Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)

Кому внедрять инновации Елена Бредис, lbredis@mail.ru Президент Путин офици- ально вступил в должность. Для общества самый главный его первый шаг — подписанный Указ, в котором идет речь о страте- гии развития страны до 2024 года. Но еще важнее для всех нас осознать, как именно реализовывать эту стратегию, что и каким образом нужно для этого делать. П опробуем рассмотреть только один аспект этой стратегии, где говорится об «ускорении техно- логического развития РоссийскойФедерации, увеличении количества организаций, осуществляю- щих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа», об «осуществлении прорывного на- учно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации». Понятно, что и ускорением, и прорывом предсто- ит заниматься высококвалифицированным специ- алистам. Возникает законный вопрос: а откуда они возьмутся? Сейчас идет обсуждение новых федеральных образовательных стандартов, ФГОСов, к которому министр Ольга Васильева просила подключиться и учительское сообщество, и экспертов. Потому что поправки, внесенные в стандарты, мягко говоря, не однозначны. Сегодня у нас речь пойдет о математике. Почему именно о ней? Да потому что без фундамен- тальных знаний, полученных в школе, высококва- лифицированные специалисты не появятся. Я уже не говорю о разработке и внедрении принципиально новых технологий, о которых неоднократно упоминал президент. В чем же отличие новых ФГОСов, касаемо про- граммы по математике? Разработчики решили базовый уровень опустить до самого минимума, если не сказать — до плинтуса. Советская школьная программа по сравне- нию с этим уровнем — для студентов физмата. О чем еще говорить, если понятия общего делителя, наименьшего общего кратного и даже округление чисел соч- ли для базового уровня чем-то сверхсложным. А ведь в советской шко- ле мы все эти задачки щелкали как семечки. Но именно базовый уро- вень предопределен для большинства учащих- ся, причем уже с пятого класса. Интересно, как потом с такими знани- ями дети будут изучать ту же физику? Что же предлагает- ся как альтернатива? Угадали, «углублен- ныйуровеньизучения». Безусловно, он на самомделе углубленный. Примерно на уровне программ физико-математических школ и лицеев. Сами понимаете, в таких образовательных учреждениях особые критерии при отборе кадров, там нередко преподают и кандидаты физико-мате- матических наук. Понятно, что и часов на изучение математики там намного больше. Теперь объясните, как все это можно совместить в рамках одной среднестатистической школы? Как и чемпривлечь тудапреподавателейэкстра-класса?Или «углубляться» будут одни и те же учителя, прыгая от плинтуса до теоремы Ферма? Вряд ли им это под силу. Еще один нюанс: а кто уже перед пятымклассом будет делить детей на «чистых» и «нечистых»? Тем более если на протяжение всей начальной школы у них была одинаковая программа? Нет, конечно, если у вас есть деньги на репетитора, вы успеете к пятому классу вытянуть свое чадо из болота обязательного примитива, чтобы он начал показывать какие-то вы- дающиеся результаты. А если нет? Н о главное вы уже поняли: внутри одной обычной школы сделать такое разделение практически нереально, во всяком случае — в ближайшее время. А физико-математические лицеи есть далеко не в каждом городе, я не говорю уже о райцентрах и селах. Интересная картина получается. Подавляющее большинство наших детей вынуждено изучать мате- матику на уровне все того же пресловутого плинтуса, а некоторым избранным удастся попасть в специ- ализированные образовательные учреждения. Какой результат мыполучимв итоге? Тот ли, что сможет обе- спечить реализацию президентского Указа? О каком прорыве может идти речь, если школы будут массово выпускать математически малограмотных детей? Конечно, корпеть над формулами новых техноло- гических разработок в кабинетах будут немногие, и их число физико-математические лицеи наверняка обеспечат. Но кому-то же придется внедрять эти раз- работки в реальное производство, кому-то придется разбираться во всех этих формулах и схемах, кто-то должен будет работать в цехах на сверхсовременном оборудовании. Кто это будет делать? Все те же вы- пускники элитных профилированных школ? Боюсь, получив столь же элитное образование, эти ребята найдут себе местечко покруче, а то и вообще продол- жат образование за рубежом. Б еречь детей от переутомления — совсем не значит, что надо ориентироваться на самых слабеньких и отстающих. Мы, таким образом, огромное количество детей с куда более высоким по- тенциалом начнем искусственно тянуть назад. Тем более что и сами дети, и их родители будут наивно радоваться, если домашние задания по математике станут занимать не более пятнадцати минут. Вот ведь что занятно. Неолибералы, накинувшие- ся на изменения воФГОСах по литературе и русскому языку, тут вдруг потеряли дар речи и помалкивают. Такой вот парадокс: с одной стороны обвиняют Рос- сию в технологической отсталости, с другой в упор не видят, что новые школьные стандарты по мате- матике могут откинуть ее в позапрошлый век. Но это понятно. Математика учит логически мыслить, анализировать, искать самостоятельные решения. Разве такое будущее поколение нужно нашим запа- допоклонникам? Слово обозревателю Беречь детей от переутомления — не значит, что надо ориентироваться на самых слабеньких и отстающих. Мы, таким образом, огромное количество детей с куда более высоким потенциалом начинаем искусственно тянуть назад ” 3 № 91/25719/16 МАЯ 2018 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Круг интересов Остаться в аду человеком Заметки на полях одной рецензии И. Неверов Освобожденным лично фюрером от «химеры сове- сти» молодым, здоровым эсэсовским офицерам лагеря смерти «Собибор» мало было планового уничтожения узников в газовых душегуб- ках. Им хотелось развлекать- ся — самим унижать, мучить, а то и стрелять в этих жалких местечковых евреев. И они с хохотом избивали и убивали, считая их не просто недочело- веками, а существами непо- нятной породы, скорее всего, животными. Постулаты « Агады » А те, боясь смерти и осозна- вая ее близость, тем не менее, не могли даже в мыслях посяг- нуть на чужую жизнь. Пусть это и жизнь палача, садиста. Мирные обыватели с мало- летства усваивали мудрость из старинного сборника «Ага- да»: убивая одного человека, ты губишь целый мир, спасая одного человека, ты спасаешь целый мир. Нашлись, правда, несколько бунтарей. Они как будто были готовы ради сохра- нения достоинства и избавле- ния от мук пролить и свою, и чужую кровь. Но дальше тай- ных разговоров дело не шло. И вряд ли пошло, если бы в лагере не появились советские военнопленные. Средирусских (неважно, что среди них были евреи, для соседей по нарам они русские) был и лейтенант Александр Печерский. Он с первого дня начал думать о восстании. « Высоколобое » кино Так сложилось, что фильм «Собибор» я посмотрел на сле- дующийденьпосле егопоказа в штаб-квартире ООН. Тамлента из России растрогала публику. Режиссерскому дебюту нашего «звездного» актераКонстанти- наХабенского зал аплодировал стоя. А вот прямо перед началом сеанса в фойе кинотеатра я слу- чайно раскрыл свежую газету и наткнулся на рецензию та- лантливого публициста Егора Холмогорова. Онкартинукате- горически не принял. Почему? Вот претензии Холмого- рова. Мы вправе были ждать народного, внятного кино о подвиге, а вместо этого увидели эстетские изыски, неуместное внимание к паталогическим комплексам нацистов. Поли- тическая, гражданская, нрав- ственная позиция фильма раз- мыта. А главное — на экране организатор массового побега из «Собибора» Александр Пе- черский слабак, рефлексиру- ющий интеллигент. Какой из такого хлюпика лидер? Вот в британском «Побеге из «Собибора» с этим был пол- ный порядок. Главный герой, действительно, имел право считаться героем, борцом, не ведающим сомнений. Ибоевик про него удался на славу. А у нас… Мне трудно согласиться с суровым критиком. Всегда настораживаюсь, когда так настойчиво делят фильмы на народные, зрительские и пред- назначенные для узкого круга киногурманов — завсегдатаев международных фестивалей. Есть в этом высокомерное не- доверие кширокой аудитории. Ей, дескать, требуется что- нибудь попримитивнее. Пуще всего Егор Холмого- ров печется об исторической правде. Ах, уж эта правда… Книжные полки нынче ло- мятся от томов с однотипными названиями: «Вся правда об Иване Грозном», «Вся правда о Николае I», «Вся правда о Ста- лине». Спросить быпочтенных сочинителей, с какой стати они так уверены, что в состоянии узнать и открыть всю правду? Свой ракурс Так вот, создатели «Собибо- ра» на всю правду о построен- ном в оккупированнойПольше секретном лагере истребления не замахивались. Они не за- крывали, а продолжали тему. И предложили психологиче- скую версию тех трагических и героических событий. Вас интересуют факты, строгая информация? Будьте любезны обратиться к мемуарамПечер- ского, исследованиям истори- ков, посмотрите снятый пять лет назад документальный фильм «Лейтенант Печерский из «Собибора». Хабенский и его команда выбрали свой ракурс. Они пытаются понять, как одни люди и в лагерном аду оста- вались людьми, а другие пре- вращались в дрожащих рабов без малейшей воли к сопро- тивлению. Прошедший через гитлеровские лагеря знамени- тый психолог Виктор Франкл свидетельствовал: шансов вы- жить было больше у того, кто меньше себя берег, не пресмы- кался перед гитлеровцами, поддерживал ослабевших. Этими чертами (вероятно, не расходясь с характером реаль- ного Печерского) наделил на- шего офицера сыгравший его тотже КонстантинХабенский. Да, Печерскийне супермен. Но онмужественныйи, прежде всего, совестливый человек. Поднять на восстание раздав- ленных, обреченных, страша- щихся крови узников он сумел не только благодаря офицер- скому, командирскому опыту. Ему поверили. Почувствовали в нем духовный стержень и ту самую совестливость, когда чужая боль воспринимается как своя. Правда Печерского Вряд ли молодой парень из русского города Ростова дер- жал в руках «Агаду». Но он наверняка рос на литературе, утверждавшей те же идеи цен- ности человеческой жизни. Возможно, даже читал строки Достоевского о слезинке ребен- ка, которую не искупить всей райской гармонией. Он органически не в си- лах был мириться ни со своим унижением, ни с гибелью тех, кто рядом. Когда он слышал от кого-то из узников: будем терпеть, приспосабливаться, нам надо выжить, а потом ото- мстить, то понимал, что это самоутешение, оправдание бездействия. И бросал «терпи- ле» короткую реплику, что тот хочет просто выжить, и месть тут ни при чем. Самже неждал чуда, а рассчитывал на себя и на обреченных «терпил», в которых хотел вдохнуть муже- ство, чтобы действовать здесь и сейчас. Его старый товарищ по на- рам, не больно-то жалующий евреев, предлагал устроить побег лишь маленькой группе своих, проверенных, отчаян- ных, готовых к любой развяз- ке. Но Печерский был тверд: уходить нужно всем. Он не допустит, чтобы за его свободу расплачивались оставшиеся. Для него решение выве- сти за колючую проволоку всех — смысл выпавшей ему тяжкой лагерной судьбы. И заключенные принимают его правду: заповедь «не убий» не распространяется на нелюдей в эсэсовской форме. Восстание удается. Един- ственное завсюисториюВторой мировой успешное восстание в фашистском лагере. И это, простите, артхауз? Это какие- то эстетские упражнения и изыски? Два часа, пока идет фильм, пролетают мгновенно, настолько захватывает проис- ходящее на экране. Пролог разговора Не буду спорить: Егор Хол- могоров в чем-то прав. В «Со- биборе» многое осталось за кадром. В том числе и объ- яснение, почему почти семь десятков лет вСоветскомСоюзе о подвигеПечерского знали не- многие.Иеще одинпрямо-таки животрепещущийвопрос:из-за чего польские власти, похоже, не слишком любят признавать роль советского военного в со- биборской истории? Может, из-за того, что местное населе- ние подло выдавало бежавших из лагеря гитлеровцам? А в расправах над страдальцами «Собибора» по доброй воле участвовали украинские за- паденцы? Таких, связанных с «Соби- бором», размышлений и сюже- тов хватит не на один фильм, не на одну книгу. Что вовсе не обесценивает работу Кон- стантина Хабенского. Она как мощный пролог разговора и о случившемся в далекие осен- ние дни 1943 года, и о сегод- няшнемотношениик героизму советских людей, советских воинов, одним из которых был лейтенант Печерский, со сто- роны«суперцивилизованных» европейцев. И прозвучит «Ода миру» Елена Таравкова, elena.taravkova@gmail.com 22 июня на площади Ленина – Со- борной состоится грандиозное шоу «Ода миру». Липчан и гостей города порадуют своими выступле- ниями сразу три оркестра — сим- фонический, духовой и народных инструментов, в составе известных российских музыкантов и дириже- ров. Они исполнят произведения Альфреда Шнитке, Йозефа Гайдна, других знаменитых композиторов. Музыкальную программу дополнит световое шоу с 3D-проекцией изображений на фасады окружаю- щих зданий. Об этом на брифинге в админи- страции области рассказал журна- листам начальник регионального управления культуры и туризма Вадим Волков. По его словам, «Ода миру» станет для области одним из главных культурных событий года. Тем более что грандиозную оперу «Легенда о градеЕльце» теперь реше- но проводить раз в два года, так что следующий показ оперы на берегу Быстрой Сосны состоится в следую- щем году. Не будет предстоящим ле- том и балета «Лебединое озеро» в Ле- бедянскомрайоне. По словамВадима Волкова, его постановка сопряжена со значительными организацион- ными и финансовыми трудностями. Впрочем, руководитель ведомства не исключил, что в будущем проект мо- жет быть осуществлен, если интерес к нему проявят частные инвесторы или районные власти. Другой важной темой брифинга стала масштабная программа строи- тельства сельских Домов культуры, инициированная главойадминистра- ции области Олегом Королёвым. — Наш регион реализует этот проект исключительно на собствен- ные средства, — подчеркнул Вадим Волков. В прошлом году было возведено одиннадцать очагов культуры, в ны- нешнем появятся еще десять. Всего по программе «Развитие культуры и туризма в Липецкой области» с 2017 по 2020 год запланировано построить 35 сельскихДомов культуры. Плани- руется, что изюминкой для сельских ДК станут студии звукозаписи, где жители смогут бесплатно запечат- левать свои инструментальные и вокальные таланты. Кроме того, продолжится капитальный ремонт уже существующих центров досуга. На брифинге также отмечалось, что в области набирает обороты со- бытийный туризм. Все больше гостей из соседнихрегионов посещают наши фестивали «Русборг», «Ладейное поле», «СтрЕлец», «Клубничный фе- стиваль»,«Раненбургскоезастолье»... Проведение на высоком уровне международных, межрегиональных фестивалей, конкурсов и выставок, популяризация территорий Липец- кой области — в числе важнейших задач, стоящих сегодня перед специ- алистами отрасли, было подчеркнуто на брифинге. Фото Сергея Малюкова Превращая анекдот в спектакль В Липецке прошли гастроли театра Иосифа Райхельгауза Сергей Малюков, slaavo7@yandex.ru —Невероятно, пока дошел от служебного входа театра до зрительного зала, попал в десять крепких объятий, — на встрече с журналистами народный артист России, профессор Российского института театрального искус- ства (ГИТИС), создатель и художественный руководи- тель московского театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз не скрывал своих чувств. — Я же здесь каждый уголок помню. В семидеся- тые, когда меня в Москве выживали отовсюду, не давали ставить спектакли, мой одесский друг детства, худрук липецкого театра Владимир Пахомов про- тянул руку помощи и дал возможность работать в Липецке. Я сделал у вас во- семь постановок, привозил лучшихмосковскиххудож- ников, моя дочь Маша Тре- губова, сейчас художница с мировым именем, свои первые декорации предста- вила у вас. Мы не обделены гастрольнойжизнью, пред- ложений столько, что неиз- бежно приходится кому-то отказывать. Но гастролина липецкой сцене для меня событие колоссальное. Спа- сибоМинистерству культу- рыза то, что все состоялось, — сказал Райхельгауз. На сцене Липецкого академического театра дра- мы имени Льва Толстого в рамках федеральной про- граммы «Большие гастро- ли» «Школа современной пьесы» показала четыре спектакля — «Ночь с не- знакомцем» с блистатель- ной Ириной Алферовой, «Лондонский треуголь- ник», разыгранный Алек- сандром Галибиным, Ва- димомКолгановым и Джу- льеттой Геринг, «Вредные советы» Григория Остера для взрослых и детей и «Умер-шмумер, лишь бы был здоров», посвященный еврейскому юмору. Свою новую работу Рай- хельгауз представиллично. — Это воспоминание о нашем с Володей Пахомо- вым детстве в Одессе, — рассказал режиссер. —Мы выросли в точно таких же двориках, общаясь с удиви- тельно остроумными людь- ми, населявшими город. Любойдиалог вОдессемож- но записывать, одесситы разговаривают анекдотами. Еще лет тридцатьназадмой друг, гениальныйрежиссер Анатолий Васильев дал мне почитать толстый том еврейских анекдотов. Я все это времяломал голову, как мне поставить их на сцене, потомпонял—анекдотыне нужно встраивать в сюжет, они хороши сами по себе. Конечно, пришлось их не- много причесать, а там, где ненормативную лексику убрать никак не получает- ся, унас в спектакле громко кричит чайка. Директор академиче- ского театра Татьяна Горе- лова заверила Иосифа Ле- онидовича, что в Липецке его хорошо помнят, любят и всегда ждут с новыми по- становками. Теплыйприем зрителями работ «Школы современной пьесы» тому подтверждение. — Благодаря тради- циям, заложенным Вла- димиром Пахомовым и его единомышленниками, Липецк стал театральным городом, — отметил на- чальник областного управ- ления культуры и туризма ВадимВолков.—Мыочень благодарны и Министер- ству культуры, и лично Иосифу Райхельгаузу и его коллективу за знаком- ство липецких зрителей с лучшими образцами со- временного театрального искусства России. Наде- юсь, программа «Больших гастролей» будет продол- жаться, в следующем году мыпланируемзначительно расширить ее географию. Представитель «Боль- ших гастролей» Екатерина Баркова подчеркнула, что, участвуя в федеральной программе с 2014 года, Липецк занимает особое место на театральной карте России. После «Школы со- временной пьесы» в июне в областной центр приедет государственный академи- ческиймузыкальный театр РеспубликиКрым, алипец- кий академический театр отправится с гастролямипо обмену на полуостров. На пресс-конференции Иосиф Райхельгауз много рассуждал о современном театральном искусстве. — Есть разные труп- пы, «Театр.док» может вечером играть материал, который утром был в газе- тах, а Малый театр, напро- тив, весьма консервативен. В любом случае зрителю должно быть интересно в зале. Да, многие идут в театр в поисках ответов на вечные вопросы, и здорово, что их находят. Но это во- все не значит, что публика должна скучать. Лет пятнадцать назад Райхельгауз представлял в Липецке своюкнигу «Мы попали в запендю»—сбор- ник театральных баек и забавных историй. По сло- вам мэтра, уже готово ее продолжение «Трещина в душе», илишьневероятная занятость мешает отпра- вить книгу в печать. Впрочем, мэтр пообе- щал, что как только книга выйдет, он обязательно привезет ее в Липецк. Что-что, а скучать на его новойпостановке не по- лучится. ИосифРайхельга- уз взялся за невозможное — показать на сцене 250 еврейских анекдотов. И у него получилось! — Как дела у Мойши? — Он умер! — Умер-шмумер, лишь бы был здоров! Этот старый анекдот дал название спектаклю, дей- ствие которого происходит в маленьком южном дво- рике, увитом виноградом. Там живут Хаим, Берта Соломоновна, Абрам, Сара, Йося, Ваня и Маша. Никаких сюжетных за- вязок и развязок, лишь два часа отборного одесского юмора, поройна гранифола (с крикомчайки) под тради- ционную клезмер-музыку. Напрограммкеобъявление: «Антисемитам— скидка!» Публика не уставала хохотать и аплодировать. Поройшутки поднимались на философскую высоту. «Пять евреев объясняли человечеству мир. Мои- сей сказал: «Все от Бога». Соломон сказал: «Все от головы». Христос сказал: «Все от сердца». Маркс сказал: «Все от живота». Фрейд сказал: «Все от сек- са». Эйнштейн сказал, что все относительно. Сколь- ко евреев, столько и мне- ний…». Порой заставляли с грустью задуматься о веч- ном. Веселым частушкам с припевом «Евреи, евреи, кругом одни евреи...» под- певали почти все. После спектакля Рай- гельгауз вышел на сцену к своим актерам и покло- нился залу. Благодарные зрители ответилиовацией.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz