Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)

П рощаясь с двадца- тым веком, мы услышали тьму прогнозов на но- вое столетье . Не промолчали и профессиональ- ные знатоки кино. Они предска- зали, что документалисты про- должат специализироваться на «чернухе». В одной статье даже детализировалось, что именно нам придется увидеть и на боль- шом, и на телевизионном экране: холод, грязь, неуют, несовершен- ство, неустроенность, одиноче- ство и тоску. Это предположение звучало убедительно. Опьяненные отменой цензуры, необходимости сверять свои замыслы с «линией партии» творцы кинулись наперегонки фрондировать и самовыражаться. Их главными героями стали бом- жи, проститутки и прочие неудач- никиимаргиналы. Кто-то упоенно снимал полного кавалера ордена Славы, попавшего за решетку, по- скольку он шарил по карманам. Другой так беззастенчиво вникал в темные, отталкивающие стороны жизни, что, по словам рецензен- та, зрителям хотелось уйти, не участвовать в сеансе коллектив- ного подглядывания в замочную скважину. Третий утверждался в качестве новатора, холодно упражнялся в стилистических экспериментах, мало думая о со- держательности своих опусов. Гуру российского кинемато- графа Александр Сокуров с удо- вольствием констатировал: в кино наступила эра индивидуальности. На практике, похоже, это означа- ло одно: он с коллегами получил карт-бланш не нести моральной ответственности не только перед начальством, но и перед публикой. Народ рухнул в засасывающую топь! Вот про это и надо снимать. Акак ему выбираться из трясины, авторов не касается. Может, он во- обще обречен опуститься на дно и исчезнуть. Ивсе-таки предсказатели чуть- чуть промахнулись. До того как посмотреть—с некоторым опозда- нием, не по ТВ, а на мониторе ком- пьютера—видеофильм о Валааме, я понажимал на пульте кнопки полусотни каналов — и россий- ских, и зарубежных. На «Виазат хистори» журналист примерял «железную маску» таинственного узника Бастилии и удивлялся, как бедолага прожил в заключении с этими четырьмя с половинами килограммов железа на лице аж тридцать лет. А вслед за тем по- шла реклама «просветительских» фильмов о монархах, что были одержимы то страстью к нарко- тикам, то жаждой ежеминутного секса. На географическом канале тоже было нескучно. Там предла- гались сюжетыпод рубрикой «На- учные глупости».Какие-тоидиоты соревновались, кто дальше бросит шестиметровое бревно, или сигали с крыши небоскреба. Наши не отставали от ино- странцев. В том числе и по части географии. Хотя бы в программах типа «Поедем, поедим!». Цель Вечные уроки Валаама телепутешествийвдальние страны здесь немудреная: поглядеть, где и что варят, жарят, парят и подают на обед или ужин. Касательно истории мы также в мейнстриме. Вы еще не забыли, как несколько лет назад в сетке вещания появился цикл биогра- фических фильмов о крупных де- ятелях КПСС? Икаждая серия за- вершаласьнамеком, что очередной партократ померне своей смертью. Даже когда на руках у авторов не было ни единого доказательства. Зато какие сенсационные гипоте- зы! К тому же вписывающиеся в тотальное оплевывание всего, что связано с СССР. Я уж не говорю о фильмах проВеликуюОтечествен- ную—допустим, небезызвестного господина Пивоварова. То есть «чернуха» никуда не делась. Но она соседствовала да и соседствует, а то и сливается со скандальными псевдоразобла- чениями, экзотикой, гламуром, развлекухой. Свобода художников обернулась безудержной коммер- циализацией. На таком фоне скромный ки- норепортаж о возрождении Ва- лаамского монастыря вызывает безусловную симпатию. Он не ошеломляет, не озадачивает, не провоцирует, а негромко и вдум- чиво приглашает к размышле- ниям о старейшей православной святыни России. О том, как, же- лая освободить народ от опиума, послеоктябрьская власть обрекла монастырь на гибель. Потом он по- страдал во время «зимней войны», когда финны превращали храмы в начиненные оружием крепости. Да и позднее хватало губительных эксцессов и действий со стороны неистовых ревнителей насиль- ственного атеизма. Из этого легко было смонти- ровать опять-таки «чернуху». Но СМОТРИМ В ЯНВАРЕ создателифильма выбрали другой путь. Им куда важнее негромкие монологи святых отцов, сдержан- ных, мягких, не торопящихся вы- ставлять счет минувшему. Они не кичатся тем, каких трудов ижертв стоило им возвращение России величайшего центраПравославия. Они не страстотерпцы, а счастли- вые люди, что живут в согласии с совестью и верой. Размышляяо былом, онигораз- до охотнее вспоминают не о злом, а о добром.Даже оневерующих, что, однако, осознавали, какую роль сыграла православная церковь в становлении Государства Рос- сийского. К примеру, о советских офицерах, которые в сороковом году не проявляли сверхрвения, получив приказ полностью лик- видировать то, что оставалось от монастыря. Ожесточенность бо- гоборческих двадцатых годов ми- новала. И военные уважительно, сочувственно позволили послуш- никам без спешки оставить остров и забрать с собою, то есть сберечь, его православные раритеты. Эпизод этот хорошо объяснил, побывав на Валааме, президент Владимир Путин. Воинствующее безверие, разумеется, разобща- ло, духовно, душевно ослабляло народ. Но в российской почве не пропали, а проросли и семена единения. В фильме постоянно пульсируетмысль обизначальной, если угодно, мистической связи судьбы Валаама и судьбы всей России. Президент и на сей счет справедливо сказал: вера предков сопровождаланас всегда.Икрепла в те дни, когда стране было особен- но тяжело. Предупредив, что его мнение не всем придется по нраву, он вдобавок заметил: между еван- гельскими заповедями и ком- мунистическими идеями нет непреодолимого барьера. У них, по большому счету, общие корни. И даже ленинский мавзолей не слишком противоречит право- славной традиции. Напрасно либералы, не верящие ни в Бога, ни в черта, кричат, что вождя надо поскорее зарыть, следуя христианскому обычаю. Ведь вот мощи праведников не опускали в землю. Так что лицемерным похоронщикам стоит подыскать иные аргументы. Валаам сегодня с его долгой драматичной историей — символ не только Православия, но и не- сломленности, надежды, силы, что такнужныРоссии.Не смеюничего советовать уважаемымчитателям. Но почему-то хочется думать, что кто-то из них выкроит час и совер- шит виртуальное паломничество на Валаам. Услышит его голоса. Ощутит его мощную ауру. Уроки Валаама просты и вечны. Они даны нам на все времена. Опьяненные отменой цензуры, необходимости сверять свои замыслы с «линией партии» творцы кинулись наперегонки фрондировать и самовыражаться “ ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА Герои «Zомбоящика» СЕРГЕЙ ИВАНОВ Переключая телеканалы с Исааком Розенфельдом 24 № 15/25643/25 ЯНВАРЯ 2018 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Прямая речь | кино Эта неделя богата на премьеры. Попу- лярные комики Гарик Харламов,Тимур Батрутдинов, Гарик Мартиросян, Павел Воля, Вадим Галыгин в комедии Констан- тина Смирнова «Zомбоящик» . Во времена Шекспира весь мир был театром, в наши же дни его захватил зомбоящик. 30 звезд ТНТ. Всежанры: драма, комедия, боевик, триллер, научная фантастика, байопик, эротика и экс- периментальное кино. От бессмысленного и беспощадного стеба не скроется никто: ни футболисты, ни геи, ни чиновники, ни свя- щенники, ни расисты! Герои «Zомбоящика» интригуют, дразнят, издеваются и смеются вместе со зрителями, доказывая, что вся наша жизнь и есть «Zомбоящик». «Отжечь и выжить!» — девиз героев французской ленты «Побег из Рио» . Три девушки прилетели на роскошную свадьбу к подруге детства в один из самых завора- живающих и опасных мегаполисов мира — в Рио-де-Жанейро — город фейерических вечеринок, ярких карнавалов и пугающих трущоб. За тысячи километров от дома они мечтают всласть оторваться, а быть может — и встретить любовь! Нацелившись на веселые и беззаботные каникулы, они даже не догадываются, каким диким, отвязным и рискованным приключением обернется эта поездка. Девочки хотят отжечь. А придется еще и выжить! К комедиям относят и новую работу из- вестного артхаусного режиссера Михаэля Ханеке «Хэппи-энд» с ИзабельЮппер,Жан- Луи Трентиньяном и Матье Кассовиц. Исто- рия большой буржуазной семьи, в которой при видимом благополучии никто никого не любит. А если что-то и роднит этих людей друг с другом, так это желание покончить с собой. Мир, в котором закончилась любовь и образовалась пустота. У них есть все, чтобы быть счастливыми, нет только потребности в этом. Они ничем не отличаются от многих других. «Девушка в тумане» —итальянскийтрил- лер с Тони Сервилло иЖаномРено в главных ролях. Холодной зимней ночью психиатра Аугусто Флореса срочно вызывают на рабо- ту, чтобы обследовать попавшего в аварию инспектора Фогеля. Инспектор ничего не помнит, на месте аварии ничто не указывает на ее причину и на ее жертв, однако рубашка Фогеля в пятнах свежей крови, и эта кровь не его. В ходе беседыначинает восстанавливать- ся цепь невероятных событий, начавшихся месяц назад. Затерянный в Альпах сонный городок, рождественский вечер, туман. 16-летняя девушка Анна Лу, выйдя из дома, до празд- нично украшенной церкви так и не дошла. Нет ни тела жертвы, ни каких-либо следов борьбы, ни свидетелей — ничего. Вскоре в городе появляется инспектор Фогель, звезда сыска, специалист по поимке маньяков и серийных убийц… «Никогда не сдавайся» — под таким сло- ганом в прокате идет британская драма «Тем- ные времена» Джо Райта. История о первом и решающем шаге Уинстона Черчилля на посту премьер-министра Великобритании, получившего власть при чрезвычайных об- стоятельствах. Успехи нацистской армии взбудоражили британское сообщество, но во- преки давлению и страху других политиков Черчилль отказывается идти на соглашение с Гитлером. На экране образ Уинстона Чер- чилля воплотил Гари Олдман.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz