Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)
№ 102/25730/30 МАЯ 2018 5 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Постановление пятнадцатой сессии Липецкого областного Совета депутатов шестого созыва № 522-пс от 25.04.2018, г. Липецк О докладе Липецкого областного Совета депутатов за 2017 год «О состоянии законодательства Липецкой области» Доклад Липецкого областного Совета депутатов за 2017 год «О состоянии законода- тельства Липецкой области» систематизирует результаты законотворческой деятельности Липецкого областного Совета депутатов в 2017 году в целях обеспечения органов государ- ственной власти, органов местного самоуправления и населения Липецкой области объек- тивной информацией о развитии регионального законодательства, об актуальных вопросах правового регулирования, а также тенденциях и перспективах его дальнейшего развития. В 2017 году Липецким областным Советом депутатов реализовывались ключевые на- правления деятельности государства, обозначенные в Послании Президента Российской Федерации, направленные на сохранение социальных обязательств, обеспечение экономи- ческой стабильности и дальнейшее развитие гражданского общества. В докладе традиционно приведен обзор принятых нормативных правовых актов Липец- кой области по сферам правового регулирования, представлен анализ их качества, приве- дены результаты мониторинга правоприменения Закона Липецкой области от 8 января 2003 года № 33-ОЗ «Об охране окружающей среды Липецкой области», сформулированы предло- жения по совершенствованию федерального законодательства и законодательства области, предложения по реализации Послания Президента Российской Федерации. Совершенствование регионального законодательства в отчетный период было обу- словлено динамикой развития федерального законодательства, происходящими в регионе социально-экономическими и общественно-политическими процессами. Особое внимание уделялось правовому регулированию в социальной сфере, обеспечению прав граждан, за- щите интересов детей, развитию институтов гражданского общества. В 2017 году введена новая мера социальной поддержки в виде проведения капитального ремонта жилых помещений, принадлежащих на праве собственности инвалидам и участ- никам Великой Отечественной войны, лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда». В целях защиты прав пострадавших граждан – участников долевого строитель- ства многоквартирных домов в Липецкой области установлены меры поддержки инвесторов, взявших на себя обязательства по завершению строительства и передаче жилых помеще- ний участникам долевого строительства. Законом Липецкой области от 14 сентября 2017 года № 112-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Липецкой области в части профилактики суицидального поведения несо- вершеннолетних» установлены дополнительные механизмы противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению, определено участие орга- нов и учреждений системы профилактики в работе по выявлению и пресечению случаев во- влечения несовершеннолетних в противоправные действия, а также склонения их к суициду. С 1 июля 2017 года введен в действие новый Кодекс Липецкой области об администра- тивных правонарушениях, которым конкретизированы составы административных право- нарушений, связанные с невыполнением требований в сфере охраны окружающей среды, нарушениями в сфере добычи общераспространенных полезных ископаемых, нарушени- ем порядка организации ярмарок, порядка организации стоянок автомототранспортных средств, нарушением правил охраны жизни на водных объектах, нарушением требований общественной безопасности при содержании животных; расширено количество составов ад- министративных правонарушений, влекущих административную ответственность за наруше- ния установленных органами местного самоуправления правил благоустройства территорий поселений и городских округов; введена административная ответственность за нарушение порядка проведения опроса граждан, незаконное изготовление, использование (ношение) учрежденных Липецким областным Советом депутатов наград, неисполнение или нарушение решения органа, сформированного в целях обеспечения координации деятельности по про- филактике терроризма, нарушение перевозчиком требований к осуществлению регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, несоблюдение порядка деятельности обществен- ных кладбищ. Продолжают оставаться актуальными вопросы планирования нормотворческой деятель- ности. Субъектам законодательной инициативы необходимо более ответственно подходить к проектам нормативных правовых актов, предлагаемым к включению в план законотворче- ской деятельности областного Совета депутатов, соблюдать сроки и порядок их внесения. Содержащиеся в докладе итоги законодательной деятельности призваны обеспечить последовательность дальнейшего развития регионального нормотворчества, его полноту и своевременность в целях создания условий для реализации прав и законных интересов жи- телей области во всех сферах общественной жизни. Учитывая изложенное, решение комитета Липецкого областного Совета депутатов по за- конодательству и правовым вопросам, руководствуясь пунктом 3 статьи 30 Устава Липецкой области Российской Федерации, частью 3 статьи 10 Закона Липецкой области от 5 декабря 2008 года № 213-ОЗ «О мониторинге нормативных правовых актов Липецкой области», об- ластной Совет депутатов постановляет: 1. Утвердить доклад Липецкого областного Совета депутатов за 2017 год «О состоянии законодательства Липецкой области». 2. Считать, что в докладе 2017 года дана комплексная характеристика состояния законо- дательства Липецкой области, определены основные направления совершенствования за- конодательного процесса в целях наиболее полного обеспечения интересов, прав и свобод человека и гражданина. 3. Субъектам права законодательной инициативы при планировании законодательной деятельности обратить внимание на системный подход к развитию законодательства об- ласти, определение долговременных целей и задач правового регулирования, соблюдение плана работы Липецкого областного Совета депутатов по законотворческой деятельности, порядка и сроков внесения законопроектов в соответствии с требованиями Закона Липецкой области от 27 марта 1997 года № 64-ОЗ «О нормативных правовых актах Липецкой области». 4. Комитетам Липецкого областного Совета депутатов, депутатам Липецкого областного Совета депутатов использовать выводы и рекомендации доклада при осуществлении своей деятельности и реализации полномочий областного Совета депутатов. 5. Направить доклад Липецкого областного Совета депутатов за 2017 год «О состоянии законодательства Липецкой области» в Совет законодателей, Совет Федерации и Государ- ственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Главному федеральному инспектору по Липецкой области, главе администрации Липецкой области, в администрацию Липецкой области, Липецкий област- ной суд, Арбитражный суд Липецкой области, прокуратуру Липецкой области, в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области, Уполномоченному по правам человека в Липецкой области, Уполномоченному по правам ребенка в Липецкой области, Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Липецкой области, в Обще- ственную палату Липецкой области, органы местного самоуправления муниципальных райо- нов и городских округов Липецкой области. 6. Опубликовать текст доклада Липецкого областного Совета депутатов за 2017 год «О состоянии законодательства Липецкой области» и разместить на официальном сайте Липец- кого областного Совета депутатов. 7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Липецкого областного Совета депутатов П. ПУТИЛИН ВВЕДЕНИЕ В соответствии со статьей 10 Закона Липецкой области от 5 декабря 2008 года № 213-ОЗ «О мониторинге правоприменения нормативных правовых актов Липецкой области и нормот- ворческой деятельности» подготовлен 11-й доклад «О состоянии законодательства Липецкой области» (далее – доклад), который систематизирует результаты законотворческой деятель- ности Липецкого областного Совета депутатов в 2017 году в целях обеспечения объективной информацией о развитии законодательства области, об актуальных вопросах правового регу- лирования, а также тенденциях и перспективах его дальнейшего развития. Совершенствование регионального законодательства в отчетный период было обусловле- но динамикой развития федерального законодательства, отражающего социально-экономи- ческие и общественно-политические процессы, происходящие в стране. Основное внимание уделялось правовому регулированию в сферах государственного строительства и местного самоуправления, в экономической и социальной сферах, в сферах обеспечения и защиты прав граждан, развития институтов гражданского общества. Представленный в докладе комплексный анализ принятых Липецким областным Советом депутатов в 2017 году нормативных правовых актов показал гибкость законотворческого про- цесса в области, своевременное реагирование на изменения федерального законодатель- ства, социально-экономическую ситуацию в регионе. Сохраняя преемственность с предыдущими докладами, доклад 2017 года традиционно включает в себя вопросы развития законодательства области по сферам правового регулиро- вания. Неотъемлемой частью доклада являются разделы, посвященные мониторингу право- применения, предложения по совершенствованию федерального и регионального законода- тельства, по реализации Послания Президента Российской Федерации. Часть I. Общий анализ законодательства Липецкой области и законотворческого процесса Глава 1. Законотворческий процесс в Липецком областном Совете депутатов в 2017 году Законотворческая деятельность Липецкого областного Совета депутатов в 2017 году осу- ществлялась в соответствии с планом работы Липецкого областного Совета депутатов на 2017 год, утвержденным постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 22 декабря 2016 года № 137-пс 1 . Всего в 2017 году проведено 8 сессий, на которых было рассмотрено 202 вопроса. Было принято 110 законов области, из которых 9 законов являются базовыми, 2 закона об исполне- нии бюджетов, 4 закона о признании утратившими силу некоторых законов области, 95 зако- нов о внесении изменений в законы Липецкой области. В соответствии с планом работы Липецкого областного Совета депутатов в 2017 году был запланирован к принятию 61 закон области, из числа которых принято 49 законов области, что составило 80,3% от запланированного объема. Из числа непринятых законов 4 законопроекта включены в план работы Липецкого област- ного Совета депутатов на 2018 год: «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О статусе депутата Липецкого област- ного Совета депутатов» (субъект права законодательной инициативы – комитет по государ- ственному устройству и местному самоуправлению); «О гарантиях равенства политических партий, представленных в Липецком областном Совете депутатов, при освещении их деятельности областными телепрограммой и радио- программой» (субъект права законодательной инициативы – комитет по государственному устройству и местному самоуправлению). В 2018 году запланировано к внесению в Госу- дарственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 32 Федерального закона «О политических партиях» (субъект права законодательной инициативы – комитет по государственному устройству и местному самоуправлению); «О депутатском расследовании Липецкого областного Совета депутатов» (субъект права законодательной инициативы – депутаты Халимончук М.В., Яськов А.Я.); «О Правительстве Липецкой области» (субъект права законодательной инициативы – депу- таты Халимончук М.В., Яськов А.Я.); 3 законопроекта находятся на рассмотрении: «О мерах социальной поддержки граждан, относящихся в категории «Дети войны» в Ли- пецкой области» (субъект права законодательной инициативы – депутаты фракции «КПРФ в Липецком областном Совете депутатов»); «О выборах глав муниципальных образований в Липецкой области» (субъект права законо- дательной инициативы – комитет Липецкого областного Совет депутатов по государственному устройству и местному самоуправлению); «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О пенсии по случаю потери кормиль- ца» (субъект права законодательной инициативы – администрация Липецкой области); не внесены следующие законопроекты: «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О предупреждении коррупции» (субъ- ект права законодательной инициативы – администрация Липецкой области); «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О выборах депутатов Липецкого об- ластного Совета депутатов» (субъект права законодательной инициативы – депутаты Халимон- чук М.В., Яськов А.Я.); «О внесении изменений в статью 4.2 Закона Липецкой области «О правовом регулирова- нии некоторых вопросов в сфере градостроительной деятельности на территории Липецкой области» (субъект права законодательной инициативы – депутат А.В. Лаврентьев); «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О правовом регулировании некоторых вопросов использования лесов на территории Липецкой области» (субъект права законода- тельной инициативы – администрация Липецкой области). Следует отметить, что в областном Совете депутатов сложилась практика, когда заяв- ленные в плане работы областного Совета депутатов к внесению законопроекты, субъектами права законодательной инициативы которых являются депутаты фракций областного Совета, не вносятся в Липецкий областной Совет депутатов и переносятся в план работы областного Совета депутатов на следующий год, либо запланированные изменения уже нашли отражение в законопроектах других субъектов права законодательной инициативы. С целью исключения такой ситуации требуется более тщательная проработка планируемых к внесению законода- тельных инициатив и их предварительное обсуждение на площадке фракций, что будет являть- ся залогом качества принимаемых нормативных правовых актов и, как следствие, гарантией реализации прав и интересов жителей области во всех сферах общественной жизни. Помимо программы нормотворческих работ депутатами областного Совета был рассмо- трен и принят 61 закон области. Прохождение законопроектов с учетом распределения по субъектам права законодатель- ной инициативы в областном Совете представлено в таблице. Субъект права законодательной инициативы Количество принятых за- конопроектов % от числа принятых за- конов области Глава администрации области 71 64,5 Администрация области 10 9,1 Председатель областного Совета депутатов, депутаты областного Совета депутатов 15 13,6 Комитеты областного Совета депутатов 4 3,6 Представительные органы местного самоуправления 1 0,9 Члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – представители областного Совета депутатов и админи- страции области - - Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Россий- ской Федерации – избранные от Липецкой области - - Прокурор области 6 5,5 Председатель Липецкого областного суда - - Председатель Арбитражного суда области - - Начальник Управления Министерства юстиции РФ по Липецкой об- ласти 3 2,7 Группа избирателей - - Законотворческая активность депутатов и комитетов Липецкого областного Совета депу- татов остается стабильной на протяжении последних трех лет в среднем около 20%. За прошедший год депутатами и комитетами Липецкого областного Совета депутатов были внесены следующие законопроекты: председателем Липецкого областного Совета депутатов П.И. Путилиным: «О внесении изменения в статью 2 Закона Липецкой области «Об образовании населенных пунктов на территории сельского поселения Девицкий сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области»; «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О мировых судьях в Липецкой обла- сти»; «О проекте Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях» 2 ; «О признании утратившими силу некоторых законов Липецкой области об административ- ных правонарушениях»; «О некоторых вопросах осуществления общественного контроля в Липецкой области»; заместителем председателя Липецкого областного Совета депутатов В.Ф. Загитовым: «О внесении изменений в Закон Липецкой области «Об областном референдуме»; «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О местном референдуме в Липецкой области»; «О внесении изменений в статью 5 Закона Липецкой области «Об общественной палате Липецкой области»; заместителем председателя Липецкого областного Совета депутатов В.Х. Мурузовым: «О внесении изменения в статью 7 Закона Липецкой области «О порядке управления и рас- поряжения государственной собственностью в Липецкой области»; «О внесении изменений в отдельные законы Липецкой области в связи с принятием Феде- рального закона «О государственной регистрации недвижимости»; «О внесении изменения в статью 13.3 Закона Липецкой области «О мерах социальной под- держки отдельных категорий граждан в Липецкой области»; депутатом Липецкого областного Совета депутатов Д.А. Аксеновым – «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О некоторых вопросах участия граж- дан в охране общественного порядка на территории Липецкой области»; депутатом Липецкого областного Совета депутатов Ю.А. Костиным – «О внесении изменения в статью 4 Закона Липецкой области «О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере осуществления охоты на территории Липецкой области»; депутатами Липецкого областного Совета депутатов Л.В. Ксенофонтовой, В.Н. Чебота- ревым – «О внесении изменения в статью 7 Закона Липецкой области «Об избирательной комиссии Липецкой области»; депутатом Липецкого областного Совета депутатов А.К. Погодаевым – «О внесении изменений в отдельные законы Липецкой области»; комитетом Липецкого областного Совета депутатов по законодательству и право- вым вопросам: «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Липецкой области»; «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О профилактике немедицинского по- требления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, а также потребления иных новых потенциально опасных психоактивных веществ в Липецкой области»; «О внесении изменений в отдельные законы Липецкой области в части профилактики суи- цидального поведения несовершеннолетних»; комитетом Липецкого областного Совета депутатов по государственному устрой- ству и местному самоуправлению – «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О выборах главы администрации Липецкой области». Сохраняется практика внесения в Липецкий областной Совет депутатов проектов, иниции- рованных представительным органом местного самоуправления. В 2017 году Советом депу- татов городского округа город Елец внесен проект закона Липецкой области «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О выборах депутатов представительных органов муни- ципальных образований в Липецкой области». Всего в 2017 году было проведено 10 заседаний комиссии по рассмотрению и внесению предложений по проектам федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации, законов области и постановлений областного Совета депутатов (далее – комиссия), которые традиционно проходили с участием предста- вителей органов государственной власти области, государственных органов области, проку- ратуры области, Молодежного парламента области, представителей гражданского общества. На заседаниях комиссии тщательно прорабатываются заключения по результатам право- вой и антикоррупционной экспертиз прокуратуры области, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области, правового управления областного Совета депу- татов и других заинтересованных структур на внесенные в Липецкий областной Совет депута- тов проекты нормативных правовых актов. Обсуждение замечаний по законопроектам на заседаниях комиссии позволяет субъектам права законодательной инициативы доработать редакцию проекта нормативного правового акта до его рассмотрения профильным комитетом. Сложившаяся практика оказывает большое значение на качество законотворческого процесса регионального парламента. Сохраняется практика принятия законов без рассмотрения комиссией. В нарушение пун- кта 16 статьи 41 Регламента Липецкого областного Совета депутатов в 2017 году принято 15 законов (13,6% от общего числа принятых законов), внесенных главой администрации и адми- нистрацией Липецкой области. В 2017 году областным Советом принято 314 постановлений Липецкого областного Со- 1 Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 22 декабря 2016 года № 137-пс «О плане работы Ли- пецкого областного Совета депутатов на 2017 год» 2 Проект разработан совместно с главой администрации Липецкой области депутатов с просьбой признать незаконным и отменить постановление Липецкого областного Совета депутатов № 145-пс от 22 декабря 2016 года о не избрании его для работы на профес- сиональной постоянной основе, а также обязать Липецкий областной Совет депутатов избрать депутата Токарева С.В. для работы на профессиональной постоянной основе. Решением Советского районного суда г. Липецка от 21 марта 2017 года вышеуказанное постановление областного Совета депутатов признано соответствующим федеральному и ре- гиональному законодательству. Определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 31 мая 2017 года решение Советского районного суда г. Липецка от 21 марта 2017 года остав- лено без изменения, апелляционная жалоба Токарева С.В. без удовлетворения. 30 июня 2017 года Токареву С.В. отказано в передаче кассационной жалобы для рассмо- трения в судебном заседании Липецкого областного суда. В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации, 17 октября 2017 года Токареву С.В. также отказано в передаче кас- сационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Верховного Суда Российской Федерации. В сентябре 2017 года ПАО «Сбербанк» обратилось в Липецкий областной суд с админи- стративным исковым заявлением о признании недействующим постановления Липецкого областного Совета депутатов от 27 июля 2017 года № 335-пс «Об официальном толковании части 1.1 статьи 9 Закона Липецкой области от 25 февраля 1997 года № 59-ОЗ «О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области». 19 октября 2017 года Липецким областным судом было вынесено решение о признании недействующим постановления Липецкого областного Совета депутатов от 27 июля 2017 года № 335-пс «Об официальном толковании части 1.1 статьи 9 Закона Липецкой области от 25 февраля 1997 года № 59-ОЗ «О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области». Определением Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2018 года апелля- ционная жалоба Липецкого областного Совета депутатов на решение Липецкого областного суда оставлена без удовлетворения. Решением Советского районного суда города Липецка от 26 июня 2017 года отказано в административном иске Мартыновичу Ю.Г. к Липецкому областному Совету депутатов, пред- седателю Липецкого областного Совета депутатов Путилину П.И., заместителю председателя Липецкого областного Совета депутатов Загитову В.Ф. о признании нарушенным права на обращение к председателю Липецкого областного Совета депутатов, признании нарушенным права получить объективный ответ, на всестороннее и своевременное рассмотрение обраще- ния, признании нарушенным срока для направления ответа на обращение. Определением Липецкого областного суда от 11 сентября 2017 года по результатам рас- смотрения жалобы Мартыновича Ю.Г. решение Советского районного суда г. Липецка от 26 июня 2017 года оставлено без изменения. Решением Советского районного суда города Липецка от 21 декабря 2017 года отказано в административном иске Соколовой Т.Ю. к исполняющему обязанности председателя Липец- кого областного Совета депутатов о признании незаконным бездействия по направлению об- ращения для рассмотрения в соответствии с компетенцией. Глава 2. Характеристика качества законодательства Липецкой области § 1. Участие прокуратуры Липецкой области в законотворческой деятельности Органами прокуратуры области в 2017 году, как и в предыдущие отчетные периоды, уде- лялось большое внимание вопросам обеспечения единого правового пространства в условиях интенсивного обновления федерального законодательства, а также взаимодействию с органа- ми государственной власти и местного самоуправления в рамках развития нормотворческого процесса в регионе. Основными формами участия прокурора в правотворческой деятельности, как и ранее, являлись: осуществление правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов; уча- стие в обсуждении проектов нормативных правовых актов на заседаниях представительных и исполнительных органов; разработка проектов нормативных правовых актов в порядке право- творческой инициативы прокурора и их внесение на рассмотрение депутатского корпуса; инициирование принятия нормативных правовых актов, необходимых для реализации феде- ральных законов, в том числе путем направления соответствующих предложений в органы государственной власти области и органы местного самоуправления. В частности, в 2017 году органами прокуратуры области даны 323 заключения по резуль- татам правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов органов государственной власти региона, в том числе 134 – по проектам областного Совета депутатов, 189 – по проек- там администрации области и исполнительных органов власти области. В 2017 году все отрицательные заключения прокуратуры области, подготовленные по результатам правовой экспертизы проектов законов области, обсуждались на заседаниях ко- миссии по рассмотрению и внесению предложений по проектам федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации, законов области и постановлений областного Совета депутатов и профильных комитетов. Наряду с этим, в региональный парламент, администрацию области, иные органы государ- ственной власти и государственные органы за отчетный период для корректировки действую- щих нормативных правовых актов либо принятия новых нормативных правовых актов в связи с изменением федерального законодательства направлено 31 предложение. В частности, по предложению облпрокуратуры на сессии Липецкого областного Совета депутатов 14.12.2017 года принят Закон Липецкой области от 25 декабря 2017 года № 146-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О регулировании вопросов, связанных с оборотом алкогольной продукции на территории Липецкой области». С использованием предоставленного прокурору области п. 5 ст. 29 Устава Липецкой об- ласти Российской Федерации права законодательной инициативы в региональный парламент внесено 6 законопроектов, по итогам рассмотрения которых приняты следующие законы Ли- пецкой области: от 27 апреля 2017 года № 64-ОЗ «О внесении изменений в статью 4 Закона Липецкой об- ласти «О некоторых вопросах местного самоуправления в Липецкой области»; от 19 июня 2017 года № 75-ОЗ «О внесении изменений в статью 1 Закона Липецкой обла- сти «О материальном обеспечении приемной семьи в Липецкой области»; от 19 июня 2017 года № 82-ОЗ «О внесении изменения в статью 7 Закона Липецкой обла- сти «О бесплатной юридической помощи на территории Липецкой области»; от 7 августа 2017 года № 101-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О нормативных правовых актах Липецкой области»; от 25 декабря 2017 года № 149-ОЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона Липецкой области «О гарантиях правовой и социальной защиты добровольных пожарных и членов их семей»; от 25 декабря 2017 года № 150-ОЗ «О внесении изменений в статью 11 Закона Липецкой области «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области». Прокуратурой области в 2017 году обеспечено сопровождение рассмотрения в Липецком областном Совете депутатов всех внесенных прокурором области законодательных инициа- тив. В текущем году органами прокуратуры области работа по обеспечению эффективного взаимодействия с органами государственной власти региона в сфере нормотворчества будет продолжена. § 2. Участие Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области в законотворческой деятельности Участие в законотворческой деятельности Липецкого областного Совета депутатов явля- ется одним из основных направлений деятельности Управления Минюста России по Липецкой области (далее – Управление). В рамках данной работы Управлением осуществляется: проведение правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Ли- пецкой области и их проектов на предмет соответствия федеральному законодательству; разработка и внесение в порядке законодательной инициативы проектов нормативных правовых актов области; участие в работе комиссии, комитетов, рабочих групп Липецкого областного Совета депу- татов. В течение 2017 года специалистами Управления проведено 985 правовых экспертиз нор- мативных правовых актов Липецкой области, из которых 138 на акты Липецкого областного Совета депутатов. Следует отметить, что по итогам указанных экспертиз положений нормативных правовых актов областного Совета депутатов, противоречащих федеральному законодательству, а так- же содержащих коррупциогенные факторы, не выявлено. Кроме того, в 2017 году были рассмотрены на предмет соответствия Конституции Рос- сийской Федерации и федеральным законам и подготовлены письменные заключения на 130 проектов нормативных правовых актов областного Совета депутатов, из которых 15 с замеча- ниями и предложениями. Замечания Управления учитываются разработчиками законопроектов, что позволяет устранить несоответствия нормативного правового акта федеральному законодательству еще на законопроектной стадии. Так, по результатам рассмотрения заключений, содержащих замечания и предложения, были приняты с учетом замечаний и предложений Управления 5 актов, 9 проектов были сняты с дальнейшего рассмотрения, 1 проект на конец отчетного периода находился на рассмотре- нии областного Совета депутатов. Управление активно участвует в заседаниях комиссии по рассмотрению и внесению пред- ложений по проектам федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации, законов области и постановлений областного Совета депутатов, в работе комитетов и сессиях областного Совета. В 2017 году сотрудники Управления приняли участие в 10 заседаниях комиссии, 18 засе- даниях комитетов и в 8 сессиях Липецкого областного Совета депутатов. В рамках осуществления деятельности по разработке и внесению в порядке законода- тельной инициативы проектов нормативных правовых актов области в 2017 году Управлением направлены на рассмотрение областного Совета депутатов 3 законопроекта и один проект по- становления Липецкого областного Совета депутатов, по итогам рассмотрения которых при- няты следующие законы Липецкой области: от 7 августа 2017 года № 104-ОЗ «О внесении изменения в статью 5 Закона Липецкой об- ласти «О наделении муниципальных образований в Липецкой области статусом городского округа, муниципального района, городского и сельского поселения»; от 7 августа 2017 года № 103-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «Об административно-территориальном устройстве Липецкой области и порядке его измене- ния»; от 2 ноября 2017 года № 126-ОЗ «О внесении изменений в статью 22.2 Закона Липецкой области «О нормативных правовых актах Липецкой области», а также постановление Липецкого областного Совета депутатов от 27 июля 2017 года № 325-пс «О внесении изменений в постановление Липецкого областного Совета депутатов «О присвоении номеров (кодов) муниципальным образованиям Липецкой области». 27 июля 2017 года между Управлением и Липецким областным Советом депутатов было заключено соглашение о взаимодействии. Перечисленные мероприятия по участию Управления в законотворческой деятельности Липецкого областного Совета депутатов способствуют повышению качества законотворче- ской деятельности, своевременности и эффективности осуществления правового регулирова- ния общественных отношений. § 3. Экспертиза проектов нормативных правовых актов В целях выявления положений, не соответствующих федеральному законодательству и законодательству области, а также наличия коррупциогенных факторов, способствующих созданию условий для проявления коррупции, в соответствии с Регламентом Липецкого об- ластного Совета депутатов правовое управление Липецкого областного Совета депутатов (далее – правовое управление) осуществляет правовую и антикоррупционную экспертизы всех проектов нормативных правовых актов, вносимых на рассмотрение областного Совета. В случае несогласия разработчика проекта с заключением правового управления о результатах экспертизы указанное заключение рассматривается комиссией по рассмотрению и внесению предложений по проектам федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации, законов области и постановлений областного Совета депутатов. В 2017 году правовым управлением было подготовлено 151 заключение по проектам нормативных правовых актов, из которых 90 заключений по проектам законов области, 60 за- ключений по проектам постановлений Липецкого областного Совета депутатов, 1 заключение на поправки к проекту федерального закона № 92912-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях», предложенных депутатами Липецкого областного Совета депута- тов Л.В. Ксенофонтовой и В.Н. Чеботаревым. Правовые замечания были даны к 33 проектам нормативных правовых актов области: 30 – по проектам законов области; 3 – по проектам постановлений областного Совета депутатов. По 30 проектам нормативных правовых актов Липецкой области представлены замечания юридико-технического характера, которые при доработке проектов нормативных правовых актов были устранены. В 2017 году по результатам антикоррупционной экспертизы проектов нормативных право- вых актов правовым управлением в заключениях по 10 проектам законов области было указано на наличие 13 коррупциогенных факторов. Из них 12 коррупциогенных факторов исключены, 1 законопроект находится на рассмотрении. Антикоррупционную экспертизу проектов законов области и нормативных правовых актов областного Совета осуществляет Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области. Наличие коррупциогенных факторов в проектах нормативных правовых актов проверяется прокуратурой Липецкой области. Доклад Липецкого областного Совета депутатов за 2017 год «О состоянии законодательства Липецкой области» вета депутатов, в том числе 60 постановлений нормативного характера, из которых 8 внесе- ны председателем Липецкого областного Совета депутатов П.И. Путилиным, заместителем председателя Липецкого областного Совета депутатов В.Ф. Загитовым, заместителем пред- седателя Липецкого областного Совета депутатов В.Х. Мурузовым, председателем комитета по законодательству и правовым вопросам М.В. Донских, 3 – комитетами областного Совета депутатов по экономите, государственному устройству и местному самоуправлению, 41 – гла- вой администрации области, 3 – администрацией области, 4 – председателем Липецкого об- ластного суда, 1– начальником Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области. В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации и статьей 30 Устава Липецкой области Российской Федерации областным Советом депутатов подготовлены в качестве законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Рос- сийской Федерации 2 проекта федеральных законов: 1. «О внесении изменений в федеральные законы «О закупках товаров, работ, услуг от- дельными видами юридических лиц» и «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которым предложено исключить государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие фармацевтическую деятельность на основании соответствующей лицензии за счет средств, полученных при осуществлении ими иной приносящей доход деятельности от физических и юридических лиц, из перечня юридических лиц, на которых распространяется обязанность осуществления закупочной деятельности в соответствии с требованиями Федерального за- кона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». При этом правовое регули- рование этих закупок предлагается осуществлять в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Законопроект возвращен в Липецкий областной Совет депутатов в связи с принятием Фе- дерального закона от 7 июня 2017 года № 108-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 8 Фе- дерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и статьи 15 и 112 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которым исключены госу- дарственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие фармацевтическую деятельность, из перечня организаций, на которые распространяется обязанность при осу- ществлении закупочной деятельности руководствоваться требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». 2. Новая доработанная редакция проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях правового положения акционерных обществ работни- ков (народных предприятий)», которым предусматривается снижение минимального количе- ства акций народного предприятия, которые должны принадлежать работникам в их номиналь- ной стоимости с 75% до 51% уставного капитала, снижение среднесписочной численности работников народного предприятия с 51 человека до 25 человек. Законопроект находится на рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В 2016 году главой администрации Липецкой области был разработан проект федераль- ного закона «О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Рос- сийской Федерации», которым предлагалось повысить размер государственной пошлины за переоформление лицензии на осуществление деятельности по производству и обороту эти- лового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в связи с включением в лицензию новых обособленных подразделений. Однако в проведенных правовых экспертизах вышеназ- ванного законопроекта Правительства Российской Федерации, Комиссии Совета законодате- лей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по вопросам межбюджетных отношений и налоговому законодательству, Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Правово- го управления аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации указано на необходимость существенной доработки предлагаемых норм. В этой связи проект федерального закона не был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Россий- ской Федерации (постановление Липецкого областного Совета депутатов от 20 апреля 2017 года № 227-пс «О признании утратившим силу постановление Липецкого областного Совета депутатов от 3 ноября 2016 года № 60-пс «О законодательной инициативе Липецкого област- ного Совета депутатов по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Россий- ской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»). Требования об открытости и доступности информации о законотворческой деятельности органов государственной власти области, установленные Федеральным законом от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», обеспечиваются путем ежедневного размеще- ния на официальном сайте областного Совета в сети «Интернет» www.oblsovet.ru новостных материалов о деятельности регионального парламента. Все заседания сессий парламента транслировались на сайте в прямом эфире. В 2017 году работа Липецкого областного Совета депутатов освещалась в региональных средствах массовой информации «Липецкое время» и ГТРК «Липецк». Вышло в эфир 44 теле- программы «В областном Совете». Еженедельно в новостных программах региональных теле- компаний выходили репортажи о работе депутатского корпуса. На страницах областной газеты «Липецкая газета» в течение года публиковались материа- лы, посвященные работе Липецкого областного Совета депутатов, его комиссии, комитетов и сессий. Информационные материалы о работе регионального парламента публиковались в 19 районных средствах массовой информации. В социальных сетях были созданы официальные страницы Липецкого областного Совета депутатов, что позволило расширить аудиторию, информировать больше людей о решениях регионального парламента, охватить избирателей разных сфер деятельности и возрастных групп. Реализован масштабный информационный проект по формированию и реализации «На- родной программы» во главе со спикером регионального парламента. Итогом этой кампании стало признание председателя Липецкого областного Совета депутатов Путилина П.И. лучшим народным избранником Центрального федерального округа по итогам 2017 года. В списке 85 спикеров региональных парламентов председатель Липецкого областного Совета депутатов Павел Путилин занимает 21 строчку. В феврале 2017 года депутат Липецкого областного Совета Токарев С.В. обратился в Советский районный суд г. Липецка с исковым заявлением к Липецкому областному Совету Продолжение на 6-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz