Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)
Поиск честной конкуренции «Газпром» увеличил поставки газа на внутренний рынок Т ема развития внутреннего рынка газа станет одной из основных на собрании акционеров «Газпрома», которое состоится 29 июня. В 2017 году «Газпром» добыл 472,1 млрд куб. м газа. Это на 52 млрд куб. м больше, чем в 2016 году. Ком- пания увеличила поставки голубого топлива на внутренний рынок. Но положение на нем сегодня таково, что возможности «Газпрома» конкурировать с независимыми поставщиками энергоресурсов искусственно ограничены. Создание равных условий для всех поставщиков привело бы к росту конкурен- ции, что благотворно сказалось бы на простом потребителе и на развитии отечественной экономики. По данным Министерства энергетики, добыча газа в 2017 году в целомпо стране выросла на 50,9 млрд куб. м—до 691,1 млрд куб. м. Это рекордный показатель как минимум за последние десять лет. Учиты- вая, что «Газпром» нарастил добычу в прошлом году на 52 млрд куб. м, можно с уверен- ностью сказать, что именно он обеспечил этот внушительный рост. При этом суммарные по- ставки всех производителейна внутренний рынок, по данным Минэнерго, составили 468 млрд куб. м. Это лучший по- казатель с 2012 года. Причиныроста поставок на внутренний рынок — ожив- ление промышленности и активность электрогенерации. Кроме того, повышается уро- вень газификации — с 67,2% в 2016 году до 68,1%в 2017-м. Всего за последние десять лет газификация российских городов и сел выросла на 6,1 процентного пункта. Разуме- ется, темпы могли бы быть и выше. Но процесс упирается в необязательность некоторых звеньев. В газификации участвует не только «Газпром». Его задача заключается в том, чтобы подвести газопроводык населенным пунктам. В 2005- 2017 годах объем инвестиций «Газпрома» составил почти 325 млрд рублей — построено 30,3 тыс. километров газопро- водов, созданы условия для газификации более 864 тыс. домовладений и квартир, 5,2 тыс. котельных. Однойиз основныхпроблем в ходе реализацииПрограммы газификации регионов РФ по- прежнему является неиспол- нение администрациями субъ- ектов РФ своих обязательств по организации необходимой инфраструктуры внутри на- селенных пунктов. На конец 2017 года строительство улич- ных сетей выполнено, по дан- ным «Газпрома», на 93,8%, подготовка домовладений и квартир к приему газа — на 80%, котельных — на 77,1%. Из-за неподготовленности потребителей к приему газа простаивают построенные га- зопроводы. С 2005 года в рамках Про- граммы газификации из 63 регионов лишь 10 выполнили свои обязательства полностью. С некоторым отставанием вы- полняют свои обязательства 34 региона, с существенным — 14. А еще пять регионов их практически не выполняют — это Хабаровский, Ставро- польский и Камчатский края, Республика Дагестан и Кара- чаево-ЧеркесскаяРеспублика. Кроме того, одной из клю- чевых проблем в регионах остаются неплатежи и рост задолженности за газ. На 1 января 2018 года просрочен- ная задолженность всех по- требителей перед компанией «Газпром межрегионгаз» со- ставила 111,6 млрд рублей. По обывательским пред- ставлениям, «Газпром» — это огромная организация, спо- собная пробивать любые вы- годные для себя решения на самом высоком уровне. Но в реальности за последние годы независимые игроки тесни- ли компанию на внутреннем рынке. И происходило это не из-за мнимой неэффективно- сти самого «Газпрома», а из- за искусственно создаваемых барьеров. Потребителей на россий- ском газовом рынке можно условно разделить на две боль- шие группы. Первая — это электростанции и промыш- ленные предприятия. То есть крупные покупатели, которые берут много топлива и ста- бильно за него платят. Вторая группа — это небольшие по- требители, в первую очередь теплоснабжающие организа- ции. В этой группе генерирует- ся огромнаямасса долгов, при этомкаждому отдель- номупотребителюнужны небольшие объемы газа, а газотранспортная инфра- структура гораздо слож- нее и протяженнее, чем у крупных потребителей. От второй группы не- зависимые игроки шара- хаются как черт от лада- на. Эта группа со всеми ее проблемами практически полностью отдана «Газ- прому». А ведь неплате- жи в отдельных регионах достигают 50%, и мест- ные власти не могут (или не хотят) ничего с этим сделать. В то же время за пер- вую группу потребителей ведутся жаркие баталии. Но эти баталии напоми- нают боксерский ринг, на котором явный фаво- рит стоит со связанными руками. «Газпром» не имеет права продавать газ по цене меньше той, что установило государство. На независимыхигроков это огра- ничение не распространяется. Таким образом очевидно огра- ничивается честная конку- ренция. «Газпром» неоднократно предпринимал попытки до- биться отмены дискримина- ционных мер на внутреннем рынке. Но пока его усилия не увенчались успехом. А от ситуации, в которой крупные игроки будут честно конкури- ровать друг с другом, выиграет в первуюочередь потребитель. Ведь именно на его интересы должно ориентироваться го- сударство. ФАКТ И КОММЕНТАРИЙ Специальный код В стране проводится эксперимент по маркировке табака и обуви ОЛЬГА ЖУРАВЛЕВА Как оградить национальныйрынок от подделоки темсамым поддержатьотечественныхпроизводителейизаконопослушных продавцов, а также защитить потребителей от фальсифициро- ванных товаров?Всоответствии с постановлениямиПравитель- ства РФ в России проводятся два эксперимента по маркировке специальными кодами табачнойпродукциии обувных товаров. Суть нововведенияразъясняет руководитель управленияРоспо- требнадзора по Липецкой области Владимир Бондарев. — Владимир Александро- вич, каковы цели и задачи эксперимента, в чем он за- ключается? — К сожалению, в обувной промышленности объем фаль- сификата и контрафакта в стране достигает 50процентов. Маркировка товаров предо- ставит возможность избавить российский рынок от неле- гальнойпродукции, темсамым поддержав добросовестных производителей и продавцов, которые будут защищены от «искаженной конкуренции», поскольку система не позволит нелегальному товару появ- ляться на рынке. Немаловаж- ная роль отводится и защите интересов потребителей. Ведь наличие маркировки позволит покупателю быть уверенным в том, что онприобретаетлегаль- ный товар, а, следовательно, получает возможность в пол- ном объеме воспользоваться своими правами как потреби- тель. На упаковку товара или непосредственнонаизделие бу- дет нанесен уникальный двух- мерныйматрикс-код, позволя- ющий отследить «жизненный путь» каждой единицы от про- изводителя до розничной про- дажи. К тому же, покупатель, приобретая, например, обувь с рук, сможет просканировать электроннуюметку с помощью мобильного устройства, узнать всюнеобходимуюинформацию о товаре и самостоятельно про- контролировать его качество. Для этого сегодня бесплатно можно скачать мобильное приложение «Проверка това- ров». В случае обнаружения подделки потребитель будет вправе пожаловаться на про- изводителя. Маркировка как раз и ценна тем, что сразу дает представление о том, что поку- пателю хотят продать: честно произведенный на фабрике товар или кустарный продукт. — Каковы сроки проведе- ния экспериментов? —Намаркировку табачной продукции отво- дится период с 15 января по 31 де- кабря 2018 года. Кстати, участие в ней пока добро- вольное. На вре- мя проведения эксперимента не предусмотрена административ- ная ответствен- ность за оборот немаркирован- ных изделий или за нарушение по- рядка их марки- ровкина террито- рии Российской Федерации. Эксперимент по маркировке обуви стар- товал 1 июня и продлится до конца этого года. В нем примут участие все звенья отечественного обувного рын- ка: производители, импорте- ры и организации оптовой и розничной торговли. Будут разработаныи утвержденыне- обходимые документы. Опыт- ным путем будут установлены данные, которые станут осно- вой правил для планируемой обязательной маркировки обувного товара с 2019 года. —Что ожидается в резуль- тате эксперимента? — Участники, которыми по собственному желанию могут стать изготовители, по- ставщики, продавцы, смогут отработать свои технические и бизнес-процессы. Благодаря специальному коду можно бу- дет проследить передвижение продукции. Сведения на ин- дикационном знаке должны совпадать со сведениями в базе проверяющих органов. В результате информация об обуви и табачных изделиях с уникальным кодом по мере прохождения пути продукции от производителя до конечного потребителя будет обновлять- ся, что позволит исключить возможность повторного вы- вода товаров на рынок или появление двойников. Плани- руется, что система идентифи- кации и полного мониторинга оборота товаров в РФ и ЕАЭС будет реализована до 2024 года. Это позволит сделать наш отечественный рынок прозрачным, сдержать искус- ственный рост цени увеличить собираемость таможенных и налоговых платежей. 6 № 122/25750/28 ИЮНЯ 2018 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Государственный масштаб ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz