примитивная технология приносит обильные плоды. П рохладное отношение к национальной мифо- логии, напротив, может породить серьезные проблемы. Поддавшись моде на толерантность, Россия легко впускает в свое культурное пространство чужеродные элементы. Те же голливудские фильмы охотно демонстрируются многими телеканалами. По- весть «Тарас Бульба», напротив, сегодня изучается в школе в сокращенном варианте. Так не пора ли нам задуматься о защите наших культурных ценностей? Возрастающая в мире конкурентная борьба, похоже, не оставляет нам иного выбора. Слово обозревателю 3 № 201/25829/17 ОКТЯБРЯ 2018 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Круг интересов Фото Николая Черкасова ГТО им тоже по плечу Продолжается создание доступной среды для инвалидов Ирина Смольянинова, irinache2709@gmail.com Инфаркты и инсульты— основ- ная причина, грозящая инвалид- ностьюжителям области, в том числе и трудоспособного возраста. Чтобы снизить последствия этих заболеваний, в 2014 году на базе сосудистого центра Липецкой городской больницы скорой медицинской помощи№1 откры- то отделение реабилитации больных с острыми мозговыми нарушениями, инфарктом мио- карда, а также с черепно-мозговы- ми травмами и повреждениями опорно-двигательного аппарата. С его посещения и началась работа выездного заседанияобласт- ного Совета по делам инвалидов, в котором приняли участие предста- вителиобластныхуправленийздра- воохранения, социальной защиты, образования и науки и физической культуры и спорта, региональных отделений федеральных структур, общественных организаций. По словам заместителя глав- ного врача по медицинской части БСМП № 1 Галины Пановой, в отделении применяются все со- временные средства реабилита- ции — механотерапия, лечебная физкультура, массаж, физиотера- пия, электростимуляция, свето- лечение, лазеролечение, а также используются роботизированные тренажеры, позволяющие значи- тельно ускорить восстановление двигательных навыков. За год в отделении реабилити- руется более 1200 человек, при этом 92 процента пациентов вы- писываются с улучшением. —Медицина может помочь, но важно, чтобы больной как можно раньше поступил в медицинское учреждение. Для этого каждому необходимо знать признаки ин- сульта и инфаркта, — отметила заместитель главыадминистрации области Людмила Летникова, воз- главившая выездное заседание. Другая обсуждавшаяся про- блема — создание безбарьерной среды для жизни и самореали- зации людей с ограниченными возможностями. Так, по инфор- мации управления образования и науки, в муниципалитетах уже определен перечень дошкольных организаций для обучения и вос- питания в них детей-инвалидов. Управлением потребительского рынкаиценовойполитикиобласти совместно с управлением социаль- ной защиты населения проведены семинарыс представителямипред- приятий торговли, рынков, обще- пита, бытового обслуживания, аптечных учреждений по вопросу обеспечения доступности этих объектов для инвалидов и других маломобильных групп населения. А при проведении капитального ремонтаиреконструкцииобъектов социальной инфраструктуры в ка- честве консультантов теперь будут привлекать сотрудников соцзащи- ты и самих инвалидов. Начальник управления соцза- щиты населения Липецкой обла- стиСергейОрусь рассказал о созда- нии на территории региона пунк- тов проката технических средств реабилитации, где инвалидымогут взять трости, костыли, кресла- коляски и другие приспособления во временное пользование, причем ассортимент ТСР в них постоянно расширяется. В 2018-2019 годах толькоЦентром социальной защи- ты по Липецку будет приобретено технических средств на сумму око- ло 1,5 миллиона рублей. С января 2018 года област- ным управлением физической культуры и спорта ведется под- готовка к участию инвалидов в сдаче комплекса ГТО. А в системе Пенсионного фонда РФ создается электронныйФедеральный реестр инвалидов, который сделает более эффективной разработку и реали- зациюиндивидуальных программ их реабилитации и абилитации. Поддавшись моде на толерантность, Россия легко впускает в свое культурное пространство чужеродные элементы. Те же голливудские фильмы охотно демонстрируются многими телеканалами. Повесть «Тарас Бульба», напротив, изучается в школе в сокращенном варианте ” Фото Анастасии Карташовой КСТАТИ В этом году велодорожка появилась на улице Гагарина. Правда, специальную разметку на асфальт пока не нанес- ли. А через месяц будет готова велодорожка на улице Во- допьянова, где с сентября начали благоустраивать сквер. ВАЖНО Немало мероприятий в интересах людей с ограниченными возможностями подготовлено и проведено региональным Цен- тром развития добровольчества в рамках Недели молодежного служения, проекта «Добро 48», Всероссийской акции «Добро- вольцы — детям» и других. На заседании совета прозвучали рекомендации активнее привлекать волонтеров к этой работе.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz