Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)
Путевка в жизнь Сегодня в Липецке состоится презентация книги «Липецкий комсомол: годы, свершения, судьбы» И. Неверов Когда около года назад книга к столетию ВЛКСМ, лежащая сейчас на моем столе, только замышлялась, один из участни- ков обсуждения высказал мысль: в тексте не должно быть никакой идеологии. Давайте просто расскажем о хороших, работящих, а на войне отваж- ных ребятах — и все. Не надо писать, что они искренне верили в коммунизм и гордо называли свой Союз ленин- ским. Но насколько реально раз- делить комсомол и идеи, вдох- новлявшие комсомольцев-добро- вольцев «на битву и доблестный труд»? Вот элементарный при- мер. 1919-й. Митинг в Усмани. На нем звучит призыв вступать в новорожденную молодежную организацию. Митингующие голосуют за пламенную, в духе революционного времени, резо- люцию: «Настоящее положение требует от всех сознательных ра- бочих активного участия в стро- ительстве коммунистической жизни, и молодежь, как самый энергичный коммунистический элемент человечества, обязана стать в ряды созидателей светло- го царства коммунизма». Как быть с таким докумен- том?Засунуть его обратно впыль- ную архивную папку и забыть? И так же поступить с сотнями, тысячами других свидетельств веры нескольких поколений советской молодежи в мечту о «светлом царстве» братства, ра- венства, справедливости? Тогда уж честнее сразу отказаться от издания самой книги. Они оказались заложни- ками утопии? Допустим. Но цель, которой они были пре- данны, была куда благород- нее, чем цели их сверстников начала двадцать первого века —купить навороченный смарт- фон, прокатиться с ветерком в новенькой иномарке, поту- соваться в ночном клубе. Поэт АлександрМежиров уже в наши дни написал: Однако без утопий невозможен Миропорядок, и опять они Вернутся на орбиту, как бы ложен Их смысл высокий ни был искони. В том-то и суть. Утопия — не утопия, а высокий смысл, об- раз достойного будущего стал для комсомольцев разных лет твердой опорой, а не трибунной риторикой. На сей счет точно высказался уже после распада СССР, самороспуска ВЛКСМ и утраты еще много чего наш зем- ляк Тихон Хренников: «Комсо- мол наделял молодежь идеей… Мне жаль не форму комсомоль- ской организации.Жаль именно идеи комсомола, которые звали, объединяли, призывали к твор- честву, оптимизму, взаимовы- ручке, здоровой жизни». Вывод выдающегосякомпозитора очень уместно прозвучал в книге «Ли- пецкий комсомол: годы, свер- шения, судьбы». Я думаю, эти слова можно было бы вынести в ее начало в качестве эпиграфа. Автор очерка о липецкой комсомолии Виктор Страхов и редактор-составитель книги Игорь Безбородов не лакировали и не оскопляли историю. Они не вычеркивали ни героических, ни драматических, ни горьких страниц. ВЛКСМ — дитя свое- го времени. И менялся вместе с ним. Он не был застрахован ни от ошибок, ни от жестких догм. Немало молодых на себе испытали безжалостность го- нений и репрессий. Но в любых обстоятельствах онине изменяли своему долгу — нравственному, гражданскому, патриотическо- му, воинскому. В отлично изданном томе строгая, как будто бы сухова- тая информация соседствует с очень личными, живыми, эмо- циональными отрывками из воспоминаний строителей «Ли- пецкойМагнитки», стахановцев, активистов движения «Девуш- ки, на трактор!». А начинает- ся повествование раньше того момента, когда комсомол стал комсомолом. Читателям будет любопытно узнать подробности, связанные с предшественника- ми РКСМ — гимназическими и рабочими кружками и клубами. В революционной России эти разрозненные ручейки слились в набирающий силу общий поток молодежного движения. Его возможностииего сверше- ния впечатляют. В прошлом пер- вый секретарь обкома ВЛКСМ, а ныне главный инициатор созда- ния юбилейной книги Петр Гор- лов в напутственном слове к ней напомнил: комсомол объединял сорокмиллионов человек. То есть по численности был сопоставим с крупным европейским государ- ством. Роль его в жизни СССР была весома. И комсомольская организация Липецкой области вписала в хронику ВЛКСМ свои яркие, запоминающиеся строки. Воздействиедокументального рассказамногократно усиливают сотни тщательно подобранных иллюстраций. Воспроизведены плакаты двадцатых, сороковых, шестидесятых годов. Фотогра- фии, запечатлевшие события, в которые внесла лепту молодежь. От ликбеза до стахановских рекордов. От возведения метал- лургического гиганта до сбора средств на танки и самолеты в годы Великой Отечественной. От строительства спортивных дворцов до механизации ферм. С особым интересом всматри- вался я в портреты. В лица вре- мени—молодые, иной раз почти детские. Имена многих из тех, кого мы видим на старых фото, знакомы нам лишь по таблич- кам на домах Липецка и Ельца, ЛебедянииЧаплыгина. Когда-то я жил на улице Балмочных. И почему-то представлял себе, что она носит имя сурового больше- вика из мастеровых. А на фото- графии вдруг увидел пухлоще- кого мальчика-неулыбу. Таким липецкий комсомолец и ушел добровольцем на Гражданскую войну. Ушел, чтобыуже никогда не вернуться в родной город, а лечь в украинскую землю, сраженным пулей махновца. Рядом со снимками — ак- варельные работы художни- цы Ирины Чемякиной. Она и Виктор Нелюбов с завидным профессионализмом и вкусом оформили издание. А портреты Петра Смородина и погибшего от рук кулаков учителя Ва- лентина Скороходова, Героев Советского Союза летчиков Ми- хаила Водопьянова и Сергея Ли- таврина, прославившейся на всю страну трактористки из Долго- руковского района Валентины Филичевой, офицера-афганца Андрея Смыслова и замечатель- ного комсомольского лидера, очень доброго, отзывчивого чело- века Раисы Злобиной украшают лаконичные мини-очерки об этих наших земляках. Орга- нично вплетены в текст книги воспоминания бывшего первого секретаря Липецкого обкома комсомола, а впоследствии—по- мощника генерального секретаря ЦК КПСС Виктора Прибыткова. Наверняка будет полезным подспорьем краеведам, истори- кам, педагогам и раздел с переч- нем вожаков областных, район- ных, городских комсомольских организаций, делегатов съездов ВЛКСМ, лауреатов всесоюзных и региональных комсомольских премий. Открывают же книгу по тра- диции несколько предисловий руководителей областии заметки первого секретаря ЦК ВЛКСМ ЕвгенияТяжельникова. Онипро- никнуты не только ностальгией поюности.Ихавторыверят: опыт ВЛКСМ — этого, по выражению Тяжельникова, подлинно патри- отического объединения людей, что снеподдельнойискренностью служили народу, — неумно и расточительно забывать, списы- вать в архив. Да, комсомол стал историей. Но история России продолжается. И уроки органи- зации, которая дала путевку в жизнь миллионам, пригодятся и через десять, и через двадцать, и через пятьдесят лет. Наташа Ростова в… бикини Елена Бредис, lbredis@mail.ru Совсем недавно в социальных сетях прошла акция. Учите- ля из разных уголков нашей родины выкладывали в Интернет свои фотографии в откровенных купальниках. Все это объединялось слога- ном «учителя тоже люди». Н адо признать, что уча- ствовали в этом моло- дыеженщины, которым есть чем похвалиться. Но чемже все это действо было спровоцировано? Тем, что уволилиучительницу, которая выложила вИнтер- нет свои фото в купальнике и в весьма игривых позах. Формы у дамы, прямо скажем, достаточно пышные, раньше она рекламировала нижнее белье размера «плюс сайз», то есть для полных. Вот коллеги со всей России ее и поддержали. Дескать, неправомерное увольнение было. Безусловно, учителя тоже люди. Они имеют право загорать на пляже в бикиниифотографироваться. Они могут дома делать селфи хоть в нижнем белье, хоть без оного. Ониимеют право на пирсинг и татуировки, если им так уж этого хочется. Остается один вопрос: зачем выставлять это на всеобщее обозрение? Мода. Но ведь не на пустом месте она возникла. Когда, в какой момент началось наше столь присталь- ное внимание к телу? Нет, кто спорит, и ежедневная гимнастика важна, и правильное питание. В конце концов, наше тело — Храм Божьего Духа, значит, о нем надо заботиться. Но кто нынче о Духе-то вспоми- нает?Не онемдумаютмолодыеженщины, ложащиеся под нож пластического хирурга, чтобы увеличить грудь, сделать более привлекательными ягодицыили накачать губы. Ну, а коль все это выглядит соблазнительно, то как не похвастаться во Всемирной паутине?Из нашей жизни вообще исчезла зона интимности. Ине потому, что кто-то за нами тайно наблюдает, а потому что мы сами отказываемся от всякой тайны, выставляя напо- каз все нюансы личной жизни. То, что раньше пред- назначалось только для двоих, сегодня становится достоянием общественности. Н о вернемся к учителям, которые «тоже люди». На мой взгляд, самое печальное в том, что у них не вызывает нималейшей доли смущенияфакт — их полуобнаженные фото будут разгляды- вать ученики, да еще и ставить под этимифото- графиями восторжен- ные «лайки». А, как известно с недавних пор, «лайков» много не бывает. Встает толь- ко один закономерный вопрос: как на следую- щий день та же самая учительница будет в классе рассказывать о романе «Война и мир», о любви Наташи Ро- стовой и Андрея Бол- конского? Да ладно, литература, как она физику с математикой преподавать станет? Ведь ученики не слу- шать ее будут, а пред- ставлять в том самом откровенном бикини! Какие там формулы, теоремы, когда в глазах все еще стоят соблаз- нительные формы? Но ведь есть элементарный выход: сделай так, чтобыпро- смотр фото был доступен только взрослым друзьям. Ан нет, так ведь славы поубавится. А еще молодые учителя сражаются за то, что, как и все люди, имеют право делать себе пирсинг на носу, бровях или губах, имеют право на татуировки. Ладно, отставимв сторонумнение психологов, что такое увле- чение—этопроявление скрытойаутоагрессии. Вопрос в другом: а какие требования тогда можно предъяв- лять к ученикам? Глядя на такого учителя, они завтра начнут протыкать себе все, что только можно, побегут в тату-салоны, чтобы разукрасить свое тело. Опять же, нестыковочка получается: в большин- стве школ требуют, чтобы дети ходили в одинаковой форме. Тогда почему молодежная часть учителей требует себе каких-то особых прав?Иопять-таки, есть ведь варианты, которые устроят всех. Ну, сделай ты татуировку в том месте, которое скрыто под одеждой, в которой тыходишь на работу. Вынь тыиз своего носа или бровей колечки, перед тем как в школу идти. Но трагедия в том, что человек не понимает, куда и для чего он идет. Он не видит разницы между школой и ночным клубом, между педагогикой и тусовкой. Ему льстит, что ученики восхищаются его откровенными фотографиями. Емудажекажется, что такимспособом он зарабатывает себе авторитет в их глазах. Странное представление об авторитете, согласи- тесь. Дескать, я такой же, как вы: я тоже пью пиво, курю, делаю селфи в полуодетом виде, «зажигаю» на танцполе. Своего рода сигнал: «Мы с тобой одной крови, ты и я!», подмигивание из-за классной доски. А вот какой сигнал получат те, кто не ходит по ноч- ным клубам, не выкладывает в соцсети фривольных фотографий, не надевает стринги на пляже? Да, они еще раз убедятся в том, что изгои, что им не добиться понимания ни от одноклассников, ни от учителей. Что они обречены всю жизнь противостоять один на один этому чужому и враждебному миру. С амое интересное, что у нас существует Кодекс этики педагога. И там все очень правильно рас- писано. Например, педагог несет ответствен- ность за физическое, интеллектуальное, эмоциональ- ное и духовное развитие детей, оставленных под его присмотром. И вот как с этим соотносится все выше описанное? Все эти бикини и пирсинги? Или еще: педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им образ жизни не должен наносить ущерб престижу профессии, извращать его отношения с учениками. А есть он сегодня, этот пре- стижпрофессии? Ведь нынче мывсе деньгамиизмеря- ем, а ужкакие деньги у учителей?Вспомните ставшую популярнойв девяностыхфразу: «Каквынамплатите, так мы и работаем». Вспомните время, когда школы только оказывали образовательные услуги. Все это не прошло даром. Как и размывание критериев нрав- ственности. Но главное, что в Кодексе этики нет ни слова о том, что учитель должен любить детей. 3 № 198/25826/12 ОКТЯБРЯ 2018 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Круг интересов Как на следующий день та же самая учительница будет в классе рассказывать о романе «Война и мир», о любви Наташи Ростовой и Андрея Болконского? Да ладно, литература, как она физику с математикой преподавать станет? Ведь ученики не слушать ее будут, а представлять в том самом откровенном бикини ” Слово обозревателю Пересечение параллельных линий В ЛГПУ прошла конференция, посвященная Толстому и Солженицыну Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru Они даже внешне похожи—высокий лоб, борода лопатой, косоворотка... Два русских писателя, мыслите- ля, духовно переживших свое время. Их творчество, оказавшее огромное влияние на современников и потомков, обсуждали литературоведы на Всероссийской научной конференции «Л.Н. Толстой и А.И. Солжени- цын: диалоги в непрошедшем времени» в начале недели в Липецком государственном педагогическом универси- тете имени П.П. Семенова-Тян-Шанского. — Толстой и Солже- ницын — фигуры очень мощные, неоднозначные и мятежные, — обратилась к ученым исполняющая обязанности ректора вуза Нина Федина. —Они учат нас тому, что отнюдь не материальные ценности являются самыми глав- ными на свете. Их про- изведения обращены к духовному миру русского человека, к егонациональ- ной сущности. Интересные параллели между двумя писателями провел директор Государ- ственного музея Л.Н. Тол- стого Виталий Ремизов. «Хотя Толстой и Солже- ницын не пришлись ко двору при жизни, они не стояли в оппозиции по отношению к России, это Отечество выталкивало их из себя, упрекая во мно- гих грехах», — отметил Виталий Борисович. Он сравнил двух писателей с параллельными линия- ми, которые пересеклись в пространстве иных миров. Есливнимательновчитать- сявихпроизведения,мож- но увидеть схожие мысли, связанные с пониманием жизни, русской нацио- нальной идентификацией. На конференции на- шлось время и для дискус- сийпоповодурелигиозных исканий Льва Толстого. Некоторые исследователи слишком идеализируют нравственное учение писа- теля, называют его «хри- стианским реалистом», забывая о том, что он от- рицал воскресение Христа и церковные таинства. Приехавшие на кон- ференцию ведущие ли- тературоведы из разных уголков России, в том чис- ле из Воронежа, Москвы, Тамбова, Новосибирска, Тулы, с болью говорили о том, что сейчас, в год 100-летия Солженицы- на, активизировались нападки на писателя от либерально настроенной интеллигенции. «При- чины полемики вокруг Александра Исаевича легко объясняются обо- стрением политической ситуации в мире, духов- ной борьбой за человека», —такоемнение высказала декан филфака ВГУОльга Бердникова, буниновед с мировым именем, про- демонстрировавшая раз- нообразие своих научных интересов. На конференции воро- нежский декан выступила с докладом «Метафизика русской жизни в изобра- жении Солженицына», показав на примере лите- ратурных произведений, что страдание и скорбь в понимании автора необ- ходимы для зарождения в душе человека внутрен- ней свободы. «Вы сильны лишь постольку, посколь- ку отбираете у людей не все. Но человек, у которо- го вы отобрали все, уже не подвластен вам, он снова свободен»,—говорит один из героев романа Солже- ницына «Вкруге первом». Высшей формой свободы, по мнению Ольги Бердни- ковой, является аскетизм. Заодно она пригласила студентов и преподавате- лей в апреле в Воронеж, где пройдет международ- ный гуманитарный фо- рум. Ольга Анатольевна выступает за дальнейшее укрепление связей между ЛГПУ и ВГУ. И полагает, что получив диплом бака- лавра, липецкие студенты могут продолжить обуче- ние в магистратуре ВГУ. Как бы в подтверждение своих слов она представи- ла на конференции свое учебное пособие «Духов- ные проблемы русской литературы ХХ века», лежащее в основе курса, который читается для ма- гистрантов. Свою научную моно- графию представил и за- меститель главного редак- тора «Липецкой газеты» Сергей Кибальниченко. И ЕЩЕ… После презентации изданий началась работа тематических секций, посвященных языку и художественному миру произведений Толстого и Солженицына, затем состоялся «круглый стол» со школьными учителями-словесниками, прошли мастер-классы. Завершилась конференция поездкой в мемориальный музей «Астапово». Время золотых початков Окончание. Начало на 1-й стр. Апо всей области убрано свыше 60 процентов культу- ры, или свыше 27 тысяч гектаров. Средняя урожайность — около 63 центнеров на круг. По этому показателю в ногу с чаплыгинцами идут становлянские аграрии, где с гектара в среднем получают почти по 79 центнеров, следом — Данков, здесь собирают по 76. ТЕМВРЕМЕНЕМ На территории ВДНХ в 20-й раз открылась ежегодная российская агропромышленная выставка «Золотая осень». Ее экспозиции посетил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Наш регион представляют около 20 предприятий: «Лимак», «Липецкий хладокомбинат», «Лебедяньмолоко», «Становлянский маслозавод», «Прогресс», «Елецкие овощи», «ЛипецкАгро», «Экоптица» и другие. Как отметил в ходе презентации липецкого стенда вице-губернатор Николай Тагинцев, предлагаемыми продуктами, конечно, не исчерпывается список того, что производит наша область. По словам же начальника областного управления сельского хозяйства Олега Долгих, если на прошлых выставках делался упор на импортозамещение, то главный посыл нынешней — необходимо существенно увеличить поставки за рубеж, о чем говорил, в частности, на открытии «Золотой осени-2018» и Дмитрий Медведев. — Липецкая область поставляет много сельхозпродукции на экспорт: в 2018 году примерно на 900 миллионов долларов США. В первую очередь это зерно: самые крупные покупатели — Египет и Турция. В дальнейшем будем предлагать растительные масла, муку, отруби, сахар, конфеты, мороженое, — сказал Олег Долгих. Фото Геннадия Логунова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz