Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)
ОЛЬГА ЖУРАВЛЕВА Эти ребята понимают своего учителя с полуслова — такое впечатление сложилось от урокафизкультуры, который корре- спонденты «Липецкой газеты» посетили в 44-м липецком ли- цее. Настолько слаженнымоказалось взаимодействие педагога и его учеников. Всего один хлопок в ладоши, сделанный учи- телем, и ребята уже перестроились в другую позицию, готовы выполнять следующее упражнение. ДляНаталии Викторовны Валуйкиной, без малого тридцать лет отдавшей себя школе, самое главное — это найти с учениками взаимопонимание, вот тогда все получится. ФОТО ГЕННАДИЯ ЛОГУНОВА 4 № 193/25821/4 ОКТЯБРЯ 2018 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Специальный репортаж Элементы фитнеса Первые движения она по- казывает медленно, чтобы все уловили суть. Затем немного увеличивает темп. Наталия Викторовна отрабатывает с ребятами элементный фит- нес. На такие уроки они при- ходят заниматься в малый зал с зеркалами, где каждый может увидеть свои ошибки, проследить за правильнымвы- полнением упражнений. При- ставные шаги, приседания, прыжки — все это без труда выполняют десятиклассники. А учитель напоминает им о необходимости контролиро- вать дыхание, чтобы оно не сбивалось. Для Наталии Валуйкиной важно, чтобыкаждый ребенок получал посильную для него нагрузку исходя из его ин- дивидуальных особенностей, состояния здоровья. «Арина, тыможешь отдохнуть, смотри по самочувствию», — педагог разрешает сделать паузу, зна- ет, кому это особенно необхо- димо. Способнымифизически развитым ребятаминогда дает возможность самимненадолго оказаться в роли учителя — продемонстрировать классу упражнения и технику их вы- полнения. 10 «Б» — класс матема- тический, учебная нагрузка у ребят большая, многие уже начали готовиться к посту- плению в вузы. В такое непро- стое для детей время особенно нужнафизкультура, убеждена Наталия Викторовна. Движе- ние — залог здоровья. На ее уроках нет монотон- ного повторения упражнений. Это четко разработанный и продуманный комплекс дви- гательной активности. Свои инструкции Наталия Вик- торовна сопровождает пояс- нениями, для чего нужно то или иное упражнение, какую группу мышц оно развивает. «Укрепляем спину, держим планку, теперь переходим к упражнениям на пресс. Сле- дим за корпусом, спину не прогибаем, не поднимаем». При выполнении заданий учитель призывает ребят смо- треть в зеркала: «Во время приседаний колено за носок не выходит». Ведь только при соблюдении техники можно достичь необходимого оздо- ровительного эффекта. После напряжения мышц даются задания на расслабление. Потомственный педагог После урока мы беседуем с Наталией Валуйкиной о ее педагогическом опыте. При- мер учительской профессии был у нее с детства: родите- ли — учителя математики и физики, и две ее сестры тоже Деятельность Наталии Валуйкиной по подготовке учащихся к различным соревнованиям очень обширна. Начиная от всероссийских соревнований по ГТО, спартакиад, олимпиады по физической культуре, ежегодной эстафеты на призы «Липецкой газеты», посвященной Дню Победы, и заканчивая Президентскими состязаниями ” Союз учителя и ученика Почему физкультура не может быть второстепенным предметом связали свою жизнь с матема- тикой. Все предпосылкипойти учиться на физмат были и у Наталии Викторовны. Но так получилось, что в десять лет она поступила в спортивный класс 47-й школы, специали- зировавшийся на легкой атле- тике, что и предопределило ее дальнейшую педагогическую судьбу. Она быстро достигла успехов в спорте, и уже к стар- шим классам стало понятно, что учиться на физмате и одно- временно тренироваться де- вушка не сможет. Тогда и было принято решение поступать на спортфак. Во время учебы Наталия Валуйкина не раз вы- ступала на соревнованиях за пединститут, а также за город и область, стала кандидатом в мастера спорта по легкой атлетике. Когда-то мечтала о профессии специалиста по лечебной физкультуре, но по- сле учебы пришла работать в школу и теперь себя где-то на другом месте просто не пред- ставляет. Четверть века она отдала 44-му лицею, где вос- питала уже не одно поколение юных спортсменов. Сейчас по ее стопам идет и четырнадца- тилетний сын Егор, который, какимама, занимается легкой атлетикой, а любовь к матема- тике унаследовал от дедушки и бабушки. Важен каждый В своей школе Наталия Викторовна ведет активную методическую работу, воз- главляет кафедру физической культуры. Подготовить отче- ты об успеваемости учащихся, о деятельности кафедры не- сложно, она не боится бумаж- ной работы. Принимает уча- стие в заседаниях городского методического объединенияпо физкультуре, с удовольствием делится своими наработками и перенимает опыт коллег. А ещеНаталияВалуйкина явля- ется наставницей уже не для одного поколения студентов ЛГПУ, приходящих в лицей на педагогическую практику. За годы работы Наталия Викторовна поняла, что под- ход к урокам не может быть одинаковым. — Ученики одного и того же класса порой приходят на занятия с разным настроем, — говорит она. — Иногда до- вольные и счастливые — по- нимают меня с полуслова, а иногда и уставшие, чем-то рас- строенные. Я сразу стараюсь это уловить и перестроиться. Индивид у а л ь ный подход к каждому уче- нику особенно важен на уроках физкульту- ры. Есть ослабленные дети, за которыми нужно наблюдать, даже смо- треть за изменением цве- та лица. Есть ребята, которые по состоянию здоровья относятся к спецгруппе, для них раз- рабатывается отдельная нагрузка. Но многим школьникам, несмотря на ограничения, больше нравится заниматься в основной группе. Здесь уже учителюприходится проявлять гибкость. —Все дети очень раз- ные, — замечает Ната- лия Викторовна. — Есть всесторонне развитые, им одинаково легко да- ются учеба и спорт, они умеют организовать ум, тело и дух. Вообще, эти качества даны всем, просто надо уметь их развивать. Но есть, конеч- но, дети очень умные, но при этом физически совсем нераз- витые. Пробудить интерес Наталия Валуйкина давно пришла к выводу, что одна из основных задач учителя — за- интересовать учеников. Для этого в лицее при ее непосред- ственном участии разработали специальные модульные про- граммы: в начальной школе на уроках физкультуры ввели танцевальные элементы и фитнес-аэробику, в старших классах — занятия в трена- жерном зале, степ-аэробику. Результат этих нововведений не заставил себя долго ждать. Дети стали приходить на уро- ки с большим желанием, ведь инновационные направления школьникам гораздо интерес- нее, чем монотонная работа. К томуже ребята сами предлага- ют какие-то своиидеи. Иначи- нает действовать союз педагога и учащегося, а значит, одна из основных целей работы учите- ля достигнута. И уж коли этот союз найден, его, по мнению Наталии Викторовны, ни в коем случае нельзя потерять. В лицее придумали еще один способ привлечения внима- ния учеников к физической активности. Для всех желаю- щих открыт спортивный клуб «Гармония», где постоянно проходят внутришкольные соревнования по шахматам, шашкам, баскетболу. Ребята выступают за свои классы, и, конечно, у них есть цель — не подвести коллектив. Это тоже существенныймотивирующий фактор. Неотъемлемой частью ра- боты педагога уже больше десяти лет является участие в ежегодных летних трениро- вочных сборах, которые про- ходят в лагере «Лукоморье». Многие лицеисты ездят туда каждый год начиная с пятого класса, влюбляются в лагерь, с удовольствиемиграют в лапту, снайперов. Надо сказать, что деятель- ность Наталии Валуйкиной по подготовке учащихся к раз- личным соревнованиям очень обширна. Начиная от всерос- сийских соревнований по ГТО, спартакиад, олимпиадыпофи- зической культуре, ежегодной эстафетына призы«Липецкой газеты», посвященной Дню Победы, и заканчивая Пре- зидентскими состязаниями. В последних результаты воспи- танников Наталии Викторов- ны неизменно высоки. Не так давно они вернулись из Анапы с третьим местом по России. При этом в соревнованиях принимали участие команды из 80 регионов страны! Многие считают, что физ- культура — предмет второ- степенный, не основной. Но без двигательной активности не будет и здоровья, той базы, на которую уже ложатся все остальные знания, умения и навыки, приобретаемые в школе. Вот по этим объектив- ным причинам игнорировать физическое воспитание в учеб- ном процессе ни в коем случае нельзя. А при правильном подходе к детям и к урокам интерес к физкультуре не ис- сякнет и к старшим классам. —Главное—любить детей, любить свою профессию, — убежденаНаталияВалуйкина. —Без этого вшколе делать не- чего. Ну а дальше—«бороться и искать, найти и не сдавать- ся». Порой, честно признаюсь, одолевалимысли уйти изшко- лы. Но сразу возникал вопрос: куда я пойду, что буду делать? Яне могу сидеть за столом с де- вяти утра дошести вечера, мне нужно двигаться. Да и куда я без моих учеников? И она, преодолевая все трудности, невероятную заня- тость, напряженный ритм ра- боты, связанныйспостоянным участием в сборах, соревно- ваниях, остается верна своей профессии, своим ученикам. А редкие свободные моменты посвящает любимому увлече- нию—рукоделию.Поройночи напролет вяжет, вышивает, плетет из бисера. Это занятие спасает Наталию Викторовну от профессионального вы- горания, дает силы работать дальше все так же, с полной отдачей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz