Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)
№ 113/25741/15 ИЮНЯ 2018 13 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Продолжение. Начало на 5–12-й стр. В детских оздоровительных лагерях были реализованы профилактические про- граммы: «Профилактика правонарушений и безопасности дорожного движения» (ОРК «Клён»), «Приобретение навыков действий при возникновении чрезвычайных ситуаций» (ООЦ с. Аргамач-Пальна) и профориентационные проекты «Уравнение с двумя неизвест- ными», «Витамины роста: 5 в 1» (СОК «Прометей») и др. В целях максимального охвата организованными формами отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних, состоящих на различных видах профилактического уче- та, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, планируется проведение следующих мероприятий: – увеличение продолжительности работы палаточных лагерей для подростков, нахо- дящихся в социально опасном положении; – организация временной трудовой занятости несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе в лагерях труда и отдыха; – осуществление персонифицированного учета детей, находящихся в «группе риска» и социально опасном положении, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди- телей, детей, находящихся под опекой и в приемных семьях, по обеспечению различны- ми формами отдыха, оздоровления и занятости данной категории несовершеннолетних; – проведение семинара-совещания с руководителями оздоровительных организа- ций по вопросам организации отдыха, оздоровления и занятости детей, в т. ч. детей, от- носящихся к «группе риска»; – организация мероприятий по вопросам кибербезопасности. Раздел 8. Трудовая занятость подростков и родителей, имеющих детей Условия и режимы труда и отдыха подростков и родителей, имеющих несовершеннолетних детей, соблюдение трудовых прав подростков и меры по недопущению вовлечения несовершеннолетних в наихудшие формы детского труда Государственной инспекцией труда в Липецкой области проводится последователь- ная работа по обеспечению защиты трудовых прав работников в возрасте до восем- надцати лет. Надзорные мероприятия осуществляются с учетом контроля выполнения условий труда несовершеннолетних, недопущения выполнения ими работы, которая может представлять опасность для их здоровья либо наносить ущерб их физическому и нравственному развитию. В 2017 году были трудоустроены 3 274 гражданина в возрасте от 14 до 18 лет. В целях осуществления надзора за соблюдением законодательства о труде Государ- ственной инспекцией труда в Липецкой области проведено 1 499 проверок организаций всех форм собственности. При их проведении нарушений трудового законодательства в отношении лиц, не достигших 18 летнего возраста, не выявлено, так как несовершенно- летние отсутствовали в проверенных организациях. При проверках контролировалось исполнение трудового законодательства в отноше- нии работников в возрасте до 18 лет, в том числе: – включение в трудовые договоры обязательных условий или заключение срочных трудовых договоров без указания причин, послуживших основанием для их заключения (нарушение статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ); – заключение в письменной форме трудовых договоров и невручение второго экзем- пляра трудового договора работнику (нарушение статьи 67 ТК РФ); – нарушение сроков расчета при увольнении (нарушение статьи 140 ТК РФ). При проверках контролировалось соблюдение требований трудового законодатель- ства при организации рабочих мест несовершеннолетних: – обеспечение работников в возрасте до 18 лет средствами индивидуальной защиты; – проведение инструктажа по охране труда; – прохождение предварительного медицинского осмотра. В целях обеспечения трудовых прав несовершеннолетних в 2017 году проведен кру- глый стол «Дети и трудовые отношения. Права и обязанности. Защита прав», вебинар, посвященный Всероссийскому дню правовой помощи детям, с участием руководителей и специалистов Государственной инспекции труда в Липецкой области, управления об- разования и науки Липецкой области. В 2017 году была продолжена работа по контролю условий и режима труда роди- телей, имеющих несовершеннолетних детей. Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено повышение ответственности работодателей за нарушение трудового законодательства в части, касающейся оплаты труда. Федеральный закон от 18 июня 2017 года № 125-ФЗ «О внесении изменений в Тру- довой кодекс Российской Федерации» внес изменения и дополнения в статьи 93 и 101 ТК РФ в части предоставления возможности установления по соглашению для отдельных категорий работников (беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечи- теля), имеющего ребенка в возрасте до 14 лет, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, лица, осуществляющего уход за больным членом семьи) не только неполного рабочего дня, но и неполной рабочей недели, в том числе с разделением рабочего дня на части, на любой согласованный сторонами срок с учетом пожеланий работников и условий про- изводства работы, а также установления ненормированного рабочего дня работнику, работающему на условиях неполного рабочего времени, только в случае установления по соглашению сторон трудового договора установлена неполная рабочая неделя, но с полным рабочим днем (сменой). Внесенные изменения позволяют сочетать в гибких ре- жимах работы неполный рабочий день и неполную рабочую неделю. Соблюдение режимов труда и отдыха, охраны труда и здоровья женщин, предостав- ление отпусков по беременности и родам и другие гарантии определены в главе 41 ТК РФ «Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями». Го- сударственной инспекцией труда в 2017 году в ходе комплексных проверок выявлено 5 нарушений законодательства о труде женщин и лиц с семейными обязанностями (2015 г. – 16 нарушений; 2016 г. – 6 нарушений). Среди них: невыплаты пособия по беременности и родам, по уходу за ребенком до 1,5 лет, нарушения законодательства о регулировании труда беременных женщин и женщин, имеющих ребенка в возрасте до 3 лет. Наиболее типичными нарушениями по охране труда в 2017 году продолжают оста- ваться: – необеспечение работниц средствами индивидуальной защиты (СИЗ) (нарушение статей 4, 212, 221 ТК РФ, Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утверж- денных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 290н); – непроведение медицинских осмотров (нарушение статьи 213 ТК РФ). Содействие занятости подростков, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и детей, состоящих на учете в органах внутренних дел Главной целью по содействию занятости является сдерживание темпов роста без- работицы среди молодежи, расширение видов трудоустройства, включая временное, повышение уровня занятости несовершеннолетних, состоящих на учете в органах вну- тренних дел, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» органы службы занятости оказыва- ют го-сударственную услугу по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения. Учащиеся общеобразовательных организаций, начиная с 14-летнего возраста, могут обратиться в органы службы занятости за данной государственной услугой. Одним из приоритетных направлений деятельности органов службы занятости на- селения Липецкой области является обеспечение занятости молодежи. В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населе- ния в Российской Федерации» несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет, отнесенные к категории граждан, испытывающих трудности в поиске работы, обеспечи- ваются дополнительными гарантиями. Подпрограмма 1 «Развитие рынка труда и социальная поддержка безработных граждан» государственной программы Липецкой области «Развитие рынка труда и со- циальная поддержка безработных граждан» предусматривает организацию временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, а также развитие системы профессиональной ориентации и психологи- ческой поддержки населения, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда. В соответствии с Законом Липецкой области от 22 августа 2007 года № 87-ОЗ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Липецкой об- ласти», приказом управления труда и занятости Липецкой области от 27 апреля 2017 года № 81 «Об организации в 2017 году занятости несовершеннолетней молодежи в свободное от учебы время» и приказом управления труда и занятости Липецкой об- ласти от 28 октября 2013 года № 238 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые», Законом Липецкой области от 24 февраля 2012 года № 13-ОЗ «О фи- нансовой поддержке граждан в сфере содействия занятости населения» обеспечение трудовой занятости несовершеннолетних осуществлялось посредством трудоустрой- ства на постоянную работу, в том числе на квотируемые рабочие места; организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет во время каникул и в свободное от учебы время. В 2017 году в органы службы занятости населения Липецкой области за содействием в поиске подходящей работы обратилось 3 370 несовершеннолетних, из них трудоустро- ено 3 274 человека (таблица 8.1). Таблица 8.1 Численность граждан в возрасте от 14 до 17 лет, обратившихся в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы, в 2015 – 2017 годах 2015 г. 2016 г. 2017 г. Численность граждан в возрасте от 14 до 17 лет, обратившихся в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы, человек 3533 3307 3370 из них трудоустроено, человек 3364 3182 3274 Доля трудоустроенных,% 95,2 96,2 97,2 Наибольший показатель трудоустройства подростков связан с их временной занято- стью (таблица 8.2). Таблица 8.2 Трудоустройство несовершеннолетних граждан в 2015 – 2017 годах Направление трудоустройства Количество трудоустроенных, человек 2015 г. 2016 г. 2017 г. Трудоустройство на постоянную работу 8 11 2 Трудоустройство в счет квоты на предприятиях 25 32 1 Организация временного трудоустройства в период кани- кул и в свободное от учебы время 3325 3151 3274 Объем финансирования мероприятий по временному трудоустройству несовершен- нолетних в 2017 году составил 5,4 млн рублей (2015 г. – 4,9 млн руб.; 2016 г. – 5,4 млн руб.). Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан во время каникул и в свободное от учебы время финансируется из областного бюджета, при этом основное финансирование временного трудоустройства несовершеннолетних осущест- вляется за счет средств работодателя (диаграмма 8.1). Диаграмма 8.1 Финансирование мероприятий по организации временного трудоустройства несовершеннолетних в 2017 году, млн рублей Организация временного трудоустройства несовершеннолетних, том числе детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществлялась органами службы занятости во взаимодействии с образовательными учреждениями, специализирован- ными учреждениями социальной реабилитации несовершеннолетних и организациями, занимающимися трудоустройством несовершеннолетних граждан. Основными видами занятости подростков являлись работы: благоустройство и озеленение территорий города, благоустройство пойм, берегов рек; восстановление и реставрация историко-культурных памятников; мелкие ремонтные и подсобные работы; уход за сельскохозяйственными культурами и сбор урожая; обслуживание культурно- массовых мероприятий; социально-бытовое обслуживание; курьерские работы и другие доступные виды трудовой деятельности, разрешенные ТК РФ для молодежи (таблица 8.3). Таблица 8.3 Виды деятельности и трудоустройство несовершеннолетних в 2015 – 2017 годах Виды работ Трудоустроено, человек 2015 г. 2016 г. 2017 г. Сельскохозяйственные работы 290 307 292 Ремонтные и подсобные работы 1088 1193 1245 Ремонт помещений образовательных учреждений 209 275 145 Другие виды ремонтных работ 339 364 741 Подсобные работы 540 554 858 Благоустройство, озеленение и очистка территории 1010 1060 2352 Социальные работы 203 243 323 Природоохранные работы 273 214 152 Другие виды работ 461 134 608 При этом основное требование к организуемым временным работам для подрост- ков состоит в том, чтобы эта работа не наносила ущерба их здоровью (необходимо наличие медицинской справки, подтверждающей возможность работы по состоянию здоровья), нормальному развитию, нравственности и не нарушала процесса обучения. Трудоустройство подростков в возрасте от 14 до 16 лет допускается только при наличии письменного согласия одного из родителей или законного представителя (усыновитель, попечитель) и органа опеки и попечительства. В 2017 году несовершеннолетние граждане работали вожатыми (282 чел.), участво- вали в сельскохозяйственных работах (292 чел.), работали подсобными рабочими на предприятиях (858 чел.); проводили природоохранные мероприятия (152 чел.); занима- лись благоустройством населенных пунктов, озеленением улиц (2 352 чел.), в том числе участвовали в ремонтно-восстановительных работах мемориалов, памятников и обели- сков воинской славы (132 чел.), занимались благоустройством мест захоронений защит- ников Отечества, проведением поисковых работ в местах боев Великой Отечественной войны (511 чел.), оказывали социальную помощь ветеранам Великой Отечественной во- йны, семьям погибших воинов (14 чел.) и др. Трудоустройство граждан, обратившихся в органы службы занятости населения, временное трудоустройство подростков осуществлялось на основе долговременного сотрудничества органов службы занятости с экономически стабильными предприятиями и организациями области: ООО «КолПи» (Воловский район), ООО «Спектр» (Грязинский район), ИП Разгоняев А.А., Садовое некоммерческое товарищество «Строитель», Са- доводческое некоммерческое товарищество «Химик-2», ИП Денисова Г.Н. (Данковский район), ООО «Светлый путь» (Елецкий район), ИП Николашин С.Н. (Краснинский район), ООО «Лев-Толстовское ХПП» (Лев-Толстовский район), ООО «Хлевноебытсервис» (Хле- венский район), ОАО «Чаплыгинский крахмальный завод» (Чаплыгинский район), МУП «Зеленхоз», ОАУК КРЦ «Спартак», МБУ «Управление благоустройства города Липецка», АО «Липецкцемент», МБУ ФОК «Пламя», АО «Липецкая городская энергетическая ком- пания», МОУ ДО «СШ № 8 «Юность»» (г. Липецк), ПАО «Елецгидроагрегат», ОАО «Гидро- привод», ООО «Тепличный комбинат Елецкие овощи» (г. Елец), администрации сельских поселений и др. Во взаимодействии с органами и учреждениями системы профилактики безнадзор- ности и правонарушений несовершеннолетних решаются вопросы организации про- фессионального обучения и трудоустройства несовершеннолетних. Управлением МВД России по Липецкой области в пределах компетенции принимаются необходимые меры по оказанию содействия занятости подростков, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел. Должностные лица органов внутренних дел проводят инди- видуальную профилактическую работу с несовершеннолетними с учетом особенностей их личности и окружения, характера совершенных правонарушений, условий семейного воспитания. В ходе ее проведения выясняются образ жизни, связи и намерения под- ростков, выявляются и в пределах своей компетенции принимаются меры по устране- нию причин и условий совершения правонарушений. При трудоустройстве на работу особое внимание уделяется подросткам, находя- щимся в трудной жизненной ситуации, приоритетное право предоставляется детям-си- ротам, детям-инвалидам, детям из неполных, неблагополучных и многодетных семей, а также подросткам, состоящим на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, в органах внутренних дел. В 2017 году такие подростки составили 46,5% от общей числен- ности трудоустроенных (2015 г. – 38,8%; 2016 г. – 32,5%) (таблица 8.4). Таблица 8.4 Временная трудовая занятость несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в 2017 году Категория несовершеннолетних Количество трудоустроенных на временные работы в свободное от учебы время, человек Дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей 50 Дети из малообеспеченных семей и семей безработных 1000 Подростки, стоящие на учете в комиссии по делам несо- вершеннолетних, дети из семей, находящихся в социально опасном положении 9 Итого 1059 Мероприятия по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан проведены во всех муниципальных образованиях и учитывают личные потреб- ности подростков. Ряд работодателей отказываются от сотрудничества со службой занятости населения по временному трудоустройству несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время и в период летних каникул, ссылаясь на сложное финансо- вое положение предприятия; недостаток подходящих вариантов работ; необходимость затрат на проведение обязательного платного медицинского осмотра при приеме на временные работы за счет работодателя и другое. В целях преодоления существующих проблем центрами занятости населения проводится разъяснительная и информацион- ная работа, а также осуществляется оказание практической помощи при оформлении необходимых документов. Профессиональная подготовка и переподготовка родителей с детьми дошкольного возраста, в том числе многодетных родителей и родителей, имеющих детей-инвалидов В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в области осуществляются меропри- ятия, способствующие занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, к которым в том числе относятся одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов. В течение 2017 года при содействии ор- ганов службы занятости на профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования направлено 1 405 безработных граждан по 44 профес- сиям и специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, в том числе 356 роди- телей, имеющих детей дошкольного возраста, 43 многодетных родителя (таблица 8.5.) Таблица 8.5 Профессиональная подготовка безработных граждан в 2015 – 2017 годах, человек Направлено на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование 2015 г. 2016 г. 2017 г. Безработных граждан, всего 1661 1655 1405 в том числе: – родителей с детьми дошкольного возраста 310 351 356 – многодетных родителей 24 31 43 – родителей, имеющих детей-инвалидов - 1 - Реализация мероприятия по организации профессионального обучения и дополни- тельного профессионального образования женщин в период отпуска по уходу за ребен- ком до достижения им возраста 3 лет способствует созданию адаптационных условий для возвращения указанной категории женщин к трудовой деятельности, а также повы- шению их конкурентоспособности на рынке труда. В течение 2017 года по направлению органов службы занятости приступили к профессиональному обучению и получению до- полнительного профессионального образования 147 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (2015 г. – 257 чел., 2016 г. – 253 чел.). В 2017 году для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, реализована 21 программа профессионального обучения и допол- нительного профессионального образования: «1С: Предприятие»; бухгалтерский учет и его автоматизация; кадровая работа в организации и на предприятии; оператор ЭВМ со знанием «1С: Предприятие»; оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин; парикмахер; маникюрша; повар; закройщик; пользователь ПК; пользователь системы «1С: Торговля, склад»; педагогика дополнительного образования; сестра меди- цинская (различные специализации); диспетчер автомобильного и городского электри- ческого транспорта, специалист по закупкам, специалист по кадровому делопроизвод- ству и др. Обучение проводилось на базе 17 профессиональных образовательных организаций области, при этом в городах и районах области организовывались выездные формы ра- боты во временных учебных пунктах, использовались дистанционные формы обучения. Затраты средств областного бюджета за 2017 год на реализацию мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию женщин составили 1 404,7 тыс. рублей (2015 г. – 2 142,7 тыс. руб., 2016 г. – 2 359,8 тыс. руб.). Содействие совмещению родителями приносящей доход деятельности с выполнением семейных обязанностей, в том числе путем развития форм присмотра и ухода за детьми Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 в части принятия мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, Минтрудом России с 2013 года в Липец- кой области организована работа по утверждению и реализации комплексов мер по созданию условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью. Мероприятия, предусмотренные указанными комплексами мер, направлены на: – обеспечение доступности дошкольных образовательных учреждений, детских оз- доровительных учреждений, иных организаций, предоставляющих услуги в области до- суга и развития несовершеннолетних детей; – информирование о содержании мероприятий и ходе их реализации; – применение гибких форм занятости и дистанционной занятости; – содействие трудоустройству женщин, имеющих детей в возрасте до 18 лет, в том числе содействие самозанятости; – организацию профессиональной ориентации и профессионального обучения жен- щин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет; – создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью. В целях активизации информационно-разъяснительной работы по реализации мер, направленных в том числе на создание условий для совмещения женщинами обязанно- стей по воспитанию детей с трудовой занятостью, в соответствии с приказом Минтруда России от 30 апреля 2013 года № 185, организовано: – проведение кампании в СМИ, в том числе с использованием информационно-теле- коммуникационной сети Интернет, на официальном сайте органов службы занятости, а также посредством социальной рекламы, изготовления и распространения буклетов по информированию женщин о возможностях совмещения обязанности по воспитанию де- тей с трудовой занятостью; – взаимодействие с объединениями работодателей и общественными организаци- ями, в том числе социально ориентированными некоммерческими организациями, для выработки предложений по созданию условий для расширения возможностей трудоу- стройства указанных категорий женщин. В 2017 году на регистрационном учете в центрах занятости населения Липецкой области состояло 5 096 граждан, относящихся к категории родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов. В численности граждан, относящихся к категории родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, одинокие родители составили 150 человек, или 2,9%, многодетные родители – 339 чело- века, или 6,7%. В 2017 году 97 родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, детей-инва- лидов (33,6% от численности граждан данной категории, состоящих на учете в органах службы занятости), организовано временное трудоустройство (2015 г. – 51 чел., или 23,4%; 2016 г. – 54 чел., или 26,6%), из них одинокие родители составили 34 человека, или 35,1% (2015 г. – 19 чел., или 8,7%; 2016 г. – 18 чел., или 33,3%), многодетные родите- ли – 46 человек, или 47,4% (2015 г. – 22 чел., или 10,1%; 2016 г. – 20 чел., или 37,0%). На конец декабря 2017 года численность родителей, воспитывающих несовершен- нолетних детей, детей-инвалидов, состоящих на учете, из числа безработных граждан, уменьшилась на 77 человек, или на 7,0%, и составила 1 022 человека. Однако числен- ность многодетных родителей, состоящих на учете на конец 2017 года, увеличилась на 32,8%. Также отмечается увеличение доли родителей, воспитывающих несовершенно- летних детей, детей-инвалидов, в общей численности безработных граждан, состоящих на регистрационном учете в органах службы занятости на конец 2017 года, – 37,4% (36,1% на начало 2016 года; 33,4% на начало 2017 года). Раздел 9. ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ, СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ Профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства и жестокого обра- щения с детьми представляет собой комплекс мер по следующим направлениям: – развитие эффективных практик социального сопровождения семей с детьми, нуж- дающихся в социальной помощи; – профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей, включая профилактику жестокого обращения с детьми, восстановление благоприятной для вос- питания ребенка семейной среды, семейное устройство детей-сирот и детей, оставших- ся без попечения родителей; – социальная поддержка детей-инвалидов и семей с детьми-инвалидами для обе- спечения максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспи- тания, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество; – социальная реабилитация детей, находящихся в конфликте с законом (совершив- ших правонарушения и преступления), профилактика безнадзорности и беспризорности детей, преступности несовершеннолетних. Развитие системы социального обслуживания семьи и детей Правовое регулирование социального обслуживания граждан осуществляется в со- ответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ). Статьей 15 Федерального закона от 28 де- кабря 2013 г. № 442-ФЗ установлены обстоятельства, в которых гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании. В отношении семей, имеющих детей, таких оснований предусмотрено несколько: – наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или де- тей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; – наличие ребенка или детей, в том числе находящихся под опекой, попечитель- ством, испытывающих трудности в социальной адаптации; – отсутствие возможности обеспечения ухода, в том числе временного, за инвали- дом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними; – наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье; – отсутствие возможности обеспечения ухода, в том числе временного, за инвали- дом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними. Согласно статье 20 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ, полу- чателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг: 1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получате- лей социальных услуг в быту; 2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в прове- дении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья; 3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социаль- ной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия; 4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведе- нии и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитив- ных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей; 5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией; 6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридиче- ских услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей со- циальных услуг; 7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов; 8) срочные социальные услуги. Социальные услуги предоставляются в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме, в стационарной форме. При необходимости оказывается содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юриди- ческой, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопро- вождение), которое осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия. Система социального обслуживания семьи, женщин и детей представлена 29 учреж- дениями, в том числе: 20 территориальными центрами социальной защиты населения, в которых имеются отделения психолого-педагогической помощи семье и детям и отделе- ния предоставления мер социальной поддержки семье и детям, и 9 стационарными уч- реждениями общей мощностью 481 койко-место (ОГБУ «Елецкий детский дом-интернат для умственно отсталых детей», ОГБУ «Реабилитационно-оздоровительный центр «Лесная сказка», ОКУ «Кризисный центр помощи женщинам и детям», 4 социально-ре- абилитационных центра для несовершеннолетних в Задонском, Елецком, Данковском и Краснинском районах и 2 центра социальной помощи семье и детям в Долгоруковском и Воловском районах). Деятельность этих учреждений направлена на предоставление социальных услуг и оказание помощи семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также профилактику семейного неблагополучия через реализацию индивидуальных программ предоставления социальных услуг. Финансирование стационарных учреждений поддержки семьи и детства осущест- вляется из средств областного бюджета в соответствии с установленными нормативами. В 2017 году на содержание учреждений системы социальной защиты было направлено 276,2 млн рублей, что составляет 98,3% к уровню 2016 года (2015 г. – 243,1 млн руб.; 2016 г. – 281,1 млн руб.) (таблица 9.1). Таблица 9.1 Финансирование учреждений поддержки семьи и детей в 2015 – 2017 годах Наименование учреждений Финансирование учреждений, млн руб. % к уровню 2016 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. ОГБУ «Елецкий детский дом-интернат для умственно от- сталых детей» 67,0 97,7 72,7 74,4 ОГБУ «Реабилитационно-оздоровительный центр « Лесная сказка» 73,5 74,7 81,7 109,4 ОКУ «Кризисный центр помощи женщинам и детям» 15,8 18,3 23,1 126,2 4 социально-реабилитационных центра для несовершен- нолетних 61,6 63,6 68,4 107,5 2 центра социальной помощи семье и детям 25,2 26,8 30,6 114,2 Итого 243,1 281,1 276,2 98,3 В 2017 году продолжена работа по совершенствованию материально-технической базы организаций социального обслуживания населения. В ОГБУ «Елецкий детский дом-интернат для умственно отсталых детей» проведена реконструкция (надстройка) третьего этажа главного жилого корпуса № 2, выполнены работы по пристройке к зда- нию второго входа с дополнительным выходом на три этажа, произведены работы по расширению лестничного марша в здании в соответствии с требованиями пожарной безопасности. В ОГБУ «Реабилитационно-оздоровительный центр «Лесная сказка» для организации комфортного отдыха и оздоровления детей-инвалидов и детей с ограниченными воз- можностями здоровья проведено дооснащение плавательного бассейна специальным оборудованием (механическим подъемником для детей-инвалидов с нарушением опор- но-двигательного аппарата, специально оборудованными душевой кабиной и санузлом, кнопками вызова персонала и контрастными цветовыми тактильными табличками); расширены дверные проемы, достроены пандусы; в здании клуба-столовой установлен лифтовой подъемник для инвалидов и маломобильных групп населения. В рамках подпрограммы 3 «Укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказание адресной социальной помощи не- работающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, в Липецкой области» государственной программы Липецкой области «Социальная поддержка граждан, реализация семейно-демографической политики Ли- пецкой области», утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 18 декабря 2013 года № 598, был приобретен автотранспорт для мобильных бригад Цен- тров социальной защиты населения по Грязинскому, Краснинскому и Становлянскому муниципальным районам. В 2017 году продолжилась работа по обеспечению безопасности проживания в ста- ционарных учреждениях, в том числе пожарной безопасности. На сегодняшний день в коридорах, местах общего пользования, выходах из зданий всех подведомственных учреждений социального обслуживания с круглосуточным пребыванием людей установ- лены системы внутреннего и наружного видеонаблюдения и автоматическая система пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре. Во всех социозащитных учреж- дениях ведется паспорт комплексной безопасности. В стационарных организациях социального обслуживания в целях создания гармо- ничной архитектурно-ландшафтной среды ежегодно проводится смотр-конкурс на луч- шее благоустройство прилегающей территории «Эта Земля твоя и моя». В 2017 году лау- реатами конкурса стали ОКУ «Долгоруковский центр социальной помощи семье и детям «Доверие», ОКУ «Кризисный центр помощи женщинам и детям», ОГБУ «Елецкий детский дом-интернат для умственно отсталых детей», ОКУ «Елецкий социально-реабилитаци- онный центр для несовершеннолетних «Ковчег», ОКУ «Краснинский социально-реаби- литационный центр для несовершеннолетних «Очаг», ОКУ «Воловский центр социальной помощи семье и детям «Исток». Учреждениями социального обслуживания проводится информационно-разъясни- тельная работа. В 2017 году в областных средствах массовой информации опубликован 851 материал о системе социального обслуживания семьи и детей (2016 г. – 745 матери- алов), в том числе 534 публикации размещены на официальном сайте управления соци- альной защиты населения Липецкой области (2016 г. – 462). В 2017 году во всех стацио- нарных учреждениях проведены «Дни открытых дверей», на которые приглашались пред- ставители администрации Липецкой области, депутатского корпуса, Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области, представители общественных организаций, СМИ, управлений здравоохранения, образования, социальной защиты, а также родственники проживающих. В целях повышения качества оказания социальных услуг населению Общественным Советом производится независимая оценка качества работы учреждений социального обслуживания населения. Информация о результатах независимой оценки размещена на официальном сайте информации о государственных и муниципальных учреждениях www.bus.gov.ru и на официальном сайте управления социальной защиты населения Ли- пецкой области. В 2017 году продолжилась областная акция «Социальный поезд «Забота». В рамках акции состоялось 528 выездных мероприятий, которыми охвачено 5 585 граждан и за- действовано 1 884 специалиста региональной системы социальной защиты населения. В ходе мероприятий было дано 5 159 устных и письменных консультаций гражданам, проведено 1 156 лекций и бесед, из них 793 – о новых видах поддержки, социальной по- мощи и услуг. Все мероприятия акции «Социальный поезд «Забота» проводились в сотрудничестве с администрациями муниципальных образований и представителями других учреждений социальной сферы – здравоохранения, образования, труда и занятости, правоохрани- тельных органов, а также юристами, участвующими в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи населению. Продолжение на 14-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz