Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)
10 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 113/25741/15 ИЮНЯ 2018 Продолжение на 11-й стр. Продолжение. Начало на 5–9-й стр. В 2017 году Липецкая область приняла участие в реализации федерального проекта, направленного на создание новых мест в общеобразовательных организациях. Распо- ряжением Правительства РФ от 28 января 2017 года № 131-р из федерального бюджета бюджету Липецкой области предоставлено 323 948,6 млн рублей. Объем финансово- го обеспечения расходного обязательства Липецкой области составил 656 512,7 млн рублей, из них: областной бюджет – 272 006,8 млн рублей, местный бюджет – 60 557,3 млн рублей. Средства направлены на строительство школы в городе Задонске (800 мест). Всего в 2017 году создано 2 080 мест в общеобразовательных организациях. За счет средств государственной программы Липецкой области «Обеспечение на- селения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и ус- лугами ЖКХ» завершено строительство школы с бассейном в микрорайоне «Елецкий» г. Липецка на 800 мест; реконструированы и капитально отремонтированы здания обра- зовательных организаций: муниципальное общеобразовательное учреждение лицей с. Долгоруково; муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразо- вательная школа с. Верхнедрезгалово Краснинского муниципального района, муници- пальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Лебедянь. В муниципальных общеобразовательных организациях в 2017 – 2018 учебном году обучается 118 807 школьников (2015 – 2016 уч. г. – 107 857 чел.; 2016 – 2017 уч. г. – 115 470 чел.). Для 10 548 обучающихся (2015 и 2016 г. – 9 969 чел.) транспортную доступность об- разовательных организаций обеспечивают 274 единицы школьного автотранспорта (2015 г. – 271; 2016 г. – 271) по 438 маршрутам (в 2016 – 2017 учебном году по 430 марш- рутам). В 2017 году парк школьных автобусов пополнился на 13 единиц, из которых: 9 автобусов закуплены за счет средств субсидии из областного бюджета (13 550 тыс. руб.) и 4 школьных автобуса – за счет средств федерального бюджета. Для осуществления бе- зопасного подвоза обучающихся, мониторинга транспортных средств на всех школьных автобусах установлена аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS и тахографы. В области отсутствуют школьные здания, находящиеся в аварийном состоянии. Количество школ, ведущих занятия в две смены, постепенно сокращается: 2015 г. – 64 (24,6%); 2016 г. – 63 (23,9%); 2017 г. – 58 (21,8%). По состоянию на 2017-2018 учебный год вторая смена есть в 58 образовательных организациях (9 муниципалитетов). Доля обучающихся общеобразовательных организаций, занимающихся во вторую смену, сни- зилась до 10,7% (2015 г. – 12,1%; 2016 г. – 10,9%;). В соответствии с планом-графиком основных мероприятий по ФГОС на территории Липецкой области на 2017 год продолжилось поэтапное введение федеральных госу- дарственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС ОО) во всех общеобразовательных организациях области. 01 сентября 2017 года по ФГОС ОО обучаются все учащиеся начальных классов, учащиеся 6, 7 классов. Продолжается апро- бация введения ФГОС основного общего образования в 8, 9 классах в 32 общеобразо- вательных организациях области. Апробация механизмов введения и реализации феде- рального государственного образовательного стандарта среднего общего образования осуществляется в 10 классах 11 общеобразовательных организаций; в 11 классах – в 6 общеобразовательных организациях области. В образовательных организациях области продолжается укрепление материаль- но-технической базы в соответствии с требованиями ФГОС ОО. Увеличена доля об- учающихся, которым обеспечена возможность пользоваться учебным оборудованием для практических работ и интерактивными учебными пособиями, в общей численности обучающихся по ФГОС ОО. Работа по увеличению пропускной способности интернет-трафика, по обновлению программного обеспечения, приобретению необходимого компьютерного оборудования и электронных образовательных ресурсов позволила организовать учебный процесс с использованием дистанционных технологий в 22,1% школ региона (2015 г. – 21,9%; 2016 г. – 21,9%). В образовательных учреждениях Липецкой области детям-соотечественникам на равных условиях с гражданами Российской Федерации, проживающими на данной тер- ритории, обеспечен доступ к услугам общего образования. Изучение русского языка осуществляется непосредственно в посещаемых ими общеобразовательных учрежде- ниях, которые в обязательном порядке оснащены соответствующим кадровым и учебно- методическим обеспечением. В области продолжает развиваться региональная система оценки качества образо- вания. Для проведения Единого государственного экзамена (ЕГЭ) организовано 33 пун- кта проведения экзамена (410 аудиторий) в образовательных организациях; 6 пунктов на дому для детей с ограниченными возможностями здоровья; 6 пунктов в местах лишения свободы. В соответствии с Планом-графиком мероприятий по подготовке и проведению госу- дарственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования на территории Липецкой области в 2017 году сформирован пакет норма- тивных документов регионального уровня по организации и проведению ЕГЭ; проведена аккредитация общественных наблюдателей. При подготовке к ЕГЭ проведен ряд информационных проектов: – проект «Муниципальное родительское собрание «ЕГЭ в Липецкой области. Воз- можности и риски». Проведено 20 муниципальных родительских собраний (общее коли- чество участников – 3 тыс. чел.), разработана памятка для родителей; – проект «Откровенный разговор. ЕГЭ – выбор будущего!», в рамках которого состо- ялись встречи более одной тысячи одиннадцатиклассников региона с представителями администрации Липецкой области и управления образования и науки Липецкой области; – проект «ЕГЭ глазами родителей»; – информационное сопровождение государственной итоговой аттестации на сайте управления образования и науки Липецкой области; – региональный день ЕГЭ; – участие во Всероссийской акции «Я сдам ЕГЭ!», проводимой Рособрнадзором; – участие во Всероссийской акции «100 баллов для Победы»; – широкомасштабное освещение подготовки и проведения ЕГЭ в региональных средствах массовой информации, в том числе электронных (анализ комментариев в со- циальных сетях, блогах). В области обеспечено 100-процентное видеонаблюдение и видеотрансляция в режи- ме online. В период проведения экзаменов функционировал Ситуационно-информаци- онный центр управления образования и науки Липецкой области. На всех экзаменах в 11 пунктах проведения ЕГЭ использовалась технология печати контрольных измерительных материалов и сканирования бланков ответов участников в аудиториях. Государственная итоговая аттестация в форме Единого государственного экзамена (ЕГЭ) была проведена для 4 485 выпускников текущего года (2015 г. – 4 647 чел., 2016 г. – 4 781 чел.). Среди предметов по выбору лидирует, как и в прошлые годы, обществозна- ние (59%), физика (30%), история (22%). Результаты ЕГЭ выпускников Липецкой области по 14 предметам остаются стабильно высокими (таблица 6.1). Таблица 6.1 Результаты ЕГЭ по Липецкой области в 2014 – 2016 годах № Предмет Средний балл по ЕГЭ 2015 г. 2016 г. 2017 г. 1 Русский язык 67,93 71,17 70,66 2 Математика 49,54 49,50 49,34 3 Физика 55,22 52,97 55,47 4 Химия 65,79 62,43 60,35 5 Информатика 56,25 53,57 59,18 6 Биология 61,61 57,80 59,54 7 История 51,04 53,08 54,84 8 География 55,66 53,95 59,37 9 Английский язык 65,28 70,84 68,29 10 Немецкий язык 55,04 62,25 65,57 11 Французский язык 75,82 72,55 76,60 12 Обществознание 58,35 56,28 59,81 13 Литература 61,78 58,71 56,14 14 Испанский язык 74,50 - 85,00 В 2017 году выпускники 9-х классов школ области в форме основного государствен- ного экзамена и государственного выпускного экзамена сдавали два обязательных предмета (русский язык и математика) и 11 предметов по выбору (биология, физика, химия, география, история, обществознание, информатика, иностранные языки, литера- тура). Обязательные предметы сдавали 9 834 обучающихся (2015 г. – 9 419 чел.; 2016 г. – 9 692 чел.). Качество знаний по русскому языку составило 70,98% (2015 г. – 65,4%; 2016 г. – 70,84%), успеваемость – 99,82% (2015 г. – 99,4%; 2016 г.– 99,62%); по математике качество знаний – 63,8% (2015 г. – 53,4%; 2016 г. – 64,9%), успеваемость – 99,58% (2015 г. – 99,6%; 2016 г. – 99,59%). В 2017 году участие региона в реализации мероприятия 2.2 «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и рас- пространение их результатов» Федеральной целевой программы развития образования (далее – ФЦПРО) позволило разработать модель методической поддержки данной ка- тегории школ (66 школ, 24% общеобразовательных организаций региона); разработать муниципальные модели учительского роста; начать внедрение программ перехода школ в эффективный режим работы; апробировать механизмы распространения опыта по по- вышению образовательных результатов обучающихся. Реализация Программы позволи- ла сформировать инфраструктуру поддержки школ и учителей, работающих в сложных социальных условиях; обеспечить стратегический характер планирования работы об- разовательных организаций, ориентацию не только на актуальную ситуацию, но и на раз- витие потенциала, обеспечение ресурсов для достижения улучшений. На реализацию мероприятия 2.2 направлено 1 252 900 рублей, в том числе 877 030 рублей – средств федерального бюджета, 375 870 рублей – средств регионального бюджета. В ходе реализации мероприятия 2.4 «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых мето- дических объединений» ФЦПРО в регионе функционировала стажировочная площадка «Совершенствование современных образовательных практик реализации федеральных государственных образовательных стандартов посредством систематизации и повыше- ния эффективности функционирования сетевых методических объединений». Осущест- влено развитие региональной системы информационно-методических условий реали- зации ФГОС за счет модернизации сети информационно-библиотечных центров (ИБЦ) на базе 11 общеобразовательных организаций: приобретены печатные и электронные носители образовательной информации, мультимедийные, аудио- и видеоматериалы, экранно-звуковые пособия по предметным областям; проведена диссеминация луч- ших практик ИБЦ; в ИБЦ созданы зоны доступа к электронным изданиям, электронным информационно-образовательным ресурсам через Интернет. Проведено повышение квалификации 949 педагогов региона и 2 209 педагогов из 54 субъектов РФ по ис- пользованию новых технологий в реализации основных образовательных программ. На реализацию мероприятия 2.4 направлено 2 742 930 рублей, в том числе 1 920 051 рубль – средств федерального бюджета, 822 879 рублей – средств регионального бюджета. Совершенствование региональной системы оценки качества образования осущест- влено в рамках мероприятия 5.1 «Развитие национально-региональной системы незави- симой оценки качества общего образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества» ФЦПРО. В ходе ме- роприятия разработаны и апробированы инструментарии мониторинга посещаемости обучающимися образовательных организаций, качества обучения по ФГОС основного общего образования, мониторинга образовательных достижений отдельных категорий выпускников (качества внутренней оценки). Проведено повышение квалификации 220 специалистов, обеспечивающих реализацию мероприятий по развитию национально- региональной системы независимой оценки качества общего образования и создание национальных механизмов оценки качества. На реализацию мероприятия 5.1 направ- лено 800 000 рублей, в том числе 560 000 рублей – средств федерального бюджета, 240 000 рублей – средств регионального бюджета. На конкурсной основе мероприятия 2.3 «Создание сети школ, реализующих инно- вационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и вос- питания, через конкурсную поддержку школьных инициатив и сетевых проектов» ФЦПРО в 2017 году 4 общеобразовательные организации региона (МБОУ гимназия № 19 имени Н.З. Поповичевой г. Липецка, МБОУ «Лицей № 5 г. Ельца», МАОУ «Лицей № 44» г. Липец- ка, МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов с. Тербуны) реализовали инновационные проекты, направленные на совершенствование: – воспитательной системы школы как фактора, способствующего формированию траектории личностного развития школьника, основанной на базовых национальных ценностях и потребностях, интересах ребенка; – условий для приобретения учащимися опыта созидания при реализации индивиду- альных образовательных стратегий; – современной школьной библиотеки как инфраструктуры чтения; – содержания и технологий обучения, ориентированных на самоопределение и со- циализацию школьников, через организацию открытой среды взаимодействия сельской школы с базовыми предприятиями АПК. Образовательные организации накопленный продуктивный инновационный опыт транслировали в региональной системе образования и в субъектах Российской Федера- ции посредством видеоконференцсвязи, для которой в школы было закуплено оборудо- вание на сумму 2 млн рублей из регионального бюджета. Профессиональное образование Система среднего профессионального образования Липецкой области представле- на 30 профессиональными образовательными организациями (далее – ПОО), из них 26 подведомственны управлению образования и науки Липецкой области, 2 ПОО – управ- лениям здравоохранения Липецкой области, 2 ПОО – культуры и туризма Липецкой области. Всего в профессиональных образовательных организациях Липецкой области обучается 21 108 человек (2016 г. – 20 514 чел.), из них за счет средств областного бюд- жета 17 743 человека и с полным возмещением затрат 3 365 человек. В ПОО Липецкой области ведется подготовка по 42 профессиям и 73 специально- стям среднего профессионального образования. В 2017 году осуществлено зачисление граждан в профессиональные образователь- ные учреждения со 100-процентным выполнением контрольных цифр приема. 5 574 человека приняты на обучение за счет средств областного бюджета и 919 человек – с полным возмещением затрат. В 2017 году выпуск из профессиональных образовательных организаций составил 4 596 человек, из них: трудоустроены – 40%, призваны в ряды Вооруженных сил РФ – 36%, продолжили обучение – 14%, находятся в отпуске по уходу за ребенком – 3%, не определились с трудоустройством – 7%. Процент трудоустройства выпускников-инва- лидов областных профессиональных образовательных организаций Липецкой области составил 62% (2015 г. – 76%, 2016 г. – 71%). Подготовку специалистов для отрасли культуры проводят организации профессио- нального образования сферы культуры и искусства: Липецкий колледж искусств имени К.Н. Игумнова и Елецкий колледж искусств имени Т.Н. Хренникова. В 2017 году в них обу- чалось 708 студентов дневного и заочного отделений. Колледжами искусств подготовле- но 143 специалиста, из них 44 выпускника очного обучения поступили в высшие учебные заведения страны, 78 выпускников трудоустроены в Липецкой области в соответствии с дипломом. Процессы модернизации значительно изменили направления развития профес- сионального образования Липецкой области, ориентированного на подготовку вос- требованных рабочих кадров для рынка труда. В рамках интеграции образовательных учреждений с организациями реального сектора экономики активно реализуются заклю- ченные договоры с предприятиями и организациями в металлургии, машиностроении, а также строительной и агропромышленной отраслях. Успешно развиваются чемпионат- ные движения «Абилимпикс», «Ворлдскиллс Россия». Основными направлениями деятельности профессиональных образовательных орга- низаций являются: – совершенствование системы подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена в профессиональных образовательных организациях региона с учетом приорите- тов государственной политики в сфере профессионального образования в части повы- шения требований к реализации образовательных программ, в том числе входящих в пе- речень 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий; – повышение доступности среднего профессионального образования и профессио- нального обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В рамках интеграции образовательных учреждений с организациями реального сектора экономики была продолжена работа по реализации заключенных договоров с предприятиями и организациями во всех приоритетных отраслях жизнедеятельности региона в рамках функционирования производственно-образовательных объединений (кластеров). В целях укрепления потенциала системы среднего профессионального образования и профессионального обучения эффективно работают многофункциональные центры прикладных квалификаций, ресурсные центры и другие структурные подразделения профессиональных образовательных организаций. Был проведен комплекс мероприятий для развития инновационных образовательных программ подготовки рабочих кадров и специалистов учреждений профессионального образования с целью повышения качественного уровня инновационного и конкуренто- способного образования. С 01 сентября 2017 года в соответствии с полученными лицензиями осуществляется обучение студентов по профессиям ТОП-50: «Сварщик ручной и частично механизиро- ванной сварки (наплавки)» в 8 организациях и «Повар, кондитер» в одной организации. На Национальном чемпионате команда Липецкой области заняла 6-е место по ком- петенции «Мехатроника». Был проведен II региональный чемпионат Липецкой области «Молодые профессионалы» по 18 компетенциям «Ворлдскиллс Россия». Повышению качества профессионального образования обучающихся в профес- сиональных образовательных организациях способствует традиционное проведение олимпиад профессионального мастерства. Олимпиады профессионального мастерства позволяют выявить наиболее одаренных и талантливых обучающихся по различным профилям подготовки, способствуют дальнейшему совершенствованию их мастерства, творческому росту, повышают престиж образовательных учреждений. В 2017 году были проведены областные олимпиады профессионального мастерства по 8 специальностям среднего профессионального образования: «Техническое обслуживание и ремонт ав- томобильного транспорта», «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)», «Конструирование, моделиро- вание и технология швейных изделий», «Металлургия черных металлов», «Механизация сельского хозяйства», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Ветери- нария», «Технология машиностроения» (таблица 6.2). По итогам участия во Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства обучающихся по специальностям СПО студенты региона заняли два первых места: Ли- пецкий металлургический колледж (специальность «Металлургия чёрных металлов»); Конь-Колодезский аграрный техникум (специальность «Ветеринария»). Липецкая об- ласть впервые принимала участие в данной олимпиаде. Средний балл участников из 33 субъектов составил 57,9 балла, студентка Конь-Колодезского аграрного техникума набрала 89,2 балла. Результаты студентов Всероссийских олимпиад говорят о каче- ственной, профессиональной подготовке кадров. ПОО Липецкой области неоднократно становились площадками для проведения Всероссийских олимпиад профессионального мастерства. Таблица 6.2 Участие профессиональных образовательных организаций во Всероссийских олимпиадах профессионального мастерства в 2015 – 2017 годах Показатели 2015 г. 2016 г. 2017 г. Количество областных олимпиад 13 8 8 Количество Всероссийских олимпи- ад, в которых участвовали предста- вители Липецкой области 16 8 8 Количество призовых мест на Все- российских олимпиадах 2 (I место) 1 (II место) 1 (I-место) 2 (III– место) 2 (I-место) Всероссийские олимпиады, прово- димые на базе Липецкой области На базе Липецкого машинострои- тельного колледжа: «Техническая эксплуатация и обслуживание элек- трического и электромеханического оборудования (по отраслям)». На базе Липецкого колледжа строи- тельства, архитектуры и отраслевых технологий: «Строительство и экс- плуатация зданий и сооружений» В Липецкой области продолжается успешная реализация проекта под названием: «СПО-УСПЕХ!». В рамках проекта на главных страницах официальных сайтов профессио- нальных образовательных организаций созданы одноименные Проекту вкладки, которые наполняются видеороликами о выпускниках организаций 2011 – 2017 годов, которые осуществляют трудовую деятельность по профилю полученной профессии или специ- альности. В 2017 году в целях реализации концепции развития инклюзивного среднего про- фессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здо- ровья в Липецкой области с учетом федеральных средств (1,1 млн руб.) и областных средств (0,9 млн руб.) проведена работа по созданию базовой профессиональной обра- зовательной организации, обеспечивающей поддержку региональных систем инклюзив- ного профессионального образования инвалидов. В целях оказания методического и информационно-аналитического обеспечения деятельности профессиональных образовательных организаций региона в аспекте обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе Задонско- го политехнического техникума создан региональный специализированный центр под- держки систем инклюзивного среднего профессионального образования в Липецкой об- ласти. Для развития профессиональной инклюзии обучающихся, выпускников и молодых специалистов с инвалидностью в регионе проведён II региональный отборочный этап чемпионата профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» по 8 компетенциям. По итогам III Национального чемпионата профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс-2017», который состоялся в г. Москве, сборная команда Липецкой области завоевала три призовых места по компетенциям «Медицинский и со- циальный уход», «Портной», «Декоративное искусство (лозоплетение)». С 2007 года ежегодно в соответствии с Законом Липецкой области от 24 декабря 2008 года № 224-ОЗ «О поощрительных выплатах в сфере образования и науки Липец- кой области» присуждаются областные премии мастерам производственного обучения за достижение высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся. В 2017 году выплачены 3 областные премии мастерам производственного обучения в размере 50 000 рублей каждая. Продолжены выплаты областных стипендий за успехи в учебе и активное участие в общественной жизни образовательной организации. В соответствии с Законом Липецкой области от 30 декабря 2004 года №166-ОЗ «О социальной поддержке обучающихся, студентов и аспирантов образовательных уч- реждений и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области» детям, находящимся в труд- ной жизненной ситуации, оказываются меры социальной поддержки: – ежемесячно выплачивается социальная стипендия, пособие на питание, компенса- ция на проезд, выплата на личные нужды; – ежегодно предоставляется денежная компенсация для приобретения: одежды, обуви и мягкого инвентаря; литературы и письменных принадлежностей; – выплачивается единовременное пособие при выпуске, материальная помощь. Всем студентам, нуждающимся в жилых помещениях, на время обучения предостав- ляется койко-место в общежитии. В общежитии созданы все условия для проживания: комнаты для самостоятельной работы, комнаты отдыха, кухни, душевые. Во всех обще- житиях работают воспитатели, коменданты, организовано дежурство. Таким образом, в 2017 году в сфере профессионального образования обеспечено активное функционирование 6 отраслевых производственно-образовательных объ- единений (кластеров); 8 многофункциональных центров прикладных квалификаций; 2 ресурсных центров и регионального инновационного образовательного центра для подготовки кадров в агропромышленной сфере; исполнен запланированный показатель (20%), предусматривающий возможность обучения лиц с ограниченными возможностя- ми здоровья в профессиональных образовательных организациях; успешно реализова- ны международные чемпионатные движения «Абилимпикс» и «Ворлдскиллс Россия». Воспитание и развитие детей В 2017 году в Липецкой области осуществляется Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование детей», нацеленный на реализацию современных, вариа- тивных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей для детей, соответствующих интересам детей и их родителей, регио- нальным особенностям и потребностям социально-экономического и технологического развития страны. Региональная система дополнительного образования основывается на: – вовлечении в реализацию дополнительных общеразвивающих программ образо- вательных организаций разных типов, в том числе профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также организа- ций спорта, культуры, научных организаций, общественных организаций и организаций реального сектора экономики, в том числе с использованием механизмов сетевого вза- имодействия; – формировании эффективной системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей, включающей в себя региональный модельный центр дополнитель- ного образования детей как «ядра» региональной системы, муниципальные (опорные) центры дополнительного образования и организации, участвующие в дополнительном образовании детей; – обеспечении доступа к современным и вариативным дополнительным общеобра- зовательным программам, в том числе детям из сельской местности; – обеспечении развития профессионального мастерства и уровня компетенций пе- дагогов и других участников сферы дополнительного образования детей; – современных организационных, правовых и финансово-экономических механиз- мах управления и развития региональной системы, учитывающих демографические, социально-экономические и социокультурные особенности региона, с использованием механизмов независимой оценки. В Липецкой области функционирует модельный центр дополнительного образования детей, выполняющий функции ресурсного, учебно-методического, организационно- го, экспертно-консультационного и социокультурного центра в региональной системе дополнительного образования детей, обеспечивающий согласованное развитие до- полнительных общеразвивающих программ для детей различной направленности (технической, естественно-научной, художественной, социально-педагогической, ту- ристско-краеведческой, физкультурно-спортивной). Действует система многоэтапных и разноуровневых мероприятий для детей, нацеленная на повышение мотивации детей, раскрытие и развитие способностей каждого ребенка, а также их раннюю профориента- цию. В рамках единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобра- зовательным программам (ГИС «Контингент») создан механизм учета вовлечения детей в активную социальную практику, в том числе обучения по дополнительным общеобразо- вательным программам, и мониторинга их достижений. Обновлена инфраструктура, оборудование и средства обучения дополнительного образования детей с учетом формирования нового содержания дополнительного обра- зования и обеспечения равного доступа к современным дополнительным общеобразо- вательным программам детей, в том числе из сельской местности. В системе дополнительного образования Липецкой области функционируют 63 ор- ганизации дополнительного образования сферы образования (2015 г. – 62; 2016 г. – 64), в которых занимаются более 72,8 тыс. детей (2015 г. – 68,2 тыс. чел.; 2016 г. – 70,0 тыс. чел.), что составляет 46% от общего количества обучающихся в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории Липецкой области (2015 г. – 45,2%; 2016 г. – 45%). Программы дополнительного образования в сфере культуры и искусства осущест- вляют 37 детских школ искусств, детская академия искусств Липецкого областного кол- леджа искусств имени К.Н. Игумнова и детская школа искусств Елецкого государствен- ного колледжа искусств имени Т.Н. Хренникова, в которых обучается 15,7 тыс. детей (2015 г. – 15,4 тыс. чел.). Доля охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием сферы культуры и искусства составляет 9,9% (в РФ – 11,9%; в ЦФО – 13,3%). В муниципальных образованиях осуществляют свою деятельность 40 филиалов, в них обучается 1,5 тыс. детей. Успешно практикуются выездные классы (24 класса по видам искусств), в которых обучалось более 500 детей. В учреждениях дополнительного образования организуется образовательная де- ятельность по направлениям: художественное творчество, техническое творчество, спортивное, эколого-биологическое, туристско-краеведческое, спортивно-техническое. Наиболее востребованы обучающимися направления: спортивно-туристическое (36,7% от общего количества обучающихся), художественное творчество (33,3%), эколого-био- логическое (8,8%), техническое творчество (7,6%). По сравнению с 2016 годом увеличи- лась доля детей, занимающихся в объединениях спортивной и технической направлен- ности (диаграмма 6.1). Диаграмма 6.1 Занятость обучающихся по направлениям в организациях дополнительного образования в 2015 – 2017 годах, человек Организации дополнительного образования детей осуществляют учебно-исследова- тельскую работу, ориентированную на привлечение детей к участию в научно-исследо- вательских проектах, конкурсах, конференциях; проведение самостоятельных исследо- ваний. В 2017 году продолжил свою работу детский технопарк «Кванториум», в котором до- полнительными общеобразовательными программами охвачено 1 600 человек. Детский технопарк представляет собой комплекс, оснащенный высокотехническим оборудо- ванием, на базе которого осуществляется обучение по шести дополнительным обще- образовательным программам: Робоквантум, Наноквантум, Биоквантум, Аэроквантум, Геоквантум, IТ-квантум. Цель детского технопарка – возрождение престижа инженерных и научных профессий, подготовка кадрового резерва для глобального технологического лидерства России. Планомерно проводится работа по модернизации материальной базы учреждений дополнительного образования сферы культуры и искусства. За последние 3 года про- ведены ремонтные работы в детских школах искусств в г. Липецке, г. Ельце, Грязинском, Добровском, Задонском, Лев-Толстовском, Лебедянском, Усманском, Тербунском, Чаплыгинском муниципальных районах. Требуют значительной модернизации здания детских школ искусств имени Л.С. Соколовой и № 3 г. Ельца, Данковского, Долгоруков- ского, Становлянского, Хлевенского муниципальных районов. На приобретение музы- кальных инструментов для школ искусств за 2015 – 2017 годы затрачено 2,9 млн рублей средств федерального бюджета (2015 г. – 1 833 тыс. руб.; 2016 г. – 836,1 тыс. руб.; 2017 г. – 235,7 тыс. руб.) и 5,3 млн рублей – средств областного бюджета (2015 г. – 1 833 тыс. руб.; 2016 г. – 1 820 тыс. руб.; 2017 г. – 1 649,9 тыс. руб.). По итогам областного конкур- са «Начинаем путь в искусство» за 2016 и 2017 годы победители получили комплекты мультимедийного оборудования на общую сумму 1 400 тыс. рублей (детская школа ис- кусств № 3 г. Ельца, детская художественная школа № 2 имени В.И. Сорокина г. Липецка, детские школы искусств Грязинского, Усманского, Задонского, Липецкого и Тербунского муниципальных районов). В 2017 году между администрацией Липецкой области, Мини- стерством промышленности и торговли Российской Федерации заключен государствен- ный контракт на поставку 38 фортепиано и оказание услуг по их доставке в каждую школу искусств региона в 2018 году. Содержание образования в детских школах искусств нацелено на формирование гармонично развитой личности, использование исторического и культурного наследия для воспитания и образования, передачу от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения, создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала. В соответствии с федеральным законодательством дополнительное образование сферы культуры и искусства ведется по 5 направлениям, где реализуются 12 программ по специальностям: – музыкальное искусство: фортепиано, струнные инструменты, духовые и ударные инструменты, народные инструменты, инструменты эстрадного оркестра, хоровое пе- ние, музыкальный фольклор; – изобразительное искусство: живопись, декоративно-прикладное искусство; – хореографическое искусство: хореографическое творчество; – театральное искусство: искусство театра; – цирковое искусство: искусство цирка. Лучшие школы искусств Липецкой области ежегодно участвуют в конкурсе «50 лучших детских школ искусств», учрежденном Министерством культуры Российской Федерации. В 2017 году в число 50 лучших школ искусств страны вошла детская школа искусств № 3 из г. Ельца, ставшая победителем областного конкурса «Начинаем путь в искусство». В 2017 году продолжилась реализация проекта по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом. В 2017 году в рамках проекта освоено 20 млн 866 тыс. рублей (в том числе 13 млн 145 тыс. руб. – средства федерального бюджета). За 2015 – 2017 годы на модернизацию спортивной инфраструктуры затрачено 89 млн 308 тыс. рублей, в том числе 45 млн 582 тыс. рублей – средств федерального бюджета, 21 млн 634 тыс. рублей – областного бюджета, 6 млн 859 тыс. рублей – муниципальных бюджетов (таблица 6.3). Таблица 6.3 Финансирование модернизации спортивной инфраструктуры общеобразовательных организаций в 2015 – 2017 годах, тыс. рублей Год Всего в том числе за счет средств бюджета федерального областного муниципального 2015 41010,7 28894,7 8000 4116 2016 27431,4 16688,2 8000 2743,2 2017 20866,0 13145,8 5634 2057,0 Итого 89308,1 58728,7 21634 8916,2 В результате реализации данного проекта на территории Липецкой области: – отремонтировано 18 спортивных залов в сельских общеобразовательных органи- зациях; – оснащены спортивным инвентарем и оборудованием открытые плоскостные спор- тивные сооружения в 24 сельских общеобразовательных организациях; – проведена модернизация спортивной инфраструктуры в школах, где обучается 9,5 тыс. школьников; – создано 59 спортивных клубов для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с детьми и подростками. В рамках реализации государственных программ «Развитие образования Липецкой области» и «Обеспечение общественной безопасности населения и территории Ли- пецкой области» в 2017 году были организованы и проведены областные мероприятия, направленные на развитие творческих и спортивных навыков у детей и подростков, спо- собствующие развитию услуг в сфере дополнительного образования детей, в том числе областные мероприятия: – олимпиада по изучению Правил дорожного движения среди обучающихся в обще- образовательных учреждениях Липецкой области «Дорожная азбука» с участием 17 тыс. школьников; – акция юных инспекторов движения «Безопасное колесо»; – фестиваль по фитнес-аэробике (более 200 участников); – смотр по противопожарной безопасности (более 500 участников); – пушкинский фестиваль «Мой Пушкин» (более 2 000 участников); – фестиваль детского творчества «Созвездие» среди детей с ограниченными воз- можностями здоровья (более 500 участников); – фестиваль «Умею плавать» для обучающихся 4-х классов общеобразовательных учреждений Липецкой области (84 участника); – этап спортивных соревнований «Президентские состязания» и «Президентские игры» (более 350 участников); – акция «Навстречу лету!» (200 участников); – 11 профильных смен различной направленности на базе загородных оздорови- тельных лагерей «Елочка», «Белая березка», «Березка», «Клен», «Олимп», «Лукоморье», «Загородный оздоровительно-образовательный центр» (с. Аргамач-Пальна) (1 200 участников); – акции по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дорога глазами детей», «Знание – жизнь», «Зеленый огонек» (432 победителя); – акция по развитию творческих способностей детей с ограниченными возможностя- ми здоровья (100 участников). Команды липецких школьников успешно выступали во всероссийских соревнованиях и конкурсах (таблица 6.4). Команда юных инспекторов движения заняла третье общеко- мандное место на Всероссийском этапе конкурса «Безопасное колесо», который прохо- дил в г. Ульяновске. С 2012 года в Липецкой области на базе оздоровительно-реабилита- ционного комплекса «Клен» проводится Всероссийская научно-техническая олимпиада по ракетомоделированию. Команда Липецкой области на олимпиаде в 2017 году заняла II место в общекомандном первенстве.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz