Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)

Окончание на 10-й стр. ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 87-88/ 25715-25716/ 11 МАЯ 2018 9 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ВВЕДЕНИЕ В соответствии со статьей 28 Закона Липецкой области от 27 августа 2001 года № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области» Уполномо- ченный ежегодно готовит доклад, отражающий актуальные вопросы реализации кон- ституционных прав и свобод жителей Липецкой области. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2017 году основан на анализе фактов, изложенных в жалобах и обращениях граждан. При подготовке доклада использованы материалы заседания администрации Липец- кой области «Об итогах социально-экономического развития Липецкой области в 2017 году и задачах на 2018 год», материалы коллегий, итоговых совещаний подразделений администрации Липецкой области, территориальных федеральных органов, Обще- ственной палаты, некоммерческих организаций, публикаций в центральной и местной печати, электронных СМИ, материалы социологических исследований ведущих рос- сийских агентств, а также информация, полученная из других источников, в том числе государственных и муниципальных органов, общественных организаций. В докладе содержатся количественные и качественные характеристики обращений граждан к Уполномоченному, их причины, а также меры, принятые Уполномоченным по восстановлению нарушенных прав граждан. Представленный доклад призван обратить внимание всех институтов власти и общества на актуальные проблемы соблюдения прав человека в Липецкой области, на необходимость устранения причин и условий, способствующих нарушению прав граж- дан, а также выработку совместных действий власти и общества по обеспечению прав и законных интересов граждан в Липецкой области. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: ВЫЗОВЫ И ТРЕНДЫ 2017 ГОДА В декабре 2018 года весь мир будет отмечать 70-летие Всеобщей декларации прав человека. Наша Конституция вобрала в себя весь опыт прошлой истории страны, по- тенциал Всеобщей декларации прав человека. Но в практическом плане нам предстоит еще решить множество проблем. Гражданское общество заинтересовано в стабильном и динамичном развитии страны. Работающие институты общественного контроля — лучший механизм оптими- зации государственного управления, а социальные инициативы некоммерческих орга- низаций и гражданских активистов формируют в обществе атмосферу солидарности и единства целей. Исторический опыт нашего Отечества показывает, что государство должно стоять на страже конституционных ценностей, то есть гражданских свобод. Просветительская деятельность, продуманные меры, которые действительно помогут решить проблему, а не наскоро устранить последствия, — вот что сегодня требуется от современного государства. Люди должны видеть и чувствовать, что их мнение важно для власти, что оно будет учтено при принятии решений. В гражданском обществе выросло и начинает все более и более конструктивно проявлять себя новое поколение активистов, нацеленных на позитивную работу, до- бивающихся заметного улучшения дел на местах. Эти люди объединяют вокруг себя единомышленников, волонтеров-добровольцев, в случае необходимости напрямую обращаются к обществу, собирают тысячи подписей в поддержку своих инициатив, меняют жизнь к лучшему: добиваются ремонта дорог, приведения в порядок больниц и школ, создания доступной среды для инвалидов, благоустройства дворовых террито- рий. И это как раз те «малые дела», которые делают нашу жизнь лучше, обеспечивают и защищают права человека на практике. Консолидированное, ответственное, ориентированное на решение общена- циональных задач гражданское общество, опирающееся на прочную правовую базу, действующее как единомышленник и партнер государства, сумеет преодолеть любой кризис. По мнению Уполномоченного по правам человека, для формирования активного творческого гражданского участия в жизни региона органы государственной власти и местного самоуправления должны обеспечить создание условий для солидарности, доверия, толерантности, личную безопасность и ответственность граждан — именно эти ценностные основы помогут реализовать весь потенциал социальной пользы граж- данского общества. Ключевым аспектом современной демократической повестки дня становится проблема структурирования гражданского общества таким образом, что- бы оно могло влиять на государство и на равных взаимодействовать с ним. Создание подлинно демократического порядка не может быть только лишь результатом «живого творчества масс», оно предполагает разнообразные формы общественно-государ- ственного партнерства. Перспективным направлением такого партнерства в глазах на- селения является практически вся социальная сфера жизни общества. Встречи, которые в течение года проводил Уполномоченный по правам человека в Липецкой области, показывают, что представления людей о «справедливом государ- стве» просты и базируются на двух «китах»: правовой защищенности граждан и эконо- мической эффективности. Также весьма востребованные атрибуты — возможность для политического самовыражения, независимый суд и социальная справедливость, пред- полагающая преодоление чрезмерных разрывов в доходах разных слоев населения. Липецкая область на протяжении десятков лет, несмотря на непростые условия, стремится проводить интенсивную и сбалансированную политику экономического и социального развития. Областной бюджет из года в год сохраняет социальную на- правленность. Основная доля его расходов приходится на финансирование отраслей социальной сферы — образования, здравоохранения, культуры, спорта. Закономер- ным итогом развития стало восьмое общефедеральное место Липецкой области в рейтинге качества жизни населения, подготовленном экспертами РИА Рейтинг меди- агруппы МИА «Россия сегодня». При расчете рейтинга эксперты проанализировали 72 показателя, которые были объединены в 11 групп, характеризующих основные аспекты качества жизни в регионе: уровень доходов населения, рынок труда и занятость, жи- лищные условия, безопасность проживания, демографическая ситуация, экологиче- ские и климатические условия, здоровье населения и уровень образования, обеспе- ченность объектами социальной инфраструктуры, уровень экономического развития, уровень развития малого бизнеса, освоенность территории и развитие транспортной инфраструктуры. Тем не менее очевидно, что мы не может развиваться отдельно от страны. И общие экономические проблемы государства будут неизбежно влиять и на региональную со- циально-экономическую ситуацию. На административном совете, посвященном итогам социально-экономического развития Липецкой области в 2017 году, глава администрации области О.П. Королев назвал главной задачей на ближайшие годы повышение уровня доходов населения ре- гиона: «Это работа не на один и не на два года, но за ближайшие пять лет необходимо сделать все, чтобы уровень доходов населения региона вырос. Прошу и требую, чтобы эта задача была выполнена, тем более что для этого есть ресурс роста, такой как раз- витие кооперации, народных предприятий, малого и среднего бизнеса, повышение финансовой грамотности». Но для того чтобы были изменения, одной воли государственной власти недоста- точно. Для реальных перемен не менее важным является повышение уровня самосо- знания и активности рядовых граждан. В конце 2017 года социологические службы страны отметили качественное изме- нение в настроениях наших сограждан: запрос на стабильность уходит на периферию общественных трендов, возникает запрос на перемены как в экономической, так и в социальной сферах. Данные ВЦИОМ и «Левада-Центра» практически совпадают: в об- щей сложности 83% опрошенных хотят какого-либо рода перемен. Всего 11% респон- дентов против них и хотят оставить все как есть. Из тех, кто поддерживает перемены, 42% опрошенных ожидают радикальных изменений, 41% — постепенных. Главные общественные запросы на перемены направлены на достижение социаль- ной справедливости и борьбу с коррупцией (51% опрошенных), экономические рефор- мы, нацеленные на преодоление нефтегазовой зависимости (41%), и реформы науки, образования, здравоохранения и культуры (37%). При этом следует помнить, что любая повестка дня должна основываться на пра- вах человека и быть продиктована стремлением к соблюдению и защите этих прав. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, их защита являются обязанностью государства (ст. 2 Конституции РФ) и непосредственно вытекают из за- фиксированного в статье 1 Конституции положения о Российской Федерации как о де- мократическом правовом государстве, конечная цель деятельности которого состоит в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Достижение этой цели неразрывно связано с тем, чтобы государство создавало систему защиты прав и свобод, а также устанавливало четкие юридические процеду- ры такой защиты. Механизм защиты прав человека — это управляемый государством процесс, на эффективность которого влияет вся совокупность экономических, поли- тических и духовных факторов. История развития нашей страны наглядно показывает, что недооценка значимости прав человека и их нарушения негативно сказываются на состоянии общества, реализации всей правозащитной политики. Неформальное решение возникающих экономических задач, диверсификация экономики, акцентированная социальная политика позволяют Липецкой области оставаться одним из наиболее привлекательных для населения регионов страны. Но нам предстоит еще многое сделать, чтобы для абсолютного большинства сограждан конституционные гарантии прав человека воплотились из красивых и правильных га- рантий в реальное качество жизни. Именно этой цели и посвящен настоящий доклад Уполномоченного по правам человека. СТАТИСТИКА И СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЩЕНИЙ В 2017 году к Уполномоченному по правам человека в Липецкой области поступило 605 обращений. Рост обращений граждан в аппарат Уполномоченного по правам чело- века по сравнению с 2016 годом составил 70%. А общее количество граждан, обратив- шихся к Уполномоченному по правам человека в Липецкой области, увеличилось в три раза (в 2017 г. — 1208 чел. против 421 чел. в 2016 г.). Возросло количество обращений в электронном виде, что обусловлено запуском нового сайта Уполномоченного по правам человека в Липецкой области, ставшего более функциональным, интуитивно понятным для посетителей и информационно на- сыщенным. Вместе с тем нужно понимать, что критерий качества работы Уполномоченного по правам человека — это не объем количества обращений и интенсивность переписки с различными учреждениями, а умение из общей массы выделить действительный факт нарушения прав человека, восстановить нарушенное право, дать свои рекомендации и предать выявленный факт гласности, чтобы не допустить подобных нарушений в буду- щем. При рассмотрении обращений граждан в 82% случаев были даны консультации и разъяснения по действующему законодательству, по остальным обращениям ситуация предметно изучалась, в 7% жалобы были признаны обоснованными и проделана рабо- та по восстановлению нарушенных прав, в 11% факты нарушений не подтвердились. Число жалоб, после рассмотрения которых Уполномоченный был вынужден отказать заявителям из-за невыполнения ими требований Закона Липецкой области «Об Упол- номоченном по правам человека в Липецкой области», осталось на уровне прошлого года — 36%. В таких случаях гражданам также давались подробные разъяснения. Тематика обращений существенных изменений не претерпела. По-прежнему лиди- руют вопросы, связанные с защитой гражданских прав: при взаимодействии граждан с правоохранительными органами (возбуждение и прекращение уголовных и админи- стративных дел, поведение сотрудников правоохранительных органов, следственные действия и т.д.) — 15% от общего числа письменных обращений; при обращении в органы государственной власти и местного самоуправления — 5%. Затем следует группа прав социального характера, но по общему количеству обращений они доми- нируют среди всех категорий. На втором месте — реализация конституционного права граждан на жилище (обеспечение жильем льготных категорий граждан, защита прав участников долевого строительства, невозможность реализовать право на жилище малоимущими и многодетными семьями, защита прав граждан, лишившихся жилья в результате стихийных бедствий и пожаров) — 14%. На третьем месте — вопросы, связанные с жилищно-коммунальным хозяйством, содержанием и ремонтом жилья, благоустройством места жительства и прочим, — 11%. Среди других социальных прав граждане жаловались на доступность медицинской помощи — 7% (число обращений удвоилось по сравнению с прошлым годом), на ре- ализацию мер поддержки детей, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, многодетных семей — 4%, на меры пенсионного и социального обеспечения граждан преклонного возраста — 4%. Остается значительным количество обращений граждан, связанных с судебными решениями, — 6%, а также жалоб осужденных и подследственных на следственные действия, приговоры судов, медицинскую помощь в местах лишения свободы — 9%. Социальный состав заявителей также остается постоянным: пенсионеры (18%), инвалиды (8%), многодетные семьи (5%), дети-сироты (2%), переселенцы и граждане других государств (2%). По сравнению с прошлым годом число коллективных обра- щений выросло в два раза — до 14. Также в два раза по отношению к общему числу заявителей сократилась доля граждан, отбывающих наказание в исправительных уч- реждениях. В 2017 году география обращений выглядит следующим образом: на первом месте — город Липецк, который дал 40% всех обращений, на втором — Елец с 26%, и далее со значительным отставанием — районы области, среди которых можно выделить Гря- зинский (4%) и Усманский (3%). Доля остальных районов колеблется между 1% и 2%, из Измалковского и Краснинского районов письменных обращений не поступало. На личном приеме, проведенном Уполномоченным в 2017 году в Измалковском районе, обращения граждан касались только разъяснения норм действующего законодатель- ства. В 2016 году обращений к Уполномоченному по правам человека не поступало из десяти районов области. Такое положение свидетельствует о росте информированно- сти граждан о деятельности института Уполномоченного в Липецкой области. Жители других субъектов Российской Федерации также обращались к Уполно- моченному по правам человека в Липецкой области. Впервые за все время довольно существенную цифру составили заявители из города Москвы — 4%. Среди других регионов можно отметить город Санкт-Петербург, Ямало-Ненецкий автономный округ, Брянскую, Тамбовскую и Тульскую области. По одному обращению было от граждан Украины и Казахстана. ОБЗОР ВЫЯВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЙ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА НА ТЕРРИТОРИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ В 2017 ГОДУ I. КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕННЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СООТВЕТСТВИИ С КОНСТИТУЦИЕЙ РФ 1. ЛИЧНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ. ПРАВО НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ЗАЩИТУ (статья 45 Конституции РФ) — сокрытие преступлений от учета (факты выявлены прокуратурой области в территориальных отделах полиции Долгоруковского и Добринского районов). 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ, ЗАКРЕПЛЕННЫЕ В КОНСТИТУЦИИ РФ. ПРАВО ОБРАЩАТЬСЯ ЛИЧНО, НАПРАВЛЯТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И КОЛЛЕК- ТИВНЫЕ ОБРАЩЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ И ОРГАНЫ МЕСТНОГО СА- МОУПРАВЛЕНИЯ (статья 33 Конституции РФ) Требования к порядку рассмотрения должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления обращений граждан установлены Феде- ральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Федеральным законом от 27 ноября 2017 года № 355-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Фе- дерации» были уточнены принципы работы с электронными обращениями граждан, а также введено правило, согласно которому если текст письменного обращения не по- зволяет определить его суть, то ответ на такое обращение не дается, и оно не направ- ляется на рассмотрение в госорган, орган местного самоуправления или должностно- му лицу в соответствии с их компетенцией. Об этом решении в течение 7 дней со дня регистрации обращения должно быть сообщено заявителю. — нарушение установленного порядка рассмотрения обращений граждан (Грязинский район: администрация сельского поселения Княжебайгорский сельсовет; Усманский район: территориальный отдел службы судебных приставов; Задонский район: администрация Задонского муниципального района, администрация сельского поселения Верхнестуденецкий сельсовет; Данковский район: администрации сельско- го поселения Тепловский сельсовет; Становлянский район: администрация сельского поселения Лукьяновский сельсовет); — нарушение срока направления ответа заявителю (Лебедянский район: ад- министрация сельского поселения Агрономовский сельсовет; г. Елец: МУП г. Ельца; Данковский район: администрация Данковского муниципального района; Грязинский район: администрация г. Грязи; администрация сельского поселения Петровский сель- совет). 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ. ПРАВО НА ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ЗА ТРУД (часть 3 статьи 37 Конституции РФ) — нарушение трудового законодательства при увольнении и материальном расчете работника (г. Липецк: МУП «Второе городское жилищное управление»; Дол- горуковский район: Долгоруковский филиал ОГУП «Липецкдоравтоцентр»; Задонский район: ГАУ «Донской лесхоз», ГАУ «Задонский лесхоз», ОКУ «Донское лесничество»); — задержки выплаты заработной платы (Добринский район: МУП «Чистый го- род»); — неправильное начисление заработной платы (сверхурочная работа, сти- мулирующие выплаты и т.д.) (Воловский район: Турчановский психоневрологиче- ский интернат). 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ. ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО ВОЗРАСТУ, В СЛУЧАЕ БОЛЕЗНИ, ИНВАЛИДНОСТИ, ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА, ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И В ДРУГИХ СЛУЧАЯХ, УСТАНОВЛЕННЫХ ЗАКОНОМ (часть 1 статьи 39 Конституции РФ) — нарушение процедур расторжения договора о стационарном социальном обслуживании между гражданином и учреждением социального обслуживания (в Елецком доме-интернате № 2 для престарелых и инвалидов инвалиду II группы после нарушения им правил внутреннего распорядка без предупреждения о послед- ствиях его противоправного поведения, без официального решения о прекращении предоставления социальных услуг, без вручения соответствующего уведомления было отказано в исполнении договора о стационарном социальном обслуживании. После вмешательства Уполномоченного и проверки, проведенной прокуратурой г. Ельца, был решен вопрос с проживанием инвалида, в судебном порядке он получил компенсацию в размере 20 тыс. руб., а руководитель социального учреждения уволилась); — незаконное удержание средств (пособий по уходу за детьми) со счета должника (регулярно возникают ситуации, когда судебный пристав-исполнитель, не убедившись в целевом назначении денежных средств, арестовывает счета, на которые поступает гарантированная государством социальная помощь, в то время как Феде- ральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производ- стве» запрещено осуществлять взыскания на пособия граждан, имеющих детей, вы- плачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов). ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ (часть 1 статьи 40 Конституции РФ) — непринятие администрацией муниципального района в муниципальную собственность жилищного фонда жилого помещения, выделенного гражданам для проживания (Лебедянский район, пос. Агроном); — нарушение застройщиком Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законода- тельные акты Российской Федерации» (г. Липецк: ОАО «Эксстроймаш» (входит в ГК СУ-5); Тербунский район: районный отдел строительства, ЖКХ и дорожной деятельно- сти в нарушение законодательства принял сданный ООО «Олимп» 24-квартирный дом без подключения к газовой сети и без газового оборудования, виновный сотрудник привлечен к дисциплинарной ответственности). 27 июля 2017 года Липецким областным Советом депутатов принят новый Закон области № 88-ОЗ «О защите прав пострадавших участников долевого строитель- ства многоквартирных домов». Он предполагает ряд преференций для строителей, которые готовы завершить объекты долевого строительства недобросовестных за- стройщиков. Новый застройщик получит в аренду земельный участок без проведения торгов либо субсидии на возмещение затрат на присоединение к инженерным сетям, на благоустройство дворовых территорий, а также на уплату процентов по кредитам. На эти цели в бюджете 2017 года уже были запланированы средства в размере 28 млн рублей. Вид государственной поддержки зависит от того, на какой стадии находится строительство многоквартирного дома. — непринятие мер по обеспечению жильем социального найма малообеспе- ченных граждан, граждан, проживающих в непригодном жилье, а также граж- дан, утративших жилье вследствие стихийных бедствий, пожаров и других при- родных и техногенных катастроф, органами местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципальных районов, если эти полномочия не закреплены за сельскими поселениями законом субъекта РФ, отнесено обеспечение жилыми помещениями про- живающих в сельском поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан. Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, высказанной в определе- нии от 5 марта 2009 года № 376-О-П, в случае признания жилого помещения непри- годным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции обязанность ока- зывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишив- шимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти. После обращений Уполномоченного по правам человека в Липецкой области орга- нам прокуратуры через судебные решения удалось решить вопросы о предоставлении администрацией г. Ельца жилья четырем жителям города, которые лишились крова в результате пожара и с 2005 года стояли в очереди на жилье, и одному жителю города, жилье которого с 2011 года было признано непригодным для проживания; о предо- ставлении администрацией г. Грязи жилья погорелице, дом которой был признан ава- рийным и подлежащим сносу в 2014 году. — непредоставление органами местного самоуправления жилых помещений социального найма из специализированного жилищного фонда льготным кате- гориям граждан, права которых защищены специальными законодательными нормами. В соответствии с Жилищным кодексом РФ гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, включенным в соответствующий перечень тяже- лых форм хронических заболеваний, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди (судебные решения: в отношении администраций г. Липецка, г. Задонска, Чаплыгинского района о предоставлении жилых помещений семьям, воспитывающим ребенка-инвалида; в отношении администрации г. Липецка о предоставлении жилья инвалиду II группы, гражданину 1931 г. р.); — в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Липецкой области от 6 июня 2007 года № 54- ОЗ «О порядке предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Липецкой области» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются органами исполнительной власти социаль- ным жильем по месту их постановки на жилищный учет (г. Липецк, Лебедянский район, Елецкий район); — в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О вете- ранах» и Законом Липецкой области от 18 августа 2006 года № 318-ОЗ «Об обеспече- нии жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» члены семьи погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улуч- шении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального и местного бюджетов независимо от их имущественного положения (Хлевенский район: отказ в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не имеющей своего жилья 87-летней вдовы участника Великой Отечественной войны; Добринский район: нарушение администрацией района сроков передачи в управление социальной защиты области сведений о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом по- мещении вдовы участника Великой Отечественной войны; Измалковский район: отказ в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не имеющей своего жилья 80-летней жительницы района, вдовы ветерана Великой Отечественной войны). ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ (часть 1 статья 41 Конституции РФ) — нормативные и организационные пробелы в обеспечении медицинской помощью больных тяжелыми хроническими заболеваниями (управлению здра- воохранения области в целом ряде случаев без вмешательства прокуратуры не удава- лось своевременно организовать снабжение больных дорогостоящими или редкими лекарственными препаратами). Практика показывает, что проведение закупочных процедур и выделение финансо- вых средств на лекарственное обеспечение постоянно отстает от нужд пациентов, ко- торые не могут получить своевременного лечения. Очевидно, что необходимо менять правила и условия этих процедур. Например, никогда нельзя точно рассчитать или предугадать заранее, какие препараты и в каком объеме будут требоваться для лече- ния (кроме хронических больных, получающих регулярное лечение определенными группами препаратов). Общемировая практика заключается в том, что пациент получа- ет в аптеке по рецепту врача сразу все необходимые лекарства, а затем, как правило, в течение месяца (пациент или аптека) предоставляет чеки для компенсации стоимо- сти лекарств в страховую медицинскую организацию. Такая процедура обеспечивает своевременное лечение, но и, конечно, требует строгой самодисциплины со стороны пациентов и налаженного взаимодействия и контроля со стороны медицинских, фар- макологических и страховых учреждений. — нарушение правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения при «отсроченном обслуживании». В случае временного отсутствия лекарственного препарата в аптечной организа- ции рецепт должен быть поставлен на отсроченное обслуживание, нахождение на ко- тором позволяет отпуск лекарственного препарата в случае истечения срока действия рецепта. Сроки отсроченного обслуживания установлены для разных групп лекар- ственных препаратов или обслуживаемых категорий граждан. Однако, например, в Центральной районной аптеке № 21 ОГУП «Липецкфармация» пос. Добринка, несмотря на неоднократные обращения граждан, рецепты на отсут- ствующие лекарственные препараты на отсроченное обслуживание не ставились и, как следствие, не принимались меры к их обеспечению. Срок действия рецептов за- канчивался, и пациент был вынужден вновь обращаться в лечебное учреждение за но- вым рецептом на тот же препарат, который вновь не ставился аптекой на отсроченное обслуживание. ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ (статья 43 Конституции РФ) — нарушения при организации перевозок детей школьными автобусами (не- надлежащий контроль за техническим состоянием автобусов, медицинскими осмотрами водителей, за оформлением маршрутных документов и другими требованиями) (г. Липецк: МБОУ СОШ № 35, 41, 9, гимназия № 12 г. Липецка, ОБУДО «Областная комплексная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резер- ва»; Воловский район: ОАО «Воловское АТП»; Тербунский район: МБОУ СОШ с. Марьи- но-Николаевка, МБОУ СОШ с. Большая Поляна, МБОУ СОШ с. Вторые Тербуны, МБОУ ООШ с. Казинка, МБОУ СОШ с. Тербуны, МБОУ СОШ с. Тульское; Лебедянский район: МБОУ СОШ с. Большое Попово, МБОУ СОШ с. Мокрое). — проведение ремонтных работ во время учебного процесса (в Лебедянском торгово-экономическом техникуме непосредственно во время учебного процесса про- изводилась замена кровли спортивного зала, покраска стен коридоров и лестничных маршей учебного корпуса. Строительные материалы складировались в спортивном зале, строительный мусор с территории техникума своевременно не вывозился. Между тем в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» категорически запрещено производство всех видов ремонтных работ в присутствии обучающихся). II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ При получении обращений, связанных с вопросами жилищно-коммунального об- служивания граждан, Уполномоченный по правам человека тесно взаимодействует с Государственной жилищной инспекцией, прокуратурой Липецкой области, Роспо- требнадзором и другими уполномоченными органами. По поступившей информации, по всем выявленным случаям нарушения прав потребителей принимались меры: вно- сились предписания, выносились судебные решения, обязующие юридических лиц и их руководителей восстанавливать права граждан. Должностные лица привлекались к административной и дисциплинарной ответственности. В отдельных случаях проку- роры направляли материалы проверки в следственные органы для решения вопроса о Доклад Уполномоченного по правам человека в Липецкой области за 2017 год Постановление пятнадцатой сессии Липецкого областного Совета депутатов шестого созыва № 521-пс от 25.04.2018, г. Липецк О Докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области за 2017 год Заслушав доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липец- кой области за 2017 год, учитывая решение комитета Липецкого областного Совета депутатов по законодательству и правовым вопросам, руководствуясь пунктом 3 статьи 30 Устава Липецкой области Российской Федерации, Липецкий областной Совет депутатов постановляет: 1. Принять к сведению доклад о деятельности Уполномоченного по правам чело- века в Липецкой области за 2017 год. 2. В соответствии со статьей 25 Закона Липецкой области «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области» доклад Уполномоченного по правам чело- века в Липецкой области за 2017 год опубликовать в областной газете «Липецкая газета». 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Липецкого областного Совета депутатов П. ПУТИЛИН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz