Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)
ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА ФОТО СЕРГЕЯ ЛИТАВРИНА На кафедре декоративно-прикладного искусства. Нина Федина, исполняющая обязанности ректора ЛГПУ: «Наш вуз уверенно развивается» Как современные технологии помогают будущим педагогам ЕЛЕНА ТАРАВКОВА Беседа с исполняющей обязанности ректора Липецко- го государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского Ниной Фединой началась с во- проса о перспективах педагогического образования в России. Как известно, в последние годы в стране закрылось немало педвузов. Из 150 их осталось чуть более трех десятков. На- сколько обоснованной была такая оптимизация? — Скорее всего, это было не совсем продуманное ре- шение. И замечательно, что Ольга Васильева, будучи ми- нистром образования и науки РФ, поставила в этом процес- се точку. Да, педагогические программы реализуются и в других учебных заведениях —классических, иногда даже технических университетах. Но в педагогическом вузе «выращивание» специалиста происходит в особой атмосфе- ре, которая дает возможность не только осваивать теорию, чтобы стать учителем физи- ки, химии, математики, но и формирует ряд необходимых качеств для того, чтобы быть настоящим педагогом, на- ставником… В этом и есть от- личительная особенность от- ечественного педагогического образования. Другое дело, что не все педвузы России, к сожалению, могут похвастать хорошейматериальной базой. Престиж университета —Какое место в рейтинге российских вузов занимает сегодня Липецкий государ- ственный педагогический университет? — Наш вуз сегодня уве- ренно развивается. По ито- гам ежегодного мониторинга Министерства образования и науки РФ второй год подряд ЛГПУ занимает позицию эф- фективного образовательного учреждения по всем основ- ным показателям. Взять, к примеру, результаты единого государственного экзамена. У поступающих к нам сту- дентов самый высокий на территории Липецкой обла- сти балл — 64. Конечно, все мы понимаем, что лучшие выпускники стремятся се- годня в столичные вузы, но и в Липецке остаются сильные абитуриенты. Что касается трудоустройства, то 75-80 процентов наших выпускни- ков успешно реализуют себя как в школах, детских садах, учреждениях дополнительно- го образования, так и в других направлениях деятельности. —Какие преобразования претерпел ЛГПУ за послед- нее время, чтобы оставаться популярным и престижным у выпускников школ области учебным заведением? — Безусловно, универси- тет не стоит на месте. В ре- зультате преобразований его можно смело назвать вузом нового формата. В университете появились так называемые базовые ка- федры. Мы исходим из того, что педагога невозможно под- готовить лишь за вузовской партой. Часть программы берут на себя образователь- ные учреждения. Активно участвуют в этом процес- се и работодатели. Студент включается в непрерывную педагогическую практику уже с первого курса, получая прочную базу для подготовки выпускных бакалаврских работ. Еще одно ноу-хау ЛГПУ —обязательное наличие в ка- честве базыдля практической деятельности будущих учи- телей не менее двух образо- вательных организаций, рас- положенных как в городской, так и в сельской местности. Например, в организации ка- федрытеориииметодикипре- подавания русского языка и литературыучаствуют липец- кая гимназия№12 и средняя школа села Вторые Тербуны. В гимназии № 12, например, студенты института филоло- гии проходят как учебную, такипроизводственнуюпрак- тику. Кроме того, и студенты, и преподаватели активно включаются во внеучебную работу, готовят школьников к региональным олимпиадам. Также филологи ведут науч- ную работу на базе школы, в частности, работает семинар «Актуальные проблемыв пре- подавании русского языка и литературы». Таким образом, сотрудничество с гимназией многопланово, оно охваты- вает все важнейшие сферы — учебную, научную, воспи- тательную. Это необходимо и для школы, и для нас. В этом же направлении развивается и совместная работа со шко- лой поселка Вторые Тербуны, которая признана лучшей сельской школой России. Кроме того, активно про- двигается работа со школами — победителями региональ- ного публичного конкурса «Достижение наивысшего качества региональной си- стемы образования». На их базе наши студенты проходят педагогическую практику. Мы открыли новые на- правления и профили подго- товки: дополнительное обра- зование в области цифровых образовательных ресурсов, робототехники и конструиро- вания. Есть еще хореография, публичная политика, соци- альные и финансовые науки, отечественное и зарубежное регионоведение, архивное дело, медиаобразование. А медицинская химия вообще единственная программа в нашем регионе. За два года мы создали несколько профильных ау- диторий: научную лаборато- рию географии и экологии имени П.П. Семенова-Тян- Шанского, ресурсную аудито- рию, кабинет робототехники. Аудитория инновационной педагогики имени К.А. Мо- скаленко обладает необходи- мым мультимедийным обо- рудованием и оборудованием для синхронного перевода, что позволяет проводить ме- роприятия международного уровня. В Институте физической культуры и спорта работает многофункциональная лабо- ратория для диагностики и коррекции состояния людей, занимающихся спортомвысо- ких достижений. Ее оборудо- вание позволяет определять функциональное состояние спортсменов, проводить со- временные исследования, делать научные открытия. Новые стандарты — В вашем вузе немало наработок в сфере педагоги- ки. Например, уникальный опыт К.А. Москаленко и других педагогов-новаторов. Планируете ли вы их позици- онировать на всероссийском уровне? — В этом смысле нам есть чем гордиться. И речь идет не только о Москаленко, хотя он был первым, а о целом феномене Липецкой педаго- гической школы. С.Шмаков, Н. Кузьмин, О. Казанский — их имена были широко известны не только в нашей стране. Провинциальный вуз заложил базу важных новаторских направлений отечественной педагогики. Если вернуться к Москален- ко, то здесь складывается интересная ситуация. На конференции, посвященной его 100-летию, речь шла о том, что все его важнейшие педагогические находки уже шагнули в народ: поурочный балл, сорокаминутные уроки, пятидневка. И наша задача —возродить это, но с принад- лежностью к имени Констан- тина Александровича. Если говорить о сегод- няшних достижениях, то их немало и они носят раз- ноплановый характер. Это и непрерывные педагогиче- ские практики, и школа во- жатского мастерства, сохра- няющая лучшие традиции шмаковской педагогики, и интересные разработки по применению дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании, которые уже привлекли вни- мание ученых в России и за рубежом. — Сегодня в педагогиче- ских вузах внедряютсяновые профессиональные стандар- ты педагога. Коснулось ли это ЛГПУ? И вообще, каким, по вашему мнению, должен быть современный учитель? — Мир быстро меняет- ся, меняются дети, соответ- ственно, появляются и новые требования к квалификации педагога. Но специфика пе- дагогической профессии та- кова, что личность учителя играет главенствующуюроль. Какими бы интернет-техно- логиями мы ни обеспечили образование, он всегда оста- нется носителем культуры, системы человеческих цен- ностей. И будущих педагогов мы ориентируем на то, что им предстоит быть не транс- лятором знаний, а прежде всего личностью, умеющей создать для ребенка ситуацию развития. Недавно наши студенты стали призерами образова- тельного форума в Казани по проблемам СМИ, при том что журналистов целенаправлен- но мы не готовим. И это роль как раз тех метапредметных компетенций, которые фор- мируются у студентов педаго- гических вузов. Вывод одно- значен: университет должен давать возможность нашим обучающимся быть разны- ми, искать себя, и не только в предметной деятельности. 8 № 98/25726/24 МАЯ 2018 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Так победим! Быть детству счастливым (Окончание. Начало на 3-й стр.) И ЕЩЕ… В Государственной Думе состоялся «круглый стол» на тему «Совершен- ствование организации психолого-пе- дагогической, медицинскойи социаль- нойпомощи обучающимся, испытыва- ющим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, раз- витии и социальной адаптации». В разговоре приняла участие пред- седательправовогокомитетаоблсовета, директор 29-й липецкойшколыМари- на Донских. Шла речь о том, что большая часть детей с особенностями развития при переходе из коррекционных школ в общеобразовательные теряет меди- цинскую поддержку. Поэтому сегодня важно обеспечить права таких детей в условиях современной школы. Кроме того, не во всех регионах страны есть специальные центры педагогической, социальной имедицинской помощи. В данной сфере есть потребность в специ- алистах. — Этот вопрос актуален и для Ли- пецкой области. Слабоуспевающие дети особенно нуждаются в психолого- педагогической, медицинской и соци- альнойпомощи.Причемподдерживать их необходимо еще в дошкольном воз- расте. К сожалению, система сопрово- жденияразвитанедостаточно.Поэтому возникает большой риск отчисления учащихся после 9 класса, — отметила Марина Донских. По итогам «круглого стола» подго- товлен проект рекомендаций.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz