Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)
4 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 65-66/25443-25444/8 АПРЕЛЯ 2017 Общество Фото Ольги Беляковой «Птенцы» школы Игоря Батищева (на переднем плане) — это большая и дружная семья. Сергей Малюков Двенадцатиклассник Руслан Копылов прекрасно играет на фортепьяно Шопена , любит общаться с друзьями в соцсетях , выкладывать свежие фото в Инстаграм , обожает слушать музыку , занимается спортом , не представляет своей жизни без компьютера и гаджетов . Он такой же , как и миллионы его сверстников подростков , только с рождения полностью лишен зрения . Мир он может познавать только через звуки и ощущения . Мир на кончиках пальцев Современные технологии помогают незрячим и слабовидящим детям осваиваться в жизни К мечте на ощупь С ейчас Руслан заканчивает липецкийЦентр образо- вания, реабилитации и оздоровления (так сейчас называется школа-интернат для слепых и слабо- видящих детей), совсем скоро ЕГЭ и взрослая жизнь. — Мечтаю стать профессиональным музыкантом и аранжировщиком, — делится он своими планами. — Я играю на многих инструментах, не раз побеждал в твор- ческих конкурсах, особенно мне запомнился междуна- родныйфестиваль «Белая трость»вМоскве, организован- ный Дианой Гурцкой. Восхищаюсь классикой, но и рок тоже люблю, «Металлика» дает мне силы. Буду сейчас дополнительно заниматься электрогитарой и вокалом. Пробую сочинять и записывать свою музыку. У меня на компьютере много специальных программ, аппаратуры для работы со звуком, без техники сегодня ничего не получится. — Руслан просто идеальный ученик, — считает его педагогМарина Витюк,—талантливый, целеустремлен- ный, настойчивый.Мывместе с родителямиискренне ра- дуемся его успехами всегда готовыподдержать и помочь. Далеко не каждый из нас использует все возможности своего смартфона или компьютера. Лень разбираться в настройках, куда приятнее смотреть смешные картинки в Сети. Про Руслана же Копылова можно по праву ска- зать: опытный пользователь. —Когдая тольконачиналосваиватькомпьютер, сразу установилмножество разныхпрограмм, перепуталярлы- кина рабочемстоле, создал такойхаос, чтомастерполдня не мог привести все в порядок, — с улыбкой вспоминает он.—Тогда я стал искать звуковые учебники, спрашивал совета у учителей. Так постепенно разобрался и вник во все тонкости, хоть это и непросто. Есть специальные клавиатуры для незрячих, но я уже привык работать на обычной. Пока мы беседовали с педагогами, Руслан обменивал- ся сообщениями со знакомой девушкой в мессенджере WhatsApp, быстро набирая текст на сенсорном дисплее. —Сейчас практически все гаджеты имеют голосовой режим, — поясняет он, — у меня на iPhone4 есть функ- ция VoiceOver, что-то подобное есть и на телефонах на Android. Вся информация на экране озвучивается. Очень удобно. У меня несколько сотен друзей из разных стран в соцсетях, очень люблю общаться, делиться новостями, всегда оставаясь на связи. Техника выручает. Знаю, сей- час появились беспилотные автомобили, мне бы такой очень пригодился. Пока это только мечты, но как знать, может, скоро они станут реальностью. Ведь еще десять лет назад быстрый Интернет в кармане казался чем-то фантастическим. Особенные дети Н а перемене центр похожна перекресток в час пик, даже разметка имеется — тактильные дорожки из резины. По коридорам движутся дети, внима- тельно исследуя пространство вокруг тросточками или просто выставив вперед руки. Сейчас здесь обучаются и воспитываются почти 350 учеников с различными нарушениями зрения и полностью незрячих (с таким диагнозом здесь каждый пятый) из 11 регионов России, включая такие отдаленные, как Коми и Дагестан. На уроке в 1А классе для детей с ослабленным зрени- ем на столе у каждого ученика Macbook. Первоклашки пробуют делать свои первые рисунки в графическом редакторе. Лучшие работы проецируются на интерак- тивную доску. ДОСЛОВНО — Материально - техническая база , конечно , очень важна , мы стремимся , чтобы у ребят было все самое лучшее , но даже совершеннейшая техника и прекрасные бытовые условия не смогут заменить хорошего педагога , — считает директор центра , народный учитель России Игорь Батищев . — Люди — наше главное богатство , их знания , опыт и отеческая забота об учениках лежат в основе всех наших достижений . Своих мы не бросаем , помогаем выпускникам влиться в общество , следим за их судьбой . А как иначе , ведь наш центр словно большая семья . —Ребята у нас особенные, — говорит учитель Ирина Сафонова,—у кого-то близорукость, у кого-то дальнозор- кость, глаукома, катаракта, к каждому нужен свой под- ход. Здорово помогают современные методики обучения с использованием технических средств—динамических стендов с меняющимися картинками, интерактивной доски, ноутбуков. Можно индивидуально выбрать под- ходящийшрифт, задать правильныйцветфона. Главное, равномерно распределять нагрузку. Уроки у нас прохо- дят в движении, занимаются дети без обуви, их ножки массирует специальный коврик, чтобы лучше работали чувствительные рецепторы, через определенные про- межутки времени делаем упражнения для укрепления зрения — видите цветные овалы и круги на потолке? Ученикам и их родителям я объясняю, что компьютер в первую очередь предназначен для учебы и работы, а не для развлечений. К выпуску из начальнойшколыребята уверенно работают с программами, делают красочные презентации. Первоклассник Максим Нуруллаев уже уверенно управляется с макбуком. — Учиться у нас очень здорово, — заявляет он. — Больше всего запомнилось, как мы через Интернет участвовали в олимпиаде «Олимпис». Нужно было выполнить различные интересные задания и сделать это как можно быстрее. Особенно приятно, что все, кто справился, получили потом призы и медали. Почувствуй цвет В 1Б учатся дети, у которых зрение едва сохранилось и совсем незрячие. — Упор в занятиях делается на развитие так- тильного восприятия,—объясняет педагог Ирина Зино- ва.—Мои ученики могут исследовать окружающий мир в основном через слух и осязание. Поэтому используем аудиозаписи сказок, рельефно-точечнуюазбукуБрайля, электронные видеоувеличители, с помощью которых можно вывести текст учебника на интерактивную до- ску. Словом, хотя методикам обучения чтению шриф- та Брайля уже много лет, современные технические средства делают арсенал приемов учителя значительно богаче. У незрячих детей сохранилось цветоощущение, и это тоже важно использовать в процессе учебы. Первоклассница Вика Корабельщикова недавно ос- воила мобильный телефон и не скрывает своей гордости. — Когда нажимаю кнопку, я чувствую, что экран ярко загорается, значит, можно звонить, — расска- зывает она. — Позвонила своей крестной, и мы долго болтали про мультфильмы. Я очень люблю мультики «Барбоскины», «Щенячий патруль», «Маша и мед- ведь». Различаю героев по голосам, а как они выглядят, мне рассказывает мама. Обожаю игрушки из мульти- ков, подробно ощупаешь их, и сразу представляешь любимых персонажей. Мечтаю, когда вырасту, писать стихи и сочинять забавные истории, чтобы по ним тоже снимали мультфильмы. Главное — не сдаваться ! В иктор Горбунов, учитель математики и информа- тики, работает с незрячими детьми уже больше сорока лет. В свое время он с диагнозом «тотальная слепота» закончил школу для слепых и слабовидящих детей, а после педагогического вуза вернулся в родные стены, чтобы помогать другим. —Вокруг немало хороших, добрых людей, но в целом наше общество стало гораздо жестче, даже здоровому человеку сегодня непросто быть конкурентоспособным, что уж говорить про слепых, — размышляет Виктор Николаевич.—Яучу своих воспитанников: если хочешь чего-то достичь — не дави на жалость, не отчаивайся, а всегда борись до конца, стремись стать лучшим, насто- ящим профессионалом без всяких скидок, только тогда тебя зауважают. С компьютероми смартфономВиктор Горбунов давно на «ты». Еще в девяностые он стал часто использовать технику на уроках, освоил Интернет. — Прогресс не стоит на месте, появилось множество полезных вещей, — рассказывает педагог. — У нас есть специальные принтеры, распечатывающие текст шриф- том Брайля на особой бумаге, так можно перевести хоть целую книгу. Можно, наоборот, отсканировать рельеф- но-точечный шрифт и перевести такую информацию в обычный формат для зрячих. Существуют специальные программы экранного доступа, тактильные клавиатуры и дисплеи для слепых. Говорящий калькулятор способен производить даже инженерные расчеты. Мы занимаемся по обычной общеобразовательной программе, с учетом особенностей наших учеников, и технические средства позволяют проводить уроки еще более насыщенно и интересно. ВикторНиколаевич направляет камеру смартфона на меня, несколько движений пальцев, и голос из динамика выдает информацию: «цвет пиджака синий». Еще через секунду смартфон считывает текст записки, правильно определяет количество и номинал купюр на столе, персо- нальный помощник Гугла голосоминформирует о погоде на улице, сообщает последние новости. — Сложно представить, как мы жили без всего этого раньше, — признаётся учитель. — Мне одна незрячая знакомая жаловалась, что для того, чтобы рассортиро- вать поцветамбелье к стирке, приходилось звать соседей, сейчас эту проблему можно решить с помощьютелефона. Яраньше в транспорте считал остановки, чтобыне пропу- стить свою. Теперь мне маршрут выстраивает навигатор. С ним я уверенно себя чувствую в любой точке города. С помощью голосовых команд легко заказать еду из кафе, совершить платежи в мобильном приложении банка. Станет скучно—можно поиграть в игрушку на мобиль- ном. Такие простые, казалось бы, вещи, а как много они значат в жизни незрячего человека. В скайпе Виктор Горбунов регулярно общается со своими друзьями и учениками. — У нас, можно сказать, сложилось настоящее брат- ство в Интернете, помогаем и поддерживаем друг друга. На связи вся страна—от Черноземья доНаходки,—рас- сказывает он. Робот на дом Е ще больше необычной техники в Центре дистан- ционного образования детей-инвалидов Липецкой области, который входит в структуру Центра об- разования, реабилитации и оздоровления. Здесь есть го- ловная компьютерная мышь, с помощью которой можно управлять компьютером без рук, только движениями головы, специальные мультимедийные клавиатуры для слабовидящих с накладками и крупными клавишами, сенсорныеклавиатурысповышеннойчувствительностью, особые мышки, дополнительно оснащенные выносными джойстиками, роллерами и кнопками для больных дет- скимцеребральнымпараличом и с нарушениями функций опорно-двигательного аппара- та, и много других полезных приспособлений. Сейчас в цен- тре обучается двести детей с ограниченными возможностя- ми здоровья со всей области. — Каждый наш ученик получает бесплатно на период обучения мощный компьютер Apple, веб-камеру, планшет, принтер, сканер, цифровойми- кроскопидругуюнеобходимую технику, а также, конечно, подключение к скоростному Интернету, — рассказыва- ет главный инженер центра Михаил Проскурин. — Со- временная техника открывает потрясающие возможности. Скажем, учитель может дис- танционно наблюдать за опы- тами по биологии, картинка препарата под микроскопом транслируется ему прямо на экран. Из конструктора-транс- формерана занятияхпо робото- технике можно собрать все что угодно—управляемого робота или даже звучащую электро- гитару. Ребятам это нравится. Если возникают вопросы, то специалисты нашей «Горячей линии» моментально дают технические консультации, при необходимости на дом вы- езжает инженер. Педагоги - видеоблогеры С уббота в центре — кружковой день. Специально оборудованные автобусы забирают ребят со всего Липецка и окрестностей. —Дистанционное образование—этохорошо, но очень важно поддерживать эмоциональный контакт с учени- ками, — считает учитель русского языка и литературы ЛюдмилаМикрякова.—Я занимаюсь с детьми в творче- ской мастерской «Секреты филологии». Они с большим энтузиазмом относятся к нашим встречам, ждут их с нетерпением, с удовольствием участвуют в конкурсах и олимпиадах на равных со здоровыми ребятами. Так, Ира Белоуспобедила в онлайн-олимпиаде «ProЧитай»МГПУ. Наш кукольный спектакль «Лапти» занял первое место на областном конкурсе. Куклы прекрасно развивают мелкую моторику, кроме того, детям с дефектами речи проще выразить себя на сцене с помощью кукольных персонажей. А сейчас мы делаем творческий проект по стихотворению Бориса Пастернака «Рождественская звезда». Из бумаги вырезаем снежинки, ангелов, волхвов и другие детали, собираем из них картины и в специ- альной программе превращаем их в красочный фильм. Работа очень трудоемкая, но результат того стоит. Творчество воспитанников центра, видеоблоги педагогов, записи важных мероприятий, концертов, видеопоздравления и другие интересные ролики можно увидеть на YouTube канале ЦДО. Содержание канала и официального сайта обновляется практически каждый день. Плодотворно работают студия детского телеви- дения и издательский центр. Информация оперативно доходит до ребят и их родителей сразу по нескольким медиаканалами в соцсетях. Заявление на дистанционное обучение, которое, кстати, абсолютно бесплатное, можно подать, не выходя из дома, заполнив форму на сайте. Удивительные люди О дного из учеников Виктора Горбунова теперь знает вся страна. Незрячий с рождения двадцатишести- летний выпускник Липецкой школы-интерната для слепых и слабовидящих детей Эдуард Нехаев не так давно стал победителем народного голосования в популярном шоу «Удивительные люди» на телеканале «Россия 1». Молодой человек поразил зрителей своим необычным умением ориентироваться в пространстве с помощью метода эхолокации. По словам Эдуарда, он может слышать звук, отражающийся от предметов, и таким образом определяет их размер, форму, местопо- ложение и даже материал, из которого они изготовлены. В финале телешоу под восторженные возгласы изум- ленной публики Эдуард Нехаев безупречно миновал на велосипеде все препятствия, что помогло ему опередить достойных соперников. Незрячий спортсмен Николай Орлов впервые в исто- рии России покорил Эльбрус, поднявшись на высоту 5642 метра, а в своей следующей экспедиции совершил восхождение на пик Воробьева (5780 метров) на Памире. Артур Минеев стал чемпионом Европы по легкой атлетике среди инвалидов по зрению, получил звание «Мастер спорта России международного класса». Евгения Михайлова в составе российской сборной завоевала титул чемпионки мира по голболу на соревно- ваниях в США. Изомастерская «Вдохновение», джаз-бенд «Бабуш- кин джем»,школьный театр «Паяц» и другие творческие коллективы (а всего их более 40) неоднократно станови- лись победителями и лауреатами всероссийских конкур- сов. Не так давно центр стал лауреатом Всероссийского конкурса «Лучшая коррекционная образовательная организация-2016». -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz