Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)

6 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 113/25741/15 ИЮНЯ 2018 Продолжение на 7-й стр. Продолжение. Начало на 5-й стр. декабря 2004 года №142-ОЗ «О пособии на ребенка» обеспечивается гарантированная поддержка семьям с детьми, имеющим доход ниже величины прожиточного минимума, определенного в области, и установлены пособия на ребенка: – базовое пособие – 242 рубля; – на детей одиноких матерей – 484 рубля; – на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, детей военнослужа- щих, проходящих военную службу по призыву, – 363 рубля; – на ребенка-инвалида – 605 рублей; – на ребенка из многодетных семей – 363 рубля. За 2017 год пособие назначено 40 522 детям, на эти цели направлено 185,4 млн ру- блей (95,7% к уровню получателей 2016 года) (2015 г. – 41 584 чел. на сумму 176,97 млн руб.; 2016 г. – 42 363 чел. на сумму 192,86 млн руб.). Эффективные меры социальной поддержки семей с детьми позволили приостано- вить рост численности малообеспеченных семей: по сравнению с 2016 годом в 2017 году количество получателей пособия на ребенка уменьшилось на 4,3% (с 42 363 чел. до 40 522 чел.) (диаграмма 2.1). Диаграмма 2.1 Количество получателей пособия на ребенка в 2015 – 2017 годах За счет средств регионального бюджета на основании Закона Липецкой области от 28 марта 2009 года № 259-ОЗ «О социальных поощрительных выплатах и мерах социаль- ной поддержки в сфере семейной и демографической политики, а также лицам, имею- щим особые заслуги перед Российской Федерацией и Липецкой областью» осуществля- ется материальная поддержка семей с детьми в виде: – единовременной социальной выплаты в связи с рождением (усыновлением) тре- тьего и последующих детей или детей-близнецов – 50 тыс. рублей. За 2017 год выплаты предоставлены 2 267 семьям на сумму 120,3 млн рублей (103,6% к уровню 2016 г.) (2015 г. – 2 185 семей на сумму 116,0 млн руб.; 2016 г. – 2 189 семей на сумму 118,5 млн руб.); – единовременной социальной выплаты лицам из числа детей-сирот и детей, остав- шихся без попечения родителей, в связи с рождением ребенка в размере 30 тыс. ру- блей. За 2017 год выплаты предоставлены 61 семье на сумму 1,83 млн рублей (108,9% к уровню 2016 г.) (2015 г. – 71 чел. на сумму 1,4 млн руб.; 2016 г. – 56 чел. на сумму 1,3 млн руб.); – единовременной социальной выплаты малоимущим молодым семьям в связи с рождением первого ребенка – в размере 20 тыс. рублей. За 2017 год выплаты предо- ставлены 1 437 семьям на сумму 28,4 млн рублей (2016 г. – 459 семьям на сумму 6,88 млн руб.); – ежемесячной социальной выплаты малоимущим семьям на ребенка от 1,5 до 3-х лет – 1 000 руб. За 2017 год выплаты предоставлены 6 207 гражданам на сумму 44,5 млн рублей (80,7% к уровню 2016 г.) (2015 г. – 9 597 чел. на сумму 67,2 млн руб.; 2016 г. – 7 696 чел. на сумму 57,4 млн руб.). Беременным женщинам из малоимущих молодых семей предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение. Стоимость путевки в 2017 году составила 39,6 тыс. рублей. В 2017 году по медицинским показаниям оздоровлено 6 беременных женщин на сумму 237,6 тыс. рублей (2015 г. – 6 беременных женщин на сумму 218,5 тыс. рублей; 2016 г. – 3 беременные женщины на сумму 116,7 тыс. рублей). Семьям в связи с рождением (усыновлением) третьего и последующих детей предо- ставляется ежемесячная денежная выплата до достижения ребенком возраста 3 лет. Выплата на детей осуществляется в размере прожиточного минимума, установленного в области при условии, что среднедушевой доход семьи не превышает среднедушевого дохода, сложившегося на территории области на дату обращения по данным терри- ториального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области. Размер выплаты в четвертом квартале 2017 года составлял 8 885 рублей, что на 4,9% больше, чем в четвертом квартале 2016 года, – 8 466 рублей. На эти цели из кон- солидированного бюджета в 2017 году направлено 570,0 млн рублей, в том числе за счет средств областного бюджета – 365,9 млн рублей, федерального бюджета – 204,1 млн ру- блей. В 2017 году данный вид материальной поддержки получили 7 239 детей, (121,5% к уровню 2016 г.) (2015 г. – 5 320 чел. на сумму 401,6 млн руб.; 2016 г. – 5 960 чел. на сумму 543,2 млн руб.). Родителям детей, посещающих дошкольные образовательные организации, ежеме- сячно за счет средств областного бюджета выплачивалась компенсация родительской платы. В 2017 году на эти цели направлено 179,8 млн рублей (2015 г. – 142,7 млн руб., 2016 г. – 151,1 млн руб.). В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О до- полнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» при рождении (усыновлении) второго ребенка или последующих детей у граждан Российской Феде- рации возникает право на получение дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в виде материнского (семейного) капитала. Расходы на предо- ставление материнского (семейного) капитала осуществляются за счет межбюджетных трансфертов, передаваемых из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ. Согласно Федеральному закону от 19 декабря 2016 года № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» размер материнского (семейного) капитала составил 453 026 рублей. В 2017 году территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области выдано 5 536 государственных сертификатов на материнский (се- мейный) капитал (2015 г. – 6 136; 2016 г. – 7 124). Количество обращений с заявлениями о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала составило 6 440, в том числе: 5 936 – о направлении средств материнского (семейного) капитала на улучшение жи- лищных условий (92,17% от общего количества обращений); 501 – о направлении средств материнского (семейного) капитала на оказание плат- ных образовательных услуг (7,78% от общего количества обращений); 3 – о направлении средств материнского (семейного) капитала на формирование на- копительной пенсии женщины (0,05% от общего количества обращений) (таблица 2.5). Таблица 2.5 Распределение заявлений в Пенсионном фонде Российской Федерации по основным направлениям использования материнского (семейного) капитала в 2015 – 2017 годах 2015 г. 2016 г. 2017 г. Количество выданных сертификатов на материнский (семейный) капитал 7294 7124 5536 Подано заявлений о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на: – погашение ипотечных кредитов, взятых на приобретение (строи- тельство) жилого помещения 3315 3613 3376 – улучшение жилищных условий без привлечения кредитных средств 2984 2757 2560 – оказание платных образовательных услуг 416 474 501 – формирование накопительной части трудовой пенсии 1 1 1 – проведение единовременной выплаты 13925 14766 0 Итого 20641 21611 6440 Меры социальной поддержки семьям мигрантов оказываются в рамках действующих нормативных актов области, определяющих порядок их предоставления. В течение 2017 года в рамках подпрограммы «Оказание содействия добровольному переселению в Липецкую область соотечественников, проживающих за рубежом» Государственной про- граммы «Развитие рынка труда и содействие занятости населения в Липецкой области», утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 16 октября 2013 года № 465, регион принимал: соотечественников из-за рубежа; соотечественников, имеющих разрешение на временное или постоянное проживание в области; граждан, вынужденно покинувших территорию Украины и получивших статус временного убежища на территории Российской Федерации. Семьям участников региональной Программы переселения, имеющим детей, органами социальной защиты населения предоставляют- ся по упрощенному порядку обращения услуги: – по выплате ежемесячного пособия на ребенка; – по выплате пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет; – по выплате единовременного пособия при рождении ребенка; – по выплате социального пособия малообеспеченным семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет; – по оказанию адресной помощи; – по оформлению путевок в детские оздоровительные лагеря области. Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Законами Липецкой области от 30 декабря 2004 года № 166-ОЗ «О социальной поддержке обучающихся, студентов и аспирантов образовательных учреждений и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой об- ласти», от 05 июля 1997 года № 72-ОЗ «О материальном обеспечении приемной семьи в Липецкой области» и от 27 марта 2009 года № 259-ОЗ «О социальных, поощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демографической полити- ки, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Липецкой областью» определены дополнительные гарантии прав детей-сирот на образование, медицинское обслуживание, включая отдых и оздоровление, на имущество и жилое по- мещение за счет средств областного бюджета, а также меры социальной поддержки детям-сиротам в приемных и опекунских семьях и приемным родителям. В 2017 году в 543 приемных семьях (2015 г. – 537 семей; 2016 г. – 552 семьи) вос- питывалось 888 детей (2015 г. – 860 детей; 2016 г. – 912 детей). При передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается единовременное пособие от 16 350,33 рубля до 174 929,83 рубля. Денежное пособие на содержание детей, воспитывающихся в приемных семьях, при возрасте ребенка от 0 до 7 лет составляет 5 014 рублей; от 7 до 11 лет – 5 565 рублей; от 11 до 18 лет – 5 848 рублей. Ежемесячное денежное вознаграждение труда приемного родителя составляет от 4 828 рублей до 22 408 рублей в зависимости от количества при- емных детей в семье: при наличии одного приемного ребенка – 4 828 рублей; двух детей – 6 712 рублей; трех детей – 8 583 рубля; четырех детей – 14 897 рублей; пяти детей – 16 906 рублей; шести детей – 18 653 рубля; семи детей – 20 524 рубля; восьми детей – 22 408 рублей. Размер вознаграждения приемным родителям на каждого приемного ребенка, не достигшего 3-летнего возраста, хронически больного, ребенка с отклонениями в пси- хическом и физическом развитии увеличивается на 1 761 рубль, на каждого приемного ребенка-инвалида – на 3 136 рублей. Приемным семьям ежемесячно предоставляются льготы по оплате коммунальных услуг, выплачиваются денежные средства на приобретение предметов хозяйственного обихода, организацию досуга в размере от 11 836 рублей до 16 004 рублей (таблица 2.6). При передаче ребенка в приемную семью выплачивается 30 300 рублей на приоб- ретение мебели. Приемная семья имеет право один раз в год получить бесплатную пу- тевку в загородный оздоровительный лагерь. Таблица 2.6 Меры социальной поддержки детей-сирот и замещающих семей в 2017 году Выплата Минимальная сумма, рублей Максимальная сумма, рублей Единовременные выплаты при устройстве ребенка-сироты Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью 16350,33 174929,83 Единовременная выплата на приобретение мебели - 30300 Ежемесячные выплаты на одного ребенка Ежемесячная выплата на содержание приемного ребенка 5014 5848 Ежемесячная выплата на приобретение предметов хозяйственно- го обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг 749 749 Ежемесячная выплата приемному ребенку на личные нужды 175 175 Денежные средства на проезд в городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте, а также на посещение культурно-массовых, физкультурных и спортивных мероприятий 350 350 Денежные средства на отопление, освещение 218 416 Денежные средства приемным детям на оплату услуг бытового обслуживания 251 251 Денежные средства приемным детям на текущий ремонт жилого помещения 251 251 Вознаграждение приемным родителям 4828 7964 Итого 11836 16004 Ежемесячная материальная поддержка ребенка в семье опекуна составляет от 5 757 рублей до 6 789 рублей и включает: – выплаты на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря в зависи- мости от возраста в размере: от 0 до 7 лет – 5 014 рублей; от 7 до 11 лет – 5 565 рублей; от 11 до 18 лет – 5848 рублей; – оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 416 рублей в городе и 218 рублей в селе; – средства на проезд и культурно-массовые мероприятия в размере 350 рублей и 175 рублей – на личные расходы. Дети-сироты из опекунских семей имеют право один раз в год получить бесплатную путевку в загородный оздоровительный лагерь. Кроме того, в Липецкой области выплачивается ежемесячная социальная выплата на усыновленного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, в размере 8000 рублей в месяц до совершеннолетия ребенка. Также данной категории семей оказываются единовременные меры государствен- ной поддержки (все формы устройства): – социальная выплата при передаче на воспитание в семью ребенка-сироты в воз- расте от 7 лет, а также ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями здоровья из числа детей-сирот в размере 50 тыс. рублей (2015 г. – 202 выплаты; 2016 г. – 245; 2017 г. – 178) за счет средств областного бюджета и в соответствии с Законом Липецкой области от 27 марта 2009 года № 259-ОЗ «О социальных, поощрительных вы- платах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демографической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Липецкой областью»; – пособие при передаче ребенка на воспитание в семью за счет средств федераль- ного бюджета и в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». В 2017 году при всех формах устройства проведено 355 выплат (2016 г. – 332) в размере 16 350,33 рубля и 27 выплат (2016 г. – 25) при усыновлении ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, в размере 124 929,83 рубля. Приемные и опекунские семьи, насчитывающие вместе с собственными трое и бо- лее детей, в Липецкой области по всем мерам социальной поддержки приравниваются к многодетным семьям (льготы при оплате коммунальных услуг и т.п.). В соответствии с Законом Липецкой области от 27 марта 2009 года № 259-ОЗ обучающиеся муниципаль- ных образовательных организаций из многодетных семей получают социальную под- держку для: – обеспечения школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий в размере 2500 рублей один раз в два года; спортив- ной формой для посещения школьных занятий в размере 2010 рублей ежегодно; – бесплатного посещения областных государственных учреждений культуры и искус- ства, музеев, театров и выставочных залов (один раз в месяц); – бесплатного проезда на автомобильном транспорте общего пользования на город- ских и пригородных маршрутах, а также городском электрическом пассажирском транс- порте (на период с сентября по июнь). Опекунским и приемным семьям оказываются меры социальной поддержки по опла- те за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. Опекунам и приемным родителям из многодетных семей на территории области вы- плачивается компенсация родительской платы за пребывание ребенка в детских садах в размере 100%. Приемным и опекунским семьям с детьми-инвалидами дополнительно предоставля- ется льгота (50%) при оплате жилья и коммунальных услуг, а также бесплатное содержа- ние в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, санаторно-курортное лечение с бесплатным проездом к месту лечения и обратно; обеспечение лекарственны- ми препаратами или компенсация их денежным содержанием. С 2017 года в Липецкой области введена еще одна мера поддержки – ежемесячная выплата детям, оставшимся без попечения родителей, оба родителя которых неизвест- ны, в размере 7 260 рублей. Инициатива региона была поддержана и одобрена на феде- ральном уровне, и с 2018 года аналогичная мера поддержки учреждена на территории всей Российской Федерации. Меры налоговой поддержки семей, имеющих детей В Российской Федерации реализуется комплекс мер, направленный на снижение на- логовой нагрузки для лиц с семейными обязанностями, определенный главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ. Размер стандартного налогового вычета, предоставляемого родителю, супругу (су- пруге) родителя, усыновителю, на обеспечении которых находится ребенок, установлен в следующих размерах: 1 400 рублей – на первого ребенка; 1 400 рублей – на второго ребенка; 3 000 рублей – на третьего и каждого последующего ребенка; 12 000 рублей – на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет яв- ляется ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ордина- тора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы; опекуну, попечителю, приемному родителю, супруге (супругу) приемного родителя – в следующих размерах: 1 400 рублей – на первого ребенка; 1 400 рублей – на второго ребенка; 3 000 рублей – на третьего и каждого последующего ребенка; 6 000 рублей – на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет явля- ется ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординато- ра, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы. Исходя из статистической налоговой отчетности, по Липецкой области сумма предо- ставленных стандартных вычетов на детей за 2014 год составила 2793 млн рублей, за 2015 год – 2786 млн рублей, за 2016 год – 2 974 млн рублей. Наряду с указанными стандартными вычетами на детей, ст. 219 Налогового кодекса установлены социальные налоговые вычеты: – в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, – в размере не более 50 тыс. рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя); – в сумме, уплаченной за услуги по лечению детей (в том числе усыновленных) в воз- расте до 18 лет, подопечных в возрасте до 18 лет. Согласно статистической налоговой отчетности, в 2017 году 3,5 тыс. гражданам пре- доставлены социальные налоговые вычеты по суммам, уплаченным за обучение детей по очной форме обучения, на общую сумму 140,1 млн рублей (2015 г. – 2,4 тыс. гражда- нам на 99,3 млн руб.; 2016 г. – 3,4 тыс. гражданам на 136,2 млн руб.). Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: – государственные пособия, в том числе по беременности и родам; – суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осу- ществляемых работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), но не более 50 тыс. рублей на каждого ре- бенка; – стипендии обучающихся; – средства, получаемые родителями (законными представителями) детей, посе- щающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, в виде компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в указанных образовательных организациях, предусмотренной Феде- ральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; – доходы в денежной или натуральной форме в виде оплаты стоимости проезда к месту обучения и обратно лицам, не достигшим 18 лет, обучающимся в российских до- школьных и общеобразовательных организациях, имеющих соответствующую лицензию; – доходы в виде благотворительной помощи, получаемые детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума; – доходы, полученные налогоплательщиками при реализации дополнительных мер поддержки семей, имеющих детей, предусмотренных Федеральным законом от 29 дека- бря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и принятыми в соответствии с ним законами Липецкой области, муни- ципальными правовыми актами. В Липецкой области с 2011 года дополнительно предоставляется льгота по транс- портному налогу одному из родителей (усыновителей) в многодетной семье. Данной льготой в 2017 году воспользовалось 2 772 гражданина, а сумма налога, от уплаты кото- рой граждане были освобождены, за 2015 год – 12,8 млн рублей, за 2016 год – 10,2 млн рублей. Освобождаются от уплаты транспортного налога на одно транспортное средство родители и опекуны детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. За 2014 год данная льгота предоставлена 2 102 гражданам на сумму 2,9 млн рублей, за 2015 год – 2 147 гражданам на сумму 3,1 млн рублей, за 2016 год – 1 017 гражданам на сумму 3,5 млн рублей. По 22 муниципальным образованиям Липецкой области с 2015 года приняты ре- шения о предоставлении льготы по налогу на имущество физических лиц для семей, имеющих 3 и более детей, не достигших 18-летнего возраста. 3a 2015 год данная льгота предоставлена 323 гражданам на сумму 0,1 млн рублей, за 2016 год – 338 гражданам на сумму 0,2 млн рублей. По 33 муниципальным образованиям Липецкой области с 2015 года приняты реше- ния о предоставлении льготы по земельному налогу родителям многодетных семей, имеющих на воспитании троих и более детей в возрасте до 18 лет. За 2015 год данная льгота предоставлена 656 гражданам на сумму 0,8 млн рублей, за 2016 год – 639 гражда- нам на сумму 0,6 млн рублей. Пенсионное обеспечение семей, имеющих детей, государственная социальная по- мощь, денежные выплаты семьям с детьми-инвалидами Пенсионное обеспечение семей, имеющих детей, в Российской Федерации регули- руется федеральными законами от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государствен- ном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 166-ФЗ) и от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Феде- ральный закон № 400-ФЗ). В соответствии с Федеральным законом № 166-ФЗ осуществляется пенсионное обе- спечение детей-инвалидов, детей в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающихся по очной форме по основным образовательным программам в органи- зациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до дости- жения ими возраста 23 лет, потерявших одного или обоих родителей, и детей умершей одинокой матери. Право на страховую пенсию по инвалидности в соответствии с Феде- ральным законом № 400-ФЗ имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Право на указанную страховую пенсию не может быть реализовано при полном отсутствии у данной категории граждан страхового стажа. В этом случае устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Фе- деральным законом № 166-ФЗ, в том числе детям-инвалидам. По состоянию на 31 декабря 2017 года средний размер социальной пенсии детям- инвалидам составил 12 082,06 рубля; детям, потерявшим одного из кормильцев, – 5 034,25 рубля; детям, потерявшим обоих родителей или одинокую мать, – 10 068,53 ру- бля (таблица 2.7). Таблица 2.7 Количественные и качественные характеристики социальных пенсий в 2015 – 2017 годах Год Количество получателей Средний размер, руб. Социальные пенсии, установленные детям-инвалидам 2015 3996 11445,68 2016 4079 11903,51 2017 4171 12082,06 Социальные пенсии детям, потерявшим одного из родителей 2015 6929 4769,09 2016 6808 4959,85 2017 6992 5034,25 Социальные пенсии детям, потерявшим обоих родителей или одинокую мать 2015 989 9538,20 2016 990 9919,73 2017 1022 10068,53 Нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца действующее законода- тельство предусматривает страховые пенсии по случаю потери кормильца и пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению. Нетрудоспо- собными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и вну- ки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образова- тельным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обуче- ния, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. В 2017 году средний размер страховой пенсии детям, потерявшим одного из ро- дителей, не достигшим возраста 18 лет, составила 5 030,82 рубля; детям, потерявшим одного из родителей, старше возраста 18 и не достигшим 23 лет, обучающимся по очной форме, – 5 588,14 рубля; детям, потерявшим обоих родителей или одинокую мать, – 12 210,19 рубля (таблица 2.8). Таблица 2.8 Количественные и качественные характеристики страховых пенсий по случаю потери кормильца в 2015 – 2017 годах Год Количество получателей Средний размер, руб. Страховые пенсии детям, потерявшим одного из родителей, не достигшим возраста 18 лет 2015 3543 4491,02 2016 3763 4558,62 2017 4092 5030,82 Страховые пенсии детям, потерявшим одного из родителей, старше возраста 18 и не достигшим 23 лет, обучающимся по очной форме 2015 856 5015,70 2016 641 5049,75 2017 590 5588,14 Страховые пенсии детям, потерявшим обоих родителей или одинокую мать 2015 108 9809,99 2016 111 11742,07 2017 120 12210,19 В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О соци- альной защите инвалидов в Российской Федерации» детям-инвалидам устанавливается ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), размер которой в 2017 году составил 2 527,06 рубля (таблица 2.9). Таблица 2.9 Ежемесячная денежная выплата детям-инвалидам в 2015 – 2017 годах Год Количество получателей Средний размер, руб. 2015 3998 2240,74 2016 4007 2397,59 2017 4132 2527,06 В целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» неработающим трудоспособным лицам из числа родителей (усыновителей) или опекунов (попечителей), осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, установлены ежемесячные выплаты в размере 5 500 рублей, а другим лицам – в размере 1 200 рублей. По состоянию на 01 января 2018 года уход за детьми-инвалидами осуществляют 2 317 родителей (усыновителей), 22 опекуна (попечителя), 908 других лиц. В соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ лицам, являющимся получате- лями страховой пенсии по старости (инвалидности), на иждивении которых находятся дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположен- ных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности. В 2017 году средний размер страховой пенсии по старости пенсионеров, имеющих одного иждивенца, составил 12 810,64 рубля, двух иждивенцев – 13 293,16 рубля, трех иждивенцев – 14 316,04 рубля (таблица 2.10). Таблица 2.10 Количественные и качественные характеристики пенсий пенсионеров по старости, имеющих иждивенцев, в 2015 – 2017 годах Одного Двух Трех и более Год Численность Средний размер, руб. Год Численность Средний размер, руб. Год Численность Средний размер, руб. 2015 7867 11375,04 2015 643 11639,13 2015 110 12449,20 2016 8012 11679,06 2016 661 12512,22 2016 116 13484,47 2017 7717 12810,64 2017 658 13293,16 2017 104 14316,04 В 2017 году средний размер страховой пенсии по инвалидности пенсионеров, имею- щих одного иждивенца, составил 8 339,97 рубля, двух иждивенцев – 9 504,98 рубля, трех иждивенцев – 10 772,28 рубля (таблица 2.11). Таблица 2.11 Количественные и качественные характеристики пенсий пенсионеров по инвалидности, имеющих иждивенцев, в 2015 – 2017 годах Одного Двух Трех и более Год Численность Средний размер, руб. Год Численность Средний размер, руб. Год Численность Средний размер, руб. 2015 4751 7401,32 2015 1574 8443,71 2015 350 9810,95 2016 4423 7648,95 2016 1485 9211,31 2016 367 10656,88 2017 4136 8339,97 2017 1404 9504,98 2017 354 10772,28 В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О госу- дарственной социальной помощи» территориальные органы Пенсионного фонда Рос- сийской Федерации осуществляют установление федеральной социальной доплаты к пенсии с учетом величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соот- ветствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Величина прожиточного минимума пенсионера в Липецкой области в целях установления социальной доплаты к пенсии в 2017 году со- ставляла 8 540 рублей (2015 г. – 6 530 руб.; 2016 г. – 8 600 руб.). Государственная социальная помощь малоимущим семьям В соответствии с действующим законодательством семьям, которые испытывают финансовые трудности, государство предоставляет материальную поддержку, натураль- ную помощь и другие льготы. Социальная помощь малоимущим гражданам с учетом среднедушевого дохода семьи оказывается в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Законом Липецкой области от 29 марта 2005 года № 179-ОЗ «О государственной социальной помощи». Размер социаль- ного пособия устанавливается в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или одиноко проживающего гражданина, но не более 300 рублей в месяц в расчете на одного человека. В 2017 году численность малоимущих граждан, получавших государственную соци- альную (адресную) помощь, уменьшилась и составила 34 148 человек (2015 г. – 36 121 чел.; 2016 г. – 35 255 чел.). На поддержку малоимущих граждан и семей с детьми направ- лено 60,3 млн рублей (2015 г. – 64,3 млн руб., 2016 г. – 63,5 млн руб.). В разрезе муниципальных образований области изменение количества получателей адресной помощи происходит неравномерно. В 2017 году в целом по области количе- ство получателей адресной помощи сократилось на 3,1%, при этом в ряде районов их количество увеличилось: в Чаплыгинском районе на 15%, в Грязинском – 10%, в Добро- вском – 8%, в Долгоруковском – 6%. Увеличение количества получателей в Грязинском и Добровском районах связано с прибытием мигрантов, в Чаплыгинском районе – с увели- чением количества многодетных семей (на 10%), семей, в которых проживают студенты (на 11%). В регионе расширяется практика применения государственной социальной помощи на основании социального контракта, стимулирующей малоимущих граждан к активным действиям по преодолению трудной жизненной ситуации. Государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется в виде единовремен- ного или ежемесячного социального пособия. Единовременное социальное пособие устанавливается в размере 25 000 рублей и предоставляется на реализацию одного из мероприятий: ведение личного подсобного или крестьянского (фермерского) хозяйства; осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; на организацию сельскохозяйственного потребительского кооператива и (или) вступление в сельскохо- зяйственный потребительский кооператив. С сентября 2017 года появилось право ис- пользования средств государственной социальной помощи на основании социального контракта на приобретение крупного рогатого скота молочного направления в размере 50 000 рублей (Закон Липецкой области от 14 сентября 2017 года № 108-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О государственной социальной помощи»»). Еже- месячное социальное пособие устанавливается в размере 1000 рублей на каждого члена семьи, но не более 3000 рублей и предоставляется на поиск работы, прохождение про- фессиональной подготовки или переподготовки. В 2017 году с малоимущими гражданами было заключено 380 социальных контрактов (2015 г. – 193; 2016 г. – 199). На эти цели направлено 10,6 млн рублей (2015 г. – 4,7 млн руб.; 2016 г. – 4,9 млн руб.). В рамках социального контракта в 2017 году малообеспеченные семьи: – вели личное подсобное хозяйство (306); – осуществляли индивидуальную предпринимательскую деятельность (3); – вступили в сельскохозяйственный потребительский кооператив (22); – приобрели крупный рогатый скот молочного направления (46); – получили содействие в поиске работы, прошли профессиональную подготовку (3). Данная технология является эффективной формой социальной поддержки мало- имущих семей. Применение технологии социального контракта способствует трудоу- стройству незанятых трудоспособных членов малообеспеченных семей, повышает со- циальную ответственность граждан при выполнении ими обязанностей по содержанию и воспитанию детей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz