Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)
кие». Она поражает способностью перемножать в уме трехзначные числа, профессорскими познани- ями то в географии, то в истории, рискованными акробатическими трюками или уверенной игрой в шахматы с чемпионами России, а то и мира. Все счастливы, все пре- красно и для самих вундеркиндов, и для их мамаш и папаш, и для растроганных зрителей. А те, кто чуть-чуть постарше, убеждают народ, что талантов в России пруд пруди, в симпатич- ных проектах «Синяя птица», «Голос: дети», «Ты супер!». Даже детдомовские сироты или при- емыши не унывают, а увлеченно и заразительно поют и танцуют. Зато на другом полюсе — их же сверстники из таких циклов, как «По делам несовершеннолет- них». Шестнадцатилетняя девоч- ка — она впервые влюбилась, но по приказу матери оказалась в постели другого парня, чей отец имеет хороший бизнес и немалый капитал. В результате дочка рас- четливой женщины подралась с немилым ей кавалером и попала на скамью подсудимых. Далее: старшеклассница выбила глаз подружке, соперничая за смазли- вого парня. Или: школьница за- нялась проституцией, поскольку ей надоела невольная скупость мало зарабатывающей мамы и сильно захотелось иметь нарядыи гаджеты не хуже, чем у «золотой молодежи» в ее же школе. Пружиной уголовных деяний подростков неизменно становятся деньги. На сей счет после вынесе- ния приговора косноязычно, но справедливо морализирует дама в судейском кресле. Она объясняет, мол, все-таки не в деньгах счастье, а родные и близкие должнылучше разбираться в проблемах своих чад. Насколько действенны ее проповеди, не знаю. Особенно если учесть, что сразуже вслед за ними идут рекламные ролики. А в них покупка автомобиля, смартфона и отпуск за рубежомтрактуются как главные признаки успешности. Но я, собственно, больше удру- чен иным обстоятельством. Теле- видение в принципе должно быть инструментомисследования обще- ства. В том числе — и ситуаций, связанных с детством. Но как раз его практически не интересует, что же происходит с детьми на огромном пространстве между обозначенными полюсами. И соз- дается впечатление, что, кроме вундеркиндов и несовершенно- летних преступников, на Руси нет обычных детей. Обычных, в смысле нормальных, семей. Обычных, опять-такинормальных отношений, когда контакты стар- ших и младших не разорваны, не искажены. В телеящике на одного доктора Комаровского приходятся десят- ки, сотни людей, которые предла- гают и взрослым, и детям другие ориентиры—циничные, пошлые, приземленные. Как там сказано у Александра Николаевича Остров- ского? Одни просвещают, другие (и их большинство) развращают. Поройтесь в памяти: вы много видели фильмов, сериалов, до- кументальных передач о жизни, повторюсь, обычных детейиих ро- дителей? Ну вроде старых картин «Доживем до понедельника» или «Точка, точка, запятая». Лично я чуть ли не впервые за последние годы увидел на экранешестнадца- тилетнего мальчика из Кемерово, чье лицо и глаза, короткие репли- ки не оставляют сомнения: у него с пониманием, что такое хорошо, что такое плохо, полный порядок. Он помог спастись нескольким детям в злополучной «Зимней вишне». Ведущий ток-шоу, за- хлебываясь от эмоций, называл его героем. Но он героем себя не чувствовал. Была возможность вывести кого-то из полыхающего ада — он вывел. А как иначе-то? Но, не считая этого почти про- ходного эпизода, что-либо похожее вы вряд ли припомните. Вообще подростки, если они более-менее благополучные, пусть и небеспро- блемные, выпали из поля зрения не только телевидения, ноикино, и театра, и литературы. Отыщите на книжныхполкахповестионынеш- нихВаське Трубачеве и его товари- щах или о Вите Малееве в школе и дома. Вряд ли ваше предприятие увенчаетсяуспехом.Атеатральные режиссеры жалуются: мало кто пишет пьесы о детях и для детей. Ну, а телевидение и подавно не собирается присматриваться, какие они, российские детиначала двадцать первого века, без ЧП и криминальных сенсаций. То есть родителям и воспитателям не сто- ит рассчитывать, что им облегчат ихмиссию, ответят на какие-то во- просы или подскажут детям, ради чего имеет смысл жить, учиться, верить, трудиться. Ведь такие сю- жеты не могут претендовать ни на большие рейтинги, ни на рекламу. «Я у вас за спиной — мы вместе» — девиз драмы «Турецкое седло» Юсупа Разыкова. Тихий и неприметный Ильич — бывший опытный агент по наружному наблюдению в КГБ, затем ФСБ. Теперь он на пенсии. От одиночества он продолжает следить за теми, кто пробуждает в нем интерес, любопытство. Однажды в его доме поселяются новые со- седи — молодая семейная пара, музыканты, и жизнь Ильича неожиданно меняется. Он влюбляется. Сначала в голос, распевающий божественные арии, а затем и в саму пре- краснуюсоседку.Повинуясьнепреодолимому желанию, герой начинает тайно следовать за объектом своей страсти и оказывается в со- вершенно новом, неведомом мире. Бывший агент еще не подозревает, что последствия этого пути окажутся шокирующими и не- поправимыми. В главных ролях: Валерий Маслов и Вероника Кузнецова. «Больше, чем скала»,так говорят о герое ДуэйнаДжонсонавбоевике «Рэмпейдж» .При- матологДэвисОкойипредпочитает держаться подальше от людей и дружит с Джорджем, удивительно умным альфа-самцом гориллой, которого он воспитывал с самого рождения. Но вышедший из-под контроля генетический эксперимент превращает послушную обезья- ну в яростного монстра. Более того, вскоре обнаруживается, что существуют и другие модифицированные хищники. Пока свеже- созданные чудовища превращают в руины Северную Америку, стирая с лица Земли все, что попадается у них на пути, Окойи вместе с опальным генным инженером пытается изо- брести антидот, прорываясь по бесконечному полю боя не только, чтобыпредотвратить гло- бальнуюкатастрофу, но и спасти бесстрашное существо, которое когда-то было его другом. Эмили Блант и Джон Красински в трилле- ре «Тихое место» . Это история одной семьи, которая проживает в небольшой уединенной ферме в далекой американской глубинке. У главных героев есть двое детей. Казалось бы, жизнь этих людей совершенно не отличается от жизни других таких семей. Но главные ге- роиживут в доме, которыйнаполнен ужасны- мимонстрами, реагирующимина любой звук. Героиразучилицелыйкомплекс специальных жестов, которые помогают им общаться друг с другом, не издавая ни единого звука. Кроме того, каждый из членов семьи должен очень тихо передвигаться по всей территории дома, чтобы опасные существа не заметили их. Од- нако дом, гдеживутмаленькие дети, неможет быть самым тихим местом на земле. Тсссс! Если хочешь выжить — не издавай ни звука! КлассномуруководителюЗэкуМюллеру— главномугероюнемецкойкомедии «Зачётный препод 3»— досталсякласс с самыми трудны- ми подростками в Германии. Не проходит и дня, чтобыэтимолодые отпрыски чем-нибудь не отличились. Если быне криминальное про- шлое Зэка, ему бы ни за что с ними не упра- виться. Но этот год обещает быть особенным. Совсем близко итоговые экзамены, а никто из учеников ни в зуб ногой в материале. А все потому, что накануне с ними побеседовал школьный специалист по профориентации и окончательно отбил у ребят охоту хоть что-то делать. Сумеет ли Зэки помочь ребятамнайти мотивацию и вернуть веру в себя? «Славные пташки» —исландский мульт- фильм для всей семьи. На экране приключе- ния маленького птенца Рыжика и куропат- ки-отшельника Гайрона. Судьба сводит их вместе, когда Рыжик, отстав от стаи, не смог улететь на юг. Рыжик уговаривает чудакова- того и вечно брюзжащего Гайрона показать ему дорогу в Райскую долину—тайное место в горах, где птицы могут переждать суровую зиму. Путь туда таит немало опасностей. По- степенно неунывающему Рыжику удается растопить сердце старого отшельника. Вместе эта парочка становится друг для друга настоя- щей семьей, которой по силам свернуть горы. П окаюс ь сразу : заголовок моих заметок я не при- думал, а бессо- вестно одолжил у знаменитого кинорежиссера, одного из отцов неореализма Вит- торио де Сика. В конце Второй мировой в еще муссолиниевской Италии он снял фильм с этим названием. В нем как будто бы не былоникакойполитики. Темболее антифашистского протеста — при дуче, разумеется, ничего по- добного де Сика позволить себе не мог. Он поставил семейную драму об эгоизме и предательстве взрос- лых, что ломают судьбу ребенка. Но первые зрители, вероятно, догадывались: фильм не только о том. Авторы хотели напомнить: конформизм, трусость, нейтрали- тет, а то и поддержка неправедной власти, фашистских идей наблю- дают неподкупные детские глаза. И уйти от суда своих наследников отцам и матерям не дано. Да, дети смотрят на нас.Ипусть не вслух, но выносят свои пригово- ры. Либо, усвоив уроки старших, ожесточаются, принимают на веру, что ради денег, шкурного интереса, сладкой жизни все до- зволено. Когда я встречаюна улице, в го- родскомтранспорте, в супермарке- те молодого человека, в чьих ушах проводочки от смартфона-айфона, то поневоле задаюсь вопросом: что думает о нас этот представитель по- коления next? И думает не только о реальных, близких людях, но и о тех, кто круглосуточно маячит в виртуальном пространстве — на телеэкране, в Интернете, радио- эфире? Как он воспринимает исте- рические антироссийские выпады новых либералов? Как реагирует на бесконечные телеперепалки и повышенный интерес основных каналов к неблагополучным пер- сонажам, к альковным тайнам «звезд», бесчестности и подлости, особенно опасных для слабых и беззащитных и нередко оборачи- вающихся трагедиями наподобие кемеровской? Но есть у моих мыслей и другой поворот. А именно: разве только дети смотрят на нас? Разве мы сами не смотримна детей, не пыта- емся их понять, подобрать кним то ключик, то отмычку, чтобы как-то влиять, что-то им прививать, от чего-то остеречь и уберечь? Так вот, господа, ТВ нам здесь явно не помощник. Оно чаще всего равно- душный свидетель разлада поко- лений, хронического конфликта отцов и детей. Ребячьи лица возникают в кадре регулярно. Как сказал дав- ным-давно умный писатель, дети и животные безотказно вызывают у любой публики либо умиление, либо жалость, либо улыбку. Одна- ко припомните, в каком контексте знакомят нас с юными героями? По-моему, телестратеги четко раз- делили, развелиихпо полюсам.На одном — гениальная ребятня из передач типа «Маленькие, милень- Дети смотрят на нас СМОТРИМ В АПРЕЛЕ Да, дети смотрят на нас. И пусть не вслух, но выносят свои приговоры “ ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА Генетический эксперимент СЕРГЕЙ ИВАНОВ Переключая телеканалы с Исааком Розенфельдом 24 № 67/25695/12 АПРЕЛЯ 2018 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Прямая речь | кино
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz