Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)

вечки. В эти игры на ТВ втягивают дажедошколят.Врекламномроли- ке пятилетний пацаненок, придя в экстаз то ли от шоколадной конфе- ты, толиоткостюмчикаиз«Глории джинс», кричит: «Вау!». Не «Ух ты!», не «Вот здорово!», ну, на ху- дой конец, «Клево!», а «Вау!». Так ему веленодяденькой-режиссером. Боюсь, ни его мама с папой, ни телепиарщики не видят в том ничего страшного. Наоборот. Они разделяют точку зрения убор- щицы из липецкого «женского клуба». Я при ней удивился: по- чему у входа в клуб сияет-пере- ливается название на латинице? А она удивилась моей тупости. Да понятно же: не по-русски оно за- влекательнее. Вам не кажется, что это—при- меты гуманитарной катастрофы, лингвистического Чернобыля, нарастающей духовной и душев- ной пустоты? Если тебе нечего сказать, нет разницы, какое слово предпочесть — русское, англий- ское. Да хоть на суахили! На сей счет еще Лев Николаевич Толстой заметил: «Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдет, а ежели хочешь блеснуть — тогда другое дело». Получается, на ТВ озвучивает- ся та самая пустота. И это вдвойне прискорбно, поскольку по инер- ции миллионы людей привыкли верить: раз такое происходит в эфире, значит так правильно, так и можно, и нужно. Между тем, господа, телеящик давно перестал быть пропагандистом и образцом речевой культуры. Мне вспоминается допотопная история с Фаиной Раневской. Она записывала на радио интервью, а может, монолог из спектакля. И вошла в клинч с режиссером: как следует произноситьфилософский термин «феномен»?Актриса дела- ла ударение на последнем слоге. Режиссер не соглашался: ударять надо на «о» — фенОмен. Он не жалел дублей, добиваясь, чтобы Фаина Георгиевна наконец сказа- ла так, как он хочет. А она раз за разом повторяла по-своему. И, в конце концов, взбеленилась и от- четливо проговорила фирменным «раневским» басом: «ФеномЕн, феномЕн, феномЕн! А кто говорит фенОмен, пусть идет в …!» Не исключаю, что эта озорная байка придумана еюсамой. Только я не о том. Я о серьезности, с какой относились в былые времена кязы- ку в средствах массовой информа- ции. Тогда непреложным законом было простое и ясное утверждение академика, знатока древнерусской литературы Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Огромное значение имеет для народа богатство языка, определяющее богатство«культур- ного осознания» мира». И об этом богатстве настойчиво заботились. В недрах моей библиотеки я тридцать с лишним лет храню книжечку с характерным назва- нием «Культура речи — культура поведения». В ней университет- ский профессор рассказывает, как точно подобранное слово передает едва уловимые оттенки смысла и чувств. Но, по-моему, особенно лю- бопытен в этой книге переплет. На нем указано название серии, в которой она была выпущена: «Библиотека молодого рабочего». Ни у кого не возникало сомнений, что советский рабочий, тем более молодой, должен владеть языком, любить его и беречь. Сейчас это, похоже, неактуально. Досаднее всего, если нам, жи- вущим в России и готовымна каж- дом шагу призывать друг друга к патриотизму, о разрушении на- шего языка начинают толковать иностранцы. В прошлом наш со- отечественник, а ныне гражданин Израиля Яков Кедми недоумевал: что ж вы творите, ребята? Тема ток-шоу, на которое он пришел, была далека от лингвистики. Но, видно, у него накопилось, наки- пело. Он признался: всякий при- езд в Россию повергает его в шок, настолько россияне умудряются замусорить, испортить родную речь. Чего ради, спрашивал он, вместо отличных русских слов «предпринимательство», «пред- приниматель» вы подхватили у американцев их «бизнес» и «биз- несменов»? Вот в Израиле свой древний, трехтысячелетний, язык берегут как зеницу ока. И даже английским компьютерным тер- минам подыскивают варианты, не противоречащие духу иврита. Но российские участники не поддержали зарубежного гостя. Они как ни в чем не бывало про- должали обсуждать положение на Украине, торговую войну США с половиной мира. Стало быть, с этими политическими событиями разобратьсялегче, чем ответить на вопрос, отчего мы впали в непро- стительный грех пренебрежения языком протопопа Аввакума, Пушкина, Даля, Толстого, Че- хова, Блока, Бунина. Как там у Николая Васильевича в поэме «Мертвые души»? Русь, дай ответ. Не дает ответа… Сегодня на экраны выходит финальная часть фэнтезийной трилогии Егора Баранова «Гоголь. Страшная месть» с Александром Петровым, Олегом Меньшиковым, Евгени- ем Стычкиным,Таисией Вилковой, Сергеем Бадюком, Артемом Ткаченко. Две сотни лет назад малороссийские хутора разоряла шайка нехристей-ляхов во главе с могущественным колдуном. С тех пор рыщет в окрестностях ДиканькинеизвестныйЧерныйВсадник,ловит молодых девушек и жестоко расправляется с ними, будто мстит за что. И следующей его жертвой может стать Лиза. Чтобы спасти воз- любленную, писарь Николай Гоголь должен разбить злые чарыи победить древнее прокля- тье. Ни одному из смертных еще не удавалось это, но, ксчастью, напомощьГоголюприходит гениальный столичный сыщик Яков Гуро, и у него уже есть главный подозреваемый… Киану Ривз и Вайнона Райдер в романти- ческой комедии «Как женить холостяка» . Закоренелый холостяк Фрэнк и коварная соблазнительница Линдси приглашены на одну свадьбу. Странным образом они везде оказываются вместе: в самолете, такси, в со- седних номерах и за столом. Похоже, кто-то придумал хитроумный план поймать их в любовные сети и наконец женить холостяка. Спустя полвека после премьеры на киноэ- кранахвновьфантастическаядрама «2001год: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика. Кто мы? Какое место мы занимаем во Вселенной? Этивопросыстоятперед героямифильма. Эки- паж космического корабля С.С. Дискавери — капитаны Дэйв Боумэн, Фрэнк Пул и их бор- товой компьютер ХЭЛ-9000 — должны ис- следовать район галактики и понять, почему инопланетяне следят за Землей. На этом пути ихждетмножествонеожиданныхоткрытий…В основуфильмалеграссказАртураКларка«Ча- совой», который был опубликован в 1951 году. «Апокалипсис — это только начало» — девиз французского триллера «Выжившие» . После апокалипсиса, когда большая часть населения Земли была уничтожена, появи- лись Они. Их назвалиВыжившими. Никто не знает, живы они или мертвы, из этого мира или нет. Но теперь это ихмир. Они здесь охот- ники, а люди — их добыча. Джулиет одна из своей группы рискует отправиться в покину- тый людьми город на поиски пищи. Ее путь будет долгим, он лежит через неизведанные опасные земли, и до наступления темнотыона не успеет вернуться в лагерь. «Нас не догонят» — драма француженки Мари Монж, номинировавшаяся в Каннах на приз залучшийрежиссерскийдебют.Спонтан- ныйипривлекательныйАбель—невероятный любовники азартныйигрок. После внезапной встречи с нимзауряднаяжизньЭльполностью меняется. Вместе они пускаются в манящий подпольный мир казино, где всем правят адреналин и высокие ставки. Их зависимость становится обоюдной, что удваивает шансы и повышает риски.Историялюбви, начавшаяся с простого пари, вскоре превращается в не- контролируемую страсть к игре и друг другу. Знаете, что такое настоящая неаполитан- ская семья?Именно о нейидет речь в комедии «Из Неаполя с любовью». Это множество любящих тетушек, чудаковатых дядюшек и даже соседей, которые уже чувствуют себя своими. И один маленький Чиро на всех. Живется ему весело, вот только чрезмерная опека мамы и родственников —штука тяже- лая. Школьный психолог Томмазо решает помочь Чиро, но неожиданно выясняет, что в переживаниях мальчика виновата совсем не большая итальянская семья, а… первая любовь. Они заключают соглашение: Томмазо поможетЧиро влюбить в себя одноклассницу, а в ответ Чиро поможет застенчивому психо- логу завоевать расположение своей матери, шикарной и недоступной Деборы. Т елевизор не толь- ко смотрят, но и слушают. Недаром популярную у люби- телей совать нос в чужуюжизнь переда- чу назвали «Говорим и показываем». Заметьте: «гово- рим» поставили на первое место. Однако, Боже мой, как они говорят! Пусть не все, но многие. Такое впечатление, что «круто попасть на TV» прямо-таки гаран- тировано самым косноязычным. А еще тем, кто страдает, сам о том не подозревая, алексией, то есть врожденной глухотой к слову. На прошлой неделе я в общей сложности за пару часов насобирал полблокнота телеперлов с разных каналов. Вот лишь несколько из них. — Хочу ответить о норманд- ском формате… — Тяжелое состояние тяжести опьянения… —Он постоянно подмахивает… —Аеслитренднапороду вашей собаки пройдет, куда вы ее денете? —Значит, пригласили меня на кастинг… — Обвиняешься в убийстве, в отравлении, после чего утопив труп в реке… — Они постоянно натягивают друг на друга… Вероятно, несложно угадать, комукакаяреплика принадлежит. Что сказал ученый политолог в «Месте встречи», а что — начина- ющаяся путаночка из программы «По делам несовершеннолетних». «О тяжелой тяжести», разумеется, сообщилюрист, прокурор, обвиня- ющий проштрафившихсяподрост- ков в инсценированных судебных процессах. А экспертша нового проекта ТНТ «Бородина против Бузовой», клона бессмертного, неубиваемого «Дома-2», скорее всего, про нормандский формат слыхом не слыхивала. У нее по горло иных забот: как «построить любовь», кто с кем спит сегодня или будет спать завтра. Зато по уровню безграмотности эти персонажи, изо дня в день ма- ячащие в кадре, друг друга стоят. Тут уж несущественно, кто «гово- рит и показывает» — журналист, подсудимый, обвинитель, эконо- мист или густо намакияженная особа, что пристроилась делать карьеру и деньги в пошленьком ток-шоу. «Великий и могучий» русский язык превращают в убогий и бес- сильный, антирусский все подряд: записные патриоты, либералы, идолы масскульта. Одни двух фраз не в состоянии сказать без «кастинга», «тренда» и «бренда». Другие убеждены: пик демокра- тизма, сближения с народом — блатной жаргон, словарь марги- налов из подвалов и подворотен. Третьи мнят себя цицеронами, запамятовав о своих школьных тройках и двойках по русскому. Не знаю, господа, что хуже: безграмотные шоумены или люди, привыкшие вставлять в любое разглагольствование без всякой нужды, для форсу английские сло- Переведите с антирусского СМОТРИМ В СЕНТЯБРЕ «Великий и могучий» русский язык превращают в убогий и бессильный, антирусский все подряд: записные патриоты, либералы, идолы масскульта “ КОЛЛАЖ НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Гоголь против Черного Всадника СЕРГЕЙ ИВАНОВ Переключая телеканалы с Исааком Розенфельдом 24 № 168/25796/30 АВГУСТА 2018 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Прямая речь | кино

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz