Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)

ФОТО ЕКАТЕРИНЫ АНТОНОВОЙ 27 № 158/25786/16 АВГУСТА 2018 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Психология XXI В этот раз мы прожили неделю как-то необыкновенно близко и дружно. Причем это касается как детей, так и взрослых ” — Честно говоря, в этом году я ехала с решением, что это будет в последний раз. По- чему? Для меня это достаточно тяжелая и напряженная рабо- та. С одной стороны, я должна находиться,какунасговорят, в терапии. Сдругойстороны,мне одновременно надо сохранять позициюнаблюдателя.Причем наблюдать как за детьми, так и за взрослыми, а в конце дня ещевыдавать«обратнуюсвязь» родителям. В результате для меня эта неделя превращается в достаточно «суровый» интен- сив. Это сложно эмоционально, сложно психологически. — Ну и как, вы сохранили это решение? —Конечно же, нет. Лагерь опять принес столько поло- жительных эмоций, столько открытий и откровений, что отказаться от него я уже вряд ли смогу. Опять же, такая палаточная жизнь на природе «засасывает». Поэтому когда перед отъездом меня стали спрашивать, поедем ли мы на следующий год, я сказала, что поедем. Снова вместе — В этом году было десять человек детей, для меня это оп- тимальная группа, с большим количеством будет уже труд- но. Нам повезло: когда вокруг шли ливни, у нас светило солн- це, дети не вылезали из реки. Правда, из-за жары занятия пришлосьдробить,номыбыстро подстроилисьподтакойграфик. — Какие же задания вы подготовили на этот раз? — Их было много. Напри- мер, дети должны были зна- комиться, представляя себя остальным. Для этого они рисовали свою «Дорогу жиз- ни», отмечая на ней самые значимые события. И было очень интересно смотреть, что же для ребенка на самом деле значимо. Была девочка, которая занимаетсяфигурным катанием, так все важные для нее события были связаны с соревнованиями, с какими-то успехами. А был четырехлет- ний мальчик, которому было очень трудно что-то вспомнить в силу его возраста, поскольку еще нет осознанного прожи- вания. Тогда мы стали с ним вспоминатьсобытиясегодняш- него дня. Ивдруг он вспомнил, что они сегодня переносили палатку, и это для него яви- лось событием. Этот мальчик нискольконе уступал старшим ребятам. Да, он выполнял за- дания по-своему, но выполнял абсолютно все! Он погружался в упражнения, он все понимал. —Лагерь этого сезона чем- то отличался от предыдущих? — Да. В этот раз мы про- жили неделю как-то необык- новенноблизкоидружно.При- чем это касается как детей, так и взрослых. На детей может быть повлияло то, что было до- статочномного «старожилов», которые ужеизвлеклинужные уроки из прошлых сезонов, что-то осознали. Если рань- ше, выполняя общее задание, они спешили быть первыми и могли не обратить внима- ния на малышей, которые не успевают и отстают, то в этот раз была настоящая команда. Самыхмаленьких непременно ждали, им помогали. —Это повлияло и на взрос- лых? ЕЛЕНА БРЕДИС Уже не первый год мы рассказываем о том, как проходит летний лагерь, который организует наш постоянный консуль- тант, психолог, психоаналитик Екатерина Антонова. О том, какие внутренние проблемы успевают решить за эту неделю дети, какие неожиданные открытия делают для себя роди- тели, как меняются отношения между взрослыми и детьми. Это своего рода творческая лаборатория, в которой творцами являются все участники. Поле чудес у реки Не нужен нам берег турецкий — Возможно, повлияло. У нас были две героических мамочки, которые, приехав со старшими детьми, взяли с собою младших — груднич- ков. Во время дождя у одной из мамочек намок спальник. Так все сразу кинулись раз- жигать костер, высушили на нем спальник и вернули его не только сухим, но и теплым. Короче, у нас была в этот раз большая дружная семья. Эффект бумеранга — Расскажите, какие еще задания были у детей? —Ну, например, была игра «Я—король!». В ней кто-то из детей садился в центр круга и начинал отдавать приказания остальным. Поначалу эти при- казания могли быть не слиш- ком приятными. Типа, съешь этот лист или сядь на колючку. В чем психологический смысл такойигры?В том, что король- то меняется. И в следующий раз тот, кому ты приказал сесть на колючку, сам, будучи королем, отдаст тебе такой же неприятный приказ. Это то, что называется «эффектом бу- меранга». Темболее, что потом я говорила: «Ну, а теперь вы сами выполняете все это: пьете воду из-под грязных кисточек, едите листья». Тут наступало безумное разочарование. — Иными словами, не де- лай другому то, чего ты не пожелал бы себе? —Да, и дети быстро поняли это. И очень скоро приказы уже были совершенно невин- ными: «Понюхай цветок», «Попрыгай на одной ножке». Кстати, детям игра очень по- нравилась, и они играли в нее в свободное время. Этоправило бумеранга очень важно запом- нить на всюжизнь. Иособенно важно, чтобыпроисходило это в детском возрасте, в игровой форме и под контролем взрос- лого. Путь к себе — Были два задания, на которые я особо не рассчиты- вала, полагая, что дети или не справятся, или отнесутся формально. Одно задание было понаблюдать за окружающим мироми рассказать о своемна- блюдении. Ну, думаю, опишут место, где стоят нашипалатки, и все. И вдруг один мальчик мне рассказывает, что если на поверхности реки палочкой что-то нарисовать, то след от этого плывет вниз. А в том месте, где мы стоим, течение очень быстрое, и след на самом деле остается. Кто-то сказал, что он увидел цаплю и наблю- дал за ней. Кто-то обнаружил, что на нашем роскошном зеле- ном лугу есть большие пятна какого-то мятного оттенка, то есть там растет какая-то дру- гая трава. Понимаете, дети на самом деле очень пристально вглядывались в окружающий мир и делали для себя на- стоящие открытия. На такое способен далеко не каждый взрослый с его «замыленным» взглядом. —А какое еще задание вас удивило? — Я решила попробовать с детьми плетение мандалы. Мандала — ударение на пер- вом слоге — это сакральный буддийский и индуистский символ. Карл Юнг трактовал его как внутреннюю гармо- нию, целостность человека. Но плетение мандалы — шту- ка кропотливая, требующая сосредоточенности, аккурат- ности, внимания. Я была уве- рена, что детям это быстро надоест, тем более когда есть возможность искупаться и поиграть. Я ошибалась! Утром они выполняли это задание, а вечером прибежали опять: «Мы хотим еще!». На следу- ющий день в перерыве между занятиями опять плели. Даже не знаю, сколько этих мандал они с собою увезли. Прелесть этого занятия в том, что оно очень успокаивающее, уми- ротворяющее и одновременно творческое: ведь цвета ниток можно по-разному сочетать, ихможно по-разному перепле- тать. А главное, ребенок доста- точно быстро видит результат своего труда. У нас этим увле- клись и девочки, и мальчики. Все решили дома продолжить это занятие. Я на самом деле не ожидала, что дети смогут так долго концентрировать внимание, сидеть на одном месте и даже не болтать, на- ходясь на лоне дикой природы со всеми ее соблазнами. В этот момент ведь тоже происходит погружение в себя, своего рода медитация. Не проиграв, не победишь — Вы говорили, что за время лагеря ребята многое преодолевают в себе. А что именно? —Например,желание быть исключительнымлидером, не- умение налаживать контакт, работать на команду. В этот раз мы говорили о том, что нужно, чтобы стать победите- лем. Было сказано много вер- ного: и настойчивость нужна, и умение терпеть неудачи, и способность преодолевать возникшие трудности, и воля к победе. А после этого мы сталиделатьнитяныешарики: обматывать нитками обмазан- ные клеем воздушные шары. Это оказалось очень трудно. И вот тут началось: и злость, и слезы, и «Я не хочу больше это делать». Все благие на- мерения были тут же забыты. Да, нитки сползали, шарики сдувались, клея было либо мало, либо слишком много. Пришлось сесть и заново на- чать вспоминать все то, о чем мы говорили. Разбирать, о чем начисто забыли, столкнув- шись с первыми трудностями. Шарики мы все-таки сделали. Они получились не идеальны- ми: какие-то — кривобокие, какие-то — с «дырками». Но мы все равно гордо повесили их на веревочке и даже повесе- лились над их неуклюжестью. Представьте, сколько всего они в себе преодолели за одно это занятие. — Значит, следующий ла- герь состоится? —Безусловно! Я, наверное, и сама уже не смогу без него. И даже многие родители рвутся сюда больше, чем в Турцию или Египет, несмотря на от- сутствие всякого комфорта. Я, как в передаче «Поле чудес», пользуясь случаем, хочу пере- дать огромную благодарность моему мужу. Он делал все по лагерю, занимал детей в сво- бодное время: играл с ними в футбол, катал на надувных матрасах в речке. Я все время чувствовала за спиной надеж- ный тыл.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz