Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)

Скромное датское счастье Исаак Розенфельд Отчего-то из Дании, господа, давно нет новостей. У ее соседей по полуострову что-то происходит — и у шведов, и у норвежцев. А у датчан — ти- шина! О них известно лишь одно: они — самый счастли- вый народ на планете. Это признано официально. Вот где история-то, в сущности, закончилась. Остановилась. Какая может быть история, если у всех все хорошо? Д аже высокие налоги никого не смущают. Кое- кто не против, если их еще повысят. Потому как без малого шесть миллионов населения премного довольны, как власть распоряжается этими средствами. А коррупция в Дании чуть ли не самая низкая в мире. Помнится, о чем-то похожем мечтали наши пере- стройщики-реформаторы. Пусть Россия сделается поменьше раз в десять — компактным государством легко управлять. И, конечно, отрясет с подошв все дер- жавные, темпачеимперские амбиции.Итогдакаждый русский человек будет жить исключительно для себя, получать удовольствие отжизниинежелатьиметьчто- то большее. В первых этажах домов — кафешки, пив- ные, гастрономчики, секс-шопы. Вголовах—простые, реальные заботы о доме, о семье. И не к чему мечтать о чем-то несбыточном. Надо принимать все как есть. Н ет, объективновДаниикакбудтоивправдухоро- шего немало. Абсолютно бесплатные медицина и образование, в том числе в лучших вузах. Го- сударство никого не бросает на произвол судьбы. Ищи себя, пробуй разные профессии и не хлопочи о деньгах —тебеобеспеченыпособия, какиеине снилисьнемцам, французам, англичанам, итальянцам, американцам. А главное — скромность и честность. Тамошняя ко- ролева однажды сказала: «Мы очень гордимся нашей скромностью. Это наша мания величия наоборот». А насчет честности... ВДании сто процентов потерянных кошельков нашедшие относят в полицию. И не беда, если во время соревнований датских и китайских школьников китайцы заметно опередили скандинавских сверстников по части знаний. Датчане не огорчились. Зато их детки не перетруждаются, не напрягаются, им ходить в школу легко и приятно. Есть, однако,инекоторыенерадостныевещи.Стати- стикафиксирует высокийуровень самоубийств.Ктому же масса датчан сидит на антидепрессантах. Причины неясны. Ну чего этимпоголовно счастливымеще надо? Зато становится понятнее, почему датским жи- телям странно: зачем, например, в России так празднуют День Победы и сотни тысяч участвуют в шествии «Бессмертного полка»? Да и вообще чего ради у русских кипят страсти по поводу прошлого и настоящего? Этим бы славянам позаимство- вать датский рецепт то- тального благополучия — не заноситься, радо- ваться синице в руке и не поднимать голову к небу, следя за полетом журавля, которого все равно не поймаешь. Короче, жизнь дает- ся человеку один раз и прожить ее надо в свое удовольствие. «Бес- смертный полк»? При- знательность павшим героям Отечества? А чего ради эти самые герои-то пали? Елена Алисова в статье «День Победы: почему «циви- лизованному»миру нас трудно понять» свиде- тельствует—и ей стоит верить, ведь в Дании она была не в качестве туриста, а довольно долго жила — немцы захватили эту страну мгновенно. Был лишь короткий бой на границе. Один-единственный. В нем погибли шестнадцать пограничников. Нынешние датчане уверены: погибли зазря. Исход-то дела был изначально предрешен. Потом тысяч шесть датчан встали под знамена «СС». А две тысячи подались в Сопротивление: спа- сали евреев, добывали разведданные для англичан и русских. Остальные четыремиллиона велисебя скром- но и непритязательно, как и до оккупации. Полному счастью мешали, правда, перебои с кофе. А вы День Победы, День Победы... Впрочем, в датском календаре он присутствует. Называется День Освобождения. Празднуется, вернее кое-кем приватно отмечаетсяпятогомая, когда гитлеровская группиров- ка подписала акт о капитуляции. Но про томногие ине вспоминают. Воистинуисториядлянихне существует. И всякие там подвиги, преодоление, идеалы, тем паче самопожертвованиедлядатчанвоистину«сапогивсмят- ку». Среднестатистический местный житель только плечами пожмет, услышав понятные и для русских, и для испанцев, и для поляков, и для французов слова: если человеку не за что умереть, ему незачем и жить. Н о наши последователи Егора Гайдара и К силь- но хотят привить нам что-нибудь датское. Для того, скажем, перевелиииздаликнижечку с ис- черпывающим ее содержание названием «Счастливы, какдатчане».Иобъявилив аннотации, что датскийна- род не просто всех счастливее, но и всех гармоничнее. А по-моему, суть этого сочинения сводится к одному: надо стреножить душу. Поменьше ломать голову о вы- соких материях. Чашка хорошего кофе лучше любых европейских ли, неевропейских ли ценностей. Автор книги, однако, с младых ногтей предпо- читает жить во Франции, явно не очень счастливой и гармоничной. Может, писательнице мадам Рюдаль на родине все же малость недостает свежего воздуха — пусть она и не отдает себе в том отчета? Вероятно, датскому счастью завидуют в других странах. Но завести его у себя не получается—у нем- цев или португальцев часы не остановились, история продолжается. А уж России навязать датскую мо- раль — дело и подавно невыполнимое. Хотя со всех сторон русским твердят о необходимости избавиться от державных идей, от всяких утопий и мыслей, что им отведена не последняя партия в мировомконцерте. Но Россию в рамки «датского счастья» не втиснешь. Уж коли самим датчанам оно так часто не по мер- ке, тесновато, воротничок душит. И не оттого ли они делают страшный выбор — спасаются от пустоты в душе, подсаживаясь на антидепрессанты. 3 № 196/25824/9 ОКТЯБРЯ 2018 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Круг интересов Датскому счастью завидуют в других странах. Но завести его у себя не получается — у немцев или португальцев часы не остановились, история продолжается. А уж России навязать датскую мораль — дело и подавно невыполнимое. Хотя со всех сторон русским твердят о необходимости избавиться от державных идей, от всяких утопий и мыслей, что им отведена не последняя партия в мировом концерте. Но Россию в рамки «датского счастья» не втиснешь ” Слово обозревателю Братство талантливых людей Худграф ЛГПУ отмечает свой юбилей выставкой и конференцией Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru В областном выставочном зале открылась выставка «Учиться творчеству», приуроченная к сорокалетию худграфа ЛГПУ. На ней представлены работы и нынешних студентов, выпускников разных лет, и преподавателей, воспитавших целую плеяду учеников. Такой разный натюрморт Посетители выставки подолгу задерживаются у картин бывшего педагога факультета Рюрика Ломо- носова. Переехав вЛипецк из Краснодара в 1979 году, он возглавил кафедру изо- бразительного искусства и руководил ею четырнад- цать лет. В памяти своих учеников он навсегда оста- нется удивительным ху- дожником, стремившимся поддержать дух творчества в студентах. — Отец был счастли- вым человеком, потому что всю жизнь занимался любимым делом. У него не было хобби, ведь как только выдавалось свобод- ное время, он отправлялся на пленэр, — поделился личнымивоспоминаниями на открытии выставки его сын, искусствовед Андрей Ломоносов. Прежде чем что-то тре- бовать от студента, Рю- рик Георгиевич показывал ему, как надо трудиться. На выставке представлены творческие и приклад- ные графические работы педагога. Они учат тому, как можно по-разному написать натюрморт. Ху- дожник смело эксперимен- тирует, играет с красками, то досконально выписывая каждую деталь, то размы- вая изображение до едва узнаваемых очертаний. Учителя и ученики Пришедшие на выстав- ку выпускники разных лет с большим интересом обсуждали картины из- вестных мастеров кисти— Александра Колыхалова и Сергея Никитенкова. В начале 80-х они приехали в Липецк чуть позже Рю- рика Ломоносова, и каж- дый внес частичку своего мастерства в фундамент липецкой художественной школы. Первыми преподава- телями худграфа была разработана и внедрена система обучения декора- тивно-прикладному искус- ству, бережно хранимая и теперь. Они учили студен- тов всем стадиям работы с материалом, от его первич- ной обработки до создания изделия по собственному проекту. Фанатичное ув- лечение ремеслом передал студентам признанный мастер художественной обработки металла Виктор Григорьев, приехавший с Урала и работавший в свое время на Монетном дворе. Сегодня его уже нет с нами, но высокий про- фессиональный уровень, на котором выполнены представленные на вы- ставке подвески, блюда, ларцы и медальоны, го- ворит о преемственности художественныхтрадиций в системе образования. —Творчество поглоща- ет человека целиком, а по- тому худграф — это образ жизни, — уверен дирек- тор института культуры и искусства ЛГПУ Виктор Лукьянчиков.—Нашивы- пускники — творческие, оригинально мыслящие, интересные люди с образ- ным, пластическим, ком- позиционным видением мира. Каждый находит свой путь. Одного увлекает авангардная живопись, другого — иконопись. Многие работают не только в системе образования, но и в дизайнерских студиях, ювелирных мастерских, в полиграфии. По его словам, для пе- дагогов худграфа важно не только научить студен- тов живописи и рисунку в лучших академических традициях, но и увидеть индивидуальность учени- ка. На выставке представ- лены самые разноплано- вые работы выпускников Липецкого худграфа, в том числе графика, скульп- тура, керамика, дизайн, авторская игрушка. Осо- бенно выделяются аква- рели бывшего студента из Китая Доу Фэнчжи. В традиционной китай- ской манере изображены пионы и рядом с ними — елецкий храм и деревня. Десять лет назад Доу про- ходил художественную подготовку в Липецке и удивлял преподавателей тем, что работал букваль- но сутками, оставляя на сон всего несколько часов. ТеперьФэнчжи—профес- сор института изящных искусств университета Циндао. Его картины вош- ли в коллекции многих художественных галерей, часто экспонируются вМо- скве и Санкт-Петербурге. Художник из Китая пла- нирует посетить Липецк, чтобы принять участие в III Всероссийской на- учно-практической кон- ференции «Региональная культура как компонент содержания современного художественного образо- вания», приуроченной к сорокалетию факультета Научиться читать картины Нельзя не заметить на выставкекарандашныери- сунки опытного педагога, доцента Татьяны Бербаш из серии «Война в жиз- ни женщины». Глубокие, серьезные, приковываю- щие внимание зрителя, они очень подошли бы для иллюстрации книги о трагической судьбе дере- венской семьи, о страда- ниях, выпавших на долю русского народа во время Великой Отечественной войны. Сейчас под крылом Татьяны Бербаш творят самые юные художники— уже два года она ведет дет- скую изостудию «Успех». Название соответствует духу мастерской, потому что не бывает неуспешных детей. Работа с юными художниками ведется в самых разных техниках — аппликация, бумажная пластика, мозаика. Вообще же педагоги худграфа помогают найти занятие по душе людям самых разных возрастов. Большой популярностью у липчан пользуются «Сво- бодные художественные мастерские», где обучают станковой, акварельной живописи, скульптуре, художественной эмали и керамике. На лекциях по историикультурыиискус- стваможно ближепознако- миться с миромживописи, научиться читать картины как раскрытую книгу. Педагогам худграфа важно увидеть среди се- годняшних школьников, ребят из студии «Успех», слушателей «Свободных художественных мастер- ских» будущих студентов Липецкого педагогиче- ского университета. Спе- циально для них каждую весну на факультете про- водится конкурс рисунка с натуры. А нынешней осеньюбудет впервые орга- низовано новое творческое состязание. В вузовских аудиториях школьникам предложат попробовать свои силыв акварели. Кро- ме традиционных дипло- мов за призовые места, победители получат допол- нительные баллы, которые будут засчитываться при поступлении в вуз. ДОСЛОВНО — Худграф существует не только номинально, но и духовно, — сказал пришедший на открытие выстав- ки Николай Бородин, первый руководитель художе- ственно-графического отделения липецкого вуза. — Его выпускники — как большая семья, как братство. Эти тонко чувствующие люди с особой системой мировосприятия многое внесли в культурную жизнь Липецка. По следам вечного странника Участники экофестиваля «Бунинские Озерки» вспоминали писателя на его малой родине Милада Федюкина, milada.72@mail.ru, Александр Дементьев, demenlg@rambler.ru Экопросветительский международный фестиваль «Бу- нинские Озерки» на три осенних дня объединил самобыт- ную сельскую глубинку с миром творческой интеллиген- ции столицы и зарубежья. В самое сердце России, в места, где прошли детство, юность и молодость Ивана Бунина, прибыла из Москвы представительная делега- ция киноактеров и кинопродюсеров, писателей, ученых во главе с председателем оргкомитета фестиваля, прези- дентом фонда поддержки литературы, культуры и ис- кусств Еленой Полтавской. Приехал и исполнитель роли Ивана Бунина в фильме «Дневник его жены» — народ- ный артист России, актер Андрей Смирнов. Елец — Становое — Озерки: таким маршрутом проехали эти люди, стремящиеся к новым знаниям и открытиям, истосковавшиеся по ярким впечатлениям, по липецкой земле. Первую остановку они сделали в ЕГУ имени И.А. Бунина. Хранители творческого наследия Экопросветительский фести- валь появился в 2015 году, когда Ивану Бунину отмечали 145 лет. В этом году, о чем не раз упоми- налось на открытии фестиваля, отмечаются юбилейные 85 лет, как была присуждена писателю Нобелевская премия, и 50-летие первой всесоюзной бунинской конференции, прошедшей в Елецком государственном педа- гогическом институте (так в ту пору назывался ЕГУ). С этого форума в 1968 году началось воз- вращение имени Ивана Бунина в Россию. Однако в литературном ка- лендаре самих ельчан осень 2018-го красным цветом обо- значила сразу четыре даты. К уже упомянутымнеоб- ходимо добавить еще две. 8 ноября исполнится 65 лет со дня смерти писателя. А в сен- тябре свое 90-летие отметила бы организатор той самойконферен- ции — педагог, ученый-краевед Софья Васильевна Краснова, по инициативе которой в вузе с 1960 года началось изучение творче- ства И.А. Бунина. В шестидеся- тые эта работа была сродни под- вигу: возрождать имя опального эмигранта мог решиться только смелый ученый. Приветствуя приехавших на «Бунинские Озерки» многочис- ленных гостей в переполненном концертном зале университета, проректор по учебно-воспита- тельной работе ЕГУ Ирина Кур- носова рассказала еще об одном событии. Совсем недавно завер- шилась Всероссийская научная конференция «И.А. Бунин: от века XX к веку XXI». Она ста- ла памятным событием, ведь в Елец съехались участники первой конференции 1968 года, чтобы не только обменяться научными изысканиями, но и увидеть друг друга спустя де- сятилетия. Возрождение «Озерок» Но всех этих встреч и самого экопросветительскогофестиваля могло не быть без вовремя про- тянутойрукипомощи со стороны неравнодушных к творчеству Бунина людей. В частности, возрождению родового гнезда Ивана Бунина в Озерках в свое время способствовал нынешний председатель Липецкого горсо- вета депутатов Игорь Тиньков. Об этом рассказал актер Андрей Смирнов. Он познакомился с липецким политиком больше десяти лет назад, когда творческая бригада фильма «Дневник его жены» презентовала фильм в Ельце. Исполнителя роли Бунина, как и его коллег-артистов, поразило тогда, что на родине писателя в Озерках нет музея писателя. И вскоре музей, созданный с нуля, в селе Озерки был открыт. «Интеллект. Творчество. Традиции. Вот что такое сегодня международный экопросвети- тельскийфестиваль «Бунинские Озерки», — эта фраза от предсе- дателя оргкомитета фестиваля Елены Полтавской открыла церемонию награждения побе- дителей творческих конкурсов, проходивших заочно в рамках фестиваля. В течение года в адрес «Озерок» приходили ра- боты из разных уголков страны и зарубежья. Юные сценаристы и видеооператоры, начинающие и со стажем писатели, ученые в своих номинациях получили дипломы и денежные призы. После концерта в университете прошел «круглый стол» по теме «Информационная глобализа- ция и духовно-нравственные ориентиры личности» и по- этический семинар, работали секции буниноведения, юных предпринимателей и туризма. В ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ Экопросветительский фестиваль «Бунинские Озерки» продол- жился в выходные на становлянской земле. Главное действо раз- вернулось в Доме культуры райцентра, где гостей и участников фестиваля приветствовали буниновед и писатель Елена Полтав- ская, глава администрации района Сергей Никитин и исполнитель роли И. Бунина в фильме «Дневник его жены», народный артист РФ Андрей Смирнов. После официальной части началась «Битва хоров», главным условием которой стало наличие в репертуаре песен на сти- хи Ивана Алексеевича. Свой творческий потенциал показали коллективы из Липецка, Воронежа, Орла и Станового. Главный приз с премией в 100 тысяч рублей от организаторов фестива- ля завоевал орловский хор. На улице в это время проходил конкурс «Огородные пугала», посвященный трогательному стихотворению И. Бунина о пу- гале. Своих чучел представили сельские ДК и школы. Прошли также поэтический конкурс «Живое прочтение», в котором уча- ствовали писатели из Москвы и Воронежа, и вернисаж «Моя малая родина», собравший любителей живописи. Апофеозом фестиваля стало посещение деревни Озерки, усадьбы И. Бунина, его дома-музея. Фото Николая Черкасова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz