Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)

№ 116/25744/20 ИЮНЯ 2018 7 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Продолжение на 8-й стр. Продолжение. Начало на 6-й стр. Годовалых детей умерло в три раза меньше, чем в предыдущем году. Воз- раст, лет 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Итого 2015 г. 91 12 3 3 2 5 2 9 2 0 2 2 1 1 2 4 5 8 154 2016 г. 76 23 3 1 5 3 5 2 2 3 3 0 5 2 3 2 5 4 147 2017 г. 34 7 6 6 4 2 3 1 7 4 2 1 3 3 5 2 6 5 101 Табл. 7. Детская смертность в Липецкой области за 2015-2017 гг., чел. В 2017 г. Липецкая область продемонстрировала один из самых низких показателей в ЦФО по младенческой смертности (3,4 на 1000 родившихся), в то время как средний показатель по ЦФО составил 5,1, а по РФ – 5,5 на 1000 родившихся. Рис. 6. Младенческая смертность в регионах ЦФО в 2017 г., на 1000 родившихся. Миграционные процессы незначительно, но влияют на динамику изменения общего коли- чества детей. Миграционный прирост в 2017 г. по группе моложе трудоспособного возраста составил 119 человек (8133 прибывших и 8014 выбывших). Это меньше, чем в предыдущие годы. Рис. 7. Численность прибывших и вы- бывших в Липецкой области за 2015- 2017 гг. 2.1. ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА НА СЕМЬЮ И В СЕМЬЕ Право детей знать своих родителей и не разлучаться с ними вопреки их желанию закре- плено статьями 7 и 9 «Конвенции о правах ребенка», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г. Сохранение семьи как социального института в целом и каждого конкретного ребенка в семье является одним из важнейших направлений государственной семейной политики, обо- значенных в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». В свою очередь, каждая семья нуждается в предоставлении необходимых условий для ее существова- ния и защиты в случае необходимости. В Липецкой области созданы необходимые условия для: – обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье; – своевременного выявления нарушений этих прав; – организации профилактической помощи семье и ребенку; – обеспечение адресной поддержки семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; – принятия мер по устройству детей, оставшихся без попечения родителей. В 2017 году продолжена реализация положений Указов Президента РФ от 28.12.2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и от 01.06.2012 г. № 761 «О Националь- ной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»; плана мероприятий, предус- мотренного региональной дорожной картой «Обеспечение семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области на 2014 – 2018 годы», а также подпрограммы «Благополучная семья – стабильность в регионе!» государственной про- граммы «Социальная поддержка граждан, реализация семейно-демографической политики Липецкой области». В Липецкой области на учете в органах системы профилактики в 2017 г. состояло 966 се- мей, в которых проживало и воспитывалось 2097 детей; по данным УМВД региона, 2242 семьи находятся в социально опасном положении, в них проживают 3623 ребенка. По сравнению с 2016 г. в регионе наблюдается сокращение количества семей, находящихся в трудной жизнен- ной ситуации, на 9%. Рис. 8-9. Количество семей, находящихся в социально опасном положении, состоя- щих на разных видах профилактического учета, за 2015-2017 гг. Лишение родительских прав – мера крайняя. В Липецкой области наблюдается тенденция сокращения численности родителей, лишенных родительских прав. Численность родителей, лишенных родительских прав, с 2015 по 2017 г. сократилась в 1,3 раза – со 164 до 127, а количество родителей, ограниченных в правах, выросло в 1,4 раза (с 47 человек в 2016 г. до 66 в 2017 г.). Численность родителей и детей по категориям 2015 г. 2016 г. 2017 г. 1. Численность детей, родители которых лишены родительских прав 213 209 160 2. Численность детей, у которых лишены родительских прав оба родителя или единственный родитель 137 102 99 3. Численность родителей, лишенных родительских прав 164 142 127 4. в том числе в связи с жестоким обращением с детьми 2 2 2 5. Численность родителей, восстановленных в родительских правах 10 9 9 6. Численность детей, родители которых ограничены в родительских правах 73 72 95 7. Численность детей, у которых ограничены в родительских пра- вах оба родителя или единственный родитель 57 39 68 8. Численность родителей, ограниченных в родительских правах 46 47 66 9. в том числе вследствие их поведения 45 43 59 10. Численность родителей, в отношении которых отменено огра- ничение родительских прав 7 3 1 Табл. 8. Информация о лишении родительских прав и ограничении в правах в 2015- 2017 годах. При Уполномоченном по правам ребенка в Липецкой области создана Рабочая группа по проведению всестороннего анализа практики изъятия несовершеннолетних из семьи. Рабочая группа создана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 1 января 2017 г. № Пр-21 о проведении всестороннего анализа практики изъятия несовершеннолетних из семьи с точки зрения избыточно применяемых мер или неправомерно- го вмешательства в семью и письмом Уполномоченного при Президенте по правам ребенка от 25.01.2017 г. № УПР/26, в соответствии с Законом Липецкой области от 18.08.2011 г. № 523-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Липецкой области» и на основании Распоряжения Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области от 30 января 2017 г. Задачами группы являются: – мониторинг случаев неправомерного изъятия детей; – экспертиза проведенных мероприятий по случаям неправомерных изъятий; – анализ деятельности органов, уполномоченных проводить мероприятия по изъятию де- тей из семей. В ее состав, помимо представителей органов исполнительной власти в сфере профилак- тики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, образования, опеки и попечи- тельства, охраны здоровья, социальной защиты населения и других социальных сфер, включе- ны представители Общественной палаты Липецкой области, региональных общественных объ- единений и иных некоммерческих организаций, имеющих опыт в общественной деятельности в рассматриваемой сфере. Основные причины, по которым органы опеки вынуждены прибегать к крайним мерам, изымая ребенка из семьи, – алкогольная зависимость у родителей, ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, жестокое обращение с детьми. На территории Липецкой области по состоянию на 01.01.2018 г. проживает 3360 детей-си- рот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 1,55% от общей численно- сти детского населения. Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите- лей, воспитывающихся в семьях, составляет 90,8% (на начало года – 89,7%). Сведения о детях-сиротах в регионе 2015 г. 2016 г. 2017 г. Общее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 3716 3560 3360 Численность выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 323 302 277 Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в семью 3229 3193 3050 Табл. 9 Сведения о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, в 2015-2017 гг. В 2017 году в области выявлено 277 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди- телей, что на 8,3% меньше, чем в 2016 году (302 ребенка). Пастухову со званием лауреатов Премии Правительства Российской Федерации в области об- разования за 2017 год за данную разработку и пожелала им дальнейших успехов, а выпускни- кам школы-интерната – устройства во взрослой жизни. 20 ноября 2017 года на базе управления образования и науки Липецкой области, в рамках Всероссийского дня правовой помощи детям, прошел региональный тематический телемост «В стране прав». Участие в его работе приняла Уполномоченный по правам ребенка в Липец- кой области. К телемосту присоединились учащиеся всех муниципальных образований региона. Вопро- сы можно было задать как заранее, так и во время телемоста. Ответить на них пришли судьи, прокуроры, представители других правоохранительных органов, правозащитники и адвокаты. Из их выступлений ребята узнали о видах правовых си- стем, о правах несовершеннолетних, о мерах социальной поддержки детей из малообеспечен- ных, опекунских и многодетных семей. Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области рассказала об истории Всемир- ного дня ребенка, возникновении института Уполномоченного по правам ребенка в Россий- ской Федерации и в нашем регионе. Говоря о важности правового просвещения детей и работы по защите их прав и законных интересов, Людмила Куракова отметила: «Дети – наше будущее. Не надо бить это будущее, ругать его. Ему надо помогать расти и развиваться». 2.2. ЗАЩИТА ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Право детей на образование закреплено статьей 28 «Конвенции ООН о правах ребенка». Основным правовым документом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Федеральный закон «Об образовании в Российской Феде- рации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, вступивший в силу с 1 сентября 2013 года. Закон регулирует вопросы образования, в том числе лиц с ограниченными возможностями. В 2017 году в адрес Уполномоченного по правам ребенка поступило 48 обращений граж- дан по вопросам защиты прав детей на образование (16% от общего числа обращений), это на 11 обращений больше, чем в 2016 году (37 обращений, 13%). Наибольшее количество жалоб в 2017 году, так же, как и в 2016 г., поступило по вопросам нарушения прав несовершеннолетних в общеобразовательных учреждениях региона. Более того, все заметнее становится тенденция обращения родителей с однотипными жалобами по проблемам, связанным с педагогическими конфликтами, возникающими между детьми, их родителями и учителями. Как правило, суть конфликта заключается в том, что со стороны образовательного учреждения к ребенку предъявляются серьезные претензии, связанные с его низкой успеваемостью и неудовлетворительным поведением. В таких случаях родителям настоятельно рекомендуют направить ребенка на прохождение психолого-медико-педагоги- ческой комиссии либо сменить образовательное учреждение. По каждому такому обращению Уполномоченный выезжает в соответствующее обра- зовательное учреждение и проводит встречу с его руководством. Результатом таких бесед является достижение решений, при которых ребенок продолжает обучение в своем учебном заведении. Обращения в 2017 г. поступали по следующей тематике: • устройство в дошкольные образовательные организации – 4, • нарушение прав несовершеннолетних в дошкольных и общеобразовательных организа- циях – 30, • обжалование решения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) – 1, • зачисление ребенка-инвалида в коррекционную школу – 2, • организация учебного процесса в общеобразовательной школе для ребенка-инвалида – 3, • нарушения прав детей в коррекционных школах – 3, • получение среднего профессионального образования детей с ОВЗ – 5. Рис. 14. Тематика об- ращений граждан по вопросам защиты прав детей на образование в 2017 г. Пример обращения: В адрес Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области поступило обращение гражданки А., жительницы города Липецка, об оказании помощи в переводе ее ребенка, учащегося 3 класса средней общеобразовательной школы, в другое учебное учреждение. Причина – негативные условия, созданные, по мнению заявительницы, ребенку со стороны преподавателей и учащихся данной школы. Результат: Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области осуществила выезд в указанное учебное учреждение. В результате проведенной работы были созданы необходимые условия для дальнейшего обучения ребенка в данной школе, которые в полном объеме удовлетворили законного представителя. Организация образования детей с ограниченными возможностями здоровья В 2017 г. в Липецкой области численность детей в возрасте от 0 до 17 лет включительно составляла 214875, из них зарегистрировано 4137 детей-инвалидов, что составляет 1,9% от общего количества детского населения. В общеобразовательных организациях области обучается 3 862 ребенка с ограниченными возможностями здоровья (2015 г. – 3 664 чел.; 2016 – 3 817 чел.), что составляет 3,3% от обще- го числа обучающихся (2015 г. – 3,2%; 2016 г. – 3,3%). Рис. 15. Количество детей с ОВЗ, обучающихся в образовательных организациях региона Рис. 16. Количество детей-инвалидов, обучающихся в образовательных учреждениях по видам обучения Ежегодно количество детей-инвалидов увеличивается (2015 г. – 4015; 2016 г. – 4054; 2017 г. – 4137). В 2017 году образовательными услугами на базе образовательных организаций вос- пользовались 2269 ребенка-инвалида, 557 детей обучаются на дому, 192 ребенка охвачены дистанционными формами обучения, остальные дети-инвалиды посещают дошкольные обра- зовательные организации и обучаются в семье. Увеличилось количество фактически обучающихся детей-инвалидов на базе образова- тельных организаций (2016 г. – 1833; 2017 г. – 2269) и количество детей-инвалидов, обучаю- щихся на дому (2016 г. – 428, 2017 г. – 557). Число обучаемых за счет дистанционной формы обучения сохранилось на прежнем уровне (2016 г. – 192; 2017 г. – 192). В 9 организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеоб- разовательным программам Количество обучающихся, человек 2015 г. 2016 г. 2017 г. Для глухих и слабослышащих детей 1 68 1 85 1 78 Для слабовидящих и незрячих детей 1 508 1 551 1 547 Для детей с тяжелыми нарушениями речи 1 53 1 49 1 69 Для детей с задержкой психического развития 1 110 1 141 1 148 Для детей, имеющих умственную отсталость 5 565 5 565 5 577 Итого 9 1304 9 1391 9 1419 Табл. 11. Кол-во организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, и количество обучаю- щихся в них учеников. Для обучения, воспитания и развития детей используются специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания, специальные учебники, учебные пособия и ди- дактические материалы, специальные технические средства обучения коллективного и инди- видуального пользования. Проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия. Имеются оборудованные учебные и специализированные кабинеты, компьютерные классы, мастерские, спортивные и тренажерные залы, сенсорные комнаты, медицинские кабинеты, библиотеки и др. В Липецкой области на базе 259 общеобразовательных школ реализуется инклюзивное образование. Количество обучающихся в них детей с ограниченными возможностями здоро- вья в 2017 г. – 879 человек. № Количество 2015 г. 2016 г. 2017 г. – Количество общеобразовательных школ, реализующих инклюзивное образование 260 257 259 – Количество обучающихся в них детей с ограниченными возможностями здоровья 1203 867 879 Табл. 12. Сведения об инклюзивном образовании в Липецкой области за 2015-2017 гг. 2016 г. 2017 г. Доля детей-инвалидов от общей численности детей-инвалидов соответствующего возраста, получающих: общее образование 96% 97% дошкольное образование 80% 85% дополнительное образование (5-18 лет) 30% 35% Табл. 13. Доля детей-инвалидов от общей численности детей-инвалидов соответ- ствующего возраста, получающих различные уровни образования в 2016-2017 гг. В 2017 году в 22 образовательных организациях области созданы необходимые условия для комфортного пребывания и обучения детей-инвалидов, в том числе: в 16 дошкольных об- разовательных организациях; в 4 образовательных организациях, реализующих адаптирован- ные образовательные программы; в 2 учреждениях дополнительного образования. 2016 г. 2017 г. Доля образовательных организаций, в которых создана безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, от общего количества соответствующих организаций в общеобразовательных организациях 21,4% 22,3% в дошкольных образовательных организациях 16% 17% в образовательных организациях (дошкольные образовательные организации, обще- образовательные организации, организации дополнительного образования) 17,6% 18,6% Табл. 14. Доля образовательных организаций, в которых создана безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, от общего количества соот- ветствующих организаций. Мероприятия с участием Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области 24 мая 2017 года Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области Людмила Кура- кова посетила ГБОУ Липецкой области «Кадетская школа имени майора милиции А.П. Ковриж- ных». В этот день в общеобразовательных учреждениях Липецкой области прошли праздничные мероприятия, посвященные окончанию 2016-2017 учебного года. Для 15 тысяч учащихся ре- гиона прозвучал последний школьный звонок. Детский омбудсмен поздравила выпускников с важным для них событием и пожелала успешной сдачи экзаменов и удачного выбора профес- сии. 1 сентября 2017 г., в День знаний, Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой обла- сти Людмила Куракова посетила Государственное бюджетное общеобразовательное учреж- дение Липецкой области «Специальная школа-интернат г. Задонска», где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья с 3 до 18 лет. В данном учреждении обучаются 88 человек (дети с нарушением слуха, задержкой психи- ческого и речевого развития, дети с интеллектуальными нарушениями). В школе-интернате реализуются адаптированные основные образовательные программы дошкольного образо- вания, начального и основного общего образования, дополнительного образования детей и взрослых. Для воспитанников созданы все необходимые условия для комфортного прожива- ния и круглосуточного пребывания. Рис. 10. Структура выявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро- дителей, в 2017 г. Больше всего детей, оставшихся без попечения родителей, стало по причине лишения родительских прав (82 ребенка, 30%), далее следует группа в связи с ограничением в роди- тельских правах (62 ребенка, 22%), на третьем месте – группа детей, потерявших родителей по причине их смерти (51 ребенок, 18%), чуть более 11% составляют группы по причине за- ключения родителей в места лишения свободы (32 ребенка) и в связи с отказом от родителей (31 ребенок), 6 детей (2%) стали сиротами в связи с установлением факта утраты попечения и 3 ребенка (1%) являются таковыми в связи с розыском родителей. Органами опеки и попечительства предприняты меры к возвращению этих детей в кров- ные семьи, устройству в замещающие семьи, в случае невозможности семейного устройства на этом этапе, в организации для детей-сирот. В 2017 г. 257 детей (92,8% от числа выявленных) были усыновлены, переданы под опеку и попечительство, в приемные семьи и возвращены родителям (2016 г. – 97,4%), в том числе: – под безвозмездную опеку (попечительство) – 180 детей (70,0%); – под предварительную опеку (попечительство) – 43 ребенка (16,7%); – в приемную семью – 14 детей (5,4%); – возвращены родителям – 12 детей (4,7%); – отданы на усыновление (удочерение) – 8 детей (3,1%). 18 детей были направлены в организации для детей-сирот с целью их устройства в за- мещающие семьи. Один ребенок обучается в учреждении профессионального образования, находясь на полном государственном обеспечении. Рис. 11. Количество детей-сирот, устроенных в замещающие семьи в 2016-2017 гг. В 10-ти из 20-ти муниципальных образований области все выявленные дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, были устроены на воспитание в замещающие семьи. Из 3050 детей, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 629 живут в семьях усыновителей, 888 – в приемных семьях, 1533 – в семьях опеку- нов, попечителей. Рис. 12. Распределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите- лей, по виду устройства в семью в 2017 г. По состоянию на 01.01.2018 года на учете в Региональном банке данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей (РБД), состояло 310 детей, что на 15,8% меньше по сравнению с предыдущим годом (368 детей). 2015 г. 2016 г. 2017 г. Количество приемных семей 537 552 543 Количество детей в приемных семьях 860 912 888 Табл. 10. Информация о приемных и опекунских семьях в Липецкой области за 2015-2017 гг. В Липецкой области насчитывается 543 приемные и 1253 опекунские семьи, в которых воспитываются 888 приемных и 1533 находящихся под опекой ребенка. На учете в органах опеки состоит 629 усыновленных и удочеренных детей. С учетом требований федерального законодательства в 2017 г. состоялось 9 выпусков слушателей Школы приемных родителей, свидетельства об окончании обучения получил 291 человек. В регионе создан банк данных потенциальных родителей, готовых взять детей в семью. На начало 2018 г. на учете в РБД состоят 73 кандидата в усыновители, опекуны, попечители. За от- четный период снято с учета в связи с принятием ребенка в семью, а также истечением срока действия заключения о возможности гражданина быть опекуном (попечителем), приемным родителем, усыновителем 53 кандидата. В Липецкой области для выпускников из организаций для детей-сирот был реализован проект «Путеводитель по самостоятельной жизни». В проекте приняли участие 92 выпускника из 7 организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специаль- ных школ-интернатов Липецкой области; проведено 15 занятий. Однако проблема сиротства остается одной из острейших в современном обществе. По достижении 18-летнего возраста дети-сироты продолжают нуждаться во внимании государ- ства и общества. В этой связи актуальным вопросом является постинтернатное сопровожде- ние. Эту работу следует расширить, разработав соответствующую региональную программу, содержащую регламент работы по сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без по- печения родителей, до достижения ими 23-летнего возраста. Достигнув совершеннолетия, сирота получает право самостоятельно распоряжаться де- нежными средствами, поступавшими на его счет до 18 лет, но часто психологически оказыва- ется к этому не готов, будучи не полностью социализированным. В результате обманных или мошеннических действий с чьей-либо стороны любой сирота может остаться без средств к существованию. Актуальной остается проблема досудебного разрешения споров между родителями (в слу- чае их раздельного проживания) об определении порядка общения с ребенком. Уполномочен- ный по правам ребенка в Липецкой области проводит переговоры с родителями, содействуя решению этого вопроса. Такие действия Уполномоченный по правам ребенка предпринимает как самостоятельно, так и совместно с органами опеки и попечительства. Результатом этой деятельности часто является устное или нотариально оформленное соглашение об определе- нии порядка общения с детьми, а также, в случае невозможности урегулирования спора само- стоятельно, обращение в суд. После решения суда зачастую один из родителей обращается за помощью к Уполномоченному по правам ребенка в Липецкой области по причине неисполне- ния судебного решения другим родителем. В 2017 г. Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области дважды столкнулась с ситуацией, когда бабушки оклеветали законных представителей детей (родителей). Уполномоченный по правам ребенка стала на защиту и сохранение кровных семей. В одном из случаев на время урегулирования конфликта ребенок был помещен в социально-ре- абилитационный центр. Липецкий детский омбудсмен выезжала по месту нахождения несо- вершеннолетнего, посещала органы опеки, встречалась с родителями. В другом случае мать ребенка, при поддержке липецкого детского омбудсмена, обратилась в суд с иском о защите чести и достоинства. В результате оба ребенка остались воспитываться в кровных семьях. Пример обращения: В адрес Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области обратилась жительни- ца Грязинского района Липецкой области гражданка Л. с просьбой об оказании содействия в исполнении судебного решения, определяющего условия общения бабушки и дедушки с внуком. Результат: В ходе рассмотрения обращения установлено, что мать несовершеннолетнего внука не исполняла имеющееся решение суда и препятствует общению бабушки и дедушки с внуком. После вмешательства Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области решение суда стало исполняться. В соответствии со статьей 38 Конституции Российской Федерации забота о детях, их вос- питание – равное право и обязанность обоих родителей. Право несовершеннолетних граждан на получение содержания (алиментов) и создание условий проживания закреплено Семейным кодексом Российской Федерации. В 2017 г., по сравнению с предыдущим годом, практически в 2,5 раза (с 24 до 10) сократи- лось количество обращений по вопросам алиментных обязательств (оказание содействия по взысканию алиментов на содержание детей, жалобы на бездействие судебных приставов-ис- полнителей). Их доля в общем числе обращений уменьшилась с 9% до 3,4%. Этому способствовали вступившие 15 января 2016 г. изменения в Федеральный закон от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», предусматривающие временное лишение водительских прав, если сумма долга превышает 10000 рублей. Однако проблема исполнения алиментных обязательств, вопросы о порядке взыскания либо погашения задолженности по алиментам, о розыске имущества должников, жалобы на работу судебных приставов-исполнителей все еще остаются. Значимые мероприятия по защите прав детей 1 июня 2017 г. в Концертном зале «Унион» им. Т.Н. Хренникова состоялся торжественный прием, посвященный Международному дню защиты детей, на который были приглашены 30 приемных и опекунских семей области, где воспитываются 70 детей. Собравшихся приветствовал глава администрации Липецкой области Олег Королёв. Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области Людмила Куракова поздравила при- сутствующих с Международным днем детей, который в России носит название «День защиты детей». Детский омбудсмен выразила слова признательности людям, воспитывающим приемных детей, которые не оставили ребят в сложный для них момент и приняли их в свою семью. Большинство приемных и опекунских семей области – это кровные семьи, где родственни- ки нашли возможность и силы поддержать детей в трудной жизненной ситуации. 1 июня 2017 года Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области встретилась с коллективом и выпускниками ГБ ОУ «Специальная школа-интернат г. Грязи». Уполномоченный познакомилась с методической разработкой ГБОУ «Специальная школа- интернат г. Грязи» «Художественная керамика в специальной школе-интернате». Особенность проекта заключается в совокупности и взаимодополнении сразу нескольких факторов: коррек- ционно-развивающая направленность образовательного процесса; активное использование керамики как средства арт-педагогики и арт-терапии; изучение «регионального компонента» – традиционной глиняной игрушки и гончарства липецкого края; привлечение к занятиям ро- дителей (опекунов) обучающихся и вовлечение их в совместную творческую деятельность. Цель проекта – развитие общих и творческих способностей, формирование желания и умения учиться, коррекция недостатков познавательной деятельности, эмоционально-воле- вой сферы, профессиональное самоопределение воспитанников. Детский омбудсмен региона поздравила авторов проекта Дмитрия Батищева и Светлану

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz