Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)
ВЕРА. НАДЕЖДА. ЛЮБОВЬ Страница выходит по благословению митрополита Липецкого и Задонского НИКОНА № 183/25811/ 20 СЕНТЯБРЯ 2018 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 17 Страницу подготовила Нина Вострикова КАЛЕНДАРЬ Особые дни памяти 20 сентября — Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. 21 сентября — Рождество Пре святой Богородицы. 22 сентября — Попразднство Рождества Пресвятой Богороди цы. Праведных Богоотeц Иоакима и Анны. Преподобного Иосифа, игуменa Волоцкого, чудотворца. 23 сентября —MученицМинодо ры, Митродоры и Нимфодоры. 24 сентября — Перенесение мощей пpеподобных Сергия и Гер мана, Валаамских чудотворцeв. Пpеподобного Силуана Афонского. 25сентября —Отданиепраздникa Рождества Пресвятой Богородицы. 26 сентября — Память обновле ния (освящeния) храма Воскресения Христовa в Иерусалиме (Воскресение словущее). 27 сентября — Воздвижение Честного Креста Господня. ВОПРОС БАТЮШКЕ На вопросы наших читателей от- вечает протоиерей Олег Безруких, настоятель Никольского храма с. Ка- менка Задонского района, кандидат богословия, доцент кафедры филосо- фии, социологии и теологииЛГПУим. П.П. Семенова-Тян-Шанского. Блаженны нищие духом — Что такое духовная нищета? И как ее стяжать? Виктор Петрович, с. Малый Хомутец Добровского района — Святой Иоанн Златоуст учит: «Ни щий не тот, кто ни чего не имеет, но тот, кто желает многого». Нищий духом — это человек, который не доволен своим духов ным состоянием, и это недовольствопобуждает егокдуховной активности. Он не довольствуется имеющимися знаниями, продолжает учебу и еще более расширяет круг своих знаний. Он добр, никогда не отказывает обращающимся к нему за помощью, но желает стать еще добрее. Хочет не просто отвечать на просьбы, но сам ищет людей, оказавшихся в бедственном положении, чтобы им по мочь. Недовольство собой необходимо. Если творческий человек, например, скажет: «Я достиг совершенства!», то его творческий рост останавливается и вряд ли у него появятся достижения. Чтобыуберечь нас от такой творчес кой (духовной) смерти, Иисус Христос сказал: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3). Есть разные способы стяжания нищеты духовной. Самый доступный: нужно сравнивать себя не с теми, кто заведомо хуже нас, ведь на их фоне мы выглядим почти как святые, но с людьми, которые нравственно превос ходят нас. Например, придя в храм, попробовать соотнести себя со святы ми, изображенными на иконостасе, на фресках. Ознакомиться с описанием их жития и сравнить со своими по ступками. От такого сравнения, как правило, становится стыдно за себя, за свое безделье и лень. Вот тогда внутри иформируется нищета духовная, осоз нание своей внутренней пустоты и по является сильное желание заполнить ее добрым содержанием. Вопросы присылайте по адресу: nina25.00@mail.ru с пометкой «Во- прос батюшке». СЛОВАРЬ. БУКВА И Интронизация — торжественное богослужение, во время которого про исходит возведение новоизбранного патриарха на патриаршую кафедру. Совершается во время литургии с об лачением новоизбранного патриарха в патриаршие одежды и вручением ему патриаршего посоха. Ирмос (греч. связь) — первая строфа песни канона. В византийских канонах ирмос служит мелодическим образцом для последующих тропарей песни, являясь также смысловым связующим звеном между библей ской песнью и тропарями песни канона. НОВОСТИ ЕПАРХИИ В Троицком храме Липецкой епархии поселка Лев Толстой от крыт музей православия. Экспона ты собраны со всех уголков страны. Музей организовали на территории храмового комплекса благочиния по инициативе главы района Владимира Осетрова. В экспозиции посетители могут увидеть облачения священников, иконы угодников Божиих и Спа сителя, материалы и экспонаты, касающиеся истории православия на территории Лев-Толстовского района. Есть и поистине уникальные реликвии — Евангелие эпохи царя Алексея Михайловича в обложке с чеканными орнаментами, россыпь медных нательных крестиков, моще виков — дар музею неравнодушных местных жителей. Здесь же оформлен импровизированный красный угол в русской избе с крестьянами, молящи мися перед образами. * * * В воскресной школе при Геор гиевском храме Елецкой епархии в селе Казаки первые уроки в новом учебном году начались со встречи с представителями МЧС, которые рас сказали детям о последствиях лесных и бытовых пожаров, правилах поведе ния на природе, продемонстрировали экипировку огнеборцев. В ближайшее время дети посетят пожарный пост, где поближе познакомятся с важной и ответственной службой спасателей. Также запланирована встреча уча щихся с сотрудниками полиции. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ Главное Таинство Вы решили причаститься АЛЕКСАНДРА ПАНИНА Исповедь и причастие — важней- шие христианские таинства, установ- ленные изначально ИисусомХристом. Это возможность покаяться в своих грехах, исправить свою жизнь и про- должать ее в чистоте. Как подготовить- ся к исповеди и причастию человеку, идущему к совершению этих таинств впервые? Рассказывает благочинный 1-гоЛипецкогоблагочиния, настоятель Свято-Никольского храма Липецка протоиерей Виталий Диесперов. — Священник, готовясь к литур гии, исполняет молитвенные правила. При этом он не всегда придерживается поста, особенно на тех приходах, где служит часто или во время великих праздников. Ведь тогда ему придется поститься постоянно. Что касается мирян, то, помимо трехдневного го вения (когда не вкушается мясная и молочная пища), прежде всего нужно привести в порядок свои мысли и чув ства. В этомочень помогают утренние и вечерние молитвы, к которым полезно будет добавить ежедневное на про тяжении недели чтение Покаянного канона. Он есть в любоммолитвослове. А накануне причастия вечером или утром до начала литургии необходимо прочитать Последование ко Святому Причащению. О молитвенной подго товке, пожалуй, все. Но прежде всего человек, гото вящийся к исповеди и причастию, должен примириться со всеми, с кем в ссоре. По крайней мере, сделать по пытку. Бывает так, что человек просит прощения, а другойне хочет мириться. Но это уже не ваша забота. Бог зрит сердце человека, равно каки егомысли и поступки. Важно посещать не только саму литургию, но и предваряющее ее всенощное бдение, так как оно прак тически является началом литургии, началом суточного православного бо гослужения. Ведь церковный день по ветхозаветной традиции начинается с вечера — с вечерни. Многие спра шивают, как готовиться к исповеди: записывать ли, в чем согрешили, или каяться устно. Записывать полезно, потому что можно разволноваться и о чем-то важном забыть. Как часто нужно причащаться? В древности православные христиане причащались каждый день. Но тогда меняется и подготовка к таинству. Правила трехдневного говения, вычи тыванияопределенныхмолитв возник ли позже, когда верующие стали редко причащаться, несколько раз в год, а то и раз в год. Трехдневный пост, молит венные правила—это не что иное, как епитимья за длительное непричаще ние, по сути дела принятие человека обратно в православную общину. Вот представьте себе такую ситуа цию. К священнику подходит незнако мый человек. Как можно понять, кто, он такой, зачем и для чего он пришел? Батюшкапредлагает емуисповедовать ся. Если это православный христиа нин, то от исповеди не откажется. Во время таинства и выясняются многие вопросы. Человек, который несколько месяцев не был в храме, конечноже, не исповедовался, по сути уже отпал от Церкви, и его нужно обратно принять. А каким образом это лучше сделать? Через покаяние и епитимью. Чем отличается исповедь от покая ния? Раскаяние — это просто сожале ние о своих грехах. Я согрешил и сожа лею об этом. Апокаяние—стремление изменить себя. Покаяние в переводе с греческого—«перемена ума». Как это правильно понять? Перемена ума — это перемена образа мыслей, желаний и вообще стремление изменить свою жизнь. А духовное развитие начина ется с покаяния. Человек начинает видеть, что так, как он жил раньше, жить нельзя. Личностьжелает лучше го, совершенного, и вот это желание, намерение, решимость и есть первый шаг к покаянию. В нашем приходе есть люди, кото рые причащаются Святых Христовых Тайн каждое воскресенье. У них нет необходимости все эти правила выпол нять. Они живут церковной жизнью, у них есть опыт молитвы, поэтому подготовка к принятию причастия для них также является естественной частью жизни. Священник, знающий их хорошо, иногда в силу тех или иных важных причин может благословить на причастие, даже если кто-то по ка ким-либо причинамне вычитал полное молитвенное правило или в чем-то ос лабил пост. Абсолютным минимумом в этом случае является Последование ко Святому Причащению. Но все же желательно молитвенное правило не сокращать никогда. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz