Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)
ВЕРА. НАДЕЖДА. ЛЮБОВЬ № 178/25806/ 13 СЕНТЯБРЯ 2018 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 17 Страницу подготовила Нина Вострикова ОСОБЫЙ ДАР Познавая Бога через искусство Иконы пишут только с чистыми помыслами АЛЕКСАНДРА ПАНИНА Впервые иконыКсении Ильиной я увидела в храме Архан- гела Михаила в Бутырках во время крестного хода в Задонск. Они завораживали. Прекрасно прописанные лики, крупные фигуры святых в ярких одеждах. Была тут и редкая икона, объединившаячетырех святителей, одинихкоторых— Спири- дон Тримифунтский—жил в III веке. Ею любовались многие. С привала, с теплой, нагретой солнцем травы тянуло опять в храм снова взглянуть на лики. А распятие Господа нашего ИисусаХриста кисти тогоже художникамироточило. Тогда-то я и узнала, что автор всех восьми больших икон — липчанка Ксения Ильина. Мы встретились на ее ра- бочем месте — в Свято-Ев- докиевском храме. Под са- мой колокольней, кажется, и должна быть мастерская. Вдохновленная звоном, Ксе- ния написала не одну из своих запоминающихся работ. Во- обще, возможность познавать Бога через художественное ис- кусство — удивительный дар Православия. Но в нем есть и большая ответственность, а порой и опасность. В начале 2000-х она за- кончила липецкое училище № 27, где обучалась лаково- миниатюрной живописи. Но практически сразу пустилась в свободное плавание. Писа- ла портреты, натюрморты, пейзажи. —Потом, когда иконопись стала основным делом моей жизни, эти навыки мне при- годились. Потому что часто главная фигура изображается на фоне пейзажа. Училась я у лучших липецких иконопис- цев, один из которых позже был рукоположен в священ- ники,—рассказываетКсения Александровна. Апотоммолодаяхудожни- ца и сама стала наставником для десятков людей, многие из которых были старше ее. В 2005 году при Свято-Евдо- киевском приходе по благо- словению владыки Никона в православном духовном центре «Возрождение» откры- лась иконописная мастерская «Серафим» под руководством Елены Санкевич. Препода- вала здесь Ксения Ильина. Работы выполнялись в ака- демическом стиле в технике маслянойживописи с исполь- зованием сусального золота. Разновозрастные ученики, по- деленные на три группы, так- же изучали афонское письмо. — Первый серьезный за- каз, который я получила, — икона «Всецарица» для домового храма областного онкологического диспансера. Затем были написаны работы для Иоанно-Богословского храма в селе Конь-Колодезь Хлевенского района и других приходов области, — расска- зывает Ксения. После десяти лет суще- ствования школы у Ксении произошло важное событие: она стала мамой. А когда вновь вышла на работу, по- няла, что ей комфортнее пи- сать иконы одной. И рядом с ней остались самые верные ее ученицы — предпринима- тель Татьяна Фурсова и врач Елена Мирошкина. Сейчас основная работа Ксении и ее помощниц — роспись малого иконостаса в Евдокиевском храме, написание ростовых икон на колонны. Образа, созданные Ксени- ей Ильиной, путешествуют по всему свету. В 2007 году с одной из паломниц она от- правила в подарок на Валаам икону Валаамской Божией Матери. Ксения рассказала одну удивительную историю: — Как-то раз одна мама попросила написать для ее дочери Надежды, живущей в Америке, икону мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Когда рабо- та была готова, она переслала ее в Сент-Луис. Дочь получи- ла уведомление курьерской службы, что икона в почтовом ящике. Но ее там не было. Женщина очень расстрои- лась, а еще больше ее мама, находящаяся в преклонном возрасте.Ияна всякий случай по другому образцу написала туже икону снова. На этот раз курьер принес ее домой. Одна из последних круп- ных работ Ксении Ильиной — роспись западной стены в храме Георгия Победоносца в селе Казаки Елецкого района. Художница сделала проект и по нему выполнила уникаль- ную, сложнуюработу «Страш- ный суд». Там есть картина, где женщина передает своего ребенка Богу, а сама остается в аду. Как-то раз мужчина вошел в храм и заплакал, увидев изображение. Оказы- вается, когда-то емупришлось хоронить ребенка. А вообще каждый видит свое. Ксения пишет иконы поч- ти всегда на дереве, липовой доске, сзади скрепленной для прочности дубовыми шпон- ками (торцевыми переклади- нами). Предпочитает другим краскам итальянские масля- ные. Но если это необходимо, использует акриловые и тем- перные краски. — Почему я выбрала ака- демический, а не канони- ческий стиль? Мне многие задают этот вопрос. Икону писать всегда сложно. Ака- демический стиль более ре- алистичный, достоверный и точный, а канонический, на мой взгляд, более условный. Там не нужно четко пропи- сывать лики, крупные детали и даже цвет одежды и драпи- ровку тканей,—рассказывает Ксения. — Но важно не это, а другое. Любой иконописец должен жить евхаристиче- ской жизнью, посещать бого- служения, исповедоваться, причащаться, стремиться к духовному росту. Именно это правило должно стать жизненной нормой и руково- дить художником в его твор- ческой деятельности. Если бывают какие-то перерывы, чувствую, что со всех сторон подступают искушения, тогда стараюсь больше молиться. И если не причащаться, то Господь может отнять дар иконописца. И к любой, даже самоймалой, работе надо при- ступать с чистыми помысла- ми, чистым сердцем. ВОПРОС БАТЮШКЕ Очищайте совесть покаянием На вопро- с ы н а ш и х ч и т а т е л е й отвечает про- тоиерей Олег Безруких, на- стоятель Ни- кольскогохра- ма с. Каменка З а д о н с к о г о района, кандидат богословия, доцент кафедрыфилософии, со- циологии и теологии ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского. Чьи это слова и как их по- нять: «Нужно быть готовым к причастию, как к смерти, каждый день»? Значитли это, что мы должны так часто причащатьсяСвятыхХристо- вых Тайн? — Слова принадлежат свя- щеннику Валентину Амфитеат- рову: «…Нужно каждый день быть готовым к причащению, какк смерти…Древние христиа- не каждый день причащались». В жизнеописании преподоб- ного Макария Великого есть его пояснение одной женщине, же- стоко пострадавшей от нагово- ра чародея: «Ты подверглась напасти, потому что уже пять недель не причащалась Святых Тайн». Архиепископ Арсений (Чудовской) пишет: «Постоян- ное причащение должно быть идеалом всех христиан. Но враг рода человеческого сразу понял, какуюсилу даровал намГосподь в Святых Тайнах. И он начал дело отклонения христиан от Святого Причащения. Из исто- рии христианства мы знаем, что сначалахристианепричащались ежедневно, затем четыре раза в неделю, далее по воскресеньям и праздникам, а там — во все посты, то есть четыре раза в год, наконец, едва-едва раз в год, а ныне и того реже». Накануне революции 1917 года многие вообще перестали причащаться. Хочу привести мнение офи- циального издания Русской Православной Церкви — жур- нала Московской Патриархии: «По примеру христиан первых веков, когда не только иноки, но и простые миряне при всяком удобном случае прибегали к Таинствам Исповеди и Святого Причащения, понимая, какое великое спасительное значение они имеют, и нам надлежит по возможности чаще очищать свою совесть покаянием, укре- плять своюжизнь исповеданием верывБога иприступать кТаин- ству Святого Причащения, что- бы тем самым получить от Бога милость и прощение грехов и теснее соединиться со Христом. В современнойпрактике при- нято причащаться всем верую- щим людям не реже одного раза в месяц, в постычаще—два-три раза за пост. Причащаются также в день ангела и день рож- дения.Порядокичастотуприча- щения Святых Тайн верующие уточняют со своимдуховникоми по его благословению стараются выдерживать эти сроки». Вопросыприсылайте по адре- су: nina25.00@mail.ru с помет- кой «Вопрос батюшке». СЛОВАРЬ. БУКВА И Илитон (греч. обертка) — четырехугольный шел- ковый или льняной плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного мученика, лежа- щий в алтаре на престоле. Символически изображает плащаницу, которой было обвито тело Господа Иисуса Христа во гробе. Икос (греч.) — строфа кондака или акафиста. КАЛЕНДАРЬ Особые дни памяти 13 сентября — Положениe честного пояса Пре- святой Богородицы. 14 сентября — Начало индикта — церковного новолетия. 15 сентября—Пpеподобных Антония и Феодосия Печерских. 16 сентября — Блаженного Иоанна Власатого, Ростовскогo чудотворца. 17 сентября—Обретение мощей cвятителяИоаса- фа, епископа Белгородского. 18 сентября—Пророка Захарии и прaведной Ели- саветы, родителей cвятого Иоанна Предтечи. 19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшегo в Хонех (Колоссах). 20 сентября — Предпразднство Рождества Пре- святой Богородицы. Святителя Иоанна, архиепископа Новгородского.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz