Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)
№ 87-88/25715-25716/ 11 МАЯ 2018 10 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Окончание. Начало на 9-й стр. возбуждении уголовного дела и установления виновных лиц. 1. Ненадлежащее исполнение управляющей жилищной компанией своих обязанностей по содержанию общего имущества дома (г. Липецк: ООО «ГУК «Ок- тябрьская», ООО «ГУК 3»; г. Елец: ООО «Вентремонт», ООО «Жилищно-эксплуатацион- ное управление», ООО «УК «Монолит»; Тербунский район: ООО «Жилкомсервис-Тербу- ны»). 2. Необоснованное повышение платы за коммунальные услуги (г. Липецк: ООО «УК «Спутник», ООО «ГУК «Сокол», ООО «УК «Комфорт-Л», ООО «ГУК «Липецкий коммунальщик», ООО «Уютсервис»; г. Елец: ООО «Мегастрой», ОАО «Липецкая энер- госбытовая компания», ООО «Вентремонт»; Чаплыгинский район: ОАО «Липецкая энергосбытовая компания»; Елецкий район: ОГУП «Липецкоблводоканал»; Усманский район: ООО «Коммунальщик»; Лебедянский район: ООО «Лебедянская управляющая компания»; Тербунский район: ОАО «Липецкая энергосбытовая компания»; Добровский район: ООО «РМК»). 3. Нарушение законодательства по капитальному ремонту многоквартирных домов: — нарушения жилищного и градостроительного законодательства (г. Липецк: дом № 17 по ул. Гагарина, подрядчик ООО «Новолипецкая строительная компания», дом № 35 «Б» по ул. Интернациональная, подрядчик ООО «ЭнергоТехМонтажСервис», дом № 5 на пл. Константиновой; г. Лебедянь: дом № 16 по ул. Тургенева, подрядчик ООО «Управляющая компания «Комфорт — Л»). 4. Нарушения при исполнении программы расселения граждан, проживаю- щих в аварийном жилье: — бездействие администрации муниципальных образований по переселе- нию граждан из аварийного жилья, проживание в котором представляет угрозу для их жизни и здоровья (г. Липецк, ул. Газина, дом 5; Становлянский район: с. Ста- новое, ж/д-комбинат, 397 км, дом 2; Долгоруковский район: с. Жерновное, ул. Цен- тральная, дом 24). — нарушения при строительстве и вводе в эксплуатацию многоквартирного жилого дома (г. Задонск, ул. Запрудная — заместитель главы администрации привле- чен к дисциплинарной ответственности). III. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ Обращения осужденных, подследственных и обвиняемых составляют значитель- ное число в общем количестве обращений к Уполномоченному по правам человека. Вместе с тем подавляющая масса заявлений или не является жалобами (обращения с просьбой дать разъяснения законодательства, проконсультировать об условиях услов- но-досрочного освобождения, подачи жалобы в Европейский суд по правам человека, получения благотворительной помощи и т.д.), или это вопросы, которые не входят в компетенцию Уполномоченного по правам человека (жалобы на действия следствен- ных органов, несогласие с решением судов и др.). В 2017 году жалобы на условия содержания были единичными. Все они не нашли своего подтверждения. Было решено положительно обращение осужденного из ФГУ ИК-3 о трудоустройстве. В своей работе Уполномоченный по правам человека не только опирается на соб- ственную корреспонденцию, но и постоянно отслеживает информацию, поступающую из других организаций, контролирующих условия отбывания наказаний: общественной наблюдательной комиссии (ОНК), специализированной прокуратуры. Так, в 2017 году особое внимание привлекла информация о нарушениях трудового законодательства, выявленных специализированной прокуратурой по надзору за со- блюдением законов в исправительных учреждениях. Практически во всех учреждениях, имеющих производство, выявлены случаи небезопасной эксплуатации производствен- ного оборудования, допуска к работам осужденных без проведения специальных пер- вичных инструктажей, необоснованного удержания заработка у трудоустроенных лиц после достижения ими 60-летнего возраста, нарушения режима труда и отдыха осуж- денных, а также установленного порядка предоставления им отпусков (ФКУ ЛИУ-1, ИК- 2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, ИК-6, ИК-7). В ФКУ ИК-5 отмечены случаи превышения размеров удержания из заработной платы, пенсии или иных доходов осужденных, нарушения сроков выплаты осужденным заработной платы. В ФКУ ИК-7 нарушался порядок при- влечения осужденных к труду в выходные дни. Проблемы по соблюдению и защите трудовых прав осужденных характерны в целом для всей страны. В настоящее время на федеральном уровне идет работа по со- вершенствованию законодательства и мер контроля в сфере труда осужденных. На основании полученной информации соблюдение трудовых прав осужденных взято Уполномоченным на постоянный контроль, так как в соответствии с Уголовно-ис- полнительным кодексом РФ на администрацию исправительного учреждения возло- жена обязанность по соблюдению при организации труда осужденных правил охраны труда и техники безопасности. Кроме того, Трудовой кодекс РФ возлагает на работо- дателя ряд обязанностей, в числе которых: соблюдение безопасных условий и охраны труда при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении техно- логических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; организация контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах; принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работни- ков при возникновении таких ситуаций. В настоящее время в целом по основным пока- зателям положение выправлено. Регулярное посещение исправительных учреждений Липецкой области, общение с гражданами, лишенными свободы, с администрацией учреждений позволяют сделать вывод о том, что в целом требования уголовно-исполнительного законодательства соблюдаются. Естественно, как в любой большой системе, где задействованы ты- сячи людей, есть отдельные нарушения и недостатки, которые фиксируют не только сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека, но и Общественная на- блюдательная комиссия, члены Общественного совета при начальнике Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Липецкой области, сотрудники специализированной прокуратуры. Выявляемые недочеты оперативно устраняются — в этом и смысл регулярного независимого контроля — исправление недостатков про- исходит еще до того, как они могут привести к каким-либо негативным последствиям. Необходимо отметить, что и руководство УФСИН России по Липецкой области под- держивает ведомственный и общественный контроль и нацелено на конструктивное сотрудничество со всеми заинтересованными сторонами. НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ В 2017 г. Граждане обращаются к Уполномоченному по правам человека по самым разно- образным вопросам, и омбудсмен, исходя из своих полномочий, старается оказывать людям максимальное содействие и словом (правовые консультации), и делом (вмеша- тельство и исправление ситуации в случае нарушения прав заявителя). Масштабы проблем самые разные. Были вопросы, которые можно было решить оперативно телефонным разговором с должностными лицами. Так, например, была расчищена от снега ул. Лазарева в селе Долгуша Долгоруковского района. Местные власти объясняли проблемы со снегоуборкой сложным рельефом местности. Гарантированное законом право на тишину и покой в месте проживания гражданки К. в городе Липецке было нарушено модной городской «забавой» — соседняя с за- явительницей квартира была оборудована как пункт квест-игры. Там было постоянное движение молодежи, шум, крики. Жители подъезда лишились покоя. Власти Советско- го округа города Липецка и участковый уполномоченный полиции до вмешательства Уполномоченного по правам человека мер не принимали, но затем совместными уси- лиями решение проблемы было найдено: пункт квест-игры в жилом помещении был закрыт, общественный порядок и права граждан восстановлены. Благодаря содействию Уполномоченного по правам человека инвалид II группы гражданин С., безуспешно пытавшийся реализовать в Фонде социального страхования свое право на безвозмездное санаторно-курортное лечение, получил путевку в сана- торий, а для инвалида детства Б. был решен вопрос о льготном зубопротезировании в ГУЗ «Областная стоматологическая поликлиника — Стоматологический центр». Системные вопросы требовали более длительного времени решения. К Уполно- моченному обратились жители села Хворостянка Добринского района с жалобой на отсутствие более двух лет в сельском фельдшерско-акушерском пункте (ФАП) фель- дшера. Только раз в неделю со станции Хворостянка в ФАП приезжал врач общей прак- тики, но для лечения жителям приходилось самостоятельно — пешком или на попутках — добираться на станцию в 5 км от села. Кадровую проблему удалось решить в течение месяца. После обращения к главе Добринского района С.М. Москворецкому Уполномоченный был проинформирован, что в ФАПе с. Хворостянка приступил к работе фельдшер высшей категории. Многих проблем и недоразумений можно было бы избежать, если аргументиро- ванно и заблаговременно разъяснять гражданам смысл и сущность предпринимаемых органами власти действий и проводимых мероприятий. Такая работа требует не столь- ко определенных затрат, сколько открытости власти, стратегического планирования, тесного взаимодействия со средствами массовой информации, некоммерческими организациями, гражданскими активистами. Работа по формированию общественного мнения должна быть сильным звеном в деятельности органов власти. И здесь нам есть чему поучиться у других стран. На- пример, в Японии согласование с населением планов по благоустройству, строитель- ству или развитию даже одного объекта социальной инфраструктуры занимает около года, иногда и больше. В странах Европы такая работа тоже проводится длительное время: жителям рассылают и раздают разъясняющие буклеты, проводятся соцопро- сы, популяризирующие проект массовые мероприятия, собираются инициативные группы, проходят публичные слушания, на которых оцениваются плюсы и минусы нового объекта. Это не значит, что социальная политика превращается в говорильню и долгострой. Это означает, что у местных властей существует четкая стратегическая программа развития и социальная ответственность. Сохранение гражданского мира и доверия есть основа устойчивого развития общества. Об этом говорил и Президент страны В.В. Путин на заседании Совета по развитию местного самоуправления: «Му- ниципальный уровень власти максимально близок к людям, к их реальным заботам, а значит, диалог, стремление получить обратную связь должны быть приоритетом в работе местной власти, — подчеркнул глава государства. — Только при постоянном, неформальном, заинтересованном общении с жителями можно узнать, почувствовать, что их действительно волнует, и вместе с гражданами добиваться решения насущных задач, строить планы развития». К сожалению, возникновение конфликтных ситуаций между властью и обществом из-за недостаточности информирования граждан — достаточно частое явление. Похо- жая ситуация произошла в городе Ельце: к Уполномоченному поступила коллективная жалоба жителей, не согласных с передачей в концессию офтальмологическому меди- цинскому центру «Клиника доктора Шаталова» здания детской поликлиники (ул. Ново- липецкая, д. 36) вместе с коллективом. Такая перспектива будущего детской больницы вызвала резкий общественный резонанс и неприятие у жителей города. Несмотря на то, что властями и концессионе- ром было обещано сохранение медицинского обслуживания детей по ОМС, родители считали, что теперь педиатрия станет платной и недоступной для населения, качество медицинской помощи ухудшится, а саму передачу муниципального учреждения здра- воохранения в частные руки — незаконной. Граждане обращались в различные инстан- ции, собирались на митинг, выражали свой протест законными методами. Только после обращения Уполномоченного по правам человека к заместителю главы администрации области Л.И. Летниковой жители города были проинформированы, что продажа фили- ала детской поликлиники не планируется. Дети, закрепленные за данной больницей, как и прежде, будут бесплатно получать медицинскую помощь по предъявлению поли- са обязательного медицинского страхования, а заключение концессионного соглаше- ния не нарушит режима работы второго отделения детской поликлиники ГУЗ «Елецкая городская детская больница». Вместе с тем было отмечено, что передача учреждений различного профиля на условиях концессионного соглашения частным инвесторам — это общероссийская практика, рекомендованная федеральным Министерством здравоохранения на терри- ториях субъектов РФ. В данной ситуации хочется еще раз напомнить слова, сказанные в послании Фе- деральному Cобранию 2016 года Президентом РФ В.В. Путиным: «Хочу обратиться ко многим из вас: не прятаться в служебных кабинетах, не бояться диалога — идти на- встречу, честно и открыто разговаривать с людьми, поддерживать их инициативы». И в послании 2017 года Президент РФ вернулся к этой теме: «К сожалению, не все руко- водители это услышали. И не везде это условие было воспринято как обязательное, — заметил он. — Кто-то решил, что можно отделаться имитацией учета мнения жителей, и таким образом проявил явное неуважение к гражданам. Скажу больше — даже пре- небрежение... При таком бюрократическом отношении толку, безусловно, не будет: ни с благоустройством, ни — что самое главное — с доверием со стороны граждан». В настоящем докладе уже говорилось, что обращения граждан, связанные с вопро- сами реализации права на жилище и качеством жилищно-коммунальных услуг, одни из самых распространенных и злободневных. Несмотря на то, что механизм предо- ставления жилья социального найма прописан достаточно четко и однозначно (каким образом местные власти финансируют строительство или приобретение такого жилья, кому оно полагается и в каких случаях, четко указано, что жилье должно быть отремон- тировано, травмобезопасно, оснащено работоспособными техническими узлами (пли- та, сантехника и т.д.)), практическая реализация законодательных норм достаточно долговременна и трудоемка. Нередко для реализации своих прав на жилье по договору социального найма граждане вынуждены обращаться в суд. При этом исполнение судебных решений муниципальными органами власти также не всегда соответствует букве закона. Так, инвалиду III группы гражданину З. из города Ельца по решению суда администрацией города была предоставлена квартира в новостройке без отделки, сантехники и газовой плиты. Только после обращения Уполномоченного по правам человека в управление жилищно-коммунального хозяйства и прокуратуру Липецкой области гражданин был проинформирован, что на данную квартиру изготовлена сметная документация на про- ведение ремонтных работ на сумму 180 612 рублей. Финансовому комитету поручено учесть вопрос о выделении денежных средств на вышеуказанные цели при внесении очередных изменений в бюджет городского округа город Елец на 2017 год. Кроме того, было предложено рассмотреть вариант предоставления однокомнатной квартиры при освобождении во вторичном жилом фонде. Другой проблемной темой является обеспечение жильем социального найма граждан, утративших жилище в результате пожаров или стихийных бедствий. Местные власти в силу ряда причин (объективных и субъективных) самостоятельно проблему обеспечения жильем погорельцев практически не решают. Так, к Уполномоченному на личном приеме обратилась пенсионерка, жительница города Грязи гражданка Т., жилье которой сгорело в пожаре в 2015 году. В очереди малоимущих граждан, имеющих право на льготное получение жилья, она зарегистри- рована под номером 14. Учитывая, что престарелая одинокая женщина оказалась фактически без элементарных человеческих условий существования, Уполномоченный по правам человека обратился к главе администрации Грязинского муниципального района и прокурору Липецкой области. На ответ администрации Грязинского района об отсутствии свободного для заселения муниципального жилья в городе Грязи и воз- можности предоставить жилое помещение по договору социального найма, Грязин- ская межрайонная прокуратура обратилась в суд с исковым заявлением о возложении обязанности на муниципалитет предоставить благоустроенное жилье по договору социального найма гражданке Т. Суд поддержал точку зрения прокуратуры и Уполно- моченного по правам человека и обязал администрацию городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района выделить гражданке Т. жилье социального найма. Данное решение обжаловалось администрацией района в вышестоящих ин- станциях, но осталось в силе. Указанные случаи находятся на контроле Уполномоченного по правам человека до полного исполнения муниципалитетами принятых решений. Говоря о соблюдении прав граждан, хотелось бы еще раз напомнить требования статьи 18 Конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина являются непо- средственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение зако- нов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправле- ния и обеспечиваются правосудием». Возвращаясь к вопросу об исполнении органами местного самоуправления реше- ний судов о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди, хочу отметить, что 7-8 декабря 2016 года в городе Москве прошел Координационный совет Уполномоченного по правам человека в РФ и уполномо- ченных по правам человека в субъектах РФ, на котором обсуждались проблемы ис- полнения решений судов в жилищной сфере и пути их решения. На совещании особо отмечалось, что исполнение органами местного самоуправления решений судов о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди требуют особой защиты, оперативного и квалифицированного вмешатель- ства, так как названная проблема актуальна для всех регионов без исключения и носит системный, трудноразрешимый характер. Причины нарушения прав граждан при исполнении решений судов обусловлены отсутствием системной связи между правовыми нормами, регулирующими исполне- ние принятых судебных решений о предоставлении гражданам жилых помещений вне очеред, и нормами бюджетного законодательства, нормами жилищного законодатель- ства, законом о контрактной системе, сроками строительства жилья и фактической возможностью предоставления органами местного самоуправления жилых помещений на момент вынесения и вступления в законную силу судебного решения. Вынесенные судебные решения в пользу одних граждан приводят к нарушению прав других граждан из этой же очередности, состоявших в списках очередников ра- нее того гражданина, который реализовал свое жилищное право в судебном порядке. Таким образом, складываются обстоятельства, связанные с неравным положением отдельных граждан, в интересах которых приняты судебные решения, и граждан, не обращавшихся в судебные органы, что влечет к нарушению прав граждан на внеоче- редное обеспечение жильем. Для исправления сложившейся ситуации уполномоченными был предложен ряд мер, среди которых: — привлечение средств федерального, регионального и местных бюджетов для строительства социального жилья на условиях софинансирования, государственная финансовая поддержка муниципальных образований. Например, посредством раз- работки программ, которые предусматривали бы предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств му- ниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий по организации строительства муниципального жилищного фонда социального использования, обе- спечению жильем граждан, имеющих право на получение муниципального жилья по договору социального найма вне очереди; — совершенствование процедуры покупки органами местного самоуправления жилых помещений для предоставления во исполнение решений судов о предостав- лении жилья в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения госу- дарственных и муниципальных нужд» в части упрощения процедуры и сокращения ее длительности; — внесение в действующее законодательство изменений, предусматривающих обязанность органов местного самоуправления ежегодно предусматривать в бюджете средства на строительство муниципального жилья социального использования и ис- полнение решений судов о предоставлении жилых помещений по договорам социаль- ного найма; — совершенствование механизмов привлечения лиц, виновных в длительном неисполнении решений судов, к ответственности. Например, предусмотреть в дей- ствующем законодательстве ответственность органов местного самоуправления, их должностных лиц за принятие правового акта о бюджете на очередной финансовый год, в котором не учтены расходы на строительство или покупку муниципального жилья социального использования, исполнение решений судов о предоставлении жилых по- мещений по договорам социального найма; — совершенствование механизмов защиты прав граждан в случае неисполнения решений судов о предоставлении жилья по договорам социального найма вне очере- ди, в том числе компенсации морального вреда, причиненного непредоставлением жилого помещения по договору социального найма и длительным неисполнением ре- шения суда; — проведение регулярной инвентаризации и выявление свободных муниципальных жилых помещений, обращение в муниципальную собственность бесхозяйного или вы- мороченного жилья, выявление муниципальных жилых помещений, занятых гражда- нами незаконно, освобождение названных жилых помещений в целях последующего предоставления во исполнение решений судов о предоставлении жилья. Уполномоченный по правам человека предлагает депутатам Липецкого областного Совета депутатов обратить внимание на данные предложения и использовать их в сво- ей законотворческой деятельности. Как положительный результат деятельности и позиции Уполномоченного по пра- вам человека в Липецкой области можно рассматривать и новации федерального законодательства по реформированию суда присяжных заседателей, которые начнут работать в 2018 году в судах разных уровней. В своих региональных докладах (напри- мер, доклад 2008 года) и на федеральных площадках Уполномоченный неоднократно заявлял, что суд присяжных — это защитный, а не карательный механизм. Процедуры в суде присяжных имеют целью не допустить, чтобы кто-то был осужден без достаточных оснований и, как это записано в Конституции РФ, при наличии сомнений в виновно- сти этого лица, которые не могут быть устранены. Суд присяжных является формой гражданского участия в правосудии и гражданском контроле над правоохранитель- ными органами. Между тем с середины нулевых годов компетенцию суда присяжных федеральные законодатели неоправданно ограничивали. Потребовалось десять лет, чтобы пришло осознание этой фундаментальной ошибки в системе судопроизводства России. Теперь с 2018 года суд присяжных будет работать не только в областном суде, но и в районных судах. На районном уровне присяжные смогут рассматривать дела об убийствах, нанесении тяжких телесных повреждений, а также о посягательстве на жизнь представителей органов власти и геноциде. По данным судебного департамента РФ, такие поправки сделают суд присяжных доступным более чем для 15 тыс. обвиня- емых ежегодно. Сокращение количества присяжных с 12 до 8 человек в областных судах и коллегия из шести человек в районном суде, конечно, вызывают много вопросов у судейского и адвокатского сообществ, так как существовавший ранее численный состав присяжных был проверен вековой международной практикой и в значительной мере обеспечивал защиту «судей из народа» от возможных манипуляций заинтересованных сторон, но в целом расширение состава подсудных присяжным преступлений можно однозначно расценивать как правильный и положительный шаг судебной реформы. В 2017 году Уполномоченный по правам человека в Липецкой области принимал участие в заседании Координационного совета уполномоченных по правам чело- века в Российской Федерации под председательством федерального омбудсмена Т.Н. Москальковой. Поскольку 2017 год был объявлен в России годом экологии, право- защитники обсудили в первую очередь актуальные проблемы защиты прав человека на благоприятную окружающую среду, а также рассмотрели вопросы законодатель- ного регулирования деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации. В 2017 году особую тревогу Уполномоченного по правам человека в Липецкой об- ласти вызвала эскалация интернет-агрессии в отношении детей и подростков, полу- чившей название по одному из ресурсов «Синий кит» и подталкивающей молодежь к суицидам. По данной теме был проведен семинар-круглый стол «Повышение психо- логической устойчивости молодежи к влиянию деструктивных интернет-технологий», в котором приняли участие представители прокуратуры Липецкой области, института развития образования Липецкой области, администрации города Ельца, ОМВД по г. Ельцу, Центра психологической помощи «СемьЯ», педагогическая общественность, представители волонтерских движений, родители. Участники мероприятия обсудили меры по борьбе с киберпреступлениями, направленными на разрушения психического и физического здоровья детей и подростков, и выработали ряд рекомендаций для де- тей, родителей и образовательных учреждений по профилактике и реакции на случаи интернет-зомбирования. Уполномоченный по правам человека также поддержал инициативу прокурора Липецкой области по проведению совместных акций по защите прав граждан на бла- гоприятную экологическую среду и экологическому просвещению. С этой целью была проведена олимпиада по основам экологического права для школьников и студентов. К ее организации были также привлечены сотрудники Липецкой межрайонной приро- доохранной прокуратуры. Ранее омбудсмен активно участвовал и в форуме прокурату- ры области «Вместе ради детей». Все эти удачно проведенные совместные мероприятия способствовали не только укреплению связей между Уполномоченным и надзорными органами, но и повышению правовой культуры населения в рамках работы по правовому просвещению граждан. В своей работе по защите прав человека омбудсмен стремился использовать не только взаимодействие с государственными органами, но и неисчерпаемый потенциал гражданского общества, общественных лидеров региона. Многие из них стали члена- ми Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Липецкой области, на заседаниях которого в минувшем году обсуждались актуальные вопросы действия механизмов социальной защиты и медицинской помощи. Стоит также отметить, что работники аппарата Уполномоченного по правам челове- ка стали активнее выступать в СМИ — в печатной прессе, на радио и телевидении. Каж- дый из них подготовил материалы для выступлений в рамках выездных приемов граж- дан в городах и районах области перед сотрудниками соответствующих организаций. Практика прошедшего года показывает, что многие проблемы, с которыми люди обращались к Уполномоченному по правам человека в Липецкой области, могли быть оперативно и квалифицированно разрешены должностными лицами профильных орга- нов государственной власти и местного самоуправления. Однако иногда этого не про- исходит, государственная машина дает сбой, а принятые законы не работают. В каждом таком случае органами власти должны быть проанализированы причины и условия, повлекшие нарушение прав граждан, приняты меры по предупреждению подобных си- туаций в будущем. В то же время часто проблемы, о которых сообщают граждане, находятся вне сфе- ры компетенции омбудсмена, нередко заявителями упущены сроки, когда можно было бы вмешаться и попытаться повлиять на ситуацию, утеряны или не собраны документы, которые необходимы для изучения обстоятельств дела. В глазах многих граждан все эти требования, регламентирующие деятельность Уполномоченного и предусмотрен- ные Законом области «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области», являются формальностью, носят характер бюрократических препон. В этой связи Уполномоченный не устает постоянно разъяснять гражданам, что защита прав граждан через Закон (в широком понимании этого слова) требует соблюдения необходимых процедур, только через них Закон приобретает силу и может работать на благо челове- ка. Граждане должны помнить древнюю простую истину: закон защищает старательных и предусмотрительных. Вместе с тем Закон живет и приносит пользу, когда его толкование в рамках про- цедурных усмотрений максимально гибко, что называется, не только по букве, но и по духу. Профессионально применяя законодательное толкование, во главе которого и должны стоять декларированные Конституцией нашего государства права и свободы человека, органы государственной власти и местного самоуправления и должны ре- шать задачи, стоящие перед нашим обществом и страной. Только такое правопримене- ние есть гарантия правового государства и защиты прав человека. ЗАКЛЮЧЕНИЕ За прошедшее время существенно выросла значимость ценностей человеческого достоинства и гражданственности. В обществе устанавливаются запросы на новое качество политической системы, государственного управления и взаимодействия с властью. На первый план выходят проблемы соблюдения законов и основополагающих гражданских прав. В то же время приходит понимание, что становление демократического государ- ства, имеющего социальной целью человека как главной ценности, представляет собой длительный процесс общественного переустройства и государственного строитель- ства. Социальные институты вырабатывают единые ориентиры, общую направленность действий. Однако их синхронизация и реализация у общественных и государственных структур не всегда совпадают. Общество гораздо быстрее и острее реагирует на из- менение социального, экономического и политического климата в стране. И это есте- ственно. При этом главная задача — это понимание необходимости совместных дей- ствий власти и общества в достижении целей дальнейшего развития нашей страны. Поиск конструктивного диалога с властью и стремление к справедливости уже на протяжении ряда лет остаются в обществе устойчивыми ключевыми трендами. Это фиксируют ведущие социологические службы страны, на это в своем докладе 2017 года указала и Общественная палата РФ. Вместе с тем в 2017 году социологи стали отмечать, что эти запросы приобретают все более предметный характер: государству нужно не только разговаривать с обществом, но и по итогам этих переговоров прини- мать решения, от которых общество выиграет, и здесь встает вопрос об эффективности государственного управления, а справедливость государство должно обеспечить через выполнение социально-экономических гарантий. Это главнейшая задача ближайшего времени, ведь, как заметил философ Иммануил Кант, когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей. Тревожным симптомом является рост агрессии и нетерпимости в обществе. Госу- дарству и гражданам необходимо помнить, что каждый человек индивидуален, и только соблюдая права каждого члена общества, можно обеспечить и защитить права всех граждан. Представляется, что объединяющая формула — это равные права для всех, защита социально уязвимых, поддержка талантливых, активных и предприимчивых. Нам требу- ется новый общественный договор, общество и государство должны перейти от авто- номии к социальному сотрудничеству. Оздоровление общественных нравов, превращение принятых, но зачастую все еще декларативных законодательных норм в реальные регуляторы социальной жизни — ключевое условие становления системы эффективных институтов, демократического порядка. Только такая политика рождает спрос на такие социальные ресурсы, как граж- данская активность и ответственность, солидарность, забота об общем благе, защита прав и свобод человека. Усилия Уполномоченного по правам человека в Липецкой области направлены не только на то, чтобы контролировать соблюдение прав человека и обеспечивать их защиту. Не менее важной задачей для себя Уполномоченный считает содействие и поддержку гражданской активности жителей, направление ее в созидательное русло, организацию эффективного взаимодействия с органами государственной власти для решения актуальных задач развития нашего региона. С другой стороны, Уполномоченный по правам человека помогает органам власти объективно, непредвзято, но предметно и профессионально видеть административ- ные, кадровые и законодательные проблемы, оперативно, через конкретные примеры побуждает властные структуры к совершенствованию и оптимизации работы. В связи с вышеизложенным приоритетами в работе Уполномоченного по правам че- ловека в Липецкой области на ближайшую перспективу станут: развитие и повышение эффективности регионального государственного правозащитного института, участие в правовом просвещении населения, разработка рекомендаций по совершенствова- нию региональной политики в сфере защиты прав и свобод человека, выстраивание конструктивного взаимодействия с органами государственной власти и местного само- управления, правоохранительными органами и правозащитным сообществом. Стабильная идентичность тем и жалоб, с которыми обращаются граждане к Уполно- моченному по правам человека не только в Липецкой области, но и в других субъектах Российской Федерации, свидетельствуют о том, что необходимо менять реальные го- сударственные приоритеты и переходить от избирательных проектов к выстраиванию комплексной социальной политики, которая гибко и своевременно будет реагировать на запросы граждан. Даже лучшие региональные программы не смогут решить, на- пример, задачу формирования достаточного муниципального резервного жилищного фонда, если на федеральном уровне не будет предложен новый механизм наполнения муниципальных бюджетов достаточными средствами для исполнения ими своих обя- зательств и новая парадигма жилищной политики (развитие строительства доступного арендного жилья). Нам всем необходимо помнить, что сила и стабильность государственной власти заключаются в решении конкретных дел, важных для конкретного человека. Проблемы граждан должны находить административное (локальное) и законодательное (страте- гическое) разрешение. Только при таком условии можно обеспечить соблюдение прав и законных интересов граждан, гарантированных Конституцией РФ. Именно на этом необходимо сосредоточить работу законодательной и исполнительной власти на бли- жайшую перспективу. Уполномоченный по правам человека в Липецкой области В. КУЗОВЛЕВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz