Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)

светительскую миссию. Нельзя объять необъятное. Я пишу эти заметки, а в соседней комнате на общественных началах моя теща, инженер-строитель, в прошлом преподаватель университета, за- нимается геометрией с соседской старшеклассницей. Та вконец за- путалась с теоремами, доказатель- ствами, задачками. А теща клянет бездарный, заумный, сбивающий ребят с толку учебник. Тут бы и прийти на помощь де- тям, искупая грехи халтурщиков и бесплодных вымученных инно- ваций, ученым, умелымпопуляри- заторам. Им быпусть совсемчуток потеснить на «голубых экранах» и Оскара Кучеру, и Павла Волю, и прочих тусклых «звезд» с их скандальными откровениями. Да ученых на ТВ двадцать первого века не зовут. Никаких вам, господа, «На- родных университетов». Опыт легендарной «Главной редакции научно-популярных и учебных программ» на Шаболовке забыт. Когда-то эту редакцию сокра- щенно именовали Учебкой. Там властвовал дух вдохновенного творчества, и тон задавали энту- зиасты идей самообразования. А главными зрителями были учащи- еся, получавшие знания прямо из рук светил русской науки, кото- рых с почтением приглашали бы на лекции хоть в Оксфорд, хоть в Кембридж, хоть в Йель. Начиная с гениального Ираклия Андрони- кова, совершившего на ТВ рево- люцию, когда он на полтора часа завораживал публику «Загадкой НФИ». Все это, упаси Бог, не превра- щалось в унылые уроки. Сотруд- ники Учебки обожали экспери- ментировать и удивлять. С экрана, к примеру, пронзительно, горько, беря за душу любого, звучали страницы «Жития протопопа Ав- вакума». Их блистательно читал и комментировал выдающийся специалист по древней русской литературе Александр Панченко. А как вам философская (!) дискус- сия о ленинской работе «Матери- ализм и эмпириокритицизм»? А рядом с гуманитариями в кадре возникали маститые профессора и академики технических вузов. И уводили и детей, и взрослых в просторы космоса и глубины атома, рассказывали о чудесах физикиихимии, оподвигахперво- проходцев, открывавших тайны Земли, о математиках и великих инженерах. Их передачи становились за- хватывающими научными де- тективами. При этом в Учебке не забывали справляться, а что там сейчас проходят вшколе. Энтузиа- стыотправлялись к своим, как они считали, самымдорогим зрителям — ездили по школам, проверяли на детях сделанное. Бывало, они где-топереступали «красную черту». И начальство клало на полку великолепные за- писи. В мемуарах многолетнего редактора Учебки, обладателя награды «За заслуги в развитии культуры»КлавдииСтроиловойоб этом не умалчивается. Но вот спу- стя годыпрекрасный режиссер все тойже УчебкиАндрей Торстенсен грустно удивлялся: «Странно — свободыне было, а искусство было. А сейчас свобода. И что? Каждый вечер можно смотреть Петросяна и иже с ним? Парадокс!» Нет,янезато,чтобыунаснепре- менно были каналы «Культура-1», «Культура-2», «Культура-3». Я всего лишь не в силах согласиться с тем, что пространство чуть ли не всего эфира отдано масскульту. А онодолжнобытьтерриториейвпер- вую очередь настоящей культуры. По крайней мере, если речь идет о федеральных каналах. Вот недавно ушедший в мир иной выдающийся физик Стивен Хокинг не счел зазорным напи- сать роман для детей «Джордж и тайныВселенной». Внемхватаети приключений, и опасностей, и все- возможных сюрпризов. Впрочем, самый большой сюрприз — это неназойливое насыщение текста немалым количеством научной информации. Книга буквально раззадоривает, разжигает любо- знательность читателя. Причем Хокингу удалось рассказать, по его же собственной формуле, «о сложном — простыми словами». Уверен: тем же готовы занять- ся и его российские коллеги, как это было в пору Учебки. «Голубой экран» — потенциально кафедра, с которой можно обращаться к миллионам, кому обрыдли под- робностипро голыефоткиНатальи Штурмили бесконечные исповеди Любы-Любаши и Фили Киркоро- ва. Но на ТВ, похоже, равнодушны к призыву поэта Бориса Слуцкого: «Надо думать, а не улыбаться, надо книжки умные читать...» Дерзну добавить: и смотреть умное телевидение. Если оно только по- желает поумнеть. Сандра Буллок, Кейт Бланшетт, Гриффин Данн, ДирдриГудвин, ЭннХэтэуэй в комедии «8 подруг Оушена» Гэри Росса. Это продол- жение трилогии о друзьях Дэнни Оушена. Пять лет, восемь месяцев, 12 дней… и далее. Именно столько Дебби Оушен разрабатывала план величайшего ограбления своей жизни. Она точно знает, что для него потребуется, — команда лучших в своем деле, начиная с ее давней сообщницы Лу Миллер. Вместе они собирают команду уникальных специали- стов. Их цель—неотразимые 150 миллионов долларов в бриллиантах — в бриллиантах на шее всемирно известной актрисы Дафны Клюгер, к которой будет приковано всеобщее внимание на главном событии года — балу в Метрополитен-музее. Сам план бесподобен, но и реализация должна быть безупречна, еслионихотят войти и выйти с драгоценностями в руках. Прямо у всех на виду. Эти девушки украдут не только ваше внимание! ДжорджКлуни продюсирует фильмипоявляетсяна экране во второстепен- нойролив образеДэнниОушена. Ограбление с его помощьюорганизовывает Сандра Буллок, сестра его персонажа, с подругами. «Те еще сварщики...»—девиз российской комедии Марюса Вайсберга «Ночная смена» с ВладимиромЯглычемиПавломДеревянко. Макс теряет работу на заводе и, чтобыпрокор- мить семью, вынужден согласитьсяна неожи- данное предложение бывшей одноклассницы —поработать стриптизером. Скрывая новую профессию от жены Ани, Макс попадает в массу удивительных и нелепых ситуаций и в итоге теряет доверие любимой женщины. Стремясь вернуть мир и гармонию в семью, он обращается за помощью к коллегам из стрип-клуба, что и вовсе приводит к веселому хаосу… «Прощаться не будем» — военная драма Павла Дроздова с Андрем Мерзликиным, Аленой Чеховой, Егором Бероевым. Октябрь сорок первого года. Немецкие войска на- ступают на Калинин, чтобы, захватив его, открыть себе прямой путь на Москву. На защите города всего две тысячи человек без танков и артиллерии. Единственная надежда задержать врага — эшелоны пятой стрелко- вой дивизии, которые вот-вот должныпройти через Калининскую станцию. Но диверсанты намерены сделать все, чтобы этого не случи- лось. Начальник Калининского гарнизона, майор Павел Сысоев, изо всех сил пытаясь сохранить в городе порядок и спокойствие, сам попадает под подозрение в причастности к вражеской диверсионной группе... ТильШвайгер в главной роли в немецком комедийном боевике «ХОТ-ДОГ» . Могут ли сработаться оперативник-бунтарь, презираю- щий глупые приказы начальства, и молодой полицейский-формалист, у которого на каж- дыйшаг в голове есть инструкция? На глазах у этой парочки похищают дочь президента одной из восточноевропейских стран, и те- перь, чтобы отстоять своючесть, они должны вернуть похищенную. Вот только разница в их подходах к работе грозит перевернуть с ног на голову любое дело, за которое они берутся. «Кто не спрятался, я не виновата», так могла бы сказать героиня норвежского трил- лера «Фобия» . После смерти отца Кэтрин по- лучает внаследство семейное поместье.Чтобы забыть о прошлом, она решает его продать. Когда Кэтрин приезжает в полузаброшенный дом, с ней начинают происходить загадочные и необъяснимые события. Среди местных жителей ходят истории о таинственных исчезновениях и возможных убийствах, связанных с проклятымимением. Ей предстоит выяснить, связаныли ее страхи с этими событиями или это лишь плод ее во- ображения… В ызываю огонь на себя. Россия живет футболом. Чем- пионат и вправду большой праздник. Даже у какого-ни- будь ботана, что ни разу не кричал натрибуне ста- диона «Судью на мыло!», в душе вдруг просыпается азартный болельщик. А у меня в голове крутится на- верняка неуместный, то ли запоз- далый, то ли преждевременный, вопрос: ну отчего у нас столько отличных профессиональных спортивных телеканалов и всего один канал «Культура»? Праздник закончится, ажизнь- то продолжится. Ипродолжение ее зависит все-таки не от того, могут ли наши дети без запинки пере- числить форвардов и голкиперов Германии, Бразилии или даже родной российской сборной. Не худо бы, чтобы они также назубок помнили имена Наташи Ростовой, Евгения Базарова и Григория Мелихова. А также, как орешки, щелкали алгебраические задачки и ясно представляли, как устроен атом. Им надо быть образованны- ми, творчески состоятельными. И здесь отечественное телевидение способно сыграть особую роль. Но намерено ли оно эту роль играть? Вот американские социологи растревожились: впервые за всю историю Штатов дети сегодня ме- нее образованы, чем их родители. А как обстоит дело в России с ее перманентными учебными рефор- мами, метаниями, ЕГЭ, интернет- зависимостьюподростков, которая помаленьку убивает желание чи- тать, запоминать, мыслить? Или уже и нам придется согласиться с афоризмом опятьже заокеанского острослова: «Мир наш становится полон умных гаджетов и глупых людей»? Поймал я как-то среди дня на той же «Культуре» документаль- ный фильм о Тихоне Хренникове. И с болью почувствовал, какая драма выпала на долю выдающе- гося композитора на излете его дней. Вфильме молодоймузыкант недоумевает: ему попадались де- сятки недобрых статеек о Тихоне Николаевиче. Но он ни от кого из знавших Хренникова лично не слышал о нем ни единого худого слова. Наоборот: рассказывали, как он помогал, поддерживал, а нередко спасал от несправедливых нападок и угрозы репрессий. Судьба большого мастера за- ставляет задуматься не только о нем, а о беде, что случилась с русским искусством в девяностые годы, когда модно было поносить все советское, рассекать культуру на тоталитарную соцреалистиче- скую и новую, якобы свободную, якобы вот-вот сулившую великие достижения и взлеты. Но многие ли, однако, посмо- трели этот фильм и задумались? По статистике аудитория «Куль- туры» и в прайм-тайм-то куда меньше, чем уПервого, НТВ, СТС. К томуже специфика «Культуры» исключает полноценную про- «Нужно думать, а не улыбаться...» СМОТРИМ В ИЮНЕ Судьба большого мастера заставляет задуматься не только о нем, а о беде, что случилась с русским искусством в девяностые годы, когда модно было поносить все советское “ ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА В банде только девушки СЕРГЕЙ ИВАНОВ Переключая телеканалы с Исааком Розенфельдом 24 № 117/25745/21 ИЮНЯ 2018 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Прямая речь | кино

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz