Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)
№ 102/25730/30 МАЯ 2018 10 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Согласно данному Указу направление в Министерство юстиции Российской Федерации копий нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации теперь осуществляется в 7-дневный срок после дня первого официального опубликования названных актов, а также сведений об источниках их официального опубликования для включения этих актов в феде- ральный регистр и проведения правовой экспертизы. Копии нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также сведения об источниках официального опублико- вания названных актов представляются в Министерство юстиции Российской Федерации в электронном виде в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Пунктом 7 Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Рос- сийской Федерации, предусмотрено, что направление в Министерство юстиции Российской Федерации через его территориальные органы копий нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и сведений об источниках их официального опубликования в элек- тронном виде осуществляется посредством межведомственного электронного документообо- рота субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности – по информаци- онно-телекоммуникационным сетям либо на электронных носителях в 7-дневный срок после дня первого официального опубликования указанных актов. В связи с этим стать 22.2 Закона области № 64-ОЗ приведена в соответствие с указанны- ми требованиями федерального законодательства. За прошедший год проведена определенная работа по вопросам, связанным с мировой юстицией, относящимся к компетенции органов государственной власти региона. В целях приведения в соответствие с действующим законодательством принят Закон Липецкой области от 19 июня 2017 года № 81-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О мировых судьях в Липецкой области», устанавливающий порядок выдачи удостове- рений мирового судьи, а также форму и описание образца указанного удостоверения. Кроме того, уточнена процедура оформления, выдачи и учета удостоверений мирового судьи. Закреплено положение, регламентирующее, что оформление, выдача и учет удосто- верений производится уполномоченным исполнительным органом государственной власти Липецкой области в сфере организационного и материально-технического обеспечения дея- тельности мировых судей. Принятие Закона Липецкой области от 2 ноября 2017 года № 124-ОЗ «О внесении из- менения в статью 3 Закона Липецкой области «О создании судебных участков и должностей судей в Липецкой области» обусловлено необходимостью приведения наименований админи- стративно-территориальных единиц области в соответствие с Законом Липецкой области от 16 ноября 2016 № 18-ОЗ «Об объединении сельских поселений Новочеркутинский сельсовет и Павловский сельсовет Добринского муниципального района Липецкой области» в связи с упразднением Павловского сельсовета. Кроме того, перераспределены территории Чаплыгинских судебных участков с целью вы- равнивания служебной нагрузки. Анализ судебной статистики за 2014–2016 годы показал, что служебная нагрузка Чаплы- гинского судебного участка № 2 значительно превышает служебную нагрузку Чаплыгинского судебного участка № 1. Перераспределение территории судебных участков приведет к вы- равниванию служебной нагрузки и, как следствие, к повышению качества и оперативности осуществления правосудия. В 2017 году в соответствии с принятыми постановлениями Липецкого областного Совета депутатов назначены на должности мировых судей 17 кандидатов, 4 судьи в отставке привле- чены к отправлению правосудия в качестве мировых судей. 27 июля 2017 года принято постановление Липецкого областного Совета депутатов № 326-пс «О внесении изменений в постановление Липецкого областного Совета депу- татов «О вопросах деятельности Контрольно-счетной палаты Липецкой области». Внесение изменений обусловлено тем, что в соответствии с действующей редакцией За- кона Липецкой области от 14 июля 2011 года № 517-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Липец- кой области» Регламент Контрольно-счетной палаты области утверждается председателем Контрольно-счетной палаты. В связи с этим внесены изменения в постановление Липецкого областного Совета депута- тов от 1 декабря 2011 года № 1829-пс «О вопросах деятельности Контрольно-счетной палаты Липецкой области» и нормы, касающиеся утверждения Регламента Контрольно-счетной пала- ты области Липецким областным Советом депутатов, признаны утратившими силу. В отчетном периоде депутатами областного Совета заслушан и принят к сведению отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Липецкой области за 2016 год (постановление об- ластного Совета депутатов от 8 июня 2017 года № 272-пс). Кроме того, постановлением областного Совета депутатов от 9 февраля 2017 года № 150-пс назначен на должность аудитор Контрольно-счетной палаты Липецкой области. Постановлением областного Совета депутатов от 23 марта 2017 года № 196-пс освобождена от должности заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Липец- кой области, постановлением областного Совета депутатов от 20 апреля 2017 года № 231-пс назначена на должность заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Липецкой области. Глава 6. Мониторинг Закона Липецкой области «Об охране окружающей среды Липецкой области» Правое обеспечение реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого раз- вития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Сохранение природы и улучшение окружающей среды являются приоритетными на- правлениями деятельности государства и общества. Природная среда включена в систему социально-экономических отношений как ценнейший компонент национального достояния. Формирование и реализация стратегии социально-экономического развития страны и госу- дарственная политика в области экологии должны быть взаимоувязаны, поскольку здоровье, социальное и экологическое благополучие населения находятся в неразрывном единстве. Важным международным документом, регулирующим правовые отношения в сфере охра- ны окружающей среды, является Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды государств – участников Содружества Независимых Государств (Минск, 31 мая 2013 года). Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее насе- ления, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохра- нения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого формируется и последовательно реализовывается единая государственная политика в области экологии, направленная на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем является одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества. 30 апреля 2012 года Президентом Российской Федерации утверждены «Основы государ- ственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года». Правовую базу по охране природной среды составляет национальное законодательство, которое определяет порядок использования и охраны природной среды, ответственность за загрязнение природных ресурсов, которое состоит из: • Конституции Российской Федерации; • Декларации прав человека; • Федерального закона «Об охране окружающей среды»; • Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»; • Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»; • Федерального закона «О животном мире»; • Земельного кодекса; • Водного кодекса: • Лесного кодекса; • Градостроительного кодекса; • Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; • Федерального закона «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности»; • Федерального закона «Об отходах производства и потребления»; • Федерального закона «О недрах»; • Федерального закона «Об экологической экспертизе»; • Федерального закона «О радиационной безопасности населения»; • Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и ядохимикатами»; • Федерального закона «Об уничтожении химического оружия»; • Федерального закона «Об использовании атомной энергии». В соответствии с указанными федеральными законами принимаются иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и нормативные правовые акты субъектов Рос- сийской Федерации. Для создания эффективной системы государственного регулирования и управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, стимулиро- вания предприятий, планирующих программы экологической модернизации производства и экологической реабилитации соответствующих территорий, постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 326 утверждена государственная программа Российской Феде- рации «Охрана окружающей среды» на 2012 – 2020 годы. С целью реализации статей 54 и 69.1 Федерального закона «Об охране окружающей сре- ды», призванных упорядочить систему норм, регулирующих вопросы охраны озонового слоя и устанавливающих требования в отношении государственного учета обращения озонораз- рушающих веществ, принято постановление Правительства от 24 марта 2014 года № 228 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой». Федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ принят 10 января 2002 года и является систематизированным, комплексным нормативно-правовым актом в области охраны окружающей среды. Он регулирует основные общественные отношения в сфере природополь- зования и охраны окружающей среды. В Законе закрепляются следующие правовые положения, регулирующие и определяющие: • основы управления в области охраны окружающей среды; • права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в об- ласти охраны окружающей среды; • экономическое регулирование в области охраны окружающей среды; • нормирование в области охраны окружающей среды; • проведение оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы; • требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности; • зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций; • государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мо- ниторинг); • контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль); • научные исследования в области охраны окружающей среды; • основы формирования экологической культуры; • международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Федеральный законодатель к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, отно- сит: • участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации; • участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Рос- сийской Федерации на территории субъекта Российской Федерации; • принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением; • право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды; • участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Фе- дерации, в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъ- екта Российской Федерации, являющихся частью единой системы государственного экологи- ческого мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды); • осуществление регионального государственного экологического надзора при осущест- влении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору; • утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти субъекта Рос- сийской Федерации, осуществляющих региональный государственный экологический надзор (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъекта Российской Федерации); • установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне; • право организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории субъекта Российской Федерации; • обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды; • предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результа- те нарушения законодательства в области охраны окружающей среды; • ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору; • ведение Красной книги субъекта Российской Федерации; • право образования особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий; • участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на тер- ритории субъекта Российской Федерации; • право организации проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществления экологической паспортизации тер- ритории. Одними из основных полномочий субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды являются: участие в определении основных направлений охраны окружаю- щей среды на территории субъекта Российской Федерации; участие в реализации федераль- ной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъ- екта Российской Федерации; принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением. На формирование экологического законодательства субъектов Российской Федерации решающее влияние оказывает складывающаяся экологическая ситуация в стране в целом и на отдельных ее территориях, побуждающая к созданию эффективных правовых механизмов регулирования отношений в сфере взаимодействия общества и природы. Формирование экологического законодательства регионального уровня является важной составляющей государственной экологической политики. Актуальность этого направления объясняется как задачами развития положений федерального законодательства, что прямо следует из компетенции субъектов Российской Федерации по предметам совместного веде- ния, так и необходимостью решения ряда практических проблем в сфере управления охраной окружающей среды. Предмет правового регулирования Закона Липецкой области «Об охране окружающей среды Липецкой области» Вследствие большой техногенной нагрузки Липецкая область относится к регионам с вы- сокой экологической напряженностью. Существенное негативное влияние на состояние окру- жающей среды оказывают предприятия промышленности, электроэнергетики, транспорта и сельского хозяйства. В целях регулирования отдельных вопросов в сфере охраны окружающей среды на терри- тории Липецкой области с 1 октября 2001 года действовал Закон Липецкой области № 153-ОЗ «Об охране окружающей природной среды Липецкой области». В 2003 году для приведения регионального законодательства в соответствие с Федераль- ным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» был принят За- кон Липецкой области от 8 января 2003 года № 33-ОЗ «Об охране окружающей среды Липец- кой области» (далее – Закон «Об охране окружающей среды Липецкой области»). Закон «Об охране окружающей среды Липецкой области» опубликован в «Липецкой газе- те» и вступил в силу с 21 января 2003 года. Со дня вступления в силу Закона Липецкой области «Об охране окружающей среды Липец- кой области» Закон Липецкой области № 153-ОЗ «Об охране окружающей природной среды Липецкой области» признан утратившим силу. Согласно преамбуле, Закон области «Об охране окружающей среды Липецкой области» в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воз- действия призван способствовать формированию и укреплению экологического правопорядка и обеспечению экологической безопасности на территории Липецкой области. В связи с развитием федерального законодательства в области охраны окружающей сре- ды содержание Закона «Об охране окружающей среды Липецкой области» с момента его при- нятия претерпело значительные изменения. Признаны утратившими силу целый ряд статьей, чьи положения нашли свое отражение на федеральном уровне. Раздел I Закона «Об охране окружающей среды Липецкой области» содержит общие по- ложения. Статьей 1 закреплены основные понятия, применяемые в законе области: окружающая среда, охрана окружающей среды, природные ресурсы, использование природных ресурсов, негативное воздействие на окружающую среду, загрязнение окружающей среды, государ- ственный экологический мониторинг и контроль в области охраны окружающей среды (эколо- гический контроль). Определения указанных понятий соответствуют определениям, использу- емым федеральным законодателем. В соответствии со статьей 2 Закона «Об охране окружающей среды Липецкой области» законодательство области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, ос- новывается на Конституции Российской Федерации, федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации и состоит из указанного закона области и других нор- мативных правовых актов области. Статья 3 раздела I утратила силу в соответствии с Законом Липецкой области от 7 июля 2009 года № 283-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «Об охране окружаю- щей среды Липецкой области». Раздел II Закона «Об охране окружающей среды Липецкой области» содержит нормы, устанавливающие основы управления в области охраны окружающей среды, а также положе- ния, касающиеся осуществления государственного экологического надзора. Статьи 4,5 Закона «Об охране окружающей среды Липецкой области» посвящены разгра- ничению полномочий органов государственной власти области. К полномочиям Липецкого областного Совета депутатов в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, отнесено: принятие законов и иных нормативных правовых актов по вопросам окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством; учреждение Красной книги области; утверждение порядка ведения Красной книги области; установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне; установление нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осущест- влении хозяйственной и иной деятельности, за исключением нормативов допустимого воз- действия на окружающую среду, установленных Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и актами иного федерального законодательства; введение ограничений использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха на территории области; осуществление иных полномочий, предусмотренных действующим законодательством в сфере охраны окружающей среды. В соответствии с установленными полномочиями Липецким областным Советом депутатов приняты следующие нормативные правовые акты, в той или иной мере затрагивающие вопро- сы охраны окружающей среды: Закон Липецкой области от 21 июля 2003 года № 61-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях Липецкой области»; Закон Липецкой области от 25 декабря 2006 года № 10-ОЗ «Стратегия социально-эконо- мического развития Липецкой области на период до 2020 года»; Закон Липецкой области от 9 декабря 2010 года № 451-ОЗ «О взаимодействии органов го- сударственной власти Липецкой области с некоммерческими организациями»; Закон Липецкой области от 29 декабря 2012 года № 108-ОЗ «О Программе социально-эко- номического развития Липецкой области на 2013 – 2017 годы»; Закон Липецкой области от 3 октября 2013 г. № 196-ОЗ «О регулировании вопросов введе- ния ограничений на передвижение транспортных средств в населенных пунктах, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых территориях в целях уменьшения выбросов вредных (загряз- няющих) веществ в атмосферный воздух»; Закон Липецкой области от 15 декабря 2015 года № 478-ОЗ «О профилактике правонару- шений в Липецкой области»; постановление Липецкого областного Совета депутатов от 30 октября 2003 года № 365-пс «О Красной книге Липецкой области» (вместе с «Положением о порядке ведения Красной кни- ги Липецкой области»); постановление Липецкого областного Совета депутатов от 21 июня 2007 года № 305-пс «О Правилах охраны жизни людей на водных объектах Липецкой области». В соответствии со статьей 35 Устава Липецкой области Российской Федерации от 9 апре- ля 2003 года № 46-ОЗ и в порядке, установленном Регламентом областного Совета депутатов, утвержденным постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 31 января 2002 года № 785-пс, природоохранным комитетом Липецкого областного Совета депутатов регу- лярно проводятся заседания комитета, в том числе и выездные, с целью осуществления кон- трольных функций по соблюдению и исполнению принятых областным Советом законов и иных нормативных правовых актов области. Так, в 2017 году природоохранным комитетом областного Совета депутатов было проведе- но выездное заседание в Чаплыгинском муниципальном районе, на котором был рассмотрен вопрос «О ходе выполнения подпрограммы «Развитие водохозяйственного комплекса Липец- кой области» государственной программы Липецкой области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Липецкой области». Члены комитета осмотрели берег реки Ягодная Ряса, где с 2016 года за счет средств бюд- жета проводятся работы по укреплению береговой линии. Липецкая область одна из немногих в стране, которая получила средства на восстановление береговой полосы. Размер субсидии составил 38 млн рублей. Эти деньги регион осваивает в рамках вышеуказанной государствен- ной программы. После осмотра объектов комитет подвел итоги выездного заседания и заслушал ежегод- ный доклад «Об экологической ситуации в Липецкой области». В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» нормативы каче- ства окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. Нормативы качества окружающей среды учитываются также при оценке воздействия пла- нируемой хозяйственной деятельности, реализация которой будет связана с отрицательным воздействием на природу, при развитии городов и иных населенных пунктов. Соблюдение этих нормативов и других экологических требований при разработке природоохранных мер при проектировании предприятий и иных объектов может рассматриваться как критерий экологи- ческой обоснованности соответствующих проектных решений. В законодательстве определены юридические критерии, с учетом и на основе которых устанавливаются нормативы качества окружающей среды. Под критериями в данном случае понимаются те общественные интересы, которые учитываются при разработке нормативов. Положениями Федерального закона «Об охране окружающей среды» к полномочиям ор- ганов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесены полномочия раз- рабатывать и утверждать нормативы не ниже установленных на федеральном уровне. Прежде всего, это полномочие касается возможности установления нормативов качества окружающей среды. Следует отметить, что анализ законодательства субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды показывает, что установление нормативов качества окру- жающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне, во многих регионах отнесено к полномочиям органов исполнительной власти (Закон Тульской области от 5 декабря 2007 года № 920-ЗТО «Об охране окружающей среды на территории Тульской области», Закон Рязанской области от 12 февраля 2015 года № 1-ОЗ «О разграничении полномочий органов государственной власти Рязанской области в сфере охраны окружающей среды», Закон Вологодской области от 27 февраля 2006 года № 1415-ОЗ «О разграничении полномочий в области охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, использования и охраны водных объектов, использова- ния и охраны недр, экологической экспертизы, обеспечения радиационной безопасности и об- ращения с радиоактивными отходами между органами государственной власти области», За- кон Красноярского края от 20 сентября 2013 года № 5-1597 «Об экологической безопасности и охране окружающей среды в Красноярском крае», Областной закон Новгородской области от 3 апреля 2006 года № 647-ОЗ «О полномочиях Правительства Новгородской области в области охраны окружающей среды», Закон Краснодарского края от 31 декабря 2003 года № 657-КЗ «Об охране окружающей среды на территории Краснодарского края», Закон Карачаево-Чер- кесской Республики от 14 мая 2007 года № 24-РЗ «Об охране окружающей среды в Карачаево- Черкесской Республике»). Законом «Об охране окружающей среды Липецкой области» к полномочиям администра- ции области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, отнесены: участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории области; утверждение государственных программ Липецкой области в области охраны окружающей среды; образование особо охраняемых природных территорий областного значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий; ведение Красной книги области; иные полномочия, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Феде- рации и Липецкой области, в сфере охраны окружающей среды. С целью реализации полномочий по образованию особо охраняемых природных террито- рий областного значения на территории области принят Закон Липецкой области от 21 июля 2003 года № 61-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях Липецкой области», регу- лирующий отношения в области организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, биологического и ландшафтного разнообразия, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, формирования экологической культуры населения. Постановлением администрации Липецкой области от 18 августа 2015 года № 395 утверж- ден Порядок согласования решения о создании особо охраняемой природной территории местного значения. В целях охраны, учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, живот- ных и других организмов ведется Красная книга Липецкой области, утвержденная постанов- лением Липецкого областного Совета депутатов от 30 октября 2003 года № 365-пс «О Красной книге Липецкой области» (вместе с «Положением о порядке ведения Красной книги Липецкой области») Ведение Красной книги Липецкой области отнесено к полномочиям управления экологии и природных ресурсов Липецкой области. По информации управления на территории Липецкой области ежегодно анализируется состояние популяций 198 редких видов животных и 294 видов растений, грибов и лишайников, занесенных в Красные книги РФ и Липецкой области, обитающих и произрастающих, в том числе, на особо охраняемых природных территориях регионального значения. Электронная версия Красной книги размещена на официальном сайте управления экологии и природных ресурсов Липецкой области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет http:// ekolip.ru и на странице управления экологии и природных ресурсов официального сайта адми- нистрации Липецкой области www.admlip.ru. В нашем регионе для улучшения экологической обстановки и качества окружающей среды Липецкой области реализуется государственная программа «Охрана окружающей среды, вос- производство и рациональное использование природных ресурсов Липецкой области», утверж- денная постановлением администрации Липецкой области от 19 декабря 2012 года № 524. По информации управления экологии и природных ресурсов Липецкой области в 2016 году в рамках реализации государственной программы Липецкой области «Охрана окружаю- щей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Липецкой области» выполнены мероприятия по направлениям: «Охрана окружающей среды Липецкой области», «Обращение с отходами на территории Липецкой области», «Развитие водохозяй- ственного комплекса Липецкой области», «Развитие и использование минерально-сырьевой базы Липецкой области», «Охрана, воспроизводство и рациональное использование объектов животного мира Липецкой области». Результаты мониторинга показывают, что полномочия органов государственной власти Липецкой области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, реализуются в полном объеме, за исключением полномочий, связанных с установлением нормативов каче- ства окружающей среды. Аналогичная ситуация по установлению нормативов качества окружающей среды сложи- лась в большинстве субъектов Российской Федерации, за исключением нескольких регионов. Так, региональные нормы качества установлены в Ямало-Ненецком автономном округе (Приказ Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО от 27 марта 2017 года № 348 «Об установлении нормативов качества окружающей среды «Фоновое содержание загрязняющих веществ в снежном по- крове, в донных отложениях поверхностных водных объектов, в растительности на территории Ямало-Ненецкого автономного округа»), Ненецком автономном округе (Постановление адми- нистрации НАО от 15 декабря 2011 года № 293-п «Об утверждении региональных нормативов допустимого остаточного содержания нефтяных углеводородов и продуктов их трансформа- ции в почвах и в донных отложениях водных объектов на территории Ненецкого автономного округа»), Республике Татарстан (Приказ Минэкологии и природных ресурсов РТ от 30 декабря 2015 года № 1134-п «Об утверждении региональных нормативов «Фоновое содержание тяже- лых металлов в почвах Республики Татарстан», Приказ Минэкологии и природных ресурсов РТ от 10 июля 2013 года № 382-п «Об утверждении Порядка установления Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан региональных нормативов качества почв»), Красноярском крае (Постановление Правительства Красноярского края от 3 октября 2013 года № 522-п «Об утверждении нормативов допустимого остаточного содержания нефти и продуктов ее трансформации в почвах после проведения рекультивационных и иных восста- новительных работ на территории Красноярского края в районах развития нефтегазовой от- расли (Юрубчено-Тохомское и Куюмбинское месторождения)», Постановление Правительства Красноярского края от 9 июня 2012 года № 269-п «Об утверждении региональных нормативов допустимого остаточного содержания нефти и продуктов ее трансформации в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ на территории Красноярско- го края в районах развития нефтегазовой отрасли (Ванкорское месторождение, трасса нефте- провода Ванкор – Пурпэ в границах Красноярского края)». Стоит отметить, что установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды относится к полномочиям органов государ- ственной власти Российской Федерации, нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В настоящее время на территории Липецкой области применяются экологические норма- тивы, установленные на федеральном уровне. Проблема реализации полномочий субъектов Российской Федерации по установлению региональных нормативов качества окружающей среды связана с отсутствием на федераль- ном уровне нормативной базы, регламентирующей порядок разработки и утверждения норма- тивов качества окружающей среды. По информации, размещенной на сайте Минприроды России, разработан проект поста- новления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды». Проектом постановления закрепляются условия, в соответствии с которыми субъекты Рос- сийской Федерации вправе устанавливать экологические нормативы качества в пределах тер- риторий субъектов Российской Федерации; предусматривается дифференциация нормативов качества для различных природно-географических зон; определяются субъекты, которые мо- гут выступить инициаторами разработки нормативов качества; устанавливается требование о разработке нормативов качества окружающей среды на основании научно-исследовательских работ, результаты которых будут являться обоснованием значений показателей таких норма- тивов; устанавливается порядок разработки и утверждения нормативов качества окружающей среды. В целях учета и регистрации экологических нормативов качества проектом вышеуказан- ного постановления предлагается создание Единого реестра экологических нормативов ка- чества (далее – ЕРЭНК), включению в который подлежат и нормативы качества окружающей среды, устанавливаемые субъектами Российской Федерации. В настоящее время данный проект постановления Правительства Российской Федерации проходит процедуру оценки регулирующего воздействия. Кроме того, Минприроды России в соответствии с Перечнем поручений Президента Рос- сийской Федерации от 24 января 2017 года № Пр-140ГС подготовлен проект федерального за- кона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха», касаю- щийся разработки и утверждения порядка выполнения сводных расчетов и их применения при нормировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ, включая использование системы квотирования таких выбросов. Законодательным Собранием Челябинской области также подготовлен проект законода- тельной инициативы «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» в части нормирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Данный проект поддержан Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной по- литике и природопользованию, а на базе Минприроды России создана рабочая группа для выработки консолидированной инициативы с учетом позиций других субъектов Российской Федерации и экспертов. В настоящее время законопроект внесен в Государственную Думу и находится на рассмо- трении Совета Государственной Думы. Для Липецкой области, где одной из актуальных проблем является загрязнение атмос- ферного воздуха выбросами промышленных предприятий, предприятий теплоэнергетики и автотранспорта, установление соответствующего правового регулирования на федеральном уровне позволит реализовать региональные полномочия в части установления повышенных требований к нормативам качества атмосферного воздуха. Статьи 6 – 7 раздела II утратили силу в соответствии с Законом Липецкой области от 7 июля 2009 года № 283-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «Об охране окружающей среды Липецкой области». Как следует из положений Федерального закона «Об охране окружающей среды», государ- ственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции. Статьей 8 раздела II Закона «Об охране окружающей среды Липецкой области» устанавли- вается, что областной государственный экологический надзор осуществляется управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области и управлением по охране, использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Липецкой области. С целью установления механизмов осуществления исполнительным органом государ- ственной власти Липецкой области в сфере экологии и природных ресурсов областного госу- дарственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, а также в области использо- вания и охраны водных объектов принято постановление администрации Липецкой области от 19 июля 2013 года № 335 «Об утверждении Порядка осуществления областного государствен- ного надзора в области охраны атмосферного воздуха при осуществлении областного госу- дарственного экологического надзора, Порядка осуществления областного государственного надзора в области использования и охраны водных объектов при осуществлении областного государственного экологического надзора». Функции по осуществлению областного государственного экологического надзора в управлении экологии и природных ресурсов Липецкой области выполняют государственные инспекторы в области охраны окружающей среды Липецкой области. Статус и полномочия государственных инспекторов в области охраны окружающей среды определены Федеральным законом «Об охране окружающей среды», Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, должностными регламентами государ- ственных гражданских служащих. К основным функциям государственных инспекторов в области охраны окружающей сре- ды относятся: – предупреждение, выявление и пресечение нарушений природоохранного законодатель- ства; – осуществление государственного надзора в области охраны окружающей среды (госу- дарственного экологического надзора) на объектах хозяйственной и иной деятельности, неза- висимо от форм собственности, находящихся на территории Липецкой области, за исключени- ем объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственно- му экологическому надзору; – оформление документов для предъявления исков о возмещении вреда окружающей сре- де, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды; – участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на тер- ритории Липецкой области; – участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов по вопросам охраны окружающей среды и природопользования Липецкой области. Специалисты управления экологии и природных ресурсов Липецкой области осуществля- ют областной государственный экологический надзор и рассматривают дела об администра- тивных правонарушениях в отношении граждан. В отношении индивидуальных предпринима- телей, должностных и юридических лиц административные дела рассматриваются главным государственным инспектором в области охраны окружающей среды Липецкой области, его заместителем и старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Липецкой области. Аналитико-химическое сопровождение регионального государственного экологического надзора обеспечивает лаборатория ОКУ «Гидротехнические комплексы». По данным управления экологии и природных ресурсов Липецкой области в 2016 году при проведении 150 мероприятий по экологическому надзору привлекались эксперты одной экс- пертной организации, специалистами которой отобрана 981 проба природных, питьевых и сточных вод, атмосферного воздуха, почвы и промышленных выбросов и проведено 116 заме- ров выбросов от автотранспорта. Заключения экспертов учитывались при рассмотрении 105 административных дел. С целью оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области оказывается государственная услуга по организации и проведению государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) объ- ектов регионального уровня, расположенных на территории Липецкой области. По информации уполномоченного органа в рамках оказания данной услуги в 2016 году рассмотрено 4 обращения о проведении ГЭЭ, выданы 2 положительных заключения по объек- там экспертизы и 2 отказа в проведении ГЭЭ. В соответствии с распоряжением администрации Липецкой области от 14 декабря 2010 года № 514-р «Об утверждении Положения об управлении по охране, использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Липецкой области» к полномочиям управ- ления по охране, использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Липецкой области в сфере регионального государственного экологического надзора относит- ся только один вид регионального государственного экологического контроля, а именно кон- троль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий. В рамках данного контроля должностными лицами управления по охране, использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Липецкой области осуществляют- ся контрольно-надзорные мероприятия в отношении физических лиц, осуществляющих поль- зование животным миром на особо охраняемых территориях. Необходимо отметить, что управление по охране, использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Липецкой области осуществляет преимущественно полномочия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в области охраны и использования животного мира, переданные органам исполнительной власти субъ- ектов Российской Федерации, а также отдельные полномочия федеральных органов исполни- тельной власти Российской Федерации в области охоты и сохранения ресурсов, переданные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В связи с тем, что осуществление областного государственного экологического надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий относится и к полномочиям управления экологии и природных ресурсов Липецкой области, и к полномочиям управления по охране, использованию объектов животного мира и водных биологических ре- сурсов Липецкой области, целесообразно рассмотреть вопрос о детализации данных полно- мочий и внесении соответствующих изменений в часть 1 статьи 8 Закона «Об охране окружаю- щей среды Липецкой области». Статьи 9 – 10 раздела II утратили силу в соответствии с Законом Липецкой области от 7 июля 2009 года № 283-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «Об охране окру- жающей среды Липецкой области». Раздел III «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды» и содер- жащиеся в нем статьи 11 – 12 утратили силу в соответствии с Законом Липецкой области от 7 июля 2009 года № 283-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «Об охране окру- жающей среды Липецкой области». Статьей 13 раздела IV Закона «Об охране окружающей среды Липецкой области» устанав- ливаются требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Так, юридические, физические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с эксплуатацией природных ресурсов, вовле- чением их в хозяйственный оборот, а также со всеми видами воздействия на них, на террито- рии области, обязаны: • по запросу управления экологии и природных ресурсов Липецкой области представлять ему достоверные сведения, необходимые для осуществления полномочий в области охраны окружающей среды; • извещать управление экологии и природных ресурсов Липецкой области об аварийной ситуации и предпринимаемых мерах для обеспечения экологической безопасности населения и сохранения окружающей среды не позднее 3-х часов с момента возникновения аварийной ситуации; Продолжение. Начало на 5–9-й стр. Продолжение на 11-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz