Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)
Переключая телеканалы с Исааком Розенфельдом СМОТРИМ В ОКТЯБРЕ Шагая по Луне СЕРГЕЙ ИВАНОВ 24 № 197/25825/11 ОКТЯБРЯ 2018 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Прямая речь | кино Человек с рублем К ажется, у биз- нес-сообщества возник к народу классический во- прос: эй, народ, ты нас уважа- ешь? Или резче и обиженней: как ты можешь, народ, нас не уважать? Об этом глубоко задумались и на канале РБК. Кто не в курсе, что означает такая аббревиатура, для тех расшифрую. Это РосБиз- несКонсалтинг. До недавнего времени его контролировала финансовая группа МихаилаПро- хорова, того самого, что кометой промелькнул на политическом небосклоне и, не снискав доверия электората, быстро покинул ряды публичных политиков. Сейчас на РБК рулит другой господин. Но для обоих ответ на вопрос об уважении к олигархам, наверное, небезразличен. Так или иначе, канал пригла- сил подумать на сей счет двух пи- сателей — Николая В. Кононова и Дмитрия Володихина, а также предпринимателя, вернее пред- принимательницу Ольгу Ускову. Название ток-шоу напоминало тему школьного сочинения: «Об- раз бизнесмена в русской лите- ратуре». Собеседники пытались разобраться: отчего капиталист, достигатор, реальный хозяин жизни ну никак не вдохновляет ни прозаиков, ни поэтов? Книг, в которых он был бы центральной, а главное—положительнойфигу- рой, почему-то очень мало. А теперь, читатель, я сделаю чистосердечное признание: заго- ловок этих заметокмноюукраден. Знаете у кого? У Михаила Ходор- ковского. В пору, когда вчераш- ний комсомольский функционер сказочно разбогател и был, похо- же, в состоянии эйфории от сво- его нового статуса, он выпустил книжицу «Человек с рублем». Там доказывалось, что владеть большими деньгами хорошо и правильно. А тот, у кого они есть, настоящий геройнашего времени, победитель, соль земли. Однако точку зрения Ходор- ковского илиПрохорова и сегодня разделяют не все. В чьих-то гла- зах человек с рублем (долларом, евро, юанем, фунтом стерлингов —нужное подчеркнуть) не герой, а антигерой. И виновата в этом за- блуждении, разумеется, советская власть. По мнениюприглашенно- го на РБК Николая В. Кононова, она сделала свое черное дело: убила частнуюинициативу. Соот- ветственно, и народ не научился восхищаться миллионерами и миллиардерами. Правда, тут же выяснилось: миллионщиков на Руси не жало- вали задолго до революции и зло- деев-большевиков. Вотиклассики девятнадцатого века не больно-то любили тогдашних предприни- мателей. Гоголь высмеивал биз- несмена-проходимца Чичикова. Достоевский в «Преступлении и наказании» вывел мерзковатого Лужина. Что думал о кулаках и прочих толстосумах Салтыков- Щедрин, я уж и говорить не буду. Дмитрий Володихин так этим огорчен, что попробовал даже подретушировать, приукрасить историю отечественной словес- ности. И сослался на Александра Островского. Вот он, дескать, ло- яльно, а то и с симпатией смотрел на купеческое сословие. Чемменя страшно изумил. Господи, каким образом господинВолодихин оты- скал этот позитив? Да в хрестома- тийной «Грозе» сами фамилии и прозвища купцов — Кабанихи и Савелия Дикого — сигналят пу- блике, по нраву ли былиАлексан- друНиколаевичу такие дремучие, властные, безжалостные люди. А «Бесприданница», в которой денежные воротилы Кнуров и Во- жеватов, бросаямонетку, решают, кто из них растлит, превратит в содержанку Ларису Огудалову? Или еще один персонаж того же сорта — толстосум и хам Ахов в «сценах из московской жизни» «Не все коту масленица». Он упоенно унижает окружающих, провозглашая: «Богатый человек, ну, гордись, превозносись собой». А кто не богат, тот червяк. Разве этот старик не прапрапрадед на- шего современника Лебедева, что однажды изрек: если у кого нет миллиона, пусть идет в …? Нет, гость РБК явно промахнулся в выборе союзника. С капиталистами в России ис- покон веков происходило что-то не то. Русские слишком всерьез восприняли евангельское предо- стережение: не копите, не храните сокровища на земле… Вот про- тестанты этих строк вроде как не заметили. Они уверовали: Бог обя- зан благоволить к своим богатым чадам. И начали жить-поживать да добра наживать. А у нас, даже наживая добро, совестились, поскольку чувство- вали: шкурный интерес греховен. Православная Россия вряд ли согласилась бы с американкой, сочинившей уже в двадцатом сто- летии тысячестраничные романы, чтобыубедить читателей: людипо природе своей индивидуалисты, эгоисты. И стыдиться тут нечего. Нормально, коли ты хлопочешь лишь о себе, любимом. А состра- дание, коллективизм, жертвен- ность, альтруистическая мораль нелепы и опасны. От них рукой подать до социализма, коммуниз- ма и прочих кошмарных ересей. Сочинения мисс Рэнд с пате- тическими названиями типа «Ат- лант расправил плечи» сегодня, однако, имеют успех у некоторых наших соотечественников. Чу- байсу или Чичваркину лестно, коли их причисляют к атлантам. Еще приятнее, что тебе выдают индульгенцию за грех разорения, разрушения собственной страны. Распродав ее в девяностые оптом и в розницу и положив себе на счет бешеные деньги, ты все равно прав и невинен. Только в русской словесности ни в прошлом, ни в настоящем своей Айн Рэнд не нашлось. И капиталистическую «Повесть о настоящем человеке (с рублем)» написать было некому. Может, Березовский или Мавроди были колоритны, занятны, но в об- разцовые герои они не годятся. В романе «Большая пайка» Юлия Дубова олигархПлатон, в котором легко угадывается как раз Борис Абрамович Березовский, выгля- дит монстром. На РБК как нечто само со- бой разумеещееся прозвучала мысль, будто в СССР глушили личную инициативу, не давали ходу предприимчивости. Но это ложь. Ни того, ни другого, к при- меру, директору первенца нашего автопрома Лихачеву, председате- лю колхоза-миллионера Орлов- скому, конструкторам Туполеву и Королеву было не занимать. Только стимулы у них оказались не те, что у Форда и Трампа. Они не о собственном обогащении и могуществе пеклись, а служили Родине. И такая мотивация рабо- тала не хуже, чем эгоизм тех, кого воспевалаАйнРэнд. Ато и лучше. В беседе о бизнесе и литературе честнее писателей высказалась Ольга Ускова. Нет книг о ярких и привлекательных бизнесменах? А не потому ли, что их раз-два и обчелся в нашей реальнойжизни? Делать деньги и делать дело ведь не одно и то же. И тогда придется признать: капитализм двадцать первого века все меньше ориентирован на творческое созидание. Он под- питывает честолюбцев, авантюри- стов. Не зря уже не на РБК, а на другом канале умный священник заметил: культ денег и удоволь- ствий, пренебрежение нравствен- ными табу заводит человечество в тупик. Не сможем изменить эту разрушительную программу, не изменимся сами — хорошего ждать не стоит. А литература… Ее издавна сравнивали с зеркалом. А в зер- кале не увидишь ничего, кроме собственного отражения. Так что на зеркало нечего пенять… Про- должение поговорки вы, конечно, помните. “ Миллионщиков на Руси не жаловали задолго до революции и злодеев-большевиков. Райан Гослинг в главной роли в био- графической драме «Человек на Луне» под девизом «Самая опасная миссия в истории». Судьба любит смельчаков, а Нил Армстронг однозначно принадлежит к их числу. Весь мир знает его имя, но мало кому известно, какой ценой астронавту дался маленький шаг, ставший огромным скачком для всего человечества. Поставил картину режиссер «Одержимости» и оскароносного «Ла-Ла Ленда» Дэмьен Шазелл. Крис Хемсворт, Дакота Джонсон, Джон Хэмм и Джефф Бриджес в детективе «Ниче- го хорошего в отеле «Эль Рояль» . 1969 год. Группа разношерстных личностей останав- ливается на ночь в когда-то популярном от- еле «Эль Рояль», расположенном на границе штатовНевада иКалифорния. В здании отеля собрались неприветливый священник, певи- ца Дарлин, энергичный продавец пылесосов и подозрительная девушка с Юга. Вместе с ними ночь в отеле проводит молодой кон- сьерж. Каждому из них есть что скрывать, и у каждого из них будет шанс искупить про- шлые грехи. Но ситуация только осложняет- ся, когда в «ЭльРояле»появляется зловещий, но обаятельный лидер культа, желающий получить свое. «Основано на реальных событиях» — новая остросюжетная картина Романа По- лански с Эмманюэль Сенье, Евой Грин и Венсаном Пересом. Измученную фанатами и терзаемую горькими воспоминаниями Дель- фин бомбардируют анонимками, обвиняющи- ми ее в том, что она пожертвовала собственной семьей. Писательница в творческом кризисе, ее парализует сама мысль о том, чтобыначать писать снова. Российское кино представлено в прокате драмой «Без меня» Кирилла Плетнева. Две девушки, любившие одного мужчину, после его гибели получают сообщения, автором которых может быть только он. В надежде на чудо им вдвоемпредстоит отправиться в путь, который прокладывают его подсказки, чтобы открыть тайну, стоящую за загадочными по- сланиями. В главных ролях: Полина Макси- мова, Любовь Аксенова, Риналь Мухаметов, Кирилл Плетнев. Также на экраны сегодня выходит кри- минальная комедия «Клубаре» с Бастой, Евгением Стычкиным и Дашей Чарушей. Праздная жизнь известного промоутера Ар- тура заканчивается, когда на него объявляют охоту менты. Артура ставят на счетчик в са- мое «горячее» время: он ввязался в большую аферу со строительством модного ночного клуба «Клубаре». Его судьба зависла между тюрьмой, смертью и шансом сорвать реаль- ный джекпот. Проблемы Артура набирают обороты. И его план имеет самую неожидан- ную развязку. «Гофман сотворил душу, Шемякин на- рисовал кукол, мы вдохнем в них жизнь...» — девиз российского мультфильма «Гоф- маниада» . Главный герой картины — Эрнст Гофман, молодой юрист, музыкант и писатель, который живет сразу в двух измерениях: воображаемом мире собствен- ных произведений и в обычной реальности небольшого немецкого городка. В образах своих героев Гофману предстоит пережить самые удивительные и полные опасностей приключения. ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz