Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)
№ 102/25730/30 МАЯ 2018 9 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Кроме этого, в рамках законотворческой деятельности депутатами Молодежного парла- мента прорабатывался вопрос административной ответственности за парковку на газонах, зеленых насаждениях и детских площадках. Предложенные рекомендации были учтены об- ластным Советом депутатов и нашли свое отражение в Кодексе Липецкой области об админи- стративных правонарушениях от 19 июня 2017 года № 83-ОЗ. В 2017 году продолжилась работа регионального парламента по реализации молодежного образовательного и развивающего проекта «Деловые игры» среди студентов юридических специальностей. Реализация данной социальной инновации способствует формированию правовой культу- ры молодых граждан региона, созданию и развитию сообщества будущих молодых специали- стов-юристов, стимулированию творческой активности молодежи, активизации учебной дея- тельности студентов, установлению взаимодействия между Липецким областным Советом де- путатов и будущими юристами региона, тем самым способствуя их профессиональному росту. Деловая игра – это одна из форм совершенствования юридического образования. Полу- ченные в процессе «Деловых игр» знания, опыт и навыки служат хорошей основой для моло- дых юристов и используются ими в профессиональной деятельности, а также способствуют стимулированию творческой активности молодежи, активизации учебной деятельности сту- дентов. В ноябре 2017 года Липецким областным Советом депутатов был проведен молодежный юридический форум на тему: «Серые зарплаты. Как выйти из тени?». Молодежный юриди- ческий форум проходил в два этапа. Состоялась дискуссионная площадка на тему: «Серые зарплаты как фактор, препятствующий развитию экономики. Механизмы преодоления данного фактора», а также деловая игра на тему: «Мы говорим: «Нет зарплате в конверте». В работе форума приняли участие студенты юридических специальностей высших учебных заведений области. Стоит отметить, что за более чем 10-летнюю историю «Деловые игры» перешли из конкур- са юмористических номеров по правовой тематике в полноценный юридический форум, со- бирающий под своей эгидой не только команды вузов Липецкой области, но и представителей других регионов и государств. Формат проведений мероприятия из года в год также претерпе- вает изменения, дополняется новыми элементами. Новым является закрепление тезисов фо- рума в итоговом акте: резолюции, манифесте. Отражаемые в нем ключевые положения могут быть использованы как руководство к действию в дальнейшем не только участниками форума, но и государственными органами, иными организациями и движениями. Кроме того, активно внедряется конкурс правовых видеокейсов, социальной рекламы, фокусирующей внимание на проблематике темы и предлагающей пути выхода из проблемной ситуации. Эффективность данного проекта подтверждена его высокой оценкой на федеральном уровне, и проект внесен в «Каталог социально-значимых молодежных проектов и программ». Еще одним популярным и развивающимся образовательным форматом работы Липецкого областного Совета депутатов является социальный проект «Правовое кино». Этот проект рас- считан на подрастающее поколение и представляет собой одну из возможных форм воспита- тельной работы с молодежью. В 2017 году в рамках проекта были организованы тематические просмотры фильмов разной социальной направленности: «Помоги мне… Я страшно богат!», «Похороните меня за плинтусом», «Ты – мне, я – тебе». На показ приглашались студенты, де- путаты Молодежного парламента Липецкой области и депутаты областного Совета депутатов, представители организаций региона, работающих с молодежью. Формат «Правое кино» определенно показал свою эффективность, ведь зрители могут не только для себя еще раз вспомнить об извечном и насущном, но и обсудить затронутые в киноленте проблемы с участием экспертов, предложить свою интерпретацию ситуации, новые решения. Подобные тематические сеансы проходят в Липецке с 2015 года. За это время в проекте приняли участие около 2500 студентов. Глава 4. Законодательство области в сфере охраны окружающей среды, земельных правоотношений и сельского хозяйства § 1. Законодательство в сфере охраны окружающей среды В 2017 году продолжена работа по нормативно-правовому регулированию некоторых во- просов в сфере охраны окружающей среды. Внесены изменения в Закон Липецкой области от 13 августа 2012 года № 51-ОЗ «О право- вом регулировании некоторых вопросов в сфере осуществления охоты на территории Липец- кой области» в части уточнения порядка распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях. В соответствии с принятым Законом Липецкой области от 27 апреля 2017 года № 67-ОЗ «О внесении изменений в статью 4 Закона Липецкой области «О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере осуществления охоты на территории Ли- пецкой области» распределение разрешений на добычу охотничьих ресурсов производится на основании заявления, поданного заявителем в уполномоченный орган, в соответствии с по- рядком, установленным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 августа 2014 года № 379 «Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходи- мых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу ко- пытных животных, медведей, пушных животных, птиц». С целью совершенствования правовых механизмов применения Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окру- жающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категории» принят Закон Липецкой области от 7 августа 2017 года № 97-ОЗ «О внесении изменений в статью 13 Закона Липецкой области «Об охране окружающей среды Липецкой области». Согласно внесенным изменениям установлены новые требования в области охраны окру- жающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории об- ласти. Юридические, физические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с эксплуатацией природных ресурсов, вовле- чением их в хозяйственный оборот, а также со всеми видами воздействия на них, на террито- рии области, обязаны: по запросу управления экологии и природных ресурсов Липецкой области представлять ему достоверные сведения, необходимые для осуществления полномочий в области охраны окружающей среды; извещать управление экологии и природных ресурсов Липецкой области об аварийной ситуации и предпринимаемых мерах для обеспечения экологической безопасности населения и сохранения окружающей среды не позднее 3-х часов с момента возникновения аварийной ситуации; не осуществлять сжигание сухой травы, стерни, соломы и иных растительных остатков на землях особо охраняемых территорий и объектов, землях водного фонда, а также на землях населенных пунктов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 72(1) Правил проти- вопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390; не допускать неконтролируемого горения сухой травы, стерни, соломы и иных раститель- ных остатков в границах используемого земельного участка; планировать и осуществлять природоохранные мероприятия в соответствии с Законом Липецкой области «Об охране окружающей среды Липецкой области». Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I, II, III категорий, оказывающих негативное воздействие на окружа- ющую среду на территории области, обязаны ежегодно не позднее 1 февраля планируемого года представлять в управление экологии и природных ресурсов Липецкой области план природоохранных мероприятий через официальный сайт управления экологии и природных ресурсов Липецкой области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет http:// www.ekolip.ru. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I, II, III категорий, оказывающих негативное воздействие на окружаю- щую среду на территории области, для формирования системы экологической паспортизации территорий обязаны ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, представ- лять в управление экологии и природных ресурсов Липецкой области отчетность в электрон- ном виде через портал на официальном сайте управления по утвержденным приказом управ- ления экологии и природных ресурсов Липецкой области формам. В связи с вступлением в силу с 1 января 2017 года Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» внесены изменения в приложение к постановлению Липецкого областного Совета депутатов от 6 июля 2006 года № 1320-пс «О Положении о порядке оформления, переоформления, государственной ре- гистрации, выдаче, учета и хранения лицензий на пользование участками недр местного значения на территории Липецкой области». В соответствии с постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 20 апреля 2017 года № 226-пс «О внесении изменений в Положение о порядке оформления, переоформления, государственной регистрации, выдаче, учета и хранения лицензий на пользование участками недр местного значения на территории Липецкой области» изменено наименование Единого государственного ре- естра недвижимости (ранее назывался Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним), а также органа, осуществляющего предоставление сведений из Единого государственного реестра недвижимости – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав. § 2. Законодательство в сфере земельных правоотношений и сельского хозяйства В регионе действует Закон Липецкой области от 4 декабря 2003 года № 81-ОЗ «О право- вом регулировании земельных правоотношений в Липецкой области», регулирующий на тер- ритории области земельные правоотношения, связанные с владением, пользованием и рас- поряжением земельными участками, долями, а также управлением земельными ресурсами. По результатам мониторинга правоприменения вышеуказанного закона области принят Закон Липецкой области от 22 февраля 2017 года № 46-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О правовом регулировании земельных правоотношений в Липец- кой области» (далее – Закон). Законом уточнено понятие земельного участка, изменены полномочия специального орга- на, уполномоченного администрацией области, осуществляющего действия, связанные с обо- ротом земель сельскохозяйственного назначения, от имени Липецкой области. С целью вовлечения большего количества земель, находящихся за границами населенного пункта, в хозяйственный оборот и предоставления земельных участков гражданам и юридиче- ским лицам для сельскохозяйственного производства, в том числе для развития кооперативов и народных предприятий в Липецкой области, установлен минимальный размер образуемого нового земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, равный не менее одного гектара. Минимальный размер образуемого нового земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при выделе земельной доли или земельных долей уста- новлен в размере не менее одной земельной доли, полученной при приватизации сельскохо- зяйственных угодий. Исключен минимальный срок аренды земельных участков сельскохозяй- ственных угодий. Закреплены положения, касающиеся условий отнесения сельскохозяйствен- ных угодий к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, использование которых для других целей не допускается. Изменены нормы предоставления земельных участков, исключены нормы, регулирующие порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Уточне- но содержание ходатайства о переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли других категорий, в котором указывается соответствие испрашиваемого целевого назначения земель утвержденным документам территориального планирования области, муниципальных образований и документации по планировке территории, землеустроительной документации. Законом упрощена процедура обращения заинтересованного лица за переводом земель сельскохозяйственного назначения в земли других категорий, установлена обязанность ис- полнительного органа государственной власти области, уполномоченного на подготовку проектов решений администрации области по переводу земель из одной категории в другую, запрашивать в порядке межведомственного взаимодействия необходимые документы, если заинтересованное лицо не представило указанные документы самостоятельно. Законом Липецкой области от 7 августа 2017 года № 95-ОЗ «О внесении измене- ний в Закон Липецкой области «О поощрительных выплатах работникам сельского хозяйства Липецкой области» изменены условия и размеры денежных премий работникам сельского хозяйства Липецкой области по итогам трудового соперничества за полугодие и за год. Глава 5. Законодательство области в сфере предупреждения коррупции, безопасности и охраны правопорядка, нормотворческой деятельности, мировой юстиции и внешнего государственного финансового контроля § 1. Законодательство в сфере предупреждения коррупции Законодательное обеспечение противодействия коррупции и профилактика коррупцион- ных проявлений являются одним из важных направлений деятельности органов государствен- ной власти Липецкой области. Областным Советом депутатов уделяется пристальное внима- ние вопросам предупреждения коррупции. Одним из основополагающих нормативных правовых актов в сфере предупреждения кор- рупции в регионе является Закон Липецкой области от 15 декабря 2015 № 476-ОЗ «О право- вом регулировании некоторых вопросов по профилактике коррупционных правонарушений в Липецкой области», установивший организационные и правовые основы профилактики коррупционных правонарушений в отношении лиц, замещающих государственные должности Липецкой области, и определивший порядок представления гражданами, претендующими на замещение государственных должностей области, а также замещающими государственные должности области, за исключением главы администрации области и депутатов областного Совета депутатов, сведений о доходах, расходах в структуру администрации области по во- просам противодействия коррупции. Указанным законом области определен порядок рассмотрения комиссией по координации работы по противодействию коррупции в Липецкой области вопросов, касающихся соблюде- ния лицами, замещающими государственные должности области, ограничений и запретов, требований об урегулировании конфликта интересов, установленных действующим законода- тельством. Принятие Закона Липецкой области от 7 августа 2017 года № 102-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О правовом регулировании некоторых вопросов по профилактике коррупционных правонарушений в Липецкой области» обусловлено вступлением в силу Федерального закона от 3 апреля 2017 года № 64-ФЗ «О внесении изме- нений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции». В Закон области «О правовом регулировании некоторых вопросов по профилактике кор- рупционных правонарушений в Липецкой области» внесены изменения, устанавливающие порядок представления гражданами, претендующими на замещение муниципальных должно- стей области, при вступлении в должность (избрании на должность) и лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера, порядок проведения проверок достоверности и полноты пред- ставленных сведений о доходах и расходах, порядок размещения таких сведений на офици- альных сайтах органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В целях совершенствования деятельности по противодействию коррупции, распоряжени- ем главы администрации Липецкой области от 12 февраля 2018 года № 66-р «Об утверждении Плана противодействия коррупции в Липецкой области на 2018 – 2019 годы» утвержден План противодействия коррупции в Липецкой области на 2018 – 2019 годы. § 2. Законодательство в сфере безопасности и охраны правопорядка Обеспечение законности и безопасности в Липецкой области включает такие направления как профилактика безнадзорности и правонарушений, укрепление правопорядка в области охраны общественного порядка и обеспечение безопасности, защита прав несовершеннолет- них и другие направления, гарантирующие соблюдение прав и свобод граждан, охрану их соб- ственности, противодействие терроризму, экстремизму и борьбу с преступностью. В результате комплекса координационных и практических мер по повышению эффектив- ности профилактической деятельности удалось достигнуть положительных результатов по укреплению законности и правопорядка, обеспечению конституционных прав и законных инте- ресов граждан. Значение уровня преступности в нашей области, в том числе по уголовно наказуемым де- яниям тяжкой и особо тяжкой категории, существенно ниже, чем в среднем по России и Цен- тральному федеральному округу. При отмечаемом по итогам 2017 года незначительном уве- личении массива зарегистрированных уголовных деяний, зафиксировано снижение на 6,5% их тяжких и особо тяжких проявлений. В общей сложности криминогенная обстановка улучшилась в 13-ти из 20-ти муниципаль- ных образованиях области. В социально-криминологической характеристике преступности отмечается сокращение на 15,6% противоправных деяний, совершенных несовершеннолетними. Во взаимодействии с органами власти, правоохранительными и другими заинтересован- ными ведомствами на территории области в прошедшем году осуществлен комплекс органи- зационных и практических мер в сфере противодействия нелегальной миграции. Принимаемые меры в рамках практической реализации в регионе федерального и регио- нального законов в сфере участия граждан в охране общественного порядка позволили задей- ствовать потенциал 303 добровольных народных дружин, в том числе 2-х казачьих, численно- стью 3066 человек. С их участием раскрыто 733 преступления, задержано 1497 правонаруши- телей. С привлечением 348 внештатных сотрудников раскрыто 793 преступления, задержано 1247 правонарушителей. В результате реализации совместно с органами власти и заинтересованными ведом- ствами комплекса мероприятий по усилению борьбы с безнадзорностью, беспризорностью и правонарушениями несовершеннолетних сохранилась тенденция снижения массива со- вершенных подростками уголовно наказуемых деяний (-15,6%) и числа несовершеннолетних правонарушителей (-5,2%). В 2017 году подростками совершено 270 уголовно наказуемых деяний. В подавляющем большинстве это имущественные преступления, совершенные из корыстных побуждений. Снизилось число совершенных несовершеннолетними особо тяжких и тяжких уголовно наказу- емых деяний, а также преступлений средней и небольшой степени тяжести. Сократилось на 3,5% число случаев появления несовершеннолетних, не достигших 16-лет- него возраста, в состоянии опьянения, а равно распития ими алкогольной продукции, потре- бления наркотических средств и психотропных веществ в общественных местах. Выявлено 314 фактов вовлечения несовершеннолетних в процесс потребления табака, по которым составлены административные материалы по ч. 1 ст. 6.23 КоАП РФ. Особое внимание уделялось работе по предупреждению и профилактике безнадзорности. Установлен 531 безнадзорный подросток, основная доля которых относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей и (или) иных законных представителей и нахо- дящихся в социально опасном положении. В результате 163 несовершеннолетних помещены в учреждения здравоохранения, 12 – в социально-реабилитационные центры и 77 переданы родителям. Представленные показатели говорят о том, что в Липецкой области в 2017 году уделялось пристальное внимание вопросам охраны общественного правопорядка, а также обеспечения и защиты прав и свобод граждан. В целях совершенствования законодательства в этой сфере был принят ряд нормативных правовых актов области. Важным средством обеспечения правопорядка на территории Липецкой области является Кодекс Липецкой области об административных правонарушениях. В целях совершенствования регионального административного законодательства, с уче- том требований действующих федеральных нормативных правовых актов, а также складыва- ющейся правоприменительной и судебной практики 19 июня 2017 года Законом Липецкой области № 83-ОЗ был принят в новой редакции Кодекс Липецкой области об администра- тивных правонарушениях (далее – Кодекс). В целом Кодекс сохранил свою структуру и предусматривает в зависимости от сферы пра- вового регулирования административную ответственность за правонарушения, посягающие на права граждан и институты власти, правонарушения в сфере охраны окружающей среды и природопользования, в сфере благоустройства, дорожного хозяйства, потребительского рынка и услуг, в сфере охраны собственности, за правонарушения, посягающие на здоровье граждан, общественный порядок и общественную безопасность, за правонарушения в сфере транспорта, погребения и похоронного дела. Конкретизированы составы административных правонарушений, связанные с невыполне- нием требований в сфере охраны окружающей среды; нарушениями в сфере добычи общерас- пространенных полезных ископаемых; нарушением порядка организации ярмарок, порядка организации стоянок автомототранспортных средств; нарушением правил охраны жизни на водных объектах, нарушением требований общественной безопасности при содержании жи- вотных. Расширено количество составов административных правонарушений, влекущих админи- стративную ответственность за нарушения установленных органами местного самоуправле- ния правил благоустройства территорий поселений и городских округов. Установлена ответ- ственность за: размещение транспортных средств на территориях, занятых зелеными насаж- дениями, детских и спортивных площадках; размещение транспортных средств на проездах к многоквартирным домам, препятствующих уборке и вывозу твердых коммунальных отходов; мойку и ремонт механических транспортных средств в неустановленных местах; размещение разукомплектованных транспортных средств вне установленных мест; проведение земляных и строительных работ в целях благоустройства при отсутствии необходимого согласования с органами местного самоуправления и др. Кроме того, введена административная ответственность за нарушение порядка про- ведения опроса граждан; незаконное изготовление, использование (ношение) учрежденных Липецким областным Советом депутатов наград; неисполнение или нарушение решения органа, сформированного в целях обеспечения координации деятельности по профилактике терроризма; нарушение перевозчиком требований к осуществлению регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам; ответственность за несоблюдение порядка деятельности обще- ственных кладбищ. Кодексом определены органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях и составлять протоколы об административных право- нарушениях. При этом, в случае заключения соглашения между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и администрацией области о передаче осуществления части полномочий должностные лица органов внутренних дел (по- лиции) наделяются полномочиями по составлению протоколов об административных правона- рушениях, связанных с нарушением ограничений нахождения детей на объектах (на террито- риях, в помещениях), в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию; нарушением тишины и покоя граждан; нарушением требований общественной безопасности при содержании животных. В целом Кодексом сохранены санкции, предусмотренные ранее действующей редакцией Кодекса. Законами области в 2017 году в него дважды вносились изменения и дополнения. Закон Липецкой области от 30 октября 2017 года № 125-ОЗ «О внесении изменений в Кодекс Липецкой области об административных правонарушениях» принят во ис- полнение подпункта «д» пункта 10 постановления Правительства РФ от 10 февраля 2017 года № 169 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федераль- ного бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования со- временной городской среды», и пункта 4.3.8.7 Соглашения с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о предоставлении в 2017 году субсидии из федерального бюджета бюджету Липецкой области на поддержку государствен- ных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды № 069-08-427 от 17 февраля 2017 года, в соответствии с ко- торым администрация Липецкой области взяла на себя обязательство обеспечить принятие (изменение) не позднее 1 ноября 2017 года закона области об ответственности за нарушение муниципальных правил благоустройства, предусмотрев в том числе повышение с 1 января 2021 года административной ответственности для лиц, не обеспечивших благоустройство принадлежащих им объектов в соответствии с требованиями правил благоустройства муници- пальных образований. В соответствии с внесенными изменениями ужесточена ответственность за перемещение, снос, ненадлежащее содержание ограждений, скамей, контейнеров, урн, игрового и спортив- ного оборудования, иных элементов благоустройства, а также нарушение установленных орга- нами местного самоуправления требований по содержанию и ремонту фасадов, отмосток, во- достоков, навесных металлических конструкций, окон и витрин, вывесок, входных узлов, иных архитектурных элементов нежилых зданий, строений и сооружений на территории Липецкой области в части повышения размера административных штрафов. Это позволит повысить ответственность заинтересованных лиц в благоустройстве строе- ний и сооружений, поддерживать их надлежащее санитарное состояние и формировать благо- приятный облик городской среды населённых пунктов Липецкой области. Также внесены изменения редакционного характера в статью 13.2 Кодекса. Закон Липецкой области от 25 декабря 2017 года № 147-ОЗ «О внесении измене- ния в статью 12.3 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях» разработан с целью предоставления полномочий по рассмотрению административных дел за совершение административных правонарушений по статье 6.2 Кодекса, наряду с админи- стративными комиссиями, управлению потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области. В соответствии с региональным законодательством управление потребительского рынка и ценовой политики является отраслевым исполнительным органом государственной власти Липецкой области в сфере потребительского рынка. Для выработки наиболее действенного механизма правового воздействия на нарушите- лей, осуществляющих стихийную торговлю, в целях предупреждения совершения ими право- нарушений, функции по привлечению к административной ответственности по статье 6.2 Ко- декса, и как следствие по обращению неисполненных в добровольном порядке постановлений о назначении административных наказаний, были вменены в полномочия управления. Кроме того, перераспределение полномочий поможет снизить достаточно высокую на- грузку на административные комиссии. В связи с принятием Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях в новой редакции был принят Закон Липецкой области от 19 июня 2017 года № 84-ОЗ «О признании утратившими силу некоторых законов Липецкой области об административ- ных правонарушениях». Указанным Законом признаны утратившим силу Кодекс Липецкой области об администра- тивных правонарушениях от 31 августа 2004 года № 119-ОЗ, а также законы области и отдель- ные нормы законов области, касающиеся внесения изменений в Кодекс Липецкой области об административных правонарушениях от 31 августа 2004 года № 119-ОЗ. В связи с принятием новой редакции Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях и признанием утратившим силу Кодекса Липецкой области об администра- тивных правонарушениях от 31 августа 2004 года № 119-ОЗ постановлением Липецкого об- ластного Совета депутатов от 8 июня 2017 года признано утратившим силу постанов- ление Липецкого областного Совета депутатов от 26 мая 2016 года № 1510-пс «О про- екте закона Липецкой области «О внесении изменений в статью 5.3 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях» (первое чтение)». Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдель- ные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государ- ственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» полномочия федерального органа исполни- тельной власти по контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, переданы федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел. С целью приведения норм законодательства области в соответствие с вышеуказанным Федеральным законом № 305-ФЗ были приняты следующие законы области: от 22 февраля 2017 года № 47-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой об- ласти «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Липецкой области». Внесенными изменениями из системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних исключены органы по контролю за оборотом наркоти- ческих средств и психотропных веществ; от 22 февраля 2017 года № 48-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой об- ласти «О профилактике немедицинского потребления наркотических средств, пси- хотропных веществ и их аналогов, а также потребления иных новых потенциально опасных психоактивных веществ в Липецкой области» , которым изменено наименование федерального органа исполнительной власти, приведено в соответствие с нормами феде- рального законодательства. Кроме того, внесены изменения в статью 8 Закона области, которые обусловлены приня- тием Федерального закона от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ «Об основах системы профилакти- ки правонарушений в Российской Федерации». В перечень основных направлений деятельно- сти исполнительного органа государственной власти в сфере социальной защиты населения включено оказание помощи в социальной реабилитации лиц, находящихся в трудной жизнен- ной ситуации, в том числе потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях, организациями социального обслуживания в порядке, определяемом нормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти области в сфере социальной защиты населения. Законом Липецкой области от 22 февраля 2017 года № 48-ОЗ «О внесении измене- ний в отдельны законы Липецкой области в части профилактики суицидального пове- дения несовершеннолетних» были внесены изменения в следующие законы области: от 30 декабря 2004 года № 167-ОЗ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Липецкой области и наделении органов местного самоуправления государственны- ми полномочиями по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовер- шеннолетних и защите их прав»; от 22 августа 2007 года № 87-ОЗ «О профилактике безнадзорности и правонарушений не- совершеннолетних в Липецкой области»; от 15 декабря 2015 года № 478-ОЗ «О профилактике правонарушений в Липецкой обла- сти». Закон области № 48-ОЗ был принят в целях реализации предложений резолюции между- народной научно-практической конференции «Ребенок и семья. Роль государства и общества в профилактике семейного насилия» от 1 июня 2017 года. По данным Следственного комитета Российской Федерации в 2016 году ушли из жизни в результате самоубийства 720 детей. За последние три года совершили суицид 2 205 детей. Одной из самых серьезных угроз безопас- ности жизни и здоровью детей является информация в сети Интернет о способах суицидов и призывы к их совершению. Указанным законом области нормы законодательства области приведены в соответствие с положениями Федерального закона от 7 июня 2017 года № 109-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и статью 15.1 Федерального закона «Об информации, информацион- ных технологиях и о защите информации» в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведе- нию», определяющими участие органов и учреждений системы профилактики в работе по вы- явлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в противоправные действия, а также склонения их к суицидальным действиям. Некоторые вопросы участия граждан в охране общественного порядка, возникающие в связи с деятельностью народных дружин на территории Липецкой области, отнесенные феде- ральным законодательством к ведению субъектов Российской Федерации, отражены в Законе Липецкой области от 29 апреля 2015 года № 405-ОЗ «О некоторых вопросах участия граждан в охране общественного порядка на территории Липецкой области». Законом урегулирован по- рядок создания и деятельности штабов народных дружин, определены их полномочия, а также определены аспекты социальной защиты народных дружинников и членов их семей. Закон Липецкой области от 25 декабря 2017 года № 152-ОЗ «О внесении измене- ний в Закон Липецкой области «О некоторых вопросах участия граждан в охране обще- ственного порядка на территории Липецкой области» принят по результатам выездного заседания комитета Липецкого областного Совета депутатов по законодательству и правовым вопросам, на котором были рассмотрены актуальные вопросы профилактики самовольного ухода несовершеннолетних и их поиска. Ежегодно в России пропадают тысячи взрослых и детей, многие из них так и остаются ненайденными. Статистика показывает, что наилучший результат дает поиск, проведенный по «горячим следам», в течение первых трех дней. При этом трудно оценить роль и значение координации деятельности всех органов и организаций, волонтеров, участвующих в поиске пропавших людей, и соответствующего информационного обеспечения поисковой операции. Анализ федерального законодательства и законодательства других субъектов Российской Федерации показал необходимость дополнительного правового регулирования в вопросах размещения информации о лицах, пропавших без вести. Так, Федеральным законом от 2 апреля 2014 года № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» предусмотрена обязанность органов государственной власти разме- щать на своих официальных сайтах, а также в средствах массовой информации общедоступную информацию о лицах, пропавших без вести, месте их предполагаемого поиска, контактную информацию координаторов мероприятий по поиску лиц, пропавших без вести, иную общедо- ступную информацию, необходимую для эффективного поиска лиц, пропавших без вести. В большинстве субъектов Российской Федерации соответствующие полномочия закре- плены за исполнительными органами государственной власти. В целях реализации положений Федерального закона № 44-ФЗ положения Закона области № 405-ОЗ дополнены нормой, согласно которой администрация области и (или) уполномочен- ный ею исполнительный орган государственной власти области, в целях содействия гражда- нам, участвующим в поиске лиц, пропавших без вести, размещают на своих официальных сай- тах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также в средствах массовой информации общедоступную информацию о лицах, пропавших без вести, месте их предпо- лагаемого поиска, контактную информацию координаторов мероприятий по поиску лиц, про- павших без вести, иную общедоступную информацию, необходимую для эффективного поиска лиц, пропавших без вести. В рамках предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий на территории области действует Закон Липецкой области от 18 августа 2011 года № 530-ОЗ «О гарантиях правовой и социальной защиты добровольных пожарных и членов их семей», которым уста- новлены гарантии правовой и социальной защиты добровольных пожарных и членов их семей, а также порядок предоставления вышеуказанных гарантий. В целях приведения норм действующего Закона области от 18 августа 2011 года № 530-ОЗ в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» был принят Закон Липецкой области от 25 декабря 2017 года № 149-ОЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона Липецкой области «О гарантиях правовой и социальной защиты добровольных пожарных и членов их семей» , которым понятие «об- разовательное учреждение» изменено на понятие «образовательная организация». С 15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 359-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответ- ствии с которыми к категории граждан, имеющих право на дополнительные гарантии по соци- альной поддержке в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», были отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по програм- мам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерли оба родителя или единственный родитель. Таким образом, в настоящее время лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, отнесены, наряду с иными социально незащищенными катего- риями граждан, к лицам, которые в силу своего специального статуса нуждаются в особой за- щите и имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Однако федеральным законодателем на сегодняшний день указанным лицам не предо- ставлено право на бесплатную юридическую помощь на основании Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Вместе с тем, согласно статьи 2 Федерального закона № 324-ФЗ граждане имеют право на получение бесплатной юридической помощи в случаях и в порядке, которые предусмотре- ны федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Статьей 7 Закона области от 1 марта 2013 года № 132-ОЗ «О бесплатной юридической по- мощи на территории Липецкой области» определены категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, в дополнение к категориям граждан, имеющим право на получение бесплатной юридической помощи, определенным вышеуказанным феде- ральным законом. В целях обеспечения дополнительных гарантий по социальной поддержке лицам, поте- рявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, предоставления им права на получение бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспече- нием и защитой их прав и законных интересов, 19 июня 2017 года принят Закон Липецкой области № 82-ОЗ «О внесении изменения в статью 7 Закона Липецкой области «О бес- платной юридической помощи на территории Липецкой области ». Изменениями расширен перечень категорий граждан, имеющих право на получение бес- платной юридической помощи. В него включены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служа- щих умерли оба родителя или единственный родитель. Действующая система институтов гражданского общества позволяет органам государ- ственной власти области учитывать в своей деятельности мнение граждан и общественных объединений. Взаимодействие органов государственной власти области с институтами граж- данского общества, осуществляется через общественные, экспертные, консультативные со- веты, палаты и другие общественные структуры. Депутаты регионального парламента уделяли большое внимание вопросам совершенство- вания системы профилактики правонарушений и стабилизации оперативной обстановки на территории области. В рамках этого Липецким областным Советом депутатов заслушан и принят к сведению отчет начальника Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липец- кой области о деятельности полиции подчиненных органов внутренних дел в 2016 году (поста- новление областного Совета от 23 марта 2017 года № 190-пс). Был заслушан и принят к сведению доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области за 2016 год (постановление Липецкого областного Совета депутатов от 8 июня 2017 года № 273-пс) , отражающий актуальные вопросы реализации конституционных прав и свобод жителей нашей области. Кроме того, заслушан и принят к сведению доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области за 2016 год (постановление Липецкого областного Со- вета депутатов от 8 июня 2017 года № 274-пс). Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области подго- товлен в целях обеспечения органов власти всех уровней и сфер деятельности объективной информацией о соблюдении прав и законных интересов несовершеннолетних в нашем реги- оне. Доклад содержит некоторые рекомендации для различных структур и ведомств, направ- ленные на улучшение положения детей в Липецкой области. Помимо этого, постановлением областного Совета от 8 июня 2017 года № 276-пс был утвержден ежегодный доклад «О положении детей и семей, имеющих детей, в Липецкой области» за 2016 год. В указанном докладе представлена информация о положении детей и семей, имеющих де- тей, проживающих на территории нашей области, содержится общий анализ основных аспек- тов положения детей и семей, имеющих детей, а также меры, направленные на его улучшение. § 3. Законодательство в сфере нормотворческой деятельности, мировой юстиции и внешнего государственного финансового контроля С целью приведения норм Закона Липецкой области № 64-ОЗ «О нормативных правовых актах Липецкой области» в соответствие с федеральным законодательством в прошедшем году в него дважды вносились изменения. Так, Законом Липецкой области от 7 августа 2017 года № 101-ОЗ «О внесении изме- нений в Закон Липецкой области «О нормативных правовых актах Липецкой области» закреплено право иных органов и должностных лиц (председатель Контрольно-счетной палаты Липецкой области, председатель Избирательной комиссии Липецкой области) издавать акты нормативно-правового характера. Статьей 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» регламентировано, что правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муници- пальных образований», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Согласно статье 1 Закона Липецкой области от 2 мая 2006 года № 287-ОЗ «Об избиратель- ной комиссии Липецкой области» правовую основу формирования и деятельности избира- тельной комиссии Липецкой области составляют Федеральный закон № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Феде- рации», другие федеральные законы, Устав Липецкой области Российской Федерации, законы Липецкой области, иные нормативные правовые акты. В этой связи председатель Контрольно-счетной палаты Липецкой области и председатель Избирательной комиссии Липецкой области вправе издавать акты нормативно-правового ха- рактера. Данными полномочиями на сегодняшний день также обладают в соответствии с федераль- ным и региональным законодательством и иные органы и должностные лица (Уполномоченный по правам человека в Липецкой области, Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой об- ласти и т.д.). Соответствующие изменения были внесены в Закон области «О нормативных правовых актах Липецкой области». Принятие Закона Липецкой области от 2 ноября 2017 года № 126-ОЗ «О внесении изменений в статью 22.2 Закона Липецкой области «О нормативных правовых актах Липецкой области» обусловлено принятием Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2016 года № 707 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 года № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 14 марта 2017 года № 292 «О внесении изменений в Положение о порядке ведения феде- рального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации». Продолжение. Начало на 5–8-й стр. Продолжение на 10-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz