Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)
ПОЧИТАЕМ № 158/25786/ 16 АВГУСТА 2018 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 17 Разные колеи жизни и изломы любви О чем пишет второй номер журнала«Петровский мост» за 2018 год АЛЕКСАНДР БОЙНИКОВ На содержании этого выпуска журнала, кажется, остави- ло свой твердый отпечаток напряженное время — на стыке нынешних весны и лета. Международная и геополитическая проблематика переплетается со стремлением авторов публи- каций вновь и вновь говорить о России, вечно загадочной в ее истоках и далях… Первая встреча, последняя встреча… В разделе художественной прозы всего четыре произ- ведения, но в каждом таится собственная изюминка. Самое крупное из них — журналь- ный вариант романа Алек- сандра Новосельцева «Баба- ня», неспешное, во многом узнаваемое, с детальными пейзажными зарисовками и материальной бытовой средой воспоминание о деревенском укладе, который, скорее всего, уже навсегда утрачен. Но это еще и семейная сага, развер- нутаянафонеисториистраны. Главная героиня — бабушка — продолжает галерею ду- шевно прекрасных русских женщин, хранительницдобра, народной мудрости и нрав- ственности, явленных когда- то в деревенской прозе. Уже хорошо запомнив- шийся читателям Борис Гри- горьев , полковник Службы внешней разведки РФ в от- ставке, выступил с новой повестью «Банкнота в один фунт стерлингов» о тонкостях оперативной работы наших закордонных разведчиков. Не станем даже мелькомпере- сказывать ее неординарный и напряженный сюжет; до- бавим лишь, что писатель весьма правдиво, с тонкой и одновременнорезкойпсихоло- гической нюансировкой пере- дал атмосферу в российской разведке 1990-х годов, когда «начальство растерялось», а шустрые приспособленцы делали быструю, но незаслу- женную карьеру, катались за границу за государственный счет. Запоминается его фило- софская ирония, почти афо- ризм: «Человеческая натура, находящаяся в постоянном противоречии с требованиями медицины, все время стал- кивает человека со здоровой колеи жизни и выводит на интересную», часто опреде- ляющий поступки не только бойцов невидимого фронта. О звериной и тупой жесто- кости тех же 90-х — рассказ Геннадия Рязанцева-Седо- гина «Завтра не наступит никогда», безысходность на- звания которого воплотила пронзительный трагизм еди- ничного случая (сколько их было тогда—невинныхжертв бандитских разборок?). Арас- сказ Анатолия Рощупкина «Очень короткий роман» (по сути, спрессованная повесть) привлечет внимание неожи- даемым всплеском пылкого чувства, сочетающего любовь, сострадание и, конечно, от- ветственность за сказанное и сделанное. Как ни странно, в фабуле каждого из этих про- изведений ключевую роль играет встреча… Пьеса АлександраПонома- рева «Кто вы, мистер Оуэн?» прочитываетсяна одномдыха- нии. Действие ее, построенное вокруг эксцентричного по- ступка необычного «террори- ста», происходит в США (при- чемвдвухвременныхпланах), фамилия «Оуэн» отсылает к роману Агаты Кристи (чаще к фильму по нему) «Десять негритят», а концовка — к непредсказуемым финалам новелл О’Генри. «Здесь все дороги нас приводят в лето…» Без особого преувеличения можно сказать, что поэзия в этом номере яркая и раз- нообразная по тематике и стилистике. Подборка Елены Исаевой о чудесах «алхимии любви»отличается зыбкостью и в то же время четкой окан- товкой образов; ее поэтика явно навеяна достижениями Серебряного века, но инди- видуальный почерк также налицо: …я отражаюсь в лужах и деревьях на снежном полотне стихи пишу рисую строки на гусиных перьях ...и веку твоему принадлежу... Екатерина Кузьмичева впервые публикуется на стра- ницах «Петровского моста», и ее дебют оказался удачным. Отметим довольно смелые не- точные рифмы, отдельные вы- разительные образы, оправ- данную страстность—плюсы для начинающего поэта. Ее стихи о любви и одиночестве, даже о нелюбви; кредо лири- ческой героини «Я не лучше, не хуже… я просто—другая». И потому она ищет того , «кто поймет и меня не захочет ме- нять, // Кто готов меня будет такою принять!..» Мотивами «великой стра- далицы» России, ее предна- значения, веры, русского сло- ва, возвращение к прежнему и дорогому, которого уже нет, прониза- ны стихотво- рения Тама- ры Романо- вой . Любовь и прощание, время и мгно- вение—боль- шой сгусток волнующих и проницатель- ных , окр а - шенных раз- умом эмоций находим в по- этической подборке Владими- ра Богданова. Журнал продолжает реа- лизацию литературного про- екта «Антология двух стихот- ворений». Теперь читатель пообощается с поэтами При- днестровья — Натальей Сож, Алексеем Ковалевым, Вла- димиром Голубенко, Ларисой Ладыка, Ниной Коваленко и Татьяной Зубковой . Тема- тическая палитра их лирики многогранна: самозабвенная влюбленность в свойкрай,жи- вотворность природы, гармо- низирующая душу человека, пасторальныйдеревенскийпо- кой, острогражданскийвзгляд из Приднестровья на Крым, размышления о семье, о «ста- рых песнях о главном» и даже об обыкновенной калитке, ставшей символомпережитых лет, и которую заменили, ибо «помнила слишком много» (Лариса Ладыка). Татьяна Зубкова обратилась к редкому сейчас жанру басни. О талантах земли липецкой Блок публицистики от- крывает материал Валентина Баюканского «Слово «Ро- дина» не пустой звук». Он представляет собой не столь- ко рецензию на трехтомник произведений под общим за- главием «Мы из «Воинского содружества» и литературно- публицистический сборник о ВеликойОтечественной войне «И шла война народная…», сколько тщательное обобще- ние опыта патриотической и творческой работы «Воинско- го содружества»—обществен- ной организации, созданной в Липецке офицерами-лите- раторами 10 лет тому назад. Успехи ее впечатляют: за минувшие годы издано более 250 книг (часть их получила известность и за рубежом), на- лажены продуктивные лите- ратурные связисцелымрядом регионов России. А вообще «книжный» сегмент второго номера журнала оказался до- вольно насыщенным. Алексей Колядов в крити- ческой статье «Свет добра и правды» подробно анализи- рует творчество талантливого, многопланового прозаика Александра Владимирова, а Татьяна Двуреченская — сборник стихотворений Ми- хаилаЧистякова «Характер», чья отличительная черта — «творческая дерзость в хоро- шем смысле этого понятия». Штрихи к портрету Виктора Благодарного, набросанные Татьяной Щегловой , расска- зывают о личности этого пи- сателя, нежели о его книгах. Читателя также ждет про- должение интересных ме- муаров Юрия Бакланова «И судьбыкак истории планет…» (начало в № 3, 2016 г.; № 2, №4, 2017 г.). Как и прежде, не обойдены стороной культура и история липецкого края. Исаак Ро- зенфельд в очерке «Роман с городом», написанном под впечатлениями от посещения выставки картин Виктора Бе- ликова, подлинногоживопис- ца липецких улиц, домов и их обитателей, отлично раскрыл специфику его художествен- ной манеры. Читатель же видит ее наглядное воплоще- ние на журнальной вкладке с цветными репродукциями полотен мастера, выполнен- ных в разной технике. Содер- жательны и познавательны исследования Раисы Усович «Донская родина русского флота» об истории судоверфи в селе Романово (в давние века город Романцев) и Виктора Елисеева «Бродя по Руси» о работе будущего писателя Максима Горького ночным сторожем на железнодорож- ной станцииДобринка 130 лет назад. Увлекательна и корот- кая заметка ЕвгенииИоновой о мастере фотографии Ольге Скаковой, дополненная поме- щенными в номере снимками. Две трогательные сказки Алены Кашура с персонажа- ми-детьми достойно венчают номер, утверждая первоздан- ную доброту. Ее — увы — в жизни так часто не хватает… * Приобрестижурнал мож- но в киосках «Роспечати», а также познакомиться с его содержанием в библиотеках области.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz