Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)
3 № 181/25809/18 СЕНТЯБРЯ 2018 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Круг интересов Мы не обязаны впадать в крайности, которые были свойственны Толстому, но и не слышать его нравственной проповеди тоже не имеем права. Смысл ее заключается в отказе от обыденщины, от бессмысленного потопления жизни в суете и погоне за материальными благами ” Слово обозревателю Литературная территория братства Журнал «Петровский мост» достиг калининградских «Берегов» Надежда Белая А можно сказать и наоборот: калининградские «Берега» расступились под напором мощных литературных сил «всея Руси», да и европейского русского слово- творчества в целом, и достигли липецкого «Петровского моста», который уже десять лет собирает и объединяет авторов нашей области и писателей, имеющих отноше- ние к Липецкому краю, а теперь начинает представлять интерес и для литераторов других регионов. Гости с той стороны Во всяком случае, глав- ныйредакторкалининград- скоголитературно-художе- ственного и общественно- политического журнала «Берега»ЛидияДовыденко иприехавшие с нейписате- ли Анатолий Мартынов и ЕвгенийЖуравливрамках своего визита в Липецкую область наверняка с даль- ним прицелом побывали в редакции журнала «Пе- тровский мост». Ведь по- делиться опытом издания и выживания «толстого» литературного журнала в наше время — это особая и не слишком часто встреча- ющаяся возможность. У каждого журнала — свои трудности и достиже- ния. Бюджетное финан- сирование «Петровского моста»—большое преиму- щество в современных ус- ловиях. Эту позициюреги- ональных властей высоко оценили калининградцы, выпускающие свой жур- нал при поддержке Союза писателейРоссиииверных читателей по всей стране. Ведь журнал «Берега» изначально — а он изда- ется пять лет — не ставил своей целью публиковать и пропагандировать твор- чество исключительно своих, местных авторов, сказалаЛидияДовыденко. Главный редактор и редак- ционный совет журнала были настроены на берега весьма и весьма отдален- ные, где люди пишут и читают на русском языке. И за короткое время кали- нинградским «Берегам» удалось стать журналом популярным, высокоху- дожественным и автори- тетным, публиковаться в котором позволяют себе и маститые российские писатели — Александр Проханов, Владимир Кру- пин, Анатолий Байборо- дин, Юрий Серб, ельчанин Александр Новосельцев. Следуя диалектике Унашего «Петровского моста» несколько иная ре- дакционная политика. И все же расширение геогра- фии и рост уровня мастер- ства публикующихся в нем авторовнеизбежны, ибо та- кова диалектика развития. И, в частности, в одном из ближайших номеров пла- нируется разместить про- изведения литераторов, строго не привязанных к Липецкому краю. Это значит, что у журнала по- являются новые перспек- тивы, а с ними — и новые авторы, новые ценители и поклонники, что не может не радовать. В ходе беседы в редак- ции «Петровского моста» стороны рассказали о сво- их регионах, о ситуации в писательском сообществе. Оказалось, в Калинин- градской области суще- ствуют две писательские организации, стоящие на несколько разнящихся идеологическихпозициях. В нашем регионе действу- ют три писательские орга- низации, представители которых, а еще и вовсе не принадлежащие к какому- то союзу авторы имеют одинаковые возможности для публикации в «Пе- тровском мосте». Лишь бы их произведения были талантливы, отметил глав- ный редактор журнала Игорь Безбородов. Говорили и о молодых писателях, недостатка в которых наш край не ис- пытывает. Лидия Довы- денко призналась, что у них в регионе тоже много молодых, пробующих свои силы в писательстве. Но это как вода на подносе, пошутила она: широко, но мелко. Работа с молодыми предстоит большая, и за нее уже активно взялись в Союзе писателей России, где создан совет молодых литераторов, с которыми ведутся обучающие семи- нары и форумы. Впоисках талантливых авторов для «Берегов» Ли- дия Довыденко тем не ме- нее ценит не какие-то уста- новки — на молодежь или на имена и регалии. Нет, длянее тоже важен талант, литературный дар. И она неустанно ездит по стране, наводитмостымежду свои- ми «Берегами» и многими литературными журнала- ми, сайтамииписательски- ми сообществами, широко представляет «Берега» в социальных сетях. С опорой на нравственность Создавать литератур- ную территорию нрав- ственности, братства — наша задача, сказала Ли- дия Довыденко. Кстати, в ходе поездки калинин- градцы побывали в Ельце, Льве Толстом, Лебедяни и Задонске, где посетили места и музеи, связанные с именами Ивана Бунина, Василия Розанова, Миха- ила Пришвина, Евгения Замятина, Михаила Бул- гакова, Льва Толстого и русского святого Тихона Задонского. Да-да, это все — Липецкая область, а еще у нас земляПушкина, Лермонтова, Левитова, Эртеля, братьев Жемчуж- никовых с их неподражае- мымКозьмойПрутковым. Организована поездка калининградских писа- телей при участии руко- водителя липецкой писа- тельскойорганизации«Во- инское содружество» Ва- лентина Баюканского. Ли- пецкую сторону на встрече представлялитакже члены содружества Алексей Ни- кулин и ВладимирОсипов и член Союза писателей России Эмма Меньшико- ва. В завершение встречи Игорь Безбородов и Лидия Довыденко обменялись подарками — книгами и сувенирами—и все вместе сфотографировались на память. Мораль сей встре- чи такова: надо узнавать друг друга, публиковать, читать, продолжать лите- ратурный процесс. Иначе берега литературы затянет тиной, а мосты рухнут. Чтобыэтого не произошло, и издаются литературные журналы. Как ни крути, а они на все времена. Пока они будут... ТЕМ ВРЕМЕНЕМ В эти дни литературный журнал «Петровский мост», входящий в холдинг Издательского дома «Липецкая газета», отмечает 10-летний юбилей. Уже увидели свет 40 номеров, в них опублико- ваны произведения сотен писателей, поэтов, публицистов. Все эти годы журнал возглавляет Игорь Безбородов, одновременно являющийся заместителем директора ИД «Липецкая газета». 20 сентября в Москве на базе Международного сообщества писательских союзов состоится юбилейная презентация журнала, о которой мы обязательно расскажем. А пока поздравлям журнал и его авторов с первой значимой датой и желаем долгих лет жизни. Дождемся ли новоселья? Липецкий драматический театр снова ищет площадки для работы Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru Отбитый верхний слой штука- турки на фасаде, закрытый наглухо главный вход, выне- сенные в фойе зрительские кресла. Как в таких условиях начинать новый сезон? Именно этот вопрос задавали вернув- шиеся из отпуска актеры Липецкого драматического театра. Он, как известно, располагается в здании ДК «Сокол», где сейчас идет гран- диозный ремонт. Про культурное наследие Как рассказала директор ДК «Сокол» Юлия Котлярова, зда- ние, построенное в середине про- шлого века, признали объектом культурного наследия, поэтому ремонтные работы, которые планировали завершить к Дню города, продлятся до нового года. На сегодняшний день практиче- ски закончен ремонт зрительного зала, где обновили не только ин- терьер с ковровым покрытием и креслами, но и отреставрировали люстру. Поменяли и деревянное покрытие сцены. Преобразились фойе второго и третьего этажей, где поменяли отопление. Что касается фасада здания, то он будет сделан полностью по специально разработанному про- екту реставрации, в ходе которой ДК вернут первозданный вид. Для этого пришлось поднимать архивные справки и ждать за- ключения экспертов. Кроме того, будет благоустроена и террито- рия вокруг ДК. Ремонт и благоустройство не помешают работе кружков и студий. Для посетителей открыт запасной вход. Правда, на время ремонта фойе первого этажа и лестницы ДК придется закрыть для зрителей. Про неустроенный театр В этой ситуации из-за за- нятости сцены ДК у театра есть возможность играть спектакли только три раза в неделю. По словам его директора ГалиныКу- лешовой, выступившей на сборе труппы, из-за ремонта на базовой площадке театр не работает уже с мая. Прошлый сезон закрыли на сцене Областного центра культу- ры, народного творчества и кино. Там же 10 октября планируют открыть и следующий. Но посто- янно работать в ОЦКНТиК театр не сможет: аренда дороговата. Еще до открытия сезона актеры будут играть спектакли на под- ходящих, а главное, доступных по стоимости городских площад- ках, чтобы заработать средства на аренду сцен для предстоящих вечерних показов. Премьеры и гастроли пока под вопросом. Кстати, закулисную часть ДК, где располагаются актерские гримерки, костюмерная, гример- ный и реквизиторский цехи, от- ремонтируют лишь в том случае, если останутся средства. Что уж тогда говорить о подвальном по- мещении, гдеютятся заместитель директора, помощник художе- ственногоруководителя, заведую- щий постановочной частью, мон- тировщики, размещаются склад материалов и столярный цех?! Про любопытный проект А между тем 2019 год ста- нет в России Годом театра. Об этом напомнила коллегам народ- ная артистка России Валентина Бражник. Восемнадцать лет на- зад Валентина Сергеевна вошла в инициативную группу, которая добилась открытия в Липецке еще одного театра, музыкально- драматического, по идее первого художественного руководителя Якова Лившица. Валентина Бражник стала первым директором театра и счи- тает, что ее миссия до сих пор не выполнена. В 2009 году, будучи руководителем общественной организации «Фонд помощи актерам» (закрыта в 2012 году), Валентина Сергеевна заказала у местных архитекторов проект детской школы искусств, пре- тендовавшей на статус культур- но-образовательного центра, где по задумке мог бы разместиться и городской театр со своими це- хами. Место для ДШИ нашлось рядом с Липецким государствен- ным театром кукол, но разреше- ния на строительство добиться не удалось. Сегодня здесь, как и девять лет назад, заброшенный сквер. За его оградой обычно паркуютсялегковые автомобили. Будет ли востребована идея Ва- лентиныБражник, оформленная липецкими проектировщиками? Вопрос остается открытым. Про решение проблемы Коллектив Липецкого дра- матического театра обратился к властям с просьбой отдать театру здание бывшего кинотеатра «Ок- тябрь», где сейчас располагается Городской дворец молодежи, которому оно, по его специфике работы, не очень подходит. По мнению председателя город- ского департамента культуры и туризма Сергея Малько, такое решение проблемы самое разум- ное, и реконструкция «Октября» обойдется не так уж дорого, но город без финансовой поддержки области ее не потянет. —Для того чтобыпонять, как осуществить такуюперестройку, можно, например, посмотреть здание московскогомолодежного центра «Планета КВН». Старый кинотеатр советского периода получил вторуюжизнь благодаря реконструкции. Если бы в сто- лице, где большие финансовые возможности, посчитали, что разумнее снести и построить не- что новое, так и сделали бы. Но, видимо, экономически целесо- образнее было перестроить суще- ствующее здание, — рассуждает Сергей Васильевич.—Мы увере- ны, средства на реконструкцию «Октября» сопоставимы с общи- ми расходаминашего города и ре- гиона. Ведь речь идет о создании замечательного театра в центре Липецка. Его появление рядом с концертным залом «Унион» и Липецким государственным ака- демическим театром драмы име- ни Льва Толстого позволило бы создать единое социокультурное городское пространство. Еслиже говорить о строительстве нового здания для театра, то в центре города подходящих для него мест не осталось. Что касается старого сквера рядом с театром кукол, то и он со временем преобразится. Если смотреть вперед… Идея изменения культурной средычерез создание современно- го культурного пространства, по мнению Сергея Малько, вполне могла бы стать основой проекта по возвращению городу здания бывшего ЦУМа, находящегося в частной собственности и уже много лет не используемого. А там вполне мог бы разместиться современный центр развития для детей и взрослых. — Хочется смотреть дальше и обеспечивать то, что будет формировать социокультурную политику на годы вперед. Для этого нужно создавать опреде- ленные условия, — считает Сер- гей Малько. — Если бы мы соз- дали такой центр, это позволило бы переформатировать работу наших Домов культуры, кото- рые сегодня зачастую работают по старинке. Многое зависит от помещения. ДК «Сокол», напри- мер, имеет красивейшее истори- ческое здание. Наверное, делать там площадки для занятий экс- тремальными видами спорта или рок-клуба нецелесообразно. А на современной площадке можно все что угодно, и именно там мог бы, например, базироваться городской дворец молодежи. Это то, что может объединить всех. В ТЕМУ Что мы покажем нашим детям, если будем постоянно сно- сить и строить новое. В чем будет наше историческое на- следие? Современная советская архитектура – это и есть наследие, и речь идет не только о сталинском классициз- ме, но и о таком виде сооружений, как «Октябрь» и ЦУМ. оклонники Липецкого драматического уверены, что у театра появится свой настоящий дом. П Фото Геннадия Логунова Одиночество Льва Толстого Сергей Кибальниченко, sk48@list.ru Льву Толстому, чье 190-летие мы отметили буквально десять дней назад, суждено было стать одной из самых трагических фи- гур в истории нашей страны. Писатель, еще при жизни обретший мировую славу, пережил и духовное одиноче- ство, и снисходительную крити- ку современников. Восхищаясь его гениальными романами, они начисто отвергали нравственные искания Толстого, раскалывали эту удивительно цельную фигуру на гениального художника и слабого мыслителя. Н оможно ли ставить в вину писателюего религи- озно-философские воззрения? Русская литера- тура потому и получила всемирное признание, что не желала быть только изящной словесностью, но напряженно искала ответы на вечные вопросы че- ловеческого бытия. Потому так сложно порой одним словом определить, кем был, например, известный славянофил Алексей Хомяков. С полным правом его можно назвать и талантливым богословом, и ярким поэтом, и незаурядным литературным критиком, и крупным общественным деятелем. Великим мысли- телем был иФедор Достоевский, недаром всякий ува- жающий себя русский философ считал своим долгом поразмышлять над страницами его романов. Да, ни одного крупного писателя, пусть даже До- стоевского, не миновали критические стрелы. Но споры вокруг их произведений возникали чаще всего из-за того, что в 1830-е годы в общественной жизни России обозначились два противоположных идейных течения. Внешне этот раскол выразился в начавшихся в то время спорах между западниками и славянофи- лами. Представители первого лагеря свято верили в прогресс, восхищались чудесами германской техники и мечтали перекроить нашу жизнь по западноевро- пейским лекалам. Их противники, напротив, чтили исконные традиции и веру отцов, ратовали за куль- турную самобытность. К концу XIX века западники и славянофилы постепенно исчезли с исторической сцены, но начатый ими спор о судьбе России продолжается и по сей день. Понятно, чтолюбого крупного писателя по- своему воспринимали в разных идейных ла- герях. КДостоевскому, например, прохладно относились западники за его выпады против католической церкви, за беспощаднуюкрити- ку утилитарной запад- ноевропейскойморали. Зато те же самые при- чины заставляли сла- вянофилов причислять этого писателя к своему стану. С Толстым все было намного трагич- нее, его нравственную проповедь отвергали оба лагеря. У дивительно, ноименновпатриотическихкругах острее всего и критиковали гениального писа- теля, сумевшего тонко выразить особенности русского национального характера. Неприятие вызы- вала духовнаяпрозаТолстого: «Исповедь», «Вчеммоя вера?», «Царство божие внутри нас» и другие книги. Выдвинув на первый план в Новом Завете Нагорную проповедь, писатель отвергал чудеса, в том числе и Воскресение Христово. Личное нравственное совер- шенствование заменило ему церковные таинства. За это и обличал Толстого святитель Иоанн Кронштадт- ский. На рубеже XIX—XX веков Владимир Соловьев опубликовал книгу «Три разговора», беспощадно раскритиковав в ней этические взгляды писателя. Уже в 1980-е годы последний философ Серебряного века Алексей Лосев с пренебрежением писал и про толстовскую «мистику рисовых котлеток», и про его идею опрощения. Но и либералы, воспитанные на идеалах эпохи Просвещения, тоже не жаловали Толстого. Они не принимали в нем его неутолимой религиознойжажды и непрерывного духовного горения. Писатель ведь не только читал и комментировалНовый Завет, он и свои дела согласовывал с собственным нравственным уче- нием. Всякий ли человек способен нести столь тяжкое бремя? А Толстой жил по евангельским заповедям, пустьипонятымслишкомодносторонне. Строгое нрав- ственное требование Христа «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1) он хотел сделать всеобщей нормой. Писатель призывал отказаться от судов как государ- ственных институтов, не противиться злу силою, не осуждать близких. Понятно, что либералы мечтали совсем о другом. Им грезилась сытая жизнь, не обре- мененная светом совести и строгими нравственными запретами. Словом, либеральная интеллигенция тоже отгородилась от Толстого стеной отчуждения. К настоящему времени о трагедии нашего нацио- нального гения написаны сотни книг, но многим этим трудам недостает взвешенных оценок. Их авторы обличают либо Толстого, либо его многочисленных критиков. Пожалуй, только философ Семен Франк сумел найти правильные слова. В небольшой статье, написанной сразу после смертиписателя, он вспомнил про жизненную драму, пережитую некогда антич- ным философом Платоном. Как и Толстой, он остро пережил несовершенство нашего мира, объятого жи- тейской мглой. Свой опыт Платон выразил в образе пещеры, населенной людьми. Ее обитатели не видят солнечного света, а только тени, отбрасываемые огнем на расположенную перед ними стену. П одобно Платону, Толстой тоже был ослеплен божественным светом, а потому и восприни- мал обыденную жизнь как абсолютную тьму. Именно эта жажда истинного бытия заставляла его обличать несовершенство общественных и человече- ских отношений. Мы не обязаны впадать в эти край- ности, которые были свойственны Толстому, но и не слышать его нравственной проповеди тоже не имеем права. Смысл ее заключается в отказе от обыденщины, от бессмысленного потопленияжизни в суете и погоне за материальными благами. При такой точке зрения наследие Толстого окажется крайне необходимым современной России. И его гениальные повести и романы, и его строгая нравственная проповедь еще принесут огромную пользу Отечеству. езабываемая встреча в стенах Издательского дома «Липецкая газета». Н
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz