Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)
Равняться на кумиров Во Льве Толстом открыли уникальный Музей спорта Роман Викторов Любители футбола еще смакуют эпизоды триумфа нашей команды над саудитами, а во Льве Толстом уже получили дополнительный бонус. В местной ДЮСШ открылся Музей спорта. Да еще какой! Уникальные раритеты здесь лежат не за стеклом, а на витринах, поэтому трогать их отнюдь не возбраняется. Чего стоят, например, бутсы со стертыми носами, которые дороги главе рай- онной администрацииВла- димиру Осетрову. Он носил их лет сорок назад будучи защитником команды«Об- увщик», куда направляли солдат-ракетчиков военной части 32464«Е», расквар- тированной в городе Лида Белорусского военного округа. С тех пор футбол для него как религия. — Царившая в нашей части атмосфера этому спо- собствовала, — говорит Владимир Евгеньевич. — Мои начальники, капитан Бондышев и полковник Симрод, такие установки давали, что нам было за- зорно играть плохо. Рядом располагаются отлично сохранившиеся дореволюционные афиши о схватках на арене Одес- ского циркашапито между ИваномПоддубнымиСеме- ном Ковыршиным, высту- павшим под псевдонимом Маштанский. Он так крепко сжи- мал в «желез - ных» объятиях знаменитость, что поединок между ними закончил- ся вничью. Наш земляк был не- заурядной личностью: ох- ранял после революции семью отрекшегося от пре- стола царя Николая II, в Гражданскую руководил отрядом чекистов, в пого- нах майора ветслужбы на войне с фашистами коман- довал эскадронами, под- ведомственными третьей танковой армии. — Отцу неимоверная сила на фронте пригоди- лась. Он испуганных ар- тобстрелами лошадей уре- зонивал, после чего они терпеливо волокли орудия на позиции,—рассказыва- ет Игорь Ковыршин. Сама торжественная це- ремония открытия Музея спорта прошла традицион- но: под украшенной шара- ми табличкой с золотыми буквами спели местные ар- тисты, сказал добрые слова Владимир Осетров, а пред- ставительгруппыкомпаний «Черкизово» Олег Бурцев вручил директору ДЮСШ Сергею Рябцу сертификат на закупку инвентаря. Посетителям музея представлено немало ин- тересного, ведь о каждом герое экспозиции можно написать целую повесть. Так, наставник футболи- стов «Локомотива» Сергей Муратов полвека назад стажировался в Бразилии. Ушибы и ссадины звезд Олимпиады-80 лечил док- тор Юрий Архипкин. Хотя коронных видов у энтузиастов много, футбол в Лев-Толстовском районе всегда был вне конкурен- ции. На домашние встречи блиставшего на отраслевом первенстве железной доро- ги «Локомотива» зрителей по несколько сотен соби- ралось. Любой мальчишка грезил народной игрой. Гривенник на билет роди- тели, правда, не каждому давали, поэтому мальчиш- ки проникали на трибуны, воспользовавшись дыркой в заборе. Среди наиболее преданных болельщиков был и основатель клуба тяжелоатлетов «Самсон» Владислав Сдобников, вы- глядящий в свои 66 лет крепким молодцем. — Года не беда, если душа молода, — смеется Владислав Егорович. И, чуточку подумав, добавля- ет: — Надо быть заядлым оптимистом и спортом как можно чаще заниматься. — Нынешнее откры- тие — это лишь начало формирования коллек- ции. Наследники кумиров пообещали обогатить ее другими реликвиями. Мы в свою очередь включим посещение Музея спорта в популярный туристиче- скиймаршрут. Пусть наша молодежь гордится своими земляками, — отметил Владимир Осетров. Чтобы росло «Стальное дерево» Более трех миллионов рублей планируется потратить на конкурс экологических проектов НЛМК —ЕвгенияВалерьевна, Год экологии завершил- ся, но интерес к проекту «Стальное дерево» только усилился. Вы этого ожи- дали? — Мы привлекаем мо- лодых инициативных лип- чан к решению экологи- ческих проблем. С самого начала почувствовали, что у этой идеи хороший потенциал. На комбинате уже много лет проходит конкурс «Молодой лидер НЛМК», и мы не переста- ем удивляться, насколько смелые и амбициозные проекты выдвигает наша молодежь, насколько силь- но желание творить, сози- дать, делать жизнь вокруг лучше. Конечно логично, что в Год экологии темой конкурса стали вопросы защиты окружающей сре- ды. Из 800 различных проектов были отобраны лучшие — их оказалось 11, и все они реализованы. Вот в это до конца не все ве- рили. И тогда мы поняли: это же основа для самостоятельно- го экологического направления! — Как эти проекты из- менили экологическую обстановку в Липецке? —Сразу, разумеется, не изменили, но со временем, уверена, их польза станет очевидной. Например, в Матырское водохранили- ще было запущено 30 ты- сяч мальков белого амура. Автор проекта, инженер- программист НЛМК Лю- бовь Ушакова, тщательно изучила экологическую обстановку и пришла к вы- воду, что водохранилище стремительно зарастает во- дорослями.Отсюдаимассо- вая гибель рыбы, и непри- ятный запах, и цветущая вода.Поэтому предложила запустить белого амура, который будет активно по- едатьводоросли. Эксперты- биологи поддержали эту идею. Теперь будем ждать результатов. Этот проект, кстати, был признан побе- дителем конкурса. Другой — «С чистого листа»—закладывает тра- дицию посадки семейных деревьев. По инициативе его автора Сергея Тафин- цева на улице Хренникова было высажено 180 «имен- ных» деревьев. Понятно, что традиция не возникнет за короткое время. Однако идея прекрасная: вместе с детьми всей семьей сажать деревья и чувствовать, что город твоими стараниями становится красивее. Еще один необычный проект молодых лидеров НЛМК по оснащению мно- гоквартирногодомасолнеч- ными батареями уже при- носит пользу и жителям, и окружающей среде. Да и другая инициатива — по вывозу тысячи кубометров мусора из леса в посел- ке Тракторостроителей — вполне реальный вклад в экологию. Я надеюсь, что предложенияконкурсантов 2018 года будут не менее интересными и смелыми. — Получается, что лю- бой человек, если ему не- безразличны экологиче- ские проблемы, может сам что-то изменить в лучшую сторону? —Именно. В этом и за- ключается, на мой взгляд, самый важный посыл про- екта — хватит ругаться и ворчать. Давайте вместе делать так, чтобы двор, город, область, страна ста- новились лучше, чище, комфортнее для нас же са- мих. Кстати, сроки подачи заявок — до 30 июня 2018 года, такчтоможно это сде- лать прямо сейчас. Заявки принимаются по электрон- ной почте steeltree@nlmk. com. Еще есть интересный экологический сайт www. ecology48.ru, где можно ознакомиться с проектами прошлого года и просле- дить, как проходит кон- курс. Да и вообще быть в курсе всех липецких экологических новостей. Кстати, любые тревож- ные сигналы с мест можно и нужно отправлять на этот сайт. Там для этого есть специальная«красная кнопка». К примеру, вы увидели, что в лесопарко- вой зоне сгружаетсямусор, незаконно вырубаются деревья или у вас родилась идея по улучшению эко- логической обстановки — пишите на сайт, жмите на «красную кнопку». Очень удобный и полезный, на мой взгляд, ресурс. —ЕвгенияВалерьевна, часто самые прекрасные инициативы упираются в вопрос их финансирова- ния. Как с этим обстоит дело у «Стального дере- ва»? — Основным источни- ком финансирования про- екта является благотвори- тельный фонд «Милосер- дие». В этом году плани- руемый бюджет конкурса почти в два раза выше, чем был в прошлом, и состав- ляет 3,3миллиона рублей. Авторы лучших предло- жений получат гранты в размере 300 тысяч рублей на их реализацию и, что немаловажно, админи- стративную поддержку. Мы рассчитываем, что к финансированию под- ключатся административ- ные структуры, а также средний и крупный биз- нес. Конкурсанты нередко сами привлекают средства спонсоров.По сути, авторы проектов берут на себя их организационную состав- ляющую: идею, разработ- ку, расчеты. —И когда их планиру- ете завершить? — Оценка проектов и выделение грантов прой- дет до 31 августа 2018 года. И до 31 октября все они должны быть реализова- ны. Это довольно динамич- ный процесс, как и требует ритм современной жизни, — оперативно, качествен- но, с прицеломна будущее. — Кто будет опреде- лять, чье предложение заслуживает поддержки? —Вконкурснуюкомис- сию входят представители нашего фонда, НЛМК, администрацийЛипецка и области, а также эксперты в сфере проектирования, экологии и природных ресурсов. Нам приятно, что находим понимание и со стороны местных вла- стей. Впрошломгоду глава Липецка Сергей Иванов поддержал наш проект и отметил, что его обязатель- но надо тиражировать на другие регионы. Иэто уже происходит—в нынешнем году к «Стальному дереву» присоединились Белгород- ская область и Алтайский край, где расположены Стойленский горно-обо- гатительный комбинат и «Алтай-кокс». Надеемся, что наше «дерево» дорас- тет до всероссийского про- екта. Уже сейчас наши усилия по развитию этой инициативы отметили на федеральном уровне. В июне НЛМК стал победи- телем международного конкурса «Экологическая культура. Мир и согла- сие», который проводится неправительственным эко- логическим фондом име- ни Владимира Ивановича Вернадского. Волонтер- ская программа «Стальное дерево» победила в номи- нации «Социальные ини- циативы, направленные на развитие экологической культуры». Уходящая в Историю натура Исаак Розенфельд В кинематографе эти два талантливых человека существовали как бы парал- лельно. Создатель воистину народного кино Станислав Говорухин с его «Вертика- лью», «Местом встречи изменить нельзя», «Вороши- ловским стрелком», «Две- надцатью негритятами». И известная лишь гурманам- киноманам Кира Муратова, у которой житейское, бытовое соединялось с причудливой притчей, оборачивалось сюрреалистическими странностями, смех — слезами, болью, нервным срывом. Н о так случилось, что оба ониушлиизжизнипоч- ти одновременно. И в отечественной культуре образовалась пустота, как ни парадоксально, словно быобъединившая эти горькие утраты. Упубли- цистов есть излюбленный штамп. Умирает крупный режиссер, литератор, актер, и в прощальных статьях скорбно повторяется: с ним ушла целая эпоха. Но что именно ушло, объясняется не слишком внятно. В последнее время у нас принято бранить режиссе- ров нового поколения. Укинокамерыпристраиваются случайные люди. Они не владеют профессией. И за душой ни черта не имеют, кроме разными правдами и неправдами выцыганенных денег на постановку. В принципе, претензии справедливые. В сущности, кинопроцесс сейчас отчетливо раз- двоился, если не растроился. Как на конвейере изго- тавливаютсяфальшивые мелодрамы, где миллионеры спешат предложить руку, сердце, виллу и банковские счета наивным, чистым барышнямиз провинции. Ка- тится вал детективов. Всяжизнь сводится к тому, кто кого переиграет, замордует, отправит в кутузку либо на тот свет. А есть еще гламурные комедии. В них, предположим, прелестнаяжурналистканароскошном заморском курорте добивается интервью у загорелого олигарха, наотрез отказывающегося встречаться с газетчиками. А другой, куда более слабый поток, — то са- мое «народное кино». К примеру, «Движение вверх» или «Собибор». Ты чувствуешь настой- чивуюпотребность авто- ров повести серьезный диалог с публикой о се- рьезных вещах. А глав- ное — вдохнуть в них гордость за мужество защитников Родины, бесстрашных космо- навтов, выдающихся спортсменов. Этих лент, однако, не густо. И на большом, и на малом экране они вынуждены конкури- ровать с голливудски- ми боевиками, количе- ственно в десятки раз преобладающими и в прокате, и в телепрограммах. Да и с Андреем Звягин- цевым и прочими кинематографистами-любимцами фестивальных аудиторий на Западе. Причем полю- били их там не только за дар и мастерство, но и за откровенную «чернуху» в показе россиян. Т ак вот, с Говорухиным, Муратовой, Рязановым уходиткакраз эпохалюбвиичестногоотношения к зрителю. О чем и думалось, когда провожали в последний путь и Муратову, и Говорухина. В чисто творческомплане они, действительно, были антипода- ми.Муратова всматривалась в обычных, часто слабых, часто чудаковатыхперсонажей.Может, этоикоробило советскую цензуру? И она клала на полку и «Долгие проводы» — картину о женщине, чей сын ждет при- зыва в армию, и «Короткие встречи»—об одиночестве какбудто бынемалодостигшейсоветскойфункционер- ши, обреченной тем не менее на одиночество. В постперестроечные годы ставшая свободнойМу- ратова сняла еще несколько неожиданных фильмов. Подчас гениальных. Но они все равно не собирали полные залы. Да и на телеэкране появлялись нечасто. КируМуратову это, похоже, не задевало. Влюблен- наявкино, онаменяла егоязык, самдух.Но онане сни- мала для чужих. Не хотела, не могла ради того, чтобы те ей поаплодировали, унижать своих. Она работала для России, для самых восприимчивых, тонких и ду- мающих соотечественников. Ее поведение напоминает реакциюОсипаМандельштама, когда начинающие по- этыему пожаловались: их вот не печатают. Он взвился и закричал: «АХриста печатали? АБудду печатали?» Для него стихи былижизнью, поступками—и неваж- но, кто узнает о них сегодня, кто завтра, а кто никогда. Также относилась к своим фильмам Кира Муратова. Она вложила в них свою правду о России, ее народе. А кто ее услышит, кто не услышит—не имеет значения. А Станислав Говорухин любил в кино то же, что любило, чего ждало и большинство зрителей. Ему до седых волос нравились книги, прочитанные в детстве и отрочестве. Он был романтиком. Но эта романтика не отрывала его от реальности, не превращалась в кра- сивуюмечтательность. Сильный человек, он ценил и в жизни, ивкино сильныхлюдей. Людейдействия. Тех, что не поступятся совестью, не отступят перед опас- ностью, не пренебрегут долгом. Такими были и пер- сонажи ранней «Вертикали», и ветеран, сыгранный Михаилом Ульяновым в «Ворошиловском стрелке». Режиссер преклонялся перед Солженицыным. Даже называл себя «маленьким Солженицыным». Но когда понял, что сотворили со страной другие поклонники Александра Исаевича, в немалой мере по солженицынскому же рецепту, не уклонился от необходимости жестко оценить происходящее. Он взялся за перо публициста. Он занялся политикой. Он не убоялся обвинений в призыве к самосуду, ставя фильм «Ворошиловский стрелок» о том, как старый человек в разоренной, преданной стране, где деньги и власть гарантировали безнаказанность негодяям, берет в руки ружье, чтобы покарать неуязвимых, не- прикасаемых в неправедном ельцинском государстве. Лучшие говорухинские фильмы становились со- бытиями. Они были зрителю опорой и уроком нрав- ственности, верности, веры. Как раз это в нынешнем искусстве страшный дефицит. В той, уходящей, эпохе художник чувствовал свою ответственность не перед инвестором, же- лающим «отбить» деньги, вложенные в съемки. Не перед Константином Эрнстом, ожидающим высо- ких рейтингов, а значит, очереди из рекламодателей. А перед страной. Перед нами. Перед каждым, кто переступает порог зрительного зала. Слово обозревателю В той, уходящей, эпохе художник чувствовал свою ответственность не перед инвестором, желающим «отбить» деньги, вложенные в съемки... А перед страной. Перед нами. Перед каждым, кто переступает порог зрительного зала ” 3 № 115/25743/19 ИЮНЯ 2018 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Круг интересов Художниками рождаются... Сегодня у нашего коллеги юбилей Однажды наш фотокорреспондент Николай Черкасов удивил всю редакцию. Он показал свои рисунки — утонченные, воздушные, лишенные и намека на желание не отстать от моды, от авангар- дистских и поставангардистских экспериментов. Скорее уж они вызывали в памяти прелестную перьевую графику поэтов начала поза- прошлого века — Василия Жу- ковского, к примеру, и даже знаменитые «почеркушки» на полях пушкинских рукописей. Впрочем, Черкасов ничего не стилизовал под старину. Просто эта манера для него абсолютно органична. Мы давно знали: Николай превосходный фоторепортер. С фотоаппаратом он не расстается, кажется, никогда. Даже спеша на самое срочное редакционное задание, может вдруг остано- виться и направить объектив на какую-нибудь травинку, снять крупным планом причудливый узор корына дереве или заиграв- шегося в песочнице малыша. Кто-то пожимает плечами: да зачем ему это понадобилось? Но сам-то Николай Черкасов знает, зачем. Позже, может, спустя месяцы, а то и годы эти снимки становятся частями сложных фотоколлажей, как маленькие цветные стекла складываются в большие фрески. Такое пристрастное внимание к окружающему, как говорит- ся, к мелочам жизни ничуть не сказывается на его оператив- ности, на умении быстро, про- фессионально сделать снимок, а то и целую серию фото прямо в номер. Но и в этом он раскрыва- ется не только как журналист, вооруженный фотоаппаратом, но и как художник, способный интуитивно поймать единствен- но точный ракурс. Кажется, Гете утверждал, что творец всегда остается творцом, чем бы он ни занимался: пишет ли стихи, руководит ли театром или лепит горшки на гончарном круге. Несомненно, это в полной мере относится и к нашему това- рищу по редакции. Любое дело Николай Черкасов делает увле- ченно, самозабвенно, для него не существует «проходных», неин- тересных задач. Художническое начало у него в генах. Он с нимна свет появился. Да, потом много учился, набирался опыта, не про- пускал и не пропускает ни одной экспозиции одаренныхживопис- цев, скульпторов, графиков или коллег по фотоцеху. И все-таки художником, согласитесь, надо родиться. Есть вещи, которым тебя не научит никакой универ- ситет или академия. Мы рады, что он один из нас, всегда рядом с нами. Мыценими его таланты, и не столь уж часто встречающиеся, тем более у ярко одаренных людей, скромность, мягкость, доброжелательность. Сегодня Николаю Черкасову исполняется пятьдесят. Он в середине пути. Ему наверняка предстоят новые открытия, но- вые творческие взлеты. Думаем, читатели «Липецкой газеты» непременно окажутся их благо- дарными свидетелями. Амы сер- дечно поздравляем фоторепор- тера, фотохудожника и просто художника с юбилеем. Здоровья тебе, Николай, творческой не- успокоенности, каждодневного вдохновения. Коллектив Издательского дома «Липецкая газета», Союз журналистов Липецкой области. КСТАТИ Физкультурная жизнь в районе идет в гору . Запуск модульной котельной перевел на круглогодичную работу плавательный бассейн . Еще одно из последних достижений – « бронза » Спартакиады трудящихся Липецкой области . Футболисты настойчиво шагают к медалям сильнейшего областного дивизиона . Не за горами и возведение Ледового дворца , проект которого уже готов . Кирилл Васильев Родившийся в Год экологии проект НЛМК «Стальное дерево» сегодня шагнул за пределы предприятия и стал общим для жителей не только Липецка, но и Белгородской области и Алтайского края. О его необходимости, о финансировании и участниках читателям «Липецкой газеты» рассказала одна из организаторов проекта, директор благотвори- тельного фонда социальной защиты «Мило- сердие» Евгения Донских. Самый важный посыл проекта — хватит ругаться и ворчать. Давайте вместе делать так, чтобы двор, город, область, страна становились лучше, чище, комфортнее для нас же самих ” Фото Романа Ромашина
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz