Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)

№ 103/25731/ 31 МАЯ 2018 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 18 ПСИХОЛОГИЯ 21 Как пережить ЕГЭ Проблема детей или взрослых? Надо быть очень мудрым родителем, чтобы спокойно признать: мой ребенок — гуманитарий, поэтому по математике ему достаточно получить тройку ” ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ЕЛЕНА БРЕДИС Спросите у родителей, что значит сдача ЕГЭ, и большинство вам скажет, что испытание не из простых. Где взять деньги, чтобы оплатить репетиторов, как распределить время ре- бенка, чтобы он ко всем этим репетиторам успел? А главное, неотвязный и панический вопрос: сдаст, не сдаст, на сколько баллов?Можно ли что-то сделать, чтобыэтот период сталменее травматичным? Именно об этом беседа с нашим постоянным консультантом, психологом, психоаналитиком Екатериной Антоновой. — Не будем забывать, что помимо ЕГЭ есть еще и экзаме- ны в девятом классе. А с чет- вертого начинаются итоговые годовые контрольные, вокруг которых в школах тоже ажио- таж. Причем результаты этих контрольных важны только для самих школ как крите- рий их работы, а детям эти оценки порой даже в журнал не ставят. Родители должны это понимать и не поддаваться искусственному ажиотажу. И уж тем более не погружать детей в состояние стресса. Я не понимаю повышенную родительскую тревожность по этому поводу, ведь сейчас учеников практически не оставляют на второй год. Так в чем дело? — Может, дело в том, что родители находятся под силь- ным влиянием учителей? —Безусловно. С одной сто- роны, авторитет учителя очень важен для ребенка, и родители этот авторитет должны под- держивать. С другой стороны, надо же и свою голову на пле- чах иметь. Если вы заметили такой ажиотаж, спокойно объясните ребенку, что ни- какой судьбоносной роли эта контрольная в его жизни не играет, просто надо собраться и написать. А если возникнут проблемы, то за лето вы успее- те их решить, позанимавшись. Не надо смотреть на учителя, как кролик на удава. Я выска- жу даже такую крамольную мысль: иногда бывают случаи, когда учитель ведет себя так, что его авторитет просто не- обходимо развенчать в глазах ребенка, чтобы уберечь под- ростка от психологической травмы. Увы, и такие горе-пе- дагоги встречаются. Мы выбираем , нас выбирают … — Екатерина Андреевна, сегодня зачастую и вуз, и профессию «подгоняют» под полученные баллы. Мало на- брал?Ну пойдем туда, где про- ходной балл самый низкий. О каком выборе профессии, о каком призвании можно говорить? — Я бы вообще предосте- регла родителей от таких разговоров. Подростку в шестнадцать-семнадцать лет интересно очень многое, и это нормально. Только сверх одаренные единицы могут в этом возрасте сказать «Я буду музыкантом» или «Я буду ма- тематиком». Да и у них потом могут возникнуть иные пред- почтения. Лично я вообще против слишком ранней про- фессиональной ориентации, которая сейчас вошла в моду. —Но как же тогда быть? — Давайте сначала по- смотрим, как оно есть, а уж потом будем думать, как быть. Сейчас чаще всего именно ро- дители решают, какую специ- альность выбрать, в какой вуз поступать, каких репетиторов нанимать. Причем руковод- ствуются они не интересами и склонностями ребенка, а престижностью будущей про- фессии и размером зарплаты. У меня как-то на приеме была женщина, которая сказала: «Я хочу, чтобымоя дочь поступи- ла в мединститут». А дочь-то, спрашиваю, хочет? «Нет, не хочет». А вы, интересуюсь, когда-нибудь хотели стать врачом? «Нет, не хотела». Просто кто-то ей сказал, что быть врачом — это выгодно и престижно, и она все уже за своюдочь решила.Иейне важ- но, что дочь терпеть не может химию с биологией. Не живите чужой жизнью — И все-таки чем объяс- нить такую повышенную нер- возность родителей даже за- долго до самого ЕГЭ? — На мой взгляд, соб- ственной внутренней не- реализованностью. Кто-то в свое время не смог получить высшее образование, кто-то считает себя неудачником, кто-то мечтал стать архи- тектором, но так и не стал. И все свои несбывшиеся мечты они хотят теперь реализовать в детях. Иными словами, они хотят прожить за детей их жизнь. Вот отсюда и не- рвотрепка, и ажиотаж. Ведь если мой ребенок не поступит в архитектурный, это все равно что я «провалился» на экзаменах. Если вообще не поступит в вуз, то проживет такую же «серую» жизнь, как я, останется неудачни- ком. Но все это не более чем «глюки», которые застряли в родительских головах. Чей- то ребенок может получить среднее образование, стать прекрасным профессионалом и прожить яркую, интерес- ную жизнь. Кто-то, «прова- лившись» в архитектурный, может поступить на геолого- разведывательный и реализо- вать свою собственнуюмечту. Да, это будет не та жизнь, которую «запланировали» ему родители, но это будет его жизнь. —Но мыже понимаем, что родители хотят «как лучше»… — Вопро с : для ко г о ? Для ребенка или для себя? Если родителям не хватало в жизни стабильно- сти и комфорта, то это вовсе не означа- ет, что их ребенок будет нуждаться в том же самом. Воз- можно, профессия геолога — тяжелая, далекая от комфорта и не самая оплачива- емая—на самом деле наполнит его жизнь смыслом. Не надо отождествлять себя со своими детьми. Помните , уже лет в пятнадцать-шест- надцать наступает момент, когда они должны от вас от- делиться. И дальше вы можете только сопровождать их по жизни, помогать им. И то лишь в тех пре- делах, которые они сами определят. Никогда не поздно — А вы не допускаете, что родителями руководит банальный страх за будущее детей, заихматериальное бла- госостояние? И в наше время это вполне объяснимо… — Опять же можно посмо- треть глубже. Детство этих родителей пришлось на пере- стройку с ее пустыми прилав- ками, подростковый возраст —на лихие девяностые, когда их собственные родители не знали, где и как заработать. Это страхи, которые укорени- лись с самого раннего возраста. Теперь вопрос: имеют ли эти страхи реальное отношение к их собственным детям? Се- годня на самом деле масса возможностей заработать, получая удовольствие от соб- ственной деятельности. Надо тольконе боятьсяприслушать- ся к себе. Я знаю учительницу математики, которая увле- клась техникой «крейзи-вул» и стала делать потрясающе красивую одежду. Сейчас она получает не только удоволь- ствие от творчества, но и очень приличный доход. Более того, вмузее прикладного искусства ее родного города устроили выставку-дефиле из ее работ. Кстати, женщина была уже в солидном возрасте, когда решилась кардинально сме- нить вид деятельности. И не пожалела. Никогда не поздно пройти курсыповышения ква- лификации и найти для себя новуюнишу. Никогда не позд- но освоить новую профессию, если прежняя тебе неинтерес- на. И поверьте, деньги пойдут только к тому, кто любит дело, которым занимается. Потому что такой человек постоянно профессионально растет. Разговор вместо диктата — Одна из причин детско- родительского невроза кроет- ся еще и в бесконечной беготне по репетиторам, в установке на получение самых высоких баллов. С этим-то что делать? — В огромном количестве случаев такое обилие репети- торов просто не обязательно. Это перестраховка родителей, которые заранее предусматри- вают разные варианты вузов и профессий «на всякий слу- чай». А выливается это в хро- ническую усталость у детей, в апатию и нежелание вообще заниматься.Чтокасаетсяуста- новкина самые высокие баллы по всем предметам, то это, опять же, желание взрослых доказать самим себе, что у них самый способныйи одаренный ребенок. Надо быть очень му- дрым родителем, чтобы спо- койно признать: мой ребенок — гуманитарий, поэтому по математике ему достаточно получить тройку. — Но как же все-таки сде- лать окончательный выбор? —А просто сесть и спокой- но поговорить. О том, что боль- ше всего интересует, увлекает, чем нравится заниматься. Попробуйте обсудить, в какой профессии эти интересы и увлеченияможно было быобъ- единить. Ипостарайтесь услы- шать, что говорит вамребенок. Если к концу девятого класса он говорит, что уже ничего не хочет, значит, он безумно устал. Так что страшного в том, чтобы вместо подготовки к ЕГЭ поступить в колледж на факультет, который пока- жется интересным? Высшее образование никуда от вашего чада не уйдет. Захочет — по- ступит после колледжа. Но это образование не стоит здоровья. —Насколько жесткие тре- бования надо предъявлять к учебе в старших классах? — Сложный вопрос. В пят- надцать-семнадцать лет учеба по естественным психологи- ческим причинам отходит на второй план, и с этим надо смириться. Но ипускать все на самотек тоже нельзя, опреде- ленные границы необходимы. Просто надо спокойно объяс- нить, что от этого последнего рывка многое зависит. По- верьте, влюбленность и учебу можно совмещать.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz