Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)

6 № 124-125/25752-25753/30 ИЮНЯ 2018 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Круг интересов Каким уйдешь со школьного двора В российскую школу возвращается понятие « воспитательный процесс » Елена Бредис, lbredis@mail.ru Почему в одну школу дети утром бегут со всех ног, а посещение другой превращается для них в тяжкий крест? Что нужно сделать для того, чтобы школа на самом деле стала для ребенка вторым домом, а для родителей — верным другом и помощником? Своими размышлениями на эту тему делится заместитель директора липецкой школы№ 47, учитель немецко- го языка Игорь Катасонов. Детскость никто не отменял — Посреди огромного вороха бумаг и документации возникает великий соблазн именно этим вещам и уделять все свое внимание. А что? Все аккуратно заполнил, написал все отчеты и программы и живи спокой- но. Но настоящий учитель понимает, что это — дело второстепенное. Что главное — это работа с детьми, а не с бумажками и чиновниками, — уве- рен педагог. — Если учитель расста- вит приоритеты, то у него времени будет хватать и на то, и на другое, и на третье. Мы же идем в школу ради детей, а не ради отчетности. У меня в социальных сетях масса друзей, учащихсянашейшколы.Мы там обсуждаем какие-то насущные проблемы, возникающие вопросы. Да, сегодня дети не могут в любой момент остаться после уроков, чтобы вживуюпоговорить об этом. Значит, учителю надо перестраиваться и ис- кать возможность как можно чаще быть с ними на связи. Это не отмена живого общения, это дополнитель- ный ресурс. Сейчас модно говорить, что дети, мол, стали другими. Да, они лучше разбираются в новых технологиях, они лучше нас ориентируются в Ин- тернете. Но души-то у них остались такими же, какими были десять, двадцать, тридцать лет назад. Я очень люблю слово «детскость», его ведь никто не отменял. И от нас, взрослых, во многом зависит, чтобы наши ученики не утратили эту дет- скость раньше времени. Говорят, что дети стали более прагматичными. Но я бы уточнил: более прагматичными стали их родители, которые очень рано на- чинают ориентировать свое чадо на конкретную специальность, за- частую не выясняя, что интересно самому ребенку. Очень хорошо, что сейчас помимо ЕГЭ ввели всероссий- ские проверочные работы по другим предметам.Начинаетсяпостепенный возврат к серьезному фундаменталь- ному образованию, которое у нас когда-то было. Когда мы с учителями разгова- риваем, то приходим к выводу, что с детьми работать гораздо легче, чем с родителями. Нынешние родители — это поколение девяностых. Им все подай на блюдечке с голубой кае- мочкой, им все должна школа. А что должны родители? Отдать в школу ребенка и забыть про него? Позиция потребителей. И что мы можем тре- бовать с ребенка, если дома его учат одному, а здесь — другому. Воспоминание о воспитании О воспитании, неразрывно свя- занном с образованием, конкретно сказали только в новом законе об образовании. Адо этого двадцать лет о нем и не вспоминали, поскольку во главу угла были поставлены«образо- вательные услуги». Воспитанием по собственной инициативе занимались отдельные школы. Например, сорок первая школа сохранила сильную пионерскую организацию, у нас, в сорок седьмой, уже пятнадцать лет действует ученическое самоуправле- ние и тоже пионерская организация. Первое время дети это самоуправле- ние воспринимали как игру. Но год за годом система выстраивалась: что-то лишнее и ненужное отбра- сывалось, в практической работе зарождалось новое и необходимое. И только спустя пятнадцать лет я могу сказать, что уже есть полная от- дача. Теперь не я подхожу к ребятам с идеями и предложениями, а они ко мне: нам еще вот такое мероприятие нужно, а у нас еще такого конкурса не было. И я понимаю, что они не просто так идут, а потому что им самим это интересно. Мы это поощряем и, набирая де- тей в десятый класс, учитываем не только оценки, но и то, как ребенок проявил себя в жизни школы, на- сколько он активен и инициативен. Это не формальность, такая жизнь самим ребятам больше нравится. Сейчас у нас школьный актив, ко- торым я просто восхищаюсь. Но для этогопотребовались годыработы.Ко- нечно, у нас есть свои недоработки. На кого в первуюочередь обращаешь внимание? На одаренных ребят и на тех, кто попал в трудную жизнен- ную ситуацию. При этом остается та «средняя» прослойка, до которой порой руки не доходят. Банально не хватает времени, а это неправильно. И вот тут нам предстоит еще немало потрудиться. У нас очень насыщенная вне- школьная деятельность, кружки и секции, что называется, на любой вкус. Практически все бесплатно. И дети с удовольствием занимаются. Но многие вынуждены сразу после школы бежать домой, потому что ро- дители чуть ли не с первого-второго класса начинают нанимать репети- торов. Я этого не понимаю: началь- ная школа, малыши только-только втягиваются в учебу, еще ни о чем нельзя судить, зачемже так спешить иперегружать детей?Мысамилиша- ем их той самой детскости, о которой я говорил. Ладно, в старших классах это еще можно понять. Мы вот рань- ше проводили заседание актива по- сле уроков, а теперь проводим утром до уроков, поскольку им надо успеть к нескольким репетиторам. Я по- нимаю, будущий успех, карьера, но какже мыих обделяем! Икто сказал, что именно отличник, окончив потом престижный вуз, станет счастливым и состоявшимся человеком? Успех и счастье — не одно и то же. Платный успех и бесплатное счастье Я усвоил это еще со времен об- щения со Сталем Анатольевичем Шмаковым. Да и в своей работе я опираюсь на его педагогические принципы. Потому что его педагоги- ка — добрая и радостная, веселая и увлекательная, душевная и сближа- ющая. И когда ты строишь отноше- ния с детьми на этих принципах, то дети отвечают тебе доверием и пол- ной творческой самоотдачей. Он дал мне очень много простых, но мудрых советов, типа: будь всегда самим со- бой, никогда не делай за детей то, что онимогут сделать сами. Кстати, у нас в школе сохраняются и дежурства по этажам, и дежурства в классе, и дежурства в столовой. Этоже полный бред — считать такой труд наруше- нием прав детей! А каким образом вы собираетесь воспитывать их без привлеченияк общественно полезно- му труду? Да, они у нас участвуют в уборке школьной территории, у нас есть то, что раньше называлось лет- нейпрактикой.Иповерьте, детямвсе это нравится! Как может проходить процесс взросления, если взрослые продолжают все за них делать, если дети ни за что не отвечают? Я часто возвращаюсь к трудам Шмакова, перечитываю советы, которые он да- вал. Они до сих пор очень жизненны и актуальны. Если вспомнить, что мне дали школа и мои учителя, то это, пре- жде всего, понимание того, как надо жить, как надо выстраивать отношения с людьми, как важно найти свое призвание. Как говорит- ся, занимайся любимым делом, и ты никогда не будешь работать. Очень хочется, чтобы наша школа тоже помогла ребятам найти себя. У нас уже больше двух лет работают раз- ные направления добровольчества. И я заметил, что наиболее активно участвуют в этом далеко не отлич- ники. Но это дети с очень доброй и отзывчивой душой, и они искренне увлечены этой работой. А если говорить об оценке детей и работы школы только по успеваемо- сти, то вот вам наглядный пример. Встречаешь на улице бывших вы- пускников, отличника и троечника. Как думаете, кто поздоровается? Правильно, троечник. И на первое сентября продолжают регулярно приходить отнюдь не выпускники- отличники. Может, потому что они большую часть времени проводили с репетиторами, а их менее успешные ровесники жили жизньюшколы. И, если честно, я не знаю, что важнее и кто из них счастливее будет вжизни. В тандеме с родителями Конечно, когда мы работаем в тандеме с родителями, то результат достигается гораздо быстрее. Есть за- мечательные мамы и папы, которые изшколыбуквально не вылезают.Но ведь есть и такие, которых я за весь год не могу ни разу увидеть: они не ходят на собрания, не отвечают на телефонные звонки. С ними очень трудно. Но все равно мыпланомерно стараемся объединить детей, родите- лейишколу. Унас проходит конкурс «Семья года», потом—«Родословная семьи года». Замечательныйконкурс «Минута славы моей семьи». До сих пор помню, какмама, папа и ребенок загримировались и исполнили на сцене негритянский танец. Это было потрясающе! У нас есть Управляющий совет, в который входят три ученика, три родителя и три учителя. И всегда первое слово предоставляется детям потому, что мы работаем для них, и нам важно знать в первую очередь их мнение, услышать их инициа- тивы. Недавно обсуждался вопрос перехода на пятидневку. Изначально дети сами предложили это, а потом самиже и отказались. Это был очень интересный процесс выбора опти- мального решения! Да, пятидневка — это два выходных, что очень со- блазнительно. Но когда ребята стали серьезно анализировать последствия такого варианта, то поняли, что из- за увеличения количества уроков в ежедневном расписании, они уже не смогут посещать кружки и секции, участвовать в школьной жизни. И пришли к выводу, что шестидневка все же лучше. Именно так и проис- ходит взросление. Не лидер , а гражданин У нас есть президент школы, который выбирается на год, есть премьер-министр, есть совет старост. И президент знает, что он должен выражать волю и интересы «наро- да», то есть учащихся школы. Мне кажется очень важным то, что мы не пытаемся воспитывать лидеров, мы просто хотим развить у ребят активную гражданскую позицию, хотим показать, что с такой позици- ей их собственная жизнь становится намного интереснее. Мы получаем много писем, в которых выпускни- ки благодарят нас за наши «уроки». Уже уйдя из школы, они продол- жают активно участвовать в жизни вузов, потому что по-другому уже не могут. И без всяких специальных «карьерных устремлений» они до- биваются больших успехов. Хотя, по большому счету, они просто живут так, как им интересно. А когда со- впадают смыслы жизни человека и гражданского общества — это уже победа. И я счастлив, что к этой по- беде причастны и мы. Содружество неравнодушных Писатели - воины нашей области отмечают юбилей своего союза Кирилл Васильев Липецкий край известен не только знаменитыми метал- лургами, летчиками и земле- дельцами, но и литераторами. Среди профессиональных писательских сообществ области «Воинское содруже- ство» занимает особое место, ставя во главу угла патриоти- ческое воспитание молодежи. В этом году организация отмечает десятилетний юбилей. Об итогах и творче- ских планах союза мы попро- сили рассказать председателя его правления Валентина Баюканского. —ВалентинАнатольевич, с каким настроением писатели- воины встречают юбилей? — Настроение, как всегда, боевое, как и положено тем, кто состоит в организации, созданной офицерами-патри- отами. Моих коллег-литера- торов объединяет любовь к Родине, желание духовно обо- гатить людей, с которыми мы ежедневно общаемся. В рядах «Содружества» — краеведы, публицисты, поэты, прозаики, много повидавшие, имеющие богатыйжизненный опыт. Сре- ди них Герой Советского Союза полковник Юрий Чурилов, за- служенный деятель культуры России, почетный гражданин Липецкой области, участник Великой Отечественной войны Анатолий Баюканский, почет- ный гражданин Становлянско- горайонаАнатолийКоновалов, тринадцать действительных членов Петровской академии наук и искусств, шесть членов Союза российских писателей, два члена Союза писателейРос- сии. «Воинскому содружеству» есть чем гордиться. За десять лет мы издали более 250 книг, провели около четырех тысяч выступлений перед читателя- ми области и других регионов России, стали инициаторами многих ярких общественно значимых акций, удостоились наград на различных литера- турных конкурсах. В своих произведениях мы стремимся запечатлеть жизнь сегодняшнего общества, ста- раемся сделать так, чтобы в нашем государстве чувство патриотизма и уважения к оте- чественной истории было есте- ственной потребностью души. Приведу строки становлян- ского поэта Юрия Макарова, которые характеризуют нашу деятельность: Мы — содружество! Мы созидаем. А иначе, поверьте, нельзя. Нашим доблестным липецким краем Неустанно гордимся, друзья! Он прекрасен! В Ельце, в Лебедяни И в новеллах своих, и в стихах Сохраняем седые преданья, Говоримо родных земляках. Загораются ярко рассветы, Наполняется сердце добром, И поют о России поэты И в Данкове, и в Становом. И в старинном поселке известном (Здесь окончил свой путь Лев Толстой) Пишут книги и мудро, и честно Литераторы с русской душой! — Президент страны не- однократно подчеркивал клю- чевую роль СССР в победе над нацизмом и призывал об этом не забывать. Судя по книгам «Воинского содружества», вы уделяете сохранению исто- рической памяти огромное внимание? — Мы посвятили Великой Отечественной войне множе- ство произведений и продол- жаем писать на эту тему. Осно- ватель и первый председатель «Воинского содружества» ка- питан первого ранга Анатолий Березневбылпрекраснымкрае- ведом и публицистом. Изучая архивные документы, оннашел множество свидетельств о неиз- вестных ранее подвигах наших земляков, совершенныхими во время Великой Отечественной войны. Березнев писал об этом в своих книгах, неоднократно выступал по местному радио и телевидению. Информация, озвученнаяАнатолиемТихоно- вичем, стала откровением для многих читателей, в том числе зарубежных. Так, в Париже, в библиотеке Тургенева, нахо- дится его книга «Сталинград- ская битва и Липецкий край». Наши прозаики ярко и до- стоверно запечатлелине только окопную правду войны, но и тяготыпослевоенного времени. Это произведения Анатолия Баюканского «Со святыми упо- кой», Владимира Богданова «Есть надежная связь», Викто- раКолтакова«Крутыеповороты судьбы», АнатолияКоновалова «Просто немец», Раисы Усович «Так было», Юрия Чурилова «Время выбрало нас». Отдали дань уважения героям-фронто- викаминашипоэты: Владимир Белолипецких, Сергей Волков, ВикторКоролев, ОльгаСмирно- ва, Наталья Ушакова, Алексей Шишкин. — Ваша организация из- вестна коллективными сбор- никами… — Недаром мы называемся «содружеством». О Великой Отечественной войне мы выпу- скаемсовместные с витебскими икалининградскимилитерато- рами коллективные сборники. Примером нашего взаимодей- ствия является международ- ный поэтический фотосборник «Помнит сердце, не забудет…», посвященный 70-летию Ве- ликой Победы. Издание было подготовлено по инициативе полковника в отставке Алек- сандра Кулика и капитана третьего ранга в отставке Вла- димираОсипова. Вфотосборни- ке были представлены работы липецких фотохудожников и произведения поэтов липецких писательских организаций, а также белорусских поэтов Витебска и Минска. За созда- ние литературного сборника и развитие культурных связей между городами-побратимами Витебском и Липецком нашей организации была вручена бе- лорусская «Ганарова грамата». Что касается нашего юби- лейного года, то мы также издали международный ли- тературный сборник «И шла война народная…», в котором вместе с членами «Воинского содружества» приняли участие наши коллеги из Белоруссии, Украины, Литвы, Латвии, Из- раиляиСША. Также впреддве- рииДняПобедыамериканская литературная студия «Краски жизни» опубликовала в жур- нале «Сова» (штат Атланта) подборку стихов поэтов «Во- инского содружества»: липча- нина Александра Андреенко, лебедянца Андрея Башарина и Павла Кузовлева из поселка Лев Толстой. Ко Дню памяти и скорби Алексей Никулин вы- пустил поэтический сборник «Перед лицом врага не гнул- ся». В нем рассказано о реша- ющих сраженияхВеликойОте- чественной войныи о подвигах наших земляков — Героев Со- ветского Союза генерал-майора Гурьева, гвардии полковника Нестерова и капитана Гусева, погибших во время проведения Восточно-Прусской операции. —Какпланируете отметить юбилей своей организации? —Сколлегамииз районных отделений Ельца, Лебедяни, Данкова, Льва Толстого и Ста- нового проведем презентации новых книг. Мы пригласили литераторов из Калининграда, которые в сентябре познакомят липчан со своим творчеством. Литературные встречи состо- ятся в Липецкой областной научной библиотеке и Воен- но-исторической библиотеке имени Михаила Водопьянова. Очень хорошо, что сейчас помимо ЕГЭ ввели всероссийские проверочные работы по другим предметам. Начинается постепенный возврат к серьезному фундаментальному образованию, которое у нас когда-то было ” В своих произведениях мы стремимся запечатлеть жизнь сегодняшнего общества, стараемся сделать так, чтобы в нашем государстве чувство патриотизма и уважения к отечественной истории было естественной потребностью души ” частливая пора детства, но за нею последует взрослая жизнь. Ее принципы мы закладываем сегодня. С руппа липецких писателей «Воинского содружества» с коллегами из калининградского города Гурьевска. Г

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz