Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)

№ 102/25730/30 МАЯ 2018 12 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Кроме того, по информации прокуратуры, органами местного самоуправления не всегда своевременно принимаются меры по санитарной очистке соответствующих территорий. К примеру, прокурором Елецкого района установлено, что в границах земель, занятых памятниками природы регионального значения «Пажень» и «Казинская степь», допускались факты сброса бытового и строительного мусора. В связи с захламлением территории памятника природы регионального значения «Парк в с. Репец» приняты меры реагирования прокурором Задонского района. В сфере охраны и использования животного мира прокурорами выявлено 72 нарушения законов, в целях устранения которых внесено 18 представлений, 17 исковых заявлений на- правлено в суды, 12 лиц привлечено к административной ответственности. За 9 месяцев текущего года по фактам незаконной охоты либо добычи объектов животного мира в правоохранительные органы прокурорами направлено 4 материала в порядке ст.37 УПК РФ, по результатам рассмотрения которых возбуждено 2 уголовных дела. По мнению прокуратуры, целесообразно рассмотреть вопрос о корректировке части 1 статьи 13 Закона «Об охране окружающей среды Липецкой области» в части, обязывающей хозяйствующие субъекты: – не осуществлять сжигание сухой травы, стерни, соломы и иных растительных остатков на землях особо охраняемых территорий и объектов, землях водного фонда, а также на землях населенных пунктов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 72(1) Правил проти- вопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390; – не допускать неконтролируемого горения сухой травы, стерни, соломы и иных расти- тельных остатков в границах используемого земельного участка. За нарушения обозначенных требований на территории региона с 01 июля 2017 года вве- дена административная ответственность (ч. 5 и ч. 6 ст. 4.1 КоАП Липецкой области). При этом предметом правового регулирования рассматриваемых норм являются право- отношения в сфере охраны окружающей среды, регламентируемые нормами федерального законодательства, в частности Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», определяющего общие правовые, экономические и социальные ос- новы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и предусматривающего возможность установления требований в области пожарной безопасности только федераль- ными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Предложения и рекомендации по совершенствованию законодательства в сфере охраны окружающей среды и повышению эффективности реализации Закона области «Об охране окружающей среды Липецкой области» Целью мониторинга явились анализ и оценка практики реализации Закона области «Об охране окружающей среды Липецкой области» планируемому результату правового регулиро- вания. По результатам мониторинга закона области установлено, что его нормы в целом соответ- ствуют Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодатель- ству Липецкой области и направлены на формирование и укрепление экологического правопо- рядка и обеспечению экологической безопасности на территории Липецкой области. Вместе с тем проведенный мониторинг показывает необходимость совершенствования действующей нормативной правовой базы области с учетом изменений федерального законо- дательства и опыта других субъектов Российской Федерации. Так, в развитие положений Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об ох- ране окружающей среды» об осуществлении общественного экологического контроля, в целях более результативного осуществления взаимодействия общественности с государственными природоохранными контрольно-надзорными органами по выявлению и предупреждению на- рушений в области охраны окружающей среды предлагается рассмотреть вопрос о подготов- ке и принятии нормативного правового акта области, регулирующего отдельные вопросы дея- тельности общественных инспекторов по охране окружающей среды на территории Липецкой области. Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» среди основных принципов охраны окружающей среды назван приоритет сохранения есте- ственных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов. При этом условия и факторы, обеспечивающие и снижающие их устойчивость, различны в зависимости от территориальной расположенности и антропогенных факторов конкретного субъекта Рос- сийской Федерации. Следует отметить, что в значительное число естественных экосистем Липецкой области входят виды растительного и животного мира, занесенные в Красную книгу Липецкой области, являющиеся индикаторами состояния экосистем. С целью сохранения экологических систем Липецкой области предлагается рассмотреть вопрос о разработке и принятии нормативного правового акта области, устанавливающего порядок охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, занесенных в Красную книгу Липецкой области. Предлагается рассмотреть вопрос о внесении изменений в часть 1 статьи 8 Закона Ли- пецкой области «Об охране окружающей среды Липецкой области» в части, касающейся дета- лизации полномочий органов исполнительной власти области по осуществлению областного государственного экологического надзора. Принимая во внимание предложение прокуратуры Липецкой области, подлежит рас- смотрению вопрос о корректировке части 1 статьи 13 Закона области от 8 января 2003 года № 33-ОЗ «Об охране окружающей среды Липецкой области», а также положений части 5 и части 6 статьи 4.1 КоАП Липецкой области в целях исключения правового регулирования, от- носящегося к ведению федерального законодательства. Кроме того, с целью соблюдения требований Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в части, касающейся установления охранных зон особо охраняемых природных территорий, целесообразно провести мониторинг охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения. В целях реализации положений части 2 статьи 13 Закона Липецкой области «Об охране окружающей среды Липецкой области» о предоставлении отчетности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную деятельность на объектах I, II, III категорий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду на территории области, обеспечить принятие управлением экологии и природных ресурсов Ли- пецкой области приказа, утверждающего формы соответствующей отчетности. В целях решения вопроса несанкционированных свалок на территории Липецкой обла- сти рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области активизировать деятельность по обеспечению населенных пунктов системой сбора и вывоза твердых коммунальных отходов. Таким образом, изменения федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды, положительный опыт субъектов Российской Федерации, а также потребность решения ряда практических проблем в сфере управления охраной окружающей среды указывают на необходимость совершенствования Закона области «Об охране окружающей среды Липецкой области». Часть III. Предложения по совершенствованию законодательства и по реализации Послания Президента Российской Федерации Глава 1. Предложения по совершенствованию законодательства Липецкой области В 2018 году будет продолжена работа по приведению законодательства Липецкой обла- сти в соответствие с федеральным законодательством и совершенствованию действующего правового регулирования. Основные направления нормотворческой деятельности, а также предложения субъектов права законодательной инициативы о проектах нормативных правовых актов области, рассмо- трение которых запланировано на 2018 год, нашли свое отражение в Плане работы Липецкого областного Совета депутатов на 2018 год, утвержденном постановлением Липецкого об- ластного Совета депутатов от 14 декабря 2017 года № 449-пс. Кроме того, принятые в конце 2017 года и начале 2018 года изменения федерального за- конодательства потребуют внесения изменений в ряд законов области. Так, Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 463-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий- ской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнены статьей 45.1, устанавливаю- щей содержание правил благоустройства территорий муниципальных образований. В соответствии с частью 3 указанной статьи законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства терри- торий муниципальных образований, исходя из природно-климатических, географических, со- циально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований. Кроме того, в соответствии с изменениями, внесенными вышеуказанным федеральным законом в статью 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, вступающими в силу с 28 июня 2018 года, правилами благоустройства территорий муниципальных образований в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, должны быть определены границы территорий общего пользования, прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям, земельным участкам в случае, если такие земельные участки образованы. Таким образом, законом области должен быть определен порядок установления границ прилегающих территорий, а также рассмотрен вопрос о необходимости установления на региональном уровне дополнительных вопросов, регулируемых правилами благоустройства территорий муниципальных образований. Федеральный закон от 29 декабря 2017 года № 443-ФЗ «Об организации дорожного дви- жения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» принят в целях регулирования общественных отношений, возникаю- щих в процессе организации дорожного движения, а также при организации и осуществлении парковочной деятельности. В соответствии со статьей 13 указанного федерального закона законом субъекта Россий- ской Федерации могут быть запрещены платные парковки на территориях, непосредственно прилегающих к объектам спорта, зданиям, в которых размещены образовательные органи- зации, в том числе дошкольные образовательные организации, медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения, организации культуры, органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, а также на земельных участках, относящихся в со- ответствии с жилищным законодательством к общему имуществу многоквартирных домов. Законом субъекта Российской Федерации также могут быть установлены периоды вре- мени суток, а также выходные и нерабочие праздничные дни, когда платные парковки, рас- положенные на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, используются бесплатно. Кроме того, соответствующие изменения в части уточнения полномочий органов государ- ственной власти субъектов Российской Федерации в сфере организации дорожного движения и осуществления парковочной деятельности внесены в Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и ис- полнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Положения Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законода- тельные акты Российской Федерации» вступают в силу с 30 декабря 2018 года. Потребуется приведение в соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 480-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электри- ческим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законо- дательные акты Российской Федерации» региональных нормативных правовых актов, регули- рующих отношения в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа, в части установления порядка согласования между уполномоченным органом исполнительной власти области и уполномоченным органом местного самоуправления установления или изменения муници- пального маршрута регулярных перевозок; требований к юридическим лицам, индивидуаль- ным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам; порядка определения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества, которым свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных пере- возок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегионально- му маршруту регулярных перевозок и карты соответствующих маршрутов выдаются в установ- ленных случаях без проведения открытого конкурса. Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ «О внесении изменений в Фе- деральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» субъектам Российской Федерации предоставлено право наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, уста- навливать региональные льготные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на такие льготы, основания для предоставления льгот и порядок ком- пенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих регулируемые виды деятель- ности в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 479-ФЗ «О внесении изменений в Фе- деральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части закрепления возможности предоставления в многофункциональных центрах предостав- ления государственных и муниципальных услуг нескольких государственных (муниципальных) услуг посредством подачи заявителем единого заявления» положения Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муници- пальных услуг» дополнены нормой, согласно которой исчерпывающие перечни оснований для приостановления предоставления государственной или муниципальной услуги или отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги устанавливаются соответственно федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными право- выми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. Положения указанного федерального закона вступают в силу с 30 марта 2018 года. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 438-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государствен- ной регистрации некоторых актов гражданского состояния в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг» полномочия на государственную регистрацию рождения (за исключением рождения, государственная регистрация которого производится одновременно с государственной регистрацией установления отцовства) и смерти законом субъекта Российской Федерации могут быть возложены на многофункцио- нальные центры предоставления государственных и муниципальных услуг. Порядок изъятия возложенных на многофункциональные центры предоставления государственных и муници- пальных услуг указанных полномочий также устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 423-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части использования государ- ственных информационных систем на государственной гражданской службе Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О госу- дарственной гражданской службе Российской Федерации» в части государственных информа- ционных систем, используемых на гражданской службе. В соответствии с принятыми изменениями в целях информационного обеспечения феде- ральной гражданской службы и оптимизации работы кадровых служб федеральных государ- ственных органов используется федеральная государственная информационная система в области государственной службы. Порядок использования данной информационной системы устанавливается Правительством Российской Федерации. В целях информационного обеспечения гражданской службы субъекта Российской Феде- рации и оптимизации работы кадровых служб государственных органов субъекта Российской Федерации на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации ис- пользуется федеральная государственная информационная система в области государствен- ной службы или создается государственная информационная система в области гражданской службы субъекта Российской Федерации, которая должна быть совместима с федеральной го- сударственной информационной системой в области государственной службы и соответство- вать унифицированным требованиям к объему и содержанию сведений о кадровом обеспече- нии государственных органов, подлежащих хранению, обработке и передаче в электронном виде. Указанные требования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Федеральным законом от 27 ноября 2017 года № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения Налогового кодекса Российской Федерации допол- нены статьей 286.1, устанавливающей порядок предоставления инвестиционного налогового вычета. При этом в соответствии с частью 6 указанной статьи целый ряд вопросов, касающих- ся права на применение инвестиционного налогового вычета, его размеров, категорий нало- гоплательщиков, которым предоставляется (не предоставляется) право на применение инве- стиционного налогового вычета, категорий объектов основных средств, в отношении которых налогоплательщикам предоставляется (не предоставляется) право на применение инвестици- онного налогового вычета, могут быть установлены законом субъекта Российской Федерации. Потребуется внесение изменений в Закон Липецкой области от 8 октября 2013 года № 211-ОЗ «О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» в целях приведения его положений в соответ- ствие с Федеральным законом от 20 декабря 2017 года № 399-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 16 Закона Российской Федерации «О при- ватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Указанным федеральным законом к полномочиям органов государственной власти субъ- ектов Российской Федерации отнесено определение порядка информирования органами местного самоуправления собственников помещений в многоквартирных домах о способах формирования фонда капитального ремонта, о порядке выбора способа формирования фонда капитального ремонта; установление порядка информирования собственников помещений в многоквартирных домах и организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, о содержании региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и критериях оценки состояния многоквартирных домов, на основании которых определяется очередность проведения капитального ремонта; утверждение поряд- ка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительной помощи при возникновении неот- ложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквар- тирных домах. Кроме того, установлены особенности организации капитального ремонта многоквартир- ных домов, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения, что также потребует дополнительного правового регулирования на региональном уровне. Таким образом, в текущем году потребуется принятие новых нормативных правовых актов, а также внесение изменений в действующие нормативные правовые акты. Глава 2. Предложения по совершенствованию федерального законодательства Статьей 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающей особен- ности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципаль- ной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно, определено, что если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражда- нам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с частью 19 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171- ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законо- дательные акты Российской Федерации» в случае, если субъектом Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации не уста- новлен порядок предоставления в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участ- ков указанным гражданам осуществляется в порядке, установленном статьями 39.14 – 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Фе- дерации положения данной статьи не применяются в случае предоставления земельных участ- ков в собственность граждан бесплатно в соответствии со статьей 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации. В данном случае усматривается определенное внутреннее противоречие между нормой, содержащейся в Земельном кодексе Российской Федерации, и нормой, содержащейся в за- коне о внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации. Представляется, что правовое регулирование, предусмотренное частью 19 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», должно содержаться не в законе о внесении изменений в Земельный кодекс Российской Фе- дерации, а являться самостоятельной нормой в статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, указывая на исключение из общего правила, установленного подпунктом 1 пункта 7 данной статьи. Такой подход позволит устранить имеющиеся случаи необоснованного отказа уполно- моченными органами в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков, на- ходящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, указанным в подпункте 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием регионального нормативного правового акта, устанавливающего порядок предоставления ука- занных земельных участков. В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата Российской Федерации осуществляет по обращениям контрольно-счетных органов субъектов Российской Федера- ции и муниципальных образований или законодательных (представительных) органов госу- дарственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления оценку (анализ) деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, дает заключения о соответствии деятельности этих органов законодательству о внешнем государственном (муниципальном) финансовом контроле и рекомендации по повышению ее эффективности, а также по обращениям законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации дает заключения о соответствии кандидатур на должность председателя контрольно-счетного ор- гана субъекта Российской Федерации требованиям, установленным Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно- счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Соответствующие полномочия Счетной палаты Российской Федерации были установлены Федеральным законом от 7 февраля 2017 года № 11-ФЗ «О внесении изменений в Федераль- ный закон «О Счетной палате Российской Федерации» и статью 28.3 Кодекса Российской Фе- дерации об административных правонарушениях». При этом корреспондирующее данным полномочиям право обращения законодательно- го (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в Счетную палату Российской Федерации по вопросу оценки (анализа) деятельности контроль- но-счетного органа субъекта Российской Федерации не нашло своего отражения ни в Феде- ральном законе от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законо- дательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ни в Федеральном законе от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Тоже самое касается и права обращения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в Счетную палату Российской Феде- рации по вопросу соответствия кандидатур на должность председателя контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации требованиям, установленным Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контроль- но-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». В силу пунктов 1, 4 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных ор- ганов государственной власти субъектов Российской Федерации» деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления принадлежащих им полномочий. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавли- ваются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и испол- нительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», другими фе- деральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации. При этом данные полномочия могут быть изменены только путем внесения соответствую- щих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты. Кроме установления соответствующих полномочий законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, необходимо определение на федеральном уровне оснований и порядка обращения законодательных (представитель- ных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в Счетную палату Российской Федерации по вопросам оценки (анализа) деятельности контрольно-счетных ор- ганов субъектов Российской Федерации и соответствия кандидатур на должность председате- ля контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации требованиям, установленным Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципаль- ных образований». В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» общественные инспекции и груп- пы общественного контроля осуществляют общественный контроль в целях содействия со- блюдению законодательства, защиты прав и свобод человека и гражданина, учета обществен- ных интересов в отдельных сферах общественных отношений во взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления, в компетенцию которых входит осуществление государственного контроля (надзора) или муниципального контроля за дея- тельностью органов и (или) организаций, в отношении которых осуществляется общественный контроль. Полномочия, порядок организации и деятельности общественных инспекций и групп общественного контроля определяются федеральными законами, законами субъектов Рос- сийской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. На практике указанные нормы остаются не реализованными, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах обще- ственного контроля в Российской Федерации» общественные инспекции и группы обществен- ного контроля могут создаваться для осуществления общественного контроля только в случа- ях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Действующим федеральным законодательством на сегодняшний день такие случаи не установлены. При этом обозначенная законодателем сфера деятельности общественных инспекций и групп общественного контроля, а именно взаимодействие с органами государ- ственной власти и органами местного самоуправления, в компетенцию которых входит осу- ществление государственного контроля (надзора) или муниципального контроля за деятель- ностью органов и (или) организаций, может стать одним из действенных механизмов осущест- вления указанного контроля (надзора). Согласно части 4 статьи 8 Федерального закона от 23 июня 2016 года № 183-ФЗ «Об об- щих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Фе- дерации» к выдвижению кандидатов в члены Общественной палаты не допускаются некоммер- ческие организации, которые в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» не могут выдвигать кандидатов в члены Общественной палаты Российской Федерации. К числу таких некоммерческих организаций Федеральный закон от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» относит некоммерческие ор- ганизации, зарегистрированные менее чем за один год до дня истечения срока полномочий членов Общественной палаты действующего состава. При этом в соответствии с частью 6 статьи 4 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации» канди- дата в члены Общественной палаты субъекта РФ вправе предложить организация, деятель- ность которой в сфере представления и защиты прав и законных интересов профессиональ- ных и социальных групп составляет не менее трех лет. Таким образом, усматриваются определенные внутренние противоречия между нормами двух федеральных законов. Пунктом 3 части 2 статьи 9 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации» к исключительной компетенции Общественной палаты субъекта РФ отнесено утверждение количества комиссий и рабочих групп Общественной палаты, их наименований и определение направлений их дея- тельности в случае, если наличие комиссий и рабочих групп предусмотрено законом субъекта Российской Федерации. При этом согласно части 4 статьи 9 Федерального закона «Об общих принципах организа- ции и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации» данный вопрос должен быть рассмотрен на первом заседании Общественной палаты, образованной в право- мочном составе. Указанное требование не согласуется как с практикой создания рабочих групп, так и с по- ложениями самого Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации». Так, рабочие группы, как правило, создаются в процессе деятельности того или иного ор- гана с целью более детального рассмотрения отдельных вопросов и выработки путей их реше- ния. В зависимости от характера рассматриваемых вопросов определяется и персональный состав рабочей группы. Правильность такого подхода подтверждается нормой, содержащейся в части 9 статьи 9 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации», согласно которой в состав рабочих групп Общественной палаты могут входить члены Общественной палаты, представители некоммерческих организа- ций, другие граждане. Таким образом, вопросы, связанные с количеством рабочих групп Общественной палаты, их наименованием и определением направлений деятельности, не могут рассматриваться на первом заседании Общественной палаты нового состава. Указанные вопросы должны касать- ся только комиссий Общественной палаты. Рабочие же группы Общественной палаты, как это предусмотрено частью 2 статьи 5 Феде- рального закона «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъ- ектов Российской Федерации», должны формироваться и осуществлять свою деятельность в порядке, установленном Регламентом Общественной палаты. В соответствии со статьей 9 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации» одним из руководящих органов Общественной палаты является совет Общественной палаты, в который наряду с председателем Общественной палаты, его заместителем (заместителями), председателями комиссий Общественной палаты и членом Общественной палаты, являющимся представите- лем в составе Общественной палаты Российской Федерации, входит и руководитель аппарата Общественной палаты. Данная норма противоречит сформулированным в статье 4 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации» таким принципам организации деятельности Общественной палаты, как самоу- правление и независимость, поскольку в соответствии со статьей 14 указанного федерального закона аппарат Общественной палаты является государственным учреждением субъекта Рос- сийской Федерации либо подразделением государственного учреждения субъекта Россий- ской Федерации, а руководитель аппарата Общественной палаты назначается на должность и освобождается от должности высшим исполнительным органом государственной власти субъ- екта Российской Федерации по представлению совета Общественной палаты. В соответствии с частью 1.2 статьи 32 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95- ФЗ «О политических партиях» обеспечение гарантий равенства политических партий, пред- ставленных в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, при освещении их деятельности региональными телеканалами и ра- диоканалами – средствами массовой информации, зарегистрированными соответствующими территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по регистрации средств массовой информации, осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, которыми устанавливаются такие гарантии. В этих целях в субъекте Российской Федерации определяются один региональный государственный телеканал и один региональный государственный радиоканал, то есть теле- канал и радиоканал, учредителями (соучредителями) которых являются государственные ор- ганы или государственные организации субъекта Российской Федерации, либо телеканал и радиоканал, распространяемые государственной организацией телерадиовещания субъекта Российской Федерации, либо телеканал и радиоканал, учрежденные и (или) распространя- емые организациями (организацией), в уставном капитале которых (которой) имеется доля субъекта Российской Федерации. Данная норма с точки зрения требования о регистрации регионального телеканала и радиоканала только соответствующим территориальным органом федерального органа ис- полнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по регистрации средств массовой информации, нуждается в уточнении, поскольку с развитием цифровых технологий многие телеканалы и радиоканалы, учрежденные органами государственной власти субъектов Российской Федерации или с их участием, осуществляют вещание на всей территории Рос- сийской Федерации, в связи с чем подлежат регистрации федеральным органом исполнитель- ной власти, уполномоченным на осуществление функций по регистрации средств массовой информации. Таким образом, часть 1.2 статьи 32 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» необходимо дополнить положением о возможности освещения деятельности политических партий, представленных в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, телеканалами и радиока- налами, учрежденными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и зарегистрированными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по регистрации средств массовой информации. Пунктом 7 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в РФ») установлено, что одним из академических прав, предоставляемых обучающимся, является право на зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установлен- ном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осу- ществляющих образовательную деятельность. Исходя из буквального толкования указанной нормы, можно сделать вывод о наличии правового пробела в части регулирования зачета результатов освоения обучающимися учеб- ных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ (далее – зачета результатов освоения обучающимися учебных программ) при не- обходимости такого зачета в той же образовательной организации в случае восстановления обучающегося, предусмотренного пунктом 16 части 1 статьи 34 и статьей 62 Федерального закона «Об образовании в РФ». В этой связи считаем необходимым дополнить пункт 7 части 1 статьи 34 Федерального за- кона «Об образовании в РФ» положением о возможности зачета результатов освоения обучаю- щимися учебных программ как в этой же образовательной организации, так и в других. Кроме того, при зачете результатов освоения обучающимися учебных программ целесо- образно предусмотреть механизм снижения платы за обучение пропорционально зачтенным учебным программам. Частью 12 статьи 60 Федерального закона «Об образовании в РФ» закреплено положение о том, что лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной про- граммы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятель- ность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность. В данной трактовке неясно, в каких случаях выдается справка об обучении, а в каких – о периоде обучения. Исходя из смысла действующего законодательства, форма соответствую- щего документа, определяется исключительно самой образовательной организацией, равно как и качественная характеристика полученного образования, отражаемая в такой справке. В то же время Приказ Минобрнауки России от 10 февраля 2017 года № 124 «Об утверж- дении Порядка перевода обучающихся в другую организацию, осуществляющую образова- тельную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и (или) высшего образования» в пункте 11 определяет форму документа, выдаваемого обучающемуся в случае его перевода в другую образовательную организацию – справка о периоде обучения, в которой указываются уровень образования, на основании которого поступил обучающийся для освоения соответствующей образовательной программы, перечень и объем изученных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) (далее – учебные дисциплины), пройденных практик, выполненных научных исследований, оценки, выставленные исходной организацией при проведении промежуточной аттестации. Ввиду того, что подобная справка является основанием для возникновения определенных правовых последствий для гражданина, например, зачета или незачета результатов изученных ранее учебных программ, необходимо установить единую форму справки, выдаваемой в слу- чае отчисления из образовательной организации по причине неуспеваемости, а также пере- воде в другую образовательную организацию по инициативе обучающегося, и содержащую информацию об уровне образования, на основании которого поступил обучающийся для ос- воения соответствующей образовательной программы, перечень и объем изученных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), пройденных практик, выполненных научных иссле- дований, оценках, полученных при проведении промежуточной аттестации. Глава 3. Предложения по реализации Послания Президента Российской Федерации 1 марта 2018 года Президент Российской Федерации Владимир Путин обратился к Феде- ральному Собранию Российской Федерации с ежегодным Посланием. В Послании затронуты вопросы демографии, экологии, образования, здравоохранения, социальной сферы, развития российской экономики, международных отношений. В качестве наиболее важных тезисов можно отметить следующее. Президентом Российской Федерации отмечена важность обеспечения своевременного технологического развития, важный приоритет – необходимость сбережения народа, увеличе- ние демографического роста и улучшение финансового благосостояния граждан, повышение и поддержка качества жизни старшего поколения, увеличение размеров пенсий, решение проблем с жильем, снижение ипотечной ставки до 7-8%. Отмечена необходимость решения экологических проблем, переход предприятий на экологичные технологии, рекультивация сва- лок, внедрение экологичного транспорта. В сфере культуры и образования отмечена важность ранней профориентации школьников, возможность освоения будущей профессии в ведущих компаниях страны, модернизация образовательной сферы. Особое внимание в Послании уделено вопросам развития пошаговой доступности в пер- вичном звене здравоохранения, созданию фельдшерско-акушерских пунктов в населенных пунктах с количеством жителей от 100 до 2000 человек, а в меньших – обеспечение мобильны- ми комплексами, а также обеспечение детей от 1 года до 3-х лет местами в яслях. Многие обозначенные в Послании социальные проекты уже реализуются в Липецкой об- ласти. Первичная медико-санитарная помощь сельскому населению оказывается на базе 389 фельдшерско-акушерских пунктов, 46 центров общей врачебной практики и 24 врачебных ам- булаторий. В рамках реализации проекта «Сельское здравоохранение» запланировано строи- тельство 26 современных центров общей врачебной практики, а также развитие региональной сети фельдшерско-акушерских пунктов. Проблема обеспеченности дошкольным образованием детей в возрасте от 1 года до 3 лет уже находит свое решение. По состоянию на 1 января 2018 года доступность дошкольного об- разования для детей от 1 года до 3 составляет 90,6%. В 15 районах Липецкой области и г. Ель- це данная проблема решена полностью. В г. Липецке очередность в ясельные группы состав- ляет 800 человек. В областном бюджете на 2018 год предусмотрены дополнительны средства на создание 7 детских садов для детей до 3-х лет. Для детей, которые находятся на длительном лечении в медицинских организациях (около 300 человек), на базе областного противотуберкулезного диспансера и санатория «Мечта» ор- ганизовано прохождение их лечения и полноценное обучение с применением дистанционных технологий. На базе Центра развития кооперативов, деятельность которого направлена на оказание информационной, консультационной и методической помощи координационным центрам рай- онов, главам сельских поселений, кооперативам, осуществляется профориентация молодежи, в том числе старшеклассников, в целях их подготовки для работы на селе и обучения основам кооперации. В целях сохранения достигнутого уровня социальной защищенности граждан, отнесенных к льготным категориям областного уровня, ежегодно производится увеличение размеров еже- месячных денежных выплат. В соответствии с Законом Липецкой области от 2 апреля 2018 года № 162-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О мерах социальной под- держки отдельных категорий граждан в Липецкой области» с 1 марта 2018 года с учетом ин- дексации размер ежемесячных денежных выплат составит: для ветеранов труда и ветеранов военной службы – 500 рублей; для ветеранов труда Липецкой области – 500 рублей; для тружеников тыла и лиц, пострадавших от политических репрессий – 690 рублей; для реабилитированных граждан – 790 рублей. В целях повышения качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, создания ус- ловия для получения ими постоянного ухода в домашних условиях, профилактики социального одиночества комитетом Липецкого областного Совета депутатов по социальным вопросам разрабатывается проект закона Липецкой области «О создании приемных семей для граждан пожилого возраста в Липецкой области» . В Липецкой области один из самых высоких в России темпов строительства жилья. По- строены 1,08 млн квадратных метров, что составляет 0,94 квадратных метра на душу населе- ния. По этому показателю регион занимает 3 место среди субъектов Российской Федерации. По уровню безработицы Липецкая область занимает 2 место по Центральному федераль- ному округу и 6 место по России. Это один из самых низких показателей. В 2017 году на со- циальную поддержку граждан было направлено 4,8 млрд рублей. В результате введения новых мер социальной поддержки в регионе возросло число многодетных семей на 9%. В настоящее время их количество приближается к 12,5 тысячам. Увеличилась средняя продолжительность жизни, в прошлом году она составила почти 71,66 года. Дальнейшее развитие и совершенствование деятельности по указанным направлениям социально-экономического развития Липецкой области позволят обеспечить решение задач и достижение целей, обозначенных в Послании Президента Российской Федерации. Окончание. Начало на 5–11-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz