Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)
Стойкий оловянный солдатик — Второй муж воспитыва- ет мою дочь от первого брака. Иногда мне кажется, он слиш- ком строг с ней. Из-за этогомы часто ссоримся. Как быть? —Желаю, чтобы у нас, на- ших детейне было вторых-тре- тьих мужей, а был один-един- ственный. Лучше, конечно, когда воспитывает тот, кто ро- дил.Но раз ужтакполучилось, то пусть относитсякребенку со всей строгостью. Пусть будет мужем для вас и отцом для дочери. А как иначе? В моей семье тоже, к сожалению, так получилось, что вместо отца был строгий отчим. В детстве иногда хотелось его обозвать, нагрубить. И на языке у меня вечно крутилось: «Не ты мой отец». Но я сдерживался. И как показало время, не зря. Он был хорошим человеком, хотя и наказывал меня. — Мой муж перед выхо- дом из дома всегда крестится, нравятся ему и поездки в За- донский мужской монастырь. Но в храм ходит редко. Как емупомочь с воцерковлением? —Дляначала давайте опре- делимся с критериямицерков- ности человека. Это не тот, кто носит на себе крест. Вот, к при- меру, греки до сегодняшнего дня не надевают нательных крестов. У них нет такой тра- диции. И в храмы женщины входят без платков. Церков- ный человек — это тот, кто, конечно же, крещен и каждое воскресенье ходит в храм на литургию. Это главное. При этом обязательно читающий Священное Писание. Многие интересуются прогнозом по- годы, гороскопами, рецепта- ми вкусной пищи, а Писание не читают. Советская власть впервые в истории победила неграмотность от Камчатки до Калининграда. Однако научив людей чтению, она забрала у них самую главную книгу—Евангелие. Но теперь Библия доступна всем. Так вот если ты в воскресенье в храме и читаешь Библию — для меня ты православный человек. Если ты посещаешь воскресные богослужения и не знаешь Священного Писания, ты—одноногийправославный человек, как стойкий оловян- ный солдатик. Когда он сго- рел, от него остались пепел и маленькое сердечко. Вот такой духовный срез и точный образ. Если ты изучаешь Библию, но не бываешь на литургии, то ты — протестант. Поэтому нужно жить в режиме право- славной жизни. Это длинный путь, но нужно начинать его. Акафисты, каноны, крестные ходы — все это придет поз- же. Главный дефицит нашей духовности — отсутствие би- блейских знаний. Мы ходим в крестные ходы, звоним в колокола, прикладываемся к мощам, пьем святую воду, едим просфоры. Но при этом мы не читаем Библию, что ли- шает смысла духовнуюжизнь. — В Интернете попалось на глаза высказывание свя- щенника о том, что если в доме постоянно звучит матерная брань, то освящать его беспо- лезно. Так ли это? — Это не так! Матерщину можно услышать где угод- но. Но это не значит, что не нужно квартиру освящать. И все-таки нецензурную брань позволять не стоит. Есть много эквивалентов, замены слов, наконец, если уж вы хотите крепко выразиться. Что Бог сочетал ... — Кто в семье главный? — Приведу простейший хрестоматийный пример. В первых Книгах Бытия напи- Протоиерей Андрей ТКАЧЁВ: «Не бойтесь управлять своей жизнью» Известный православный писатель о вере и духовности НИНА ВОСТРИКОВА Известный миссионер протоиерей Андрей Ткачёв недавно побывал в Липецке. На встречу с батюшкой, автором свыше двадцати популярных книг, в числе которых «Первое чудо», «Миссионерские записки», «Мысли о покаянии» и другие, со- бралось множество людей, как представителей духовенства, так и мирян. Приводим ответы на самые интересные, на наш взгляд, вопросы, заданные отцу Андрею. сано: «И оставит человек отца и мать своих, и прилепится к жене своей, и будут двое едина плоть». Апостол Павел добавляет в своем послании к Ефесянам: «То, что Бог со- четал, того человек да не раз- лучает». Все это знают, а что происходит в жизни? Спроси- те у молодых женщин, недав- но вышедших замуж, кто для них главный человек? Боль- шинство ответит: «Мама». Но главный человек в жизни замужней женщины — это муж. Так Писание говорит, так Бог сказал. Женился, вышла замуж — забудь про маму. Удивительно, но и для мужа тоже главный человек — мама. Хуже всего то, что и мама того же мнения. И в жизни получается, как в анекдоте. В молодую семью лезут со своими неуместными действиями и советами теща и свекровь. Эти женщины командуют жизнями дочери и сына, грубейшим образом нарушая библейские законы, а потом удивляются, когда молодая семья распадается. Оттого и брошенные сыновья и дочери, оттого и по три зятя и по нескольку снох. Бабуш- кам стоит появляться, когда появятся внуки, и то если позовут. Вот вам Библия и жизнь! Читайте и делайте. — У нас разводов 80 про- центов даже среди венчаю- щихся. Венец не скрепляет семью? — Сейчас все стало слиш- компросто: пришли в церковь, заплатили деньги и обвенча- лись. А через месяц пошли к архиерею и развелись. Кто виноват? Многие, в том числе и священник, которому пре- жде чем совершить таинство, не лишним было бы спросить: «Живете вместе или еще нет? Если уже сожительствуете, то куда спешите? Может, пока так поживете год, а потомпри- дете венчаться не на адрена- лине, а осознанно?». Понятия венчания и семьи девальви- ровались. Многих желающих венчаться нужно палкой гнать от храма. И тех, кто убежал, оставлять в покое. Подмена христианства —Как вы относитесь к вы- сказыванию: «Ударили тебя по правой щеке, подставь левую»? — Все ненавистники хри- стианской веры от нас хотят доброты. Они говорят: «Я тебе плюну в лицо, а ты мне цветочек подари или денег взаймы дай, потому что ты добрый». От нас хотят, что- бы мы были тряпками. Для кого я обязан быть добрым? Ни для кого. Равно и вы мне ничего не должны. Если обижу, а вы мне ответите, по- стоите за себя, будете правы! Сто лет назад была револю- ция. Открыли все тюрьмы, разрушили все храмы, при этом провозгласив : «Мы разжигаем пожар мировой, церкви и тюрьмы сравняем с землей». В сознании револю- ционеров церкви и тюрьмы были одинаковыми. Церкви закрыли, тюрьмы открыли. Что получилось? Миллионы погибших ни в чем не повин- ных людей. Так с какой стати нам быть добрыми и не дать пощечину человеку, который заслужил ее? Быть тряпками и теплым мороженым — это не христианство, это просто безволие, потакательство греху. Муж должен быть мужем, жена — женой, дети — детьми, поп — попом, ар- хиерей—архиереем. Пока не поздно, воспитывайте своих детей, не бойтесь брать непо- слушных дочерей за косы, а разбалованных сыновей — за растущие усы, не дожида- ясь, когда окажетесь в доме престарелых с равнодуш- ной медсестрой и холодной манной кашей. Не бойтесь управлять своей жизнью. Но кому-то этот мой совет не пригодится, потому что уже поздно. Христианин — это доволь- но жесткий, нормальный, здравый человек. Он не даст себя в обиду, заработает день- ги, построит дом. Это все про нас. Я не обязан любить всех, и в том числе Барака Обаму или Ксению Собчак. Я имею право презирать людей, до- стойных презрения, и уважать достойных уважения. Имею право любить Бога. Вот такая, на мой взгляд, достойная по- зиция. — Что означают слова мо- литвы «устрой о мне вещь...»? —Это значит: Господи, сде- лай так, чтобы я был на своем месте, как стакан на столе, как ключ в замке, как деньги в кармане. — Как научиться молчать и говорить немного, но по делу? — Преподобный Серафим Саровский говорил: «На это надо разум. Не воструби, а где нужно, не промолчи». Говорить умеет только тот, кто умеет молчать. Не уме- ющий молчать не умеет и сказать. Когда ты научишься молчать, тогда ты рано или поздно заговоришь. Если че- ловек не сдерживает языка своего и говорит всегда и мно- го, тогда он никогда не на- учится искусству говорить. А проявлять сдержанность поможет опыт. —Собираюсь вИерусалим. Как подготовиться к этой по- ездке? — Пусть это будет как с моста в воду. Самые лучшие поездки неожиданные. Са- мый лучший способ узнава- ния города—это заблудиться в нем. Отойдите от гида и за- блудитесь. И походите по не- известным улицам древнего города на своих ногах, пока они не станут свинцовыми. Послушайте разговоры, возь- мите с собой разговорник, путеводитель. И запишите адрес отеля, чтобы не заблу- диться окончательно. Такое путешествие станет увлека- тельным. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА 14 № 3/25631/6 ЯНВАРЯ 2018 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Элементарные мысли
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz