Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)
Феномен Левши Можно ли научить изобретательству? Елена Таравкова, elena.taravkova@gmail.com Ответ на этот вопрос знает профессор, заведующий кафедрой технологии и технического творчества ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, создатель и научный руководитель липецкого молодежного научно-технического инновационного центра «Нова- тор» Вячеслав Тигров. Как воспитать гения Тигров убежден: прак- тически из любого ребенка можно сделать гения, ис- пользуя методики активи- зации творческой деятель- ности учащихся, такие, как теория решения изо- бретательских задач, по- иск аналогов, синектика, морфологический анализ и другие. Эти методики вместе с практическими тренингами дают пора- зительные результаты. Иногда на одном часовом занятии воспитанники Тигрова придумывают до пяти изобретений. — В России много уди- вительно талантливых ребят. Феномен Левши — простого человека из народа, владеющего уни- кальными способностями, для нас не исключение, а закономерность. Просто надо, чтобы в нужный мо- мент рядом с подростком оказался мудрый, спокой- ный, никуда не спешащий человек, готовый подска- зать, помочь, объяснить, направить, — говорит Вя- чеслав Петрович. Однажды, выступая на семинаре перед преподава- телямиЛГПУ, он высказал мысль о том, что изобрета- телем может быть человек, не имеющий никакого от- ношения к технике. Тогда педагоги решили познако- мить с методиками активи- зации творческой деятель- ности студентов всехшести институтов вуза. Были ор- ганизованы группы науч- ного творчества, успешно работающие сегодня. Студент третьего курса института естественных, математических и техни- ческих наук ЛГПУ Сер- гей Алдобаев занимается в одной из таких групп уже несколько лет. По его словам, занятия дают не только дополнительные теоретические знания, но и практический опыт во многих областях — физи- ке, экономике, агрономии, гидрологии, биологии, химии, психологии… — Я знаю преподавате- лей, утверждающих, что научить изобретать нель- зя. Ипереубедить их очень трудно. Но я провел самый удачный педагогический эксперимент на младшем сыне, и сейчас он явно об- ходит меня по количеству изобретений, на лету ос- ваивая новые технологии, — говорит Тигров. Системный подход В прошлом году под руководством профессора на базе одной из школ Во- ловского района реализо- вали интересный проект — учащиеся прослушали лекции по техническо- му творчеству, а затем прошли практику на базе кафедры технологии и технического творчества ЛГПУ, познакомились с работой нескольких ли- пецких предприятий. В результате появился рас- пылитель дляжидких ядо- химикатов, изобретение отмечено золотой медалью наМеждународном салоне интеллектуальной соб- ственности «Архимед». Всего за годы занятий техническим творчеством Вячеслав Тигров вместе со своими учениками раз- работал более 700 ноу-хау. Многие из них сегодня применяютсяна практике, в том числе в ООО «Ави- он», ООО «Липецкком- позит», других липецких предприятиях. По словам профессора, сегодня необходимо фор- мировать открытую обра- зовательную среду, вклю- чая в нее школьников, студентов, преподавателей вузов, а также специали- стов производственных и исследовательских учреж- дений. Это позволит при- близить образовательный процесс к производствен- ному, адаптировать уча- щихся к реальным потреб- ностям жизни. С этой целью в новом учебном году на базе кафе- дры технологии и техни- ческого творчества ЛГПУ планируетсясозданиеЦен- тра обучения будущих руководителей кружков технического творчества. Здесь будут обучать мо- лодежь решению техни- ческих задач, основам предпринимательской де- ятельности и организации промышленного произ- водства. Для этого есть все необходимые ресурсы— и педагогические, и техни- ческие. А самое главное — у Тигрова и его коллег есть желание обучатьмолодежь техническому мышлению, умениюнестандартномыс- лить и изобретать то, что будет востребовано завтра. Связанные одной целью —Сегодня мы, работая с молодежью и детьми, ос- ваиваем метод системного подхода к развитию тех- нического творчества уча- щихся «Школа–вуз–про- изводство». Пока сделать этот цикл законченным до конца не удается. К сожалению, далеко не все предприниматели спешат вкладывать деньги в новые изобретения.Имнужна си- юминутная прибыль, а не долгосрочные инвестиции. В этой ситуации един- ственно правильное реше- ние — воспитать нового предпринимателя, кото- рыйне гонится за длинным рублем, а разумно ведет свое производство, пони- мая, что за изобретениями — будущее его детей и в целом России. Поэтому на базе центра будет действо- вать целая цепочка — от разработки товара до тех- нологической линии по его производству. ДОСЛОВНО Очень важно, чтобы юный изо- бретатель прошел весь этот путь. От задумки до вне- дрения, организа- ции собственного производства. Это будет высшее до- стижение, — убеж- ден ученый. Где жил «душа моя и брат» В Измалковском районе открыли парк имени Александра Грибоедова Александр Дементьев, demenlg@rambler.ru Под звуки «Грибоедовского вальса» в селе Полевые Локот- цы открылся парк имени автора бессмертной комедии «Горе от ума». Перед многочисленными участниками праздника — ра- ботниками сельских админи- страций, педагогами, школьни- ками, местными жителями — предстали в вихре танца образы Александра Сергеевича Грибое- доваи его супругикняжныНины Александровны Чавчавадзе. И это стало событием для малень- кого села, приютившегося в самой глубинке нашей области — на территории Лебяженского сельского поселения. Энтузиасты вместе с мест- ным главой сельсовета Сергеем Елагиным создали здесь удиви- тельныйпаркимениГрибоедова, где в тени деревьев разместились горбатые мостики, лавочки, ухо- женный овражек, который от- ныне стал историческимместом, как и красного кирпича остатки старого строения. И, конечно же, у входа в парк — памятник с портретом драматурга. Совсемнедавно это был забро- шенный угол, рассказал Сергей Елагин. Его Лебяженское посе- ление хотьи самое отдаленное, но одно из самых благоустроенных в Измалковском районе. А сам глава — автор проекта парка- острова на реке Семенек «Алые паруса» в самомЛебяжьем, став- шимместоммассового отдыха не толькожителей округи, ноипри- станищем для многочисленных рыбаков. — Ну как мы могли обойти стороной Полевые Локотцы, село, связанное с именем Гри- боедова? Идея была поддержана главой Измалковского района Евгением Котовым. Почему выбрали для открытия парка именно этот августовский день? Не спешите — скоро все узнае- те, — заинтриговал нас Сергей Алексеевич. В театрализованном пред- ставлении, развернувшемся у входа в парк, были воспроизве- дены вехи жизни и творчества Александра Грибоедова — вы- дающегося дипломата, поэта, драматурга, композитора. Имен- но здесь, в Полевых Локотцах — тогда Тульской губернии, в имении своего близкого друга отставного полковника Степана Никитича Бегичева, у которого он часто гостил, летом 1823 года писатель заканчивал третий и четвертый акты «Горе от ума». Отсюда в начале августа 1825 года его путь лежал на Кавказ… — «Душа моя и брат» — так называл Бегичева в письмах к другу Александр Сергеевич и вспоминал в посланиях тот самый овражек у дома. И мне кажется, что в этом парке у стен старой усадьбы незримо присутствует тень самого Алек- сандра Грибоедова, — сказал на церемонии открытия орловский исследователь его творчества, писатель, журналист, заслу- женный работник культуры РФ Григорий Лазарев. В дар музею парка Григо- рий Григорьевич преподнес свой очерк о Грибоедове. А по- сле заместитель главы района Владимир Иванников вместе с Сергеем Елагиным и Григорием Лазаревымперерезалиалуюлен- точку, ведущую в ухоженный исторический уголок, который теперь может стать местом па- ломничества многочисленных туристов, почитателей творче- ства Грибоедова. И ЕЩЕ... На этом литературный праздник не закончился. Интересная программа ждала гостей в Доме культуры, где был показан снятый измалковцами фильм о Грибоедове, а театр- студия «Браво» из школы села Малиново соседней Орловской области представил отрывки из «Горя от ума». Другая сторона медали Исаак Розенфельд Моя родственница всю жизнь читала в «политехе» лекции будущим строителям. То есть она думала, что все они собираются что-то строить, и вразумляла нерадивых: с хилыми троечками на стройплощадке делать нечего. Пока некоторые ребята ей не объяснили: да не станут они вкалывать на стройках. Положат «корочки» в карман и найдут себе занятие почище и подоходнее. Н аивныйпреподавательдавнонапенсии.Анастро- ения в вузовских аудиториях те же. Работать по специальностивсерьез готовятсядесять, от силы двадцать человек на курсе. Прочие не намерены стро- ить,лечить, учить.ДайБог, чтобыобладателидипломов выбрали пусть далекую от их профессии, но честную стезю, а не «разводилово» типа навязывания старикам втридорога бесполезных, фальшивых пилюль. Былой опыт распределения официально и неофи- циально признан анахронизмом, пережитком плано- вой экономики. Лет пять назад Госдума провалила законопроект об использовании доперестроечного опыта трудоустройства начинающих специалистов. А чтобы окончательно его дискредитировать, нынче его именуют не иначе как принудительным, насиль- ственным. И не прочь припомнить: мол, в тридцатые годы за отказ ехать куда велено вчерашний студент рисковал сесть на скамью подсудимых. Потом нравы смягчились, и ребята шли на любые уловки, только бы избежать ссылок в глубинку. Однако никакой альтернативы критики распреде- ления не предлагают. Они не знают ответа на вопрос, как быть с молодыми специалистами, не желающими или не имеющими возможности применить, как те- перь модно выражаются, полученные компетенции в деле. А таких в стране сотни и сотни тысяч. Чего ради государство тратило средства на их образование? За- чемони торчалина лекциях, листаликонспекты, а кто посовестливее, не спал ночи перед экзаменом, корпя над учебниками?Непо- нятно. Абсурдно. К ак черт от ладана молодежь шара- хается сейчас, услышав слово «долг». Речь, разумеется, идет не о кредитах и не о карточных долгах. Между прочим, у Даля на первом месте иное толкование этого по- нятия. «Общий долг человека, — писал он, — вмещает долг его к Богу, долг гражданина и долг семейный». Но у нас предпочи- тают трещать о правах, а не об обязанностях и долге. Молодой парень легко усвоит формулу универсальной отмаз- ки: «Я никому ничего не должен». Значит, непредосудительно от- править «на дожитие» в богадельню отца с матерью. Или бросить ребенка, отказавшись даже платить алименты. Или купить справку о плоскостопии и откосить от армии. Точно также ребята откашивают и от работы, к которой их готовили столько времени. Сколько их — несостоявшихся инженеров, агрономов, медиков, подавшихся неизвестно куда. И не потому, что их нигде не ждут. Ждут. Правда, необязательно в Москве и городах-миллионниках. Не напрасно легендарный Леонид Рошаль, президент НИИ неотложной детскойхирургиии травматологии, не побоявшись плыть против теченияипрослыть упер- тым совком, требует вернуть в вузы распределение. Пожалуй, больше, чем судьба исчезающих бесследно в бурном житейском море недавних университетских питомцев, его тревожитдругаясторонамедали. «С90-х годов,—твердит он упрямо,—у нас отменили офици- альное распределение выпускников, обучающихся за государственный счет, и у отрасли за эти годы почти не было никакойподпитки. Вполиклиниках остаются вакантныеместа, нагрузкана существующийперсонал возрастает… Я думаю, что без возвращения советской системы распределения выпускников нам эту пробле- му не решить, а решать ее нужно как можно скорее». У его оппонентов из какой-нибудь пропитанной егоргайдаровским духом Высшей школы экономики возражений вагон и маленькая тележка. Ее профессо- рам наверняка нет надобности записываться к карди- ологу или гинекологу, на УЗИиМРТ за полмесяца, за месяц, за два доприема. Онине томятсяцелымиднями в долгих очередях у врачебных кабинетов. А потому со спокойной душой тиражируют свой вердикт: не- хорошо, негуманно заставлять ребят с «корочками» что-то там отрабатывать из-под палки в провинции. Некоторые, впрочем, не так категоричны. Напри- мер, не исключают партнерских соглашений между вузами и предприятиями. Но сразу добавляют едкую горчинку скептицизма: при условии, что у потенци- альных работодателей есть уверенность — ни через пять, ни через десять лет их не разорят конкуренты, кризисы, новые правила игры. Вобщем, куда никинь, везде клин. А вдруг, господа, правы все-таки не скептики и безоглядные ревнители прав человека (прав без обязанностей), а доктор Рошаль? И наступил срок не обращать внимания даже на опросы студен- тов, из которых меньше двадцати процентов одобря- ют распределение. Тем более, опросы устраивают в суперпрестижных московских вузах. На периферии результаты, по-моему, будут немножко не те. Просветите меня, тупицу: что худого, фатального случится, коли выпускник, да, в обязательном по- рядке, потрудится два-три года в обычном райцентре, поселке, селе? Чем это помешает его карьере? Ане на- оборот ли: он закалится, приучится брать ответствен- ность на себя, проверит свой характер, правильность своего выбора? Глядишь, и останется там, где в нем нуждаются, где его уважают и ценят. Ну, а на местах, естественно, придется позаботить- ся по-советски и о приличномжилье для специалиста, иокаких-тонадбавках, доплатах. Учеловека есть долг перед государством и обществом. А у государства и общества — перед человеком, что честно делает дело. Иначемыбудемпо-прежнему терятьне толькопрофес- сиональные кадры, но и просто нормальных граждан. Абез людей, выполняющих долг по ВладимируДалю, страна не будет способна на прорывы и взлеты. 3 № 154/25782/10 АВГУСТА 2018 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Круг интересов Что худого, фатального случится, коли выпускник, да, в обязательном порядке, потрудится два- три года в обычном райцентре, поселке, селе? Чем это помешает его карьере? А не наоборот ли: он закалится, приучится брать ответственность на себя, проверит свой характер, правильность своего выбора? ” Слово обозревателю Борщ, котлеты и компот... В загородных лагерях отдохнули уже десятки тысяч детей Ирина Смольянинова, irinache2709@ gmail.com Оздоровительный лагерь «Солнечный» в Задонском районе более 30 лет принимает ребятишек и нашей области, и других регионов страны. В этом году, например, здесь отдыхают дети из Сочи и Воронежа. За смену поправляют здоровье около 180 человек, а всего их четыре, и оздоровительный сезон длится практически до начала учебного года. Под надежной охраной Если для ребятишек главное, чтобы в лагере не было скучно, то их ро- дителей больше заботит, чтобы чада были сыты, здоровыи в безопасности. На безопасность орга- низации отдыха детей в первуюочередь обращали внимание и представи- тели регионального от- деления партии «Единая Россия», МЧС, Роспо- требнадзора по Липецкой области и регионального управления образования и науки во время посеще- ния загородных лагерей Задонского района. По- ездка в «Солнечный», а также в культурно-разви- вающий центр «Спартак» и оздоровительно-реаби- литационный комплекс «Клен» , состоялась в рам- ках реализации партий- ных проектов «Здоровое будущее» и «Народный контроль». В том, что пройти за ворота загородного лагеря без разрешения директо- ра не удастся ни журна- листу, ни даже депутату, народные контролеры убедились на собственном опыте.Отнесанкциониро- ванного проникновения территорию лагеря за- щищают охрана икамеры видеонаблюдения, уста- новленные по периметру. В одном только «Спарта- ке» их 38, а в «Клене», площадь которого 19 га, почти сотня. На высоте и противопожарная без- опасность. Помещения лагерей оборудованы си- стемой, в случае возгора- ния передающей сигнал на центральный пульт. Регулярно проводятся противопожарные учения с персоналом лагерей. Члены комиссии прове- рили и санитарно-эпиде- миологическое состояние территорий и корпусов. Особое внимание уделя- лось качеству и разно- образию питания детей, наличию необходимых средств и медикаментов для оказания первой ме- дицинской помощи. Каникулы с пользой Дети в загородных ла- герях не просто отдыха- ют, а проводят время ак- тивно и с пользой. Напри- мер, в бассейне культур- но-развивающего центра «Спартак» инструкторы учат ребят плавать, в тан- цевальной студииидут за- нятия в секциях бальных и современных танцев, есть многофункциональ- ная спортивнаяплощадка для 11 видов спорта. Свой план спортивных состяза- ний, творческих занятий и экскурсий есть у каж- дого лагеря. С открытия летнего оздоровительного сезона уже более 20 тысяч детей побывали в экс- курсионных поездках по памятным местам родно- го края. — На сегодняшний день в загородных лаге- рях отдохнули примерно на 12 тысяч детей больше, чем за этот же период прошлого года. И на оз- доровительнуюкампанию выделено на 40 милли- онов рублей больше. За счет бюджетных средств смогли отдохнуть дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, дети-инвалиды и дети из опекунских семей. Частичная дотация на приобретение путевок в лагеря предусмотрена и для детей из малоиму- щих семей, — отметил региональный коорди- натор проекта «Здоровое будущее», заместитель председателя областного Совета депутатов Васи- лий Мурузов. — Всего за летний сезонпланируется оздоровить более 50 тысяч ребятишек. Зарядиться здоровьем Но главное, что своим летним отдыхом доволь- ны сами ребята. Здесь для каждого есть занятие по душе. Хочешь — играй в футбол, рисуй, читай, занимайся в спортзале или разучивай танцыили новые песни с вожатыми. А шестикласснику Алек- сандру Гетманову из Ли- пецка, увлекающемуся дзюдо, нравится, что в лагереможно продолжать тренировки под руковод- ством инструкторов и во время летних каникул. К тому же вкусно кормят. Больше всего Саше нра- вятся борщ, котлеты с макаронами и компот. А на полдник обязательно дают бананы или другие фрукты. Многие ребята хоте- ли бы приехать в лагерь снова, чтобы встретиться со старыми друзьями, по- знакомиться с новыми и на целый год зарядиться здоровьем и хорошим на- строением. ” Я провел удачный педагогический эксперимент на младшем сыне, и сейчас он явно обходит меня по количеству изобретений Фото Геннадия Логунова Фото Ирины Черешневой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz