Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АЛЬБОМА АНДРЕЯ ПЛОТНИКОВА 6 № 148/25776/2 АВГУСТА 2018 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Общество Ближе к Богу — душе спокойнее Откровенный разговор о вере и смысле жизни с руководителем Клуба православных предпринимателей ВЛАДИМИР АНДРЕЕВ Наша газета уже расска- зывала о том, что в области создан Клуб православных предпринимателей. Его ру- ководитель — председатель Липецкого регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предприни- мательства «ОПОРА России» Андрей Плотников — наш собеседник. — Прежде всего, Андрей Владимирович, расскажите немного о своей семье. Вкаких традициях вы воспитывались и как пришли к православной вере? — Родился я в Липецке. Отец Владимир Павлович работал металлургом, мама Галина Федоровна – сотруд- ником МВД. Ценности в на- шей семье культивировались обычные, характерные для советских людей: честность, порядочность, взаимовыруч- ка. Отголоском православ- ной жизни было то, что дома каждый год пекли куличи, красили яйца наПасху, хотя и не отмечали ее. У моей бабуш- ки Варвары Константиновны храниласьиконапреподобного Серафима Саровского. Кстати, она и сейчас цела. Бабушка всегда читала на ночь «Отче наш», и эту молитву я за- помнил. Хотя в детстве нас с сестрой в церковь не водили, помню, что о Боге мы знали, и мне казалось, что присутствие Его даже чувствуется. Затем были металлурги- ческий техникум (по специ- альности я сталевар), армия. Окончил летное училище ДОСААФ по профессии лет- чик-истребитель в звании младшего лейтенанта. После этого четыре года работал в УВД. Параллельно учился на юридическом факультете Во- ронежского государственного университета. В 1991 году начал заниматься бизнесом, а также основательно принял- ся за самообразование — оно больше соответствовало по- требностямдуши. Еще в армии у меня была возможность про- читать многие произведения Достоевского, Толстого, книги по философии. — И на какой вопрос ис- кали ответ? —Конечноже, размышлял о смысле жизни. Замечу, годы взросления пришлись на вре- мена более чем интересные, переломные — перестройка, а затем смутные девяностые... С 1991 года стал заниматься не только бизнесом, но и обще- ственной жизнью. Начинал с торговли — того, что было самым доступным в то время. Получалось достаточно успеш- но. Потомпостепенно перешел и к производству. В 2000 году занялись с товарищем но- вым делом, открыли ресторан «Мельница», где стояло пиа- нино, играли музыканты. Мы попытались создать атмосферу культурного отдыха. Мне всегда хотелось заниматься бизнесом не ради бизнеса. А чтобы он был общественно по- лезным, что ли. — Вы были уже семейным человеком, когда начали во- церковляться? — Да, с супругой Еленой мы заключили брак в 1992 году, я знал ее еще со школь- ной скамьи. Сейчас у нас трое детей. Старшему сыну Евге- нию уже за тридцать. Есть еще двое маленьких сыновей —Иван и Матвей. Церковь стал посещать с 90-х годов. Крестился до- статочно поздно — в 25 лет. А осознанное воцерковление началось позже, почти десять лет спустя. После крещения как-то не довелось общаться с кем-либо из духовных лиц. Но все времяменянеосознанно тянуло в храм. Почему?Не мог сам себе этого объяснить. Если приезжал куда-то, где был храм, то обязательно тудашел и вел за собой семью. Наконец, в 1999 году встретился со сво- имшкольным товарищемпро- тоиереемОлегомСалмановым. Моему сыну Жене тогда было 12 лет, и батюшка привел нас в воскресную школу на улице Прокатной, которую возглав- лял протоиерей Геннадий Ря- занцев. Там учились не только дети, но и родители, там я получил первое церковное об- разование. Наша семья просто прилепилась к отцу Олегу, и мы ездили за нимпо всей епар- хии, пока он не закрепился на Сырском Руднике. Вот таким образом нача- лась моя сознательная цер- ковная жизнь: и исповедь, и причастие, и паломнические поездки. Стал ездить к святы- ням России, Европы, в Иеру- салим. И даже чудом попал на снисхождение Благодатного огня. Я познакомился с заме- стителем министра культуры Израиля Моваффаком Хури, он учился в аспирантуре на- шего ЛГПУ. И он сделал нам с друзьями пригласительные билеты на день схождения Благодатного огня. Мы поеха- ли и оказались на территории Старого города, но в сам храм попасть не смогли. Там была толпа людей: полиция никого не пускала даже по билетам. Простояв на сильной жаре четыре часа, уже собрались уходить. Я стал звонить отцу Олегу. Как сейчас помню этот разговор: «Батюшка, не по- пали». — «Сейчас попадете!» — ответил он. В тот самый момент, когда я окончил раз- говор, к нам подбежал маль- чик-араб лет двенадцати и спросил на английскомязыке, не хотим ли мы войти в храм. За 50 долларов он завел нас в магазин, а из него – на другую улицу ипровелмимо полиции, как будто так и должно быть. К самой Кувуклии мы не по- дошли, но в храме стояли. Конечно, чувство торжества, неописуемый внутренний вос- торг сопровождали это собы- тие. Уменя до сих пор осталось в памяти ощущение огромного счастья. Такие моменты в Жизни — это, конечно, чудо, благодать Господа. — Андрей Владимирович, вера помогает человеку нахо- дить правильные ориентиры в жизни? — Да, я считаю, что это единственный путь. Конеч- но, никто не запрещает жить без Бога. Он создал челове- ка свободным. Но жизнь без ограничений, которые изна- чально заложены в нас Все- вышним, приводит к тому, что ей наступает конец. Иногда я говорю детям: если безрас- судно нажимать все кнопки на компьютере, он перестанет работать. Хорошо, если по- том начинается перезагрузка — значит, еще есть время исправить ситуацию. Своего рода «перезагрузка» после без- божного XX века идет сейчас в России, да и мире в целом — люди снова много говорят о Боге, стали задумываться о духовной жизни. — А как пришла идея соз- датьКлуб православныхпред- принимателей? — Началось все с того, что в 2001 году я побывал в Вышенском монастыре в Рязанской области, где по- знакомился с игуменомЛукой (Степановым), который был духовником этого монастыря. Периодически мы с семьей стали приезжать в Вышу и общаться с ним. Батюшка поддерживал связь с москов- скими предпринимателями, помогающими в восстанов- лении храмов, познакомил меня с ними. Сам отец Лука — заведующий кафедрой теологии Рязанского госу- дарственного университета. При его содействии на базе одного из московских вузов были организованы курсы по православной теологии, слушателями которых были мои новые знакомые — пред- приниматели. После общения с этими людьми у меня и воз- никла мысль о том, что право- славным предпринимателям нужно объединяться—чтобы развивать свои знания о вере и использовать их в бизнесе. Благодаря тому, что в ЛГПУсуществуеткафедра тео логии, в нашем регионе тоже стало возможным создание по- добных курсов. В 2016 году на базе этой кафедры курсы про- фессиональной переподготов- ки «Православная теология» были созданы и для предста- вителей липецкого бизнеса. В томже году слушатели курсов объединились в Клуб право- славных предпринимателей Липецкой области. Когда в нашей стране в постсоветское время появил- ся бизнес, то его сразу стали развивать по западным про- граммам. Через определенное время поняли, что эти про- граммы — не для нас: они не приживаются на нашей почве, потому что менталитет у русских людей совершенно другой. Образовалась пустота экономическая и духовная, начался поиск новой идеи. В процессе воцерковления мне стало понятно: эта идея — православие, вера во Христа, которой жили наши предки- предприниматели. Вера опре- деляла то, как они работали и как относились к деньгам, к своей стране. В Российской империи было много крупных пред- принимателей, таких как Морозовы, Рябушинские, Со- лодовниковы. На них держа- лась экономика государства. Они ассоциировали себя со страной, чувствовали перед ней своюответственность. Так, один из крупных предпри- нимателей начала XX века, умирая, завещал огромную по тем временам сумму в 20 миллионов рублей городу — на мосты, дороги, больницы, а восемьсот тысяч оставил своей семье. Он сказал, что город дал ему все, он ему всем обязан. Такие людибыли сольюземли. А еще я очень часто приво- жу в пример ситуацию 1612 года, когда поляки пытались посадить на российский пре- стол Лжедмитрия. Нашлось двапредпринимателя, как сей- час говорят, измалого бизнеса, Минин иПожарский, которые на свои деньги собрали ополче- ние и отстояли свою Родину. Даже на этих примерах хорошо видно, во-первых, какими могут быть предпри- ниматели. Во-вторых, что духовная составляющая в экономике — вещь далеко не второстепенная. И, в-третьих, что настоящий бизнес должен быть однозначно патриотич- ным, поддерживать власть. Таким образом, наш клуб — это попытка православных верующих людей из среды предпринимателей объеди- ниться ради общего блага. —Почему вы считаете, что основой такойвнутреннейрас- положенности должно быть православие? —Опыт многих стран пока- зывает, что поиск новых идей — это только переписывание Евангелия с его неизбежными искажениями. Взять хотя бы советское государство, идео- логическая основа которого была построена на подмене христианских ценностей. Православных людей в мире немного, но с нами Бог. Кто из людей ищет от жизни не выгоды, а правды, тот, естественно, нас поддержит. Современные предпринима- тели зачастую воспитаны на принципах искания личной выгоды. Но то, что действи- тельно нужно государству, — это социально ответственный бизнес. Не так давно вышла статья советника президента по во- просам региональной эконо- мической интеграции Сергея Юрьевича Глазьева, в которой онпишет, что экономика вРос- сии должна быть обязательно христианской. Искать дру- Андрей Плотников (первый справа) со своими единомышленниками
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz