Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)
3 № 194/25822/5 ОКТЯБРЯ 2018 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Круг интересов Слово обозревателю Черные перья памяти Елена Бредис Недавно журналисты телека- нала ТВЦ посетили Россошь Воронежской области по настоятельной просьбе его жителей. Россошане уже 15 лет пытаются добиться демон- тажа памятника итальянским альпийским стрелкам, уста- новленного в центре города. За эти полтора десятка лет памятник превратился еще и в некрополь, поскольку в его основание захоронили останки одного из альпий- ских стрелков. А ведь сражались эти итальянцы на стороне гитлеровской Германии. В Россоши до сих пор помнят об их зверствах, не буду пересказывать эти кошмарные подробно- сти. В 2015 году два местных ветерана тыла и бывшая узница концлагеря вернули медали к 70-ле- тиюПобеды с требованием демонтировать памятник. Не помогло. А началось все с дружбы и братания, когда ита- льянцы подарили Россоши новый детский сад. Ха- рактерно, что здание с музеем пехотного корпуса в подвале было построено в точности там, где во время войнырасполагалсяштаб этого корпуса. Альпийских стрелков называли «черными перьями» — элитное подразделение итальянской армии. Но администрацию района это не смутило. Как не смутило и то, что памятник превратился в захороне- ние, хотявРоссошиитак естьИтальянское кладбище. «Даже если всё, что говорят наши оппоненты, правда, с каким лозунгоммыможем сейчас убрать памятный знак? Как это расценится через двадцать пять лет нашего совместного с итальянцами сотрудничества, дружбы, нормальных отношений?» — заявил в ин- тервью первый замглавы районной администрации Александр Хиценко. Вот так. Ради дружбы можно и от памяти отка- заться. В 1993 году — садик, а через десять лет уже «памятник неизвестному фашисту» в центре города. А потом и итальянские ветераны, марширующие под барабаны возле монумента. Думаете, только в Риге нацисты маршируют? Россошанцы от всего этого просто в шоке. В сеобщее прими- рение — это, ко- нечно, прекрасно. Взаимное прощение и «принцип кота Леополь- да» — тоже. Политиче- ские и экономические связи, культурный об- мен, научное сотруд- ничество — все это за- мечательные механиз- мы для установления мира во всем мире. Но с памятью-то что делать? Сознательно пойти на лоботомию? А потом, пребывая в прекрасно- душной амнезии, лю- бить абсолютно всех? После тогокакпамятник альпийским стрелкам облили краской, на од- ном из россошанских интернет-ресурсов появилась запись: «Как бы то ни было, но нам, потомкам великих победителей, не- хорошо портить памятный знак или любой другой памятник». И зря, получается, возмущались ленинградцы установкой памятной доски Маннергейму, который лично руководилдействиямипо уничтожениюДороги жизни и являлся соавтором планирования и реализа- ции блокады Ленинграда. Что там? Пусть висит. А в станице Петровской Славянского района Краснодар- ского края были установлены барельеф и памятная доска атамануНауменко. На доске ни слова не сказано о том, что в 1944 году он работал в Главном управле- нии казачьих войск вермахта, а позже присоединился к коллаборационистскому Комитету освобождения народов России генерала Власова. Благо прокуратура добилась демонтажа этих памятных знаков. Москвичам добиться такого не удалось, поэтому пришлось самим вооружиться кувалдой и разрушить памятник белым генералам, которые сотрудничали с Гитлером. А вот в станице Еланской Шолоховского района Ростовской области уже около десяти лет функционирует мемориал «Донские казаки в борьбе с большевиками». Вцентре его стоит четырехметровый памятник атамануКраснову, который в годыВеликой Отечественной войны служил гитлеровской Герма- нии. И сделать с этим ничего не могут, поскольку сооружен мемориал на частной территории. Стоит ли беспокоиться? Только один факт: в этом году в Единый день голосования, 9 сентября, в Ростове-на-Дону горожанам, впервые принимающим участие в выборах, в качестве подарка были вручены книги о донском атамане, ставшем в годы Великой Отечественной войны пособником фашистов, Петре Краснове. И это в двадцати километрах от родины Шолохова. В ообще, при помощи памятников можно вели- колепно манипулировать сознанием людей. Вот сейчас в Европе пошла мода на памятники геям, погибшимвфашистских концлагерях. Иуже на второй план отходит тот факт, что в плену смертельно были замучены 3,3 миллиона красноармейцев... Установканамиролюбиеидружеское партнерство, повторю, вещь замечательная. Но как можно преда- вать собственную историю, память погибших дедов и прадедов? Идти с их портретами в «Бессмертном полку» и одновременно мириться с памятниками их убийцам? Не будем забывать, что на Украине тоже все начиналось с тихой и постепенной героизации Бандеры и Шухевича. Сегодня мы видим, чем все закончилось: торжеством возрожденного нацизма. Н аверное, лучше, чем словами Владимира Вы- соцкого, мои заметки не закончить: «А когда отгрохочет, когда отгорит и отплачется,/И когда наши кони устанут под нами скакать,/И когда наши девушки сменят шинели на платьица, — /Не забыть бы тогда, не простить бы и не потерять». ” Установка на миролюбие и дружеское партнерство — вещь замечательная. Но как можно предавать собственную историю, память погибших дедов и прадедов? Идти с их портретами в «Бессмертном полку» и одновременно мириться с памятниками их убийцам? ДОСЛОВНО — У школы трудная задача — научить и воспитать. Это особое пространство, где дети формируются, создают свой характер. Об этом надо помнить всегда. Учитель должен быть професси- оналом и, конечно, любить свое дело и детей. Это основы про- фессии учителя, — убеждена Галина Леонтьева. — Как должна поменяться школа? Мы сейчас в непростом положении. Образ школы будущего еще только намечается. Но однозначно, она должна быть умной и обращенной к ребенку, чтобы он хотел в ней учиться. МНЕНИЕ — «Абилимпикс», как и движение WorldSkills, пред- полагает не только профессиональные состязания, но и широкое обсуждение актуальных вопросов. В частности, о том, насколько реально работает се- годня механизм квотирования, прописанный в реги- ональном и федеральном законодательствах, какие могут быть преференции для инвалидов? Важно помочь людям с ограниченными возможностями здоровья открыть свое дело, включиться в малый бизнес. К решению этих проблем привлекаются представители бизнес-сообщества и предприятий. Только всем миром мы можем наше общество сде- лать обществом равных возможностей, — подыто- жил Юрий Таран. Равные возможности для всех В регионе прошел отборочный этап национального чемпионата «Абилимпикс-2018» Ольга Васильева Участниками региональ- ного этапа соревнований стали более 60 жителей региона с инвалидно- стью. Состязания прохо- дили на семи площадках по двенадцати направле- ниям. Среди них повар- ское дело, медицинский и социальный уход, резьба по дереву, ремонт и обслуживание автомо- билей, ремонт обуви. Торжественное откры- тие прошло в Липецком техникуме городского хозяйства и отраслевых технологий, являющим- ся региональным спе- циализированным цен- тром поддержки систем инклюзивного среднего профессионального об- разования. — Несколько лет на- зад наша область провоз- гласила курс «Назад к человеку». Он касается не только комфортной среды обитания и здоро- вого образа жизни, но и инклюзии, то есть нор- мального взаимодействия здоровых людей и людей с ограниченными возмож- ностями во всех сферах нашей жизни, — отме- тил заместитель главы администрации региона Юрий Таран. — Безус- ловно, профессиональная деятельность является од- нимиз основных способов реализовать себя. «Аби- лимпикс» позволяет как молодым, так и уже опыт- ным людям попробовать себя в профессиональных состязаниях. Каждому че- ловеку хочется проверить уровень своего мастерства в избранном деле, полу- чить оценку экспертов. Юрий Таран напом- нил, что три года назад в чемпионате принимали участие всего пятнадцать человек и было три ком- петенции. А сегодня уже свыше 60 участников и более десятка направле- ний, по которымпроходят состязания. Замглавы уверен: следующий чем- пионат будет еще более масштабным, потому что сегодня есть колоссаль- ный интерес к этому дви- жению, а проигравших на чемпионате нет. Его участники продемонстри- ровали свое мастерство и нашли друзей, а заво- евавшим почетные при- зовые места выпадет честь представлять регион на национальном чемпиона- те «Абилимпикс-2018» в Москве. — Без физической культуры жизнь невоз- можна. Чем больше чело- век двигается, тем больше у него появляется воз- можностей, — считает преподаватель Центра образования, реабили- тации и оздоровления Владимир Голев, более полутора десятков лет занимающийся адаптив- ной физкультурой. — Я заканчивал данное учеб- ное заведение (тогда это былашкола-интернат для слабовидящих и слепых детей) и знаю, что заня- тия спортом помогают ребятам с ограниченными возможностями здоровья не только физически раз- виться, но и поверить в свои силы. В школе меня приобщил к спорту Иван Федорович Татаринов. Теперь мы коллеги и де- лаемодно важное дело. На соревнованиях я показал коллегам свои наработки. Среди соперников Владимира Голева — вы- пускница ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шан- ского Анна Пискунова. Девушка решила проде- монстрировать коллегам и экспертам, насколько она освоила адаптивную физкультуру. Анна пока не работает по специаль- ности, но надеется, что участие в региональном чемпионате поможет ей с трудоустройством. Состязания специали- стов по адаптивной физи- ческой культуре прошли в Липецком техникуме городского хозяйства и отраслевых технологий. Здесь же в первом про- фессиональном конкурсе приняли участие студен- ты, будущие специалисты по документационному обеспечению управления и архивоведению. Глав- ным экспертом соревно- ваний выступила мастер производственного обуче- ния техникума Людмила Абрамова. — Ребята выполни- ли четыре задания, на каждое отводилось сорок пять минут. Оцениваются работы по восемнадцати критериям. Отличный ре- зультат—105 баллов. Все судится достаточно стро- го,—рассказалаЛюдмила Юрьевна. — Отрадно, что интерес к «Абилимпик- су» растет год от года и инклюзия входит в про- фессиональное образова- ние. В нашем техникуме, например, в этом году на профессию «Мастер от- делочно-строительных работ» поступили шесть человек с проблемами слу- ха. С ними занимается преподаватель, владею- щий языком жестов. Кро- ме того, есть группы, где в течение десяти месяцев навыки маляра получают выпускники коррекцион- ных школ. В рамках чемпиона- та были организованы мастер-классы, диалого- вые площадки, «круглые столы». На них в числе других поднималась и проблема трудоустрой- ства инвалидов. По ту сторону стены Дмитрий Бровкин В каких условиях живут заключенные под стра- жу? Соблюдаются ли их права? Какие пожелания высказывают сами осужденные? Эти и другие вопросы обсужда- лись на заседании про- фильной комиссии областной Общественной палаты. Особое внимание было уделено работе областной общественной наблюда- тельной комиссии (ОНК). Ее представители посеща- ют изоляторы временного содержания, специальные приемники, учреждения уголовно-исполнительной системы, проводят встречи с людьми, преступившими закон. В ходе подобного общения осужденные ре- шают проблемные вопросы и имеют возможность по- дать заявления и жалобы. ОНК организует бес- платные юридические консультации для отбыва- ющих наказание, а также их родственников. За по- следние годы было про- ведено более 100 таких встреч. По ряду вопросов наблюдательная комиссия тесно сотрудничает с Упол- номоченным по правам че- ловека вЛипецкой области Валерием Кузовлевым, принявшим участие в за- седании. Кузовлев отметил, что опыт создания и работы общественных наблюда- тельных структур за про- шедшие годы обозначил ряд проблем, требующих корректировки законо- дательства. Это прежде всего вопрос отбора членов ОНК— критерии, проце- дура, контроль, а также финансирование деятель- ности комиссии. Однажды выбрав этот путь Не ради званий и наград посвятила жизнь детям Галина Леонтьева Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru — Я влюблена в свою профессию. Она сродни ремеслу актера: как бы плохо ни было у тебя на душе, ты обязательно должна овладеть вниманием детей, рассказывая, читая, наставляя… Если нет в тебе артистической искорки, ты и не учитель, мне так кажется, — при- знается преподаватель русского языка и литературы средней школы Талицкий Чамлык Добринского района Галина Леонтьева, отдавшая профессии более сорока лет. Отличник народного просве- щения РСФСР, отличник про- свещения СССР, награжденная знаками отличия «За заслуги перед Добринским районом» и «За заслуги перед Липецкой областью», Галина Григорьев- на — безоговорочный авторитет для коллег, потому что высшим педагогическим достижением всегда считает успехи своих учеников. Она дает им прочные знания, развивая способность мыслить и грамотно высказы- вать своемнение. Ее выпускники практическивсегдана экзаменах подтверждают оценку, стоящую в журнале. — Когда из школьной прак- тики ушли сочинения по лите- ратуре, я со своими учениками продолжала писать их в каждой четверти. Понимала, что к это- му непременно вернутся, без сочинений нельзя научиться рассуждать и формулировать свою мысль, — рассказывает педагог.—И, кстати, это многое дает дляподготовкикЕГЭ. Когда ввели новую форму сдачи вы- пускных экзаменов, нагрузка и ответственность возросли в разы. Новые направления работы и новые методы потребовали от учителей перемен. Конечно, в основе подготовки к экзаменам лежит повторение. Но, я считаю, этого недостаточно. Дети долж- ны получить и новый материал, поэтому в освоении пунктуации иорфографиинампомогаетклас- сический справочникРозенталя. Я стараюсь расширить границы познания учеников. Апоскольку в десятый класс приходят дети, нацеленные на поступление в вузы, то с ними и работать по- легче. Галина Григорьевна училась в этой же талицкой школе и профессию выбрала благодаря своей учительнице русского языка и литературы Антонине Емелиной, с которой во всем брала пример. — Антонина Дмитриевна на- правиламеня на этот путь. Аког- да я пришла работать в родную школу, большое впечатление на меня произвела завуч Нина Тихоновна Тишанинова. Она объединила вокруг себямолодых учителей, ее отношение к делу и манера держаться стали для меня определенным эталоном в жизни, — вспоминает Галина Григорьевна. — Со временем поняла, что сельский учитель — человек особый. Тебя знают, и ты знаешь, как живут люди. Сельский учитель — образец поведения. Так было и так есть. Все видят, какой ты в быту, как строишь отношения, и это нала- гает большую ответственность. Галину Григорьевну печалит, что у нее пока нет молодого пре- емника. Есть ученики, выбрав- шие было профессиюучителя, но они не стали работать в школе, закончив педагогические вузы. — Время такое пришло, — рассуждает педагог. — Учи- тель — он ведь и подвижник, потому что забывает про семью, про свои домашние дела. Все время отнимает школа. Домой приходишь, а голова занята детьми, проблемами, которые еще предстоит решить. Детей я люблю. С ними я демократична, но строга. Делаю поблажки, но только для того, чтобы добиться поставленной цели, а для этого нужна строгость. Фото Павла Острякова Фото Ольги Беляковой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz