Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)
3 № 192/25820/3 ОКТЯБРЯ 2018 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Круг интересов Слово обозревателю Таланты и поклонники Исаак Розенфельд Поехал я недавно, господа, на пару дней в Москву и решил пойти по старой памяти в любимый мой «Сатирикон». Еще порадовался, что без проблем купил билетик. В театре, впрочем, оказалось множество пустых кресел. Такого прежде не случалось. Не случалось и чтобы спек- такль меня так разочаровывал. Сам Константин Райкин был неплох. А остальные играли словно в районном драмкружке — натужно и фальшиво. Н еужели в Интернете не наврали, что Констан- тин Аркадьевич, снимая рекламные ролики своих постановок, заполняет зрительный зал клакерами и приказывает имминут двадцать, ну, как на съездах КПСС, бурно аплодировать? Почему-то вспомнилось, сколь страстно сатирико- новский худрук обличает минкультовских чиновни- ков. Дескать, онипрепятствуют свободе художника. А вдруг те же информированные люди правы, намекая: защита творческой свободы тут ни при чем—Райкин так выбивает дополнительное бюджетное финансиро- вание. К тому же его раздражает, если в театр явля- ются проверяющие, желая убедиться, на что тратятся выделенные государством сотни миллионов. После спектакля яшел мимо огромного современ- ного здания «РайкинПлаза» (торговый центр, отель, кинозалы и т.д.). Не знаю, что тут принадлежит Рай- кину, что не принадлежит. Но при всем уважении к прекрасному актеру подумал: а проверяющим-то сле- дует держать ухо востро. Мало ли что. Соблазн велик. Ч ересчур уж охот- но иные творцы сегодня подаются в дельцы. То есть пыта- ются совмещать. А это небезобидное дело. До- пустим, в другом круп- ном столичном театре непонятно куда испари- лась кругленькая сумма все той же бюджетной поддержки. На период следствия главрежа Ки- рилла Серебренникова отправили под домаш- ний арест. Что значит та- кая мера пресечения, мы с вами чуть-чуть в курсе. Слышали и даже виде- ли, как сидела в своей многокомнатной кварти- ре роскошная блондин- ка из «Оборонсервиса» по фамилии Васильева. Страдала ужасно. И стихи, бедняжка, писала, и кар- тины рисовала, и в музыкальных клипах на природе сниматься умудрялась. Режиссер тоже «во мгле, во мраке заточенья» сделал фильм о Викторе Цое. И сейчас, по слухам, оставаясь в кандалах, собирается ставить спектакль. А его коллеги возмущаются негуманностью право- судия. Им откуда-то уже известно: заключенный чист аки младенец, а гнобят его за свободомыслие. Пикантная, согласитесь, коллизия. «Режим» давал Серебренникову неплохие денежки, Серебренников их без колебаний брал. Но притом он вроде как с тем же «режимом» боролся и борется. Похоже, театраль- ные деятели считают, что для них нужны отдельные правила, особый Уголовный и Процессуальный ко- дексы, авансом признающие: они всегда безгрешны. Что-то, по-моему, странное происходит с неко- торыми нашими талантами. Между ними и нами потихоньку вырастает стена, оклеенная рублями и долларами. И поклонникам перебраться через нее все труднее. Т ут один знакомый шепнул мне на ухо, почем билеты в Московский дом музыки. Я не буду называть цифру — не хочу травмировать чита- телей. Вдруг они еще верят, что искусство принад- лежит народу? А оно давно принадлежит тем, кто им торгует по рыночным ценам, и тем, кто в состоянии за него платить. Что там Дом музыки в столице! Вот моя теща-ме- ломанка не устояла и, не без нашей с женой спонсор- ской помощи, собралась на концерт приезжающего в Липецк хорошего московского оркестра. А в кассе ее предупредили: недешевые билеты могут не разой- тись. Потому гарантии, что гастроль состоится, нет. Когда-то подобное представить было трудно. Страна была кровно заинтересована, чтобынарод приобщал- ся и просвещался. Про это поэт даже стихи написал: горжусь, мол, что у нас хлеб и книга доступны и академику, и дворнику. Сейчас его стихи устарели. Минувшим летом в Третьяковке приключился казус. Бродили по ее залам студенты, кажется, МГУ со своим профессором. Студенты останавливались перед картинами, профессор рассказывал, может, про передвижников, может, про Левитана и Врубеля. Но ребят из Третьяковки выставили. Несанкциониро- ванную экскурсию сочли покушением на финансовое благополучие галеристов.Желаете расширять круго- зор — нанимайте штатных экскурсоводов и вперед! Руководство галереи, подаренной когда-то Москве и всей России великим меценатом Третьяковым, все предусмотрело. Никакой самодеятельности и дармов- щины. Экскурсией считается даже группа из... одного человека. Один—уже куча, как говорила мартышка в популярном мультике. Вообразите: вы приводите в галереюсынишку-школьника и набираете в рот воды, чтобы ни слова не сказать о сюжете, композиции, колорите. Позволено разве что спросить, не хочет ли чадо пирожного в буфете и не нужно ли ему в туалет. В этой симптоматичнойинесимпатичнойистории отзывается эхо девяностых. Тогда, к примеру, у нас в области один начальник поставил цель: культура должна окупаться. А лучше — приносить прибыль. Идетский танцевальный ансамбль, ихор ве- теранов.Аколине приносит, сдавайте частьплощадей коммерсантампод бутикииликолдунамдлямассовых сеансов по снятиюпорчи и сглаза. Однаждыазартный культуртрегер бросил: да по мне хоть красныйфонарь у входа вешайте, а рентабельность чтоб была. Он, однако, в своем рвении не шибко преуспел. Служить верой и правдой одновременно Аполлону и Маммоне сложно, а то и невозможно. Ни в провинци- альном самодеятельномколлективе, ни в знаменитом московском театре. Культуру и рынок пора развести. Не то у нас будет рынок и не будет культуры. А рынок в стране без культуры опасен для здоровья… страны. ” Служить верой и правдой одновременно Аполлону и Маммоне сложно, а то и невозможно. Ни в провинциальном самодеятельном коллективе, ни в знаменитом московском театре. Культуру и рынок пора развести. Не то у нас будет рынок и не будет культуры Возвращение нежинских гусар Теперь туристы смогут побывать в казармах прославленного полка Милада Федюкина, milada.72@mail.ru На территории архитек- турного ансамбля «Крас- ные казармы» в Ельце открылся новый туристи- ческий маршрут с эле- ментами ретроспективно- го полкового праздника 18-го гусарского Нежин- ского полка «Возвраще- ние нежинских гусар в Елец». Праздник полка традиционно отмечался в октябре. За веру, царя и Отечество Местомпрезентациино- вого для ельчан праздника Красные казармы стали не случайно. Создание архи- тектурного ансамбля, объ- явленного объектом куль- турного наследия конца ХIХ — начала ХХ веков, непосредственно связано с историей Нежинского полка. Он существовал в России в первой трети ХIХ века, но был расфор- мирован. Царское прави- тельство решило возродить войсковое объединение и в 1896 году разместить его в Ельце как 52-й драгунский Нежинский полк, кото- рый впоследствии имел славную боевую историю, участвовал в Русско-япон- ской войне. Об этом свидетельству- ет один из барельефов ме- мориального комплекса, установленного на город- ской Красной площади. В 1907 году полк был пере- именован в 18-й Нежин- ский гусарский. В 1909 году за заслуги перед Оте- чествомонполучил особый знак отличия — Георгиев- ские трубы. На Бородин- ском поле есть памятный знак Нежинскому полку. На нем начертано: «Вер- ность и силы нежинцев, как кровь павших в бою, отданыЦарюиРодине...». Размещение героиче- ского полка стало знако- вым событием для жи- телей провинциального Ельца, изменившим куль- турнуюжизнь города. Сто- ит вспомнить только один факт: духовой полковой оркестр был лучшим в городе, его часто пригла- шали на балы в женскую гимназию, на различные праздники. Капельмей- стером был Иосиф Кве- тон, выпускникПражской консерватории. А один из его сыновей стал первым учителем музыки Тихона Хренникова. Красные казармы стро- ились по типовому архи- тектурному проекту, рас- пространенному приАлек- сандре III. Основное здание возвели в 1896 году, имен- но оно почти полностью со- хранилось до наших дней. В комплексе на обширных пространствахпредполага- лось разместить казармы в два с половиной этажа для тысячи строевых нижних чинов,шести вахмистров и восемнадцати вольноопре- деляющихся. В 1901 году началось строительство полковой церкви в честь Покрова Пресвятой Бого- родицы. Закладку перво- го камня освятил Иоанн Ильич Сергеев, будущий святой Иоанн Кронштадт- ский. В 1914 году в связи с началом Первой мировой войны нежинцы после до- укомплектования отбыли на фронт. В Елец они не вернулись. В 1918 году полк был расформирован. Снова в Ельце Спустя сто лет, в 2018 году, при поддержке го- родской администрации был разработан проект туристического маршрута «Возвращение нежинских гусар в Елец» с элементом ретроспективного празд- нования 18-го гусарского Нежинского полка. Орга- низаторами проекта вы- ступиликонноспортивный клуб «Кристалл», город- ской краеведческий му- зей, военно-исторический музей 18-го гусарского Нежинского полка, а так- же отдел по работе с моло- дежью Елецкой епархии. Согласно программемарш- рута зрители осматривают объекты Красных казарм, знакомятся с торжествен- ным смотром с элементами военной подготовки кава- леристов. Предусмотрены и военные кавалерийские игры на полигоне, в ко- торых участвуют члены конноспортивного клуба «Кристалл». Событием, подарившим возможность погрузиться в историческуюэпохужиз- ни военных кавалеристов Русской императорской армии, назвали презента- циюнового проекта дирек- тор краеведческого музея Ельца Елена Андросова и заведующий кафедрой истории и историко-куль- турного наследия ЕГУ имени И.А. Бунина, пред- седатель городского обще- ственно-патриотического движения «Мы из Ельца» Денис Ляпин. Они подчер- кнули, что в образе 18-го гусарского Нежинского полка отражается судьба всей дореволюционной ар- мии. Его офицеры и солда- тыкрепили военнуюмощь Родины вместе с другими, славя русское оружие. Кстати, в самом му- зее создана экспозиция, посвященная 18-му гу- сарскому Нежинскому полку. Не так давно фон- ды Елецкого краеведче- ского музея пополнились уникальным экспонатом — форму офицера полка передал из Франции по- томок известного местного родаПотапьевых. Его дядя в начале ХХ века служил в этом полку в Ельце. Па- радный мундир ротмистра Михаила Потапьева путе- шествовал вместе со своим владельцем. Из России в Тунис, куда он эмигриро- вал в 20-е годы прошлого века, затем во Францию. Там офицерский мундир почти век хранился как се- мейная реликвия. В Елец его передал племянник не- жинского гусара Алексей Потапьев. частники конноспортивного клуба «Кристалл» в форме нежинских гусар на фоне Красных казарм И ЕЩЕ... Когда участники клуба «Кристалл» начали подготовку к презентации, они обратились за помощью в музей. Мундиры для выступления были детально скопиро- ваны с этого экспоната. На все руки мастер Педагог из Тербунского района готовит учеников по нескольким направлениям Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru — На протяжении всей своей жизни я только и делаю, что учусь. До такой степени привыкла работать с молодежью, что даже не представляю себя в другом качестве, — признается мастер производственного обучения Тербунского аграрно-технологическо- го техникума Юлия Чернышова, награжден- ная в этом году специ- альной областной преми- ей за высокие результа- ты в обучении и воспита- нии студентов. — На встрече выпускников в Лебедянском педколлед- же выяснилось, что все мои однокурсницы работают учителями начальных классов и только я посвятила жизнь профессионально- му образованию. Без малого три десятка лет Юлия Петровна пре- подает в тербунском ссузе, пройдя вместе с учебным заведением через реорга- низацию, поменявшую не только его статус, но и содержание образователь- ного процесса. Стать учителем она ре- шила в детстве. В род- ном селе Яковлево была только восьмилетка. Это и определило выбор даль- нейшего пути. Девушка поступила в Лебедянское педагогическое училище, а с дипломом учителя на- чальных классов верну- лась работать в родную школу. Круто поменять жизнь пришлось, когда вышла замуж. Муж из местных, но трудился в районном центре, потому и дом построить молодая семья решила в Тербунах, но тамдляЮлииПетровны работы по профилю не на- шлось. Только в местном ПТУ была ставка мастера про- изводственного обучения. Пришлось переучиваться, чтобы стать наставником вначале для будущих про- давцов, а позже для тех, кто выбрал профессию «Хозяйка усадьбы». Она включает четыре направ- ления: поварское искус- ство, основы бухучета, животноводство, плодо- овощеводство. Ипо каждо- му необходимы и знания, и практические навыки. Учась заочно в разных учебных заведениях реги- она, Юлия Петровна по- лучила не только высшее образование, но и профес- сии повара и бухгалтера- экономиста. Кроме того, на фермах, где студенты проходят производствен- ную практику, освоила животноводство, а в садах научилась ухаживать за яблонями. Вот и выпускницы Юлии Чернышовой (мы побывали на выпускном экзамене по поварскому искусству) решиликаждая развиваться в том направ- лении, которое больше по- нравилось. Дамиру Илья- сову привлекает бухучет. Любовь Крепких увлечена плодоовощеводством. Она в совершенстве овладе- ла техникой обрезки де- ревьев. Женя Лангавая хотела бы работать пова- ром-кондитером. Большие надежды девушка возла- гает на курсы повышения квалификации. Настя Ро- гачева тоже с удовольстви- ем готовит и планирует работать поваром. — Хоть и приходят к нам ребята после девятого класса, взрослые вроде бы, а все равно еще дети. Приходится и обучать, и воспитывать, и поддержи- вать,—размышляетЮлия Петровна. — Многому и мыумолодежиучимся, по- этому и от жизни не отста- ем. Наша профессия в этом плане очень выигрышная. Но есть и серьезная про- блема. С каждым годом увеличивается количество ребят, мало ориентиро- ванных на освоение про- фессии, и нет гарантий, что, получив диплом, они пойдут работать по вы- бранному направлению. Хотя профессия повара, например, даже в наших Тербунах очень востребо- вана. В советские времена мы знали, что, отучив- шись, будем работать по специальности. А сегодня такой системы нет и ра- ботодатель не торопится предоставлять молодым специалистам социальные гарантии. Это неправиль- но. Жизнь изменилась, но молодежь ничуть не хуже, чем были мы когда-то. В том, что ее ученицы вкусно готовят, Юлия Чернышова (в центре) не сомневается ТЕМ ВРЕМЕНЕМ Сегодня Юлия Петровна готовит к выпуску четверо- курсников. Впереди у них экзамены по поварскому искусству и бухучету. Особые надежды мастер воз- лагает на отличницу, областного стипендиата Нину Бормотову, которая намерена посостязаться в ма- стерстве с другими будущими поварами на област- ном чемпионате по компетенциям WorldSkills. В У И опять позвала дорога... Ольга Васильева Вернувшись с гастролей из Махачкалы, актеры Липецкого государственного театра кукол вновь собираются в путь. Их ждет встреча с оренбургски- ми юными зрителями в рамках межрегиональной программы «Большие гастроли для детей и моло- дежи», инициированной Министерством культуры России. Сегодня в ней принимают участие более сотни детских театров из почти 80 регионов стра- ны. За время ее реализации было показано около 930 спектаклей. Впрочем, и наши зрители внакладе не останутся. В период отсутствия липецкой труппына ее площадке свои спектакли пока- жут Дагестанский госу- дарственный театр кукол (с 30 сентября по 3 октя- бря) и Оренбургский го- сударственный областной театр кукол (с 10 по 14 октября). По словам худо- жественного руково- дителя Липецкого театра кукол заслуженного артистаРоссииОлегаПономарева, при- нимающая сторона имеет право выбора спектаклей своих гостей. В репертуаре липецкого театра коллеги из Оренбурга выбрали «Дюймовочку», «Липецкую ярмарку»и спектакльпроПравила дорожного движе- ния «Авоська», очень востребованный, как показала практика, у детворы во многих российских городах. — Нам было любопытно посмотреть репертуар оренбургского театра, — рассказал Олег Пономарев. — Мы остановились на замечательной сказке, рас- сказывающей о судьбе маленького самолета в годы Великой Отечественной войны, «Ястребок» Ирины и Яны Златопольских, «Сказке добрых чародеев» самой известной детской писательницы из Нидер- ландов Анни Шмидт и всеми любимой «Золушке» Евгения Шварца. По возвращении из Оренбурга театр предло- жит зрителям премьеру «Соловей и Роза» в по- становке Ивана Карпова, заканчивающего Санкт- Петербургскуюгосударственнуюакадемиютеатраль- ного искусства. Этот моноспектакль является его дипломной режиссерской работой. НА ЗАМЕТКУ Еще одна премьера состоится накануне новогод- них праздников. Детей ждет встреча с героями сказки про летучий корабль в постановке Олега Пономарева с великолепными песнями Максима Дунаевского на стихи Юрия Энтина. Фото Милады Федюкиной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz