Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)
КЛУБ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ № 63/25441/ 6 АПРЕЛЯ 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 23 ЕЛЕНА БРЕДИС Понятно, что у каждой приемной семьи своя история. Понятно, что о каждой можно написать если не роман, то по- весть. Яне перестаюудивлять- ся запасам терпения, любви и понимания у этих людей. О них надо говорить. И чем больше, тем лучше. Потому что в окружающем нас мире, полном эгоизма, отчужден- ности и стремления к личному комфорту, таких людей очень мало. Авдруг кто-то, прочитав очередную историю, задума- ется над тем, правильные ли ценности и ориентиры он вы- брал в этой жизни? Наша сегодняшняя со- беседница — председатель региональной Ассоциации замещающих семей, ставшая приемной матерью для семе- рых детей, НатальяАвдиенко. — Приемная семья стал- кивается со всеми теми же проблемами, которые есть в многодетных семьях, где мама с папой работают и при этом выполняют все свои родитель- ские обязанности. Я вообще убеждена, что в многодетной семье мама не должна рабо- тать. То, что она воспитывает детей — это огромный труд! И для государства он должен быть не менее, а может быть даже и более важен, чемлюбой другой. Потому что речь идет о том, какими будут граждане будущего поколения. А у нас, когда многодетная приемная мама сидит дома с детьми, ей даже трудовой стаж не идет. Это просто обидно. Я считаю, этот вопрос надо поднимать на законодательном уровне. Вот недавно мы говорили о том, что мамочки, воспитавшие восемь, десять, двенадцать приемных детей, должны на- граждаться каким-то знаком почета. Я, возглавляя Ассо- циацию, знакома со многими приемными семьями и знаю, что Липецкой области есть чем гордиться. У нас такие потрясающие семьи! Где не только мама, но и папа полно- стью поглощены детьми. А вы много найдете родных отцов, которые не только деньги за- рабатывают, но и серьезно занимаются воспитанием? Причем с упоением, с полной отдачей! Когда родные отцы бросают и двух, и трех детей, тут видишь мужчин, воспи- тавших нескольких своих, а теперь самоотверженно отда- ющих не иссякающую любовь инежность приемнымкрохам. Таким людям надо не просто ордена и медали давать, их портреты надо вывешивать на Доске почета, где-нибудь на центральной улице, чтобы все знали и видели, особенно — молодежь. Чтобы мальчики с детства привыкали, что отец — это главное и очень достой- ное призвание. — Насколько я поняла из общения с приемными роди- телями, помощь психологов практически недоступна се- мьям из районов. А она ведь очень нужна, особенно когда в семью берут подростков… —Подростокприходит в се- мью уже со своим жизненным опытом. Плохой ли, хороший, но он есть. И тут родитель ни Главное призвание Особый мир — многодетная семья в коем случае не должен схо- ду навязывать свои правила игры. Он должен быть принят ребенком, услышан им. Толь- ко тогда возникнет компро- мисс, который даст результа- ты.Психологинеобходимы, но они должны быть рядом. Они должны постоянно наблюдать за семьями, знать отношения в них, знать историю ребенка. Выездные тренинги, которые проводит центр «СемьЯ»—это замечательно, но они разо- вые и не адресные. А нужна, конечно, адресная помощь. Если бы психологов хотя бы вернули в школы, это могло бы здорово помочь. — Когда я слышу расска- зы, как все замечательно, я все равно не сомневаюсь, что проблем-то хватает… — Конечно! Ребенок не рождается «белым листом», а берут-то чаще всего не но- ворожденных. Приемные родители могут только вкла- дывать все возможное, но никогда нельзя быть уверен- ным в результате. Что бы там ни говорили, а генетику никто не отменял. Это при- рода, и ничего ты с ней не сделаешь. Можно взять двух братишек, у которых были разные отцы, и один из них поступит в институт, а дру- гого вы еле-еле заставите за- кончить колледж. Но самое главное, чтобы оба знали, что у них есть дом, есть се- мья. Главное — постараться, чтобы оба выросли добрыми и порядочными людьми. Но и это, увы, не факт. Чтобы был положительный результат, приемный родитель должен быть и педагогом, и психоло- гом, и другом. И мы все этому учимся. Не у всех и не всегда получается, и вот тогда очень важна помощь специалиста. — Когда ребенка из при- емной семьи возвращают, это можно чем-то оправдать? — И да, и нет. Очень часто ребенка берут в состоянии эй- фории, а это огромная ошибка. Надо брать, осознавая, что ты идешь на огромные трудности, что ты готов к ним. Потому что эти трудности обязательно возникнут, не сразу, так че- рез месяц, два, три. И вот тут самое главное, чтобы не про- изошло отторжение родителем ребенка. Это иллюзия, что каждый человек может стать приемным родителем. Дале- ко не каждый. Так же, как и не каждая женщина может стать мамой, — посмотрите, сколько у нас бросают детей. А потому что ее мама в свое время не научила, как это — быть матерью. И в этом плане с подрастающим поколением срочно надо что-то делать. Они ведь сейчас живут ради удовольствия, ради потре- бления, а взрослые им в этом помогают. А ребенок должен понимать, что в этой жизни ничего просто так не дается, что все надо заслужить, зара- ботать. Только так он станет взрослым и ответственным. Слепая родительская любовь губит детей. — Но что же можно сде- лать? — Помните, в наше время были уроки «Этика и психо- логия семейной жизни»? А еще были уроки домоводства, труда. Нас не только дома, но и вшколе готовили к взрослой жизни. Нас учили, какуюроль в семье играет женщина, ка- кую—мужчина, что такое се- мейный бюджет и как им рас- поряжаться.Нас с детствапри- учали, как мальчик должен относиться к девочке, вообще какой должна быть девочка. А я недавно еду в автобусе, а на- против меня сидят мальчик с девочкой, подростки.Мальчик ее нежно за ручку держит, по руке гладит. Не успела я свою первую любовь вспомнить, как что-то меня насторожило. Пригляделась и поняла: так это же две девочки! Просто одна очень коротко стрижена и одета по-пацански. Послушай- те, когда такое было, когда это вот так демонстрировалось?! Весь автобус был в шоке. Но это же наши дети, они же не с Марса к нам упали! — Раньше школа воспи- тывала, а теперь оказывает образовательные услуги… — Я помню, когда у нас в классе случались ссоры, драки, какие-то инциденты, наша классная руководитель обязательно разговаривала с нами об этомна классномчасе. Мы говорили о том, что такое предательство, что такое на- стоящий друг, как надо было повести себя в тойилииной си- туации. А сегодня это должна делать мама, неважно, дочь у нее или сын. С детьми надо все время разговаривать о том, что происходит в ихжизни. Тогда, возможно, мыне будем вшоке от того, что у них совершенно иные ценности. — Кстати, о ценностях. В больших приемных семьях дети не жалуются, что вот у них нет последней модели смартфона или модных крос- совок, которые есть у других? — Приемные дети — осо- бенные. Они ведь приходят или из детдома, или из семьи, где всем на них вообще было наплевать. А тут они чувству- ют тепло, заботу, которых у них никогда не было. Может, кому-то в глубине души и хо- чется новомодный телефон, но если ни у кого в семье нет, то ничего страшного. Много- детная семья — это вообще другой мир, в ней иные ценно- сти, иные приоритеты. Втакой семье не может расти эгоист. Что касается телефонов, то у нас в семье правило: если ты отучился четыре года без троек исминимальнымколичеством четверок, занимался спортом или чем-то еще, показывая хо- рошие результаты, то мы тебе дарим телефон. Но недорогой, без подключения к Интерне- ту. Нам есть чем заняться в свободное время, мы все очень любим спорт. Ана компьютере каждый ребенок у нас имеет право заниматься только час в день. Чем именно — он сам выбирает. Но и я, и старшая дочь постоянно следим, кто заходит к ним на страничку в социальных сетях, с кем и о чем они общаются. После последних событий уже по- нятно, что без такого контро- ля нельзя. Ребенок должен делиться своими проблемами не с гаджетами, а с мамочкой, а это все больше уходит. Ре- бенок часами сидит в Интер- нете, мама часами болтает по мобильнику… Детям нужны эмоции. Если мама встречает его со словами: «Какой же ты у меня молодец, какой же ты замечательный!», если накры- вается общий праздничный стол, то ребенок понимает, что принес в дом радость. А если ему за какое-то достижение молча суют в руки ноутбук, то вся энергия его радости уходит туда, в компьютер. Если де- вочка поделится своей первой влюбленностью с мамой, то и мама вспомнит свою первую любовь. А если девочка с этой любовью пойдет в Интернет, то ей там подробно объяснят, «как это бывает в первый раз». Вот вам два разных пути буду- щей жизни. —А чем вы можете объяс- нить любовь к биологической матери, которая у многих со- храняется? — Сначала ребенок прихо- дит в приемную семью с боль- шой обидой на мать, нажизнь. Но проходит год, другой, его все любят, и раны душевные постепенно заживают. А с ними, представьте, уходит и обида на маму. Потому что мама есть мама, и они будут любить ее любую. Наверное, это правильно: ребенок дол- женлюбить своюроднуюмать, это природа. Я знаю пример, когда биологическая мать объявилась, когда ее дочери было уже семнадцать лет. Объ- явилась потому, что у нее было еще двое детей, и требовалась помощница. И представьте, девочка простила и даже захо- тела помогать. И вот тут при- емной маме пришлось стать подругой этой девочке, чтобы как-то корректировать ситуа- цию и не дать биологической матери просто использовать когда-то брошенного ребенка, чтобыне допустить еще одного предательства и стресса. Так что, когда приемные дети вы- растают, они все равно остают- ся нашими. “ Чтобы был положительный результат, приемный родитель должен быть и педагогом, и психологом, и другом. И мы все этому учимся ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АЛЬБОМА НАТАЛЬИ АВДИЕНКО
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz