Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)
ориентиры. Для ребят он был не просто авторитетом, он был и отцом, и божеством. На него хотели походить, ему хотели соответствовать, его боялись разочаровать. Как можно воспитывать, отрабатывая приемы самбо? Ну, например, учить не только самостраховке, но и страховке твоего спарринг-партнера. Чтобы при проведении при- ема не причинить ему боль, не нанести увечье. В системе Кима Маркова изначально не было и не могло быть ме- ста агрессии. Потому что он воспитывал мужчин, а не злобных волчат. Или вот такая занятная история, которую мне рассказал один из его воспитан- ников. Был какой-то городской праздник, на открытой эстраде Нижнего парка проходили сорев- нования юных самбистов. Мой рассказчик, по- чувствовав, что он на несколько порядков сильнее соперника, стал играть с ним как кошка с мышкой. Под взглядами восхищенной пу- блики он прово- дил прием за при- емом, но не закан- чивал бой. После сокрушительной победык нему по- дошел старший товарищ, один из тех, кто был в оперотрядеимени Дзержинского, и сказал: «Тыповел себя не как му- жик. Ты должен побеждать, а не унижать соперни- ка. Никогда боль- ше так не делай». Мой собеседник запомнил эти сло- ва на всю жизнь. И в дальней- шем, если мог закончить бой за минуту, так и делал. Осознанный выбор Марков разрешал маль- чишкам обращаться к нему на «ты» и называть просто Ким. Поощрение фамильярности? Ни в коем случае. Он все равно оставался для них на пьеде- стале. Просто в семье, где все друг друга любят и понимают, к старшим не обращаются на «вы». «Ты»—гораздо теплее и роднее. КимВасильевич пони- мал, что рядом с подростками должен быть кто-то взрослый, кто является для них не просто примером для подражания, а очень близким человеком. Тоже методика? Нет, интуи- ция и искренняя любовь. Своим примером, своей собственной жизнью Марков учил ребят делать осознан- ный выбор. Более того, он им предоставлял возможность такого выбора. Что ожидало мальчишек из неблагополуч- ных семей, которых воспи- тывала улица? Воровство, грабежи и судебный приговор в перспективе. А тут для них открывался новый мир, где главными были понятия сове- стии чести. Сегодня нереально сосчитать, сколько этих «труд- ных», пройдя школу Кима Васильевича, выбралиегопуть и пошли работать в милицию. Вообще, его воспитанники в подавляющем большинстве состоялись и сумели реали- зовать себя в жизни, получив достойное образование и про- сто став настоящими людьми. Как знать, не будь рядомКима Маркова, и те же самые маль- чишки могли бы пополнить воспитательные и исправи- тельные колонии. В маленькой тренерской Маркова всегда толклись ре- бята. Кто-то мог честно при- знаться, что сегодня прогулял школу. И тогда Ким Васи- льевич начинал разбирать с прогульщиком пропущенную тему и вместе решать задачки. Если он замечал у кого-то пло- хое настроение, то старался уделить максимум внимания и заботы, дожидаясь, пока мальчишка поведает о своих горестях и проблемах. Для многих эта тренерская была и штабом, и домом. Подростки интуитивно чувствовали, что перед ними не просто тренер, не просто старший наставник, перед ними—Явление. Ичув- ство это рождало ощущение собственной избранности, не- вероятной радости, оттого что они оказались сопричастны этому явлению, вошли в его близкий круг. Сегодня Маркову восемь- десят шесть лет, но вы по- прежнему можете найти его в тренерской стадиона «Ди- намо». А в зале по-прежнему присутствует народ самого разного возраста: от школьно- го до уже вполне зрелого. Здесь место находится всем. До не- давнего времени почетный гражданин города Ким Васи- льевичМарков на протяжении многих лет сам оплачивал аренду зала из своей пенсии. Вот такое дополнительное об- разование было и до сих пор есть в Липецке. ЕЛЕНА БРЕДИС В начале этого года система дополнительного образования в России отмечает свой столетний юбилей. Говоря о ней, мы имеем в виду художественные школы и школы искусств, цен- трыдетского творчества и спортивные секции. Но всегда ли это так? ВЛипецке есть люди—обладатели уникальных значков. Там в центре на цветной эмали написано КИМ. Имеется в виду не Коммунистический интернационал молодежи, а имя их наставника, очень дорогого и близкого им человека — Кима ВасильевичаМаркова. Одному из нихпришло в голову заказать такие значки как отличительный знак брат- ства, которое они пронесли через всю жизнь. Заметьте, большинство из этих людей уже пенсионного возраста. ФОТО ИЗ АРХИВА ЕЛЕНЫ БРЕДИС 8 № 10/25638/18 ЯНВАРЯ 2018 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Люди среди людей Школа мужества Кима Об уникальном опыте известного липецкого общественника-энтузиаста Не было никакой специально выстроенной методики. Воспитывала уже сама личность Кима Васильевича, его характер, принципы, нравственные ориентиры ” Педагог с большой буквы Ким Васильевич — леген- дарный тренер по самбо. Но это, так сказать, формальная сторона дела. На самом же деле он Педагог. Именно так, с большой буквы. Когда он почувствовал свое призвание? Может быть, уже тогда, когда, учась в металлургическом тех- никуме, организовал секцию самбо. И вся его последующая жизнь была связана с паца- нами, которых он не просто тренировал, а вытаскивал с улицы, спасал от родителей- алкоголиков, из которых де- лал настоящих мужчин. В голове не укладывается, как он, работая в уголовном розыске или дежурным по го- роду, мог еще находить время и силы на тренерскую работу, на создание юношеских опер- отрядов, помогавшихмилиции наводить порядок в городе. Первый из таких отрядов но- сил имя Дзержинского. Полу- чив сигнал, что по такому-то адресу происходит драка или пьяный дебош, ребята мгно- венно выезжали на место, раз- бирались с хулиганами, при необходимости задерживали их и передавали сотрудникам милиции. Если возле летнего лагеря стояла палатка Кима Васильевича, то дебоширы из окрестных деревень предпочи- тали к лагерю не приближать- ся, поскольку знали—получат достойный отпор. Сегодня такое представить невозможно, коль мы даже уборку класса считаем на- рушением прав детей. А уж синяк или ушиб — вообще предмет для судебного разби- рательства. Кого в результате растим, самивидите.АМарков воспитывал из них в хорошем смысле хозяев города: раз мы липчане, то на наших улицах должно быть чисто, спокойно и безопасно. И отвечаем за это в том числе и мы. Потому что мы — мужчины. Через его руки, точнее, через его жизнь прошли ты- сячи подростков, в том числе самых трудных и неблагопо- лучных. Кого-то из них он оставлял переночевать или даже пожить в своей малень- кой квартирке, если знал, что в противном случае ребенок окажется на улице. Уходил один, появлялся другой. Они спали, кормились, обихажи- вались. Был случай, когда его подопечный вынес из квар- тиры все ценные вещи. Ким Васильевич отыскал его, но не сдал в милицию, а вернул опять к себе. Так повторялось несколько раз. Душевный труд Начинал он с того, что учил их приемам самооборо- ны. При нападении противни- ка, вооруженного предметом, ножом, пистолетом. При на- падении сразу нескольких противников. К спортивному самбо переходили позже. Ему неоднократно предла- гали официально перейти на тренерскую работу, но он всякий раз отказывался. За всю свою жизнь Марков ни копейки не взял за часы, проведенные в спортзале, за утренние пробежки и тре- нировки с мальчишками, за свой напряженный душевный раста, от пятиклашек до вы- пускников.Можно ли было на- звать это секцией самбо? Ско- рее подростковымклубом. Для Кима Маркова человеческие качества всегда были важнее спортивных результатов. Ты сумел чего-то добиться, вы- играл соревнования, получил очередной разряд или звание? Замечательно, за тебя все рады, тобою гордятся. Но это не самоцель. Главное, какой ты человек. К сожалению, описать ме- тодику воспитания в клубе нереально. Потому что не было никакой специально выстроенной методики. Вос- питывала уже сама личность Кима Васильевича, его харак- тер, принципы, нравственные труд. Принципиально. Не думаю, что он высокопарно воспринимал это как свою миссию. Просто он так жил и живет, потому что не может по-другому. Зато он мог за- просто сунуть нуждающемуся пацаненку свои собственные деньги. И одному, и другому, и третьему. На его занятияхсобирались подростки самого разного воз- Легендарный Ким Марков в центре. В продолжение темы Сегодня поставлена задача создать в стране почти тридцать тысяч новых спортивных организаций. В основу нового спортивного движения будет положен советский опыт развития массовых занятий физкультурой и внедрения здорового образа жизни. Особое внимание, как и в Советском Союзе, будет уделено развитию массовой инфраструктуры спорта, созданию молодежных спортивных клубов, секций, а также кружков. Новые спортивные организации будут создаваться в школах, вузах, жилых районах. Бесплатные спортивные секции должны привлечь к занятиям широкие массы и помочь открыть мир спорта для молодежи, детей и подростков. Новое движение будет способствовать популяризации активного отдыха, физкультуры и спорта.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz