Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)

№ 102/25730/30 МАЯ 2018 11 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА • не осуществлять сжигание сухой травы, стерни, соломы и иных растительных остатков на землях особо охраняемых территорий и объектов, землях водного фонда, а также на землях населенных пунктов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 72(1) Правил проти- вопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390; • не допускать неконтролируемого горения сухой травы, стерни, соломы и иных расти- тельных остатков в границах используемого земельного участка; • планировать и осуществлять природоохранные мероприятия в соответствии с установ- ленными требованиями. При этом запрет о недопущении неконтролируемого горения сухой травы, стерни, соломы и иных растительных остатков в границах используемого земельного участка не распространя- ется на сжигание сухой травы, стерни, соломы и иных растительных остатков в местах и (или) способами, установленными в соответствии с федеральным законодательством органами местного самоуправления поселений и городских округов. В соответствии с понятием, закрепленным в Законе «Об охране окружающей среды Ли- пецкой области», к природоохранным мероприятиям отнесены мероприятия, направленные на повышение экологичности выпускаемой продукции; сокращение объема потребления при- родных ресурсов; снижение негативного воздействия на компоненты природной среды, в том числе сокращение объемов выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, сбросов загрязня- ющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, объемов образования и разме- щения отходов, снижение концентрации токсичных выбросов, сбросов загрязняющих веществ. Степень участия хозяйствующих субъектов в осуществлении природоохранных мероприя- тий зависит от степени негативного воздействия на окружающую среду осуществляемой ими хозяйственной и иной деятельности. Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Феде- ральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Россий- ской Федерации» введено деление всех объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия на четыре категории: • объекты, оказывающие значительное негативное воздействие (I категория); • объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие (II категория); • объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие (III категория); • объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие (IV категории). Новая система нормирования воздействия на окружающую среду предусматривает уста- новление оптимального соотношения мер государственного регулирования при осущест- влении хозяйственной и иной деятельности, снижение негативного воздействия до уровней, соответствующих наилучшим экологически безопасным мировым технологиям, а также вне- дрение методов экономического стимулирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих мероприятия по снижению негативного воздействия и применяющих наилучшие технологии. В целях реализации положений Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 1029 утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий. Законом «Об охране окружающей среды Липецкой области» установлены требования, предъявляемые к Плану природоохранных мероприятий (далее – План), который предостав- ляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I, II, III категорий, оказывающих негативное воздействие на окружа- ющую среду на территории области, а также требования к содержанию предоставляемых от- четов об исполнении Плана. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I, II, III категорий, оказывающих негативное воздействие на окружа- ющую среду на территории области, обязаны ежегодно не позднее 1 февраля планируемого года представлять в управление экологии и природных ресурсов Липецкой области план при- родоохранных мероприятий, а также отчет об исполнении Плана не позднее 1 февраля года, следующего за планируемым, через официальный сайт управления экологии и природных ресурсов Липецкой области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Срок рассмотрения представленного Плана управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области не должен превышать пятнадцать рабочих дней со дня его получения. Законодательно регламентируются действия управления экологии и природных ресурсов Липецкой области по направлению мотивированного уведомления о несоответствии пред- ставленного Плана установленным требованиям. Законом устанавливается, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, не обеспечившие в срок устранение выявленных недостатков в представленных ими Планах, не- сут ответственность в соответствии с законодательством Липецкой области. По данным управления экологии и природных ресурсов Липецкой области, в 2016 году рассмотрено и проанализировано более 1200 планов природоохранных мероприятий. В целях осуществления контроля качества воздушной среды в 2016 году управлением вы- дано 112 разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарны- ми источниками, не подлежащими федеральному экологическому надзору. В рамках новых полномочий, переданных с 1 января 2016 года субъектам Российской Федерации, в сфере обращения с отходами в 2016 году осуществлен прием отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов у 1130 хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государ- ственному экологическому надзору (Приказ управления экологии и природных ресур- сов Липецкой области от 12 мая 2016 года № 124 «Об утверждении Порядка предостав- ления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), предоставляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих областному государственному экологическому надзору»). На сегодняшний день установлено 64 норматива образования отходов и лимитов на их размещение. Нормативы установлены в соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юриди- ческих лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и средне- го предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих областному государственному экологическому надзору, утвержденным приказом управления экологии и природных ресурсов Липецкой области от 12 мая 2016 года № 123. Данные полномочия по регулированию обращения с твердыми коммунальными отходами переданы на уровень субъектов Российской Федерации в соответствии с изменениями, вне- сенными в Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Согласно изменениям, внесенным в статью 13 Закона Липецкой области «Об охране окру- жающей среды Липецкой области», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I, II, III категорий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду на территории области, для формирования си- стемы экологической паспортизации территорий обязаны ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, представлять в управление экологии и природных ресурсов Липец- кой области отчетность в электронном виде через портал на официальном сайте управления по утвержденным приказом управления экологии и природных ресурсов Липецкой области формам. На момент проведения мониторинга Закона Липецкой области «Об охране окружающей среды Липецкой области» формы предоставления соответствующей отчетности не утвержде- ны. Общественный контроль является одним из действенных механизмов защиты конституци- онных принципов, направленных на формирование гражданского правосознания, повышение уровня доверия граждан к деятельности государства, содействие предупреждению и разре- шению социальных конфликтов, повышение эффективности деятельности органов государ- ственной власти и органов местного самоуправления. Правовые основы общественного контроля в сфере охраны окружающей среды установле- ны статьей 68 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». С 1 января 2017 года указанная статья дополнена нормами, определяющими права и поря- док организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды. За некоммерческими организациями законодательно закреплена возможность осуществления общественного экологического контроля в соответствии с уставными документами организа- ции. При этом порядок организации деятельности общественных инспекторов по охране окру- жающей среды, порядок их взаимодействия с иными субъектами общественного контроля и другие организационные вопросы должны быть урегулированы уполномоченным федераль- ным органом исполнительной власти. В отсутствие указанного правового регулирования в субъектах Российской Федерации в данной сфере сформировались принципиально разные подходы к законодательному закре- плению регионального общественного экологического контроля. Так, в Республиках Дагестан и Кабардино-Балкария, в Чукотском автономном округе при- няты отдельные законы, регламентирующие осуществление общественного экологического контроля, устанавливающие статус общественных экологических инспекторов, определяющие их права и обязанности. Правовые основы института общественных экологических инспекторов региональными законами установлены в Архангельской, Воронежской, Московской областях, в Красноярском, Пермском, Хабаровском краях и Республике Саха (Якутия). Так, в Воронежской области принят Закон Воронежской области от 27 мая 2014 года № 67-ОЗ «Об общественных инспекторах по охране окружающей среды», которым закрепляются принципы деятельности общественных инспекторов, формы их деятельности и меры поощре- ния. В законах Алтайского края от 5 июля 2017 года № 3-ЗС «Об охране окружающей среды», Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2003 года 104-З № 211-III «Об охране окружающей среды Республики Саха (Якутия)» регламентируется деятельность по осуществлению обще- ственного контроля в области охраны окружающей среды, права общественных инспекторов по охране окружающей среды. При этом региональный законодатель не вторгается в сферу федерального регулирова- ния, определяя, что порядок организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды, в том числе форма удостоверения, порядок его выдачи, порядок взаимо- действия общественных советов органов государственного лесного и экологического надзора и общественных инспекторов по охране окружающей среды, устанавливается уполномочен- ным федеральным органом исполнительной власти. В то же время в ряде субъектов Российской Федерации при регламентировании регио- нальными законами деятельности по осуществлению общественного экологического контроля не учитывается тот факт, что статус общественных инспекторов по охране окружающей среды и другие вопросы организации их деятельности должны быть установлены на федеральном уровне. В Липецкой области на сегодняшний день деятельность общественных экологических ин- спекторов нормативно не регламентирована. Комиссией по вопросам экологии и охраны окружающей среды Общественной палаты Ли- пецкой области совместно с управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области, управлением Росприроднадзора по Липецкой области в 2016 году был рассмотрен вопрос о состоянии и перспективах развития общественного экологического контроля в области обра- щения с отходами производства и потребления на территории Липецкой области. Общественной палатой Липецкой области было отмечено, что в настоящее время на тер- ритории Липецкой области общественный экологический контроль в сфере обращения с от- ходами производства и потребления проводится как гражданами, так и общественными объ- единениями, некоммерческими организациями в форме направления соответствующих обра- щений в государственные природоохранные контрольно-надзорные органы для принятия мер по прекращению загрязнения окружающей среды и ликвидации несанкционированных свалок. В то же время, по мнению Общественной палаты Липецкой области, отсутствие соответ- ствующего правового регулирования института общественных экологических инспекторов не позволяет представителям общественных и иных негосударственных некоммерческих орга- низаций более результативно осуществлять взаимодействие с государственными природо- охранными контрольно-надзорными органами по выявлению и предупреждению нарушений в области обращения с отходами производства и потребления. В связи с этим Общественная палата Липецкой области обратилась в Министерство при- родных ресурсов и экологии Российской Федерации с предложением о разработке методиче- ских рекомендаций (Порядка) по организации и осуществлению общественного экологическо- го контроля и созданию института общественных экологических инспекторов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и с учетом опыта данной деятельно- сти в ряде субъектов Российской Федерации. По информации, размещенной на сайте Минприроды России, в настоящее время раз- работан проект приказа об утверждении порядка организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды. Данный проект приказа прошел общественные обсуждения, независимую антикоррупционную экспертизу и направлен на согласование в Рос- природнадзор, Рослесхоз и Минэкономразвития России. Принятие данного нормативного правового акта позволит регионам надлежащим обра- зом реализовать положения Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», касающиеся общественного экологического контроля и деятельности общественных экологических инспекторов. Раздел V Закона «Об охране окружающей среды Липецкой области» регламентирует во- просы осуществления государственного экологического мониторинга (государственного мо- ниторинга окружающей среды) и отношения в сфере экологического просвещения. Информационное обеспечение деятельности по регулированию природопользования и охране окружающей среды в соответствии со статьей 14 Закона «Об охране окружающей сре- ды Липецкой области» включает в себя: • данные статистического учета использования, изъятия отдельных компонентов окружаю- щей среды, воздействий на окружающую среду; • инвентаризацию и паспортизацию особо охраняемых территорий и объектов; • государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды); • экологическую паспортизацию территорий. По данным управления экологии и природных ресурсов Липецкой области, на террито- рии Липецкой области мониторинг состояния атмосферного воздуха осуществляется на 10 стационарных постах наблюдения. Мониторинг проводится Липецким ЦГМС – филиал ФГБУ «Центрально-Черноземное УГМС» и экологической лабораторией ОКУ «Гидротехнические ком- плексы», подведомственного управлению экологии и природных ресурсов Липецкой области. Обследование гидрохимического состояния поверхностных вод Липецкой области в 2016 году осуществлялось на 6 водных объектах. Экологической лабораторией ОКУ «Гидротехнические комплексы» в 2016 году осуществля- лись наблюдения за гидрохимическим состоянием 5 наиболее крупных рек области. В Липецкой области мониторинг геологической среды ведется по нескольким направле- ниям: осуществляются наблюдения за режимным и качественным состоянием водоносных горизонтов, используемых для централизованного водоснабжения населения региона, а также за динамикой развития опасных экзогенных геологических процессов. В соответствии с распоряжением администрации Липецкой области от 28 мая 2009 года № 251-р «Об утверждении Положения об управлении экологии и природных ресурсов Липец- кой области» управление осуществляет экологическую паспортизацию территории. С целью реализации указанных полномочий на сайте управления экологии и природных ресурсов Липецкой области размещена и ведется Электронная система «Экологический па- спорт территории Липецкой области», предназначенная для информирования органов власти, организаций и населения области о состоянии окружающей среды и использовании природ- ных ресурсов. Электронная система «Экологический паспорт территории Липецкой области» включает разделы: • Атмосферный воздух; • Отходы производства и потребления; • Особо охраняемые природные территории; • Государственный экологический надзор; • Недропользование; • Водные ресурсы. Экологический паспорт содержит сведения о состоянии окружающей среды, потенциаль- но экологически опасных объектах и тех объектах, которые подлежат государственному эколо- гическому контролю. Статьей 15 раздела V Закона «Об охране окружающей среды Липецкой области» опреде- лены цели создания и задачи областной (территориальной) системы наблюдения за состояни- ем окружающей среды. К задачам областной (территориальной) системы наблюдения за состоянием окружаю- щей среды законом области отнесены: • регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды; • хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружаю- щей среды; • анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состоя- ния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений; • обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юри- дических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окру- жающей среды. Статья 16 раздела V утратила силу в соответствии с Законом Липецкой области от 7 июля 2009 года № 283-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «Об охране окружаю- щей среды Липецкой области». Статьей 16.1 Закона «Об охране окружающей среды Липецкой области» предусмотрено, что экологическое просвещение осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно положениями указанного федерального закона, экологическое просвещение подразумевает целенаправленное информирование населения как о состоянии окружающей природной среды, так и о мерах по ее охране, формирование в обществе соответствующих стереотипов экологически значимого поведения, бережного отношения к природе и ее компо- нентам. Статьей 74 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяется, что экологическое просвещение, в том числе информирование населе- ния о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой инфор- мации, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность, учрежде- ниями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами. Законом «Об охране окружающей среды Липецкой области» устанавливается, что рас- пространение экологической информации, включая рекламу, осуществляется через средства массовой информации, печатную продукцию, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. С каждым годом вопросы бережного отношения к природе приобретают все большую значимость. Особое внимание в данном направлении в Липецкой области обращается на вос- питание экологически грамотного подрастающего поколения. Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области с 2010 года проводится областной детский экологический форум, который стал традиционным и ежегодно дает начало детскому экологическому движению в нашем регионе. Вливаясь в это движение, учащиеся образовательных учреждений во всех муниципальных районах и городах нашего региона уча- ствуют в различных природоохранных мероприятиях, акциях, создают экологические проекты. В 2016 году на базе Липецкой областной научной библиотеки состоялась научно-практи- ческая конференция «Экологический портрет Липецкого края. Технология и практика экологи- ческого просвещения». Конференция была организована управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области и ГБУК «Липецкая областная научная библиотека» в рамках госу- дарственной программы Липецкой области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Липецкой области». Любая из глобальных проблем экологии требует консолидации сил общественных и госу- дарственных структур, представителей предприятий и организаций. В целях обеспечения населения полной и достоверной информацией о состоянии окружа- ющей среды на территории области управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области подготавливается ежегодный доклад «Об экологической ситуации в Липецкой обла- сти». В ежегодном докладе отражается анализ современного состояния окружающей среды и природопользования на территории области и в муниципальных образованиях, влияния эколо- гических факторов среды обитания на здоровье человека. В соответствии со статьей 16.2 раздела V Закона «Об охране окружающей среды Липецкой области» доклад имеет следующую структуру: Введение. Раздел 1. Реализация природоохранных программ. Раздел 2. Состояние атмосферного воздуха. Раздел 3. Состояние водных ресурсов. Раздел 4. Особо охраняемые природные территории и редкие виды растений и животных. Раздел 5. Обращение с отходами производства и потребления. Раздел 6. Областной государственный экологический надзор Раздел 7. Государственная экологическая экспертиза. Раздел 8. Экологическое просвещение населения. Заключение (содержащее в том числе предложения по улучшению экологической ситуа- ции). В докладе используются материалы Управления Росприроднадзора по Липецкой обла- сти; Управления Роспотребнадзора по Липецкой области; Управления Россельхознадзора по Липецкой области; Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры; Липецкого ЦГМС – филиала ФГБУ «Центрально-Черноземное УГМС»; управления лесного хозяйства Липецкой области; управления ветеринарии Липецкой области; управления по охране, использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Липецкой области; отдела водных ресурсов Донского БВУ по Липецкой области; ОАУ «Управления государственной экспертизы Липецкой области»; Липецкого отдела рыбоохраны Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства; общественных организаций и других природоохранных структур региона. Информирование населения Липецкой области о состоянии окружающей природной сре- ды осуществляется также посредством региональных телерадиокомпаний, печатных област- ных и районных средств массовой информации. Информационные материалы размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: на сайте управления экологии и природных ресурсов Липецкой области, на странице управления на официальном сайте адми- нистрации Липецкой области и на информационно-справочном портале Lipetskmedia.ru. Липецким областным Советом депутатов уже третий год реализуется проект «Правовое кино», направленный на правовое просвещение молодежи. В рамках Года экологии в России одной из тем для обсуждения стал художественный фильм, затрагивающий проблемы взаимо- отношений человека и природы. Раздел VI Закона «Об охране окружающей среды Липецкой области» посвящен порядку разрешения споров и ответственности за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Согласно статье 17 Закона «Об охране окружающей среды Липецкой области» споры в об- ласти охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законо- дательством Российской федерации. Нарушение законодательства в области охраны окружающей среды согласно статье 18 За- кона «Об охране окружающей среды Липецкой области» влечет имущественную, дисциплинар- ную, административную и уголовную ответственность. Закон Липецкой области «Об охране окружающей среды Липецкой области» регулирует отношения по выполнению региональных экологических условий природопользования и веде- ния иной хозяйственной деятельности на территории Липецкой области, а также отношения, возникающие в процессе реализации органами государственной власти области их полно- мочий в сфере охраны окружающей среды. Его положения адресуются, главным образом, хо- зяйствующим субъектам и органам власти. Вместе с тем действие закона также распростра- няется на граждан, осуществляющих не производственную, но все же экологически значимую деятельность. Соответственно правовой механизм закона заключается в формулировании ряда дополни- тельных по отношению к федеральному законодательству условий охраны окружающей среды при ведении хозяйственной и иной экологически значимой деятельности на территории об- ласти. Административная ответственность за нарушение Закона Липецкой области «Об охране окружающей среды Липецкой области» Конституционный принцип права каждого на благоприятную окружающую среду, досто- верную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, достигается путем правильного и эффек- тивного применения законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. На территории Липецкой области до 1 июля 2017 года действовал Кодекс Липецкой обла- сти об административных правонарушениях от 31 августа 2004 года № 119-ОЗ. Главой 4 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях (далее – КоАП Липецкой области) устанавливалась административная ответственность за правонару- шения в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Статья 4.1 КоАП Липецкой области предусматривала административную ответственность за невыполнение установленных Законом области требований в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Требования в сфере окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной дея- тельности определены в статье 13 Закона «Об охране окружающей среды Липецкой области». За невыполнение обозначенных требований предусматривалось предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч ру- блей; на должностных лиц – от семи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от семиде- сяти до ста тысяч рублей. По информации управления административных органов Липецкой области, являющегося уполномоченным органом по контролю за осуществлением органами местного самоуправле- ния государственных полномочий по образованию и организации деятельности администра- тивных комиссий, составлению протоколов об административных правонарушениях в соответ- ствии с Законом Липецкой области от 31 августа 2004 года № 120-ОЗ «Об административных комиссиях и наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по образованию и организации деятельности административных комиссий, составлению про- токолов об административных правонарушениях», за период с 2014 по 2016 годы по статье 4.1 КоАП Липецкой области административными комиссиями рассмотрено 407 дел об админи- стративных правонарушениях, из них в 2014 году рассмотрено 2 дела, в 2015 году– 264 дела, в 2016 году – 141 дело. При этом виновные лица чаще всего привлекались к административной ответственности за осуществление сжигания и допущение горения образующихся отходов производства и потребления, растений и их остатков в границах используемого земельного участка. Основной проблемой на практике в реализации положений статьи 4.1 КоАП Липецкой об- ласти назывались затруднения в установлении субъекта правонарушения в случае возгорания на землях общего пользования. По статье 4.2 КоАП Липецкой области, которой устанавливалась административная ответ- ственность за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, за указанный период дела об административных правонарушениях не рассма- тривались. По информации, предоставленной управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области, за 2016 год рассмотрено 713 дел об административных правонарушениях в сфере охраны окружающей среды, из которых 26,2% составили дела об административных правона- рушениях, предусмотренных статьями КоАП Липецкой области. В целях совершенствования регионального административного законодательства с уче- том требований действующих федеральных нормативных правовых актов, а также складываю- щейся правоприменительной и судебной практики принята новая редакция Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях 19 июня 2017 года. Кодексом Липецкой области об административных правонарушениях от 19 июня 2017 года № 83-ОЗ конкретизированы составы административных правонарушений, связанные с не- выполнением требований в сфере охраны окружающей среды; нарушениями в сфере добычи общераспространенных полезных ископаемых; нарушением правил охраны жизни на водных объектах, нарушением требований общественной безопасности при содержании животных. Также увеличено количество составов административных правонарушений, влекущих административную ответственность за нарушения установленных органами местного само- управления правил благоустройства территорий поселений и городских округов, установлена ответственность за размещение транспортных средств на территориях, занятых зелеными насаждениями; размещение транспортных средств на проездах к многоквартирным домам, препятствующее уборке и вывозу твердых коммунальных отходов; проведение земляных и строительных работ в целях благоустройства при отсутствии необходимого согласования с органами местного самоуправления. Участие органов местного самоуправления в обеспечении охраны окружающей среды Реализация полномочий органов местного самоуправления Липецкой области в сфере охраны окружающей среды осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 6 ок- тября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Законом Липецкой области от 2 октября 2014 года № 322-ОЗ «О не- которых вопросах местного самоуправления в Липецкой области», уставами муниципальных образований области. В Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливаются следующие полномочия органов местного самоуправления в сфере отноше- ний, связанных с охраной окружающей среды. К вопросам местного значения городского округа относятся: • организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; • участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транс- портированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. К вопросам местного значения городских поселений относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых комму- нальных отходов на территориях соответствующих городских поселений. К вопросам местного значения муниципального района относятся: • организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; • участие в организации деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию и за- хоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. При этом органы местного самоуправления муниципального района решают вопросы местного значения по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздель- ному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории. В Липецкой области соответствующие полномочия по участию в организации деятельно- сти по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов закреплены за сельскими поселениями Законом Липецкой области от 2 октября 2014 года № 322-ОЗ «О некоторых вопросах местного самоуправления в Липецкой области». Обозначенные полномочия органов местного самоуправления в области обращения с от- ходами также закреплены в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Кроме того, указанным федеральным законом установлены следующие полномочия орга- нов местного самоуправления в области охраны окружающей среды. Так, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов отнесены орга- низация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организа- ция благоустройства территории городского округа (включая озеленение территории), а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа; осущест- вление муниципального лесного контроля. Органы местного самоуправления муниципальных районов наделены полномочиями по организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; соз- данию, развитию и обеспечению охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района, а также осуществлению муници- пального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных террито- рий местного значения; осуществлению муниципального лесного контроля. К вопросам местного значения городских поселений отнесены: организация благоустрой- ства территорий поселений (включая озеленение территорий), а также организация исполь- зования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых при- родных территорий, расположенных в границах поселения; создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселений, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охра- ны особо охраняемых природных территорий местного значения; осуществление муниципаль- ного лесного контроля. Органы местного самоуправления сельских поселений наделены полномочиями по орга- низации благоустройства территорий поселений, включая их озеленение. На сегодняшний день наиболее проблемными из вышеперечисленных вопросов местного значения для органов местного самоуправления являются вопросы, связанные с организаци- ей и осуществлением мероприятий в области обращения отходов. Результаты рейдовых мероприятий, проведенных управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области, показывают, что не все поселения охвачены действенной систе- мой сбора и вывоза твердых коммунальных отходов. В ряде населенных пунктов отсутствуют контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов, не осуществляется регулярный вывоз отходов, не проводится достаточная работа органов местного самоуправления, направленная на заключение договоров о вывозе отходов между населением и специализированными орга- низациями, осуществляющими сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, что приводит к появлению несанкционированных свалок. Проблема несанкционированных свалок остается очень актуальной. Для ее решения тре- буется принятие комплекса мер по обеспечению всех населенных пунктов системой сбора и вывоза твердых коммунальных отходов. Необходимо финансирование приобретения оборудования для сбора и вывоза твердых бытовых отходов со стороны муниципальных районов и городских округов, например, в рам- ках организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды и организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, в том числе за счет поступления денежных средств в бюджеты муниципальных районов и городских округов от уплаты штрафов и сумм исков о возмещении вреда окружающей среде. В целях изучения ситуации в сфере охраны окружающей среды на территории Липецкой области были направлены запросы в органы местного самоуправления муниципальных райо- нов и городских округов. Согласно поступившей информации о реализации полномочий в сфере охраны окружаю- щей среды в муниципальных образованиях ведется определенная работа. Так, реализация мероприятий по охране окружающей среды в городе Липецке в 2014-2016 годах осуществлялась в рамках муниципальной программы «Охрана окружающей среды горо- да Липецка на 2014-2016 годы», утвержденной постановлением администрации города Липец- ка от 30 сентября 2013 года № 2264. С целью реализации полномочий в сфере охраны окружающей среды постановлением ад- министрации Лев – Толстовского муниципального района от 26 декабря 2014 года № 948 при- нята программа «Сохранение и развитие инфраструктуры Лев – Толстовского муниципального района на 2015-2020 гг.», в которой обозначены вопросы по улучшению экологической обста- новки района и охране окружающей среды. В рамках реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую сре- ду и достоверную информацию о ее состоянии в отдельных муниципальных районах принят порядок организации и проведения общественных обсуждений в форме общественных слу- шаний о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе (решение Совета депутатов Добровского муниципального района Липецкой обла- сти от 2 августа 2017 года № 176-рс, решение Совета депутатов Воловского муниципального района Липецкой области от 23 июня 2017 года № 115). В Данковском муниципальном районе принято Положение «Об организации общественных обсуждений по оценке воздействия наме- чаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду на территории Данковского муниципального района» (решение Совета депутатов Данковского муниципального района Липецкой области от 15 июня 2017 года № 170). С целью реализации полномочий в сфере охраны окружающей среды органами местного самоуправления разработаны и утверждены планы природоохранных мероприятий, приняты Правила благоустройства и содержания территорий, проводятся акции экологической направ- ленности. Так, администрацией Данковского муниципального района в рамках муниципальной про- граммы «Обеспечение безопасности населения Данковского района на 2014-2020 годы» про- водится акция «Дни защиты от экологической опасности». В рамках мероприятий по охране окружающей среды на территории Лебедянского муниципального района проводились меро- приятия, посвященные «Дню малых рек», «Дню земли», «Дню птиц», экологическая акция «По- кормите птиц зимой», «Чистый пруд», экологический марафон «Дружная планета». Администрациями муниципальных районов и городских округов Липецкой области при- нимается участие в организации деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. В целом, в ряде муниципальных образований ведется планомерная работа по улучшению экологической обстановки в части оптимизации системы обращения с отходами, ликвидации несанкционированных свалок, приведения кон- тейнерных площадок в соответствие с действующими нормами и правилами, увеличения ко- личества контейнеров, расширения полигонов утилизации твердых бытовых отходов (Грязин- ский, Лебедянский, Добровский, Измалковский, Задонский, Липецкий муниципальный район, г.Елец). Однако, несмотря на проводимую муниципальными районами работу, проблема возникно- вения стихийных свалок и их ликвидации продолжает оставаться актуальной. На основании анализируемой информации можно сделать вывод о том, что в муниципаль- ных районах и городских округах Липецкой области вопросы реализации полномочий в сфере окружающей среды решаются по-разному. Информация прокуратуры Липецкой области в обеспечении соблюдения законодательства в сфере охраны окружающей среды Прокуратурой области проанализировано состояние законности в сфере охраны окружаю- щей среды. Поскольку данный вопрос имеет важное значение для Липецкой области, промышленный потенциал которой достаточно высок на общероссийском уровне и представлен отраслями черной металлургии, машиностроения, химической и пищевой промышленности, сельскохо- зяйственного производства, основными направлениями работы прокуроров были и остаются надзор за соблюдением законодательства об охране атмосферного воздуха, об отходах про- изводства и потребления, о пожарной безопасности в лесах, об охоте и сохранении охотни- чьих ресурсов и т.д. В частности, в текущем году в ходе осуществления прокурорского надзора установлен факт самовольного сброса на земли вблизи с.Казинка Тербунского района более 400 куб.м отходов, образовавшихся в результате содержания сельскохозяйственных животных на свино- водческом предприятии ООО «Черкизово-Растеневодство», что могло привести к нитратному загрязнению почвы и водоносных горизонтов, причинению вреда окружающей среде и здоро- вью людей. В рамках предоставленных полномочий по защите прав граждан на безопасную эколо- гическую обстановку Липецкий природоохранный прокурор обратился в суд с требованиями обязать природопользователя очистить территорию и осуществить вывоз в специально отве- денное для этого место. На основании судебного решения нарушения закона устранены. Наряду с этим, с привлечением специалистов Управления Россельхознадзора по Липец- кой области был рассчитан ущерб, причиненный в результате противоправных действий пред- приятия. По иску природоохранного прокурора решением Нижнедевицкого районного суда Воронежской области с хозяйствующего субъекта взыскано 600 тыс.руб. При проверке в ЗАО «Хмелинецкий карьер» выявлен факт уничтожения плодородного слоя почвы на площади 17188,69 кв.м в связи с чем в отношении юридического лица возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ. Кроме того, по результа- там рассмотрения постановления природоохранного прокурора, направленного в следствен- ные органы для решения об уголовном преследовании должностных лиц предприятия, возбуж- дено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст.246 УК РФ. При осуществлении строительно-монтажных работ по замене пыле-газоулавливающего оборудования в АО «Липецкцемент» были допущены нарушения закона об охране атмосфер- ного воздуха, что повлекло залповые выбросы вредных веществ в атмосферу. В связи с этим в отношении АО «Липецкцемент» и ряда должностных лиц возбуждено 9 дел об административ- ных правонарушениях. Сотрудниками прокуратуры выявляются нарушения водоохранного законодательства. К примеру, в текущем году нарушения выявлены в ОГУП «Липецкоблводоканал», АО «Ро- шен», ООО «Лебедянский», ООО «ПластиФорм», в том числе в части необеспечения качествен- ной очистки и учета сбрасываемых сточных вод. В отношении названных юридических лиц вы- несены постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях. Сотрудниками прокуратуры приняты меры прокурорского реагирования по фактам разме- щения отходов на почвы и использования подземных вод с нарушением требований выданной лицензии на сахарных заводах ООО «АГРОСНАБСАХАР» и ОАО «АПО «Аврора» «Боринский са- харный завод», ОАО «Добринский сахарный завод». По требованию прокуратуры следственными органами возбуждено уголовное дело по ста- тье 260 УК РФ в связи с незаконной порубкой ООО «СвязьЭлектроСтрой» лесных насаждений и причинения материального вреда лесному фонду Плехановского участкового лесничества. Особое внимание в отчетном периоде прокурорами уделялось вопросам использования законодательства об особо охраняемых природных территориях. В настоящее время в регионе функционирует 171 особо охраняемая природная терри- тория, в том числе 154– регионального значения, из которых 17 заказников и 137 памятников природы, и 15– местного значения. В тоже время, прокуратурой обращается внимание на то, что границы данных природных территорий и их охранных зон зачастую должным образом не установлены. Так, на сегодняшний день не имеется охранных зон у 137 памятников регионального зна- чения. Продолжение. Начало на 5–10-й стр. Окончание на 12-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz