Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)
ЕЛЕНА БРЕДИС Много лимы знаем о том, что происходит вшкольнойжизни наших детей? Как складываются их отношения с одноклассни- ками, насколько комфортно имв этом совершенно новоммире? Да, о чем-то они сами рассказывают, о чем-то мы узнаем на родительских собраниях, но далеко не всегда эта информация дает полную картину происходящего. То, что дети могут быть жестоки, сегодня знает каждый. Но как оградить своего соб- ственного ребенка от этого, как сделать так, чтобы жестокость и агрессия не стали частью его личности? Об этом беседа с психологом, психоаналитиком Екатериной Антоновой. Распределение ролей — Увы, но с таким явле- нием, как «травля» в школе, сталкивалисьмногие.Явление это не сегодняшнее и даже не вчерашнее, его примеры мы найдеми в советском времени. Вспомните фильм «Чучело». Простошкола—это для ребен- ка совершенно новый социум по сравнению с детским садом. Еще вчера они были малыша- ми, которыми все умиляются, а уже сегодня вдруг всех по- разному оценивают. И в этом социуме надонайти своеместо, надо выстроить отношения с другими его «обитателями». — А кто в первую очередь попадает на роль «жертвы»? —Если брать чисто «внеш- нюю» сторону, то это дети, которые чем-то отличаются от остальных: очки, оттопы- ренные уши, слишком худой, слишком пухлый. Но истин- ная причина гораздо глубже и кроется в семье. Если ребенок с ранних лет дома то и дело слышит «Что ж ты у меня такой неуклюжий», «У всех дети как дети…», «И в кого ты такой уродился», то он убеждается в том, что с ним на самом деле что-то не так, что он хуже остальных. Ивот с этим внутренним убеждением он приходит в школу. Как вы думаете, сколько у него шан- сов попасть на роль жертвы? Поверьте, много. Он ведь под- сознательно давно уже с этой ролью согласен. И очень веро- ятно, что он станет объектом издевок, насмешек, прессинга со стороны одноклассников. —Неужелиостальные дети с такой готовностью подклю- чаются к издевательствам? — Во-первых, в классе до- статочно быть одному агрес- сору. Во-вторых, стадный инстинкт никто не отменял. Кто-то воспользуется возмож- ностью отыграть свою по- давленную агрессию, кто-то побоится пойти против откро- венного агрессора и «впасть в немилость», став другой жертвой. Постепенно такая ситуация закрепляется, и к ней все привыкают, включая «жертву», которая со време- нем начинает верить, что ре- ально заслужила все это. Как спрыгнуть с карусели — Но это же получается какой-то замкнутый круг… — Я бы лучше назвала каруселью, потому что с нее все-таки можно спрыгнуть. Но начнем с другого. Если ребенок всегда находил в се- мье понимание и опору, если в нем уважали личность, то он не спровоцирует насмешек сверстников, даже если у него на носу будет двое очков. Чув- ства собственного достоинства и уверенности, которые он излучает, просто оградят его от этого. Дети это отлично ощущают. —Но если какие-то нелады все же начались? — Главное, захватить са- мое их начало, пока все это еще достаточно безобидно. Я в миллионный раз призы- ваю: учитесь разговаривать с детьми! Первоклашка легко расскажет, кто и чем его оби- дел. Когда ребенку лет десять- двенадцать, достаточно просто сказать: «Что-то у тебя сегодня плохое настроение, когда за- хочешь, поговорим». — Допустим, а дальше-то что? — А дальше по ситуации. Я не говорю, что надо не- медленно бежать в школу и устраивать скандал. Порой конфликтная ситуация сама собой разрешается на следую- щий день. Но если вы замети- ли какую-то «систему», надо срочно подключаться. У меня был случай, когда мне при- шлось позвонить маме маль- чика и потребовать, чтобы он просто не приближался кмоей дочери. Пусть не здоровается, пусть не замечает, лишь бы не подходил. Как правило, раз- говора с родителями хватает, так что даже учителя подклю- чать не приходится. —Аеслипосле этого ребен- ка будут считать ябедой? — Не будут. Будут знать, что его нельзя безнаказанно унижать. Но бывают и другие истории. Одного мальчика регулярно била компания хулиганов. Пока он не сказал их заводиле: «А тебе слабо подраться со мной один на один?» Ну, да, в итоге этот за- водила его побил, зато потом очень зауважал. А главное, после этого они подружились. Вот и так бывает. Важно, что- бы ребенок отстаивал чувство собственного достоинства. С вашей ли помощью, самосто- ятельно ли, но не допускал унижений. И это в нем надо воспитывать с раннего дет- ства. Если ребенок всегда находил в семье понимание и опору, если в нем уважали личность, то он не спровоцирует насмешек сверстников, даже если у него на носу будет двое очков ПСИХОЛОГИЯ 21 ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА № 168/25796/ 30 АВГУСТА 2018 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 19 ” Война и мир за школьной партой Учимся разговаривать с детьми И агрессора бывает жаль — Мы с вами начали раз- говор с того, кто потенци- ально может попасть на роль жертвы. Мне бы хотелось не- много эту тему продолжить. Помимо открытой агрессии, бывает еще и тихая, почти не- заметная. Представьте, сидит ребенок на уроке и тихонько, полушепотом издевательски комментирует каждого, кто отвечает у доски. Но ведь дети в классе все это слышат. Как будут относиться к этому ребенку? Да у него есть все шансыпревратиться вжертву, поскольку одноклассники его терпеть не могут. Фактически, он сам провоцирует собствен- ную травлю. — Но чем объясняется та- кое поведение? —Тем, что ребенка в семье не научили правильно выра- жать эмоции илиже он боялся их выражать. Понимаете, и злость, и раздражение — это нормальные эмоции, на кото- рые человек имеет право. Во- прос, как их проявлять. Если мама без истерики говорит ребенку: «Я злюсь на тебя, потому что тыменя обманул», то и ребенок привыкнет также проговаривать то, что чувству- ет. Но если он с детства привык подавлять в себе и злость, и обиду, и раздражение, то по- том это может иметь самые неожиданные проявления. —Например? — Вот такое тихое «скры- тое» издевательство над окру- жающими. Или же это может выразиться в психосоматике, то есть ребенок начнет болеть. Это может выразиться в ауто- агрессии, когда ребенок начи- нает причинять вред самому себе, поскольку негативные эмоции его переполняют, но не имеют выхода. Короче, ничего хорошего в перспекти- ве. Вплоть до алкоголизма и наркомании. Как психологу мне всегда очень жаль «агрес- соров», как откровенных, так и «тихушников». Это не- счастные дети, которые были изуродованы семейной атмо- сферой. В сущности, они ни в чем не виноваты. Но вот как мама я готова в любой момент встать на защиту собственного ребенка, если агрессия угро- жает ему. Ошибки взрослых — Бывает ли так, что ре- бенок в школе подвергается агрессии со стороны взрос- лых? — Увы. Могу рассказать собственную историю. Я была в командировке, когда мне вдруг написала учительница моей дочери о том, что ребе- нок на уроке русского языка рисовал. А после этого посы- пались фотографии страниц, по которым я поняла, что это дневник моей дочери, с кото- рым она не расстается. Я тут же потребовала от учитель- ницы, чтобы она после урока вернула дочери дневник. А заодно спросила, кто дал ей право читать чужие дневни- ки, да еще и фотографировать страницы. Это же нарушение элементарной этики. — Все мы еще из филь- ма «Чужие письма» помним фразу: «Чужие письма нель- зя читать просто потому, что нельзя». —Тем более чужие дневни- ки. Дети доверяют дневникам то, что не решаютсярассказать подружкам или родителям. Свои обиды, первые влюблен- ности. Представьте, какая травма наносится ребенку, если эти тайны становятся до- стоянием «общественности». Более того, эти тайны могут стать поводом для насмешек и последующей травли со сто- роныодноклассников. Короче, дневник учительница моей дочери вернула, хотя и через свою собственную дочь, что тоже, на мой взгляд, недопу- стимо. Ну а мой ребенок полу- чил от меня «втык» за то, что рисовал на уроке, да еще не признался мне. А потом я ей спокойно объяснила, что для сохранения дневника в тайне, не надо брать его в школу. На- деюсь, для учительницы это тоже стало хорошим уроком. —А как же авторитет учи- теля в глазах ребенка? — Во всем должны быть свои разумные пределы. Ав- торитет не может быть абсо- лютным, если сам учитель ведет себя неадекватно. Ведь всемизвестно, что унекоторых учителей бывают свои любим- чики и нелюбимчики. И если вдруг ваш ребенок оказался в числе вторых, надо срочно решать проблему с учителем. Ведь он взрослый, а значит, его отношение может повлиять на отношение одноклассников к ребенку. И тут уже надо либо серьезно говорить с учителем, либо переводить ребенка в другую школу. — Так, может, перевод в любом случае все решает? — Это не универсальное средство. Так выне научите ре- бенка выстраивать отношения и отстаивать чувство собствен- ного достоинства. Бегство—не выход из положения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz