Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)

ВЛАДИМИР МЕРКУРЬЕВ Когда девятнадцатилетний Миша Водопьянов пришел в штаб эскадры «Илья Муромец» с просьбой принять его на службу, ему задали вопрос об образовании. —Какое там образование... Три класса, да и то третью зиму не ходил. —У нас открыта вечерняя школа для взрослых. Приказы- ваю в обязательном порядке посещать ее. Так будущий легендарный летчик стал заправщиком само- летов и одновременно школьником, появившись на военном аэродроме в Липецке. С тех пор минуло много времени. Липецкому авиацентру исполняется 95 лет. И поскольку его история весьма богата и интересна, мы предлагаем вниманию читателей рассказы о некоторых ее страницах. На фанерных бипланах Сегодня мало кому извест- но, что Липецкий авиацентр начинался со 2-й Высшей школы красных военных лет- чиков. Когда ее штат достиг 792 специалистов, команду- ющий войсками Московского военного округа издал приказ о создании Липецкого гарни- зона. ...Отгремели бои Граж- данской войны. Однако рас- считывать на длительный мир не приходилось. Требовалась новая военная техника. По проекту авиационного кон- структора Н.Н. Поликарпова был построен первый совет- ский самолет-разведчик Р-1, а вЦентральном аэродинамиче- ском институте А.Н. Туполев разработал опять-таки первый в мире цельнометаллический самолет. Появились авиацион- ные заводы. Но самой важной и сложной задачей оказалась подготовка хороших летчиков и техников. В июне 1923 года в Липецк поступили тридцать двухмест- ных бипланов «Анрио Н-14», сделанных во Франции. Ка- чество матерчато-фанерных самолетов не выдерживало критики. Под дождем они попросту расклеивались. Но ничего иного тогда не было. Возведение ангара началось в районе сегодняшнего Дворца спорта «Звездный». А совер- шенствовалась оставленная эскадрой «Илья Муромец» ремонтная база на территории нашего военного городка. Под учебныйкорпусшколе переда- лиздание ремесленногоучили- ща на улице Зегеля, то самое, напротив Главпочтамта, где позже будет открыт филиал Московского института стали и сплавов (впоследствии — Липецкий политехнический университет). Проблем хватало. Техника изношена. Недоставало запча- стей, продуктов и обмундиро- вания. О жилищно-бытовых условиях для курсантов и говорить не приходилось. Однако личный состав был настроен позитивно. Этому способствовала и поддержка местного населения, и посиль- ная помощь уездных властей. Авиаторы не оставались в долгу, внося живую струю в размеренный быт маленького провинциального города и уезда. Они шефствовали над Ленинской волостью и дет- ским домом «Муравейник». А сколько ярких впечатлений подарила нашим землякам в августе 1923-го перваяНеделя воздушного флота! Из « терки » — в Липецк Вконце ноябряначалипри- бывать курсанты, окончившие такназываемые «терки»—на- чальные теоретические шко- лы. Лишь после «терок» мечта летать могла осуществиться. 25 парней прибыли из Его- рьевска. Среди них — друзья ЖеняПтухин и Саша Борман. В 1918 году Женя исправил в своей метрике дату рождения с 1902-го на 1900-й, и выпуск- никаМосковского техническо- го училища приняли в авиа- часть обслуживать самолеты. Жадно слушал паренек рас- сказы боевых летчиков. Он не нашутку заболелнебом. Да вот в летную «терку» его не при- няли — завалил геометрию. Прошел толькона техническое отделение.Но самолет паренек уже знал хорошо. Все свобод- ное время он самостоятельно упорно учил математику. И с помощью товарищей под- готовился и, наконец, сдал экзамен и поступил на летное отделение. ... Первый день полетов вы- дался как по заказу. Светило слепящее январское солнце. Скрипел от мороза снег под ногами учлетов, выгонявших из ангара «Анрио Н-14». По- крытая изморосью обшивка разноцветно искрилась. Ре- бята выбились из сил, срывая моторы с компрессии, но те только брезгливо фыркали, выбрасывая белые клубыпере- обогащенной смеси. Первый полет Но все-таки завелись. Всво- ей передней кабине Женя на- пряженно ловил каждое слово инструктора Саввова. Тот приказал не касаться управ- ления без его сигнала. В какой именно момент инструктор начал взлет, Женя не заме- тил. Мотор вышел на полные обороты, и горизонт остался где-то внизу, поднявшись до обреза кабины. Паренек сооб- разил: они в горизонтальном полете. Еле заметно перемеща- лись внизу дома, кустарники. Сердце, затрепетавшее после взлета, успокоилось. Жене даже стало обидно. Он поду- мал: «Долгожданного острого ощущениянет.Может, потому что я все это уже пережил в воображении? Наслушался рассказов...» Горизонт сильно накренил- ся. Боясь вывалиться, Женя ухватился обеими руками за борт. Боковой поток воздуха (кабина-то открытая) ударил в лицо. Сразу началимерзнуть лицо, руки, спина... Вдруг самолет мелко задрожал, и но- вичок понял: Саввов передает КОЛЛАЖ НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА 27 № 77/25705/26 АПРЕЛЯ 2018 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Былое Школа красных военлетов Из истории авиации в липецком крае управление ему. Об этом сиг- налили увиденные в зеркале поднятые руки инструктора. В тот же миг «Анрио» стал заваливаться. Едва Женя вы- вел его из крена, как машина перевалилась на другой бок, одновременно опуская нос. Не успел курсант подвести ее к горизонту, как машина начала набор высоты, совер- шенно игнорируя попытки учлета стабилизировать по- ложение. Спина молодого лет- чика взмокла. Руки устали. Взбесившийся самолет упорно не желал подчиняться. Женя оглянулся: Саввов по-прежнему держал руки вверх. «Боже мой, когда же это прекратится?» Парень в изнеможении закрыл глаза, бросил штурвал и откинулся на спинку сиденья. И вдруг упрямая машина начала плав- но выходить из крена.Медлен- но потянув штурвал на себя, Евгений перевел ее в горизон- тальный полет. «Все, теперь главное — ничего не делать, пусть так и летит». Но тут ручка вновь задро- жала.Женяоглянулся: Саввов дает знакразворачиваться вле- во.ПочтимашинальноПтухин начал накренять биплан, в нужный момент отклонив ручку в обратную сторону. «Анрио» в этом положении за- мер. «Ага! Слушаешься? Надо только все делать плавно». Летчика переполнял восторг от его власти над самолетом. А вот его друг Борман в первомполете наделал гораздо больше ошибок. Инструктору пришлось самому посадить са- молет и выключить двигатель метрах в пятистах от ангара. Товарищи помогли закатить самолет, однако хвост подни- мать по сложившейся тради- ции пришлось провинивше- муся. Это считалось позором. Курсантысмеялись: «Молодой бес под кобылу подлез, подна- тужился, поднапружился...» К самостоятельным по- летам приступили в апреле. И, едва оперившись, начали лихачить. Курсант Лепиксон поспорил с товарищами, что посадит самолет хвостовым штырем точно в брошенную у посадочного знака «Т»шапку. Именно так нередко делали инструкторы, демонстрируя точность приземления. На глазах у всей группы само- лет, нащупывая злополучную шапку, завис на высоте одного метра с низкоопущенным хво- стом, словно птица, садяща- яся на гнездо. И... грохнулся на левую плоскость, сломав стойку и край крыла. Поручи- тельство за Лепиксона писали всей группой и упросили-таки руководство не исключать ли- хача из школы. Приказ : расформировать 20 марта 1924 года школу посетил начальник Главвоз- духофлота А.П. Розенгольц. Он сказал: «Липецкая летная школа имеет колоссальное значение». Но... через месяц пришел приказ ее расформировать. Причина: потребовалась база для немецкой авиашколы, а затем — научно-испытатель- ной станции рейхсвера. Ос- новную часть личного состава и материальных средств на- правили вБорисоглебск. Аэро- навигационное оборудование и радиоимущество передали в Серпухов. Часть помещений и имущества приняли предста- вители 1-й разведывательной эскадрильи имени В.И. Ле- нина, которая базировалась в Липецке до 1929 года. А потом была война ... Как сложилась судьба пер- вых липецких курсантов? Борман и Птухин окончили Борисоглебскую школу и по- лучили направление в Сер- пухов. Впоследствии генерал А.В. Борманкомандовал216-й авиационной истребительной дивизией, сыгравшей главную роль в борьбе за господство в воздухе в составе 4-й воздуш- нойармииСеверо-Кавказского фронта. Позже он был назна- чен заместителем командую- щего 4-й воздушной армии. Следы Евгения Птухина обнаружились в Испании. Он был там советником по авиа- ции начальника генерального штаба народно-революцион- ной армии. На его счету много воздушных подвигов. Но судь- ба героя оказалась непростой, можно сказать, трагичной. Он одним из первых стал ге- нералом авиации и Героем СоветскогоСоюза.Командовал авиацией в войне с Финлянди- ей, перед самойвойной—вКи- евскомособомвоенномокруге. И... был репрессирован за большие потери в первый день Великой Отечественной. Оговорюсь: тогда же были арестованы почти все коман- дующие авиацией западных военных округов. Не минова- ла участь сия и Птухина. Это очень удивило командующего Киевским особым военным округом Георгия Жукова, ко- торый считал его способным и глубоко знающим военным летчиком и командиром. Еще один выпускник шко- лы Ф.К. Арженухин возглав- лял Главныйштаб ВВС. Затем руководил Военно-воздушной академией в Монино. М.С. Го- рюнов был командующимВВС Харьковского военного окру- га, в годыВеликойОтечествен- ной руководил воздушной армией и удостоился звания Героя Советского Союза. Всего год просущество- вала авиационная школа в Липецке, а у скольких заме- чательных летчиков именно в ее стенах начиналась карьера! * * * После расформирования Борисоглебской авиашколы ее награды — орден Ленина и Красное Знамя были переданы Липецкому авиацентру. В публикации использо- ваны материалы и тексты из сборника «Липецкие соколы» (Липецк, 2012).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz